Пенсионная законодательство научная статья

Библиографическая ссылка на статью:
Фатеева Ю.В. Пенсионное обеспечение в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/03/7189 (дата обращения: 18.10.2020).

Одним из видов источников доходов отдельных категорий граждан является пенсия.

Пенсионным обеспечением населения в России занимается государственное внебюджетное социальное учреждение – Пенсионный фонд. Цель Пенсионного фонда заключается в обеспечении граждан средствами существования согласно установленных законом прав на пенсионное обеспечение.

Используя официальные данные Пенсионного фонда РФ, Федеральной службы государственной статистики и Министерства финансов, рассмотрим основные показатели, характеризующие пенсионное обеспечение России.

Лицам, достигшим пенсионного возраста при наличии трудового стажа не менее пяти лет, а также лицам потерявшим трудоспособность и лицам, потерявшим кормильца, назначают трудовую пенсию.

В 2013 году получателями трудовых пенсий в России было 37,7 млн. чел., а в 2014 году- 38,58 млн.чел.

Пенсионным возрастом по старости в России является 55 летний возраст для женщин и 60 лет для мужчин.

Лицам, не имеющим право на получение трудовых пенсий назначают социальную пенсию. Социальная пенсия назначается лицам имеющим трудовой стаж менее 5 лет (женщинам в 60 лет, мужчинам в 65 лет), инвалидам всех категорий, детям- инвалидам, малочисленным народам Севера, студентам очного отделения до 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей.

Пенсионный фонд как государственный орган, имеющий поступления и статьи расходов представлен бюджетом.

Источниками доходов пенсионного фонда являются: поступления страховых взносов от предприятий, граждан, добровольные перечисления и ассигнования государства. Расходы пенсионного фонда направлены на реализацию его основных функций: выплату трудовых, социальных и военных пенсий, социальные выплаты отдельным группам граждан, социальные доплаты пенсий до минимального прожиточного минимума, софинансирование пенсий, выдача сертификатов на материнский капитал и другие функции.

Таблица 1- Бюджет ПФРФ (в млн. руб.)

За рассмотренный период наблюдается рост как доходной, так и расходной частей бюджета пенсионного фонда. В 2014 году бюджет ПФРФ имеет дефицит в сумме 126449,7 млн. руб., а на 2015 год прогнозируется рост дефицита в 5 раз по сравнению с 2014 годом.

В таблице 2 представлены данные среднего размера пенсий граждан по всей России за период на 1 января с 2010 по 2014года.

Таблица 2- Средний размер пенсий по РФ на 1 января года, в рублях

Средний
размер пенсии

За рассмотренный период наблюдается рост как трудовой (на 9,6% в 2014году по сравнению с 2013 годом), так и социальной пенсии (на 8,9%).

Согласно проекту бюджета Пенсионного фонда, на 2015 год средний размер пенсии по старости, составит 12 045 рублей, размер социальной пенсии – 8 479 руб.

Показатель позволяющий произвести расчет социальной доплаты к пенсии – прожиточный минимум, рассчитанный на основании потребительской корзины.

Таблица 3- Величина прожиточного минимума пенсионера, в рублях

Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации на 2015 год составит 7161 рублей, а на 2016 год – 7476 рублей.

Рассматривая прожиточный минимум пенсионера по регионам России наблюдается следующая разница: самый низкий уровень прожиточного минимума на 2014 год в Тамбовской области в сумме 4 802 руб., в Астраханской области 5 382 руб.; самый высокий в Чукотском АО -14 000руб. и в Ненецком АО- 13 420 руб.

На 2015 год пенсионная система подвергается ряду изменений, которые затронут как нынешних, так и будущих пенсионеров.

С 1 января 2015 года вводится новая система формирования и расчета пенсий, а именно трудовая пенсия разделится на два вида пенсий: страховая и накопительная.

Страховая пенсия будет рассчитываться по пенсионным баллам, необходимое количество которых для начисления пенсии по старости в 2015 году составит 6,6 баллов, но к 2025 году эта норма возрастет до 30 и более баллов.

Баллы будут начисляться не только за трудовой стаж, но и за военную службу по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданам старше 80 лет и др.

Стоимость пенсионного балла с 1 января 2015 года составляет 64,1 рубля, а размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 3 935 рублей.
К 1 февраля 2015 года стоимость балла и размер фиксированной выплаты будут проиндексированы согласно индексу потребительских цен.

Измениться и минимальный стаж для получения пенсии по старости с 5 до 15 лет. В 2015 году требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – с каждым год по 1 году.

Следовательно, изменения в пенсионной системе должны быть нацелены на улучшение пенсионного обеспечения всех групп граждан, их материального благосостояния и ее устойчивого развития в перспективе.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 01.12.2014 N 385-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов” (01 декабря 2014 г.) ;
  2. Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ “О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов”;
  3. Официальный портал Пенсионный фонд. URL: http://www.pfrf. ru;
  4. Официальный портал Министерства финансов России. URL: http://www.minfin.ru;
  5. Официальный портал федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru .

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2020. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом пенсионная система, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 15 за период c 2001 по 2016 год).

1. Михайлов А.Г.
Генезис экономической стратегии. Геополитика и Финансы / 2016. – 258 с. – doi: 10.18334/9785906830883.
Взаимное воздействие геополитики и финансов рассмотрено на примере геополитических трансформаций России в XX веке, генезиса Pax Americana, а также при финансовых кризисах 1998, 2008, 2014 годов. Чтобы Россия не вошла в столкновение с другими мировыми центрами силы, а кризисы не повторялись, необходим отказ от инфляционной политики. Ответы на финансовые вызовы даст прагматичная (неинфляционная) экономическая стратегия государства, которая не состоится без интеграции в неё финансов.

При современном геополитическом раскладе в мире развитие экономики России можно получить только при низких ставках по кредитам и устойчивости рубля по покупательной способности, при продаже ресурсов за рубеж за рубли, при снижении фискальной нагрузки на производство и соблюдении социальных гарантий. Все перечисленные позиции достижимы в комплексе.

Национальной валюте отказывают в устойчивости по покупательной способности, что, фактически, поддерживает чужие валюты. Пока доллар обменивают на товары, собственность и «коллекционируют» про запас – доллар будет устойчив, а США продолжат диктовать свои правила и вводить санкции.

Благодаря своему укреплению у России появилась возможность активного развития и диверсификации экономики и формирования благоприятного геополитического окружения, в частности, принимая Государственные Акты РФ «О наделении суверенитетом» стран Балтии; добиваясь пунктуального исполнения учредительных документов СНГ; соблюдая стратегию военного нейтралитета; инициативно защищая свои реальные интересы. Только сильная Россия будет богатой.

Финансовый фактор един для внутреннего устройства и геополитического позиционирования государства. Это доказательно изложено в книге, в ней исторические факты даны непредвзято и вне привычных стереотипов.

2. Ким Н.Б.
Основные проблемы развития пенсионной системы Российской Федерации // Российское предпринимательство. (№ 24 / 2013).
В течение последнего десятилетия проводится реформирование пенсионной системы России. Ежегодно вносятся изменения в пенсионное законодательство. В статье рассматриваются основные проблемы, встающие на пути развития пенсионной системы РФ.

Ким Н.Б. Основные проблемы развития пенсионной системы Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 24. – с. 205-208. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8352.

3. Никифорова О.Н.
Специальные пенсионные фонды и корпоративные пенсии в развитых странах и России // Российское предпринимательство. (№ 4 / 2012).
Статья посвящена особенностям развития специальных пенсионных фондов и корпоративных пенсий в развитых странах. Констатируется высокий уровень охвата трудоспособного населения этими видами пенсий за рубежом и сравнительно низким интересом к ним в России. Анализируется опыт по организации специального пенсионного фонда в Норвегии, сформированного на доходы от нефтедобычи. Это могло бы стать примером для России, особенно в условиях надвигающегося демографического кризиса.

Никифорова О.Н. Специальные пенсионные фонды и корпоративные пенсии в развитых странах и России // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 4. – с. 182-187. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7325.

4. Сочнева Е.Н.
Приоритетные задачи современной социальной политики России // Российское предпринимательство. (№ 6 / 2011).
В статье рассматривается демографическая ситуация в России, оказывающая негативное влияние на рынок труда. Автор анализирует существующие государственные методы стимулирования рождаемости и борьбы с безработицей и высказывает мнение, что для смягчения негативных социальных последствий постиндустриальной экономики необходимо обратиться к кейнсианским методам регулирования рынка труда. Их реализацию автор видит в создании дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Сочнева Е.Н. Приоритетные задачи современной социальной политики России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – с. 54-60. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6561.

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

5. Никифорова О.Н.
Особенности реформирования пенсионной системы России // Российское предпринимательство. (№ 4 / 2011).
Статья посвящена текущим особенностям реформирования пенсионной системы, проблеме старения населения и его влияния на ход пенсионной реформы. Эта негативная тенденция осложняется тем, что в стране существует бедность и высок процент населения с небольшими доходами – этой категории граждан будет сложно сделать накопления к пенсионному возрасту, что ставит под сомнения эффективность текущей пенсионной реформы.

Никифорова О.Н. Особенности реформирования пенсионной системы России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – с. 17-22. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6656.

6. Захаров И.Н.
Современная практика актуарного оценивания пенсионной системы Российской Федерации // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2011).
Задача анализа пенсионной системы Российской Федерации в период нестабильности экономики, ухудшающейся социально-демографической обстановки, реформирования пенсионного законодательства крайне сложна и актуальна. Актуарное оценивание позволяет рассчитать параметры долгосрочного функционирования пенсионной системы на основе высокоэффективных методик, позволяющих своевременно выявить и предотвратить влияние негативных факторов. В статье рассматривается современная актуарная практика, выявляются особенности российского пенсионного оценивания, дается пенсионная модель с основными параметрами.

Захаров И.Н. Современная практика актуарного оценивания пенсионной системы Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – с. 18-24. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6645.

7. Борисенко И.В.
Повышение значения накопительных механизмов формирования пенсий в современных условиях // Российское предпринимательство. (№ 2 / 2010).
Стартовавший в начале текущего года новый этап пенсионной реформы нацелен на создание в России полноценной накопительной системы
за счет использования стимулов к активизации сбережений населения и софинансирования государством накопительных программ. Эта
задача невыполнима без вовлечения в структуру пенсионного обеспечения негосударственных пенсионных фондов как необходимого условия
поддержания устойчивости государственной распределительно-накопительной пенсионной системы.

Борисенко И.В. Повышение значения накопительных механизмов формирования пенсий в современных условиях // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 2. – с. 41-46. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6007.

8. Бурлака Н.П.
Основные тенденции реформирования пенсионных систем в современном мире // Российское предпринимательство. (№ 5 / 2009).
В статье рассматриваются причины кризиса пенсионных систем и основные направления их трансформирования в различных странах мира, а также проблемы, возникающие в результате осуществления пенсионных реформ, и пути их решения.

Бурлака Н.П. Основные тенденции реформирования пенсионных систем в современном мире // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – с. 25-30. – url: https://creativeconomy.ru/lib/5283.

9. Магомедгаджиева Р.Д.
Формирование профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации // Российское предпринимательство. (№ 1 / 2009).
Одной из центральных проблем действующей государственной системы пенсионного обеспечения остается острая необходимость реформирования существующего порядка установления досрочных пенсий по старости для отдельных категорий застрахованных лиц, работавших в особых условиях труда.

Магомедгаджиева Р.Д. Формирование профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – с. 114-116. – url: https://creativeconomy.ru/lib/3495.

10. Крючков А.В.
Организационно-экономические условия пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Российское предпринимательство. (№ 10 / 2008).
В настоящее время в России наблюдается увеличение таких негативных социальных явлений, как бедность, преступность, депопуляция, вынужденная миграция, наркомания и т.п. Очевидна необходимость осмысления природы этих факторов и позитивного изменения создавшегося положения силами государства и общества. Один из путей – совершенствование пенсионной системы.

Крючков А.В. Организационно-экономические условия пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – с. 39-44. – url: https://creativeconomy.ru/lib/3203.

11. Гончаров С.Ф.
Об итогах первого пятилетия пенсионной реформы // Российское предпринимательство. (№ 7 / 2007).
Пять лет назад в России начала действовать новая пенсионная система. Основными целями ее реформирования стали переход пенсионного обеспечения на страховые принципы, повышение жизненного уровня пенсионеров и достижение финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). С 2002 г. ставка пенсионного налога в ЕСН стала составлять 28%, из которых 14% направлялось на финансирование базовой части трудовой пенсии, 8% — на выплату страховой части и 6% – на формирование накопительной части. В первоначальном варианте право на накопительную пенсию получили мужчины не старше 1953 года и женщины моложе 1957 года рождения.

Гончаров С.Ф. Об итогах первого пятилетия пенсионной реформы // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – с. 101-105. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2421.

12. Ахундов О.Т.
Социальная ответственность местных властей: американская модель // Российское предпринимательство. (№ 8 / 2002).
Начавшийся процесс реформирования российской пенсионной системы в направлении частичного перехода на накопительные принципы, предусматривающие реализацию ответственных инвестиционных программ, должен опираться на опыт других стран. В частности, представляет интерес американский опыт функционирования накопительных схем пенсионного обеспечения на уровне штатов и местных органов власти.

Ахундов О.Т. Социальная ответственность местных властей: американская модель // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 8. – с. 105-108. – url: https://creativeconomy.ru/lib/704.

13. Ярошенко С.Г.
Какая пенсионная система сейчас в России? // Российское предпринимательство. (№ 2 / 2002).
Продолжение. Начало в 10, 11, 12/2001, 1/2002.
В России началась пенсионная реформа. При этом часто говорится о том, что сутью пенсионной реформы является переход от распределительной пенсионной системы к накопительной. Однако почему-то никто не задает очень важный вопрос: действительно ли пенсионная система в России является распределительной?

Ярошенко С.Г. Какая пенсионная система сейчас в России? // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 2. – с. 85-89. – url: https://creativeconomy.ru/lib/585.

14. Ярошенко С.Г.
Как у пенсионеров незаметно отняли 19 миллиардов // Российское предпринимательство. (№ 1 / 2002).
(Продолжение. Начало в 10, 11, 12/2001).
В России началась пенсионная реформа, целью которой является постепенный переход от распределительной к накопительной пенсионной системе. Государственная дума РФ на весенней сессии 2001 г. приняла в первом чтении пенсионные законопроекты, устанавливающие новые организационные, правовые и финансовые основы государственного пенсионного обеспечения. Отличительной чертой предлагаемой пенсионной реформы является полное самоустранение государства от ее финансирования, вся тяжесть реформы падает на плечи нынешнего поколения пенсионеров.

Ярошенко С.Г. Как у пенсионеров незаметно отняли 19 миллиардов // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 1. – с. 111-112. – url: https://creativeconomy.ru/lib/562.

15. Ярошенко С.Г.
Кому выгодна «базовая пенсия»? // Российское предпринимательство. (№ 10 / 2001).
При обсуждении пенсионной реформы в России средства массовой информации широко тиражируют выступления представителей Правительства и Пенсионного фонда. Попробуем же взглянуть на предлагаемые изменения в пенсионном законодательстве глазами простых пенсионеров, а именно тех, кто в наибольшей степени почувствует эти изменения на себе. Главное, что бросается в глаза, это откровенно грабительский характер предлагаемых изменений пенсионного законодательства для нынешнего поколения пенсионеров. Характер ряда таких изменений, на первый взгляд, не виден. В данной статье мы покажем размеры потерь пенсионеров только от одной такой законодательной новации – введения «базовой пенсии»

Ярошенко С.Г. Кому выгодна «базовая пенсия»? // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 10. – с. 74-78. – url: https://creativeconomy.ru/lib/505.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Продолжить поиск в библиотеке по запросу «пенсионная система»?

Приглашаем в группу в Фейсбук:

Новейшие рекомендации по проведению исследований и оформлению статей, анонсы вебинаров и обучающих программ для авторов статей в журналах РИНЦ, ВАК, Scopus и Web of Science.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Финогенова Юлия Юрьевна, Козлов Павел Алексеевич

В статье проанализированы результаты последней трансформации пенсионной системы Российской Федерации (с 1 января 2015 г.) и особенности реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы . Установлено, что российская пенсионная система последовательно развивается путем все большего охвата категорий населения, повышения минимального уровня пенсий, постепенного расширения применения страховых принципов в системе обязательного пенсионного страхования. Обобщены результаты принятых в конце 2013 г. законов, определивших дальнейший вектор развития системы. Для исследования были применены методы группировки, сравнения, анализа, графического представления информации. Реализация мер, связанных с досрочным выходом на пенсию, привела к постепенному увеличению численности пенсионеров, пенсия которым назначена на общих основаниях, что повысило устойчивость пенсионной системы в настоящее время.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Финогенова Юлия Юрьевна, Козлов Павел Алексеевич

Changes in Russia’s Pension Legislation: A Review and Assessment

The paper analyzes the results of ongoing transformations of the Russian pension system (starting from January 1, 2015) and the implementation peculiarities of the Strategy of long-term Russian pension system development. The findings demonstrated that the pension system is gradually evolving: the number of the people covered and the minimum level of pensions are increasing, and the scope of application of insurance principles in the system of compulsory pension insurance is steadily growing. The article generalizes on the results of the legal acts taken in the late 2013, which determined the further development directions for the Russian pension system . The research used the methods of grouping, comparison, analysis and graphic illustration. The authors conclude that implementation of the measures relating to early retirement has led to a progressive growth in the number of pensioners, whose pensions were given on general grounds, and this process contributed to the present soundness of the pension system .

Текст научной работы на тему «Изменения в российском пенсионном законодательстве: обзор и оценка»

ФИНОГЕНОВА Юлия Юрьевна

Доктор экономических наук, профессор кафедры управления рисками, страхования и ценных бумаг

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

117997, РФ, г. Москва, Стремянный пер., 36 Контактный телефон: (499) 237-92-55 e-mail: jfinogenova@yandex.ru

КОЗЛОВ Павел Алексеевич

Аспирант кафедры управления рисками, страхования и ценных бумаг

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

117997, РФ, г. Москва, Стремянный пер., 36 Контактный телефон: (499) 237-92-55 e-mail: pavel.kozlov01@mail.ru

Изменения в российском пенсионном законодательстве:

В статье проанализированы результаты последней трансформации пенсионной системы Российской Федерации (с 1 января 2015 г.) и особенности реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Установлено, что российская пенсионная система последовательно развивается путем все большего охвата категорий населения, повышения минимального уровня пенсий, постепенного расширения применения страховых принципов в системе обязательного пенсионного страхования. Обобщены результаты принятых в конце 2013 г. законов, определивших дальнейший вектор развития системы. Для исследования были применены методы группировки, сравнения, анализа, графического представления информации. Реализация мер, связанных с досрочным выходом на пенсию, привела к постепенному увеличению численности пенсионеров, пенсия которым назначена на общих основаниях, что повысило устойчивость пенсионной системы в настоящее время.

JEL classification: Л1, J26, ^5

Ключевые слова: пенсионная система; страховая пенсия по старости; досрочные пенсии; коэффициент замещения; прожиточный минимум пенсионера; страховая пенсия; накопительная пенсия; индивидуальный пенсионный коэффициент.

Пенсионная реформа в Российской Федерации была начата в 2002 г. в целях: 1) приведения пенсионной системы в соответствие реалиям рыночной экономики с учетом демографических тенденций и прогнозов; 2) повышения уровня жизни пенсио- Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, к числу важнейших изменений, произошедших в результате перехода к страховым и накопительным пенсиям, в действующей в настоящее время пенсионной системе следует отнести:

• внедрение индивидуального пенсионного коэффициента как ключевого элемента новой пенсионной формулы;

• разделение страховой и накопительной частей трудовой пенсии на страховую и накопительную пенсию;

• возможность обращения за назначением страховой пенсии по старости после наступления пенсионного возраста (так называемый отложенный выход на пенсию);

• постепенное повышение страхового стажа, необходимого для получения страховой пенсии по старости, с 5 лет в 2015 г. до 15 лет в 2024 г.;

1 Для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, пенсии в связи с работой на Крайнем Севере и пенсии за выслугу лет необходимо иметь общий и специальный трудовой стаж, дающий право на указанные пенсии. В Списки № 1 и 2 входит перечень работников, профессии и должности которых включены в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда.

• зачет в общий страховой стаж социально значимых видов деятельности: за отпуск по уходу за детьми, за инвалидами и за лицами старше 80 лет, за прохождение срочной воинской службы.

Вместе с тем в новой системе есть и спорные положения; основным из них ввиду сложной экономической обстановки является отсутствие механизма индексации пенсий при значительном росте инфляции.

Помимо этого, размер страховой пенсии по старости в году ее назначения будет зависеть от индивидуального пенсионного коэффициента (параметр, оценивающий индивидуальный вклад в страховую пенсионную систему), коэффициента повышения страховой пенсии по старости при ее назначении позднее установленного пенсионного возраста и стоимости одного пенсионного коэффициента в определенном году.

Новая система, с одной стороны, в большей степени отличается страховым характером, так как сущность страховой пенсии по старости - компенсация потери заработка в связи со старостью - стала более определенной: теперь пенсия зависит от заработка и стажа. С другой стороны, увеличились и нестраховые обязательства государства в числе зачета социально значимых периодов жизни человека в общий страховой стаж. К ним отнесены военная служба по призыву, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет.

Итак, исходя из цели реформирования - балансирование доходов пенсионной системы, формируемых за счет страховых взносов и целевых трансфертов, с расходами на выплату страховых пенсий в соответствующем году - эффект влияния последних законодательных изменений на состояние пенсионной системы России можно оценить следующим образом.

Во-первых, в новой пенсионной формуле в качестве измерителя формируемых пенсионных прав предложен индивидуальный пенсионный коэффициент, который должен обеспечить реализацию принципа относительности формирования пенсионных прав и балансировку пенсионной системы. Предпринята попытка устранить старые ограничения по регулированию размера страховых тарифов, что должно расширить возможности адаптации пенсионной системы к изменению внешних и внутренних параметров. Вместе с тем использование индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) связано с непрозрачностью определения стоимости пенсионного коэффициента, которую предлагается оценивать по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации (п. 23 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»), однако по состоянию на июнь 2015 г. эта методика по-прежнему не утверждена. Более того, стоимость ИПК должна будет определяться с учетом общей величины межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет ПФР (п. 20 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Эта мера таит в себе две серьезные угрозы: снижение уровня пенсионного обеспечения граждан и недостаточность межбюджетных трансфертов в бюджет ПФР, причем обе проблемы могут быть вызваны отклонением фактических макроэкономических показателей от заложенных в бюджет, что вполне вероятно в современных социально-экономических условиях.

Во-вторых, решить задачу большей дифференциации пенсий в зависимости от заработка работника пока не представляется возможным. Сегодня по-прежнему действует максимально установленная база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, устанавливаемая ежегодно путем принятия Федерального закона (в текущем году - 711 000 р.). Таким образом, законодательно установлена дифференциация лишь при заработной плате менее 59 250 р. (до уплаты страховых взносов и вычета налогов). К тому же имеется установленное максимальное количество «баллов», которое могут получить работники за один календарный год (10 - для тех, кто направляет все средства на страховую пенсию, и 6,25 - для тех, кто направляет часть средств на накопительную).

В-третьих, при новой системе начисления пенсий происходит усиление роли страхового механизма за счет повышения требований к минимальному страховому стажу, необходимому для назначения пенсии, и к размеру заработной платы.

В-четвертых, в пенсионную формулу вводятся механизмы оптимизации пенсионной системы (стимулирование более позднего выхода на пенсию; поэтапное увеличение требуемого стажа; введение ограничений по формированию пенсионных прав работающих пенсионеров; снижение требований к минимальному количеству ИПК).

Новая пенсионная система призвана в целом положительно повлиять на уровень жизни населения. Ожидается, что граждане будут мотивированы к большей трудовой активности. В то же время для лиц, получающих низкую заработную плату и не имеющих требуемого трудового стажа, по-прежнему предусмотрены социальные пенсии, т. е. пенсионное обеспечение, как и ранее, будет охватывать все население страны.

1. Границы пенсионного возраста и фактический возраст выхода на пенсию в России: доклад первого заместителя Председателя Правления ПФР А. В. Куртина на Балтийской конференции по вопросам социального обеспечения (Берлин, 26-27 апреля 2015 г.).

2. Ермаков Д. Н. Реформирование пенсионной системы России в 2015 г.: новации, тенденции и перспективы // Труд и общество в XXI веке: парадигмы рынка труда и занятости, управления персоналом и социальных отношений: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию образования кафедры экономики труда и управления персоналом и общеэкономического факультета РЭУ им. Г. В. Плеханова (Москва, 10 апреля 2015 г.). М. : РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2015. Кн. 2.

3. Козлов П. А. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации: анализ промежуточных результатов // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2015. № 3 (81).

4. Куртин А. В. Адаптация национальных пенсионных систем к социально-экономическим изменениям на пространстве Содружества Независимых Государств // Вестник Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов. 2014. № 10.

5. Соловьев А. К. Векторы пенсионной реформы // Финансы. 2014. № 6.

6. Финогенова Ю. Ю. Мировые тренды управления инвестициями пенсионных фондов // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2014. № 4 (8).

7. Gorlin Yu. About "Simplicity" of the Current Pension Formula // Economic Policy Journal. 2014. No. 2.

8. Hauner D. Macroeconomic Effects of Pension Reform in Russia // IMF Working Paper. 2008. No. 08/201.

9. Nazarov V. Russia's Pension Reform: Intermediate Results // Russian Economic Developments. 2012. No. 12.


В настоящее время многие ученые-экономисты занимаются проблематикой пенсионного обеспечения, функционирования пенсионной системы Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов, и это является закономерным и естественным процессом, поскольку пенсионная система является одним из основных элементов социальной защиты населения [1, 7–9].

Пенсионная система России претерпела уже множество реформ. Последние глобальные изменения берут свое начало в 2012 г. с разработки Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г., где прописан постепенный план перехода к новой модели пенсионного обеспечения, целью которой является осуществление четкого разграничения страховой и накопительной частей пенсионных накоплений для удобства и качества регулирования их источников финансирования, а также переход на трехуровневый механизм формирования пенсионных прав (солидарная часть, корпоративная, индивидуально-накопительная), которая обеспечит сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы. Но сложная экономическая ситуация в стране сильно сократила темпы преобразований.

На сегодняшний день главной проблемой Пенсионного фонда РФ является дефицит бюджета, который на 2016 г. составляет 175,1 млрд руб. По предварительным прогнозам в 2017 г. дефицит составит 220,4 млрд руб., но для его сокращения было принято несколько дискуссионных решений, таких как:

- неполная индексация пенсий;

- отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам;

- продление моратория на размещение накопительной части пенсии;

- упрощение процедуры розыска нелегальных рабочих путем расширения информационного взаимодействия между различными государственными ведомствами;

- повышение пенсионного возраста для госслужащих.

Индексация страховых пенсий в 2016 г. проходила в 2 этапа: первая индексация прошла в феврале, в ходе которой пенсии неработающим пенсионерам увеличили на 4 %. От второй индексации Правительство РФ отказалось, заменив ее компенсационными выплатами в размере 5000 рублей в январе 2017 г. Денежные средства на данные компенсации были выделены из президентского резерва, сформированного в 2016 г. Принятые меры положительно отразились на пенсионерах, получающих минимальную пенсию, т.к. данная выплата покрывает индексацию, которая должна была быть проведена в 2016 г. Также единовременную выплату получили работающие пенсионеры, индексация пенсий которых была приостановлена с 2016 г. Но в минусе остались те, кто получает пенсию выше среднего уровня, т.к. при индексации их пенсий в полном объеме компенсационная выплата не покрывает инфляцию. Кроме того, единовременная выплата не изменит размер базы пенсионных выплат, подлежащих индексации в 2017 г. Вышеуказанные меры помогли сэкономить бюджету около 160 млрд руб., но при этом были нарушены права граждан на сохранность их сбережений, т.к. страховая пенсия каждый год должна индексироваться как минимум на уровень инфляции, то есть на 12,9 % за 2016 г.

С 1 февраля 2017 г. страховые пенсии более 31,4 млн неработающих пенсионеров увеличились на 5,4 % исходя из роста потребительских цен за 2016 г. По данным Росстата, инфляция в 2016 г. составила 5,4 %, и ровно на эту величину индексируются страховые пенсии неработающих пенсионеров. Индексация пенсий на уровень инфляции за предыдущий год обеспечит сохранение покупательной способности страховой пенсии неработающих пенсионеров. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла), с учетом которого назначаются страховые пенсии, составляет 78,28 рубля (до 1 февраля 2017 г. – 74,27 рубля). Вместе со страховой пенсией на 5,4 % проиндексирована фиксированная выплата к ней, ее размер составляет 4805,11 рубля [6].

Одновременно с индексацией страховых пенсий с 1 февраля на 5,4 % индексируется ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), самая массовая социальная выплата в России. В настоящее время Пенсионный фонд выплачивает ее 15,6 млн федеральных льготников, включая инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, Героев Советского Союза и России, Героев Социалистического Труда и других граждан. Размер индексации ЕДВ определен исходя из роста потребительских цен за 2016 г. Средства на увеличение ЕДВ, предусмотренные в бюджете ПФР на 2017 г., составляют 21,3 млрд рублей. Общие расходы на выплату всех видов ЕДВ с учетом индексации запланированы в бюджете ПФР в размере 450,9 млрд рублей [6].

Таким образом, с февраля 2017 г. Пенсионный фонд России перешел к выплате повышенных на 5,4 % всех видов страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца неработающим пенсионерам. Работающие пенсионеры будут получать пенсию с учетом индексации после завершения трудовой деятельности. В бюджете Пенсионного фонда РФ на 2017 г. заложена индексация на 5,8 %, поэтому решено провести индексацию в 2 этапа: первая – в феврале 2017 г. на 5,4 %, вторая – в апреле на 0,4 %. Для работающих пенсионеров прибавка к пенсии в 2017 г. не предусмотрена, в августе 2017 г. добавят к страховой пенсии не более 3 пенсионных баллов. После окончания трудовой деятельности Пенсионный фонд проведет индексацию страховой пенсии на все пропущенные индексации.

В 2016 г. продлен мораторий на размещение накопительной части пенсии. Все поступающие от работодателей средства в течение 2016 г. будут продолжать поступать на формирование страховой части. За счет «заморозки» пенсионных накоплений правительство планирует получить 342,2 млрд рублей. Данные меры также помогут сбалансировать бюджет ПФР, но в то же время лишают экономику «длинных» денег: в результате изъятия пенсионных накоплений в 2014–2016 гг. в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн рублей.

Мораторий на использование накопительной части пенсии негосударственными пенсионными фондами (НПФ) был связан еще и с тем, что к концу 2015 г. фонды с лицензией по обязательному пенсионному страхованию должны были акционироваться, пройти проверку ЦБ РФ и вступить в систему гарантирования. В результате основная часть фондов, и в первую очередь крупнейшие участники рынка, доказали свою надежность и эффективность. По итогам проверок со стороны ЦБ РФ в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 38 НПФ.

В конце декабря 2015 г. был зафиксирован ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений в НПФ, после того, как правительство решило не продлевать право на выбор накопительной пенсии. За 2015 год число застрахованных лиц – клиентов негосударственных пенсионных фондов увеличилось на 19 % и составило на 31.12.2015 26,3 млн чел., или 33,5 % от всех занятых (рисунок).


По итогам переходной кампании 2015 г. число застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, достигло 30 млн [2]

Значительное увеличение заявлений о переходе в негосударственный пенсионный фонд было связано не только с заинтересованностью граждан, но и с активизацией продажных кампаний в страховых компаниях и отделениях банков. Как показала практика, та часть населения, которая заинтересована и осведомлена о пенсионных реформах, к концу 2015 г. уже перевела свои накопления в выбранный негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Благодаря активным продажам удалось заключить договор в основном с теми, кто еще не задумывался о своей будущей пенсии, и главным аргументом служило то, что 2015 г. является решающим для выбора способа дальнейшего формирования будущей пенсии.

Малая заинтересованность и информированность граждан о формировании пенсионных накоплений и нюансах их перевода из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или между негосударственными пенсионными фондами увеличивает потери как компаний, так и граждан. По принятому в 2013 г. закону пенсионные накопления можно переводить из фонда в фонд не раньше, чем раз в пять лет, если гражданин хочет сохранить накопленный инвестиционный доход. Фонд можно менять и чаще, но в этом случае инвестиционный доход остается у предыдущего фонда, а в новый фонд переводится номинал накоплений. По данным Пенсионного фонда России миллион человек из написавших заявление о переводе своих пенсионных накоплений в 2015 г. потеряли инвестиционный доход, их общие потери составили 3,8–4 млрд руб. Из них около 2 млрд руб. осталось в Пенсионном фонде [4, 5].

Также одной из важнейших проблем пенсионной системы является вопрос о повышении пенсионного возраста. На сегодняшний день в России самый низкий возраст выхода на пенсию – женщины 55 лет, мужчины 60 лет. С 1 января 2017 г. вступили в силу первые изменения по данному вопросу: предусмотрено постепенное, ежегодно по полгода, увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, а также лицам, которые занимают государственные должности РФ, государственные должности в регионах, а также муниципальные должности [3]. Таким образом, пенсионный возраст мужчин будет увеличен до 65 лет, у женщин – до 63 лет. Также предусматривается постепенное увеличение минимального стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет и определение её размера, с 15 до 20 лет.

Кроме того, увеличивается минимальная продолжительность исполнения полномочий депутатов Госдумы и членов Совета Федерации для получения права на доплату к страховой пенсии по старости в размере 55 % с одного года до пяти лет, а также увеличение срока исполнения полномочий, необходимого для получения выплаты в повышенном размере – 75 % – с 3 лет до 10 лет и более.

Неофициальное трудоустройство также является одной из основных проблем Пенсионного фонда РФ. За 2016 год количество неофициально трудоустроенных граждан составило 1,6 млн чел. (выявленные факты нарушения законодательства). Потери Пенсионного фонда от неофициального трудоустройства оцениваются в 1,3–1,5 трлн руб. [3]. Проект по легализации неофициально устроенных граждан возглавляет Федеральная служба по труду и занятости РФ, в регионах созданы межведомственные комиссии, а в муниципалитетах рабочие группы. Перечисленные органы взаимодействуют с местными отделениями пенсионных фондов, фондов социального страхования, налоговых служб и службами занятости населения для выявления фактов неофициального трудоустройства. Также они следят за вызывающими подозрения предприятиями. Проект легализации трудового рынка уже позволил пополнить бюджет Пенсионного фонда на 15 млрд руб.[3], но процесс взаимодействия органов между собой очень бюрократизирован и отнимает много времени, т.к. муниципальные органы власти не имеют доступа к персональным данным граждан, в том числе сведениям о фактах их работы, хранящихся в базах Пенсионного фонда. Для решения данной проблемы был разработан законопроект о расширении информационного взаимодействия между различными ведомствами, что упростит процедуру выявления нелегальных трудовых отношений. Рассмотрение и принятие данного законопроекта останавливает лишь то, что доступ к персональным данным граждан получит большая группа лиц, находящихся на государственных должностях, и, несмотря на предусмотренную ответственность за незаконное использование персональных данных, есть риск, что данная информация окажется в распоряжении третьих лиц, например коллекторских агентств.

Проблему неофициального трудоустройства также помогает решить новая формула расчета будущей пенсии. С 1 января 2015 г. было введено понятие «Индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл). В самом общем плане «балльная формула» формирования пенсионных прав сводится к тому, что за каждый год трудового стажа застрахованное лицо приобретает определенное количество баллов, общая сумма которых после завершения трудового этапа в жизни человека и наступления права на соответствующий вид пенсии конвертируется в денежный эквивалент путем умножения на актуальную стоимость одного балла [8]. На данный момент для получения гарантированной пенсии необходим трудовой стаж в 5 лет. В связи с ухудшением демографической ситуации и увеличением дефицита бюджета Пенсионного фонда планируется увеличить минимальное значение трудового стажа до 15 лет. Данные меры вынуждают граждан, заинтересованных в получении и накоплении будущей пенсии, заключать официальные трудовые договоры с работодателем.

Новая формула также стимулирует население к более позднему выходу на пенсию, т.к. работающим пенсионерам начисляется большее количество баллов. Как было указано выше, в 2017 г. им будет начислено до 3 дополнительных балла. Данные преобразования позволяют увеличить поступления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда и временно сократить расходы на выплату текущих пенсий.

Сложная экономическая ситуация в стране кардинально изменила намеченные цели постепенного перехода к новой модели пенсионного обеспечения, одной из основных задач которой было стимулирование наемных рабочих и самозанятого населения к личному участию в формировании пенсионных накоплений. Все вышеперечисленные меры сокращают дефицит бюджета ПФР, но формируют негативное настроение и недоверие со стороны населения. Государству на данный момент удалось выполнить лишь одну из поставленных задач: усиление государственного регулирования и непосредственного участия государства в гарантировании финансовой обеспеченности выплаты всех видов пенсий. В рамках новой пенсионной реформы была создана двухуровневая система гарантирования сохранности пенсионных накоплений [8]: каждый страховщик обязан создавать внутренний фонд гарантирования пенсионных накоплений, который предназначен для покрытия убытков от деятельности фонда, также создана государственная система гарантирования пенсионных накоплений, которая позволяет негосударственному пенсионному фонду получить лицензию на осуществление своей деятельности и сохранить сумму всех отчислений застрахованных (без сохранения полученного дохода) в случае отзыва у негосударственного пенсионного фонда лицензии, банкротства фонда либо недостаточности пенсионных накоплений.

Также одной из основных стратегических целей реформы была сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей.

Таким образом, для продолжения реализации намеченных целей в первую очередь необходимо повысить доверие граждан к системе пенсионного страхования, путем соблюдения законодательства и реализации прав населения на сохранность их пенсионных сбережений. Кроме того, необходимо повышение финансовой грамотности граждан для сокращения потерь в результате воздействия на них при помощи агрессивных техник продаж со стороны менеджеров банков и страховых компаний, которые ввиду ограниченности времени переходной кампании озвучивают клиенту только положительные стороны перехода в новый негосударственный фонд.

Читайте также: