Пенсионные права застрахованного лица

Одной из основных отмазок ПФ при отказе включать те или иные периоды иной общественно полезной деятельности зачастую являются пункт 3 и пункт 4 статьи 30 №173-ФЗ и по правде сказать я сам еще не до конца могу разложить по полочкам эти два пункта: 3 и 4 №173-ФЗ .

Но я печенкой чую что в этих пунктах скрыт какой то подвох, попробуем разобраться.

С одной стороны все доводы которые в защиту этих пунктов (якобы все надо рассчитывать в соответствии с этими пунктами) пытаются привести работники ПФ, выглядят убедительно но с другой стороны они достаточно запутанно выглядят и легко опровергаются.

ПФ и их союзники утверждают что по пункту 3 все периоды считаются в календарном порядке и только по пункту 4 в льготном.

  • Но во первых в пункт 3 ст. 30 №173-ФЗ не единого слова неговорится о службе в армии по призыву , в данном пункте в абзаце 22 лишь идет речь о:

"службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, . " .

Другими словами о той службе которая является профессией, службе в иных воинских формированиях и за которую выплачивалось полноценное денежное вознаграждение.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, .

  • Но также и абзац 26 пункт 4 ст. 30 №173-ФЗ гласит:

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, .

  • Но самое интересное что абзац 1 пункт 1 ст. 12 №173-ФЗ гласит:

Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа

1. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке .

  • Из всего выше изложенного следует что исчисление продолжительности любых периодов трудовой и/или иной общественно полезной деятельности производится вкалендарном порядке.
  • "Календарный порядок"исчисления это самостоятельнаяправовая норма применяемая только непосредственно к расчету размера трудового - страхового стажа .
  • А исчисление непосредственно размера пенсии осуществляется в соответствии с собственными правовыми нормами прописанными в законах отдельно.

И да, расчет - исчисление размера пенсии , в денежном выражении:

"оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал "

могут производиться по №173-ФЗ (об этом говорится в пункте 3 статьи 36 №400-ФЗ ). Но вот расчет самого размера страхового стажа в этом пункте (3 статьи 36 №400-ФЗ) не предусмотрен так как размер страхового стажа является иной правовой нормой.

  • Вместе с тем в пункте 4 ст. 36 №400-ФЗ говорится что:

"4. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону."

Другими словами условия и нормы старых законов (не противоречащих №400-ФЗ) необходимые для пенсионного обеспечения можно применять.
Однако, что касается Закона №173-ФЗ, то из содержания Закона №400-ФЗ, следует что можно применять лишь те нормы которые необходимы для вычисления размера, непосредственно, пенсии (ее конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал) .

То есть применять можно лишь формулы с помощью которых производятся математические действия при вычислении пенсионного капитала, валоризации, индексации и различные коэффициенты.

А правила исчисления размера трудового - страхового стажа это иная числовая производная. Так как "размер пенсии" и "размер страхового стажа" это две различные и каждая самостоятельные по себе правовые нормы .

Кроме этого в Законе №400-ФЗ отсутствует статья которая запрещала бы включение Службы в Армии по призыву в двойном размере при расчете размера страхового стажа . Ровно как и отсутствует статья которая обязывает Службу в Армии по призыву включать в страховой стаж в одинарном размере .

В силу выше изложенного можно с уверенностью утверждать:

что использование абзаца 8 статьи 94 Закона от 20.11.1990г. N 340-1 (который дает право считать армию по призыву в двойном размере), является правомерным при расчете страхового стажа .

К тому же данный абзац введен в действие Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ (на данный момент действующим законом )

  • Вместе с этим в Законе №400-ФЗ нет ни одного слова запрещающего, при оценка пенсионных прав застрахованных лиц, применять положения нескольких, различных законодательных актов одновременно (так, на пример, №173-ФЗ и Закона №340-1 а так же Закона №400-ФЗ).
  • Важно лишь что бы правовые нормы которые применяются в целях установление страховой пенсии не противоречили правовым нормам №400-ФЗ.

Мне кажется все выше изложенные доводы вполне могут сослужить добрую службу при защите в вопросе о включении в стаж армии в двойном размере.


Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Пенсионное право

В новой пенсионной модели учет стажа и заработка работающих не предусмотрен. Вместо стажа будет учитываться количество полностью оплаченных страховых лет, вместо заработка - размер страховых платежей, сделанных с него работодателем в интересах работника. При этом новая модель пенсионной системы остается такой же распределительной, как и старая. Но пенсионные обязательства государства перед гражданином будут: первое - персонифицированы и второе - напрямую зависеть от размеров получаемых доходов. Иными словами, пенсия в новой пенсионной модели должна быть не назначена человеку государством, а заработана им.

Для тех возрастных групп, которым до пенсии осталось менее 10 лет, образование накопительного элемента законом не предусмотрено - им будет обеспечиваться рост пенсионных прав через темп роста заработной платы, который является наиболее динамичным экономическим показателем. Для мужчин моложе 50 лет и женщин моложе 45 предусмотрено разделение страховой части тарифа на две доли - часть фиксируется на личных счетах, а затем идет на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а часть направляется на финансирование накопительной части пенсии и размещается в инвестиционных проектах в целях получения инвестиционного дохода.

Начальный пенсионный капитал определяется исходя из размера пенсии, которая могла бы быть назначена застрахованному лицу. Его величина - это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Она коснулась и тех, кто уже на пенсии, и тех кто, заработав тот или иной объем прав в рамках старой пенсионной модели, будет продолжать работу до достижения пенсионного возраста или после него. Естественно, этим разным категориям населения пенсионные права будут конвертированы по-разному.

Проще всего прошла конвертация у неработающих пенсионеров: если они не имели права на повышение, то им выделили в их пенсии базовую и страховую части (получаемая пенсия минус базовая часть). Полученную сумму умножили на месяцы дожития и в дальнейшем будут индексировать эти части по новому пенсионному законодательству. Более сложна схема конвертации прав, так называемых транзитных поколений - тех возрастных групп, которые, заработав пенсионные права в старой модели, не достигли еще пенсионного возраста и должны будут дорабатывать до него в рамках модели новой.

Начнем с того, что все они должны будут виртуально, уйти на пенсию. Для этого им будет произведен расчет пенсионных прав с учетом выработанного по старым нормам стажа и размеров зарплаты за 24 последних месяца или 60 месяцев подряд по выбору. При стаже больше минимального (20 лет для женщин и 25 для мужчин) стажевые коэффициенты будут повышаться, при стаже меньше - понижаться ровно на столько, на сколько фактически выработанный стаж больше или меньше установленного законом минимального. На этом основании будет производиться назначение расчетной пенсии - пенсии, которая может быть рассчитана для представителей транзитных поколений. В ней также будут выделяться базовая и страховая части. Однако эта страховая часть будет носить название начальной, в дальнейшем ее величина будет индексироваться, но никак не зависеть от результатов последующей работы. Страховые взносы, которые будут делаться работодателями в пользу застрахованных лиц, будут составлять основу для исчисления третьей части пенсии представителей транзитных поколений - страховой. Эти взносы будут суммироваться и составят к достижению пенсионного возраста накопленный пенсионный капитал. Он при выходе на пенсию будет разделен на период среднестатистического дожития (на сегодня он составляет 228 месяцев, или 19 лет), - и в результате будет определена величина месячной пенсионной выплаты. Она в сумме с базовой и начальной частями (естественно, проиндексированными) и составит общую величину пенсии.

Кроме того, у мужчин моложе 50 лет и женщин моложе 45 лет в пенсии будет еще одна часть - накопительная, которая будет играть роль резерва на случай прогнозируемого ухудшения демографической ситуации. Для тех, кто старше 35 лет, на эти цели будет направляться 2 из 14% страховых взносов, делаемых в их пользу. Для тех, кто моложе, процент отчислений будет повышаться с ежегодным темпом роста в один процент.

Эти средства по желанию гражданина и его заявлению, будут вкладываться в те или иные инвестиционные проекты, отобранные государством, а может перевести накопленные средства в негосударственный пенсионный фонд, по своему выбору.

Инвестиционный доход вместе с накопительной частью будет суммироваться к пенсионному капиталу при расчете пенсии.

Для того чтобы сведения о начальном пенсионном капитале появились на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, страхователи, осуществляющие выплаты физическим лицам, должны предоставить в территориальные органы ПФР сведения о трудовом стаже по форме индивидуального персонифицированного учета (форма СЗВ-К) всех застрахованных лиц (за исключением пенсионеров), работающих у них по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, авторским и лицензионным договорам.

На безработных граждан, состоящих на учете в Центрах занятости населения указанные сведения представляются в территориальные органы Пенсионного фонда центрами занятости.

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, а также не работающие граждане представляют указанные сведения на себя лично и предъявляют первичные документы, на основании которых заполнены сведения.

В последующем, пенсионный капитал будет уточняться при личном обращении граждан в органы Пенсионного фонда.



Авторское право

Административное право

Гражданское право

Наследственное право

Обязательственное право

Публичное право

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 46

2007, N 45) Контроль за реализацией пенсионных прав застрахованных лиц

Закон N 167-ФЗ относит осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии к полномочиям федеральных органов государственной власти (ст. 12). Контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается на налоговые органы, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафов - на территориальные органы ПФР (ст. ст. 25, 26 и 27 Закона N 167-ФЗ). Следовательно, эти органы обладают полномочиями для обеспечения, в том числе в принудительном порядке, исполнения страхователем, не уплачивающим страховые взносы, установленных законом требований.

Что касается застрахованных лиц, то им предоставлено право получать от работодателя и органов ПФР информацию о начислении и уплате страховых взносов, осуществлять контроль за их перечислением работодателем в бюджет ПФР, а ПФР, в свою очередь, обязан бесплатно один раз в год направлять застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений (ст. 15 Закона N 167-ФЗ, ст. ст. 14 - 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", ст. ст. 62 и 303 ТК РФ). Однако застрахованные лица хотя и получают указанную информацию, как правило, не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем недоимки по страховым взносам.

Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в ПФР в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата исходя из публично-правового характера отношений между государством и ПФР и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Страховой стаж и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица

Установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые ст. 39 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.

Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в ПФР или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями ст. 19 (ч. 1 и 2) и ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. Согласно Постановлениям КС РФ от 03.06.2004 N 11-П, от 23.12.2004 N 19-П и др. законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе с необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованы и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Особый правовой статус ПФР

Правовой статус ПФР как страховщика, являющегося государственным учреждением, предопределяет его особое положение в механизме обязательного пенсионного страхования - действиями и финансовыми средствами ПФР обеспечивается реализация большей части прав и законных интересов застрахованных лиц. В соответствии со ст. 5 и п. 1 ст. 16 Закона N 167-ФЗ государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами, а средства его бюджета являются федеральной собственностью.

В сфере отношений, связанных с формированием, расходованием и учетом денежных средств на выплату трудовых пенсий по обязательному пенсионному страхованию, ответственность государства за надлежащее осуществление обязательного пенсионного страхования, в частности в случае неисполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов в ПФР, не может сводиться к субсидиарной ответственности, предусмотренной нормами гражданского законодательства.

Между тем законодатель не конкретизировал условия и порядок наступления такой ответственности, которые обеспечивали бы реальную защиту права застрахованных лиц (работников) на трудовую пенсию в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как не установил и иных гарантий (механизмов), обеспечивающих реализацию ими пенсионных прав в указанных случаях. Возможность же для страховщика - государственного учреждения в таких случаях не исполнять свое обязательство перед застрахованными лицами подрывает доверие граждан к закону и авторитет государственной власти, ставит под сомнение наличие приобретенных пенсионных прав, признание, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства.

С учетом изложенного КС РФ постановил, что п. 1 ст. 10 Закона N 173-ФЗ и абз. 3 п. 7 Правил не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), ст. 39 (ч. 1 и 2), ст. 45 (ч. 1) и ст. 55 (ч. 3). Федеральному законодателю предписано в целях обеспечения права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя. Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством и ПФР и между государством, страхователями и застрахованными лицами право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в ПФР должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению ПФР необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

В то же время рассмотренным Постановлением положения абз. 3 п. 7 Правил в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств ПФР перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.


ПФР продолжает совершенствовать систему оказания физическим и юридическим лицам государственных услуг в электронном виде. Теперь граждане и страхователи могут получить ряд услуг, предоставляемых ПФР, используя Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).

У жителей России появилась возможность отслеживать, как формируется их будущая пенсия. Вся информация хранится на сайте Пенсионного Фонда России www.pfrf.ru в «Личном кабинете застрахованного лица»

Сервис предоставляет возможность получить подробную информацию о периодах трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных работодателями страховых взносов, которой располагает ПФР.

В «Личном кабинете» для удобства пользователей предусмотрена функция мгновенного формирования и печати извещения о состоянии индивидуального лицевого счета («письма счастья»). Получать такую выписку нужно хотя бы раз в год для контроля своих сбережений в счет будущей пенсии. Кроме того, сервис предоставляет информацию о пенсионных накоплениях, в том числе данные о добровольных взносах в рамках Программы государственного софинансирования пенсии и средствах госсофинансирования, а также средств материнского (семейного) капитала, направленного на пенсию мамы.

Предлагаем Вам ознакомиться с типовыми вопросами и ответами об услугах электронного сервиса «Личный кабинет застрахованного лица»:

1. Вопрос — Как застрахованное лицо может узнать о своих сформированных пенсионных правах на конкретную дату?

Ответ — Сведения о сформированных пенсионных правах застрахованное лицо может узнать следующими способами:

1) Через Клиентскую службу ПФР:

Для получения информации о сформированных пенсионных правах можно обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства или работы.

Если застрахованное лицо хочет получить извещение о состоянии ИЛС заказным письмом, то необходимо прийти с паспортом и СНИЛС в Пенсионный фонд России по месту регистрации (в том числе временной) или фактического проживания и написать заявление. Пенсионный фонд подготовит извещение и направит его по адресу, указанному в заявлении, заказным почтовым отправлением в течение 10 дней с момента обращения. Если застрахованное лицо хочет забрать извещение самостоятельно, то ему также необходимо написать заявление об этом, и через 10 дней, но уже лично, гражданин сможет получить выписку из индивидуального лицевого счета.

Для этого необходимо зарегистрироваться на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. После получения кода доступа к «Личному кабинету» на портале в разделе «Электронные услуги» необходимо выбрать раздел «Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации», затем подраздел «Пенсионный фонд Российской Федерации». В этом подразделе застрахованное лицо может получить информацию о состоянии пенсионного счета в режиме онлайн.

3) С помощью Личного кабинета застрахованного лица на сайте ПФР:

С помощью сервиса по информированию о сформированных пенсионных правах можно узнать о количестве пенсионных баллов и длительности страхового стажа, учтенных на лицевом счете, получить подробную информацию о периодах трудовой деятельности, местах работы и размере начисленных работодателями страховых взносов.

Также сервис предоставляет информацию о пенсионных накоплениях, в том числе данные о взносах в рамках программы государственного софинансирования пенсии. Также в рамках сервиса можно воспользоваться персонализированной версией пенсионного калькулятора и узнать, что влияет на формирование пенсионных прав и размер будущей страховой пенсии.

Доступ к сервису имеют все пользователи, зарегистрированные на сайте www.gosuslugi.ru и в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и имеющие «подтвержденный» уровень учетной записи.

Для этого необходимо уточнить, предоставляет ли банк, клиентом которого является застрахованное лицо, подобную услугу. Если да, то информацию о состоянии пенсионного счета можно получить в печатном виде у операциониста или через банкоматы, в электронной форме — воспользовавшись интернет-банкингом.

2. Вопрос — Какие сведения отражены в извещении о состоянии индивидуального лицевого счета?

Ответ — В форме «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» содержатся данные о количестве пенсионных баллов и лет стажа, о варианте пенсионного обеспечения, который выбрало застрахованное лицо (направлять 6 % страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на формирование накопительной пенсии или учитывать указанный размер страховых взносов на страховую пенсию), сумме средств пенсионных накоплений.

Кроме того, в данной форме на основе переданных страхователями данных отражена информация о периодах работы застрахованного лица, суммах начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, среднемесячная заработная плата за 2000 — 2001 годы.

3. Вопрос — Как гражданин может проверить, все ли сведения учтены на его индивидуальном лицевом счете?

Ответ — Проверить, учтены ли на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица данные о всех работодателях, у которых застрахованное лицо осуществляло трудовую деятельность, можно, запросив форму «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) или через Личный кабинет застрахованного лица на официальном сайте ПФР (www.pfr.ru). В указанной форме имеется информация в разрезе страхователей о периодах работы у них застрахованного лица и суммах начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

4. Вопрос — Как гражданину пройти регистрацию в ЕСИА — единой системе идентификации и аутентификации?

Ответ — В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г.№ 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» реализация входа в Личный кабинет застрахованного лица возможна исключительно посредством ЕСИА.

Для прохождения регистрации гражданину необходимо нажать на кнопку «Личный кабинет застрахованного лица» внизу главной страницы сайта ПФР или в разделе «Электронные сервисы». После загрузки окна входа нажать кнопку «Пройти регистрацию в ЕСИА» и следовать дальнейшим указаниям.

ВАЖНО! В ЕСИА существует три уровня проверки учетной записи:

· 1 уровень - «упрощенная учетная запись». Для ее получения необходимо ввести только ФИО, мобильный телефон или e-mail.

· 2 уровень - «проверенная учетная запись». Для ее получения необходимо заполнить предложенную анкету и пройти онлайн проверку СНИЛС и паспортных данных.

· 3 уровень - «подтвержденная учетная запись». Для ее получения необходимо подтвердить регистрацию при личном посещении специализированного центра «Ростелекома», заказав код подтверждения заказным письмом по Почте России либо с помощью средства электронной подписи или УЭК.

Для того чтобы воспользоваться сервисами Личного кабинета застрахованного лица, необходимо иметь уровень «подтвержденная учетная запись».

5. Вопрос — Почему в данных, отображенных в Личном кабинете, у гражданина может быть указан не весь стаж?

Ответ — Информация, отраженная в сервисе «О сформированных пенсионных правах» Личного кабинета застрахованного лица, сформирована на основе данных отчетности страхователей, представленной в ПФР и учтенной на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

В этой связи отсутствие информации о стаже возможно по следующим причинам:

1) отчетность, представленная работодателем, содержит ошибки и на момент получения гражданином информации еще не исправлена;

2) работодатель не представил соответствующую отчетность;

3) работодатель не устроил гражданина на работу официально (нет записи в трудовой книжке, нет договора, взносы в ПФР не начислялись (если трудоустройство было после 2002 года)).

6. Вопрос — Гражданин зашел в Личный кабинет, но сервис «О сформированных пенсионных правах» ему недоступен для просмотра или доступен в неполном объеме. Почему (данный вопрос следует использовать только после реализации указанных в ответе функций)?

Ответ — К возникновению данной ситуации могут привести две причины:

1) Гражданин уже является получателем пенсии.

Для получателей пенсии по старости и инвалидности сервис «О сформированных пенсионных правах» Личного кабинета застрахованного лица недоступен.

Для них личный кабинет застрахованного лица отображаем информацию о виде, размере и дате назначения получаемой пенсии и назначенных социальных выплатах. Информацию о пенсионных правах, формируемых с 2015 года, о пенсионных накоплениях и участии в Программе государственного софинансирования (при их наличии) для данных категорий можно узнать с помощью сервиса «Получить извещение о состоянии индивидуального лицевого счета (ИЛС)» Личного кабинета застрахованного лица.

Для получателей пенсии по случаю потери кормильца сервисы доступны в полном объеме.

2) Произошел технический сбой или ошибка.

В случае если гражданин не попадет в категорию, указанную в п.1, значит, что на данный момент сервис недоступен по техническим причинам. Необходимо через некоторое время повторить попытку входа. Если сервис остается недоступным более суток — сообщить об этом через онлайн-приемную на сайте ПФР, направив сообщение в адрес Исполнительной дирекции.

7. Вопрос — Не доступна ссылка «О сформированных пенсионных правах».

Ответ — Сервис «О сформированных пенсионных правах» предназначен для лиц, не являющихся получателями пенсии (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии по случаю потери кормильца), поэтому если застрахованное лицо является получателем пенсии по старости или инвалидности, данный сервис для него будет недоступен. Также сервис будет недоступен для лиц, запросивших выписку для назначения пенсии и ведущих заблаговременную работу при назначении пенсии.

Для лиц, являющихся получателями пенсии по старости и инвалидности в скором времени будет доступен сервис «О назначенной пенсии и социальных выплатах», который будет содержать информацию о виде, размере и дате назначенных социальных выплат.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Пенсионное страхование является разновидностью долгосрочного страхования, которое подразумевает, что гражданин на протяжении некоторого периода времени регулярно делает страховые взносы, а страховщик, в свою очередь, обязуется в будущем выплачивать пенсию. Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему, на основании которой размер пенсии определяется трудовым стажем страхователя, а также размером пенсионных отчислений.



Система пенсионного страхования предполагает формирование у каждого гражданина страховой пенсии и пенсионных накоплений (последние являются добровольными). Вариант пенсионного обеспечения каждый гражданин выбирает для себя самостоятельно.

Закон, регулирующий обязательное пенсионное страхование

В настоящее время именно 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», который был издан в декабре 2001 года, определяет существующую пенсионную систему. В соответствии с ним, начиная с 2002 года, была изменена система пенсионного обеспечения, а гражданам России необходимо было стать застрахованными лицами. Сейчас для учета пенсионных и социальных прав открывается лицевой счет и устанавливается страховой номер индивидуального лицевого счета, или СНИЛС. Именно на этот счет работодатель ежемесячно (одновременно с начислением заработной платы) переводит сумму обязательного страхового взноса, которая и формирует будущую пенсию.

Функции обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование является способом защиты граждан от возникающих рисков, связанных с наступлением нетрудоспособного возраста. В роли страховщика в данной системе выступает Пенсионный фонд РФ.

Современная система пенсионного страхования, определенная 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», выполняет две основные функции:

  • социальную функцию;
  • стимулирующую функцию.

Социальное предназначение системы состоит в том, чтобы обеспечить достойный уровень жизни нетрудоспособным гражданам. Эта функция реализовывается не только через выплату фиксированного пособия, но также через регулярное увеличение страховой пенсии и предусмотренные социальные надбавки нуждающимся.

Суть стимулирующей функции состоит в том, что гражданин может самостоятельно влиять на размер своей будущей пенсии. При ее расчете учитывается трудовой стаж, а также размеры страховых взносов, уплачиваемых в течение жизни.


Договор пенсионного страхования

Данный договор представляет собой соглашение между Пенсионным фондом и застрахованным гражданином, которое и устанавливает обязанность фонда выплачивать пенсию при наступлении страхового случая, а именно, по достижении гражданином пенсионного возраста.

Договор пенсионного страхования содержит следующую информацию:

  • Личную информацию о гражданине;
  • Права и обязанности обеих сторон (фонда и застрахованного лица);
  • Механизм и правила учета поступающих от гражданина взносов, а также регламент и порядок выплаты пособия в случае наступления страхового случая;
  • Порядок выплаты накоплений в случае смерти застрахованного лица его наследникам/правопреемникам;
  • Ответственность обеих сторон в случае несоблюдения обязательств;
  • Порядок внесения изменений и корректировок в подписанный договор.

Страховщиком может выступать как Пенсионный фонд, так и негосударственные фонды. Ежегодно гражданин имеет право сменить страховщика, написав заявление. Смена может быть осуществлена через пять лет либо в следующем году (досрочный переход). Второй вариант, как правило, предполагает определенные потери накоплений.

Таким образом, закон «Об обязательном пенсионном страховании» определил, что каждый гражданин имеет право обратиться в региональное подразделение Пенсионного фонда и получить страховое свидетельство с номером индивидуального лицевого счета. На данный счет производятся отчисления страховых взносов в размере 8–26 % от заработной платы. Изменяемый процент позволяет каждому гражданину самостоятельно определять особенности своего пенсионного обеспечения и влиять на размер будущей пенсии.

Задачей обязательного пенсионного страхования (ОПС), как и любой другой страховой системы, является обеспечение страховой защиты людей и их интересов.

ОПС в системе пенсионного обеспечения

Согласно статье 3 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», под самим обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система мер, призванная компенсировать гражданам доход, получаемый до назначения и выплаты им пенсий.

В такой системе страховщиком является Пенсионный фонд России (ПФР). В его управлении находятся денежные средства (пенсионные отчисления), доход и расход которых находит отражение в бюджете ПФР, составляемом ежегодно Правительством.

Тариф, в свою очередь, разделяется на:

  • солидарную часть (страховые взносы, направленные на выплаты, не связанные с расходом на накопительную пенсию, единовременную и срочную пенсионных выплат, то есть, средства, направленные на выплату фиксированной части страховой пенсии гражданам).
  • индивидуальную часть (взносы, отраженные на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина, то есть из нее складываются пенсионные права, а, следовательно, и размер будущей страховой и накопительной пенсий).

Чаще всего, продуктами данной системы являются страховая и накопительная пенсии.

Страховая пенсия

Страховая пенсия — денежная выплата, которую получает гражданин ежемесячно в целях компенсации своего заработка. Страховая пенсия также назначается нетрудоспособным членам семьи (иждивенцам) умершего застрахованного гражданина, если тот на момент смерти имел страховые пенсионные отчисления.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, выделяют следующие виды страховых пенсий:

  • по старости (назначается не ранее достижения 60 лет мужчинам, женщинам — 55, имеющим необходимый страховой стаж и минимальную сумму пенсионных баллов).
  • по инвалидности (главным условием назначения является установление гражданину инвалидности 1, 2 или 3 группы);
  • по случаю потери кормильца (имеют право нетрудоспособные иждивенцы умершего застрахованного).

Назначение страховой пенсии возможно не только в установленный частью 1 статьи 8 закона N 400-ФЗ возраст, возможно и раньше. Для этого необходимо иметь и специальный стаж, и его необходимую продолжительность. Перечень лиц указан в статье 30 настоящего закона.

В зависимости от вида страховой пенсии, вместе с ней выплачивается фиксированная выплата в твердом размере и ежегодно государство производят ее индексацию.

Накопительная пенсия

Под накопительной пенсией понимается выплата ежемесячно средств пенсионных накоплений, состоящих из суммы страховых взносов страховщика и дохода от их инвестирования. Пенсионные накопления — это часть страховых взносов работодателей в обязательной пенсионной системе (6% от 22% тарифа от фонда оплаты труда работника).

Накопительная пенсия формируется только у граждан, которые родились в 1967 и позднее. Однако, у мужчин с 1953 по 1966 г.р. и у женщин с 1957 по 1966 г.р. тоже имеются пенсионные накопления. Они сформированы только у тех, кто с 01.01.2002 по 31.12.2004 гг. официально был трудоустроен и за них производили отчисления страховых взносов.

Этой суммы, как правило, не достаточно для назначения накопительной пенсии. По желанию, можно подать заявление на единовременную выплату в любое время после назначения пенсии.

Страховщики, страхователи и застрахованные лица

В роли субъектов обязательного пенсионного страхования выступают:

  • Страховщик — государственный Пенсионный фонд РФ, его территориальные органы, а также негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
  • Страхователи — организации, индивидуальные предприниматели (ИП), самозанятое население, граждане, которые по собственному желанию вступили в правоотношения по ОПС.
  • Застрахованные лица (ЗЛ) — лица, на которых распространяется система ОПС.

Права и обязанности

Страховщик имеет право:

  • проводить документальные проверки страхователей (в случае выявленных нарушений, требовать их устранения);
  • обмениваться информацией с налоговыми органами;
  • распоряжаться бюджетом Пенсионного фонда и др.

В основные обязанности страховщика входит назначение, пересчет и своевременная выплата страховых, накопительных и других видов пенсий и выплат. В этой связи, страховщик осуществляет ряд других важных обязанностей, с которые описываются в статье 13 Федерального закона N 167-ФЗ.

Гарантом по всем обязательствам Пенсионного фонда РФ перед ЗЛ выступает государство.

Страхователи имеют право:

  • дополнительно уплачивать взносы своим работникам на накопительную пенсию;
  • участвовать в управлении ОПС;
  • на бесплатную информационную поддержку у страховщика по вопросам, связанным с деятельностью пенсионного страхования;
  • защищать свои права в суде.

Обязанность страхователя заключается в том, чтобы быть надлежащим образом быть зарегистрированным и вовремя платить страховые взносы в ПФР.

Застрахованные лица имеют право:

  • на качественную реализацию обязательного страховое обеспечение за счет средств бюджета ПФР;
  • она ознакомление с информацией о начислении и уплате страховых взносов работодателем;
  • на свое усмотрение распоряжаться своими пенсионными накоплениями.

В обязанности ЗЛ входит предоставление страховщику подлинных документов, которые содержат достоверные сведения, на основании которых назначается и выплачивается пенсия. В случае каких-либо изменений, способных повлиять на выплаты, своевременно сообщить об этом страховщику.

Страхователю в обязательном порядке необходимо быть зарегистрированным в ПФР. В статье 11 закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» содержится исчерпывающий перечень возможных страхователей.

Сроки осуществления регистрации у страховщика устанавливаются не позднее, чем 3 рабочих дня после предоставления комплекта всех необходимых документов. По завершении процедуры страхователю выдается документ, который подтверждает факт регистрации.

Обязательное страховое обеспечение

Обязательное страховое обеспечение по ОПС в соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ выражается в виде:

  • страховой пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца;
  • фиксированной выплаты к страховой пенсии;
  • накопительной пенсии (в т.ч. единовременная и срочная пенсионная выплата), а также выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам застрахованного гражданина после его смерти;
  • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному соц. страхованию на случай временной невозможности работать и в связи с материнством на день наступления смерти.

Обязательное страховое обеспечение выплачивается из бюджета Пенсионного фонда РФ. Если ЗЛ формирует средства пенсионных накоплений в НПФ, то в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, — за счет средств негосударственных пенсионных фондов.

Система индивидуального (персонифицированного) учета

Данная система заключается в формировании и ведении учета информации о каждом лице, зарегистрированном в системе ОПС для реализации его пенсионных прав. Она дает возможность реализовать назначение накопительной и страховой пенсий в соответствии с результатами труда каждого ЗЛ и существенно упрощает порядок и ускоряет процесс назначения им пенсий. Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляет ПФР.

На территории РФ на каждое ЗЛ орган Пенсионного фонда открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Он состоит из 3 частей:

  • общая часть содержит такие сведения, как ФИО, адрес, данные паспорта, пол, гражданство, периоды трудовой и иной деятельности, сведения о зарплате и другие данные, указанные в части 2 статьи 6закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • специальная содержит сведения о размере страховых взносов, перечисленных на накопительную пенсию, о выборе инвестиционного портфеля и иные сведения, указанные в части 3 статьи 6 закона N 27-ФЗ;
  • профессиональная содержит сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в пользу ЗЛ, имеющего право на досрочное пенсионное обеспечение, сумме инвестиционного дохода, продолжительности стажа и сумме произведенных выплат.

ИЛС присваивается страховой номер — СНИЛС, материальным выражением которого является «зеленая пластиковая карточка», выдаваемая Пенсионным фондом.

В настоящее время получить сведения, которые содержатся на индивидуальном лицевом счете, можно в «личном кабинете» информационной системы ПФР.

Уплата взносов на обязательное пенсионное страхование

Уплату страховых взносов осуществляет страхователь (организации, индивидуальные предприниматели, самозанятое население) ежемесячно в процентном соотношении с заработка работников. Предельная величина базы для начисления взносов определяется в соответствии с Постановлениями правительства и в 2018 году установлена равной 1021 тыс. рублей (в 2017 году была 876 тыс. рублей).

Определение суммы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной пенсий происходит по тарифам в соответствии с выбранным вариантом пенсионного обеспечения.

Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе делится на два варианта:

  • на финансирование страховой пенсии (22%, из них 6% — солидарная часть тарифа страховых взносов, 16% — индивидуальная из них 0% идет на накопительную пенсию);
  • на финансирование накопительной пенсии (т.е. 10% на страховую и 6% на накопительную пенсию).

Бюджет Пенсионного фонда России

Составлением бюджета ежегодно занимается Правление ПФР. Он состоит из средств, которые являются федеральной собственностью. Формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • федеральных бюджетных средств;
  • доходов от инвестирования свободных средств ОПС;
  • добровольных взносов физических или юридических лиц;
  • средств пенсионных накоплений лиц, которым назначена срочная выплата;
  • иных источников.

Бюджет, а также отчет об его исполнении принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации по представлению Правительства РФ. Выражается Бюджет ПФР в виде федерального закона сначала о бюджете, затем — об исполнении бюджета, также он является консолидированным.

Заключение

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) создана государством для обеспечения выплаты гражданам пенсий и других выплат, необходимых для поддержки граждан.

Для ее реализации создана система индивидуального (персонифицированного) учета взносов за застрахованное лицо. Эта система дает возможность вести учет пенсионных прав каждого застрахованного, что сводит к минимуму ошибки и неточности при назначении пенсий.

Читайте также: