Пенсионные законы утратившие силу

за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Эти нормы описаны в п.17 ст. 14 ФЗ-173 от 17.12.2001 г.

Почему пишут, что ФЗ-173 полностью утратил силу? Мой трудовой стаж начинается с 1976 года и составляет около 40 лет, без малого. Я пока не получаю трудовую пенсию по старости. Хотя, мог бы перейти на неё давно. Почему наша власть, сначала, наобещает с три короба, а потом одним росчерком пера вычеркнет все свои обещания, а заодно и наши права посредством какого-то ФЗ-400 " О страховых пенсиях."



Почему наша власть, сначала, наобещает с три короба, а потом одним росчерком пера вычеркнет все свои обещания, а заодно и наши права посредством какого-то ФЗ-400 " О страховых пенсиях."

Но это ведь вопрос риторический и Вы не ждёте от юристов сайта ответа о том, ПОЧЕМУ?

Почему пишут, что ФЗ-173 полностью утратил силу?

Потому что принят новый закон - "О страховых пенсиях".

По существу. Сами Вы знаете, что 173-ФЗ от 17.12.2001 утратил силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ст. 36 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). Да, в части не противоречащей 400-ФЗ нормы 173-ФЗ применяется при расчёте пенсий.

В чём Вы видите нарушение Ваших прав? Выработанный Вами стаж никуда не денется, будет применяться при определении Ваших пенсионных прав. По части расчёта пенсии практически всё осталось по прежнему.


Ст. 4 ГК РФ гласит:

"Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие."

Без ФЗ-400 " О страховых пенсиях." никто Вам пенсию не начислит и не посчитает.

Ст. 14 ФЗ-173 от 17.12.2001 г отменена.

Применяется ст. 15 ФЗ-400 от 28.12.2013 г.

Сами выбрали себе власть.


Данный закон не утратил силу, он действует и по сей день. Существует два вида пенсий это трудовая пенсия и страховая пенсия. Согласно действующему закону гражданин вправе рассчитывать только на одну из пенсий. Вам надо определиться какую именно вы хотите пенсию трудовую или страховую.

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Статья 4. Право на выбор пенсии

1. Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.


---Здравствуйте Виктор Киргизбаевич, начало действия закона во времени связано с 2 фактами: официальным опубликованием закона, без которого он не может применяться (ст. 15 Конституции РФ), и его вступлением в силу. Оба обстоятельства определяются ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.1994 № 5-ФЗ. По общему правилу закон вводится в действие на 11-й день после размещения на официальном портале или опубликования в одном из установленных печатных изданий (ст. 4 закона № 5-ФЗ), но иной порядок вступления в силу может быть предусмотрен в самом законе (ст. 6 закона № 5-ФЗ). Мы рады ответить на ваши вопросы.


Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и пункта 7 статьи 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса и, по крайней мере, не хуже предусмотренных для членов семей лиц, осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность и в связи с этим подлежавших обязательному пенсионному страхованию

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части

Пенсионный фонд Российской Федерации

Начальник Департамента организации назначения и выплаты пенсии Чирков Сергей Александрович ведет один из самых полезных блогов о насущных проблемах в пенсионной системе России. Сегодня он рассказывает «О ретроспективном характере пенсионного права». Ретроспективность – это действие обратное, относящееся к прошлому. В пенсионном праве это означает, что при осуществлении пенсионного обеспечения могут применяться нормы, которые содержатся в нормативных актах, уже формально утративших силу. Как учитываются пенсионные права при изменении законодательства?


Мое любимое и ненаглядное пенсионное право – очень интересное правовое явление, которое не перестает удивлять и радовать. Я, конечно, понимаю, что подобные слова каждый юрист может сказать по отношению к области своих профессиональных интересов, но все же.

Вот, например, пенсионному праву свойственна ретроспективность применения. Обращаю внимание, не ретроактивность, то есть обратная сила закона (это может встречаться в любой отрасли, лишь бы была соответствующая норма в законе), а именно ретроспективность. В толковых словарях ретроспективным называют то, что обращено в прошлое, содержит рассмотрение или обзор прошедших событий, иными словами, то, что все время оглядывается назад.

Вот и пенсионное право тоже «любит» основательно заглянуть в историю: при назначении пенсии возможно применение правовых норм, которые содержатся в законах, действовавших в период работы лица, обратившегося за пенсией, но к этому моменту формально утративших силу. Это и есть суть ретроспективности в пенсионном праве. А иначе и быть не может, поскольку пенсия зарабатывается всю трудовую жизнь человека, за которую условия и нормы пенсионного обеспечения могут меняться, а приобретенные пенсионные права должны быть сохранены в обязательном порядке. Сохранение приобретенных гражданами пенсионных прав является базовым принципом пенсионного права. Ретроспективность служит именно этому принципу.

Можно сказать, что данный принцип окончательно закрепился в пенсионном праве и обрел современное содержание благодаря Конституционному Суду России, который в своих решениях по вопросам пенсионного (социального) обеспечения, выносимых в связи с преобразованиями системы социальной защиты населения, определил, что произвольное изменение законодателем норм социального законодательства, без создания механизма, сохраняющего приобретенные права, без предоставления гражданам переходного периода для адаптации к новым условиям, введения в действие при необходимости компенсаторного механизма, с помощью которого устраняются возможные негативные последствия такого изменения, а также без учета имеющихся публично-правовых обязательств государства, не представляется возможным.

Поэтому, к примеру, на основании части 8 статьи 13 Закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу указанного Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Это ретроспективность добровольная, применяется по выбору застрахованного лица, если это необходимо для возникновения права на пенсию. Особенно популярна:-) у лиц, претендующих на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями труда, может быть актуальна и для других категорий граждан, например, домохозяек, которые не имеют достаточного стажа трудовой деятельности, но при этом учились в ВУЗах до 2002 года (такая учеба может быть засчитана в страховой стаж для права на пенсию).

Также и исчисление размера страховой пенсии не ограничивается применением новых формул, закрепленных в Законе "О страховых пенсиях". Со дня его вступления в силу (1 января 2015 г.) ранее действовавший пенсионный закон не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом "О страховых пенсиях» в части, ему не противоречащей.
Определение размера пенсии за стаж, который имел место в период действия другого, ранее действовавшего законодательства, осуществляется с использованием порядка и формул, предусмотренных теми актами, которые имели силу именно в тот период времени.

В настоящее время фактически размер страховой пенсии за периоды стажа до 1 января 2002 г. определяется по одним правилам, за время с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. - по другому механизму, а начиная с 1 января 2015 г. - согласно новому порядку, что обусловлено этапами развития пенсионного законодательства нашей страны. В этих целях созданы специальные механизмы конвертации или преобразования пенсионных прав. Эта ретроспективность императивная, человек не может выбрать иного механизма исчисления размера пенсии или остановиться на одном из вариантов. Не получится ни в теории, ни на практике.

Аналогичный подход имеет место и в нормативных правовых актах, регулирующих государственное пенсионное обеспечение. Так, в связи с вступлением в силу с 21 октября 2015 г. нового Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначение пенсии по старости с уменьшением возраста в порядке, предусмотренном "чернобыльским" законодательством, в связи с постоянным проживанием (работой) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, осуществляется с учетом нового Перечня. Вместе в отношении имевших место до 21 октября 2015 г. периодов постоянного проживания (работы) соответствующих лиц применяются ранее действовавшие перечни населенных пунктов.

Вот такие у нас интересные ретроспективные особенности!

Федерального Собрания Российской Федерации

от Скворцова Алексея и другие установочные данные)

Уважаемый Вячеслав Викторович! Я, как гражданин Российской Федерации по праву рождения и по праву проживания, наделенный в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом выбирать, и являющийся единственным источником власти в РФ (ст. 3 Конституции РФ) прошу Вас разъяснить мне, как избирателю, соответствие законопроекта от 30.09.2020 № 1027752-7 «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»» части 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации.


Так Федеральным Законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» внесена часть вторая следующего содержания: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.». Однако, Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 381-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» с 1 января 2020 г. до 1 января 2021 г. приостановлено действие части второй статьи 43 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-I. В то же время 01.07.2020 года на территории Российской Федерации было организовано всенародное голосование за Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", и 01.07.2020 года была принята на всенародном голосовании в современном виде часть 6 статьи 75 Конституции РФ: «6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.» и действие Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 381-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» должно быть прекращено. Однако, принимаемый Вами законопроект № 1027752-7 «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», как бы, пролонгирует действие Федерального закона от 02.12.2019 № 381-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», и в полной мере противоречит 6 статьи 75 Конституции РФ, так как приостанавливает повышение пенсии в 2021 году пенсионерам, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, как того требует часть 6 статьи 75 Конституции РФ, статья 2 Федерального Закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Как следует из пояснительной записки к законопроекту № 1027752-7 «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» соответствие требований данного законопроекта было проверено на наличие положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, однако нет ни одного слова в пояснительной записке на проверку законопроекта требованиям Конституции РФ.

На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 33 Конституции РФ

Разъяснить соответствует ли принятый в первом чтении законопроект № 1027752-7 «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» требованиям части 6 статьи 75 и части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Подполковник полиции (в отставке) А.Г. Скворцов

05.10.2020г
И я спешу с Вами им поделиться(полный текст можно почитать здесь)
Кому лень читать, могу в двух словах описать, что мне наши законодатели – представительная власть, чтоб у них была зарплата, как у меня пенсия, ответили. Так вот, запрос мой отправили в Комитет по обороне ГД и почти два месяца готовили мне ответ. Ну, правильно, дело-то серьезное попробовать какие-то законные основания под незаконные действия подвести. Ну, ничего, жалобу в генеральную прокуратуру я на них направил.

Так вот, в ответе много разных умных слов, что принимаемые законы соответствуют Конституции РФ, так как принят бюджет страны на 2021 год и плановые периоды 2022 и 2023 года, которым предусмотрено повышение пенсии на 3,7% с 01.10.2021 в связи с возможным повышением заработных плат военным, полицейским и т.д., а индексация может проводится как повышением зарплаты, так и повышением «унижающего» коэффициента. Да, Комитет по обороне ГД ФС РФ озабочен недоиндексацией «военных» пенсий, а так же неисполнением требований Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 604 (далее Указ) и куда-то там обращался (в какие-то органы власти), но все обращения были отклонены. Но, не смторя на всю озабоченность народных избранников, Комитет по обороне и еще три сопутствующих Комитета всем составом дружно поддержали законопроект, так же, как поддержали законопроект МО РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСИН РФ.

Так же мне рассказали, что за 9 лет существования «унижающего» коэффициента 6 лет он «замораживался» и индексация не проводилась, Указ же за 9 лет был исполнен только 1 раз – в 2019 году.

А так все соответствует Конституции РФ и мы, народные избранники, чистой воды молодцы и невиновники.

И в конце приписали: ежели ваша позиция не совпадает с нашей, то вы можете обжаловать данный законопроект в Конституционном Суде РФ, при этом приложили последнее определение КС РФ, в которой военному пенсионеру было отказано в принятии жалобы. Тупо отказано!

Вы понимаете что происходит-то? Наша верховная власть обставилась по полной программе: главковерх сам заинтересован, чтобы его Указ не действовал, ведь действует же его такой же майский Указ от 07.05.2012 № 597; Правительство РФ на нас в очередной раз решило сэкономить бабла, положив огромный болт на 36 с мелкой левой резьбой как на Конституцию РФ, так и на Закон РФ № 4486-1, а так же начхав на наши права; Государственная Дума, где казалось бы должны сидеть народные представители и действовать за народ, дружно с Правительством РФ согласилась, «народным» представителям-то что, им наоборот финансирование в 2021 году и далее каждый год на 10% увеличивают; а КС РФ тупо все жалобы на неконституционность «заморозки» «унижающего» коэффициента заворачивает! Кто там мне говорил, что у нас существуют какие-то ветви власти? Где они? Когда на лицо видно действие всех этих «ветвей власти» по указанию главковерха, не хочет главковерх вернуть заслуженную «военными» пенсионерами пенсию и всё: все эти «ветви власти» дуют в одну с ним дуду. А теперь в связи с новой Конституцией РФ они болт на решения ЕСПЧ могут класть.

Если честно, даже не знаю: как законными путями можно отстаивать свои законные права на получение пенсии в полном объеме?! Просто не представляю! Где можно законное решение найти? Они же обложились со всех сторон! С самого начала было понятно, что понижающий коэффициент носит дискриминационный характер, умаляющий права «военных» пенсионеров на получение заслуженной пенсии. Но нет! Хрен им чего докажешь! Очень сильно хочется громко ругаться грубой нецензурной бранью.

Выход вижу только в создании политической партии «Военные пенсионеры России», поскольку общественные объединения «военных пенсионеров», «пенсионеров ВВ и МВД РФ» и т.д. на уровне субъектов РФ весьма разрозненны и ничьих прав, кроме прав руководителей данных объединений, не защищают. А нас, «военных» пенсионеров, 2,7 миллиона человек, мы есть во всех субъектах РФ, у нас есть свои, довольно грамотные, юристы. Что нам мешает создать свою политическую партию? Ведь общественным объединениям запрещено выдвигать своих кандидатов на выборы всех уровней власти. Другого законного пути решения проблемы обеспечения в полном объеме пенсиями «военных» пенсионеров я не вижу.

Подполковник полиции (в отставке) А.Г. Скворцов


Заявители обратились в КС с вопросом о конституционности ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 20 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Согласно ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, непредоставление плательщиком в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным взносам в орган контроля влечет взыскание штрафа. Этот закон утратил силу с 1 января 2017 года в связи со вступлением в силу ФЗ №250. Согласно ст. 20 нового закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за периоды до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного закона.

В Арбитражный суд Москвы поступило дело о признании недействительным решения Главного управления Пенсионного фонда РФ № 10 по Москве и Московской области от 26 января 2017 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за непредоставление в срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР за периоды до 1 января 2017 года. Арбитражный суд установил, что указанное решение было вынесено после утраты силы закона о страховых взносах, и пришел к выводу, что подлежащая применению в данном деле ст. 20 закона № 250-ФЗ противоречит ст. 54 (ч. 2) Конституции РФ, поскольку позволяет привлекать к ответственности на основании закона, утратившего силу, при наличии в новом законодательном регулировании сходных, но не полностью аналогичных мер ответственности. В связи с этим АСГМ приостановил производство по делу и обратился с запросом в КС РФ.

ООО "Проект", в свою очередь, 13 января 2017 года было оштрафовано Управлением ПФР в городе Пскове и Псковском районе Псковской области за непредоставление расчета по страховым взносам. Арбитражный суд Псковской области частично удовлетворил требование ООО «Проект» о признании этого решения недействительным, снизив размер штрафа с учетом смягчающих обстоятельств. В своем обращении в КС ООО "Проект" указало, что усматривает несоответствие норм законов Конституции, поскольку они допускают привлечение после 1 января 2017 года к ответственности на основании положения, утратившего силу, в то время как с этой даты к ним должны применяться нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие более мягкое наказание.

Конституционный суд, рассмотрев дело, отметил, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, согласно ст. 54 Конституции обратной силы не имеет. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Данные правила имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов.

Правовая норма может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем установленная в настоящее время, и только в пределах установленного законом срока давности.

Ответственность плательщика за непредоставление расчета по страховым взносам в виде штрафа, которая была предусмотрена ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах с 1 января 2017 года, т. е. без временного разрыва, установлена п. 1 ст. 119 Налогового кодекса.

С 1 января 2017 года к таким правонарушениям, имевшим место до указанной даты, может применяться либо ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, либо п. 1 ст. 119 НК. Выбор одного из законоположений предопределяется положениями ст. 54 Конституции.

При этом КС воздерживается от исследования вопроса о том, возможна ли конкретная правоприменительная ситуация, при которой ответственность за деяние, указанное в ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, будет такой же или менее строгой, чем за деяние, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК.

Ни оспариваемые заявителями законоположения, ни иные положения закона №250 не называют прямо полномочие органов ПФР, Фонда соцстрахования РФ при привлечении с 1 января 2017 года к ответственности за непредоставление расчета по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, применять п. 1 ст. 119 НК. Между тем отказ от применения данного законоположения в случаях, когда оно предусматривает меньший размер штрафа, чем ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, создавал бы условия для нарушения требований Конституции. Кроме того, как неоднократно указывал КС, цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод, а потому тот факт, что применение норм НК относится к компетенции налоговых органов, не может в сложившейся ситуации рассматриваться как препятствие для их применения органами ПФР и ФСС, если это обусловлено прямым действием ст. 54 (ч. 2) Конституции.

В результате КС определил, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции, поскольку по своему смыслу предполагают, что применение положения ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах с 1 января 2017 года к деяниям, совершенным до этой даты, допустимо только в том случае, если в системе действующего правового регулирования с учетом фактических обстоятельств конкретного дела исчисленный размер штрафа меньше или равен размеру штрафа, исчисленному в соответствии с п. 1 ст. 119 НК. В иных случаях применению подлежит п. 1 ст. 119 НК.

В соцсетях в последнее время появилось множество постов о том, что намечаемая правительством пенсионная реформа противоречит Конституции и Трудовому кодексу РФ. Авторы утверждают, что предлагаемые законы ухудшают положение граждан и должны иметь юридическую силу только для тех, кто начинает свою трудовую деятельность после их принятия, поскольку законы в России не имеют обратной силы. Насколько справедливы подобные утверждения? Об этом “Ъ” попросил рассказать специалиста по трудовому праву члена Ассоциации юристов России Алексея Коновалова.

Главное о пенсионной реформе

— Как бы вы оценили правомерность готовящейся реформы пенсионной системы?

— Право гражданина России на социальное обеспечение по возрасту закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39). Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с федеральным законом РФ №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и в соответствии с ФЗ №400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях». Именно в эти законы, а также в иные законы, регулирующие вопросы назначения и выплаты пенсий (закон №1244–1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ФЗ-З60 от 30 ноября 2011 года «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»), вносятся изменения, касающиеся увеличения возраста граждан, приобретающих право на государственное пенсионное обеспечение. Это что касается порядка внесения изменений в пенсионное законодательство.

— То есть можно утверждать, что порядок внесения изменений в пенсионное законодательство соблюден?

— Да, на начальном этапе порядок соблюден. С полной уверенностью можно сказать, что будет соблюден и в дальнейшем.

— Правы ли авторы постов, утверждающие, что законопроект противоречит Конституции и Трудовому кодексу?


Анастасия Мануйлова — об аргументах против пенсионной реформы, которой нет

— Конституция не содержит норм, которые прямо бы вступали в противоречие с подготовленным законопроектом. Что касается Трудового кодекса, он регулирует трудовые отношения граждан с работодателем, но ни в коей мере не пенсионные отношения. Отдельно хотелось бы уточнить, что в соответствии со ст. 54 Конституции в России не имеет обратной силы закон, устанавливающий или отягчающий ответственность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что законопроект о реформе пенсионного законодательства не противоречит ни Конституции России, ни иным нормативно-правовым актам.

— То есть граждане неправы?

— Надеюсь, что все граждане России знают, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).


Как в регионах готовятся к акциям протеста против пенсионной реформы

Рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся прав гражданина и обязанностей государства с учетом норм, изложенных в Конституции РФ. В соответствии с Конституцией человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). Правда, права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом (ч. 3 ст. 55), но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, например в условиях чрезвычайного положения (ст. 56).

Причем речь в данном случае идет не о законопроекте, а о законе. Иными словами, вопрос о соответствии либо несоответствии Конституции закона/законов можно рассматривать только после вступления их в силу.

— Закон будет принят?


Как пенсионная реформа вернула Госдуму к дефолту

— Да. Но содержание его может измениться. Напомню, Госдума должна рассмотреть проект закона в трех чтениях: первое по плану — в июле 2018 года, второе и третье — осенью этого же года (закон должен вступить в силу с 1 января 2019 года). В Госдуму внесен самый «жесткий», минфиновский вариант увеличения пенсионного возраста, и хочется надеяться, что в ходе обсуждения в проект закона будут внесены «смягчающие» поправки. Об этом граждане узнают ближе к окончанию этого года.

— В связи с принятием закона каких льгот лишатся пенсионеры?

— Пенсионеры не лишаются льгот при принятии данного закона. На тех, кто сейчас получает пенсию, действие закона не будет распространяться. Что же касается будущих пенсионеров, то и они льгот не лишаются: они их получат, но позже, с учетом принятого пенсионного возраста.

Как менялся пенсионный возраст в России

— Да, но ведь позже — это значит, что они позже получат право на бесплатный проезд в общественном транспорте, льготы по налогам, льготы по лекарствам, право на бесплатное протезирование зубов, бесплатные путевки… Потери от этого сопоставимы с прямыми потерями от невыплаты пенсии.

— Потери граждан, не получивших льготы в период пенсионной реформы, обернутся дополнительно сэкономленными денежными средствами, которые, как обещает правительство, и будут направлены именно на повышение социальных выплат пенсионерам — настоящим и будущим. По крайней мере остается надеяться на это.

— Хорошо, а ваше личное отношение к законопроекту, ведь вам скоро 60?

— Вы меня спрашивали как юриста о правовых аспектах. Я ответил. А это совсем другая тема.

Поколение ХЗ: шел 27-й год пенсионной реформы

Исполняется 5, 10, 15, 20 и 25 лет важным этапам пенсионной реформы, наступает очередной — едва ли последний. Менее чем через четверть века мы отметим 50-летие начала этого большого пути на пенсию. На нее к тому времени уже выйдут те, кто окончил школу в последние советские и первые постсоветские годы. И лучше особо не рассчитывать на их добровольное участие в новой системе: убедить поколение, поседевшее на фоне пенсионных реформ, опять поверить в них — задача нетривиальная.

Законы и нормативные акты, касающиеся назначения пенсий после 01.01.2015

  • № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - Федеральный закон о страховых пенсиях от 28.12.2013 г. - устанавливает порядок, условия назначения, структуру и методику расчета страховых пенсий и их выплат после 01.01.2015 г.
  • № 385-ФЗ Об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам .
  • № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (О повышении пенсионного возраста)
  • № 424-ФЗ "О накопительной пенсии " - Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. "О накопительной пенсии" - устанавливает основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию.
  • № 422-ФЗ О гарантировании прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений - Федеральный закон об обеспечении прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений.
  • № 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации - устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
  • Постановление Правительства № 1015 от 02.10.2014 - Об утверждении правил подсчета и подтверждениястрахового стажа для установления страховых пенсий.
  • Постановление Правительства№ 665от 16.07. 2014- О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых производится досрочное назначение страховых пенсий по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
  • Постановление Правления Пенсионного фонда Росии № 374п от 17.09.2014 - О составе сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, представляемых посредством информационной системы "личный кабинет застрахованного лица".
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884нг. Москва "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
  • Приказ Минтруда РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н г. Москва "Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии".
  • Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - Постановление Правительства N 249г от 18 марта 2015 г.

Законы и нормативные акты, касающиеся назначения пенсий до 01.01.2015

  • № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - устанавливал порядок, условия назначения, структуру и расчет страховых пенсий и порядок их выплат до 01.01.2015 г.
  • Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"- устанавливал порядок, условия назначения, структуру и расчет пенсий, а также порядок их выплат до 01.01.2002 г.
  • Закон о государственных пенсиях в СССР от 14 июля 1956 г. - закон, устанавливавший порядок и размер пенсий в СССР.

Читайте также: