Пенсионный закон украины о инвалидности

Каждый украинец может рассчитывать на определенные социальные гарантии, одна из которых – это пенсионные выплаты по инвалидности. В то время, когда лица с ограниченными возможностями не могут обеспечивать себя самостоятельно, власти частично берет эту обязанность на себя, предоставляя определенную финансовую помощь, что регулируется законодательством. Но перед тем, как начать получать начисления, надо их оформить и в процедуре оформления есть свои нюансы. Поэтому полезно знать, каким является минимальный размер пенсии по инвалидности для 1 группы 2021, как происходит оформление выплат для других групп, чем они отличаются и не только.


Общая информация

Относительно пенсий по инвалидности проинформированы далеко не все граждане, а это является большой проблемой. Некоторые намеренно ждет пенсии по возрасту, ища более выгодные условия, а другие просто боятся подавать документы. Сейчас процедура оформления является упрощенной, она не требует больших сил и проходит достаточно быстро.

Оформление пенсионных выплат происходит на основе получения лицом статуса нетрудоспособного гражданина либо лица с ограниченной трудоспособностью. Таких статус является следствием травм или тяжелых болезней, врожденных патологий. Вместе с тем время приобретения такого устава не имеет значения. То есть лицо, которая стала инвалидом без трудовой деятельности и лицо, получившее статус за время официального трудоустройства будут получать начисления на одинаковых началах. Так же начисляются и пенсии инвалидам детства. Нужно лишь собрать определенный пакет документов и пройти процедуру оформления.

Нюансы оформления пенсионного обеспечения

Прежде всего, пенсия по инвалидности, продолжительность выплат и некоторые бюрократические особенности напрямую зависят от того, какую именно группу инвалидности было предоставлено лицу. Также большую роль играют условия и обстоятельства, при которых человек потерял свою работоспособность:

  1. На рабочем месте. Это может быть травмирование на производстве, профессиональное заболевание и тому подобное.
  2. Заболевания или травмирования общего типа. Это те причины, не связанные с работой, а также инвалидность с детства.

Согласно условий и обстоятельств, регулирование вопросов по поводу пенсионных выплат и их оформление происходит согласно различных законодательных актов. Если инвалидность была получена вследствие трудовой деятельности, то в таком случае все процедуры осуществляются в соответствии с Законом «Об общеобязательном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, которые привели к нетрудоспособности».


Что касается лиц, ставших инвалидами в условиях общего типа, то для них назначение пенсионных начислений происходит согласно пунктам ЗУ №1058-IV. В этих документах можно подробнее узнать все аспекты процедуры оформления, а также о незначительные нюансы, которые могут влиять на размеры начислений и не только.

Сбор документов и электронное оформление

Согласно действующего законодательства, определен единый пакет документов, справок и выписок, которые должны оказываться Пенсионному фонду для рассмотрения с целью оформления пенсионных начислений инвалидам любых групп. Этот единый пакет устанавливается согласно “порядку представления и оформления документов для получения пенсий” и состоит из:

Новини по темі:

  • Пенсии работающим пенсионерам в 2021 году в Украине
  • Повышение зарплата врача в 2021 году в Украине
  • Социальные выплаты в Госбюджете Украины на 2021 год
  • Внешнее независимое оценивание в 2021 году в Украине
  • Повышение зарплаты бюджетников в 2021 году в Украине
  • Размер алиментов на ребенка 2021 в Украине
  • Повышение военных пенсий в 2021 году в Украине
  • Пророчества и предсказания каким будет 2021 год

1. Заявки, в которой определяется намерение лица получать пенсионные выплаты по инвалидности.

2. Ксерокопий паспорта, а также идентификационного кода.

3. Документов, заверяющих стаж и заработную плату лица до травмирования или заболевания, если таковые имеются в наличии.

4. Выписки из акта осмотра МСЭК.

5. Фотографии лица с определенным размером – нужно для выпуска пенсионного удостоверения.

Если лицо, утратившее трудоспособность, является военнослужащим, то в таком случае перечень документов несколько пополняется. Военным приходится дополнительно предоставлять ксерокопию свидетельства о болезни должна быть обязательно заверена военным комиссаром в том комиссариате, где личность была снята с военного учета. Также подойдет справка по результатам военно-врачебной комиссии.


Бывают случаи, когда потеря работоспособности происходит после завершения прохождения военной службы человеком. В таком случае нужно дополнительно передать документы из военного комиссариата о том, когда именно человек был призван на службу, а также когда был уволен. Еще нужен вывод МСЭК, который определяет, что потеря трудоспособности не имеет отношения к прохождению военной службы.

Пенсия инвалидам войны в 2021 году также предоставляется при наличии справок из комиссариата.

Поскольку вопрос подачи документе не стоят на месте, а государство присоединяется к новым технологиям, сейчас документы можно подавать онлайн в рамках специальной правительственной системы «Е-пенсии». В подавляющем большинстве случаев эта система позволяет существенно сократить перечень необходимых документов и справок, которые необходимы для процедуры оформления начислений. Взаимодействие с представителями Пенсионного фонда происходит онлайн, то есть нет необходимости лично приходить в фонд и стоять в очереди. Остальная информация о лице берется из государственных реестров с помощью онлайн-запросов.

Нуждается ли пенсия по инвалидности трудового стажа?

В соответствии с действующим законодательством, если потеря трудоспособности произошла из-за травмирования на производстве или профессионального заболевания, то начисление выплат осуществляется независимо от стажа лица. Это определяется частью 25 ЗУ «О пенсионном обеспечении». Но если основой для получения статуса инвалида есть травмы и заболевания общего типа, то наличие определенного стажа является обязательным условием.

Размер этого стажа также определяется законодательством и для представителей, например, первой группы в возрасте от 29 до 31 года составляет лишь 3 года, а для лиц от 41 до 43 лет – 7 лет. Для представителей второй и третьей группы инвалидности требования по стажу немного больше.

Пенсия по инвалидности для 3 группы 2021, а также для других групп при условии нехватки стажа не назначается. Также если человек уже достиг пенсионного возраста и потеряла трудоспособность, но у нее нет 15 лет страхового стажа, то начисления также не предоставляются. Вместо этого может быть назначена социальная помощь, для оформления которой нужно обратиться с соответствующим заявлением в ближайшее управление труда и социальной защиты.

На какое время назначаются пенсионные выплаты?

Этот вопрос также урегулирован законодательством. Лица могут получать начисления пожизненно или во время длительности инвалидности, определяется МСЭК. Пожизненная пенсия по инвалидности предоставляется мужчинам и женщинам, которые уже достигли пенсионного возраста и соответствуют вышеупомянутым условиям. Все другие лица обязаны время от времени проходить медико-социальную экспертизу для установления состояния здоровья, категории инвалидности и других данных.

Важно знать, что у ЗУ есть свои сроки оформления пенсионных начислений. Если лицо утратило трудоспособность и получила соответствующий статус, то она должна подать документы на пенсию в течение трех месяцев со дня получения соответствующего статуса. В таком случае пенсия будет начислена с даты получения статуса инвалида. В противном случае выплаты будут осуществляться с момента обращения лица в органы.

Который сейчас устанавливается размер пенсионных выплат?

Для начала надо отметить, что размер пенсии по инвалидности в 2021 году в Украине не устанавливается в рамках конкретного значения. Величина выплат – это процентное соотношение напрямую зависит от пенсии по возрасту, на которую лицо имеет определенное право. То есть сначала происходит определение размера пенсии по возрасту, согласно специальных расчетов, а затем уже устанавливается соотношение. В общем пенсии выглядят следующим образом:

  1. Представители первой группы инвалидности получают 100% размера пенсионных выплат по возрасту.
  2. Размер пенсии по инвалидности 2 группы составляет уже 90% от начислений по возрасту.
  3. Представители третьей группы могут рассчитывать лишь на половину величины выплат по возрасту.

Например, если человек имеет право на пенсию по возрасту в размере 6300 гривен и она получила первую группу инвалидности, то она ежемесячно будет получать именно такую сумму. Но если человеку будет оказана лишь третья группа инвалидности, то тогда ей будет начисляться всего лишь выплата в размере 3150 гривен.

Правда, сумма начисления не может быть меньше установленного минимального пенсионного обеспечения по инвалидности. Это обеспечение равно прожиточному минимуму для лиц, утративших трудоспособность. То есть по состоянию на начало года размер минимального начисления составляет 1769 гривен. В течение года эта сумма будет расти и в конце 2021 она составит уже в 1905 гривен.


Вопросы надбавок и доплат

Пенсия инвалидам в Украине может предоставляться с надбавками. Вместе с тем размер этих набавок очень и очень маленький и не соответствует современным условиям проживания людей с ограниченными возможностями. Прежде всего, существует надбавка в размере 50 гривен на уход для лиц пенсионного возраста с инвалидностью. Другая надбавка составляет 150 гривен и предоставляется неработающим пенсионерам, ухаживают или содержат несовершеннолетних детей.

Дополнительно существуют надбавки, предоставляемых за особые заслуги, определенные достижения и тому подобное. Они предоставляются в индивидуальном порядке в соответствии с действующим законодательством. Если при всех условиях пенсионные выплаты по инвалидности конкретного лица остаются меньше прожиточного минимума, то в таком случае назначается адресная помощь. В общем, адресная помощь – это гарантия, что минимальная пенсия по инвалидности 2021 в Украине будет приобретаться каждым гражданином с ограниченными возможностями.


ЗАКОН УКРАЇНИ

Про державну соціальну допомогу особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю

Цей Закон визначає правові засади надання державної соціальної допомоги особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю, а також надання державної соціальної допомоги на догляд.

Стаття 1. Визначення термінів

У цьому Законі терміни вживаються в такому значенні:

державна соціальна допомога особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю - щомісячна державна допомога, що надається відповідно до норм цього Закону у грошовій формі особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю;

одинока особа - особа, яка не має працездатних родичів, зобов'язаних за законом її утримувати.

Стаття 2. Право осіб на державну соціальну допомогу

Особи, яких визнано біженцями або особами, які потребують додаткового захисту, мають право на державну соціальну допомогу нарівні з громадянами України на умовах, передбачених цим Законом, іншими законами або міжнародними договорами України, згода на обов'язковість яких надана Верховною Радою України.

Іноземці та особи без громадянства мають право на державну соціальну допомогу на умовах, визначених Кабінетом Міністрів України.

У разі якщо міжнародним договором України передбачено інші норми, ніж ті, що містяться у цьому Законі, застосовуються норми, встановлені міжнародним договором.

Стаття 3. Види державної соціальної допомоги

Відповідно до цього Закону призначаються такі види державної соціальної допомоги:

державна соціальна допомога особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю;

державна соціальна допомога на догляд.

Стаття 4. Умови призначення державної соціальної допомоги особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю

Державна соціальна допомога згідно із цим Законом призначається особі, яка:

2) не одержує пенсію або соціальні виплати, що призначаються для відшкодування шкоди, заподіяної ушкодженням здоров'я на виробництві, передбачені Законом України "Про загальнообов'язкове державне соціальне страхування" ;

Призначення і виплата державної соціальної допомоги особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю здійснюються в порядку , визначеному Кабінетом Міністрів України.

Стаття 5. Період, на який призначається державна соціальна допомога, умови її перерахунку

Державна соціальна допомога особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю і державна соціальна допомога на догляд призначаються з дня звернення за допомогою. Якщо звернення за допомогою відбулося не пізніше трьох місяців з дня досягнення віку, встановленого статтею 1 цього Закону, або встановлення інвалідності, допомога призначається з дня досягнення віку, встановленого статтею 1 цього Закону, або визнання осіб особами з інвалідністю органами медико-соціальної експертизи. Допомога дитині померлого годувальника призначається з дня, що настає за днем смерті годувальника, якщо звернення про призначення такого виду допомоги надійшло не пізніше 12 місяців з дня смерті годувальника.

У разі зміни групи інвалідності допомога в новому розмірі призначається особі з інвалідністю з дня зміни групи інвалідності, якщо така зміна приводить до збільшення розміру, та з місяця, наступного за тим, у якому встановлена нова група інвалідності, - при зменшенні розміру допомоги.

Якщо особа, яка не має права на пенсію, якій була призначена державна соціальна допомога або державна соціальна допомога на догляд, визнана особою з інвалідністю, виплата допомоги здійснюється в новому розмірі з дня встановлення їй інвалідності.

Стаття 6. Розмір державної соціальної допомоги особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю

Розмір державної соціальної допомоги особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю за умовами, передбаченими частиною першою статті 4 цього Закону, встановлюється виходячи з розміру прожиткового мінімуму для осіб, які втратили працездатність:

священнослужителям, церковнослужителям та особам, які протягом не менше десяти років до введення в дію Закону України "Про свободу совісті та релігійні організації" займали виборні або за призначенням посади у релігійних організаціях, офіційно визнаних в Україні та легалізованих згідно з законодавством України, за наявності архівних документів відповідних державних органів та релігійних організацій або показань свідків, які підтверджують факт такої роботи, - 50 відсотків;

Стаття 7. Умови призначення державної соціальної допомоги на догляд

Державна соціальна допомога на догляд призначається:

б) особам з інвалідністю II групи, які є одинокими та за висновком лікарсько-консультативної комісії потребують постійного стороннього догляду;

в) особам з інвалідністю III групи, які є одинокими та за висновком лікарсько-консультативної комісії потребують постійного стороннього догляду;

2) особам, які належать до осіб з інвалідністю внаслідок війни відповідно до статті 7 Закону України "Про статус ветеранів війни, гарантії їх соціального захисту" та одержують пенсії за віком, по інвалідності або за вислугу років, крім зазначених у пункті 1 цієї частини:

б) особам з інвалідністю II і III груп, які є одинокими і за висновком лікарсько-консультативної комісії потребують постійного стороннього догляду;

3) особам, яким призначено пенсії за вислугу років відповідно до Закону України "Про пенсійне забезпечення осіб, звільнених з військової служби, та деяких інших осіб" і які є особами з інвалідністю I групи внаслідок причин, визначених у пункті "б" статті 16 зазначеного Закону , або є одинокими пенсіонерами і за висновком лікарсько-консультативної комісії потребують догляду;

4) одиноким малозабезпеченим особам, які за висновком лікарсько-консультативної комісії потребують постійного стороннього догляду і одержують пенсію за віком або за вислугу років чи по інвалідності (крім осіб з інвалідністю I групи та осіб, зазначених у пункті 6 цієї частини);

5) малозабезпеченим особам з інвалідністю I групи, які одержують пенсію за віком або за вислугу років чи по інвалідності (крім осіб з інвалідністю, зазначених у пунктах 1 - 3, 6 частини першої цієї статті);

Державна соціальна допомога на догляд не призначається:

особам, які одержують соціальні пенсії або надбавки до пенсії на догляд відповідно до законодавства, що діяло раніше;

У разі якщо особи, зазначені в частині першій цієї статті, мають право на державну соціальну допомогу на догляд з декількох підстав, державна соціальна допомога на догляд призначається їм з однієї підстави за їх вибором.

Державна соціальна допомога на догляд не виплачується в період, коли особа працює (крім осіб з інвалідністю I групи) або перебуває на повному державному утриманні.

Призначення і виплата державної соціальної допомоги на догляд здійснюються в порядку , визначеному Кабінетом Міністрів України.

Стаття 8. Розмір державної соціальної допомоги на догляд

Державна соціальна допомога на догляд встановлюється:

2) особам, зазначеним у підпункті "б" пункту 1 та підпункті "б" пункту 2 (із числа осіб з інвалідністю II групи, які брали безпосередню участь у бойових діях в період Другої світової війни) частини першої статті 7 цього Закону, - у розмірі 25 відсотків прожиткового мінімуму для осіб, які втратили працездатність;

Стаття 9. Органи, що призначають державну соціальну допомогу

Державна соціальна допомога особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю і державна соціальна допомога на догляд особам, зазначеним у пунктах 4 - 6 частини першої статті 7 цього Закону, призначаються відповідними структурними підрозділами місцевих державних адміністрацій, а державна соціальна допомога на догляд особам, зазначеним у пунктах 1 - 3 частини першої статті 7 цього Закону, - органами, що призначають пенсії.

Стаття 10. Виплата державної соціальної допомоги

Державна соціальна допомога особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю і державна соціальна допомога на догляд виплачуються щомісячно за поточний місяць.

Державна соціальна допомога на догляд, призначена особам, зазначеним у статті 7 цього Закону, виплачується незалежно від одержуваних ними інших видів допомоги, стипендій, аліментів або інших доходів.

Особам, які перебувають на повному державному утриманні у відповідній установі (закладі), виплачується 20 відсотків призначеного розміру державної соціальної допомоги особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю.

Стаття 11. Виплата державної соціальної допомоги за минулий час

Суми державної соціальної допомоги особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю і державної соціальної допомоги на догляд, що призначені, але не витребувані своєчасно одержувачем, виплачуються за минулий час не більш як за 12 місяців перед зверненням за її одержанням.

Суми державної соціальної допомоги особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю і державної соціальної допомоги на догляд, не одержані своєчасно з вини органу, який призначає або виплачує відповідну допомогу, виплачуються за минулий час без обмеження будь-яким строком. При цьому виплата допомоги за минулий час здійснюється виходячи із прожиткового мінімуму, затвердженого на момент її виплати, з нарахуванням компенсації втрати частини доходів. Компенсація втрати частини допомоги у зв'язку з порушенням строків її виплати особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю здійснюється згідно із законом.

Стаття 12. Виплата допомоги на поховання

У разі смерті одержувача державної соціальної допомоги особам, які здійснили його поховання, виплачується допомога на поховання в розмірі двомісячної суми державної соціальної допомоги особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю, встановленому на день смерті одержувача цієї допомоги.

Допомога на поховання, не витребувана своєчасно без поважних причин, виплачується не пізніше дванадцяти місяців після смерті одержувача державної соціальної допомоги.

Стаття 13. Джерела покриття витрат на виплату державної соціальної допомоги

Стаття 13 1 . Джерела покриття витрат на виплату державної соціальної допомоги на догляд

Стаття 14. Обов'язок одержувачів державної соціальної допомоги повідомляти про зміну умов, що впливають на її виплату

Одержувачі державної соціальної допомоги зобов'язані повідомляти органи, що призначають державну соціальну допомогу, про обставини, що можуть вплинути на умови призначення державної соціальної допомоги та її виплату.

У разі невиконання цього обов'язку та одержання у зв'язку з цим зайвих сум державної соціальної допомоги одержувачі повинні відшкодувати органам, що призначають державну соціальну допомогу, надміру виплачені суми.

Стаття 15. Стягнення сум державної соціальної допомоги, надміру виплачених одержувачу державної соціальної допомоги внаслідок зловживань з його боку

Суми державної соціальної допомоги, надміру виплачені одержувачу державної соціальної допомоги внаслідок зловживань з його боку (подання документів з неправдивими даними, неподання відомостей про зміну у складі сім'ї, про працевлаштування), стягуються на підставі рішень органів, що призначають державну соціальну допомогу.

Відрахування на підставі таких рішень провадиться в розмірі не більш як 20 відсотків розміру державної соціальної допомоги понад відрахування з інших підстав.

У всіх випадках звернення стягнень на розмір державної соціальної допомоги за одержувачем державної соціальної допомоги зберігається не менш як 50 відсотків належного розміру державної соціальної допомоги.

У разі припинення виплати державної соціальної допомоги (відновлення здоров'я тощо) до повного погашення заборгованості решта заборгованості стягується в судовому порядку.

Стаття 16. Оскарження рішення органу, що призначає державну соціальну допомогу

Рішення органу, що призначає державну соціальну допомогу, може бути оскаржено в органі вищого рівня або у судовому порядку.

Стаття 17. Відповідальність за порушення законодавства про державну соціальну допомогу

Посадові особи, винні у порушенні законодавства про державну соціальну допомогу, несуть відповідальність згідно із законом.

Стаття 18. Прикінцеві положення

1. Цей Закон набирає чинності з 1 січня 2005 року.

2. При визначенні права на призначення державної соціальної допомоги на догляд не можуть застосовуватися вартісні величини, не передбачені Законом України "Про прожитковий мінімум" .

3. При визначенні розмірів державної соціальної допомоги особам, які не мають права на пенсію, та особам з інвалідністю, та державної соціальної допомоги на догляд може застосовуватися рівень забезпечення прожиткового мінімуму, встановлений законом про Державний бюджет України на відповідний рік.

4. Норми цього Закону поширюються також на осіб, які одержують пенсію або державну соціальну допомогу особам з інвалідністю з дитинства та дітям з інвалідністю і за своїм бажанням можуть звернутися за призначенням державної соціальної допомоги відповідно до цього Закону замість пенсії чи державної соціальної допомоги особам з інвалідністю з дитинства та дітям з інвалідністю.

5. Соціальна пенсія, призначена відповідно до Закону України "Про пенсійне забезпечення" , за бажанням особи виплачується органами Пенсійного фонду України до закінчення строку її призначення.

6. Кабінету Міністрів України у тримісячний строк:

внести до Верховної Ради України пропозиції щодо приведення законодавчих актів у відповідність із цим Законом;

привести свої нормативно-правові акти у відповідність із цим Законом;

забезпечити приведення центральними органами виконавчої влади їх нормативно-правових актів у відповідність із цим Законом.

Президент України

м. Київ
18 травня 2004 року
N 1727-IV

Законом о пенсионном страховании определены порядок и условия исчисления пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства).

В зависимости от степени утраты трудоспособности определены три группы инвалидности.

Причина, группа, время наступления инвалидности, срок, на который устанавливается инвалидность, определяются органом медико-социальной экспертизы согласно законодательству.

Пенсия по инвалидности назначается независимо от того, когда наступила инвалидность: в период работы, до устройства на работу или после прекращения работы.

Для того чтобы пенсия по инвалидности была назначена со дня установления инвалидности, следует подать заявление о назначении пенсии в территориальное управление Пенсионного фонда Украины не позднее трех месяцев со дня установления инвалидности.

Обязательным условием для назначения таких пенсий по нормам Закона о пенсионном страховании является наличие страхового стажа от 1 до 15 лет в зависимости от возраста инвалида и группы инвалидности.

Страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по инвалидности

Статьей 32 Закона о пенсионном страховании предусматривается, что лица, признанные инвалидами, имеют право на пенсию по инвалидности в зависимости от группы инвалидности и при наличии соответствующего страхового стажа на время наступления инвалидности или на день обращения за пенсией.

Лица, признанные инвалидами по достижении пенсионного возраста, предусмотренного ст. 26 Закона о пенсионном страховании (60 лет), имеют право на пенсию по инвалидности при наличии страхового стажа 15 лет.

До 01.01.2016 г. лица, признанные инвалидами ІІ группы, имеют право на пенсию по инвалидности при наличии страхового стажа на время наступления инвалидности или на день обращения за пенсией, предусмотренного для назначения пенсий инвалидам І группы.

В случае если инвалидность наступила в период прохождения срочной воинской службы, пенсия по инвалидности назначается лицу независимо от наличия страхового стажа.

Определение размера пенсии по инвалидности

Согласно части первой ст. 33 Закона о пенсионном страховании пенсия по инвалидности в зависимости от группы инвалидности назначается в следующих размерах: инвалидам I группы — 100% пенсии по возрасту; инвалидам II группы — 90% пенсии по возрасту; инвалидам III группы — 50% пенсии по возрасту, исчисленной согласно статьям 27 и 28 этого Закона.

При этом в страховой стаж для исчисления размера пенсии по возрасту, с которого исчисляется размер пенсии по инвалидности, кроме имеющегося страхового стажа засчитывается также на общих основаниях период со дня установления инвалидности до достижения лицом пенсионного возраста.

Условия установления пенсии по инвалидности в размере пенсии по возрасту

Согласно части второй ст. 33 Закона о пенсионном страховании неработающие инвалиды ІІ группы по их выбору имеют право на назначение пенсии по инвалидности в размере пенсии по возрасту, исчисленной согласно статьям 27 и 28 этого Закона, при наличии соответствующего страхового стажа.

Инвалидность, установленная впервые по достижении пенсионного возраста

Неработающие инвалиды II группы, признанные инвалидами по достижении пенсионного возраста, предусмотренного ст. 26 Закона о пенсионном страховании (60 лет), и инвалиды III группы по их выбору имеют право на назначение пенсии по инвалидности в размере пенсии по возрасту, исчисленной согласно статьям 27 и 28 этого Закона, при наличии страхового стажа у мужчин — 35 лет, у женщин — 30 лет.

Инвалид, не имеющий страхового стажа

Если инвалид не имеет достаточного страхового стажа, он может обратиться в управление труда и социальной защиты населения по месту жительства с заявлением о назначении пособия по нормам Закона № 1727.

Сроки назначения пенсии по инвалидности

Статьей 45 Закона о пенсионном страховании определено, что пенсия по инвалидности назначается со дня обращения. Однако если обращение за пенсией состоялось не позднее трех месяцев со дня установления инвалидности, пенсия по инвалидности назначается со дня установления инвалидности.

В таком же порядке назначается пенсия по инвалидности в размере пенсии по возрасту, если требования части второй ст. 33 указанного Закона (увольнение с работы и наличие необходимого страхового стажа) выполнены на день установления инвалидности, и со дня возникновения такого права, если требования части второй ст. 33 этого Закона выполнены в период после установления инвалидности до дня обращения за назначением пенсии по инвалидности.

Порядок продления и прекращения выплаты пенсий по инвалидности или изменения их размеров

Законом о пенсионном страховании установлено, что в случае изменения группы инвалидности пенсия в новом размере выплачивается со дня изменения группы инвалидности.

Если лицо признано инвалидом более низкой группы, пенсия выплачивается по предыдущей группе до конца месяца, в котором изменена группа инвалидности.

В случае признания лица, прошедшего переосвидетельствование, здоровым, пенсия выплачивается до конца месяца, до которого установлена инвалидность.

Если лицо не явилось в органы медико-социальной экспертизы на переосвидетельствование в определенный для этого срок, выплата пенсии по инвалидности приостанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно должно было явиться на переосвидетельствование.

В случае если срок переосвидетельствования медико-социальной экспертизы инвалид пропустил по уважительной причине или в случае признания его снова инвалидом, выплата пенсии по инвалидности возобновляется со дня, с которого прекращена выплата, до дня переосвидетельствования, но не более чем за три года, если орган медико-социальной экспертизы признает его за этот период инвалидом. При этом если при переосвидетельствовании инвалид переведен на другую группу инвалидности (высшую или низшую), пенсия за указанный период выплачивается по предыдущей группе инвалидности.

Если выплата пенсии инвалиду была прекращена в связи с выздоровлением или если он не получал пенсию вследствие неявки на переосвидетельствование без уважительных причин, то в случае следующего признания его инвалидом выплата раньше назначенной пенсии возобновляется со дня установления инвалидности снова при условии, что после прекращения выплаты пенсии прошло не больше пяти лет. Если прошло больше пяти лет, пенсия назначается снова на общих основаниях.

Органы медико-социальной экспертизы обязаны уведомлять территориальные органы Пенсионного фонда Украины в порядке, установленном законодательством, о результатах переосвидетельствования лиц, которым назначена пенсия по инвалидности, и о неявке этих лиц на указанное переосвидетельствование.

Установление к пенсиям по инвалидности надбавок и повышений

К пенсиям по инвалидности устанавливаются надбавки (на уход, на иждивенцев), повышения, дополнительные пенсии, пенсия за особые заслуги перед Украиной, если инвалид имеет на них право в соответствии с действующим законодательством Украины.

При этом если размер пенсионной выплаты инвалида с учетом надбавок, повышений и других доплат к пенсии (за исключением пенсии за особые заслуги перед Украиной) не достигает прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность, таким лицам предоставляется ежемесячная государственная адресная помощь в сумме, не достающей до указанного прожиточного минимума. С 1 декабря текущего года прожиточный минимум, установленный законом для лиц, которые утратили трудоспособность, составляет 800 грн.

♦ Пример 1

26.10.2011 г. мужчина признан инвалидом ІІ группы от общего заболевания в 39 лет (пожизненно). Фактический страховой стаж составляет 21 год 7 месяцев, период со дня установления инвалидности до достижения пенсионного возраста (до 60 лет) в соответствии со ст. 24 Закона о пенсионном страховании20 лет 9 месяцев. Работает.

Страховой стаж42 года 4 месяца, коэффициент страхового стажа0,5715. Коэффициент заработка1,7822. За назначением пенсии обратился 01.11.2011 г.

Поскольку заявление и все необходимые документы предоставлены в течение трех месяцев со дня установления инвалидности, пенсия назначена с 26.10.2011 г. (со дня установления инвалидности).

Согласно части второй ст. 33 Закона о пенсионном страховании неработающие инвалиды ІІ группы по их выбору имеют право на назначение пенсии по инвалидности в размере пенсии по возрасту, исчисленной в соответствии со статьями 27 и 28 этого Закона, в частности мужчины, которым впервые установлена инвалидность в возрасте до 46 лет включительно, при наличии страхового стажа 25 лет.

Поскольку пенсионер работает и его фактический страховой стаж (без учета периода со дня установления инвалидности до достижения пенсионного возраста) составляет меньше 25 лет, то и размер пенсии может быть определен только по части первой ст. 33 Закона о пенсионном страховании (90% пенсии по возрасту). Право на установление пенсии по инвалидности в размере пенсии по возрасту в этом случае отсутствует.

После приобретения страхового стажа и увольнения с работы мужчина будет иметь право на пенсию по инвалидности в размере пенсии по возрасту, если это для него целесообразно (то есть приведет к увеличению размера пенсии).

Расчет пенсии по возрасту в соответствии со ст. 27 Закона о пенсионном страховании:

1982,63 грн. × 1,7822 × 0,5715 = 2019,36 грн.,

где 1982,63 грн. — средняя заработная плата (доход) в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине (за год, предшествовавший году обращения за назначением пенсии).

Доплата за сверхнормативный стаж:

42 – 35 = 7, а 800 грн. × 7% = 56 грн.

Размер пенсии по возрасту: 2019,36 грн. + 56 грн. = 2075,36 грн.

Размер пенсии по инвалидности: 2075,36 грн. × 90% = 1867,82 грн.

♦ Пример 2

20.10.2011 г. мужчина признан инвалидом ІІІ группы от общего заболевания в 55 лет (пожизненно). Фактический страховой стаж36 лет 6 месяцев, период со дня установления инвалидности до достижения пенсионного возраста (до 60 лет) в соответствии со ст. 24 Закона о пенсионном страховании4 года 10 месяцев. Работает.

Страховой стаж40 лет 10 месяцев, коэффициент страхового стажа0,55125. Коэффициент заработка1,5447. За назначением пенсии обратился 05.11.2011 г.

Поскольку заявление и все необходимые документы предоставлены в течение трех месяцев со дня установления инвалидности, пенсия назначена с 20.10.2011 г. (со дня установления инвалидности).

Согласно части второй ст. 33 Закона о пенсионном страховании неработающие инвалиды III группы по их выбору имеют право на назначение пенсии по инвалидности в размере пенсии по возрасту, исчисленной в соответствии со статьями 27 и 28 этого Закона, при наличии страхового стажа для мужчин — 35 лет, для женщин — 30 лет.

В приведенном случае фактический страховой стаж — 36 лет 6 месяцев, то есть свыше 35 лет, но этот мужчина работает, а следовательно, размер пенсии может быть определен только по части второй ст. 33 Закона о пенсионном страховании (50% пенсии по возрасту).

Расчет пенсии по возрасту в соответствии со ст. 27 Закона о пенсионном страховании:

1982,63 грн. × 1,5447 × 0,55125 = 1688,24 грн.,

где 1982,63 грн. — средняя заработная плата (доход) в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине (за год, предшествовавший году обращения за назначением пенсии).

Доплата за сверхнормативный стаж:

40 – 35 = 5, а 800 грн. × 5% = 40 грн.

Размер пенсии по возрасту: 1688,24 грн. + 40 грн. = 1728,24 грн.

Размер пенсии по инвалидности: 1728,24 грн. × × 50% = 864,12 грн.

Предположим, что 20.12.2011 г. мужчина уволится с работы и в дальнейшем не будет работать.

Согласно ст. 45 Закона о пенсионном страховании в случае если требования части второй ст. 33 этого Закона (увольнение или наличие необходимого для этого страхового стажа) выполнены после назначения пенсии по инвалидности, пенсия по инвалидности в размере пенсии по возрасту назначается со дня наступления такого права, если обращение за назначением пенсии по инвалидности в размере пенсии по возрасту состоялось не позднее трех месяцев со дня наступления такого права.

Следовательно, если увольнение состоится после назначения пенсии, этому мужчине необходимо в течение трех месяцев со дня увольнения с работы обратиться в управление Пенсионного фонда Украины по месту жительства с заявлением об установлении пенсии по инвалидности в размере пенсии по возрасту.

Предположим, что такое заявление поступило 28.12.2011 г., пенсия по инвалидности в размере пенсии по возрасту будет установлена с 21.12.2011 г. (днем увольнения считается последний рабочий день).

Условный расчет пенсии:

страховой стаж — 36 лет 6 месяцев (период со дня установления инвалидности до достижения пенсионного возраста (до 60 лет) в этом случае не засчитывается в страховой стаж, поскольку составит 100% пенсии).

Расчет пенсии по возрасту в соответствии со ст. 27 Закона о пенсионном страховании:

1982,63 грн. × 1,5447 × 0,49275 = 1509,08 грн.

Доплата за сверхнормативный стаж:

36 – 35 =1, а 800 грн. × 1% = 8 грн.

Размер пенсии по возрасту: 1509,08 грн. + 8 грн. = 1517,08 грн.

♦ Пример 3

Женщинаинвалид ІІІ группы, группа инвалидности установлена 12.09.2011 г., работает. Заявление о назначении пенсии подала 25.10.2011 г. Фактический страховой стаж30 лет. Уволена с работы 02.10.2011 г.

В этом случае с 12.09.2011 г. женщине назначена пенсия по инвалидности (50% пенсии по возрасту), а с 03.10.2011 г. — пенсия по инвалидности в размере пенсии по возрасту, поскольку право на такую пенсию женщина получила до даты обращения за назначением пенсии по инвалидности.

♦ Пример 4

Мужчинаинвалид ІІ группы, инвалидность впервые установлена в 43 года (пожизненно), не работает.

Фактический страховой стаж26 лет 6 месяцев, период со дня установления инвалидности до достижения пенсионного возраста (до 60 лет) в соответствии со ст. 24 Закона о пенсионном страховании16 лет 1 месяц.

Страховой стаж42 года 7 месяцев, коэффициент страхового стажа0,57488. Коэффициент заработка2,8989.

Расчет пенсии по возрасту в соответствии со ст. 27 Закона о пенсионном страховании:

1982,63 грн. × 2,8989 × 0,57488 = 3304,09 грн.,

где 1982,63 грн. — средняя заработная плата (доход) в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине (за год, предшествовавший году обращения за назначением пенсии).

Доплата за сверхнормативный стаж:

42 – 35 = 7, а 800 грн. × 7% = 56 грн.

Размер пенсии по возрасту: 3304,09 грн. + 56 грн. = 3360,09 грн.

Размер пенсии по инвалидности: 3360,09 грн. × 90% = 3024,08 грн.

Расчет пенсии по инвалидности в размере пенсии по возрасту:

страховой стаж — 26 лет 6 месяцев (период со дня установления инвалидности до достижения пенсионного возраста (до 60 лет) в этом случае не засчитывается в страховой стаж, поскольку составит 100% пенсии). Коэффициент страхового стажа — 0,35775.

Расчет пенсии по возрасту в соответствии со ст. 27 Закона о пенсионном страховании:

1982,63 грн. × 2,8989 × 0,35775 = 2056,15 грн.

Сверхнормативный стаж отсутствует.

Размер пенсии по инвалидности в размере пенсии по возрасту — 2056,15 грн.

То есть за счет зачисления в страховой стаж периода нахождения на инвалидности этому пенсионеру целесообразнее получать пенсию по инвалидности (в размере 90% пенсии по возрасту).

Обращаем внимание, что Законом № 3133 внесены изменения, в частности, в Закон № 1727 относительно размера государственной социальной помощи по уходу, а именно: инвалидам І группы, который будет определяться в зависимости от подгруппы инвалидности А или Б.

Помощь в новых размерах будет выплачиваться с 01.01.2012 г.

Так, с 01.01.2012 г. инвалидам войны І группы с подгруппой А, которым назначены пенсии в соответствии с Законом № 2262, размер государственной социальной помощи увеличится с 50 до 100% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Лицам, отнесенным к инвалидам войны по ст. 7 Закона № 3551 и имеющим І группу инвалидности с подгруппой А, а также получающим пенсии по возрасту, по инвалидности или за выслугу лет по другим законам, размер государственной социальной помощи увеличится с 15 до 30% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Читайте также: