Постановление 881 пенсионный фонд

Далее размещаю заявление-ответ на предыдущее письмо.

Возможно кому нибудь пригодится или натолкнет на другие умные мысли в нашей совместной борьбе с беспределом ПФ.

Мною, К.А. Б___________, 18.01.2020г. был получен от вас ответ №ТБ-1102/132 от 16.01.2020г. На вопросы, поднятые в данном письме имею сообщить следующее.

Да, вы правы, «страховой стаж» также, как и «общий трудовой стаж» – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, но учитываемая не только при определении права на страховую пенсию, но и при исчислении ее размера ( пункт 2 статья 3 № 400-ФЗ ). А из этого следует, что «общий трудовой стаж»- это лишь часть «страхового стажа», учитываемая за период до 01.01.2002г.

Кроме этого, хотелось бы отметить, что правовой акт, в соответствии с которым, по вашим словам, вы включили в страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 01.11.1976г. до 01.11.1978г . в двойном размере, гласит буквально следующее:

Статья 94. Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

Абзац 8: военная служба по призыву - в двойном размере .

(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)», к тому же, закон от 27.01.1995 N 10-ФЗ является действующим и на сегодняшний день.

Обращаю ваше внимание на то, что « исчисление размера страхового стажа» - это самостоятельная правовая норма и « исчисление размера трудовой пенсии (оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал)» - это также самостоятельная правовая норма . Правовое применение каждой из этих норм регулируется в законах самостоятельно .

По этому поводу должен отметить, что пункт 3 статьи 36 №400-ФЗ от 28.12.2013г. гласит:

«3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм , регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

Из содержания п. 3 ст. 36 №400-ФЗ однозначно видно, что подлежат применению лишь правовые нормы (а не какие-нибудь статьи или пункты №173-ФЗ) для исчисления размера трудовых пенсий и в п. 3 ст. 36 №400-ФЗ ни слова не говорится об исчислении трудового страхового стажа .

В связи с этим, считаю неправомерным ссылаться на пункт 3 или пункт 4 статьи 30 закона №173-ФЗ , в части определения размера страхового стажа .

Так же рекомендовал бы Вам дать задание юристам вашего управления как следует разобраться с правилами подсчета страхового стажа при исчислении продолжительности периодов трудовой и иной деятельности «в календарном порядке» .

Порядок исполнения правовой нормы: «календарный порядокисчисления» подробно описан в Правилах подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.10.2014г. №1015 пункте 47, а именно:

«47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы , а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы .

Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня .».

Другими словами, исчисление периодов деятельности «в календарном порядке» ни каким образом не отменяет факт льготного (особого порядка) исчисления страхового стажа, если таковой предусмотрен в соответствии с законом. Так как сначала производится определение периодов трудовой и иной деятельности, в том числе и льготном (особом порядке), а затем производится исчисление продолжительности данных периодов в календарном порядке (в соответствии с пунктом 47 №1015 от 12.10.2014г.). Ваше же толкование формулировки исчисления страхового стажа в календарном порядке полностью искажает смысл правовой нормы «календарный порядок», прописанной в законе .

Так как, суд принял решение о включении в страховой стаж К.А. Б______ 03.08.1958 года рождения, СНИЛС 193______ 58, в том числе, периода службы в Советской Армии по призыву в двойном размере , а решение суда является обязательным к исполнению, не зависимо от моего или вашего желания, то рассуждения о том, настаиваю я или не настаиваю на выполнении решения суда, не имеют смысла.

Уже в третий раз обращаюсь к вам с просьбой о предоставлении мне полного и подробного расчета размера страхового стажа в соответствии с Правилами подсчета от 12.10.2014г. №1015 пункта 47 и Инструкцией по заполнению ПФ РФ №2п от 11.01.2017г .:

1) прошу указать каждый период, включенный в страховой стаж;

-с указанием продолжительности периодов ;

-с указанием кода вида трудовой или иной деятельности периодов;

- исчисления периодов трудового-страхового стажа в календарном порядке;

2) подробно распишите, каким образом выполнены арифметические действия при расчете суммарной продолжительности всех периодов, учтенных в трудовом страховом стаже, в том числе и в календарном порядке исчисления;

3) отдельно поясните основание и порядок учета периодов трудовой и иной деятельности, в соответствии с какими законодательными актами, указанные в трудовой книжке периоды, учтены (если нет, то на основании каких норм пенсионного права и в соответствии с какими положениями закона).

4) Особо прошу обратить внимание на учет периода службы в Советской Армии по призыву 1976-1978 гг. в двойном размере.

- укажите, в соответствии с каким законодательным актом данный период включен в страховой стаж;

- в соответствии с какой правовой нормой произведены исчисления продолжительности данного периода;

- в каком размере (из расчета полных лет полных месяцев и дней) данный период включен в мой страховой стаж;

Зарегистрировано в Минюсте России 05 июня 2020 г. № 58605

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2019, N 51, ст. 7488) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.

2. Признать утратившими силу порядок и условия направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2018 г. N 3п "Об утверждении формата, порядка и условий направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (зарегистрировано Минюстом России 5 февраля 2018 г., регистрационный N 49887).

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правления ПФР Топилина М.А.Председатель М. Топилин


Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июня 2020 г.

Приложение
Утвержден
постановлением Правления ПФР
от 11 марта 2020 г.
N 178п
Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета
I. Общие положения

1. Настоящий Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета определяет общие принципы, правила и условия организации информационного обмена при представлении страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета в электронном виде (далее - представление индивидуальных сведений в электронном виде) и направлении в электронном виде страхователю документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2019, N 51, ст. 7488) (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).

2. Участниками информационного обмена при осуществлении электронного документооборота являются:

страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2018, N 49, ст. 7497) (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ), статьей 2 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1943; 2014, N 30, ст. 4217) (далее - Страхователь);

Пенсионный фонд Российской Федерации;

операторы, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между Пенсионным фондом Российской Федерации и страхователями (далее - Оператор).

4. Для регистрации в системе электронного документооборота ПФР Страхователи направляют заявление на подключение к системе электронного документооборота ПФР (далее - Заявление на подключение), которое содержит:

регистрационный номер Страхователя в ПФР;

регистрационный номер Оператора;

наименование Страхователя в ПФР (юридического лица), Оператора;

фамилию, имя, отчество (при наличии) Страхователя (физического лица);

сведения об адресе (месте нахождения) Оператора;

контактный телефон и адрес электронной почты Оператора;

страховой номер индивидуального лицевого счёта Страхователя;

индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);

код причины постановки на учет (КПП);

сведения о представителе (в случае представления Страхователем индивидуальных сведений в электронном виде через представителя, осуществляющего свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2013, N 19, ст. 2327), или уполномоченного распорядительным актом).

5. ПФР в течение двух рабочих дней после получения Заявления на подключение направляет Страхователю уведомление о результате рассмотрения с отметкой об удовлетворении или об отказе в удовлетворении Заявления на подключение.

6. В случае если в Заявлении на подключение сведения о Страхователе внесены не полностью или содержат ошибки ПФР вправе отказать в удовлетворении Заявления на подключение.

7. В случае прекращения доверенности Страхователь направляет уведомление о прекращении полномочий представителя.

8. Для отключения Страхователя от системы электронного документооборота ПФР Страхователь направляет в ПФР заявление на отключение от системы электронного документооборота ПФР (далее - Заявление на отключение).

9. ПФР в течение двух рабочих дней после получения Заявления на отключение направляет Страхователю уведомление о результате рассмотрения с отметкой об удовлетворении Заявления на отключение.
III. Порядок взаимодействия участников информационного обмена при представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета

10. Для представления индивидуальных сведений в электронном виде Страхователь (представитель) подготавливает указанные сведения в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью, и отправляет через оператора в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в зашифрованном виде.

При представлении индивидуальных сведений Страхователем (представителем) они заверяются подписью этого лица (представителя) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

11. Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме через оператора считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации1, о чем оператором делается соответствующая отметка при составлении документа "Опись содержания пакета" и направляется в орган системы ПФР в пакете с подготовленными электронными документами со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

12. Датой представления документов страхователя с использованием Кабинета страхователя считается дата, зафиксированная в электронном документе "Квитанция о регистрации", сформированном в Кабинете страхователя.

13. В течение одного рабочего дня с момента поступления электронных документов при представлении индивидуальных сведений в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет Страхователю подтверждение получения указанных сведений - уведомление о доставке (далее - Уведомление о доставке).

14. ПФР в течение трех рабочих дней с момента направления уведомления о доставке выполняет следующие действия:

1) Проверяет усиленную квалифицированную подпись (далее - УКЭП) Оператора и состав пакета.

2) Расшифровывает входящие документы.

В случае выявления ошибок при проверках, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 14 настоящего Порядка, отправляется электронный документ "Уведомление об отказе в приеме пакета".

3) Проверяет УКЭП страхователя.

4) Осуществляет проверку индивидуальных сведений на соответствие установленной форме, формату и порядку заполнения.

15. При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, страхователю направляется уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации2, для исправления в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.

Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

16. В случае подключения страхователя к системе электронного документооборота ПФР формы документов для привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, уполномоченный работник территориального органа ПФР формирует в электронном виде по формам, утвержденным постановлением Правления ПФР от 23 ноября 2016 г. N 1058п "Об утверждении форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", и о признании утратившим силу постановления Правления ПФР от 29 июля 2016 г. N 684п" (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 2017 г., регистрационный N 46627), подписывает электронной подписью и направляет Страхователю в зашифрованном виде.

В случае направления указанных документов в электронном виде территориальный орган ПФР не направляет их на бумажном носителе.

17. Датой получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через оператора, считается дата, указанная в электронном документе "Уведомление о доставке", который формируется автоматически при их поступлении на транспортный сервис оператора и высылается одновременно в адреса всех участников информационного обмена.

18. Датой получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через Кабинет страхователя, считается дата их размещения в Кабинете страхователя.

При размещении в Кабинете страхователя документов в электронном виде от территориальных органов ПФР автоматически формируется и размещается в Кабинете страхователя электронный документ "Уведомление о доставке".
IV. Обеспечение защиты сведений индивидуального (персонифицированного) учета

19. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета содержат персональные данные, которые относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2018, № 1, ст. 82).

20. Средства электронной подписи, предназначенные для создания электронных подписей в электронных документах, содержащих информацию ограниченного доступа (в том числе персональные данные), не должны нарушать конфиденциальность такой информации и должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; 2019, N 52, ст. 7794).

21. В целях обеспечения защиты информации при представлении индивидуальных сведений в электронном виде используются средства криптографической защиты информации в соответствии с требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст. 6257).

1 Пункт 32 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 766н (зарегистрировано Минюстом России 6 февраля 2017 г., регистрационный N 45549), с учетом изменений, внесенных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июня 2018 г. N 385н (зарегистрировано Минюстом России 16 июля 2018 г., регистрационный N 51615) (далее - Инструкция).

Читаем ответ на этот вопрос на сайте Пенсионного фонда России

В 2020 году предпенсионерами являются женщины 1965-1968 гг. рождения и мужчины 1960-1963 гг. рождения. На органы Пенсионного фонда возложена функция по подтверждению статуса предпенсионера. Все ведомства и организации, задействованные в предоставлении соответствующих льгот, запрашивают эти сведения из Пенсионного фонда самостоятельно в рамках соглашений об обмене информацией в электронном виде или через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Статус предпенсионера был установлен впервые в ПФР с 1.01.2019 года. Для этих граждан разработаны льготы и меры поддержки, которые будут им даны за 5 лет до достижения нового пенсионного возраста (с учетом переходного периода до 2022 года).

Реальные льготы и меры поддержки предпенсионерам

1. Запрет увольнять предпенсионеров или отказывать им в приеме на работу по причине возраста.

С начала 2019 года в УК РФ была внесена уголовная ответственность для работодателя за увольнение предпенсионеров или за отказ принять его на работу без веских на то оснований.

Эта серьезная статья предусматривает штраф в размере до 200 000 рублей или обязательные работы на срок до 360 часов - за дискриминацию по возрасту при приеме на работу или при увольнении.

2. Дополнительные 2 оплачиваемых дня на ежегодную диспансеризацию

Предпенсионеры проходят диспансеризацию ежегодно и для этого могут брать два оплачиваемых дня. Но предварительно надо согласовать дату этих 2 дней с работодателем.

3. Льготы предпенсионерам по уплате различных видов налогов

Очень хорошо то, что в плане льгот по налогам предпенсионеров уравняли с пенсионерами.

Налог на имущество. Предпенсионеры имеют право не платить налог на один объект из каждой категории:

жилой дом или его часть;

квартира или ее часть;

гараж или машиноместо;

другие помещения, мастерские, хозпостройки площадью до 50 квадратных метров.

Фактически, предпенсионер может не платить налог на одну квартиру, один дом, один гараж и т.д.

Земельный налог. Предпенсионеру можно уменьшить налоговую базу на кадастровую стоимость шести соток земли.

Транспортный налог. Льготы устанавливает каждый регион свои, исходя из своих возможностей. Чаще всего освобождают от налога один автомобиль или другое ТС.

Варианты оформления налоговых льгот для предпенсионеров:

По налогу на имущество надо подать заявление в налоговую инспекцию по месту Вашего жительства. Не забудьте паспорт.

По земельному налогу можно подать заявление или в налоговую, или в МФЦ, или через сайт Госуслуг.

4. Льготы предпенсионерам по размеру пособия по безработице

Сегодня в 2020 г. для предпенсионеров максимум пособия по безработице равен 11 280 рублей (оно приравнено к минимальному размеру оплаты труда). Одновременно увеличен срок выплаты пособия.

5. Бесплатное обучение предпенсионеров новым профессиям

Возложено на местные службы занятости (биржи труда). Самое главное - во время обучения предпенсионеру будет выплачиваться стипендия в размере минимальной зарплаты по региону.

6. Право предпенсионера на получение накопительной пенсии - сразу всей или частями

Минимальный возраст для получения накопительной пенсии в 2020 году - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Т.е. предпенсионеру можно получить ее сразу всю или частями.

Существует 3 варианта выплаты накопительной пенсии:

единовременная выплата всей суммы;

выплата накопительной пенсии за определенный согласованный период (до 10 лет);

выплата накопительной пенсии ежемесячная, вместе со страховой частью.

Получить всю сумму за один раз можно, если размер накопительной части будет меньше 5% от страховой пенсии. В остальных случаях возможны различные варианты получения накопительной пенсии.

7. Право предпенсионера на алименты от детей

По закону, трудоспособные дети по достижению пенсионного возраста их родителей или при наличии инвалидности должны содержать своих родителей. Если у них нет средств к существованию. Этот возраст нетрудоспособности родителей закреплен на уровне 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. А практика такова, что часто все наоборот - родители предпенсионеры или пенсионеры содержат великовозрастных детей. Ну и мало кто из родителей подаст в суд на свое чадо о получении от него алиментов:).

Пункт, конечно, интересный. И актуален для предпенсионеров без дохода совсем (папа пришел из тюрьмы, инвалиды и т.д.).

8. Обязательная доля в наследстве для предпенсионера

Обязательная доля в наследстве предусмотрена для несовершеннолетних или нетрудоспособных наследников. Они могут получить долю в имуществе умерших, даже если в завещании эти наследники не указаны.

Нетрудоспособные наследники - это дети, супруги, родители или иждивенцы умерших. К ним сегодня относят и пенсионеров, и предпенсионеров (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет).

9. Поддержка предпенсионеров местными властями

В каждом регионе РФ свои льготы предпенсионерам. Чаще всего это следующие меры поддержки:

Бесплатный проезд на общественном транспорте

Где-то это полностью бесплатный проезд, в других регионах это скидка 50% на проезд на пригородных электричках, городских автобусах, трамваях, троллейбусах.

Путевки в санаторий

Бесплатные путевки для санаторно-курортного лечения выдаются обычно нуждающимся в лечении предпенсионерам, имеющим низкий доход.

Предоставление бесплатных лекарств

Бывает безвозмездное или с частичной оплатой. По рецептам врачей - и инвалидам, и пенсионерам, и предпенсионерам. Но полнота этой льготы зависит от региона. В Москве этот перечень лекарств и список льготных категорий граждан больше, чем во многих других регионах.

Компенсация расходов на жилье

Зависит от региона, здесь много вариантов по оплате ЖКХ. Еще от состава семьи, количества иждивенцев, размера жилплощади и т.д.


Теперь пенсионный фонд оказывает новую услугу — подтверждение статуса предпенсионера. Или подтверждение, что такого статуса нет. Справку выдают за минуту через интернет. Она поможет получить оплачиваемые выходные для обследований, повышенные пособия по безработице и льготы по имущественным налогам. Вот главное.


Читай, пока не пенсионер

  1. Предпенсионер — это тот, кому осталось до пенсии пять лет или меньше.
  2. У предпенсионеров есть льготы, например освобождение от имущественных налогов, два выходных дня для медицинских обследований, обязательная доля в наследстве, досрочный выход на пенсию и повышенное пособие по безработице.
  3. Если льгота зависит только от предпенсионного статуса, нужно его подтвердить. Для этого нужно что? Нужна справочка, конечно же.
  4. Для этого боги пенсии сделали сервис на сайте pfrf.ru.
  5. Нужна действующая учетная запись госуслуг.
  6. Всё.

Кто такие предпенсионеры?

Предпенсионеры — это люди, которым осталось пять лет до того возраста, что даст право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочную. Таких людей выделили в отдельную категорию из-за повышения пенсионного возраста с 2019 года. Теперь женщины не могут выходить на пенсию в 55 лет, а мужчины — в 60 лет, но государство хочет их поддержать. Поэтому предпенсионерам дают специальные льготы, платят повышенные пособия по безработице и могут досрочно назначить пенсию при увольнении.

Чтобы пользоваться преимуществами предпенсионного возраста для экономии денег и защиты прав, нужно подтвердить статус предпенсионера. И не словами, а официальным документом.

Еще предпенсионерами называют тех, кто получил право на льготы по старым правилам — с 55 или 60 лет. То есть если бы пенсионный возраст не подняли, то женщина вышла бы на пенсию в 55 лет, а теперь она выйдет позже, но налог не будет платить уже сейчас. Для таких льгот достаточно подтвердить возраст, больше никакие условия не важны.

Это две разные категории. Например, право на обязательную долю в наследстве возникнет у женщины только в 55 лет — потому что это зависит именно от возраста. А другая женщина сможет получать повышенное пособие по безработице как предпенсионер с 54 лет, потому что ее уволили за пять лет до пенсии.

Какие льготы есть у предпенсионеров?

За несколько лет до пенсии можно пользоваться такими правами и льготами:

За пять лет до пенсииС 55 или 60 лет
Два оплачиваемых выходных для диспансеризации — каждый годОсвобождение от налога на имущество — по одному объекту любого вида
Повышенное пособие по безработице — 11 280 Р вместо 8000 Р Вычет по земельному налогу — не нужно платить за шесть соток
Выход на пенсию на два года раньше — по инициативе службы занятостиОбязательная доля в наследстве — независимо от завещания
Запрет на увольнение из-за возраста — работодателю грозит штраф по УКАлименты от супругов и родственников — но только по своему желанию

Налоговые льготы предоставляют не по возрасту, а с таким условием: если возникло право на пенсию по старым правилам. Но для этого женщине как раз и должно исполниться 55 лет, а мужчине — 60. Просто для налогов в праве на пенсию учтут еще стаж и баллы, а для наследства и алиментов они не нужны.

Когда нужно подтверждать статус предпенсионера?

Этот статус нужно подтвердить в тех случаях, когда льгота зависит именно от него — то есть в законе про льготу так и написано, что она положена гражданам предпенсионного возраста. Или есть еще какая-то привязка к пенсии по старости. Кто-то попадает в списки предпенсионеров в 51 год, кто-то в 57 лет, а кто-то только в 60 лет и даже позже.

Тогда для льготы, пособия или диспансеризации нужно принести документ, в котором написано, что эта женщина или этот мужчина — предпенсионер. Подтверждение выдает пенсионный фонд. Там уже все посчитано.

Вот полный список случаев, когда стоит получить справку:

  1. Вы проходите диспансеризацию и отпрашиваетесь с работы на два дня. Предпенсионеры могут так делать каждый год, им должны оплатить это время.
  2. Вы встали на учет в службе занятости и рассчитываете на повышенное пособие в течение 12 месяцев. Для досрочной пенсии подтверждать статус не нужно.
  3. Вы хотите получить льготы по налогу на имущество и землю, хотя права на пенсию пока нет.
  4. Вас уволили из-за возраста за пять лет до пенсии, и вы хотите наказать работодателя. Странно, что пенсионный фонд не дает справок именно с таким основанием — по статье 144.1 УК. Статус подтвердить придется, а какую справку брать — непонятно.
  5. Вы хотите проверить, есть ли уже такой статус. Просто так, для себя.

Как подтвердить статус предпенсионера?

Все сведения о людях предпенсионного возраста есть у пенсионного фонда. Чтобы получить справку, нужно подать запрос:

  1. лично в любом отделении ПФР независимо от места жительства;
  2. в любом МФЦ;
  3. через интернет на сайте pfrf.ru.

Если подавать запрос лично, нужен только паспорт. Никаких документов о стаже, заработке или страховых взносах требовать не могут. Сотруднику положено только проверить личность. Если от вас требуют какие-то справки или отправляют в другое ведомство — это нарушение регламента. Если вы пришли с паспортом, а вам отказали в выдаче справки — это тоже нарушение. Сразу жалуйтесь: для начала — руководству зарвавшегося сотрудника. У него нет полномочий куда-то вас посылать и требовать дополнительные документы. Есть только одна причина для отказа в справке: если вы пришли без паспорта или он просрочен.

Если подавать документы через интернет, паспорт не нужен. Личность подтвердит простая электронная подпись — проще говоря, логин и пароль от вашей учетной записи на госуслугах. Это самый простой и удобный вариант, он и правда работает.

Как получить справку через интернет?

Сведения из реестра предпенсионеров может запросить кто угодно в любом возрасте. В справке будет указано, относитесь вы к этой категории или нет.

Вот инструкция, как все сделать на сайте ПФР:

  1. Зайдите в личный кабинет в пенсионном фонде: es.pfrf.ru.
  2. Подтвердите личность с помощью учетной записи на госуслугах.
  3. В разделе «Пенсии» выберите нужную услугу.
  4. Укажите, зачем нужна справка и куда ее отправить.

Услуга отмечена меткой «новое»
Нужно правильно указать цель запроса. Это не формальность. Для работодателя вы можете быть предпенсионером, а для налоговой — еще нет. Разобраться может только пенсионный фонд
Справка моментально появится в истории обращений. Ее можно скачать, распечатать или переслать в виде файла
Чтобы получить такую справку через интернет, понадобилась ровно минута. В справке для налоговой будет указано другое основание

Можно запросить несколько таких справок, получать их хоть каждый день или взять отдельно для налоговой, службы занятости и работодателя. Везде будут указаны разные нормы закона, но ответ всегда приходит моментально.

Сколько стоит эта справка?

Эта справка бесплатная. Нет никаких госпошлин, сборов или комиссий. Если вы где-то встретите услугу по подтверждению статуса предпенсионера или платный сервис якобы для экономии времени — не тратьте деньги. И расскажите близким, для которых это сейчас актуально. Даже если у них нет учетной записи на госуслугах, можно сходить в ближайший МФЦ. Время выдачи справки с ожиданием и проверкой личности — максимум 15 минут.

Что делать с этой справкой дальше?

Представьте ее по месту требования: в налоговую с заявлением на льготу, в службу занятости для повышенного пособия или работодателю для диспансеризации за его счет.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 14 октября 2009 г. N ГКПИ09-1239

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации В.А. Емышевой

при секретаре Г.

с участием прокурора В.А. Кротова

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим пункта 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па,

Министерство труда и социального развития РФ и

Пенсионный фонд РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ и Федеральной архивной службой России постановлением от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ (далее - Перечень). Постановление опубликовано в “Российской газете“, N 100, 5 июня 2002 г., “Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти“, N 26, 1 июля 2002 г. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 31 мая 2002 г. N 3488.

Пунктом 26 Перечня определены документы, которыми подтверждается среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 26 Перечня, в части, предусматривающей подтверждение среднего заработка за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования только справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов, либо справками правопреемников, или архивных организаций, которые располагают необходимыми сведениями.

Заявитель считает, что данное положение противоречит Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и нарушает ее право на получение достойного пенсионного обеспечения в старости, т.к. не предусматривает какой-либо иной порядок подтверждения среднемесячного заработка в случае утраты работодателем первичных документов.

В обоснование заявленных требований указала, что решением комиссии ГУ - УПФ РФ N 22 по г. Москве и Московской области от 30

ноября 2006 г. ей было отказано в перерасчете пенсии со ссылкой на пункт 26 Перечня в связи с тем, что первичные документы, подтверждающие размер полученной ею в период работы заработной платы, в том числе лицевые счета, были утрачены по вине командования войсковой части, в которой она работала в спорный период.

В судебном заседании К. поддержала заявленные требования.

Представители Пенсионного фонда РФ Г., Л., Министерства здравоохранения и социального развития РФ Ш., Министерства юстиции РФ М. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое Постановление утверждено Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ в соответствии с полномочиями, предоставленными им законодательством Российской Федерации, оспариваемый пункт 26 Перечня не противоречит Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Заявитель имеет возможность защитить свои права, нарушенные работодателем, в судебном порядке, в том числе требовать возмещение причиненного ущерба.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего отказать в удовлетворении заявления, суд находит, что заявление К. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 21 января 2002 г. N 30 “О реализации Федеральных законов “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, “О государственном пенсионном

обеспечении в Российской Федерации“ и “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“.

Таким образом, оспариваемое Постановление издано в пределах предоставленных Министерству труда и социального развития РФ и Пенсионному фонду РФ полномочий.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии (статья 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Трудовым кодексом РФ установлено, что по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой, в частности справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (статья 62).

Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ “Об архивном деле“ предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью

без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 данного Федерального закона (часть 1 статьи 17).

Из изложенного следует, что установленное пунктом 26 Перечня положение о том, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета; в том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов; в случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями, соответствует вышеуказанным положениям законов.

Довод заявителя о том, что оспариваемое положение ставит в зависимость получение достойного пенсионного обеспечения в старости от ненадлежащего отношения работодателя к порядку ведения и хранения документов не может быть принят во внимание судом, поскольку Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные

в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В связи с чем заявитель вправе защитить свои права, нарушенные работодателем, в установленном законом порядке, в том числе и судебном.

Утверждение заявителя о том, что данное положение не предусматривает какой-либо порядок подтверждения среднемесячного заработка лиц, документы, о заработке которых утрачены, не свидетельствует о его противоречии действующему законодательству.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: письмо Минтруда РФ, ПФ РФ от 27.11.2001 имеет номер 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704, а не 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/0704.

При невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Соответствующие разъяснения территориальным органам Пенсионного фонда РФ были даны Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ в письме от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/0704.

Учитывая изложенное, пункт 26 Перечня не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав и свобод заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

заявление К. о признании недействующим пункта 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами

“О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Читайте также: