Постановление правительства по пособиям и пенсиям

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий и единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 декабря 2018 г. N 1482

Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий и единовременной выплаты средств пенсионных накоплений

1. В Правилах единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1047 "Об утверждении Правил единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений застрахованным лицам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6577; 2012, N 23, ст. 3022; 2015, N 33, ст. 4824):

а) пункт 2.1 изложить в следующей редакции:

"2.1. Единовременная выплата осуществляется:

а) лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О накопительной пенсии", - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);

б) лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а лицам, указанным в части 2 статьи 6 Федерального закона "О накопительной пенсии", - по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г., и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).";

подпункт "г" признать утратившим силу;

подпункт "д" изложить в следующей редакции:

"д) документов, подтверждающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и документов, необходимых для определения размера страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", - для застрахованных лиц, указанных в подпункте "б" пункта 2.1 настоящих Правил.";

в) в абзаце втором пункта 4.1 слова "подпунктах "г" и" заменить словом "подпункте";

г) в абзаце первом пункта 4.2 слова "страховую пенсию по старости (в том числе досрочную пенсию)" заменить словами "досрочное назначение страховой пенсии по старости";

подпункты "б" и "в" изложить в следующей редакции:

"б) проверяет (на день обращения застрахованного лица) наличие (отсутствие) условий назначения застрахованному лицу накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О накопительной пенсии" - в отношении застрахованных лиц, указанных в подпункте "а" пункта 2.1 настоящих Правил;

в) определяет право на накопительную пенсию и размер накопительной пенсии по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", рассчитанных на день, с которого могла бы быть назначена накопительная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", - в отношении застрахованных лиц, указанных в подпункте "б" пункта 2.1 настоящих Правил;";

подпункт "д" изложить в следующей редакции:

"д) выносит решение о назначении единовременной выплаты или мотивированное решение об отказе в ее назначении по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. При наличии договора, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, в решении об отказе в назначении единовременной выплаты приводится также наименование негосударственного пенсионного фонда, в который застрахованному лицу следует обратиться с заявлением, и одновременно выдается (направляется) справка по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, подтверждающая наличие (отсутствие) условий назначения застрахованному лицу накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О накопительной пенсии" с указанием размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" на день, с которого могла бы быть назначена накопительная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии".".

2. В Правилах единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1048 "Об утверждении Правил единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений застрахованным лицам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6578; 2012, N 23, ст. 3022; 2015, N 33, ст. 4824):

а) пункт 2.1 изложить в следующей редакции:

"2.1. Единовременная выплата осуществляется:

а) лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О накопительной пенсии", - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);

б) лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а лицам, указанным в части 2 статьи 6 Федерального закона "О накопительной пенсии", - по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г., и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).";

б) подпункт "г" пункта 4 изложить в следующей редакции:

"г) справки территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (при наличии), подтверждающей наличие (отсутствие) условий назначения застрахованному лицу накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О накопительной пенсии" с указанием размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" на день, с которого могла бы быть назначена накопительная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.";

в) подпункты "а" и "а.1" пункта 10 изложить в следующей редакции:

"а) уточняет (на день обращения застрахованного лица) наличие (отсутствие) условий назначения застрахованному лицу накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О накопительной пенсии". В случае непредставления застрахованным лицом справки, предусмотренной подпунктом "г" пункта 4 настоящих Правил, фонд запрашивает ее в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;

а.1) определяет право на накопительную пенсию и размер накопительной пенсии по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", рассчитанных на день, с которого могла бы быть назначена накопительная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", - в отношении застрахованных лиц, указанных в подпункте "б" пункта 2.1 настоящих Правил;".

3. Абзацы двадцать пятый и двадцать шестой подпункта "г" пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 г. N 525 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления единовременной выплаты средств пенсионных накоплений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 23, ст. 3022), признать утратившими силу.

4. Подпункт "о" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4306) дополнить предложением следующего содержания: "При этом начиная с 1 января 2019 г. в отношении лиц, осуществлявших творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), которым в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста, указанный Список применяется с учетом положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".".

5. Абзац третий пункта 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 41, ст. 5545; 2017, N 20, ст. 2931), изложить в следующей редакции:

"Факт и период нахождения на инвалидности подтверждаются сведениями об инвалидности, содержащимися в федеральном реестре инвалидов, или документами, поступившими от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.".

6. В постановлении Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 531 "Об утверждении методики оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 23, ст. 3331):

а) в пункте 3 слова ", установленном статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" заменить словами "соответственно 60 и 55 лет";

б) в методике оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утвержденной указанным постановлением:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Настоящая методика устанавливает порядок оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии в целях подготовки федерального закона об установлении величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте соответственно 60 и 55 лет.";

абзац первый изложить в следующей редакции:

"2. Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии при ее назначении застрахованным лицам - мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет (далее соответственно - ожидаемый период выплаты, пенсионный возраст), рассчитывается по формуле:";

в абзацах пятом-восьмом слово "общеустановленного" исключить;

в абзацах первом и четвертом слова "части 1 статьи 30 и части 1 статьи 32" заменить словами "части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32 и части 2 статьи 33";

в абзаце пятом слово "общеустановленного" исключить;

в абзаце первом слово "общеустановленном" исключить;

в абзаце четвертом слово "общеустановленного" исключить;

в абзацах первом и четвертом слово "общеустановленном" исключить;

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"M 1 - количество месяцев сокращения ожидаемого периода выплаты (из расчета сокращения на 12 месяцев за каждый полный год (12 месяцев), истекший со дня назначения пенсии);";

в абзаце первом слово "общеустановленном" исключить;

в абзаце третьем слово "общеустановленного" исключить;

в) наименование приложения к указанной методике изложить в следующей редакции:

"Максимальное значение ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии (на период с 2016 по 2020 год) при ее назначении мужчинам и женщинам, достигшим соответственно возраста 60 и 55 лет".

С 1 января 2019 г. вносятся изменения в акты Правительства РФ, которые касаются назначения и выплаты пенсий и единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

Основная часть изменений отражает проведенную пенсионную реформу. Кроме того, факт и период нахождения на инвалидности теперь будут подтверждать данными федерального реестра инвалидов или документами, поступившими от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Сейчас используют выписку из акта освидетельствования, выдаваемую такими учреждениями.

Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2018 г. N 1482 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий и единовременной выплаты средств пенсионных накоплений"

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.

Краткое содержание:


Утверждены Правила уведомления о социальных пособиях и льготах

В России существует трехуровневая система социальных выплат, пособий и льгот и реализуется свыше 3000 мер социальной поддержки населения.

В этой системе зачастую не могут разобраться даже специалисты.

Поэтому довольно часто люди задают вопрос: на какие федеральные, региональные или муниципальные пособия и льготы можно рассчитывать в связи с рождением ребенка, выходом на пенсию и при наступлении других жизненных событий.

Ситуация должна измениться в связи введением Правил информирования россиян о правах на социальные гарантии и выплаты, а также об условиях их назначения и предоставления.

Указанные Правила утверждены постановлением Правительства от 3 декабря 2020 года № 1994.

Автоматическое уведомление о пособиях и льготах: надо подписаться на рассылку уведомлений

Важно понимать, что уведомления о пособиях и льготах, которые положены гражданину в связи с наступлением определенного события (в связи рождением ребенка, выходом на пенсию, признанием безработным и пр.), будут получать лишь те граждане, кто подписался на рассылку таких уведомлений в личном кабинете на портале госуслуг.

Причем следует обратить внимание:

оформив такую подписку, гражданин может быть приятно удивлен, узнав, что ему полагаются льготы или выплаты, о которых он ранее даже и не слышал.

Поэтому рекомендуем не терять время и оформить согласие на получение рассылки уведомлений о социальных пособиях и льготах.

Как подписаться на рассылку уведомлений о социальных выплатах и льготах: это не сложно

Оформить подписку на получение уведомлений не сложно:

  • зайдите в личный кабинет на портале госуслуг и дайте согласие на получение персонифицированной информации (уведомлений) о возникновении прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты;
  • если вы ранее не регистрировались в ЕГИССО, то заполните анкету, содержащую сведения, необходимые для получения уведомлений.

После оформления подписки вы получите уведомление о тех пособиях и льготах, на которые имеете право в настоящее время.

А при наступлении очередного жизненного события уведомление сообщит об изменениях, которые произошли в наборе мер социальной защиты.

ЕГИССО: что это такое

ЕГИССО - это Единая государственная информационная система социального обеспечения, в которой собрана информация обо всех существующих мерах социальной поддержки населения от муниципального до федерального уровня.

К сожалению, о данном информационном ресурсе многие не знали, поэтому,

видимо, и принято решение об оповещении граждан о пособиях и льготах через портал госуслуг.

Информирование о социальных выплатах и льготах: способ информирования гражданин выбирает сам

Способ информирования о мерах социальной поддержки гражданин выбирает сам.

Если вы не желаете получать уведомления в личном кабинете на портале госуслуг, то можно воспользоваться любым иным способом:

  • получить информацию в МФЦ;
  • с 1 июля 2021 года будет круглосуточно работать единая телефонная линия;
  • с 1 июля 2021 года на портале госуслуг за инфомацией можно будет обратиться в чат-бот;
  • с 1 января 2022 года информация будет предоставлена при личном посещении гражданином органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты, а также федеральных учреждений медикосоциальной экспертизы.

Если статья оказалась полезной, проголосуйте "Да"

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Мне эта тема безразлична

Свое мнение по этому вопросу я оставлю в комментариях

Обзоры КонсультантПлюс

Верховный суд опубликовал обзор по коронавирусу № 1 и № 2

Что случилось?

Правительство РФ приняло постановление от 30.07.2019 № 975, которым изменило Правила определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации. Этот социальный показатель определяется по всей территории РФ ежеквартально, но для расчета социальной доплаты к пенсии будут применяться только региональные показатели, которые определяют власти субъектов РФ при формировании бюджета на следующий год в конце текущего года.

Кому положена социальная доплата к пенсии

Неработающие российские пенсионеры, которые получают страховую пенсию по старости, имеют право на социальную доплату к ней, если общая сумма их материального обеспечения за месяц меньше величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания. Такая социальная доплата к пенсии может быть региональной или федеральной, в зависимости от финансового положения региона РФ, где проживает пенсионер. Разница в источниках их финансирования:

  1. Федеральная социальная доплата выплачивается за счет бюджета Пенсионного фонда России (ПФР), ее устанавливают в тех регионах РФ, в которых ПМП не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России.
  2. Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если региональный ПМП выше, чем аналогичный показатель по России.

По распоряжению Президента России Владимира Путина изменен порядок индексации страховой пенсии, размер которой меньше ПМП в регионе проживания. Уже в этом году произвели перерасчет прибавки и проиндексировали весь размер пенсии, с учетом социальной доплаты.

Определение регионального прожиточного минимума пенсионера

Чиновники увидели проблему в том, что хотя регионы должны устанавливать ПМП на основании стоимости потребительской корзины и изменения цен, на практике они иногда приравнивают ПМП к общероссийскому, а иногда определяют просто наугад. Как прокомментировал порядок установления ПМП в регионах Владимир Путин:

Полная чересполосица: у кого-то густо, у кого-то пусто.

И действительно, у некоторых субъектов РФ ПМП оказался в два раза выше среднего по РФ, а у некоторых существенно ниже. По данным Минтруда России за 2017 год:

  • в 14 субъектах РФ величина ПМП оказалась меньше фактической среднегодовой величины ПМП по РФ;
  • в 71 субъекте РФ — больше российского ПМП;
  • в 33 субъектах РФ отклонение установленной величины ПМП от фактической составило ло 5%;
  • в 23 субъектах РФ — от 5,1% до 10%;
  • в 18 субъектах РФ — от 10,1% до 15%;
  • в 11 субъектах РФ — свыше 15%.

При этом в Минтруде признали, что в некоторых регионов величина ПМП занижена или завышена необоснованно. В результате у некоторых малообеспеченных пенсионеров социальная доплата к пенсии даже не обеспечивает доведение их доходов до минимально необходимых для нормальной жизни. Так произошло в 14 регионах РФ:

  1. Республике Карелии,
  2. Республике Коми,
  3. Еврейской АО,
  4. Ханты-Мансийском АО — Югре,
  5. Приморском крае,
  6. Амурской области,
  7. Ивановской области,
  8. Красноярском крае,
  9. Вологодской области,
  10. Псковской области,
  11. Томской области,
  12. Калининградской области,
  13. Новосибирской области,
  14. городе федерального значения Санкт-Петербурге.

В некоторых регионах ПМП не меняется из года в год, несмотря на официальный уровень инфляции.

Все регионы будут считать ПМП по единым правилам

Теперь величина регионального прожиточного минимума пенсионера на очередной финансовый год будет устанавливаться по единым правилам, разработанным Правительством РФ. Новый ПМП будет зависеть от уровня жизни в конкретном регионе, а так же от общероссийского ПМП — в первых двух кварталах текущего года. Чиновники ожидают, что это приведет к повышению среднего уровня социальной поддержки пенсионеров.

Если в стране будет низкая инфляция или вообще дефляция и прожиточный минимум на следующий год окажется меньше установленного на текущий год, то для расчета социальной доплаты к пенсии будет применяться ПМП текущего года. Таким образом минимальная пенсия в следующем году не будет меньше, чем в текущем (хотя и сейчас это было невозможно для тех, кто уже получает пенсию). Впервые подсчитать ориентировочный размер минимальной пенсии на 2020 год регионы смогут посчитать после 25 августа. На эту дату в соответствии с новыми правилами Минэкономразвития России должно будет передать в Минтруд данные по показателю, участвующему в формуле расчета.


С 1 января 2020 года в стране ввели ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

В ближайшее время правила такой выплаты будут меняться. Подготовлено несколько нормативных актов на эту тему.

Подготовительная работа

Детское пособие на детей от 3 до 7 лет введено Указом Президента № 199 от 20.03.2020.

При этом подпунктом б пункта 4 этого Указа Правительству поручено до 30 ноября 2020 года провести оценку уровня доходов семей, которым осуществляется ежемесячная выплата, и по итогам этой оценки принять меры, направленные на увеличение с 1 января 2021 года размера ежемесячной выплаты семьям, среднедушевой доход которых после ее получения не достиг величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте РФ.

Это задание Правительство выполнило.

Добавим, что о необходимости увеличить это пособие месяц назад говорил Владимир Путин. Тогда же Минтруд подсчитал, что на эти цели дополнительно потребуется 95 млрд. рублей.

В настоящее время пособие назначено более чем на 4,2 млн детей. На эти цели из бюджета потрачено 202 млрд рублей.

Действующая нормативка

Как было сказано выше, пособие на детей до 7 лет регламентируется Указом Президента № 199 от 20.03.2020.

Кроме того, издано Постановление Правительства № 384 от 31.03.2020, которое устанавливает основные требования к порядку назначения этих детских выплат, перечень документов для назначения пособия и типовую форму заявления, которое подают родители.

Оба эти документа претерпят изменения. Минтруд подготовил соответствующие проекты. Ниже расскажем подробно о каждом из них.

Как сейчас

Напомним, кому сейчас выплачивается это пособие, на каких условиях и в каком размере.

Пособие получают семьи, в которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в регионе. При этом прожиточный минимум берется за 2 квартал предыдущего года.

Размер пособия — 50 % регионального прожиточного минимума ребенка. Это примерно около 5,5 тыс. рублей.

Пособие введено в марте (задним числом), а платить его начали с июня за периоды с 1 января.

А теперь подробнее остановимся на планируемых изменениях.

Кроме 107 записей экспресс-семинаров, вам бесплатно будут доступны 15 онлайн-курсов (некоторые дают сертификат ИПБ России) и несколько инструментов для бухгалтеров. Оставляйте свои контакты ниже, менеджер свяжется, чтобы предоставить доступ:

Изменение размера пособия

Это важные изменения, которых с нетерпением ждали семьи с детьми-дошколятами. Пособие увеличат.

Выйдет новый Указ Президента, который содержит изменения в Указ № 199. Проект нового Указа опубликован на федеральном портале.

Начиная с 1 января 2021 года ежемесячная выплата устанавливается в размере величины регионального прожиточного минимума для детей.

При этом прожиточный минимум будут брать не за 2 квартал прошлого года, а на год обращения за пособием.

Однако такой повышенный размер пособия получат не все. Есть нюансы при подсчете дохода для определения критериев нуждаемости. О них — читайте ниже.

Кто-то по-прежнему будет получать половину прожиточного минимума. Но это также будет ПМ на год обращения, а не за 2 квартал прошлого года.

Кроме того, в закон введут норму, что эта детская выплата подлежит перерасчету с 1 января года, следующего за годом обращения, исходя из ежегодного изменения величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте РФ.

Изменение критериев нуждаемости

Во-первых, для критерия нуждаемости как и для целей размера пособия будет учитываться другой прожиточный минимум — на год обращения, а не прошлогодний за 2 квартал.

Во-вторых, для повышенного размера пособия (1 ПМ вместо 0,5 ПМ) с 2021 года при определении критерия нуждаемости доход семьи будет считаться с учетом старого размера пособия.

То есть повышенное пособие дадут только в том случае, если размер среднедушевого дохода семьи с учетом ежемесячной выплаты, установленной в размере 50 % величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.

Другими словами, если семье дали пособие в прежнем размере (50 % ПМ), но она все равно даже с учетом этих денег находится за чертой бедности, то выплату увеличат в 2 раза.

Если же семья, получая пособие в размере 50 % ПМ, выходит из списка малообеспеченных, то повышенное пособие ей не положено. Власти ставили цель вывести семью из бедности. Цель достигнута.

Объясним на примерах

Пример № 1

Прожиточный минимум в регионе на душу населения — 11 000 руб.

Прожиточный минимум для детей — 11 200 руб.

У семьи Ивановых из 3-ех человек доход 28 000 рублей.

28 000 меньше, чем 33 000 (11 000*3), значит пособие им положено. Но в каком размере?

Ежемесячная выплата в размере 50 % от детского ПМ составляет 5 600 руб.

Суммируем доход Ивановых с 50-процентным пособием и получаем 28 000 5 600 = 33 600 руб.

33 600 больше, чем 33 000, значит повышенное пособие Ивановым не положено. Им будут платить, как и раньше, половину ПМ.

Итого доход Ивановых составит 33 600 руб. (28 000 5 600).

Пример № 2

Прожиточный минимум в регионе на душу населения — 11 000 руб.

Прожиточный минимум для детей — 11 200 руб.

У семьи Петровых из 3-ех человек доход 26 000 рублей.

26 000 меньше, чем 33 000 (11 000*3), значит пособие им положено.

Суммируем доход Петровых с 50-процентным пособием и получаем 26 000 5 600 = 31 600 руб.

31 600 меньше, чем 33 000, значит повышенное пособие Петровым положено.

Итого доход Петровых составит 37 200 руб. (26 000 11 200).

Пример № 3

Прожиточный минимум в регионе на душу населения — 11 000 руб.

Прожиточный минимум для детей — 11 200 руб.

У семьи Сидоровых из 3-ех человек доход 34 000 рублей.

34 000 больше, чем 33 000 (11 000*3), значит пособие им в принципе не положено.

Итого доход Сидоровых составит 34 000 руб.

Изменение формы заявления

В заявлении на детское пособие нужно будет указывать ИНН работодателя. Но только для случаев, когда работодатель — ФСБ, ФСИН, Минобороны или другое «силовое» ведомство.

Проект с поправками в Постановление Правительства от 31.03.2020 № 384 недавно публикован на федеральном портале.

Дело в том, что Соцзащите для определения критерия нуждаемости нужны сведения о размере денежного довольствия сотрудников «силовых» ведомств.

Эти данные могла бы дать ФНС. Но сейчас такой информации там нет.

В связи с этим предлагается закрепить возможность ФНС осуществлять запрос сведений о доходах военнослужащих, сотрудников войск национальной гвардии, работников органов принудительного исполнения напрямую у этих ведомств.

Для этого изменится форма заявления на получение пособия. Бланк пополнится полями для указания места работы и ИНН налогового агента.

Кроме того, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ФСБ, госохраны, проектом предлагается обязать документарно подтверждать наличие и размер дохода посредством личного посещения Соцзащиты, потому что пока ФНС не может запрашивать эти данные у силовиков.

Изменение состава доходов

Минтруд приступил к разработке проекта Постановления Правительства, который корректирует перечень доходов, учитываемых при определении критерия нуждаемости на пособие для детей от 3 до 7 лет.

Из существующего перечня исключат ежемесячную денежную выплату, ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и ежемесячные выплаты нетрудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом с детства первой группы.

Сам проект пока не опубликован. Его проанонсировали в партии «Справедливая Россия» со ссылкой на письмо Минтруда в ответ на депутатский запрос.

К депутатам обращаются родители детей-инвалидов с жалобой на многочисленные отказы им в ежемесячных выплатах на детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Напомним, ранее мы рассказывали, с какими проблемами сталкиваются родители при оформлении этого пособия.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2018 г. N 1440

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА
РАБОТ, ПРОИЗВОДСТВ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ,
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМИ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ
ПОВЫШЕНИЕ РАЗМЕРА ФИКСИРОВАННОЙ ВЫПЛАТЫ К СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ
ПО СТАРОСТИ И К СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЬЮ 14 СТАТЬИ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ", И ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ
(ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ
ФИКСИРОВАННОЙ ВЫПЛАТЫ К СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
И К СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЬЮ 14 СТАТЬИ 17
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"

В соответствии с частью 16 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях";

Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

устанавливать по представлению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождество работ, производств, профессий, должностей, специальностей, предусмотренных списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденным настоящим постановлением, работам, производствам, профессиям, должностям, специальностям в сельском хозяйстве, имевшим иные наименования;

давать разъяснения по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации о порядке применения Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденных настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 2018 г. N 1440

СПИСОК
РАБОТ, ПРОИЗВОДСТВ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ,
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМИ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ
ПОВЫШЕНИЕ РАЗМЕРА ФИКСИРОВАННОЙ ВЫПЛАТЫ К СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ
ПО СТАРОСТИ И К СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЬЮ 14 СТАТЬИ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 2018 г. N 1440

ПРАВИЛА
ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), ДАЮЩЕЙ ПРАВО
НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ФИКСИРОВАННОЙ ВЫПЛАТЫ К СТРАХОВОЙ
ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ И К СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЬЮ 14 СТАТЬИ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"

1. Настоящие Правила определяют порядок исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на весь период их проживания в сельской местности (далее - стаж работы в сельском хозяйстве).

2. При исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - список).

3. В стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.

4. В стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются:

а) периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков;

б) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности.

5. Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.

6. При подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


С 1 октября 2020 года некоторые социальные выплаты можно будет получить только на карту «Мир». Такую карту должны иметь родители, безработные и пенсионеры. Срок переносили несколько раз, но в этот раз 1 октября наступило, а документов о переносе не появилось.


При выпуске новой карты изменятся и реквизиты счета. Но новые можно не сообщать.

Вот как теперь обстоят дела с получением пособий и пенсий.

Социальные выплаты разрешили получать без карты «Мир» до 31 декабря 2020 года

ЦБ разрешил банкам зачислять пенсии и пособия на карты любых платежных систем до 31 декабря 2020 года. То есть банки не получат штраф за зачисления на карту «Виза» или «Мастеркард». Постепенно некоторые причастные ведомства присоединились к мнению, что переходный период продлен до конца 2020 года. Например, такие пояснения появились:

  • на сайте ФСС — отвечает за детские пособия и больничные;
  • на сайте ПФР — платит пенсии и другие социальные выплаты.

Но в федеральном законе и постановлении правительства, которые устанавливают срок перевода выплат на карты «Мир», срок не изменился — в нормативных документах по-прежнему указано, что пенсии и пособия с 1 октября можно зачислять только на карту «Мир».

Заранее уточняйте, не будет ли проблем с зачислением пособия по безработице или выплат на детей с 3 до 7 лет на карту другой платежной системы. Также на практике работодатели отказывают в переводах на другие карты, поэтому лучше все-таки оформить карту «Мир».

Материал актуализирован с учетом позиций ведомств.

Кого это касается

Это касается тех, кто хочет получать пенсию и пособия на банковскую карту: родителей, пенсионеров, безработных, пострадавших от воздействия радиации. Еще на карту платежной системы «Мир» переводят зарплаты бюджетников, стипендии и другие выплаты из бюджета, но для них переходный период уже завершился и деньги поступают через национальную платежную систему.

1 октября 2020 года официально завершился очередной этап перехода — последний из запланированных.

Для каких выплат нужна карта «Мир»

С 1 октября 2020 года на карту «Мир» по закону должны зачисляться такие выплаты:

  1. Пенсии и другие соцвыплаты из ПФР.
  2. Единовременное пособие при рождении ребенка.
  3. Единовременное пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности.
  4. Пособие по беременности и родам.
  5. Пособие по уходу за ребенком.
  6. Пособие по безработице.
  7. Выплаты за воздействие радиации, в том числе больничные.
  8. Ежемесячные выплаты на детей с 3 до 7 лет.

Что с продлением переходного периода

ЦБ заявил о продлении срока для перехода на карты «Мир» до 31 декабря 2020 года. Но это касается отмены штрафов для банков, которые зачисляют пенсии и пособия на другие карты. То есть ЦБ их за это не накажет. Но сроки перехода устанавливает не Банк России, а правительство — в отдельном постановлении. И в это постановление изменений никто не вносил, как и в федеральный закон.

Когда выплаты продлевались в прошлый раз, такие документы были: кроме письма ЦБ еще и постановление правительства.

То есть ЦБ как бы говорит банкам: «Если у пенсионера или родителя нет карты „Мир“ — зачисляйте поступления, ничего вам за это не будет». В принципе банку этого должно быть достаточно. Но все же надо иметь в виду нестыковку позиции ЦБ и официальных сроков в нормативных документах.

Лучше уточнить в банке, не возникнет ли проблем с зачислением пенсии. Или оформить все-таки карту «Мир» в том же банке. Пенсию с нее несложно будет перевести на другую карту, если так удобнее.

Работодатели тоже могут потребовать карту «Мир», ссылаясь именно на нормативные документы: письма ЦБ такими не являются.

Читайте также: