Пенсионных прав приобретенных вами

У пенсионеров в России имеется различная поддержка. Она заключается не только в гарантированной пенсии, но других мерах, закреплённых в законодательстве. К сожалению, не все граждане осведомлены о своих правах.

В данной статья я постарался собрать наиболее распространённые меры поддержки пенсионеров и лиц, предпенсионного возраста.

Права пенсионеров и лиц предпенсионного возраста в России.

1. Право на пенсию.

Самая распространённая мера поддержки со стороны государства - выплата пенсии, лицам достигшим определённого возраста.

Выплачиваемых государством денег не хватает для полноценного проживания, существуют также иные меры поддержки. Размер пенсии у граждан различается, зависит от трудового стажа, накопленных балов и возраста выхода на пенсию.

2. Право работать и получать пенсию.

Уволить гражданина достигшего определённого возраста никто не имеет права. Право на труд одно из основополагающих прав человека и гражданина.

Пенсионер вправе решить, продолжать ли ему трудиться или нет.

В данном случае, гражданин может выбрать: продолжить работать и получать пенсию; уволиться и получать пенсию; продолжить работать и отложить выход на пенсию.

Пенсия за работником сохраняется. Единственное, что теряет пенсионер, право на индексацию пенсии. С января 2020 года индексация - 6,6%.

Многие граждане, чтобы получить индексацию, уволились в 2019 году, затем в 2020 году снова выйдут на работу.

Но нужно помнить, что некоторые льготы положены только не работающим пенсионерам. Следует поставить в известность ПФР, что вы работаете, иначе может наступить ответственность.

3. Право на алименты.

Трудоспособные дети обязаны содержать и заботиться о своих родителях. Данная норма предусмотрена Семейным Кодексом РФ, статьёй 87.

Это касается также лиц достигших предпенсионного возраста, 60 лет мужчины, 55 лет женщины.

Алименты можно получить в твёрдой денежной форме, в виде ежемесячной выплаты. Если дети отказываются поддерживать родителей, то родители вправе обратиться в суд, для присуждения алиментов в судебном порядке.

Помимо детей, поддерживать пенсионеров обязаны также: супруги, в том числе бывшие; братья и сёстры, если нет детей и супругов; внуки, если нет детей и супругов; пасынки и падчерицы.

4. Право брать выходной для ежегодной диспансеризации.

Пенсионер может ежегодно брать за счёт работодателя два дня для прохождения диспансеризации.

Работодатель не может отказать пенсионеру в данном праве.

Следует взять соответсвующие справки в поликлиники и предупредить работодателя заранее, чтобы не было прогула.

5. Право уволиться без отработки.

Работник может прекратить трудовые отношения с работодателем, уведомив его за четырнадцать дней. Но пенсионеры вправе прекратить работу сразу при направлении уведомления, без отработки положенного времени.

Важный момент, пенсионер может неоднократно пользоваться данным правом, если он снова начинает свою трудовую деятельность. Увольнение всегда будет без отработки.

6. Право на надбавки к пенсии.

Дополнительная денежная поддержка со стороны государства выражается в предоставлении надбавки к пенсии отдельным категориям граждан. У данных лиц пенсия будет выше.

Право на надбавку имеют: лица старше 80 лет; сельские жители; инвалиды; лица с определённым непрерывным трудовым стажем; жители Крайнего Севера; пенсионеры с иждивенцем.

В некоторых случаях страховая часть пенсии увеличивается в два раза.

7. Право докупить пенсионный стаж и баллы.

Неприятность может случиться тогда, когда работодатель не платил пенсионных отчислений в бюджет. Также это касается тех, кто работал не официально или кому не хватает пенсионного стажа и баллов.

В этом случае можно сделать взнос для покупки стажа и баллов. В 2020 году платёж составит порядка 32 тыс. рублей. Необходимо заключить договор по добровольному пенсионному страхованию. Приобретается не более половины требуемого стажа и баллов.

8. Право на социальную пенсию.

Если трудового стажа и баллов не хватает, то можно рассчитывать на социальную пенсию. Она положена всем гражданам, достигшим пенсионного возраста. Её выплачивают на 5 лет позже, чем страховую пенсию. Размер такой пенсии составляет не более 10 тыс. рублей.

9. Право на обязательную долю в наследстве.

Данным правом обладают также лица достигшие предпенсионного возраста. Гражданским Кодексом РФ, статьёй 1149, предусмотрена обязательная доля в наследстве, это не менее половины доли, которая причиталась бы при наследовании по закону. Право сохраняется, даже если есть завещание.

10. Право платить меньше налогов.

Законодатель освободил пенсионеров от уплаты налога на доход в виде получения пенсии (социальной, страховой, накопительной).

Также пенсионеры имеют льготы по уплате земельного налога и транспортного.

Освобождаются от уплаты налога на имущество, в отношении одного объекта каждого вида: участок меньше 6 соток, квартиры, гаража, дома и его части, комнаты, творческой мастерской, хозяйственной постройки.

11. Право выхода в отпуск, без права на отказ работодателем.

Брать отпуск на четырнадцать дней можно в любое время, достаточно просто уведомить работодателя об этом. Всем остальным требуется согласие, а пенсионеру отказать не вправе. Для получения отпуска необходимо написать заявление.

12. Получать пенсию находясь за границей.

Получать выплату можно не только на карту "Мир" в данном случае. Однако необходимо ежегодно подтверждать Пенсионному Фонду России, что вы живы. Сделать это можно лично обратившись в ПФР, или направив в ПФР удостоверенное нотариусом уведомление.

13. Право на налоговый вычет при покупке жилья.

Пенсионерам предоставляется три года, за которые они могут получить налоговый вычет. При покупке квартиры, жилого дома или земельного участка, можно вернуть выплаченный государству НДФЛ за три года (у всех остальных граждан срок меньше). Но не более 13 % от 2 млн. рублей (стоимости приобретённой недвижимости).

14. Льготы по оплате проезда и услуг ЖКХ.

Пенсионеры имеют право на получение субсидий на оплату коммунальных услуг, льготы по оплате взносов на капитальный ремонт, компенсацию жителям Крайнего Севера по проезду в места отдыха.

Также многие регионы предоставляют пенсионерам право бесплатного проезда в транспорте. Для некоторых проездов предоставляется скидка.

В органах социальной защиты в месте вашего проживания можно узнать о всех предоставляемых льготах и правах.

Многие пенсионеры имеют право на бесплатную путёвку в санаторий или гостиницу, для осуществления ежегодного отдыха и лечения.

Сформированная в Российской Федерации система обязательного пенсионного страхования, основываясь на страховых принципах, обеспечивает эквивалентность доходов и расходов, гарантирует ее участникам возможность реализации пенсионных прав приобретенных в рамках данной системы.

С 1 января 2015 года введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (новая пенсионная формула), трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформировалась в страховую пенсию и накопительную пенсию.

По новой пенсионной формуле на размер пенсии влияет:

  • размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;
  • длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;
  • возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.

По новой пенсионной формуле выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия - на 45%; если - 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раза, страховая пенсия - в 2,32 раза.

Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий позволяет обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа и «белой» заработной платы при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.

В настоящее время величина коэффициента замещения близка к 40 процентам утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате (по методике расчета, сложившейся в Российской Федерации) и значительно превышает 40 процентов по методике расчета по стандартам Международной организации труда.

Необходимо отметить, что в условиях новых социально-экономических вызовов российская пенсионная система сохранила весь накопленный отечественный опыт в сфере пенсионного обеспечения:

  • в России возраст выхода на пенсию - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, остается самым низким среди близких нам по условиям жизни стран евразийского пространства, а также Восточной Европы, включая страны бывшего СССР, несмотря на то, что с начала 20 века во всех странах мира, в том числе и в Российской Федерации, наблюдалось снижение удельного веса занятых в промышленности, условия труда изменились, и произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу, обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники сферы услуг;
  • ежегодно в пенсионную систему приходит порядка 300-400 тыс. «новых» пенсионеров, в этом случае можноговорить о стабильном расширении охвата населения пенсионным обеспечением. Это сотни тысяч новых получателей пенсий ежегодно, а значит ежегодное значительное увеличение социальных расходов государства;
  • сохранены досрочныепенсии для граждан, занятых на работах с вредными либо тяжелыми условиями труда и в горячих цехах, а также для педагогических, медицинских и творческих работников;
  • сохранены досрочныепенсии для многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей-инвалидов;
  • сохранены так называемые «северные» коэффициенты, увеличивающие фиксированную выплату к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, который устанавливает Правительство Российской Федерациив зависимости от района проживания на период проживания «пенсионеров-северян» в этих районах;
  • сохранен порядок, в соответствии с которым не производятся прямые отчисления из заработной платы работников посредством взносов в систему обязательного пенсионного страхования,при этомстраховые взносы за работников уплачиваются работодателями;
  • сохранены льготы по выплате пенсий работающим пенсионерам, необходимо отметить, что по своей правовой природе выплата страховых пенсий в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из того, что пенсия - это компенсация утраченного заработка, должна быть связана с получением заработка. Целевое предназначение страховых пенсий – предоставление гражданину средств к существованию, который в силу нетрудоспособности, связанной, в том числе с пожилым возрастом, не имеет возможности трудиться и утратил заработок. Вместе с тем, понимая интересы наших граждан, решено сохранить выплату пенсий при наличии заработка, при этом лишь несколько ограничив размер пенсий работающим пенсионерам на сумму индексации;
  • предусмотрены нормы, направленные на стимулирование деятельности субъектов экономической деятельности, путем установления пониженных тарифов на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, ежегодно в рамках федерального бюджета бюджету ПФР выделяется межбюджетный трансферт на финансирование государственных обязательств по обязательному пенсионному страхованию.

Повышение уровня пенсионного обеспечения, несмотря на проводимые мероприятия по увеличению пенсий, является актуальным для всех категорий пенсионеров. Государство в рамках законодательства Российской Федерации принимает соответствующие меры по улучшению материального положения пенсионеров.

Что касается накопительной пенсии, сообщается - накопительная часть трудовой пенсии выведена из состава трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера по своей сути, и преобразована с 1 января 2015 года в самостоятельный вид пенсии - накопительную пенсию.

Накопительная пенсия устанавливается лицам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (т.е. находящихся в ПФР) или на пенсионном счете накопительной пенсии (т.е. находящихся в негосударственных пенсионных фондах).

Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который, начиная с 2016 года ежегодно определяется федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.

На 2018 год в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 419-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2018 год» установлен ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - 20 лет 6 месяцев (246 месяцев).

Размер накопительной пенсии подлежит увеличению по результатам инвестирования пенсионных средств, а также с учетом сформированных после назначения накопительной пенсии средств пенсионных накоплений.

На основании конституционной нормы Законом о трудовых пенсиях предусмотрены переходные положения, которые позволяют учесть объем и качество пенсионных прав граждан, приобретенных ими в соответствии с тем пенсионным законодательством, которое действовало ранее.

Статьей 30 Закона о трудовых пенсиях предусмотрены правила оценки пенсионных прав, приобретенных на основании ранее дей-ствовавшего законодательства. Такая оценка производится путем конвертации (преобразования) пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. в расчетный пенсионный капитал. Следует заметить, что слова «конвертация» нет ни в одном словаре. Авторы законопроекта, поместив в скобки слово «преобразование», очевидно, признавали за ним роль русского перевода использованного термина. Однако «преобразовать» означает, в частности, «превратить из одного вида в другой, из одной формы в другую».1 Близким к этому значению является слово «конверсия» (от лат. еомегвіо — изменение2).

Как известно, размер базовой части трудовой пенсии устанавливается федеральным законом и затем подлежит индексации. Поэто

1 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 584.

2 См.: Большой словарь иностранных слов. С. 302.

му размер базовой части пенсии лиц, которым трудовая пенсия на-значается, начиная с 1 января 2002 г.

Для оценки же ранее приобретенных прав необходимо выполнить более сложную операцию: рассчитать «условный» пенсионный капитал на основе тех пенсионных прав, которые были приобретены по правилам прежнего пенсионного законодательства. Такой расчет должен отражать количественную и качественную характеристики социальной значимости жизнедеятельности пенсионера. Для преобразования законом предлагается следующая формула: ПК = (РП — БЧ) х Т.

ПК означает величину не фактически накопленного пенсионного капитала, как это имеет место при определении размера страховой части трудовой пенсии, назначаемой по правилам нового пенсионного закона, а расчетного пенсионного капитала.

РП — расчетный размер трудовой пенсии. Если размер трудовой пенсии исчисляется путем сложения базовой и страховой, а в будущем и накопительной частей, то для оценки ранее приобретенных пенсионных прав вначале рассчитывается общий размер трудовой пенсии по правилам п. 2 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях. Расчетный размер трудовой пенсии используется для исчисления условного размера пенсионного капитала и подставляется в данную формулу.

БЧ — размер базовой части трудовой пенсии, который определяется в том же порядке, что и для лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования после 1 января 2002 г. (п. 1 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях).

Т — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

Расчет осуществляется по следующей формуле: РП = СК х ЗР/ЗП х х СЗП.

ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица. Размер заработка может определяться по двум вариантам. Заработок пенсионера по первому варианту определяется за два последних года перед вступлением в силу нового пенсионного закона, т. е. — 2000-2001 годы. Поскольку в этот период уже была создана система индивидуального (персонифицированного) учета и заведены лицевые счета на застрахованных лиц, то эта величина устанавливается только по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. У пенсионера есть право выбрать второй вариант определения заработка и взять за основу для расчетов средний заработок за любые 60 месяцев подряд. В этом случае размер заработка устанавливается на основании документов, выдаваемых соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период, за который берутся сведения о среднем заработке пенсионера.1

СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года.

СК — стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх 20 или 25 лет (соответственно для женщин и мужчин), но не более чем на 0,20.

Содержание формулы представляет собой не что иное, как способ расчета и увеличения размера пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 г.

1 В литературе обычно приводятся соответствующие таблицы среднемесячной заработной платы в стране. См., например: Афанасьев С. А. Расчет пенсии: первый этап — стартовый пенсионный капитал. М.: МЦФЭР, 2002. С. 38.

2 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3585.

определялся в процентах от среднего заработка пенсионера за 24 пос-ледних месяца работы либо за любые 60 месяцев работы подряд и зависел от продолжительности трудового стажа. Общий трудовой стаж 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин давал право на получение пенсии в размере 55% от среднего заработка. Превышение требуемой продолжительности общего или специального трудового стажа позволяло увеличивать размер пенсии на 1% за каждый год превышения стажа, но не более чем на 20%.

Наряду с этим способом был установлен расчет и увеличение размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП) устанавливался следующим образом. Вначале определялся процент заработка, зависящий от продолжительности трудового стажа (общего или специального). Затем данный показатель — стажевый коэффициент (СК) переводился из процентов в десятичную дробь. Этот показатель, очевидно, отражает количественную сторону вклада пенсионера в общественно полезную деятельность. Наконец, стажевый коэффициент умножался на частное от деления среднемесячного заработка пенсионера за период, из которого исчисляется пенсия (ЗР), к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период (ЗП). Эта операция по замыслу законодателя по всей видимости должна была отражать качественную сторону трудовой деятельности пенсионера, ибо заработок — это оценка качества труда. Если выразить данный расчет в соответствующей формуле, то она и будет представлять собой часть формулы, предусмотренной п. 2 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, т. е. СК х ЗР/ЗП.

Окончательный размер пенсии, назначенной по правилам ст. 7 Закона 1990 г., определялся путем умножения значения индивидуального коэффициента пенсионера на размер средней заработной платы в стране за тот период, на который приходится назначение пенсии: ИКП х СЗП. Таким образом, третий элемент правой части формулы, предусмотренной ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, также заимствован из способа исчисления и увеличения размера пенсий, который применялся в прежнем пенсионном законодательстве.

Поскольку преобразование пенсионных прав производится на 1 января 2002 г., то нужно иметь в виду, что СЗП в формуле расчетов — это среднемесячная заработная плата в России за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации в сумме 1671 руб.

СК — стажевый коэффициент для застрахованных лиц (за исклю-чением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой

деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

Для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности, стажевый коэффициент составляет 0,30.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) ограничено законом и учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, предел отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) повышен и учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Мужчинам и женщинам, если они проработали не менее 15 кален-дарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в прирав-ненных к ним местностях (абзац 1 подпункта 6 п. 1 ст. 28 Закона), отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Повышения пенсий, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 года (за исключением районного коэффициента), начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии соответствующим лицам (за исключением лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере).

Величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенси-онного капитала при полном общем трудовом стаже, т. е. при СК, равном 0,55. Затем сумма расчетного пенсионного капитала делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа. Для упрощения расчетов в этих случаях специалисты используют коэффициент неполного стажа (КНС), который является частным от деления числа месяцев фактически имеющегося стажа (ФС)на число месяцев необходимого стажа (ОС): КНС = ФС/ОС.1 Формула расчета пенсионного капитала при этом будет выглядеть следующим образом: ПК = (РП — БЧ) х Т х КНС.

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке.

Ранее действовавший Закон 1990 г. предусматривал возможность льготного (кратного) исчисления общего трудового стажа при исчислении размера пенсии с применением ИКП. В связи с этим группа депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и отдельные граждане обратились в Конституционный Суд РФ с вопросом о соответствии указанной нормы ст. 1 (ч. 1), 2, 7, 17, 18, 20, 39, 54 (ч. 1), 55 (ч. 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ постановлением от 29 января 2004 г. № 2-П признал содержащуюся в п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях норму в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд РФ указал: «Данная норма — по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм — не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсион

1 См., например: Добромыслов К. В. Исчисление трудовых пенсий по старости (примеры расчетов). М.: Книжный мир, 2002. С. 31 и др.

ное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства».1

Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пен-сионный капитал застрахованных лиц, имеющих специальный трудовой стаж, может осуществляться по их выбору в вышеуказанном порядке. При этом вместо общего трудового стажа (как фактически имеющегося, так и полного) может применяться специальный стаж на соответствующих видах работ (как полный, так и фактически имеющийся).

При этом в целях исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованному лицу с применением не общего, а специального тру-дового стажа ожидаемый период выплаты пенсии по старости, опре-деляемый в вышеприведенном порядке, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возраста, установленному ст. 7 Закона (60 и 55 лет — для мужчин и женщин соответственно). Это означает, что в формуле расчетного пенсионного капитала ПК = (РП — БЧ) х Т показатель Т должен быть увеличен на разность между общеустановленным возрастом выхода на пенсию и возрастом досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (1990 г.) по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пп. 1-5 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.

При назначении, начиная с 1 января 2002 года, трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью застрахованного лица, которому не был открыт индивидуальный лицевой счет, про

1 СЗ РФ. 2004 № 6. Ст. 450.

изводится определение расчетного пенсионного капитала, полагавшегося умершему кормильцу, в порядке, предусмотренном настоящей статьей в отношении лиц, ставших инвалидами, для последующего исчисления страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответствующим членам его семьи в соответствии с п. 2 ст. 16 настоящего Закона о трудовых пенсиях.

Индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится приме-нительно к порядку, предусмотренному пп. 7 и 8 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, за весь период, начиная с 1 января 2002 года, до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу этого закона.

Анализ нормы ст. 30 Закона о трудовых пенсиях показывает, что преобразование ранее приобретенных пенсионных прав фактически ухудшает положение пенсионеров, что не соответствует положениям ч. 2 ст. 55 Конституции РФ.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 102 Закона 1990 г. среднемесячный заработок при назначении пенсии определялся (по желанию обра-тившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией. В соответствии с п. 2 ст. 102 Закона 1990 г. из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заклю-чению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы можно

было заменять другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Однако в п. 2. ст. 30 Закона о трудовых пенсиях законодатель не включил слова «работы (службы)». В результате этого заработок пенсионера по новому закону делится на число месяцев указанного срока без учета фактически отработанного времени в этом периоде и по этой причине занижается.

Кроме того, вызывает возражения и коэффициент, ограничивающий соотношение среднего заработка пенсионера и средней заработной платы в стране — не более 1,2 (для пенсионеров районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — до 1,9).

Очевидным представляется стремление законодателя в сложной экономической обстановке второй половины 90-х годов ХХ века в России путем введения предельного коэффициента ограничить размер расходов на пенсионное обеспечение. Однако в Законе о трудовых пенсиях находит отражение накопительный принцип формирования размера трудовой пенсии. Страховая часть трудовой пенсии формируется, прежде всего, за счет пенсионного капитала, который складывается из страховых взносов застрахованного лица. Чем больше его заработок или иные доходы, тем больше и размер пенсионного капитала. При этом каких-либо ограничений размера пенсионного капитала закон не устанавливает. Это означает, что государство исчерпывающим образом оценивает качественный вклад в общественное производство лица, застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования. Этой объективной оценки оказались лишены лица, которые были застрахованы в системе государственного социального страхования по законодательству СССР и в соответствии с Законом о государственных пенсиях 1990 года.

Конвертация - это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 01.01.2002 г., т.е. на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина - это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 01.01.2002 г. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Расчетный размер пенсии всем застрахованным лицам определяется по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). О трудовых пенсиях в Российской Федерации : федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ// Российская газета. N 247.- 20.12.2001.

Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству. Пенсионерам, кроме того, предоставлено право выбора - определить расчетный размер пенсии по установленным для всех застрахованных лиц нормам. Соответственно - право рассчитать пенсионный капитал по наиболее выгодному варианту. Норм по перерасчету пенсионного капитала (в отличие от пенсии) не предусмотрено.

Поэтому пенсионерам нужно правильно и своевременно определить размер трудовой пенсии по новым нормам. Одновременно - предоставить время и возможность для уточнения ее размера, а также для оценки пенсионных прав, имеющихся по состоянию на 01.01.2002 г., и определения величины расчетного пенсионного капитала.

Закон от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». рассчитан на перспективу. В его основу заложены такие элементы, как составляющая трудовой пенсии, страховой стаж и другие, которые будут вводиться в действие постепенно.

В настоящее время наиболее актуальна та часть Закона, которая регулирует пенсионные права нынешних пенсионеров и тех граждан, которых будут выходить на пенсию в ближайшие годы. Эти категории граждан в основном заработали свои пенсионные права по старому законодательству РФ.

Рассмотрим, как учитываются ранее приобретенные пенсионные этих граждан при переходе к новому пенсионному законодательству:

Согласно статьям 27 - 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохраняются ранее приобретенные пенсионные права:

  • * досрочное назначение пенсий для некоторых категорий граждан, в том числе медикам, педагогам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - бывшее назначение пенсий по старости на льготных основаниях;
  • * досрочное назначение пенсий по условиям труда - бывшее назначение пенсий по старости в связи с особыми условиями труда;
  • * учет общего трудового стажа;
  • * учет стажа на соответствующих видах работ - бывшего специального стажа ;
  • * выбор периода среднемесячного заработка для расчета пенсий;
  • * другие права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» конвертация производится в связи с его введением в действие, т.е. носит разовый характер. При этом предполагается, что необходимые сведения для оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 г. должны находиться в распоряжении пенсионного органа в полном объеме, и поэтому не требуется их дополнительного уточнения. Исходя из этого нормы Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержат возможности перерасчета пенсионного капитала.

В то же время в течение переходного периода, т.е. до 01.01.2013 г., когда должна быть окончательно произведена оценка пенсионных прав всех застрахованных лиц, в т.ч. и пенсионеров, определение размера пенсионного капитала не может считаться процессуально завершенным без получения заявления пенсионера о выборе варианта конвертации (при наличии права на такой выбор).

Для лиц, получавших пенсии по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» сроки конвертации зависят от сроков пересчета трудовых пенсий в соответствии с Законом от 17.12.2001 г.

По состоянию на 01.01.2002 г. ни одному из пенсионеров трудовая пенсия по новому закону еще не пересчитана, независимо от факта «технологического» пересчета размера пенсии в порядке, предложенном в Телетайпограмме Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.12.2001 г. При этом право на пенсию сохраняется и не пересматривается, однако право на трудовую пенсию по нормам Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у пенсионера возникает только с момента его вступления в силу, т.е. с 01.01.2002г.

Сроки назначения трудовой пенсии установлены статьей 19 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Применительно к нормам этой статьи пенсионеры могут обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о желании представить документы об обстоятельствах, которые имели место до 01.01.2002 г. и влияют на увеличение размера пенсии не позднее 01.04.2002 г. В случае представления таких документов в течение трех месяцев с момента обращения, может быть произведено определение расчетного пенсионного капитала, а также назначение пенсии по новому закону с 01.01.2002 г. и доплата сумм пенсии за прошлое время.

Если в указанные сроки пенсионер не заявил о своем желании представить дополнительные документы или не представил их, то по умолчанию трудовая пенсия по нормам Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» будет ему пересчитана с 01.01.2002 г. в размере, определенном исходя из сведений пенсионного дела. Определение размера расчетного пенсионного капитала пенсионера по состоянию на 01.01.2002 г. при этом может быть выполнено только как техническое действие (фиксация, или предварительное определение), не имеющее правовых последствий. В частности, из его выполнения не следует, что в случае представления пенсионером дополнительных сведений нельзя изменить эту расчетную величину.

Так, при представлении пенсионером сведений по истечении названных сроков может быть произведен перерасчет размера трудовой пенсии применительно к пунктам 1 и 2 статьи 20 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.е. с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором последовало соответствующее обращение и были представлены все необходимые документы.

Возможен случай, когда пенсионер после представления дополнительных документов и определения расчетного пенсионного капитала представит новые дополнительные документы (например, справку о более высоком заработке за 5 лет подряд) за период до 01.01.2002 г. При этом также возможен перерасчет трудовой пенсии в указанном выше порядке.

В этом случае осуществляется уточнение величины расчетного пенсионного капитала, что корреспондируется с пунктом 5 статьи 17 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», допускающим уточнение сведений о сумме страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала. В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при его применении к уплате страховых взносов в ПФР приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место до 01.01.2002 г.

При оценке ранее приобретенных пенсионных прав учитывается общий трудовой стаж в календарном порядке - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г (Приложение 6).

Граждане, имеющие право на досрочную пенсию, согласно пункту 1 статьи 27 и пунктам 7-13 статьи 28 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при установлении расчетного пенсионного капитала (оценка пенсионных прав) могут учитывать стаж на соответствующих видах работ вместо общего трудового стажа.

Стаж на соответствующих видах работ - это суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г., определенных пунктом 1 статьи 27 и пунктами 7-13 статьи 28 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья на производстве или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой они получены.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., учитываемая в календарном порядке. В нее включаются те же периоды работы и деятельности, которые учитывались при назначении пенсий с применением ИКП.

При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 01.01.2002 г. О трудовых пенсиях в Российской Федерации : федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ// Российская газета. N 247.- 20.12.2001 Не включаются в общий трудовой стаж в целях конвертации приобретенных пенсионных прав в капитал следующие периоды:

  • § обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, интернатуре;
  • § пребывание граждан, проживавших в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР;
  • § нахождение в фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны;
  • § проживание в г. Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.);
  • § уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, нуждающимся в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • § уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения;
  • § уход родителей и иных законных представителей за ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними детьми;
  • § проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • § проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций.

Новая система пенсионного обеспечения, хотя и построена на новых принципах, включает в себя и элементы из предшествующей системы. Это прежде всего, очень большое число льготных исключений, которые авторы нового законодательства вынуждены были оставить в законодательстве о трудовых пенсиях в соответствии с принципом, по которому новая пенсия не может быть меньше старой. Это, безусловно, вносит известную противоречивость в равенстве к подходу граждан в пенсионном обеспечении. Многие исключения вызваны принятием частных решений и не укладываются в общую канву обязательного государственного пенсионного обеспечения и страхования.

Читайте также: