Порядок сохранения и конвертации ранее приобретенных пенсионных прав

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

13 августа 2009 10:27

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001 года позволяет сохранить пенсионные права граждан, которые они приобрели до даты вступления в силу указанного Федерального закона, то есть до 1 января 2002 года, и преобразовать их в пенсионный капитал.
В соответствии с нормами статьи 30 вышеуказанного закона конвертация пенсионных прав - это преобразование ранее приобретённых пенсионных прав застрахованных лиц в расчётный пенсионный капитал.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно- полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:
- военная служба в Вооружённых силах бывшего СССР, служба в органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе;
- период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- период ухода за ребёнком до достижения им возраста полутора лет (в общей сложности не белее -3х лет).
Для проведения конвертации пенсионных прав застрахованных лиц специалистами Управлений, Отдела области проводится большая работа, которая была начата в 2004 году с предоставления страхователями, либо самими застрахованными лицами сведений о трудовом стаже застрахованных лиц за период до 1 января 2002 года по форме СЗВ-К. Данная форма содержала сведения о работе застрахованного лица у различных страхователей, начиная с момента трудовой деятельности по 31.12.2001 года. Предоставленные формы были подгружены в определённую программу, где на каждое застрахованное лицо сформировался лицевой счёт.
Сведения о периодах трудовой деятельности с момента регистрации в системе пенсионного страхования учитываются по данным индивидуального (персонифицированного) учёта, которые представляются страхователем ежегодно. Очень важно, чтобы предоставляемые сведения о периодах трудового стажа совпадали не только с записями в трудовых книжках застрахованных лиц, но и с первичными документами (приказами о приёме, увольнении). При необходимости уточнения данных о стаже, специалистами Управлений, Отдела Пенсионного фонда Еврейской автономной области запрашиваются первичные документы, на основании которых производится корректировка, дополнение лицевого счёта застрахованного лица.
Рассматривая статью 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» очень важно отметить, что конвертация пенсионных прав застрахованных лиц, занятых на выполнении работ в определённые периоды в особых условиях труда или должностях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, может осуществляться по их выбору:
- с применением общего трудового стажа;
- с применением вместо общего трудового стажа - стажа на соответствующих видах работ.
Результатом проводимой работы по конвертации пенсионных прав застрахованных лиц, является база данных, содержащая большой массив собранных и проверенных сведений по каждому застрахованному лицу, которая уже сегодня упрощает механизм назначения пенсий, сокращает сроки назначения пенсии, а также освобождает застрахованных лиц от сбора каких либо справок о стаже на этапе обращения за установлением пенсии.
Таким образом, хотелось бы ещё раз обратиться к застрахованным лицам, которые имеют периоды трудовой деятельности до 1 января 2002 года. Подумайте о своей будущей пенсии, даже если выход на пенсию по возрасту предстоит Вам через десятилетие. Обратитесь в Пенсионный фонд по месту жительства, уточните, открыт ли на Вас лицевой счёт и есть ли необходимость в предоставлении необходимых дополнительных документов для того, чтобы все периоды трудовой деятельности были учтены при конвертации Ваших пенсионных прав. Если же Вы получили уведомление об имеющихся ошибках в представленных на Вас сведениях, то не нужно откладывать предоставление недостающих документов на будущее, а сделать это срочно, ведь от этого зависит Ваша будущая пенсия.

Законом о трудовых пенсиях сохранена возможность назначения пенсии по старости досрочно, т.е. до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют все прежние льготники, в частности многодетные женщины и матери инвалидов с детства. Сохранено право на досрочное назначение пенсии и лицам, работавшим с особыми (вредными, тяжелыми и др.) условиями труда, предусмотренное ранее действовавшим законодательством (по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение") водителям автобусов, троллейбусов и трамваев, женщинам-текстильщицам и др.

Сохранились прежние требования к условиям, необходимым для досрочного назначения пенсии, таким, как продолжительность работы с особыми условиями труда или в особых климатических условиях, воспитание ребенка до достижения им определенного возраста и др. Но в тех случаях, когда ранее для досрочного назначения пенсии требовался общий трудовой стаж определенной продолжительности, теперь необходим соответствующий страховой стаж. Следствием такой новации явилась невозможность для определенного числа граждан получить сегодня пенсию досрочно из-за недостаточности страхового стажа.

Страховой стаж исчисляется в календарном порядке, в т.ч. и в период работы в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных. Это также ограничивает круг лиц, которым пенсия может быть назначена досрочно. Так, например, пенсия по старости на 5 лет раньше обычного назначается лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, при условии, если они имеют не менее 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины) страхового стажа. Ранее работа в северных районах засчитывалась в общий трудовой стаж в полуторном размере. Поэтому пенсия могла быть назначена досрочно женщинам, проработавшим в районах Крайнего Севера 15 лет, мужчинам - 17 лет. Теперь они должны иметь дополнительно 5 - 8 лет страхового стажа.

Лица, перечисленные в ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, сохраняют право на досрочное назначение пенсии только при условии, если они проработали на соответствующих видах работ по состоянию на 1 января 2002г. не менее половины требуемого срока. Недостающий специальный стаж может быть приобретен после указанной даты.

Согласно Постановлению Правительства РФ "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" нормативные правовые акты, определяющие условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, применялись в части, не противоречащей этому Закону. Начиная с 1 января 2002г. право на досрочное назначение пенсии устанавливалось в соответствии с действовавшими на эту дату списками работ с особыми условиями труда. 18 июля 2002г. было принято Постановление Правительства РФ №537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанным Постановлением Правительства РФ установлено, что применяются те же списки, которые действовали при назначении пенсий по Закону о государственных пенсиях 1990 г. Так как Закон о трудовых пенсиях не предусматривает каких-либо изменений в содержании этих списков, поэтому данное Постановление Правительства РФ их сохраняет в полном объеме со всеми дополнениями и изменениями.

Следует обратить внимание на то, что названное Постановление действует в новой редакции (от 24 апреля 2003г.), предусматривая возможность применения также и Списков, принятых до 1 января 1992 г.

Списки №1 и №2 применяются независимо от ведомственной и отраслевой принадлежности организаций (кроме разд. «Химическое производство»), а также независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Суммирование периодов работ осуществляется в соответствии с установленным порядком.

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При применении Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства, а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени. (31)

Конвертация - это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами на 1 января 2002г., в расчетный пенсионный капитал. При преобразовании пенсионных прав граждан им производится расчет их пенсионных прав, т.е. каждому застрахованному лицу должен быть определен размер его "начальной" пенсии по состоянию на 1 января 2002г. с учетом трудового стажа и заработка, приобретенного застрахованным лицом до этой даты, в рамках старого пенсионного законодательства.

Величину расчетного пенсионного капитала составляет условная сумма уплаченных страховых взносов на пенсионное обеспечение до 1 января 2002г. Эта сумма определяется по специальной методике обратным счетом из размера полагающейся застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Расчетный размер пенсии всем застрахованным лицам определяется по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (далее - ИКП).

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал производится по формуле:

ПК = (РП - 450) x Т

где ПК - величина расчетного пенсионного капитала; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с п. 2 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002г.; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Закона о трудовых пенсиях.

В том случае, если оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится одновременно с назначением им трудовой пенсии по инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости подлежит умножению на отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (в месяцах) по состоянию на 1 января 2002г. к 180 месяцам.

Расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002г. представляет собой пенсионные права, приобретенные до 1 января 2002г. и преобразованные в денежное выражение.

Это означает, что величина расчетного пенсионного капитала за период до 1 января 2002г. определяется исходя из размера пенсии, которая могла быть назначена застрахованному лицу по действовавшим на 31 декабря 2001г. нормам пенсионного законодательства. (38)

Следует отметить, что на сегодняшний день органами ПФР практически завершена правовая обработка сведений о страховом стаже до 01.01.2002г. Вопрос выбора варианта конвертации пенсионных прав так остро, как это было в прошлые годы не стоит. С каждым истекшим годом о конвертации мы будем вспоминать все меньше и меньше.

Конвертация - это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 01.01.2002 г., т.е. на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина - это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 01.01.2002 г. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Расчетный размер пенсии всем застрахованным лицам определяется по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). О трудовых пенсиях в Российской Федерации : федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ// Российская газета. N 247.- 20.12.2001.

Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству. Пенсионерам, кроме того, предоставлено право выбора - определить расчетный размер пенсии по установленным для всех застрахованных лиц нормам. Соответственно - право рассчитать пенсионный капитал по наиболее выгодному варианту. Норм по перерасчету пенсионного капитала (в отличие от пенсии) не предусмотрено.

Поэтому пенсионерам нужно правильно и своевременно определить размер трудовой пенсии по новым нормам. Одновременно - предоставить время и возможность для уточнения ее размера, а также для оценки пенсионных прав, имеющихся по состоянию на 01.01.2002 г., и определения величины расчетного пенсионного капитала.

Закон от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». рассчитан на перспективу. В его основу заложены такие элементы, как составляющая трудовой пенсии, страховой стаж и другие, которые будут вводиться в действие постепенно.

В настоящее время наиболее актуальна та часть Закона, которая регулирует пенсионные права нынешних пенсионеров и тех граждан, которых будут выходить на пенсию в ближайшие годы. Эти категории граждан в основном заработали свои пенсионные права по старому законодательству РФ.

Рассмотрим, как учитываются ранее приобретенные пенсионные этих граждан при переходе к новому пенсионному законодательству:

Согласно статьям 27 - 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохраняются ранее приобретенные пенсионные права:

  • * досрочное назначение пенсий для некоторых категорий граждан, в том числе медикам, педагогам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - бывшее назначение пенсий по старости на льготных основаниях;
  • * досрочное назначение пенсий по условиям труда - бывшее назначение пенсий по старости в связи с особыми условиями труда;
  • * учет общего трудового стажа;
  • * учет стажа на соответствующих видах работ - бывшего специального стажа ;
  • * выбор периода среднемесячного заработка для расчета пенсий;
  • * другие права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» конвертация производится в связи с его введением в действие, т.е. носит разовый характер. При этом предполагается, что необходимые сведения для оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 г. должны находиться в распоряжении пенсионного органа в полном объеме, и поэтому не требуется их дополнительного уточнения. Исходя из этого нормы Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержат возможности перерасчета пенсионного капитала.

В то же время в течение переходного периода, т.е. до 01.01.2013 г., когда должна быть окончательно произведена оценка пенсионных прав всех застрахованных лиц, в т.ч. и пенсионеров, определение размера пенсионного капитала не может считаться процессуально завершенным без получения заявления пенсионера о выборе варианта конвертации (при наличии права на такой выбор).

Для лиц, получавших пенсии по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» сроки конвертации зависят от сроков пересчета трудовых пенсий в соответствии с Законом от 17.12.2001 г.

По состоянию на 01.01.2002 г. ни одному из пенсионеров трудовая пенсия по новому закону еще не пересчитана, независимо от факта «технологического» пересчета размера пенсии в порядке, предложенном в Телетайпограмме Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.12.2001 г. При этом право на пенсию сохраняется и не пересматривается, однако право на трудовую пенсию по нормам Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у пенсионера возникает только с момента его вступления в силу, т.е. с 01.01.2002г.

Сроки назначения трудовой пенсии установлены статьей 19 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Применительно к нормам этой статьи пенсионеры могут обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о желании представить документы об обстоятельствах, которые имели место до 01.01.2002 г. и влияют на увеличение размера пенсии не позднее 01.04.2002 г. В случае представления таких документов в течение трех месяцев с момента обращения, может быть произведено определение расчетного пенсионного капитала, а также назначение пенсии по новому закону с 01.01.2002 г. и доплата сумм пенсии за прошлое время.

Если в указанные сроки пенсионер не заявил о своем желании представить дополнительные документы или не представил их, то по умолчанию трудовая пенсия по нормам Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» будет ему пересчитана с 01.01.2002 г. в размере, определенном исходя из сведений пенсионного дела. Определение размера расчетного пенсионного капитала пенсионера по состоянию на 01.01.2002 г. при этом может быть выполнено только как техническое действие (фиксация, или предварительное определение), не имеющее правовых последствий. В частности, из его выполнения не следует, что в случае представления пенсионером дополнительных сведений нельзя изменить эту расчетную величину.

Так, при представлении пенсионером сведений по истечении названных сроков может быть произведен перерасчет размера трудовой пенсии применительно к пунктам 1 и 2 статьи 20 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.е. с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором последовало соответствующее обращение и были представлены все необходимые документы.

Возможен случай, когда пенсионер после представления дополнительных документов и определения расчетного пенсионного капитала представит новые дополнительные документы (например, справку о более высоком заработке за 5 лет подряд) за период до 01.01.2002 г. При этом также возможен перерасчет трудовой пенсии в указанном выше порядке.

В этом случае осуществляется уточнение величины расчетного пенсионного капитала, что корреспондируется с пунктом 5 статьи 17 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», допускающим уточнение сведений о сумме страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала. В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при его применении к уплате страховых взносов в ПФР приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место до 01.01.2002 г.

При оценке ранее приобретенных пенсионных прав учитывается общий трудовой стаж в календарном порядке - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г (Приложение 6).

Граждане, имеющие право на досрочную пенсию, согласно пункту 1 статьи 27 и пунктам 7-13 статьи 28 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при установлении расчетного пенсионного капитала (оценка пенсионных прав) могут учитывать стаж на соответствующих видах работ вместо общего трудового стажа.

Стаж на соответствующих видах работ - это суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г., определенных пунктом 1 статьи 27 и пунктами 7-13 статьи 28 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья на производстве или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой они получены.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., учитываемая в календарном порядке. В нее включаются те же периоды работы и деятельности, которые учитывались при назначении пенсий с применением ИКП.

При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 01.01.2002 г. О трудовых пенсиях в Российской Федерации : федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ// Российская газета. N 247.- 20.12.2001 Не включаются в общий трудовой стаж в целях конвертации приобретенных пенсионных прав в капитал следующие периоды:

  • § обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, интернатуре;
  • § пребывание граждан, проживавших в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР;
  • § нахождение в фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны;
  • § проживание в г. Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.);
  • § уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, нуждающимся в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • § уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения;
  • § уход родителей и иных законных представителей за ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними детьми;
  • § проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • § проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций.

Новая система пенсионного обеспечения, хотя и построена на новых принципах, включает в себя и элементы из предшествующей системы. Это прежде всего, очень большое число льготных исключений, которые авторы нового законодательства вынуждены были оставить в законодательстве о трудовых пенсиях в соответствии с принципом, по которому новая пенсия не может быть меньше старой. Это, безусловно, вносит известную противоречивость в равенстве к подходу граждан в пенсионном обеспечении. Многие исключения вызваны принятием частных решений и не укладываются в общую канву обязательного государственного пенсионного обеспечения и страхования.

В результате изучения данной темы обучающиеся должны знать:

  • • когда сохраняется право на досрочную трудовую пенсию определенным категориям работников;
  • • как осуществляется перерасчет размеров трудовых пенсий по документам пенсионного дела;
  • • оценку пенсионных прав застрахованных лиц;
  • • размер трудовой пенсии с учетом суммы валоризации; уметь:
  • • определять, в каких случаях сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;
  • • осуществлять перерасчет размеров трудовых пенсий ; владеть:
  • • источниками, регулирующими порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав на досрочное назначение трудовой пенсии;
  • • механизмом оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии

Не менее актуальным остается вопрос правового регулирования порядка сохранения и конвертации ранее приобретенных прав на досрочное назначение трудовой пенсии.

Статья 27 «Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии» предусматривает следующие положения.

  • 1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следующим лицам:
  • 1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на один год за каждый полный год такой работы — мужчинам и женщинам;

  • (Положения подпункта 2 пункта 1 статьи 27 подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 № 107-0).
  • 2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

  • 3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;
  • 4) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
  • 5) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • 6) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • 7) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • 8) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов (доке- ров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно- разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет:
  • 9) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • 10) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • 11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;
  • 12) мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
  • 13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;
  • 14) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • 15) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • 16) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;
  • (подпункт 16 введен Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ)
  • 17) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
  • (подпункт 17 введен Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ)
  • 18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • (подпункт 18 введен Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ)
  • 19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста; (подпункт 19 введен Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ)
  • 20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
  • (подпункт 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ)
  • 21) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15—30 лет и достигшим возраста 50—55 лет либо независимо от возраста, (подпункт 21 введен Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ)
  • 2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19—21 пункта 1 данной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационноправовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

  • (пункт 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ)
  • 3. Условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления Федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня вступления в силу указанного Федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом.
  • (пункт 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ)

С 2015 года граждане Российской Федерации уходят на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П и применяемого принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, у граждан сохраняется право на применение закона, действовавшего на момент осуществления трудовой и иной деятельности.

Содержание статьи:

Ошибка №1 — смешение различных оснований и порядка расчета пенсии


С 2015 года граждане Российской Федерации уходят на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Начиная с 2015 г. расчет пенсии производится в баллах. С 2002 года размер пенсии напрямую зависит от страховых взносов, начисленных работодателем либо уплаченных гражданами самостоятельно. Период трудовой деятельности по состоянию на 31.12.2001 года учитывается по правилам конвертации пенсионных прав.

Именно при конвертации (преобразовании) пенсионных прав граждан за период до 31.12.2001 года допускается наибольшее количество ошибок при расчете размера пенсии.

Первой, наиболее распространенной ошибкой при конвертации пенсии, является смешение различных оснований и порядка расчета пенсии, в частности одновременное применение пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Основополагающим факторов, влияющим на право установления и размер пенсии, является стаж, порядок подсчета которого зависит от указанных норм права. При этом, следует различать страховой стаж и общий трудовой стаж.

Страховой стаж – это продолжительность периодов работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также других периодов, засчитываемых в страховой стаж, когда человек не имел возможности работать — нестраховых периодов. По общему правилу страховой стаж исчисляется в календарном порядке.

Общий трудовой стаж – суммарная продолжительность периодов работы и другой общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Исчисление продолжительности периодов работы до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом применяется тот вариант оценки пенсионных прав, который позволяет установить гражданину пенсию в наибольшем размере: в соответствии с пунктом 3 или пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности). Смешение порядков исчисления трудового стажа не допускается.

Ошибка №2 — игнорирование установленного законом ограничения максимального расчетного размера трудовой пенсии


Особенностью и второй основной ошибкой, допускаемой при расчете пенсии, является игнорирование установленного законом ограничения максимального расчетного размера трудовой пенсии при расчете по п.4 ст.30.

По общему правилу расчетный размер трудовой пенсии по п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяется по следующей формуле.

где РП – расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР – среднемесячный заработок;

СК – стажевый коэффициент.

Согласно нормам абз.40 и 41 п.4 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года №213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 20 годам для женщин и 25 годам для мужчин не может превышать сумму, равную 555,96 рублей. За каждый полный год, превышающий 20 и 25 лет соответственно, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов. Для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, сумма, указанная выше (555,96 рублей) в том числе повышенные с учетом продолжительности общего стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе и местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Продемонстрируем, как применяются указанные законодательные ограничения.

МРП = МЗ х ПСК х РК,

где МРП – максимальный расчетный размер трудовой пенсии;

МЗ – максимальный месячный заработок;

ПСК – превышающий стажевый коэффициент;

РК – районный коэффициент.

МЗ, как указано выше, установлен законодателем и составляет 555,96 руб.

ПСК зависит от стажевого коэффициента, рассчитываемого на 31.12.2014 года. Так, если стаж трудовой деятельности мужчины 32 года, то ПСК будет равен 1,07 (поскольку фактический стаж на 7 лет превышает требуемый).

РК устанавливается компетентными государственными органами, и зависит от территории и форм осуществляемой деятельности. Например, для водителя, работавшего в Коми АССР, ныне – Ухта (городской округ), районный коэффициент равен 1,3 (постановление Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 22 ноября 1960 года № 1296/30 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог»).

Таким образом, для мужчины, имеющего на 31.12.2001 года стаж 32 года, при оформлении пенсии по старости ранее общего пенсионного возраста в связи работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, с районным коэффициентом 1,3, максимальный расчетный размер трудовой пенсии ограничен следующей суммой:

МРП = МЗ х ПСК х РК = 555,96 х 1,07 х 1,3 =773,34 руб., где:

1,07 – повышение общего трудового стажа на 7% требуемого стажа;

1,3 – районный коэффициент.

Ошибка №3 — игнорирование при расчете максимального расчетного размера трудовой пенсии повышений и надбавок


Третьей распространенной ошибкой, допускаемой при расчете пенсии, является игнорирование при расчете максимального расчетного размера трудовой пенсии повышений и надбавок.

В соответствии с п.6 ст.30 №173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ» по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента.

Увеличение расчетного размера пенсии, исчисленного в соответствии с нормами абз.1-10 п.4 ст.30 федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ дополнительно на районный коэффициент, не предусмотрено, поскольку районный коэффициент уже учтен в сумме среднемесячного заработка, из которого исчислена трудовая пенсия.

Нормами п.5 ст.30 повышения и надбавки к пенсиям, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31.12.2001 года начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии. При определении расчетного размера пенсии в соответствии с п.4 ст.30 к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001 года.

Приведу два примера, при которых возможно увеличение максимального расчетного размера трудовой пенсии.

1. Наличие условий, позволяющих применить ст. 110 «Повышение пенсии» Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Как это работает: если, например, гражданин награжден орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, то размер его пенсии повышается на 50 процентов минимального размера пенсии по старости на 01.01.2002 года (185,32 х 0,5 = 92,66 руб.).

2. Наличие условия, позволяющих применить Указ Президента РФ от 02.11.2000 года №1815 о компенсационной выплате в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации.

Как это работает: к максимальному расчетному размеру трудовой пенсии прибавляется 100 руб., а также учитывается соответствующий районный коэффициент. В случае, если районный коэффициент составлял 1,3, то размер компенсационной выплаты составляет 130 руб. (100 х 1,3 = 130 руб.).

Таким образом, максимальный расчетный размер трудовой пенсии может быть увеличен, и, например, с учетом компенсационной выплаты составит:

773,34 + 130 = 903,34 руб., и включает в себя:

450,0 руб. — размер базовой части трудовой пенсии по старости (ст. 14 Закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ, в прежней редакции),

453,34 руб. – страховая часть (СЧ) трудовой пенсии (903,34 – 450 = 453,34).

Выводы

В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности).

Например, по правилам п. 3 ст. 30 расчетный размер пенсии определяется с применением формулы, установленной при исчислении стажа работы в календарном исчислении и без учета периода учебы. В то время как по п. 4 ст. 30 предусматривается возможность исчисления периодов работы (деятельности) в льготном порядке и включения периода обучения.

Смешение порядков расчета размера пенсии не допускается. Расчет пенсии производится наиболее выгодному варианту.

Если Вам нужен расчет Вашей пенсии, обращайтесь к адвокату!

Вы можете оставить свой отзыв или просто слова благодарности на Яндексе — мы будем знать, что наша работа приносит пользу.

Читайте также: