Пенсия постановление рф 461 от 24 июня

Краткое содержание:

Депутаты Госдумы от фракции ЛДПР Лебедев, Пайкин, Нилов и Свищев, а также сенатор Леонов предлагают закрепить в законодательстве доплаты для пенсионеров с 75 лет, получающих страховые пенсии. Законопроект, предусматривающий такую надбавку, уже подготовлен и внесен на рассмотрение в Госдуму. Согласно тексту документа, предлагаемые изменения должны вступить в силу с 1 января 2021 года.

Нужно отметить, что сейчас такая возрастная надбавка предусмотрена законом, но назначается она пенсионерам после 80 лет. По сути, в своем законопроекте парламентарии предлагают просто снизить возраст назначения такой доплаты с 80 до 75 лет. При этом все остальные условия назначения остаются без изменений.

Законопроект о надбавке к пенсии после 75 лет

25 мая 2020 г. в Госдуму внесли проект федерального закона об установлении ежемесячной надбавки к пенсии пенсионерам, достигшим возраста 75 лет. Законопроект зарегистрирован под номером 961691-7 и проходит сейчас процедуру подготовки к рассмотрению на пленарных чтениях.

Суть законопроекта заключается в снижении возраста, при достижении которого пенсионерам назначается доплата в размере фиксированной выплаты к страховой пенсии. Сейчас такая надбавка полагается с 80 лет, а парламентарии предлагают снизить планку до 75 лет.

Изменения предлагают установить с 1 января 2021 года, предварительно скорректировав бюджет Пенсионного фонда с учетом дополнительных расходов. Авторы законопроекта отмечают, что на его реализацию в 2021 г. потребуются дополнительные расходы в сумме 326,4 млрд руб. Финансирование предлагается осуществлять за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Размер прибавки и кому она полагается

Согласно тексту законопроекта, изменения заключаются только в снижении норматива возраста, при достижении которого назначается доплата к пенсии — с 80 до 75. Все остальные условия остаются без изменений, а это означает следующее:

• Размер доплаты с 75 лет составит 100% от величины фиксированной выплаты (ФВ) к страховой пенсии, сумма которой устанавливается государством. В законе № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. размеры ФВ закреплены уже до 2024 г. включительно, таблица со значениями представлена далее:

Год 2021 2022 2023 2024

Размер ФВ, в руб. 6044,48 6401,10 6759,56 7131,34

• Именно в таких размерах будет назначаться доплата к пенсии тем, кому уже больше 75 лет, если предложенный законопроект будет одобрен.

• Получить такую надбавку можно только получателям страховой пенсии по старости. В таком же размере полагается доплата инвалидам 1 группы, получающим страховую пенсию, независимо от их возраста, а для других видов выплат такая надбавка не положена.

В тексте предложенного законопроекта указана дата вступления в силу изменений — с 1 января 2021 г. Соответственно, право на доплату к пенсии получат те граждане, кому уже есть 75 лет или же исполнится в 2021 году и позже.

Обоснование законопроекта о доплате 75-летним пенсионерам

Авторы законопроекта указывают, что предложенные изменения направлены на повышение уровня благосостояние пенсионеров старше 75 лет. Согласно части 1 ст. 17 закона № 400-ФЗ, надбавка в размере фиксированной выплаты предусмотрена для лиц, достигших 80-летия, что обусловлено необходимостью постоянного ухода за такими пенсионерами. Парламентарии предлагают снизить возрастную планку до 75 лет, приводя при этом следующие аргументы:

• ВОЗ относит лиц старше 75 лет к лицам старческого возраста, опираясь при этом на физиологические и анатомические особенности организма. На такую же классификацию опираются геронтологи.

• Именно после 75-летия резко увеличивается риск развития старческой астении, сопровождающейся снижением активности мыщц и тканей. Человек постепенно утрачивает способность к самообслуживанию и становится зависимым от посторонней помощи в быту. Практически у всех таких граждан есть хронические заболевания.

Во многих странах для 75-летних пенсионеров предусмотрены различные меры поддержки и социальные выплаты. Все это обусловлено тем, что самостоятельно (то есть без участия государства) они уже не могут повысить свой доход, так как работать из них мало кто может.

Парламентарии указывают, что размер получаемой пенсии зачастую сопоставим с величиной прожиточного минимума в регионе. Этого явно недостаточно, чтобы удовлетворить все потребности граждан в таком возрасте. В связи с этим и предлагается обеспечить 75-летним пенсионерам более высокий уровень жизни за счет установления доплаты к пенсии, начиная с 1 января 2021 года.

Когда будет принят законопроект о доплате к пенсии с 75 лет

Нужно отметить, что по законопроекту уже получено Заключение Правительства РФ, которое предложенные изменения не поддержало:


В Заключении отмечается, что законопроект не содержит достаточных обоснований для необходимости внесения изменений.

Снижение возраста получения доплаты потребует внесения изменений в условия назначения компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособными в размере 1200 руб., чего предложенный законопроект не содержит.

В бюджете Пенсионного фонда и федеральном бюджете на 2020-2022 гг. не предусмотрены средства на реализацию таких изменений.

Какое решение будет принято по законопроекту, станет известно уже в сентябре 2020 г., когда пройдет первое чтение проекта в Госдуме. Пока однозначных выводов по нему сделать нельзя.

Юрист, взявшийся за пенсионный спор, например по оспариванию решения пенсионного органа об отказе в назначении «льготной» пенсии, сразу сталкивается со специфической проблемой. По этой категории споров существует огромная нормативно-правовая база, включающая большое число НПА разного уровня, причем применяются НПА с 50-х годов прошлого века. Первое впечатление, тонешь в таком количестве руководящих документов.

Но основных документов общего характера по особым условиям труда не так много. Основные постоянно проходят в судебных решениях. И есть еще (плюсом) важные разъясняющие, помогающие. Вот они очень нужны юристам, работающим по пенсионным спорам.
Владение данными НПА поможет юристу хорошо ориентироваться в предмете спора.

Давайте сформируем актуальный список:

1. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в российской федерации» (ст. 27 и 28)

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

3. «Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях», утвержденные Постановлением Кабинета Министров РСФСР N 10 от 26 января 1991 года.

4. «Списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года N 9-П

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»»

7. Постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 (ред. от 01.10.1999) "Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР „О государственных пенсиях в РСФСР“ право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5)

8. Постановление Правительства РФ N 537 от 18 июля 2002 года "Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10) (с изменениями от 09 августа 1991 года).

9. Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555 (в редакции Постановлений от 08.08.2003 года N 474 и от 17.10.2009 года N 817) (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»

10. Разъяснение Минтруда РФ от 22 мая 1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»

11. Указание Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР „О государственных пенсиях в РСФСР“ при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет»

12. Минсоцобеспечения РСФСР от 22.03.1979 N 1-52-И «О подтверждении права на льготное пенсионное обеспечение» (вместе с «Методическими рекомендациями по применению имеющихся на предприятиях и в организациях документов для подтверждения права на льготное пенсионное обеспечение работников с особым характером работы и условиями труда в соответствии со Списками N 1 и N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173»)

13. Информационное письмо Минтруда РФ N 3073–17, ПФ РФ N 06-27/7017 от 02.08.2000

14. Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек»

15. Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»)


Коллеги давайте набросаем хотя бы круг основных. Их не так много. Предлагайте для включения свои НПА. Желательно с указанием, что мы в них используем конкретно.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (За выслугу лет доплата к пенсии по старости либо по выбору пенсионера, связывается с особыми условиями труда);
ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
ст. 30 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
ст.2 Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
ст.36 Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы";
ст.23 Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности";
Федеральный закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации";
Федеральный закон от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности";
Указ Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями";
Постановление Правительства РФ от 14.03.2003 N 155 "Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии";
Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781
(ред. от 26.05.2009)
"О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ от 02.11.2009 N 883
"О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава";
Постановление Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" (вместе с "Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию", "Правилами финансирования расходов на выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях").

Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" По вопросу, касающемуся порядка применения Списка, утвержденного данным документом, см. Постановление Минтруда РФ от 20.05.1994 N 39.; Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 N 97 "О реализации Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"; Постановление Правительства РФ от 07.07.1992 N 467 "Об утверждении Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности" Список работ (профессий и должностей), утвержденный данным документом, применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 537).; Постановление Правительства РФ от 24.04.1992 N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" По вопросу, касающемуся порядка применения Списка, утвержденного данным документом, см. Указание Минсоцзащиты РФ от 17.07.1992 N 1-54-У.; Постановление Правительства РФ от 01.10.2001 N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно - спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 установлено, что при досрочном назначении трудовых пенсий по старости лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях МЧС РФ и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются перечни должностей и специальностей работников, утвержденные данным документом.; Указ Президиума ВС СССР от 26.09.1967 N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера". Это для затравки :) С уважением.


Александр, Вы своими двумя постами как нельзя лучше подтвердили основной тезис темы: нормативно-правовая база по пенсионным спорам очень обширна.
Как я понимаю, она не охватывается приведенным Вами списком и на 10%!


Аналогом Информационного письма Минтруда РФ N 3073–17, ПФ РФ N 06-27/7017 от 02.08.2000, указанного в п.13 нашего списка, является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.07.2005 N 440 "Об установлении тождества отдельных наименований должностей" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.08.2005 N 6865).

Только в первом случае устанавливается тождество меду наименованиями профессий "Электрогазосварщик" и "Газоэлектросварщик", а во втором установливается тождество наименований должностей "воспитатель школьной группы", "воспитатель школьного отделения", "воспитатель дошкольной группы", "воспитатель дошкольного отделения", "воспитатель логопедической группы", "воспитатель речевой группы", "воспитатель специальной (коррекционной) группы", "воспитатель коррекционной группы", "воспитатель группы коррекции" и т.д.


Работники шахт, медики и учителя выйдут на пенсию от 2 до 10 лет позже

Шахтеры, медики и преподаватели будут выходить на пенсию позже. Представители профсоюзов заявляют: нововведения коснутся 418 тысяч украинцев. Журналисты “Сегодня” выяснили, кто будет выходить на пенсию по-новому.

Согласно постановлению №461 от 24 июня, опубликованному на сайте правительства 26 июля, Кабмин утвердил новую редакцию списков производств, работ, профессий, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях.

КТО ПОЗЖЕ. Перечень профессий и должностей с вредными условиями труда сократили на 40%. Те, кого оттуда «выкинули», будут уходить на заслуженный отдых от 2 до 10 лет позже. Напомним, сейчас стандартный пенсионный возраст для мужчин — 60 лет, для женщин — 57,5 лет. Но по двум спискам профессий с правом льготного выхода на пенсию, утвержденным Кабмином в 2003 году, мужчины и женщины уходят на пенсию в 50-55 лет (при наличии трудового стажа в 20-30 лет в зависимости от профессии).

В первом списке находятся самые вредные работы (горняки, шахтеры, атомщики, летчики). Из 72 категорий, работники которых заняты в шахтах, в новом списке остаются всего две категории — работники, которые полный рабочий день проводят под землей, и те, кто обслуживает персонал, занятый под землей (медперсонал в шахтах, сотрудники службы связи под землей). То есть больше не будут выходить раньше на пенсию директора шахт, механики, энергетики, инженеры, технические руководители и их заместители, мастера. То же касается и сотрудников метрополитена, строителей, которые работают под землей. Если в старом списке специальностей были практически все работники: от главного инженера до электрика, то, согласно новому списку, раньше на пенсию смогут выходить только те, кто заняты подземными работами.

Во втором списке находятся медработники, преподаватели, разнорабочие на определенных предприятиях, актеры и геологи. Из списка №2 убрали большую часть медспециальностей, разнорабочих, которые проводят не весь рабочий во вредных условиях.

КАБМИН. В правительстве поясняют, что не все «льготники» действительно работают в сложных условиях, а урезание списков сократит дыру в бюджете Пенсионного фонда (ПФ). «Скажите, пожалуйста, как можно аттестовать по условиям труда должность директора шахты, он же не находится на подземных работах!» — заявил во время принятия постановления министр соцполитики Андрей Рева. По его словам, списки были сильно раздуты, а пересмотреть их Украина пообещала на переговорах с МВФ. К слову, международный кредитор настоятельно советует сократить бюджет ПФ, который по итогам этого года может достигнуть 145 млрд. грн.

МНЕНИЯ. Специалисты и профсоюзы в таком решении сомневаются, они считают, что сокращение льготных профессий нужно делать за счет улучшения условий труда. На заседании правительства председатель Федерации профсоюзов Григорий Осовой заявил, что постановление в угольной промышленности исключает 110 профессий из списка льготных, в металлургии — 100 профессий, в химической промышленности — 82 профессии. «Мы бы это сокращение приветствовали, если бы оно произошло в результате улучшения условия труда, то есть освобождения людей от вредных и сложных условий труда. К сожалению, условия труда, наоборот, ухудшились, бизнес экономит деньги за счет средств, которые должны были бы направляться на охрану и безопасность труда», — сказал он.

В Конфедерации свободных профсоюзов Украины (КСПУ) готовятся оспорить постановление Кабмина в суде. «Поскольку правительство и Министерство соцполитики не проводили ни аттестации рабочих мест, ни консультации, и вообще ничего не было сделано по улучшению условий труда, то КСПУ вынуждена будет обратиться в суд. И мы готовы пройти этот путь до Европейского суда, и нет никаких сомнений, что мы выиграем. По нашим подсчетам, правительство одним махом наказало 418 000 работников», — заявил председатель КСПУ Михаил Волынец. По данным КСПУ, ранее больше миллиона украинцев имели право выходить на заслуженный отдых до пенсионного возраста.

Юрист, взявшийся за пенсионный спор, например по оспариванию решения пенсионного органа об отказе в назначении «льготной» пенсии, сразу сталкивается со специфической проблемой. По этой категории споров существует огромная нормативно-правовая база, включающая большое число НПА разного уровня, причем применяются НПА с 50-х годов прошлого века. Первое впечатление, тонешь в таком количестве руководящих документов.

Но основных документов общего характера по особым условиям труда не так много. Основные постоянно проходят в судебных решениях. И есть еще (плюсом) важные разъясняющие, помогающие. Вот они очень нужны юристам, работающим по пенсионным спорам.
Владение данными НПА поможет юристу хорошо ориентироваться в предмете спора.

Давайте сформируем актуальный список:

1. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в российской федерации» (ст. 27 и 28)

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

3. «Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях», утвержденные Постановлением Кабинета Министров РСФСР N 10 от 26 января 1991 года.

4. «Списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года N 9-П

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»»

7. Постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 (ред. от 01.10.1999) "Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР „О государственных пенсиях в РСФСР“ право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5)

8. Постановление Правительства РФ N 537 от 18 июля 2002 года "Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10) (с изменениями от 09 августа 1991 года).

9. Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555 (в редакции Постановлений от 08.08.2003 года N 474 и от 17.10.2009 года N 817) (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»

10. Разъяснение Минтруда РФ от 22 мая 1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»

11. Указание Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР „О государственных пенсиях в РСФСР“ при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет»

12. Минсоцобеспечения РСФСР от 22.03.1979 N 1-52-И «О подтверждении права на льготное пенсионное обеспечение» (вместе с «Методическими рекомендациями по применению имеющихся на предприятиях и в организациях документов для подтверждения права на льготное пенсионное обеспечение работников с особым характером работы и условиями труда в соответствии со Списками N 1 и N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173»)

13. Информационное письмо Минтруда РФ N 3073–17, ПФ РФ N 06-27/7017 от 02.08.2000

14. Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек»

15. Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»)


Коллеги давайте набросаем хотя бы круг основных. Их не так много. Предлагайте для включения свои НПА. Желательно с указанием, что мы в них используем конкретно.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (За выслугу лет доплата к пенсии по старости либо по выбору пенсионера, связывается с особыми условиями труда);
ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
ст. 30 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
ст.2 Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
ст.36 Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы";
ст.23 Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности";
Федеральный закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации";
Федеральный закон от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности";
Указ Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями";
Постановление Правительства РФ от 14.03.2003 N 155 "Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии";
Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781
(ред. от 26.05.2009)
"О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ от 02.11.2009 N 883
"О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава";
Постановление Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" (вместе с "Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию", "Правилами финансирования расходов на выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях").

Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" По вопросу, касающемуся порядка применения Списка, утвержденного данным документом, см. Постановление Минтруда РФ от 20.05.1994 N 39.; Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 N 97 "О реализации Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"; Постановление Правительства РФ от 07.07.1992 N 467 "Об утверждении Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности" Список работ (профессий и должностей), утвержденный данным документом, применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 537).; Постановление Правительства РФ от 24.04.1992 N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" По вопросу, касающемуся порядка применения Списка, утвержденного данным документом, см. Указание Минсоцзащиты РФ от 17.07.1992 N 1-54-У.; Постановление Правительства РФ от 01.10.2001 N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно - спасательных служб, профессиональных аварийно - спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 установлено, что при досрочном назначении трудовых пенсий по старости лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях МЧС РФ и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются перечни должностей и специальностей работников, утвержденные данным документом.; Указ Президиума ВС СССР от 26.09.1967 N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера". Это для затравки :) С уважением.


Александр, Вы своими двумя постами как нельзя лучше подтвердили основной тезис темы: нормативно-правовая база по пенсионным спорам очень обширна.
Как я понимаю, она не охватывается приведенным Вами списком и на 10%!


Аналогом Информационного письма Минтруда РФ N 3073–17, ПФ РФ N 06-27/7017 от 02.08.2000, указанного в п.13 нашего списка, является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.07.2005 N 440 "Об установлении тождества отдельных наименований должностей" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.08.2005 N 6865).

Только в первом случае устанавливается тождество меду наименованиями профессий "Электрогазосварщик" и "Газоэлектросварщик", а во втором установливается тождество наименований должностей "воспитатель школьной группы", "воспитатель школьного отделения", "воспитатель дошкольной группы", "воспитатель дошкольного отделения", "воспитатель логопедической группы", "воспитатель речевой группы", "воспитатель специальной (коррекционной) группы", "воспитатель коррекционной группы", "воспитатель группы коррекции" и т.д.

С 1 января 2019 года в рамках Пенсионной реформы 2019 года:

законодательно закрепленной Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 № 350-ФЗ,

было скорректировано понятие «граждане предпенсионного возраста»,

введено новое понятие «предпенсионеры» и

определена новая льготная категория граждан – «граждане предпенсионного возраста (предпенсионеры)».

К предпенсионерам (гражданам предпенсионного возраста) новое пенсионное законодательство отнесло:

  • граждан в возрасте «не более чем за 5 лет до достижения пенсионного возраста», установленного Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ, с учетом переходного периода.

Для граждан предпенсионного возраста (предпенсионеров) был установлен ряд новых льгот и мер социальной поддержки, в том числе:

установлены дополнительные гарантии трудовой занятости для предпенсионеров. В отношении работодателей предусмотрена административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме предпенсионеров на работу по причине возраста;

установлен повышенный размер пособия по безработице для предпенсионеров;

разрешен предпенсионерам досрочный выход на страховую пенсию по старости;

установлены льготы для предпенсионеров по проезду в общественном транспорте и по оплате жилищно-коммунальных услуг;

введено освобождение предпенсионеров от имущественного и земельного налогов и ряд других налоговых льгот;

введены льготы, связанные с возможностью ежегодного прохождения диспансеризации предпенсионерам. При этом за работодателем закреплена обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Льготы предпенсионерам, условия их получения в рамках Пенсионной реформы 2019 года Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ введены в разные федеральные законы и имеют определенные особенности:

налоговые льготы для предпенсионеров - установлены Федеральным законом от 30.10.2018 № 378-ФЗ «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

льготы, связанные с возможностью ежегодного прохождения диспансеризации для предпенсионеров – установлены статьей 185.1 «Гарантии работникам при прохождении диспансеризации» Трудового кодекса РФ;

дополнительные гарантии трудовой занятости для предпенсионеров – установлены статьей 5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» Закона РФ 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

Меры социальной поддержки для граждан предпенсионного возраста (предпенсионеров) в рамках Пенсионной реформы 2019 года установлены не только федеральным, но и региональным законодательством:

к примеру, в городе Москве - Закон № 19 от 26 сентября 2018 года «О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения»;

в Московской области - Закон Московской области № 153/2018-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной поддержки» и Закон Московской области № 154/2018-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве» ;

в Санкт-Петербурге - Закон Санкт-Петербурга от 26.09.2018 № 501-100 «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга в части обеспечения дополнительных гарантий социальной защиты граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно)».

Льготные условия получения пособия по безработице для предпенсионеров

Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ в рамках реализации Пенсионной реформы 2019 года в Закон РФ № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" была введена новая статья 34.2 «Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста».

В соответствии с этой статьей Закона РФ № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации":

период выплаты пособия по безработице предпенсионерам, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, за исключением:

граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва,

граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ,

а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия,

не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев;

период выплаты пособия по безработице указанным предпенсионерам:

имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо

имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ "О страховых пенсиях",

увеличивается сверх установленных 12 месяцев на 2 недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности;

период выплаты пособия по безработице указанным предпенсионерам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев;

указанным предпенсионерам, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется:

в первые 3 месяца в размере 75% их среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы,

в следующие 4 месяца - в размере 60% такого заработка,

в дальнейшем - в размере 45% такого заработка.

При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, ежегодно определяемых Правительством РФ, увеличенных на размер районного коэффициента;

указанным предпенсионерам, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется:

в размере минимальной величины пособия по безработице;

стипендия, выплачиваемая предпенсионерам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, начисляется:

в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице:

Год, на который установлена величина пособия по безработице Величина пособия по безработице Основание установления минимальной и максимальной величин пособия по безработице
минимальная максимальная
на 2019 год 1 500 рублей - для всех категорий граждан 1 1280 рублей - для предпенсионеров;
8 000 рублей - для иных категорий граждан
Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375
на 2018 год 850 рублей 4 900 рублей Постановление Правительства РФ от 24.11.2017 № 1423

Досрочный выход на пенсию предпенсионеров

В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ в п. 2 статьи 32 «Условия досрочного выхода на пенсию» Закона РФ № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" были внесены соответствующие корректировки в части досрочного выхода на пенсию предпенсионеров:

по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства

не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и

имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо

имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",

уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя,

с их согласия может назначаться страховая пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно,

но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста.

Такой досрочный выход на пенсию предпенсионеров устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях":

наличие соответствующего страхового стажа - не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин, соответственно;

наличие соответствующей величины индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионных баллов) - в 2019 году не ниже 16,2 с последующим ежегодным увеличением до достижения величины 30.

По достижении возраста предпенсионера, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно:

  • предпенсионер вправе осуществить переход на страховую пенсию по старости.

К данной досрочной пенсии предпенсионеру может быть установлена пенсия за выслугу лет:

  • в соответствии со статьей 7 «Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим» Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным предпенсионерам, определяются:

  • Приказом Минтруда России от 29.06.2012 № 10н (ред. от 20.06.2016) "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".

При поступлении на работу выплата страховой пенсии, установленной безработным предпенсионерам, прекращается. После прекращения указанной работы выплата этой пенсии восстанавливается.

Статья 32 «Условия досрочного выхода на пенсию» Закона РФ № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"

Налоговые льготы предпенсионерам

В рамках реализации Пенсионной реформы 2019 года Федеральным законом от 30.10.2018 № 378-ФЗ были внесены изменения:

в статью 391 «Порядок определения налоговой базы» и

статью 407 «Налоговые льготы» части второй Налогового кодекса РФ.

Федеральный закон № 378-ФЗ разработан для обеспечения дополнительных социальных гарантий предпенсионерам в связи с начавшимся с 1 января 2019 года поэтапным повышением пенсионного возраста для различных категорий граждан, в том числе в случае назначения социальной пенсии или досрочного выхода на страховую пенсию.

Данный Закон предусматривает сохранение предоставляемых до 1 января 2019 года пенсионерам федеральных льгот при налогообложении недвижимости, которые с 01.01.2019 попадают в категорию предпенсионеров, т.е. соответствующих условиям назначения страховой пенсии, установленным в соответствии с законодательством РФ, действующим на 31.12.2018 года.

Согласно Федеральному закону № 378-ФЗ предпенсионеры с 2019 года будут иметь право:

на льготы по земельному налогу в виде налогового вычета на величину кадастровой стоимости 6 соток - статья 391 «Порядок определения налоговой базы» Налогового кодекса РФ и

по налогу на имущество для предпенсионеров в виде освобождения от уплаты по одному объекту определенного вида - статья 407 «Налоговые льготы» части второй Налогового кодекса РФ.

Для использования права на эти налоговые льготы предпенсионерам целесообразно обратиться в любую налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении налоговой льготы, указав в нем документы-основания, выданные Пенсионные фондом РФ. Прорабатывается вопрос, что сам Пенсионный фонд РФ будет регулярно автоматически отправлять в налоговые органы сведения о гражданах предпенсионного возраста. В этом случае перевод предпенсионеров на льготный режим налогообложения будет происходить без непосредственного участия предпенсионера.

Кроме льгот по имущественным налогам в ряде субъектов федерации для предпенсионеров предусматриваются региональные льготы, в том числе по транспортному налогу. В силу того, что транспортный налог является региональным, то и льготы по нему предоставляются на местном уровне. Если предпенсионер владеет автотранспортным средством, ему следует обратиться в местный налоговый орган и узнать, действуют ли такие налоговые льготы для предпенсионеров в его регионе.

Занятость предпенсионеров

Главная льгота для предпенсионеров:

  • это запрет на их увольнение на основании возрастного ценза.

Федеральный закон от 03.10.2018 № 352-ФЗ "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" дополнил УК РФ статьей 144.1 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста»:

необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам -

наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов.

Данная законодательная норма вступила в силу с 14.10.2018 года.

Теперь увольнение предпенсионера по инициативе работодателя без достаточных на то оснований, равно как и необоснованный отказ в приеме на работу предпенсионеров грозит руководителю:

штрафом до 200 тыс. рублей или

в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев либо

обязательными работам на срок до 360 часов.

Учитывая поэтапное повышение пенсионного возраста, а также право отдельных категорий работников на досрочное назначение пенсии, работодателю может оказаться непросто определить, кто из его работников относится к категории предпенсионеров. Помочь ему в этом может Пенсионный фонд РФ, куда работодатель может направить соответствующий запрос.

Конечно, введение уголовной ответственности еще не означает, что увольнение работника предпенсионного возраста полностью исключается:

работодатель может уволить предпенсионеров наравне с другими работниками в случае ликвидации организации или сокращения численности (штата), в случае грубого нарушения работником трудовых обязанностей (например, прогул или появление на работе в нетрезвом виде);

иными словами, обоснованное увольнение предпенсионера по инициативе работодателя не запрещается;

но предполагается, что работодатель будет особенно ответственно подходить к принятию решения об увольнении предпенсионера, зная какие последствия это может иметь для него.

К равнозначному преступлению относится и отказ в приеме на работу предпенсионера.

Если все-таки предпенсионер оказался безработным, то он вправе претендовать на пособие по безработице. Данные пособия предпенсионерам, как уже отмечалось выше, имеют повышенный характер в сравнении с идентичными пособиями по безработице для других граждан.

Также, следует отметить, что в 2019 году начала свое действие государственная программа по обучению (переобучению) предпенсионеров за государственный счет.

Читайте также: