Перспективы развития пенсионной реформы в россии

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

23 апреля 2019 09:02


Управляющий ОПФР по Тамбовской области Николай Горденков принял участие в работе II Всероссийского научно-практического семинара «Актуальные проблемы социальной сферы: теория и практика», прошедшего на базе Института педагогики Тамбовского государственного университета имени Державина.

Николай Горденков выступил с докладом по вопросам перспектив развития и совершенствования пенсионного законодательства. В частности, он отметил, что основная задача, стоящая перед государством в части пенсионного обеспечения, — гарантировать устойчивость и финансовую стабильность пенсионной системы на долгие годы вперед. Это значит, обеспечить не только сохранение, но и рост доходов пенсий нынешних и будущих пенсионеров.

Для того, чтобы понять, с какими трудностями может столкнуться государство в краткосрочной и долгосрочной перспективе, ПФР проводит актуарные расчеты будущих пенсионных прав и, соответственно, государственных пенсионных обязательств.

Горденков подчеркнул, что за последние годы государством принимались и принимаются меры, направленные на совершенствование пенсионной системы, которые позволили установить неработающим пенсионерам возможность пенсионного обеспечения не ниже регионального прожиточного минимума пенсионеров, повысить уровень пенсионного обеспечения с учетом трудового стажа, приобретенного в советское время, приблизить российские нормы пенсионного права к международным стандартам, повысить средний размер страховых и социальных пенсий.

Вместе с тем, в рамках прежних параметров пенсионной системы (действовавших до 2019 года), не были в полной мере достигнуты цели по долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета ПФР.

В связи с этим были рассмотрены меры и принят федеральный закон, который позволяет исправить сложившуюся ситуацию. В первую очередь, речь идет о повышении пенсионного возраста и закреплении его на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Повышение пенсионного возраста началось постепенно с 1 января 2019 года и продлится в течение 10 лет до 2028 года.

Решение об увеличении продолжительности трудоспособного периода жизни обусловлено состоянием демографии и ростом продолжительности жизни, достаточно большим количеством льготных категорий работников, несоответствием тарифов страховых взносов и обязательств по выплате страховой пенсии, «теневой» занятостью. Каждый год число пенсионеров увеличивается, а работающих граждан уменьшается. Кроме того, требует модернизации накопительная составляющая пенсионной системы.

Российская пенсионная система построена по солидарному принципу, поэтому с учетом сложившейся демографической тенденции обеспечивать достойный рост пенсий в будущем будет затруднительно. Если брать в расчет не просто все трудоспособное население, а только тех людей, которые работают официально и за которых поступают страховые отчисления на пенсию, тогда соотношение работающих и пенсионеров будет еще меньше.

В результате страховых взносов, перечисляемых работодателями, на выплату пенсий нынешним пенсионерам не хватает, и эта «недостача» покрывается за счет средств федерального бюджета. Приведем такой пример. В Тамбовской области проживает чуть более 1 млн. жителей, пенсионеров из них порядка 350 тысяч. При этом «своих» ресурсов (страховых взносов, собираемых на территории области), чтобы выплатить пенсии нашим пенсионерам, хватает только на 30 процентов от необходимой суммы. Все остальное – это трансферты из федерального бюджета. И если не предпринимать радикальных мер, ситуация будет только ухудшаться.

Добавим также, что пенсионный возраст для назначения пособия по старости устанавливался в России для разных категорий рабочих еще в начале прошлого столетия. В 20-е годы прошлого века, в момент установления пенсионного возраста, продолжительность жизни в России составляла всего 43 года. Действующий пенсионный возраст был установлен во времена тяжелых условий труда и жизни, во времена индустриализации и войн. Сегодня ситуация кардинально изменилась: улучшены условия труда и жизни граждан, качество медицинского обслуживания, в экономике преобладают служащие, работники сферы услуг, фрилансеры и самозанятые. Это положительно сказывается и на продолжительности трудоспособного периода жизни человека.

Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. В 2019 году страховая пенсия устанавливается женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2019 году для выхода на пенсию требуется не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности – они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности. Прежний возраст выхода на пенсию сохраняется у большинства граждан, имеющих право досрочного назначения пенсии.

Предусмотрено новое основание для граждан, имеющих большой стаж. Женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Многодетные женщины с тремя и четырьмя детьми получают право досрочного выхода на пенсию. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Если у женщины четверо детей – на четыре года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений.

При этом для досрочного выхода на пенсию многодетным женщинам необходимо выработать в общей сложности 15 лет страхового стажа.

Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ вводится понятие «предпенсионный возраст». С 2019 года для предпенсионеров также введены новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства. Пенсия в таких случаях устанавливается на два года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходного периода.

Для педагогических, медицинских и творческих работников досрочные пенсии сохраняются в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Сам стаж сохраняется, но исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 5 лет, но с переходным периодом

Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2028 год и далее с учетом увеличения пенсионного возраста и переходных положений. Т.е. требования к специальному стажу – не меняются, но сам возраст выхода на пенсию будет сдвигаться.

Закон предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 65 и 70 лет, соответственно. Данные изменения также будут проводиться поэтапно.

Важно отметить, что в полном объеме сохранены пенсии по инвалидности. Лицам, потерявшим трудоспособность, эти пенсии назначаются независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров. Все, кому до 2019 года уже назначен любой вид пенсии, продолжат получать положенные выплаты в соответствии с приобретенными правами и льготами.

Кроме того, с 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности. Право на 25-процентную надбавку к фиксированной выплате предоставляется при соблюдении трех условий: наличие не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве, проживание на селе и отсутствие оплачиваемой работы.

Производимые специалистами ПФР расчеты дают основания говорить о том, что в ближайшие годы социально – политическая и экономическая ситуация будет развиваться по инновационному варианту при одновременном проведении активной демографической политики, направленной на преломление негативных демографических тенденций.

Группа по взаимодействию со СМИ ОПФР по Тамбовской области

«горячая линия» 79-43-99, 79-43-93

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?

Российское правительство в 2024–2025 годах снова попытается реформировать пенсионную систему, заявил экономист Никита Масленников.


"Перезагрузка пенсионной системы неизбежна"

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, "в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна", — приводит "Свободная пресса" слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2021 года.

"Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может", — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В настоящее время альтернатива государственным пенсионным фондам выглядит так: россияне, которые участвуют в корпоративных пенсионных программах или заключили договоры с НПФ, смогут начать получать выплаты на пять лет раньше.

В планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию, но.

Как писали в Телеграм-канале "Бла-бла-номика", недавно стало известно о планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию — дать такую возможность не за два, а за три года до наступления пенсионного возраста.

Напомним, в связи с пенсионной реформой, право на пенсию по старости возникает с 55,5 лет у женщин и с 60,5 лет у мужчин в 2020 году.

"На первый взгляд вполне себе разумная мера, направленная на социальную поддержку предпенсионеров, оставшихся без работы. Ведь эта категория работников — одна из самых уязвимых и дискриминируемых на рынке труда.

Только вот для оформления досрочной пенсии нужно сначала зарегистрироваться в качестве безработного, а потом получить от службы занятости подтверждение о невозможности нового трудоустройства.

Но дело в том, что среди предпенсионеров, по данным ПФР, официально трудоустроены лишь 40% из 10,1 млн таких граждан. Соответственно, факт своего увольнения в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата смогут доказать далеко не все, попавшие в такую ситуацию.

С требованием о "невозможности нового трудоустройства" тоже не все просто, ведь служба занятости наверняка предложит варианты "подходящей работы".

Однако эти предложения, как правило, ниже той квалификации или должности, на которых был ранее занят человек, а предлагаемая заработная плата часто близка к уровню МРОТ.

В бюджете ПФР на 2020 год было запланировано 4,4 млрд рублей на выплаты досрочных пенсий.

Хватит или нет этих средств в случае введения новых правил выхода на досрочную пенсию, пока непонятно.

Для сравнения, число получателей таких пенсий в "докризисном" 2019 году было сравнительно небольшим — 23,5 тыс. человек (данные на 1 июля). Посмотрим, насколько существенным будет рост в нынешнем году или убедимся в том, что барьеры и условия на пути к желанной пенсии оказались непреодолимыми для армии безработных предпенсионеров", — подытожили сетевые эксперты.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скрябина Ольга Владимировна, Шмакова Светлана Алексеевна

В статье рассмотрены причины проведения пенсионной реформы 2018 года в Российской Федерации, основные положения закона, в которых заключаются изменения. Проанализированы взгляды экспертов на негативные последствия пенсионной реформы и повышения возраста, по достижении которого гражданин имеет право на получение пенсии по старости. Определены положительные моменты и перспективы пенсионной реформы 2018 года.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скрябина Ольга Владимировна, Шмакова Светлана Алексеевна

The article discusses the reasons for the pension reform of 2018 in the Russian Federation, the main provisions of the law, which are changes. The views of experts on the negative consequences of pension reform and raising the age at which a citizen is entitled to receive an old-age pension are analyzed. Positive aspects and prospects of pension reform of 2018 are defined.

Текст научной работы на тему «Перспективы пенсионной реформы 2018 года в РФ»

Скрябина Ольга Владимировна, преподаватель факультета довузовской

подготовки и среднего профессионального образования, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва», г. Саранск E-mail: skrjbina@yandex. ru Шмакова Светлана Алексеевна, студентка, факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ 2018 ГОДА В РФ

Аннотация: В статье рассмотрены причины проведения пенсионной реформы 2018 года в Российской Федерации, основные положения закона, в которых заключаются изменения. Проанализированы взгляды экспертов на негативные последствия пенсионной реформы и повышения возраста, по достижении которого гражданин имеет право на получение пенсии по старости. Определены положительные моменты и перспективы пенсионной реформы 2018 года.

Ключевые слова: пенсия, пенсионное законодательство, пенсионная реформа, повышение пенсионного возраста, трудоспособная молодежь, предпенсионный возраст, средняя продолжительность жизни, социальное обеспечение.

Annotation: The article discusses the reasons for the pension reform of 2018 in the Russian Federation, the main provisions of the law, which are changes. The views of experts on the negative consequences of pension reform and raising the age

at which a citizen is entitled to receive an old-age pension are analyzed. Positive aspects and prospects of pension reform of 2018 are defined.

Keywords: pension, pension legislation, pension reform, raising the retirement age, able-bodied youth, pre-retirement age, average life expectancy, social security.

В современной России актуальной проблемой является устойчивость и сбалансированность социальной сферы, в частности пенсионного обеспечения. Принятие Федерального закона от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» вызвало значительное количество негодований и обсуждений в обществе. Основное внимание граждан к положениям пенсионной реформы сосредоточено на увеличении возраста, дающего право на получение пенсии.

Президент РФ В. В. Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается. Однако после рассмотрения законопроекта 29 августа 2018 года в телеобращении заявил, что пенсионная реформа - вынужденная мера, поэтому начать ее необходимо уже сейчас для постепенного изменения обстановки в обществе и адаптации к экономике и восприятию граждан. Таким образом, для смягчения последствий реформы ее проведение запланировано на период с 2019 года по 2028 год, а окончательный вид пенсионное законодательство приобретет к 2034 году [3].

Для проведения пенсионной реформы Центр стратегических разработок под руководством А. Л. Кудрина подготовил план создания устойчивой пенсионной системы, суть которого состоит в обеспечении роста пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. То есть за счет увеличения пенсионного возраста возрастет соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократятся траты из бюджета. Для этого законодательство предусмотрело и ужесточение условий для получения пенсии, заключающиеся в повышении

минимального стажа для начисления страховой пенсии, увеличении минимального числа пенсионных баллов, установлении возраста в 68 лет для назначения социальной пенсии, которую получают те, кто не заработал на страховую. Кроме того, изменяется порядок назначения пенсий и индексации ее размеров, вводятся дополнительные гарантии социальной поддержки для граждан, связанных с условиями выхода на пенсию [1].

Как уже было сказано ранее, большинством граждан реформа была принята негативно. Многие исследователи, рассуждая о перспективах пенсионной реформы, выделяют ряд отрицательных социально-экономических последствий. В статье мы хотим подробно рассмотреть их и найти положительные моменты.

Во-первых, говорится об увеличении количества безработных в России, в основном среди трудоспособной молодежи и лиц, предпенсионного возраста, и дискриминации по возрастному принципу [4]. Однако новый закон предусматривает уголовную ответственность работодателя за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение гражданина предпенсионного возраста (за пять и менее лет до назначения ему страховой пенсии по старости) [1]. Также закон укрепляет социальные гарантии для граждан предпенсионного возраста, добровольно уволившихся и ищущих новую работу. Для них предусмотрено увеличение максимального размера пособия по безработице более чем в два раза и установлен период такой выплаты в один год.

Что касается трудоспособной молодежи, в том числе только окончившей высшее или среднее специальное учебное заведение, на стадии рассмотрения находится проект Федерального закона № 575260-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обеспечения трудоустройства молодежи, окончившей средние профессиональные и высшие образовательные организации». Принятие данного закона обяжет работодателей, численность работников которых превышает 250 человек, принимать на работу молодых специалистов в возрасте до 25 лет, для этого устанавливается минимальная

квота в размере 2 процентов от общей численности работников [2]. Также следует отметить, что работодателям по многим критериям выгодно принимать молодых специалистов, так как они для получения опыта и трудового стажа готовы соглашаться на меньшую заработную плату, более мотивированы на достижение результатов, менее конфликтны, стремятся стать частью рабочего коллектива.

Кроме того, снижение количества рабочих мест для молодежи приводит к повышению конкуренции и конкурентоспособности. Студенты образовательных учреждений высшего или среднего профессионального образования в таких условиях становятся наиболее мотивированными на получение качественного образования, стремятся знать больше, осваивать общие и профессиональные компетенции лучше и уметь применять полученные знания на практике. Выпускники учебных заведений смогут и сами создавать фирмы и обеспечивать молодых специалистов рабочими местами, что приведет к росту экономики и благосостояния в обществе.

Во-вторых, затрагивается необходимость переобучения взрослого поколения, а также увеличение количества выплат по временной нетрудоспособности [4]. Многие считают, что рабочие пожилого возраста менее способны воспринимать новую информацию, связанную с переобучением, в связи с внедрением в процесс осуществления профессиональной деятельности различных средств коммуникации и информатизации. Данную проблему Президент РФ в телеобращении 29 августа 2018 года затронул и поручил Правительству РФ утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации, финансируемую из государственного бюджета. Таким образом, законодательство будет предусматривать гарантии по переобучению работникам в возрасте, а работодатель не будет иметь оснований для увольнения такого сотрудника.

Также исследователи пенсионной реформы утверждают, что лица в возрасте от 50-60 лет болеют чаще, чем молодые работники, поэтому Фонду

социального страхования придется производить больше выплат по временной нетрудоспособности, что приведет к тратам из бюджета, а не его пополнению. Но следует отметить, что законодательством закрепляется обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

В-третьих, характеризуется проблема развития «теневого» сектора экономики и роста «черных» зарплат. Исследователи пенсионной реформы говорят, что при повышении пенсионного возраста работник, не видя перспектив «дожития» до пенсии, не будет работать легально и делать отчисления в Пенсионный фонд РФ, так как для него это будет невыгодно. Граждане будут обеспечивать себя пенсией по «китайской системе», то есть накапливать сбережения неофициальными способами и жить на них в старости. Увеличение числа «черных» зарплат скажется на доходной части бюджета Российской Федерации, так как он не пополнится за счет налогов, а внебюджетные страховые фонды - за счет страховых взносов. Однако в настоящее время Правительством РФ разрабатывается концепция системы индивидуального пенсионного капитала, по которой каждый гражданин, желающий увеличить индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению, за что он будет получать налоговые льготы. Например, за отчисления в пределах шести процентов от заработной платы работник получит классический налоговый вычет. В дополнение к данной системе предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в трудную жизненную ситуацию, он сможет воспользоваться накопленными деньгами из пенсионной системы. Стоит добавить, что в Российской Федерации развита система негосударственных пенсионных фондов, в которые граждане могут производить отчисления самостоятельно. То есть даже при неофициальном трудоустройстве, работник может рассчитывать на пенсию.

Еще одним критерием негативного последствия проведения пенсионной реформы считается проблема массового оттока населения с Дальнего Востока и

северных районов России. Со стороны исследователей пенсионной реформы исходят аргументы о меньшей продолжительности жизни жителей севера и Дальнего Востока по сравнению возрастом для выхода на пенсию, что, по мнению этих исследователей, приведет к постоянным миграциям жителей этих районов в наиболее благополучные регионы страны [4]. Данные аргументы во многом связаны с отрицательными настроениями граждан из-за страха не дожить до пенсии. Но мы считаем, что массового оттока не произойдет, так как для трудящихся в данных регионах законодательством уже предусмотрены повышенная заработная плата и большое количество льгот. Согласно новому закону, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости будет предоставляться мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к ним, и имеют страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Таким образом, престиж работы в таких регионах сохраняется, и массового оттока населения как такового не произойдет.

В заключение стоит рассмотреть и проблему соотношения различных показателей в регионах РФ. В 2018 году средняя продолжительность жизни, представленная Росстатом, составляла 72,1 года. Правительство РФ при принятии пенсионной реформы во многом оперировала данным фактом. Однако было упущено, что продолжительность жизни в различных регионах может отличаться более чем на десять лет. Так, некоторые исследователи считают, что из-за различия показателей в регионах возрастет социально-экономическая нагрузка на районы средней полосы и севера России. Например, рождаемость на юге России в несколько раз превышает рождаемость в депрессивных районах. Говорится и об отсутствии в законодательстве норм, регулирующих вопросы «теневого» экономического фактора, то есть получается ситуация неравномерного отчисления в Пенсионный фонд РФ выплат в связи с различной процентной составляющей «теневого» сектора экономики в различных субъектах РФ. Затрагивается и аспект того, что в

депрессивных районах Центральной России пенсии являются основным источником доходов для большинства семей [5]. Однако мы в рамках нашего исследования можем утверждать о положительных моментах и в такой ситуации. Вышеизложенные обстоятельства создают базу для развития законодательства по социальному обеспечению, повышения условий жизни граждан России, содействия росту рождаемости, повышению продолжительности жизни.

Таким образом, пенсионная реформа 2018 года имеет ряд перспектив для дальнейшего развития и адаптации в обществе. Она поддерживает граждан пожилого возраста, у которых с выходом на пенсию повышается желание заниматься чем-то, приносить пользу обществу. Увеличение пенсионного возраста способствует привлечению к работе опытных и квалифицированных специалистов, а проведение реформы смягчается установлением ряда льгот. Важным фактором для развития законодательства о пенсионном обеспечении является повышение интереса населения к проводимым государством реформам. Рост уровня правовой заинтересованности и социально-активного поведения граждан в долгосрочной перспективе приведет к совершенствованию законодательства в социальной сфере, в том числе по вопросам пенсионного обеспечения, установлению правовой грамотности каждого человека. Пенсионная реформа приведет к увеличению размера пенсионных выплат, сбалансированности бюджета государства, долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации, прозрачности пенсионных начислений. Изменения неизбежны, поэтому принятие данной реформы сейчас дает время для более тщательной проработки законодательной базы, а понимание целей и задач реформы населением приведет к положительному результату ее осуществления.

1. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам

назначения и выплаты пенсий» // Система ГАРАНТ. - URL: http: //study.garantru/#/document/72066782/.

2. Проект Федерального закона № 575260-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обеспечения трудоустройства молодежи, окончившей средние профессиональные и высшие образовательные организации» // Система «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=177469#04671 760580968112.

3. Пенсионная реформа в России в 2019-2018 годах // Интернет-портал «Персональные права.ру». - URL: http://personright.ru/pensioner/naznacheniye-pensii/264-pension-.

4. Лада А. С. Правовая реформа в Российской Федерации 2018: правовой анализ / А. С. Лада // Современные научные исследования и разработки [журнал] - Астрахань: Научный центр «Олимп». - 2018. - №9(26). - С. 199-205.

5. Гущ В. В., Прошина Е. М. Пенсионная реформа: взгляд из регионов / В. В. Гуш, Е. М. Прошина // Управленческое консультирование [журнал] - М: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - 2018. - №11(119). - С. 156-165.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.12.2015 2015-12-16

Статья просмотрена: 9746 раз

Библиографическое описание:

Тесленко, М. О. Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской Федерации / М. О. Тесленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 601-604. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24446/ (дата обращения: 06.12.2020).

Реализация пенсионной реформы является одной из главных задач нашей страны. От того, насколько качественно будет решена данная задача, будет зависеть решение комплекса проблем макроэкономического плана. В ряде мировых стран система построения пенсионной системы существенно влияет на такой показатель как уровень сбережений, а следовательно и на масштабы инвестиционного процесса.

Пенсионная система России до внедрения реформы была построена по принципу распределения. Долгое время считалось, что данной системе не может быть никакой замены, что производить обеспечение жизни пожилого населения является возможным только за счёт перераспределения ВВП между поколениями.

Но фактически два десятилетия назад очевидность эффективности распределительной системы была поставлена под явное сомнение фактически во всем мире. Во многих мировых странах пенсионная система базируется на принципе накопления. В некоторых странах система накопления сочетается с системой распределения.

Стоит отметить, что пенсионная система является основным базовым показателем стабильного социального развития общества, т. к. она затрагивает интересы в первую очередь нетрудоспособного населения (более 25–30 %) любой страны, а косвенно затрагивает интересы фактически всего трудоспособного населения. В настоящее время в нашей стране проживает свыше 40 млн. престарелых, членов семей потерявших кормильца и инвалидов.

Вопрос о глобальном изучении пенсионной реформы в России в настоящее время весьма актуален. Введенные новшества в пенсионной системе несут в себе задачи, которые предполагают решить накопившиеся проблемы ранее действовавшей пенсионной системы. Главными проблемами являются рост уровня пенсионного обеспечения граждан, достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в систему.

С 2015 года в Российской Федерации действует новый порядок назначения пенсий. Перед людьми, которые производили разработку новой пенсионной формулы, ставились следующие задачи:

 обеспечить гарантию стабильного и приемлемого уровня пенсионного обеспечения населения;

 создать необходимые условия для достижения финансовой сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

 сохранить приемлемый размер страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет;

 обеспечить гражданам гарантии пенсионного обеспечения на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;

 увеличить роль трудового стажа при расчете размера пенсии и формировании пенсионных прав.

Принципиально изменились правила формирования страховой части пенсии. Накопительная часть будет формироваться на прежних условиях.

При расчете страховой части пенсии было введено понятие «годовой пенсионный коэффициент», который показывает соотношение между фактическим официальным размером заработной платы работника и максимальной величиной зарплаты, с которой работодателем уплачиваются страховые взносы в Пенсионный Фонд России. Следовательно, чем выше зарплата, тем выше данный коэффициент. Максимальное его годовое значение равняется 10. Перед выходом человека на пенсию все эго коэффициенты суммируются. Полученная величина умножается на показатель «стоимость пенсионного коэффициента», которую каждый год будет рассчитывать правительство РФ исходя из экономической ситуации в стране и поступлений в Пенсионный Фонд.

Министр Труда и соцзащиты Максим Топилин подчеркнул, что при введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав. [1] Тоесть все пенсионные права, сформированные до 2015 года остались сохранены, и уменьшены быть не могут.

Трудовая пенсия по старости становится разделена на две самостоятельные части — страховую и накопительную.

По мнению экспертов «Российской Газеты», ФЗ «О страховых пенсиях» показывает россиянам выгоду в более позднем выходе на пенсию, поскольку согласно новой формуле расчёта пенсий, выходить на пенсии по старости в положенный срок не очень выгодно. К примеру, если женщина выйдет на пенсию на пять лет позже — в 60, то размер ее страховой пенсии вырастет в 1,5 раза; на 8 лет — 1,9 раза.

Особое негативное влияние на формирование пенсионных обязательств оказывают неформальная занятость или «серые зарплаты». По данным исследований ученых РАНХиГС, которые исследования ведут с 2001 года, в настоящее время примерно каждый девятый россиянин (11,9 %) занят только на теневом рынке труда. В целом же доля трудоспособного населения, которое использует теневые схемы трудоустройства достигает 41 %. Это около 22,5 млн. экономически активных граждан РФ. По подсчетам специалистов, в этом случае неуплата страховых взносов оценивается на сумму в 311 миллиардов рублей. Данная ситуация имеет отрицательное влияние для бюджета России, так как происходит существенное снижение налогооблагаемой базы. Это отражается не только на бюджете страны, но и на самих участниках неформальных взаимоотношений, выражаясь в полной незащищенности их трудовых прав. В подобной ситуации происходит снижение коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, возникает необходимость роста страховых взносов или трансфертов из федерального бюджета. Сегодня коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости составляет в среднем по стране 36,2 %. При сохранении нынешних правил в пенсионной системе к 2030 году он упадет до 25 %, к 2040 году будет еще меньше. [2]

Для сравнения рассмотрим показатели коэффициента замещения в странах с развитой рыночной экономикой (таблица 1).

Коэффициенты замещения (среднемесячная пенсия в % к среднемесячному заработку) в странах с развитой рыночной экономикой, 2014г.

Страна

Коэффициент замещения в 2014 г., %

Читайте также: