Постановление о пенсионном аннуитете
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Пенсионного фонда России от 26 августа 2020 г. № 603п “Об утверждении Временного порядка предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации”
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 848 "Об особенностях предоставления государственных и муниципальных услуг в 2020 году" (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.06.2020) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Временный порядок предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации.
2. Настоящее постановление действует до 1 января 2021 года.
Председатель | М. Топилин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 сентября 2020 г.
Утвержден
постановлением Правления
Пенсионного фонда
Российской Федерации
от 26 августа 2020 г.
N 603п
Временный порядок предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации
1. Временный порядок предоставления государственных услуг Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Временный порядок) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) устанавливает особенности организации предоставления территориальными органами ПФР в 2020 году следующих государственных услуг ПФР:
по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации;
по осуществлению компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии;
по осуществлению ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы;
по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
по выдаче гражданам справок о размере пенсий (иных выплат); по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста.
2. Предоставление государственных услуг ПФР в помещениях территориальных органов ПФР исходя из текущей санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории субъекта Российской Федерации может быть организовано по предварительной записи гражданина.
3. В целях предоставления указанных государственных услуг ПФР граждане могут обращаться в территориальные органы ПФР в дистанционной форме, в том числе посредством телефонной связи, по электронной почте.
Заявление о предоставлении государственной услуги ПФР, поданное в порядке дистанционного взаимодействия, при наличии возможности у гражданина может содержать графический образ его собственноручной подписи и ее расшифровки.
В случае обращения граждан посредством телефонной связи идентификация осуществляется путем проверки предоставленных гражданином, в том числе посредством дистанционного взаимодействия, сведений о себе (фамилии, имени, отчества (при наличии), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета), а также путем установления кодового слова (секретного кода либо секретного вопроса и ответа), состоящего из букв и (или) цифр.
Согласие гражданина на предоставление государственной услуги по телефону оформляется актом с указанием информации о дате и способе получения согласия, наименовании выплат, в отношении которых получено согласие (при наличии права на установление разных выплат).
Акт подписывается должностным лицом территориального органа ПФР и приобщается в выплатное дело.
Заявление о предоставлении государственной услуги ПФР формируется на основании акта посредством программного обеспечения ПФР. При этом не требуются составление и подписание таких заявлений гражданином.
Проверка паспортных данных осуществляется в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
4. Территориальный орган ПФР оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для предоставления государственных услуг, обязанность по представлению которых в соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2020, N 31, ст. 5027) возложена на него, путем направления соответствующих запросов.
5. Установление и выплата пенсий и иных социальных выплат осуществляются на основании сведений (документов), имеющихся в распоряжении территориальных органов ПФР, в том числе сведений индивидуального (персонифицированного) учета, поступающих в порядке межведомственного информационного взаимодействия из государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также имеющихся в федеральных государственных информационных системах, в том числе Федеральном реестре инвалидов, Едином реестре записей актов гражданского состояния, Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
6. В случае назначения пенсии на основании имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР сведений (документов) гражданин уведомляется о принятом решении и о возможности представления дополнительных документов, обязанность по представлению которых возложена на него, и о перерасчете размера пенсии со дня назначения пенсии.
При поступлении документов (сведений), запрошенных территориальным органом ПФР при оказании содействия гражданину, при представлении пенсионером документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения пенсии, влекущих увеличение размера пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня ее назначения. При этом оформляется акт, в котором отражаются обоснования и фактические обстоятельства произведенного со дня назначения пенсии перерасчета. Акт подписывается должностным лицом территориального органа ПФР и приобщается в выплатное дело. При этом пенсионер извещается о произведенном перерасчете размера пенсии.
При перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии пенсионеру производится доплата сумм пенсии за прошедшее время, определенная с учетом полученных им за соответствующий временной период сумм пенсии и федеральной социальной доплаты.
7. В целях продления выплаты пенсий и иных социальных выплат территориальный орган ПФР запрашивает сведения и документы, необходимые для принятия решения, в соответствии с нормативными правовыми актами в порядке межведомственного информационного взаимодействия в отношении следующих пенсий (выплат):
пенсий по случаю потери кормильца при достижении получателем возраста 18 лет - на срок до 1 октября 2020 года;
пенсий, доставка которых осуществляется по желанию пенсионера на основании доверенности в порядке, установленном частью 19 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2018, N 47, ст. 7130), а также социальных пенсий, выплачиваемых по фактическому месту жительства в соответствии с пунктом 14.1 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 885н (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2014 г., регистрационный N 35495), с изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 27 января 2016 г. N 24н (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2016 г., регистрационный N 41179), от 28 августа 2017 г. N 638н (зарегистрирован Минюстом России 18 октября 2017 г., регистрационный N 48595), от 13 февраля 2018 г. N 94н (зарегистрирован Минюстом России 14 мая 2018 г., регистрационный N 51077), от 5 декабря 2018 г. N 767н (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2019 г., регистрационный N 53549), от 28 января 2019 г. N 43н (зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2019 г., регистрационный N 53850), от 25 декабря 2019 г. N 830н (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2020 г. регистрационный N 57595) - до 1 января 2021 года;
пенсий и ежемесячной денежной выплаты лицам, признанным инвалидами, в соответствии с Временным порядком признания лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 467 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 15, ст. 2318);
повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии за нетрудоспособного члена семьи после достижения им возраста 18 лет - до 1 октября 2020 года.
8. Продление выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой
пенсии лицам, проживающим по фактическому месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1 января 2021 года осуществляется путем:
уточнения факта регистрации по месту жительства (месту пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях посредством системы межведомственного электронного взаимодействия;
в случае отсутствия информации о регистрации по месту жительства (месту пребывания) в районах Крайнего Севера территориальный орган ПФР уточняет факт работы гражданина по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета и организовывает взаимодействие со страхователем в части уточнения факта работы на конкретной территории либо осуществляет взаимодействие с гражданином посредством проводной телефонной связи (местной телефонной связи) в целях уточнения нахождения гражданина по месту фактического проживания, в том числе с использованием кодового слова;
составления акта, предусмотренного пунктом 3 настоящего Временного порядка.
9. Назначение ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, и ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, осуществляется на основании заявления трудоспособного гражданина, представленного в электронной форме, а также согласия гражданина на осуществление за ним ухода конкретным лицом, полученного посредством телефонной связи и оформленного соответствующим актом, предусмотренным пунктом 3 настоящего Временного порядка.
10. Возобновление осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, и ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, осуществляется на основании установленного посредством телефонной связи (электронной почты) факта продолжения осуществления ухода за соответствующим нетрудоспособным лицом (ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы). Установление данного факта оформляется актом, предусмотренным пунктом 3 настоящего Временного порядка.
Обзор документа
ПФР установил особенности предоставления своих госуслуг в 2020 г., обусловленные пандемией.
Так, в зависимости от текущей эпидобстановки прием граждан в помещениях ведомства может быть организован по предварительной записи.
Обратиться за получением госуслуги можно в дистанционной форме, в т. ч. по телефону или электронной почте. Прописан порядок идентификации гражданина в этих случаях. К примеру, паспортные данные проверяются через СМЭВ.
Пенсия может назначаться на основании сведений, которые имеются в распоряжении органа ПФР или содержатся в госинформсистемах. Гражданин уведомляется о принятом решении и о возможности представления дополнительных документов.
Постановление действует до 1 января 2021 г.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2004 г. N 55
ПЕРЕДАЧИ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ
ПЕНСИИ ИЗ ОДНОГО НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА
В ДРУГОЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
ИЛИ ИЗ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА
В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ СТОИМОСТИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.07.2006 N 411,
от 26.07.2010 N 547, от 12.10.2010 N 815)
Во исполнение пункта 3 статьи 33 и пункта 6 статьи 36.6 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила передачи пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд или из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации и определения их стоимости.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2004 г. N 55
ПРАВИЛА
ПЕРЕДАЧИ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ
ПЕНСИИ ИЗ ОДНОГО НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА
В ДРУГОЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
ИЛИ ИЗ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА
В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ СТОИМОСТИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.07.2006 N 411,
от 26.07.2010 N 547, от 12.10.2010 N 815)
а) в другой негосударственный пенсионный фонд в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании между фондом и застрахованным лицом (далее - договор) в связи с заключением застрахованным лицом нового договора об обязательном пенсионном страховании. Пенсионные накопления, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица (далее - пенсионный счет), передаются не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе из фонда в фонд. Основанием для передачи пенсионных накоплений является уведомление о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц, направляемое в фонд Пенсионным фондом Российской Федерации не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе из фонда в фонд;
б) в Пенсионный фонд Российской Федерации в случае:
прекращения договора об обязательном пенсионном страховании в связи с удовлетворением заявления застрахованного лица о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионные накопления передаются не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации. Основанием для передачи пенсионных накоплений является уведомление о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц, направляемое в фонд Пенсионным фондом Российской Федерации не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации;
аннулирования лицензии фонда на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Пенсионные накопления передаются в срок, не превышающий 3 месяцев со дня принятия решения об аннулировании лицензии. Основанием для передачи пенсионных накоплений является решение об аннулировании лицензии;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 547)
отказа застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии. Пенсионные накопления, состоящие из средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, передаются не позднее 30 дней со дня получения фондом уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с таким отказом застрахованного лица. Основанием для передачи пенсионных накоплений является указанное уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 547)
смерти застрахованного лица, направившего средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии. Пенсионные накопления, состоящие из средств (части средств) материнского (семейного) капитала, включая доход от их инвестирования, передаются не позднее 30 дней со дня получения фондом информации о смерти застрахованного лица. Основанием для передачи пенсионных накоплений является документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 547)
принятия арбитражным судом решения о признании фонда банкротом и об открытии конкурсного производства. Пенсионные накопления передаются в течение 6 месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о признании фонда банкротом и об открытии конкурсного производства. Основанием для передачи пенсионных накоплений является соответствующее решение арбитражного суда;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.10.2010 N 815)
в) предыдущему страховщику в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что он был заключен ненадлежащими сторонами. Пенсионные накопления передаются в срок не позднее 30 дней со дня получения фондом соответствующего решения суда, и в этот же срок извещается Пенсионный фонд Российской Федерации о передаче средств пенсионных накоплений. Основанием для передачи пенсионных накоплений является соответствующее решение суда.
(пп. "в" введен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 547)
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.07.2006 N 411)
3. Передаче в Пенсионный фонд Российской Федерации или в другой негосударственный пенсионный фонд подлежат начисленный фондом по итогам предшествующего финансового года и с начала нового финансового года до момента передачи инвестиционный доход и полученные фондом пенсионные накопления, отраженные на пенсионном счете.
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 547.
4. Размер средств пенсионных накоплений (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта), подлежащих передаче в отношении каждого застрахованного лица, определяется суммой пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете соответствующего застрахованного лица на дату прекращения действия договора (основная сумма), и суммой пенсионных накоплений, отраженных на пенсионном счете после передачи основной суммы пенсионных накоплений (начисленный по итогам финансового года инвестиционный доход и полученные фондом, но отраженные позже на пенсионном счете страховые взносы).
Размер средств (части средств) материнского (семейного) капитала, подлежащих передаче в Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, определяется суммой, указанной в уведомлении Пенсионного фонда Российской Федерации о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с таким отказом застрахованного лица. При невозможности передачи средств (части средств) материнского (семейного) капитала в сумме, указанной в уведомлении, фонд извещает об этом Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учет пенсионных накоплений на пенсионном счете осуществляется исходя из стоимости инвестиционного портфеля фонда, определяемой в соответствии с Федеральным законом.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 547)
5. При передаче пенсионных накоплений в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации фонд обязан выдать (отправить по почте) застрахованному лицу заверенную подписью должностного лица и печатью фонда выписку о состоянии его пенсионного счета с указанием подлежащей переводу суммы, а также принять меры, направленные на сохранение подлежащих передаче пенсионных накоплений.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 547)
6. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, уведомление о прекращении договора направляется фондом застрахованному лицу (либо его правопреемнику) в месячный срок со дня получения им соответствующего документа, являющегося основанием для передачи пенсионных накоплений.
Негосударственный пенсионный фонд, с которым застрахованным лицом заключен новый договор или который получил средства пенсионных накоплений в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил, либо Пенсионный фонд Российской Федерации при аннулировании лицензии фонда на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, ликвидации фонда, признании фонда банкротом и открытии конкурсного производства или удовлетворении заявления застрахованного лица о передаче пенсионных накоплений в Пенсионный фонд Российской Федерации направляет застрахованному лицу уведомление о сумме пенсионных накоплений, зачисленных соответственно на его пенсионный счет или в специальную часть индивидуального лицевого счета, в месячный срок со дня поступления пенсионных накоплений от прежнего страховщика.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2010 N 547, от 12.10.2010 N 815)
7. Документарное оформление передачи пенсионных накоплений из фонда в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
8. Застрахованное лицо имеет право получать в фонде, другом негосударственном пенсионном фонде и Пенсионном фонде Российской Федерации необходимые разъяснения по вопросам передачи пенсионных накоплений и определения их стоимости.
(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 547)
Как забрать пенсию досрочно. Инструкция (Декабрь 2020).
Table of Contents:
- Фиксированные или переменные аннуитеты выхода на пенсию
- Непосредственный или отсроченный аннуитет по уходу на пенсию
- Профи
- The Cons
- Практический результат
Возможно, ни один инвестиционный продукт не создает более широкий спектр реакций, чем аннуитеты для выхода на пенсию. Основная идея этих страховых продуктов - гарантированный поток дохода, часто на всю жизнь - звучит довольно привлекательно. Но критики быстро указывают, что у них также есть много недостатков, и не в последнюю очередь это их стоимость по сравнению с другими вариантами инвестиций. Перед подписанием контракта убедитесь, что вы понимаете как плюсы, так и минусы. (Подробнее см. Кто выигрывает от аннуитета на пенсию? )
Прежде чем обсуждать преимущества и недостатки аннуитетов, важно понимать, что они не все одинаковые. В эти дни они, кажется, входят в неограниченное количество разновидностей, но это четыре основных типа.
Фиксированные или переменные аннуитеты выхода на пенсию
Частные лица обычно могут покупать аннуитет либо с помощью единовременного платежа, либо с помощью ряда платежей. С фиксированным продуктом вы заранее знаете, сколько вы получите, как только начнется фаза «аннуизации», то есть когда страховщик начнет делать платежи обратно вам. Это потому, что норма прибыли фиксируется на заданное количество лет. Как правило, эта ставка находится в фокусе того, что будет платить депозитный сертификат (CD), поэтому они, как правило, довольно консервативны. (Подробнее см. Как работает фиксированная аннуитета после выхода на пенсию .)
Переменные аннуитеты работают по-разному. Ваше возвращение основано на производительности корзины акций и облигаций, называемых суб-счетами, которые вы выбираете. Существует большая возможность для роста по сравнению с фиксированным аннуитетом, но также и с большим риском. Однако страховщик может позволить вам приобрести всадника, который предлагает гарантированный минимальный изъятие, даже если рынок плохо работает. (Подробнее см. Переменные аннуитеты: за и против .)
Непосредственный или отсроченный аннуитет по уходу на пенсию
С немедленным аннуитетом вы платите страховщику единовременную сумму и начинаете собирать регулярные платежи сразу. Некоторые пожилые люди, например, могут выбрать, чтобы положить часть своего гнездового яйца в аннуитет после того, как они удалились на пенсию, чтобы обеспечить регулярный поток дохода. (Подробнее см. Немедленные аннуитеты: больше доходов и более низкие налоги .)
Отложенный продукт, напротив, является скорее долгосрочным инструментом. После оплаты вы не собираете до указанной даты - до того, как вы доберетесь до этой даты, ваши деньги имеют возможность либо начислять проценты (фиксированные аннуитеты), либо выигрывать от прибыли от рынка (переменные аннуитеты). (Более подробно см. Что такое отсроченные аннуитеты? )
Профи
- Доход для жизни - - Возможно, самым убедительным случаем для аннуитета является то, что он как правило, обеспечивает доход, который вы не можете пережить (хотя некоторые из них платят только в течение определенного периода времени).Это не обязательно относится к традиционным инвестициям, если ваше гнездовое яйцо особенно велико. Для людей с более скромными средствами аннуитет гарантирует, что у вас будет что-то, что может дополнить социальное обеспечение, даже если вы достигнете зрелой старости.
- Отсроченные распределения - Другим приятным преимуществом аннуитетов является их отложенный налоговый статус. С другими популярными инвестициями на пенсию, такими как компакт-диски, вам придется заплатить дяде Сэму, когда они достигнут даты погашения. Но с аннуитетами вы не должны платить ни копейки правительству, пока не выберете средства. Этот аспект дает владельцам некоторый контроль над тем, когда они платят налоги. Оставляя деньги в отсроченном аннуитете, вы также можете уменьшить налоги на социальное обеспечение, поскольку у вас есть менее облагаемый налогом доход, когда вы откладываете снятие средств.
- Гарантированные ставки - Выплаты из переменных аннуитетов зависят от того, как работает рынок. Но с фиксированным типом вы знаете, какова ваша норма прибыли в течение определенного периода времени. Для пожилых людей, которые ищут предсказуемый поток доходов, это может быть лучшей альтернативой, чем вкладывать деньги в акции или даже корпоративные облигации.
The Cons
- Hefty Fees - Самая большая проблема с аннуитетами - их стоимость по сравнению с паевыми фондами и компакт-дисками. Многие продаются через агентов, чья комиссия вы платите через значительный авансовый платеж. Прямые продажи продуктов, которые вы покупаете прямо у страховщика, могут помочь вам обойти эту большую авансовую плату. Но даже тогда вы можете столкнуться со значительными ежегодными расходами, часто превышающими 2%. Это было бы очень даже для активно управляемого взаимного фонда. И если вы выберете специальных гонщиков, чтобы увеличить свой охват, вы будете платить еще больше.
- Отсутствие ликвидности - Многие аннуитеты приходят с комиссией за сдачу, которую вы берете на себя, если попытаетесь снять деньги в течение первых нескольких лет своего контракта. Как правило, срок сдачи длится от шести до восьми лет, хотя иногда они даже дольше. Эти сборы могут быть на большой стороне, поэтому трудно выйти из контракта, как только вы подпишете на пунктирной линии.
- Более высокие ставки налога - Эмитенты часто ссылаются на налоговый отложенный статус ваших процентов и инвестиций в качестве основного пункта продажи. Но когда вы снимаете деньги, любой чистый доход, полученный вами, облагается налогом как обычный доход. В зависимости от вашего налогового брелка, это может быть намного выше ставки налога на прирост капитала. Если вы молоды, вы, вероятно, лучше предложите максимизировать свой план 401 (k) или индивидуальный пенсионный счет (IRA), прежде чем вкладывать деньги в переменную аннуитет.
- Сложность - Одним из основных правил инвестирования является не покупка продукта, который вы не понимаете. Аннуитеты не являются исключением. За последние несколько лет рынок страхования взорвался с множеством новых, часто экзотических вариаций аннуитета. Некоторые, как аннуитет, индексированный по индексам, имеют сборы и ограничения настолько сложными, что немногие инвесторы полностью понимают, что они получают. (Подробнее см. Что такое аннуитет, связанный с акциями?)
Практический результат
Для некоторых людей, особенно тех, кому неудобно управлять инвестиционным портфелем, аннуитет для выхода на пенсию может быть безопасным способом убедиться вы не переживаете свои активы.Просто убедитесь, что вы уделяете пристальное внимание сбору, избегаете более экзотических вариаций и не вынимаете более крупный контракт, чем вам действительно нужно. (Подробнее см. Как создать доход от выхода на пенсию с аннуитетами .)
Пенсионный аннуитет, который правительство Казахстана позиционирует как возможность раннего выхода на заслуженный отдых, назвать пенсией можно условно, полагают эксперты. Что на самом деле означает пенсионный аннуитет, попыталась понять репортер Азаттыка.
50-летняя Анна Колесникова из Алматы недавно заключила договор пенсионного аннуитета со страховой компанией, которая и оказывает такую услугу. Из накопительного пенсионного фонда она перевела в страховую компанию три с половиной миллиона тенге (около 23,3 тысячи долларов). На этот шаг ее подтолкнуло известие об ожидаемом создании единого государственного пенсионного фонда. Финансист по профессии, она опасается, что при переводе средств из частного НПФ в единый фонд под управлением государства она может не досчитаться своих пенсионных накоплений.
— Если бы не создавался единый пенсионный фонд, я бы не перешла, потому что условия аннуитетных платежей не совсем выгодны. Инвестиционный доход в НПФ был бы больше, я думаю. Но при слиянии-поглощении фондов, тех изменениях, которые намечаются, нет гарантии, что эти деньги не потерялись бы. И потом, я не доверяю государственному фонду, потому что помню из своего опыта, как мы отчисляли проценты в фонд обязательного медицинского страхования, а потом эти деньги исчезли, фонд развалился, — говорит Анна Колесникова.
Женщина уже получила от страховщика 350 тысяч тенге (около 2330 долларов), десять процентов от своего вклада. Это так называемая разовая выплата, которую перечисляют вкладчику сразу после заключения договора. Ежемесячно она должна получать теперь от страховой компании 19 тысяч тенге.
Назвать эту сумму полноценной пенсией, как говорит Анна Колесникова, язык не поворачивается.
ЧТО ТАКОЕ ПЕНСИОННЫЙ АННУИТЕТ?
Пенсионный аннуитет авторы пенсионной реформы, министерство труда и социальной защиты и Национальный банк Казахстана, называют единственным финансовым инструментом, позволяющим совершенно законно получать пенсионные выплаты с 55 лет для мужчин и с 50 лет для женщин и до самой смерти независимо от профессии. Но при этом есть главное условие, чтобы сумма пенсионных накоплений в НПФ позволяла это сделать. Следовательно, у потенциального клиента аннуитетной выплаты должна быть накоплена определенная минимальная сумма.
Все выплаты для аннуитента будут пожизненными, и они не должны быть меньше размера минимальной пенсии на дату заключения договора. На сегодняшний день минимальная сумма накоплений в НПФ для приобретения пенсионного аннуитета составляет 3 330 000 тенге для мужчин старше 55 лет, 3 950 000 тенге для женщин старше 50 лет в связи с ростом размера минимальной пенсии c 17 491 тенге до 19 066 тенге.
051013 Annuitet
ИЗ СПРАВКИ АЗАТТЫКА
Пенсионный аннуитет — финансовый инструмент, позволяющий получать пенсионные выплаты с 55 лет для мужчин и с 50 лет для женщин и до самой смерти независимо от пола и профессии. Эту услугу оказывают страховые компании, куда можно перевести свои накопления из НПФ. У потенциального клиента аннуитетной выплаты должна быть накоплена определенная минимальная сумма. Минимальная сумма накоплений в НПФ для приобретения пенсионного аннуитета составляет 3 330 000 тенге для мужчин старше 55 лет, 3 950 000 тенге для женщин старше 50 лет.
Пенсионные накопления большей части населения Казахстана не дотягивают до той планки, которая необходима для заключения договора пенсионного аннуитета, отмечают эксперты. Вкладчики, которые в состоянии позволить себе заключение договора аннуитета, зачастую не могут рассчитывать на выплату выше минимальной пенсии. При этом сами страховщики признают, что получаемые их клиентами суммы не гарантируют обеспеченной старости.
Несмотря на это, число желающих подписать договор пенсионного аннуитета в последние месяцы резко увеличилось, финансисты полагают, что повышенный спрос на этот инструмент связан с ожиданием пенсионной реформы и пока еще неясными перспективами передачи накоплений из частных накопительных пенсионных фондов (НПФ) в единый государственный фонд.
АННУИТЕТ ПРОСЯТ НЕ ВОСПРИНИМАТЬ КАК ПЕНСИЮ
Появившийся повышенный спрос на услуги аннуитетного договора, таким образом, объясняют ожиданием очередной пенсионной реформы. И хоть некоторые предрекают, что правительство может и отозвать из парламента свой спорный законопроект о поэтапном повышении пенсионного возраста женщин с 58 лет до 63 лет, о слиянии частных пенсионных фондов в единый государственный фонд, скептики предпочитают переводить свои пенсионные накопления в страховые компании, чтобы заключить договор пенсионного аннуитета.
Руководитель комитета компаний по страхованию жизни (КСЖ) при Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Ержан Конурбаев говорит Азаттыку, что страховые выплаты по аннуитетному договору нельзя назвать пенсией в традиционном понимании этого слова.
— Конечно, нет. Это не полноценная пенсия. Полноценная пенсия означает, что вы получаете определенный коэффициент замещения своего дохода, получаемого при работе. Но сейчас невозможно назвать полноценной и ту пенсию, которую люди получают при солидарной системе. Люди получают 30—40 тысяч тенге. Если человек, работая, получает 150 тысяч тенге, он должен получать хотя бы 100 тысяч на пенсии. Но этого нет, — говорит Ержан Конурбаев.
ЖУРНАЛИСТСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: «ВЫЙТИ НА АННУИТЕТ»
Тем не менее авторы пенсионной реформы - министерство труда и социальной защиты и Национальный банк - позиционируют пенсионный аннуитет как возможность досрочного выхода на пенсию при условии достаточности накоплений. Корреспондент Азаттыка в Алматы попросила сотрудников одной из компаний по страхованию жизни рассчитать размер выплат при заключении договора. Мы допустили, что на пенсионном счету у автора этого репортажа есть необходимая сумма и возраст тоже подходит по условиям.
— Возьмем такую ситуацию: у вас сумма в НПФ четыре миллиона тенге, вы ее переводите нам, — начинает расчеты сотрудник страховой компании, представившийся Андреем. — Первая выплата, которую мы осуществим, — 10 процентов, или 400 тысяч тенге. Годовая выплата в этом случае — 300 тысяч
тенге, или 25 тысяч в месяц. С момента подписания договора мы берем на себя так называемый риск пережития. То есть свои четыре миллиона тенге из пенсионного фонда вы бы исчерпали лет за восемь. У нас выплаты пожизненные. Есть еще гарантированный период, то есть, если вы уходите из жизни, за вас будет получать выгодоприобретатель, указанный в договоре, в течение срока, который тоже прописывается в договоре.
Страховые выплаты не индексируются, то есть в случае экономических потрясений, девальвации национальной валюты пересчитывать эту «пенсию» не будут. Возможность индексации можно предусмотреть, но тогда пенсионных накоплений должно быть в несколько раз больше.
— Как мы убеждаем клиентов? Говорим: хочешь три пенсии? Первая — пожизненная от нас. Вторая — пожизненная от государства. Третья — от накопительного пенсионного фонда, то есть то, что ты накопишь после заключения договора аннуитета. Первые семь-восемь лет на пенсии ты будешь нормально обеспечен из трех источников. Потом, когда из НПФ все деньги будут выбраны, один источник перекроется. И останется пенсия от государства и от нас, — говорит Андрей.
Рассчитав свою теоретическую «аннуитетную» пенсию, репортер Азаттыка вновь обратилась к экспертам. Оказалось, что клиентов, которые могут позволить себе договор пенсионного аннуитета, в Казахстане пока немного. Точной статистики, сколько человек накопили в НПФ более трех миллионов тенге, нет. По словам председателя Ассоциации накопительных пенсионных фондов Казахстана Айдара Алибаева, в среднем на одном пенсионном счете аккумулировано около 400 тысяч тенге, а необходимая для заключения договора аннуитета сумма (свыше трех миллионов тенге) есть, «может быть, у пяти процентов вкладчиков».
СПРОС И ВОЗМОЖНЫЙ МОРАТОРИЙ
Несмотря на относительно узкий круг потенциальных клиентов, компании по страхованию жизни в последние месяцы фиксируют повышенный спрос на пенсионный аннуитет.
По данным комитета по финансовому надзору Национального банка Казахстана, на 1 февраля объем премий, собранный компаниями по страхованию жизни по договорам пенсионного аннуитета, составил 678 миллионов тенге, а на 1 марта — семь миллиардов тенге. Рост более чем в 10 раз.
Директор алматинского филиала одной из компаний по страхованию жизни Игорь Антоников полагает, что увеличение спроса связано с несколькими факторами:
— В феврале вступили в силу поправки в законодательство, разрешающие покупку аннуитета женщинами, достигшими 50-летнего возраста.
Раньше разрешалось только с 55 лет, и мужчинам, и женщинам. После изменений мы увидели первую волну клиентов. После новости о том, что будет единый пенсионный фонд, некоторые «раздумывавшие» захотели поскорее заключить договор. Вот и появилась вторая волна клиентов. Люди говорят, что государственному НПФ будет не с кем конкурировать и, возможно, он покажет меньшую эффективность.
Национальный банк Казахстана несколько раз высказывал тревогу по поводу увеличения числа договоров пенсионного аннуитета и оттока средств из НПФ. В середине апреля агентство «Интерфакс-Казахстан» со ссылкой на источник в Национальном банке сообщило, что там готовят постановление, которым введут мораторий на заключение договоров пенсионного аннуитета. В Ассоциации финансистов говорят, что о возможном моратории они слышали, однако считают, что введение такого моратория не имеет смысла. Всплеск интереса к услугам «аннуитетной пенсии» тем временем переживает свое развитие.
Айнур АЛИМОВА
Айнур Алимова - веб-редактор русскоязычной страницы Азаттыка. Работает в Алматинском бюро. Выпускница Казахского национального университета имени аль-Фараби. Начинала карьеру в новостной службе телеканала «Южная столица», в редакции программы «Информбюро» «31 канала», была сценаристом финансового ток-шоу «Ваш выход!», работала заместителем редактора «Юридической газеты».
Читайте также: