Постановление 1991г о пенсиях

Всем наверняка известно, что в при наличии определенного стажа можно выйти на пенсию не как все – в 60 или 55 лет (мужчины и женщины соответственно) – а намного раньше.

Несмотря на то, что периодически в Минтруде «заикаются» об отмене досрочных пенсий и обосновывают соответствующие программы, пока никаких законопроектов в Госдуму на этот счет не поступало, а следовательно, система досрочных пенсий по-прежнему действует.

Чтобы выйти на досрочную пенсию, самое главное, что должно подтверждаться, – это выработка установленной законом продолжительности льготного стажа на дату обращения за пенсией.

А при том, что условия для зачета льготного стажа все более усложняются, работать приходится все больше и больше.

В итоге многие из тех, кто только сейчас устраивается на должности, дающие право на досрочную пенсию, вырабатывая нужный стаж, могут раньше выйти на обычную пенсию в 60 или 55 лет, чем заработать право на досрочную пенсию.

А вот те, кто начали работать еще в советское время, находятся в более выгодном положении, поскольку к ним применяются старые правила зачета льготного стажа, которые были гораздо лояльнее, нежели современные.

Дело в том, что в действующем законе о страховых пенсиях содержится пункт, отсутствовавший в прежних законах: позволяется исчислять стаж по правилам законодательства, которое действовало в период работы гражданина, в т.ч. с применением льготного порядка его исчисления, если таковой в то время предусматривался.

Право выбора законодательства, по которому рассчитывать стаж, остается за гражданином (п. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях).

В период с 1972 по 1991 годы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, которое содержит ряд очень выгодных правил исчисления льготного стажа для досрочной пенсии.

Согласно этому Положению в стаж для досрочной пенсии можно было включать не только работу на льготных должностях, но и:

- службу в армии, в партизанских отрядах, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции.

Эти периоды приравниваются к льготной работе, которая либо предшествовала, либо следовала за указанной службой, и включаются в стаж для досрочной пенсии по Спискам №1, №2 или в связи с работой в текстильной промышленности;

- работу в комсомоле, партийных структурах (в т.ч. в политуправлениях и политотделах) на выборных и других ответственных должностях – при условии, что партийная работа следовала или предшествовала льготной работе и перерыв между ними не превышал 3-х месяцев в общей сложности.

Эти периоды включаются в льготный стаж для досрочной пенсии по любому основанию.

Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с указанным Положением засчитывалась в двойном размере, если проходила до 1 марта 1960 года, и в 1,5-ном размере – если была с 1 марта 1960 года до 1 января 1992 года.

В отношении педагогических и медицинских работников в период с 17 декабря 1959 года по 1 октября 1993 года применялось Постановление Совета Министров СССР №1307, которое позволяло включать им в льготный стаж в том числе:

- работу на выборных должностях в комсомольских, партийных организациях, советских учреждениях, профсоюзных органах,

- работу в должности председателя и заместителя председателя колхоза (если было официальное направление на эту работу с должностей, дающих право на выслугу лет),

- службу в армии, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции,

- методическую работу в учебных заведениях,

- педагогическую работу на курсах повышения квалификации, преподавательскую и научно-исследовательскую работу в вузах и НИИ,

- периоды учебы на курсах повышения квалификации.

Кроме того, отдельно учителям в льготный стаж можно было включать:

- педагогическую работу в училищах, техникумах, на рабфаках, детских комнатах и внешкольных детских учреждениях,

- работу в качестве пионервожатых,

- время учебы в педагогическом вузе, если ей предшествовала или за ней следовала работа по специальности.

Врачам дополнительно в льготный стаж включалась работа:

- в пионерских лагерях, домах отдыха, пансионатах, в учреждениях врачебной экспертизы,

- на руководящих должностях инструктора, инспектора в органах и учреждениях системы здравоохранения.

Единственное условие предусматривалось для включения всех указанных периодов в стаж учителям и врачам: их продолжительность не должна превышать 1/3 от всего их льготного стажа.

Таким образом, все перечисленные периоды могут быть теперь зачтены в льготный стаж, если они охватываются сроком действия указанных нормативных актов. Это позволяет существенно увеличить свой льготный стаж и ускорить выход на пенсию.

Приказ Минтруда РСФСР N 3, Минсоцзащиты РСФСР N 235 от 08.01.1992

"Об утверждении разъяснения "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517"

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" приказываем:

Утвердить прилагаемое разъяснение "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517".

Приложение к Приказу Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РСФСР И МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РСФСР РАЗЪЯСНЕНИЕ от 8 января 1992 г. N 1 О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР СПИСКОВ N 1 И 2 ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ДАЮТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ПО ВОЗРАСТУ (ПО СТАРОСТИ) НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 26 ЯНВАРЯ 1991 Г. N 10 И ВВЕДЕННЫХ В ДЕЙСТВИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР С 1 ЯНВАРЯ 1992 Г. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 2 ОКТЯБРЯ 1991 Г. N 517 В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 Министерство труда и занятости населения РСФСР и Министерство социальной защиты населения РСФСР разъясняют:

1. Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях , должны применяться независимо от ведомственного подчинения, используемых форм собственности и хозяйствования на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативных организациях .

В дальнейшем - "Списки".

В дальнейшем - "предприятия и организации".

В таком же порядке применяются Списки в опытных производствах научно-исследовательских, конструкторских организаций и учебных заведений.

Работники научно-исследовательских учреждений, отделов и лабораторий пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение только в тех производствах, где они прямо предусмотрены Списками.

2. Право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.

3. Пенсии при занятости работников на работах, в профессиях и должностях (с учетом п. 2) рабочим и служащим, занятым в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных в Списках N 1 и 2, следует назначать:

а) по Списку N 2 - если выполняемые работы, профессии и должности предусмотрены в Списке N 1 и в Списке N 2;

б) на общих основаниях - если одна из выполняемых работ, профессий и должностей предусмотрена в Списке N 1 или в Списке N 2, а другая не предусмотрена Списками.

4. Работникам специализированных предприятий, организаций, цехов, участков и других структурных подразделений (ремонтных, ремонтно-строительных, монтажных и др.), занятым полный рабочий день непосредственно в производственных цехах, отделениях и на участках, на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Списками для данного производства, льготные пенсии следует назначать по соответствующим разделам Списков N 1 и 2, как и работникам производственных структурных подразделений.

В этих случаях стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, исчисляется по общим правилам, если работники специализированных предприятий, организаций, цехов и других структурных подразделений постоянно заняты на работах, дающих право на эту льготу (п. 3 настоящего разъяснения). Если же указанные работники постоянно на этих работах не заняты, специальный (льготный) стаж исчисляется по фактически отработанному времени при условии их выполнения в течение полного рабочего дня.

5. При переводе работника, пользующегося правом на льготное пенсионное обеспечение, на другую работу по производственной необходимости или для оказания шефской помощи в проведении сельскохозяйственных, строительных и ремонтных работ в колхозах и на других сельскохозяйственных предприятиях время такой работы, не превышающее одного месяца в течение года, приравнивается к предшествовавшей работе.

6. При временном переводе женщины с работы, предусмотренной Списками N 1 и 2, на другую работу в связи с беременностью или кормлением ребенка грудью время такой работы приравнивается к предшествовавшей работе.

В таком же порядке засчитывается в стаж, дающий право на льготную пенсию, время, когда женщина в связи с беременностью или кормлением ребенка грудью не работала до решения вопроса о ее рациональном трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением.

7. Отменен. - Постановление Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 10.02.93 N 21/1-14-У

8. В стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включается время оплачиваемого вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе с работы, дающей право на указанную пенсию, и последующем восстановлении на этой работе.

9. Гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, репрессированным и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и ссылке приравнивается к работе, которая предшествовала аресту, в том числе к работе, предусмотренной Списками N 1 и 2.

Засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, и время работы реабилитированных граждан в период отбывания наказания в местах лишения свободы на работах, предусмотренных Списками N 1 и 2. Этот стаж исчисляется в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Время отбывания исправительных работ без лишения свободы по месту работы на рабочем месте, предусмотренном Списками N 1 и 2, засчитывается в стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях, если судом принято решение о зачете времени отбывания исправительных работ в трудовой стаж.

10. Если в Списках N 1 и 2 указаны производства без перечисления профессий и должностей, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все работники этих производств независимо от наименования профессий или занимаемых должностей.

Например, в Список N 1, раздел X включены рабочие, руководители и специалисты, занятые полный рабочий день в производстве технического углерода. Следовательно, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все работники, занятые в этом производстве, независимо от наименований профессии и занимаемой должности.

11. В случаях, когда в Списках N 1 и 2 предусмотрены рабочие, выполняющие определенные работы, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все рабочие независимо от наименования их профессий, выполняющие эти работы, в том числе и ученики рабочих при индивидуально-бригадной форме обучения.

Например, в Список N 2 раздел XXXIII включены рабочие, постоянно занятые механической обработкой изделий из асбоцемента и асбоселита.

В этом случае право на пенсию на льготных условиях имеют все рабочие, занятые на таких работах, независимо от наименований их профессий, в том числе и ученики индивидуально-бригадного ученичества.

Вместе с тем период индивидуально-бригадного обучения рабочих по профессиям, прямо предусмотренных Списками, в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, не засчитывается.

Например, в Список N 2 раздел XXXIII включены вулканизаторщики. В этом случае ученики вулканизаторщиков правом на пенсию на льготных условиях не пользуются.

12. Если в Списки включены профессии рабочих под общим наименованием, то право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие всех наименований этих профессий, в том числе главные, старшие, их помощники.

Например, разделом XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 предусмотрены аккумуляторщики. Право на льготное пенсионное обеспечение в этом случае имеют старшие аккумуляторщики, аккумуляторщики, помощники аккумуляторщиков.

13. Разделы Списков "Общие профессии", а также подраздел 5 раздела XI Списка N 1 и подраздел 12 раздела XIV Списка N 2 "Прочие профессии металлообработки" применяются независимо от того, на каких предприятиях и в организациях производятся работы, предусмотренные в этих разделах и подразделах.

Например, электросварщики ручной сварки и газосварщики, указанные в Списке N 2, разделе XXXIII имеют право на пенсию на льготных условиях независимо от того, где они работают: на машиностроительном заводе, железнодорожном транспорте, текстильной фабрике, металлургическом заводе и т. п.

14. Если в Списках N 1 и 2 предусмотрены слесари, электрослесари и электромонтеры без указания характера выполняемой ими работы, то рабочие этих профессий пользуются правом на льготную пенсию независимо от того, заняты они ремонтом или текущим обслуживанием оборудования в данном производстве.

Слесари по контрольно-измерительным приборам и автоматике, электрослесари и электромонтеры, занятые на ремонте и обслуживании контрольно-измерительных приборов и автоматики, имеют право на пенсию на льготных условиях только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены Списками N 1 и 2.

15. Специалисты, должности которых предусмотрены Списками N 1 и 2, пользуются правом на пенсию на льготных условиях независимо от образования и квалификации.

Например, в Список N 1, раздел I, подраздел 1, пункты "г" и "д" включены нормировщики горных шахт и рудников и нормировщики участковые горные. Правом на пенсию на льготных условиях в этом случае пользуются также инженеры-нормировщики горных шахт и рудников, техники-нормировщики шахт и рудников, инженеры-нормировщики участковые горные и техники-нормировщики участковые горные.

16. Бригадиры пользуются правом на льготную пенсию по Спискам N 1 и 2 как рабочие:

а) когда они прямо предусмотрены по своей профессии в Списках.

Например, бригадиры разливочных машин в доменном производстве (Список N 1, раздел III, подраздел 1); бригадиры (освобожденные) предприятий железнодорожного транспорта, занятые на промывочно-пропарочных станциях (поездах, пунктах), - Список N 2, раздел XXVIII, подраздел 1 и т. д.;

б) когда они руководят рабочими, предусмотренными Списками, и полностью выполняют все работы, установленные для этих рабочих, т.е. неосвобожденные бригадиры, например, бригадиры проходчиков, бригадиры формовщиков.

17. Мастера по ремонту оборудования, мастера контрольные и работники лабораторий пользуются правом на пенсию на льготных условиях только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены в Списках N 1 и 2.

18. Если в Списках N 1 и 2 предусмотрены заместители руководителя без указания характера выполняемой ими работы, то они пользуются правом на льготную пенсию, как руководители, если заняты в технологическом процессе производства или на ремонте и обслуживании оборудования.

Помощники и заместители руководителей всех наименований, кроме помощников мастеров, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение только в тех случаях, если они прямо предусмотрены в Списках N 1 и 2.

Помощники мастеров пользуются тем же правом на льготное пенсионное обеспечение, что и мастера.

19. В тех случаях, когда в Списках N 1 и 2, предусмотрены не только наименования профессии и должности, но и показатели по условиям труда, связанные с применением или наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, то при определении права работника на льготное пенсионное обеспечение следует руководствоваться Государственным стандартом Системы стандартов безопасности труда 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны". В этом ГОСТе дан перечень и установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, которые в зависимости от особенностей их действия на организм человека делятся на четыре класса опасности: вещества чрезвычайно опасные (1 класс), вещества высокоопасные (2 класс), вещества умеренно опасные (3 класс), вещества мало опасные (4 класс).

20. Работникам, профессии и должности которых включены дополнительно при формировании Списков N 1 и 2 в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, засчитывается весь период их занятости ранее в этих профессиях и должностях.

При исчислении указанного стажа следует руководствоваться разъяснением Минтруда СССР от 16 апреля 1991 г. N 1 "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10".

21. В разделах "Химическое производство" и "Производство медикаментов, медицинских и биологических препаратов и материалов" Списков N 1 и 2 для компактности изложения наименования многочисленных химических производств даны в унифицированном (объединенном) виде.

Например, подразделом "А" раздела VIII Списка N 1 предусмотрены работники, занятые в производстве аминов, их соединений.

Поэтому в соответствии с прилагаемым перечнем наименований производств, входящих в состав унифицированных производств, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются работники, занятые в производствах гексаметилендиамина, его солей, этаноламинов, гидроксиламинов, этилированных и метилированных аминов, диэтаноланилина.

По разделам "Химическое производство" Списков N 1 и 2 право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется работникам, занятым в производствах, продукция которых в соответствии с общесоюзным классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции относится к следующим разделам: продукция неорганической химии, органического синтеза, нефтехимическая, резино-техническая и асбестовая; удобрения; полимеры; пластические массы; каучуки; материалы лакокрасочной, фототехнической, бытовой химии; синтетические красители; химические реактивы и высокочистые вещества. При этом назначение льготных пенсий производится вне зависимости от ведомственной принадлежности производства.

Разделы "Химическое производство" Списков N 1 и 2 состоят из двух подразделов "А" и "Б". К подразделу "А" отнесены предприятия химической и нефтехимической отраслей промышленности, к подразделу "Б" - отдельные цехи, участки, отделения, установки, действующие в составе предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства.

Отнесение предприятий к химической и нефтехимической отраслям промышленности осуществляется в соответствии с общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства в зависимости от характера основного вида их деятельности.

Например, если в отрасли "Машиностроение и металлообработка" имеются предприятия, занятые только изготовлением изделий из пластических масс, то такое предприятие должно быть отнесено к химической и нефтехимической отраслям промышленности и его работники могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с подразделом "А" раздела "Химическое производство". В том случае, если в составе предприятия, отнесенного к машиностроительной и металлообрабатывающей отраслям промышленности, имеется цех (участок, отделение), работники которого заняты изготовлением изделий из пластических масс, то им льготное пенсионное обеспечение должно назначаться по подразделу "Б" раздела "Химическое производство".

Вопрос о льготном пенсионном обеспечении работников производств, входящих в состав предприятий, отнесенных в соответствии с классификатором отраслей народного хозяйства к химической и нефтехимической отраслям, наименования которых не предусмотрены подразделом "А" раздела "Химическое производство" Списков N 1 и 2, следует решать в соответствии с подразделом "Б" этого раздела Списков N 1 и 2.

Приложение к разъяснению Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР N 1 от 8 января 1992 г.

ПЕРЕЧЕНЬ НАИМЕНОВАНИЙ ПРОИЗВОДСТВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОБЪЕДИНЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ РАЗДЕЛАМИ VIII "ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО", XVIII "ПРОИЗВОДСТВО МЕДИКАМЕНТОВ, МЕДИЦИНСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ И МАТЕРИАЛОВ" СПИСКА N 1 И XXIII "ПРОИЗВОДСТВО МЕДИКАМЕНТОВ, МЕДИЦИНСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ И МАТЕРИАЛОВ" СПИСКА N 2 ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ДАЮЩИХ ПРАВО НА ЛЬГОТНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 26 ЯНВАРЯ 1991 Г. N 10 (ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР С 1 ЯНВАРЯ 1992 Г. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 2 ОКТЯБРЯ 1991 Г. N 517)

Всем наверняка известно, что в при наличии определенного стажа можно выйти на пенсию не как все – в 60 или 55 лет (мужчины и женщины соответственно) – а намного раньше.

Несмотря на то, что периодически в Минтруде «заикаются» об отмене досрочных пенсий и обосновывают соответствующие программы, пока никаких законопроектов в Госдуму на этот счет не поступало, а следовательно, система досрочных пенсий по-прежнему действует.

Чтобы выйти на досрочную пенсию, самое главное, что должно подтверждаться, – это выработка установленной законом продолжительности льготного стажа на дату обращения за пенсией.

А при том, что условия для зачета льготного стажа все более усложняются, работать приходится все больше и больше.

В итоге многие из тех, кто только сейчас устраивается на должности, дающие право на досрочную пенсию, вырабатывая нужный стаж, могут раньше выйти на обычную пенсию в 60 или 55 лет, чем заработать право на досрочную пенсию.

А вот те, кто начали работать еще в советское время, находятся в более выгодном положении, поскольку к ним применяются старые правила зачета льготного стажа, которые были гораздо лояльнее, нежели современные.

Дело в том, что в действующем законе о страховых пенсиях содержится пункт, отсутствовавший в прежних законах: позволяется исчислять стаж по правилам законодательства, которое действовало в период работы гражданина, в т.ч. с применением льготного порядка его исчисления, если таковой в то время предусматривался.

Право выбора законодательства, по которому рассчитывать стаж, остается за гражданином (п. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях).

В период с 1972 по 1991 годы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, которое содержит ряд очень выгодных правил исчисления льготного стажа для досрочной пенсии.

Согласно этому Положению в стаж для досрочной пенсии можно было включать не только работу на льготных должностях, но и:

- службу в армии, в партизанских отрядах, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции.

Эти периоды приравниваются к льготной работе, которая либо предшествовала, либо следовала за указанной службой, и включаются в стаж для досрочной пенсии по Спискам №1, №2 или в связи с работой в текстильной промышленности;

- работу в комсомоле, партийных структурах (в т.ч. в политуправлениях и политотделах) на выборных и других ответственных должностях – при условии, что партийная работа следовала или предшествовала льготной работе и перерыв между ними не превышал 3-х месяцев в общей сложности.

Эти периоды включаются в льготный стаж для досрочной пенсии по любому основанию.

Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с указанным Положением засчитывалась в двойном размере, если проходила до 1 марта 1960 года, и в 1,5-ном размере – если была с 1 марта 1960 года до 1 января 1992 года.

В отношении педагогических и медицинских работников в период с 17 декабря 1959 года по 1 октября 1993 года применялось Постановление Совета Министров СССР №1307, которое позволяло включать им в льготный стаж в том числе:

- работу на выборных должностях в комсомольских, партийных организациях, советских учреждениях, профсоюзных органах,

- работу в должности председателя и заместителя председателя колхоза (если было официальное направление на эту работу с должностей, дающих право на выслугу лет),

- службу в армии, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции,

- методическую работу в учебных заведениях,

- педагогическую работу на курсах повышения квалификации, преподавательскую и научно-исследовательскую работу в вузах и НИИ,

- периоды учебы на курсах повышения квалификации.

Кроме того, отдельно учителям в льготный стаж можно было включать:

- педагогическую работу в училищах, техникумах, на рабфаках, детских комнатах и внешкольных детских учреждениях,

- работу в качестве пионервожатых,

- время учебы в педагогическом вузе, если ей предшествовала или за ней следовала работа по специальности.

Врачам дополнительно в льготный стаж включалась работа:

- в пионерских лагерях, домах отдыха, пансионатах, в учреждениях врачебной экспертизы,

- на руководящих должностях инструктора, инспектора в органах и учреждениях системы здравоохранения.

Единственное условие предусматривалось для включения всех указанных периодов в стаж учителям и врачам: их продолжительность не должна превышать 1/3 от всего их льготного стажа.

Таким образом, все перечисленные периоды могут быть теперь зачтены в льготный стаж, если они охватываются сроком действия указанных нормативных актов. Это позволяет существенно увеличить свой льготный стаж и ускорить выход на пенсию.

Краткое содержание:

Советская эпоха осталась в прошлом. Но почти все, кто сейчас получают пенсию или вскоре собираются на нее выйти, жили и работали в СССР. А потому они могут и сейчас использовать возможности советского пенсионного законодательства.


Приведу ряд законов СССР, которые в наши дни помогают повысить пенсию за счет включения дополнительного стажа.

1. Закон СССР от 14 июля 1956 г. и Закон от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях»

Сейчас нередко встречаются отказы ПФР включить периоды работы в стаж из-за того, что не было отчислений страховых взносов. Но такое требование ввел Закон «О трудовых пенсиях» только с 2002 года.

До этого поочередно действовали названные законы, где не содержалось условий о взносах в ПФР. Применяя правило п. 8 ст. 13 Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, стаж можно учитывать по нормам, действовавшим в то время, когда он вырабатывался.

Поэтому в судах удается отменить отказы ПФР, связанные с исключением из стажа периодов до 2002 года, если по ним нет сведений о страховых взносах.

Например, гражданину не зачли в стаж периоды работы с 1992 г. по 1998 г. в качестве директора коммерческой фирмы.

Он обратился в суд — и там с ПФР не согласились, указав, что в период работы (с 1992 по 1998 гг.) пенсионное законодательство не предусматривало отчисление взносов в качестве обязательного условия для зачета работы в стаж (определение Краснодарского краевого суда, дело № 33-22355/17).

2. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590

Этот документ действовал до 1992 г. — значит, он применим к периодам стажа за то же время. Положение позволяет зачесть:

-службу в армии и приравненную к ней службу в органах внутренних дел в льготный стаж для досрочной пенсии по Списку № 1 или № 2 (если вслед за службой шла соответствующая работа, которая входит в льготный стаж);

-также в льготный стаж по Спискам №1 или №2 засчитывается период обучения в училищах и других заведениях системы профессионально-технического образования — если сразу после учебы следовала работа с вредностью по Списку;

-время обучения в средне-специальных и высших учебных заведениях Положение позволяло включать в стаж для назначения пенсии (если до учебы человек работал или служил в армии).

Эти правила могут помочь увеличить стаж для назначения страховой пенсии (а его все чаще не хватает, из-за чего ПФР отказывает в пенсии даже по достижении пенсионного возраста).
А также — добавить несколько лет к льготному стажу по Спискам №1 или №2, что позволяет получить пенсию досрочно, а при большом льготном стаже — повысить ее размер за счет перерасчета стажевого коэффициента по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.

Однако следует отметить, что нормы Положения 1972 г. не позволяют увеличить стаж, который берется для расчета пенсии (это общий трудовой стаж до 2002 г.).

Если сохранять для него те же правила, то и считать пенсию будут по советским формулам. А это приводит к снижению пенсии по сравнению с размером, рассчитанным по современным формулам.

Это уже не раз было доказано на примерах из судебной практики (п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от от 11 декабря 2012 г. № 30, Няганский р-й суд ХМАО-Югра, дело № М-343/2014).

3. Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 «О зачете … времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам КС, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях»

Это постановление позволяет включить в северный стаж службу до 1992 года в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины и военного строителя — если в течение 3-х месяцев после увольнения со службы эти граждане поступили на работу в северном районе.

Иными словами, это правило позволяет увеличить северный стаж на 2-3 года, проведенные в армии.

А северный стаж не только позволяет выйти на пенсию раньше, но и получать надбавку к ней в виде районного коэффициента или повышенной фиксированной выплаты (50% за 15 лет работы в РКС или 30% за 20 лет работы в местностях, приравненных к РКС — ст. 17 Закона №400-ФЗ).

Если статья была вам интересна, то предлагаю принять участие в обсуждении, поделиться в социальных сетях и оценить на свое усмотрение.

Приказ Минтруда РСФСР N 3, Минсоцзащиты РСФСР N 235 от 08.01.1992

"Об утверждении разъяснения "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517"

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" приказываем:

Утвердить прилагаемое разъяснение "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517".

Приложение к Приказу Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РСФСР И МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РСФСР РАЗЪЯСНЕНИЕ от 8 января 1992 г. N 1 О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР СПИСКОВ N 1 И 2 ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ДАЮТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ПО ВОЗРАСТУ (ПО СТАРОСТИ) НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 26 ЯНВАРЯ 1991 Г. N 10 И ВВЕДЕННЫХ В ДЕЙСТВИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР С 1 ЯНВАРЯ 1992 Г. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 2 ОКТЯБРЯ 1991 Г. N 517 В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 Министерство труда и занятости населения РСФСР и Министерство социальной защиты населения РСФСР разъясняют:

1. Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях , должны применяться независимо от ведомственного подчинения, используемых форм собственности и хозяйствования на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативных организациях .

В дальнейшем - "Списки".

В дальнейшем - "предприятия и организации".

В таком же порядке применяются Списки в опытных производствах научно-исследовательских, конструкторских организаций и учебных заведений.

Работники научно-исследовательских учреждений, отделов и лабораторий пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение только в тех производствах, где они прямо предусмотрены Списками.

2. Право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.

3. Пенсии при занятости работников на работах, в профессиях и должностях (с учетом п. 2) рабочим и служащим, занятым в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных в Списках N 1 и 2, следует назначать:

а) по Списку N 2 - если выполняемые работы, профессии и должности предусмотрены в Списке N 1 и в Списке N 2;

б) на общих основаниях - если одна из выполняемых работ, профессий и должностей предусмотрена в Списке N 1 или в Списке N 2, а другая не предусмотрена Списками.

4. Работникам специализированных предприятий, организаций, цехов, участков и других структурных подразделений (ремонтных, ремонтно-строительных, монтажных и др.), занятым полный рабочий день непосредственно в производственных цехах, отделениях и на участках, на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Списками для данного производства, льготные пенсии следует назначать по соответствующим разделам Списков N 1 и 2, как и работникам производственных структурных подразделений.

В этих случаях стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, исчисляется по общим правилам, если работники специализированных предприятий, организаций, цехов и других структурных подразделений постоянно заняты на работах, дающих право на эту льготу (п. 3 настоящего разъяснения). Если же указанные работники постоянно на этих работах не заняты, специальный (льготный) стаж исчисляется по фактически отработанному времени при условии их выполнения в течение полного рабочего дня.

5. При переводе работника, пользующегося правом на льготное пенсионное обеспечение, на другую работу по производственной необходимости или для оказания шефской помощи в проведении сельскохозяйственных, строительных и ремонтных работ в колхозах и на других сельскохозяйственных предприятиях время такой работы, не превышающее одного месяца в течение года, приравнивается к предшествовавшей работе.

6. При временном переводе женщины с работы, предусмотренной Списками N 1 и 2, на другую работу в связи с беременностью или кормлением ребенка грудью время такой работы приравнивается к предшествовавшей работе.

В таком же порядке засчитывается в стаж, дающий право на льготную пенсию, время, когда женщина в связи с беременностью или кормлением ребенка грудью не работала до решения вопроса о ее рациональном трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением.

7. Отменен. - Постановление Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 10.02.93 N 21/1-14-У

8. В стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включается время оплачиваемого вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе с работы, дающей право на указанную пенсию, и последующем восстановлении на этой работе.

9. Гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, репрессированным и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и ссылке приравнивается к работе, которая предшествовала аресту, в том числе к работе, предусмотренной Списками N 1 и 2.

Засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, и время работы реабилитированных граждан в период отбывания наказания в местах лишения свободы на работах, предусмотренных Списками N 1 и 2. Этот стаж исчисляется в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Время отбывания исправительных работ без лишения свободы по месту работы на рабочем месте, предусмотренном Списками N 1 и 2, засчитывается в стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях, если судом принято решение о зачете времени отбывания исправительных работ в трудовой стаж.

10. Если в Списках N 1 и 2 указаны производства без перечисления профессий и должностей, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все работники этих производств независимо от наименования профессий или занимаемых должностей.

Например, в Список N 1, раздел X включены рабочие, руководители и специалисты, занятые полный рабочий день в производстве технического углерода. Следовательно, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все работники, занятые в этом производстве, независимо от наименований профессии и занимаемой должности.

11. В случаях, когда в Списках N 1 и 2 предусмотрены рабочие, выполняющие определенные работы, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все рабочие независимо от наименования их профессий, выполняющие эти работы, в том числе и ученики рабочих при индивидуально-бригадной форме обучения.

Например, в Список N 2 раздел XXXIII включены рабочие, постоянно занятые механической обработкой изделий из асбоцемента и асбоселита.

В этом случае право на пенсию на льготных условиях имеют все рабочие, занятые на таких работах, независимо от наименований их профессий, в том числе и ученики индивидуально-бригадного ученичества.

Вместе с тем период индивидуально-бригадного обучения рабочих по профессиям, прямо предусмотренных Списками, в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, не засчитывается.

Например, в Список N 2 раздел XXXIII включены вулканизаторщики. В этом случае ученики вулканизаторщиков правом на пенсию на льготных условиях не пользуются.

12. Если в Списки включены профессии рабочих под общим наименованием, то право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие всех наименований этих профессий, в том числе главные, старшие, их помощники.

Например, разделом XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 предусмотрены аккумуляторщики. Право на льготное пенсионное обеспечение в этом случае имеют старшие аккумуляторщики, аккумуляторщики, помощники аккумуляторщиков.

13. Разделы Списков "Общие профессии", а также подраздел 5 раздела XI Списка N 1 и подраздел 12 раздела XIV Списка N 2 "Прочие профессии металлообработки" применяются независимо от того, на каких предприятиях и в организациях производятся работы, предусмотренные в этих разделах и подразделах.

Например, электросварщики ручной сварки и газосварщики, указанные в Списке N 2, разделе XXXIII имеют право на пенсию на льготных условиях независимо от того, где они работают: на машиностроительном заводе, железнодорожном транспорте, текстильной фабрике, металлургическом заводе и т. п.

14. Если в Списках N 1 и 2 предусмотрены слесари, электрослесари и электромонтеры без указания характера выполняемой ими работы, то рабочие этих профессий пользуются правом на льготную пенсию независимо от того, заняты они ремонтом или текущим обслуживанием оборудования в данном производстве.

Слесари по контрольно-измерительным приборам и автоматике, электрослесари и электромонтеры, занятые на ремонте и обслуживании контрольно-измерительных приборов и автоматики, имеют право на пенсию на льготных условиях только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены Списками N 1 и 2.

15. Специалисты, должности которых предусмотрены Списками N 1 и 2, пользуются правом на пенсию на льготных условиях независимо от образования и квалификации.

Например, в Список N 1, раздел I, подраздел 1, пункты "г" и "д" включены нормировщики горных шахт и рудников и нормировщики участковые горные. Правом на пенсию на льготных условиях в этом случае пользуются также инженеры-нормировщики горных шахт и рудников, техники-нормировщики шахт и рудников, инженеры-нормировщики участковые горные и техники-нормировщики участковые горные.

16. Бригадиры пользуются правом на льготную пенсию по Спискам N 1 и 2 как рабочие:

а) когда они прямо предусмотрены по своей профессии в Списках.

Например, бригадиры разливочных машин в доменном производстве (Список N 1, раздел III, подраздел 1); бригадиры (освобожденные) предприятий железнодорожного транспорта, занятые на промывочно-пропарочных станциях (поездах, пунктах), - Список N 2, раздел XXVIII, подраздел 1 и т. д.;

б) когда они руководят рабочими, предусмотренными Списками, и полностью выполняют все работы, установленные для этих рабочих, т.е. неосвобожденные бригадиры, например, бригадиры проходчиков, бригадиры формовщиков.

17. Мастера по ремонту оборудования, мастера контрольные и работники лабораторий пользуются правом на пенсию на льготных условиях только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены в Списках N 1 и 2.

18. Если в Списках N 1 и 2 предусмотрены заместители руководителя без указания характера выполняемой ими работы, то они пользуются правом на льготную пенсию, как руководители, если заняты в технологическом процессе производства или на ремонте и обслуживании оборудования.

Помощники и заместители руководителей всех наименований, кроме помощников мастеров, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение только в тех случаях, если они прямо предусмотрены в Списках N 1 и 2.

Помощники мастеров пользуются тем же правом на льготное пенсионное обеспечение, что и мастера.

19. В тех случаях, когда в Списках N 1 и 2, предусмотрены не только наименования профессии и должности, но и показатели по условиям труда, связанные с применением или наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, то при определении права работника на льготное пенсионное обеспечение следует руководствоваться Государственным стандартом Системы стандартов безопасности труда 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны". В этом ГОСТе дан перечень и установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, которые в зависимости от особенностей их действия на организм человека делятся на четыре класса опасности: вещества чрезвычайно опасные (1 класс), вещества высокоопасные (2 класс), вещества умеренно опасные (3 класс), вещества мало опасные (4 класс).

20. Работникам, профессии и должности которых включены дополнительно при формировании Списков N 1 и 2 в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, засчитывается весь период их занятости ранее в этих профессиях и должностях.

При исчислении указанного стажа следует руководствоваться разъяснением Минтруда СССР от 16 апреля 1991 г. N 1 "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10".

21. В разделах "Химическое производство" и "Производство медикаментов, медицинских и биологических препаратов и материалов" Списков N 1 и 2 для компактности изложения наименования многочисленных химических производств даны в унифицированном (объединенном) виде.

Например, подразделом "А" раздела VIII Списка N 1 предусмотрены работники, занятые в производстве аминов, их соединений.

Поэтому в соответствии с прилагаемым перечнем наименований производств, входящих в состав унифицированных производств, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются работники, занятые в производствах гексаметилендиамина, его солей, этаноламинов, гидроксиламинов, этилированных и метилированных аминов, диэтаноланилина.

По разделам "Химическое производство" Списков N 1 и 2 право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется работникам, занятым в производствах, продукция которых в соответствии с общесоюзным классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции относится к следующим разделам: продукция неорганической химии, органического синтеза, нефтехимическая, резино-техническая и асбестовая; удобрения; полимеры; пластические массы; каучуки; материалы лакокрасочной, фототехнической, бытовой химии; синтетические красители; химические реактивы и высокочистые вещества. При этом назначение льготных пенсий производится вне зависимости от ведомственной принадлежности производства.

Разделы "Химическое производство" Списков N 1 и 2 состоят из двух подразделов "А" и "Б". К подразделу "А" отнесены предприятия химической и нефтехимической отраслей промышленности, к подразделу "Б" - отдельные цехи, участки, отделения, установки, действующие в составе предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства.

Отнесение предприятий к химической и нефтехимической отраслям промышленности осуществляется в соответствии с общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства в зависимости от характера основного вида их деятельности.

Например, если в отрасли "Машиностроение и металлообработка" имеются предприятия, занятые только изготовлением изделий из пластических масс, то такое предприятие должно быть отнесено к химической и нефтехимической отраслям промышленности и его работники могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с подразделом "А" раздела "Химическое производство". В том случае, если в составе предприятия, отнесенного к машиностроительной и металлообрабатывающей отраслям промышленности, имеется цех (участок, отделение), работники которого заняты изготовлением изделий из пластических масс, то им льготное пенсионное обеспечение должно назначаться по подразделу "Б" раздела "Химическое производство".

Вопрос о льготном пенсионном обеспечении работников производств, входящих в состав предприятий, отнесенных в соответствии с классификатором отраслей народного хозяйства к химической и нефтехимической отраслям, наименования которых не предусмотрены подразделом "А" раздела "Химическое производство" Списков N 1 и 2, следует решать в соответствии с подразделом "Б" этого раздела Списков N 1 и 2.

Приложение к разъяснению Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР N 1 от 8 января 1992 г.

ПЕРЕЧЕНЬ НАИМЕНОВАНИЙ ПРОИЗВОДСТВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОБЪЕДИНЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ РАЗДЕЛАМИ VIII "ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО", XVIII "ПРОИЗВОДСТВО МЕДИКАМЕНТОВ, МЕДИЦИНСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ И МАТЕРИАЛОВ" СПИСКА N 1 И XXIII "ПРОИЗВОДСТВО МЕДИКАМЕНТОВ, МЕДИЦИНСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ И МАТЕРИАЛОВ" СПИСКА N 2 ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ДАЮЩИХ ПРАВО НА ЛЬГОТНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 26 ЯНВАРЯ 1991 Г. N 10 (ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР С 1 ЯНВАРЯ 1992 Г. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 2 ОКТЯБРЯ 1991 Г. N 517)

Читайте также: