Постановление верховной рады украины о пенсиях

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!

Также Рада поэтапно увеличила льготный пенсионный возраст для женщин


В редакции законопроекта предусматривается:

- поэтапное повышение на 5 лет льготного пенсионного возраста для женщин и увеличение страхового стажа для лиц, имеющих право на льготную пенсию;

- пенсии работающим пенсионерам выплачивать в размере 85%, но не менее размера прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность;

- лицам в период работы на должностях, дающих право на назначение специальных пенсий (народные депутаты, государственные служащие и приравненные к ним лица, судьи, прокуроры и другие), пенсии, назначенные в соответствии с действующим законодательством Украины, не выплачивать.

Однако после выступления министра соцполитики Павла Розенко были подтверждены замечания комитета. Так, по результатам рассмотрения профильного комитета проработаны такие изменения предыдущей редакции законопроекта:

1. О сроках вступления в силу закона:

Законопроектом предусмотрено вступления его в силу с 1 марта 2015 года. Комитет предлагает предусмотреть вступления в силу с 1 апреля 2015 года.

2. Об установлении сроков действия ограничения пенсии работающим пенсионерам:

Законопроектом предполагалось ограничить пенсии работающим пенсионерам бессрочно. Учитывая предложения народных депутатов, комитет предлагает предусмотреть, что ограничение пенсии работающим пенсионерам будет временным - до 1 января 2016 года.

3. Насчет "замораживания" среднемесячной заработной платы (2012, 2013, 2014 г. г.) на начисление трудовых пенсий.

Комитетом принято решение изъять эту норму из законопроекта, что позволит назначать трудовые пенсии в соответствии с действующим законодательством.

4. Относительно ограничение пенсии работающим.

Учитывая предложения народных депутатов комитетом принято решение не ограничивать пенсию для работающих где угодно чернобыльцев, металлургов, химиков, работников государственных органов, органов местного самоуправления и т.п.) для:

- инвалидов I и II группы;

- инвалидов войны III группы;

- участников боевых действий, в том числе участников АТО;

- членам семей погибших (умерших) участников боевых действий.

5. О выплате пенсии лицам, которые уволились с работы и которым на период работы осуществлялось ограничение пенсий.

Комитетом принято решение дополнить законопроект нормой, по желанию такого лица после увольнения может быть восстановлено выплату той пенсии, которая ограничивалась за период работы.

6. О продолжительности работы в сельскохозяйственном производстве для женщин, которые воспитали пять и более детей, и выходят на пенсию независимо от возраста и трудового стажа.

Комитетом предлагается оставить действующую норму, регулирующую этот вопрос.

7. О выплате пенсий судьям.

Комитетом принято решение поддержать предложения народных депутатов о внесении изменений в соответствующие законы Украины относительно:

- ограничения пенсии работающим судьям, и государственным служащим;

- установления максимального размера пенсии для судей в размере 10 минимальных пенсий по возрасту, как для всех пенсионеров (шахтеров, металлургов, государственных чиновников и т.д.);

8. О пенсионных выплатах военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава.

По предложениям правительства и народных депутатов Комитетом принято решение, что ограничение выплаты пенсий, ежемесячного пожизненного денежного содержания, предусмотренные настоящим законом, не применяются в течение особого периода к пенсиям, ежемесячному пожизненному денежного содержанию, предназначенные лицам, проходящим военную службу или находящимся на соответствующих должностях в Министерстве обороны Украины, Главном управлении разведки Министерства обороны Украины, Министерстве внутренних дел Украины, Аппарате Совета национальной безопасности и обороны Украины, Государственной специальной службе транспорта, Службе безопасности Украины, Службе внешней разведки Украины, Государственной пограничной службе Украины, Управлении государственной охраны Украины, Государственной пенитенциарной службе Украины, Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины, Национальной гвардии Украины, органах военной прокуратуры и участвующих в антитеррористических операциях, осуществлении мероприятий по обеспечению правопорядка на государственной границе, отражении вооруженного нападения на охраняемые военнослужащими, освобождении этих объектов в случае захвата, отражении попыток насильственного завладения оружием, военной техникой; к пенсиям, ежемесячному пожизненному денежному содержанию, назначенных в соответствии с законами Украины "О прокуратуре", "О судоустройстве и статусе судей", на период выполнения лицами, которым они предназначены, полномочий членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины и Высшего совета юстиции.

9. О начислении пенсий по специальным формулам (для народных депутатов, государственных служащих, судей и т.д.).

В настоящее время для этих категорий установлено, что пенсия начисляется в размере 60% от зарплаты, а судьям - 90%.

Комитет принял решение поручить правительству внести на рассмотрение Верховной Рады Украины в 1 июня 2015 законопроект об отмене специальной формулы для начисления пенсий.

10. Законопроект предусматривает, что работающим пенсионерам уменьшается размер пенсии на 15%, но не менее минимальной пенсии по возрасту.

По предложениям Комитетом принято решение установить, что пенсия сокращается на 15%, но не менее от 1,5 размеров прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

11. Об ограничении заработной платы работникам бюджетной сферы.

Комитетом принято решение, что в условиях ограничения фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы, ограничение зарплаты работникам бюджетной сферы должно осуществляться в соответствии со статьей 8 Закона "Об оплате труда".

Учитывая указанное, предлагается пункт 10 Заключительных положений Закона Украины "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины" исключить.

12. Относительно технико-правового редактирования положений законопроекта.

Комитетом предлагается учесть в законопроекте отдельные уточнения технико-юридического характера.

13. Предлагается также дать поручение правительству подготовить и подать до 1 июня 2015 года на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона Украины о назначении всех пенсий, в том числе специальных на общих основаниях. В случае непредставления в срок соответствующего проекта закона с 1 июня 2015 отменяются нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии назначены в соответствии с законами Украины "О государственной службе", "О прокуратуре", "О научной и научно-технической деятельности", " О судоустройстве и статусе судей", "О статусе народного депутата Украины", "О Кабинете Министров Украины"," О судебной экспертизе", "О Национальном банке Украины", "О службе в органах местного самоуправления", "О дипломатической службе "и Постановления Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 года № 379/95, Налогового и Таможенного кодексов Украины.

Согласно поправкам в пенсионный закон будет внесена норма об отмене всех спецпенсий с 1-го июня 2015 года, а также повышение пенсионного возраста произойдет не ранее, чем через 10 лет.

Кроме того, позже премьер Арсений Яценюк рассказал о "мифах" относительно данного законопроекта: "Первый "миф": что закон повышает пенсионный возраст с 60 до 65 лет - это ложь, пенсионный возраст не повышается. Второй "миф" о том, что поднимается специальный стаж для вредных производств - специальный стаж не повышается".

Третий "миф", по словам премьера, касается того, что общий страховой стаж поднимается один раз в 5 лет - это не правда. "В течение 10 лет, только на десятый год, вступит в действие окончательное решение по общему страховому стажу и это общее решение 4 фракций коалиции. Пятый "миф" - этот закон не касается уменьшения пенсий ни доярок, ни уборщиц, ни тех людей, которые имеют низкие прожиточных стандарты. Все, кто получают пенсию в размере 1500 грн - не подпадают под действие этого закона. А теперь внимание, с чем я связываю определенное нежелание голосования за данный законопроект, потому что этот закон отбирает возможность у прокуроров, судей и других честных людей получать одновременно и зарплату и пенсию. Мы против этого. Я прошу, с учетом предложений, которые были выдвинуты уважаемым Олегом Валерьевичем, которые были выдвинуты четырьмя фракциями коалиции: "Самопомощь", "БПП", "Народный фронт" и "Радикальная партия Олега Ляшко", что подтверждено премьер-министром и министром социальной политики и решением комитета - голосуем и точка", - подчеркнул премьер.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.



Парламент и правительство Украины не собираются отдавать долги пожилым людям из ДНР и ЛНР

Верховная рада даже в первом чтении не смогла принять законопроект № 2083-д, который упрощает получение жителями ДНР и ЛНР украинских пенсий и воз вр ат долгов. Документ рассматривали в среду, 5 февраля. «За» проголосовали 184 нардепов из 226 необходимых. После этого законопроект отправили в комитет ВР на доработку и поиска источников финансирования. По существу - засунули в «дальний ящик» выплату долгов пожилым людям.

ЦЕНА ВОПРОСА - 115 МИЛЛИАРДОВ ГРИВЕН

«Комсомолка» уже рассказывала о перипетиях с этим документом. Против инициативы части депутатов выступило правительство Украины . В кулуарах открыто говорили, что у казны нет 115 миллиардов гривен (почти 294 миллиарда рублей) для ежегодного финансирования проекта.

Эти же цифры подтвердил и на заседании Рады замминистра финансов Юрий Джигирь.

- Это нетривиальные (незаурядные. - Авт.) дополнительные обязательства, которые ложатся на государственный бюджет, - сказал Джигирь.

Он попросил нардепов снять с рассмотрения закон и отправить его на доработку. С целью поиска «компенсаторов» – источников финансирования.

Но глава комитета по вопросам социальной политики Галина Третьякова настояла на голосовании и принятии законопроекта в первом чтении.

- Мне кажется, что сумма, которую рассчитал Пенсионный фонд, завышена в два раза. Мы не знаем, какое количество пенсионеров находится на территории ДНР и ЛНР. Позиция комитета – решить вопрос финансирования между первым и вторым чтениями, и принять законопроект за основу, - заявила Третьякова .

В сессионном зале сразу зашумели. Не по поводу цифр. Оказывается, депутат от «Слуги народа» упомянула республики Донбасса без поправки «так называемые». Галина Третьякова была вынуждена извиняться.


Галина Третьякова вынуждена была извиняться перед депутатами за то, что по их мнению неправильно назвала ДНР и ЛНР. Фото: facebook.com/Tretyakova-Galina

«САБОТАЖ ПОЛИТИКИ ПРЕЗИДЕНТА!»

Галина Третьякова намерена бороться дальше. Она уже пообщалась с министром социальной политики по поводу проверки расчетов. Ведь согласно подсчетам ООН и правозащитных организаций эта сумма составляет 64 миллиарда гривен (161 миллиард рублей).

В дискуссию включился и бывший донецкий шоумен, а ныне советник секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) по реинтеграции Донбасса Сергей Сивохо.

- Верх цинизма. Саботаж политики президента. Политика президента Зеленского – это политика примирения. Как можно добиться мира, если 314 депутатов решили просто наплевать на пенсионеров Донбасса ? Людей, которые всю свою трудовую жизнь платили налоги в казну государства Украина. Опомнитесь, «слуги», – распинался Сивохо.

Сивохе есть, отчего переживать. Вся его пиар-кампания по интеграции Донбасса летит вверх тормашками. Кто поверит человеку, который свои слова не может подтвердить делами и финансами. Если так пойдет и дальше, то Сивоха может остаться без нынешней должности. Сократят за ненадобностью.

Известно, что категорически против законопроекта выступила значительная часть представителей партии «Слуги народа» Владимира Зеленского, депутаты из «Голоса» Святослава Вакарчука и «Европейской солидарности» Петра Порошенко .

А спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков во время обсуждения и голосования за документ «умыл руки». Он вышел из сессионного зала и вернулся, когда депутаты уже стали голосовать за отправку законопроекта на доработку.


Сергею Сивохе есть, отчего переживать – вся его пиар-кампания по интеграции Донбасса летит вверх тормашками. Фото: facebook.com/sivokho

ЗЕЛЕНСКИЙ ТЕРЯЕТ ПОСЛЕДНИЙ ШАНС НА САММИТ «НОРМАНДСКОЙ ЧЕТВЕРКИ»

- «Слуги народа» в очередной раз продемонстрировали, что у них нет единства в поддержке курса президента Зеленского, - отмечает донецкий политолог Дмитрий Кузьменко. – Элита Украины сейчас расколота в отношении путей решения конфликта в Донбассе. Мощные силы выступают за то, чтобы вообще ничего не платить жителям ДНР и ЛНР. Ни пенсий, ни пособий. Мол, пусть этим занимается Россия , которую в незалежной объявили «оккупантом».

Кузьменко считает, что для Зеленского история с провалом закона о пенсиях жителей Донбасса – очередной большой минус перед будущей встречей лидеров стран «нормандской четверки» в Берлине .

- Президент Украины не смог остановить обстрелы на линии фронта. Они даже усилились. Не вносятся изменения в Конституцию по особому статусу Донбасса. Нет амнистии. Теперь Зеленский оказался не в состоянии даже сделать первый шаг в решении накопившихся социальных проблем. Он, конечно, может сказать Меркель , Макрону и Путину : «Я очень хотел, но депутаты и военные меня не послушались». Подобный фокус проделывал раньше Порошенко. Чем это закончилось, общеизвестно, - говорит политолог.

Он считает, что накануне встречи в Берлине президент Украины все же протолкнет законопроект о пенсиях в первом чтении. Но уже без расходной части на погашение долгов. Вопрос о них просто «отложат на потом».

- Ведь иначе пропадет всякий смысл проведения саммита «нормандской четверки».

ЧТО ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ДОКУМЕНТ

Напомним, в случае принятия документа жители ДНР и ЛНР смогут получить свою пенсию без справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ). Отменят обязанность предоставлять бумажные документы, свидетельствующие о праве получать пенсию. Механизм идентификации пенсионеров сохраняется, но проходить ее нужно будет раз в полгода, а не в два месяца, как сейчас.

В документе прописаны нормы, которые позволяют докупить страховой стаж без применения штрафных санкций. Обещают вернуть невыплаченные пенсии в полном объеме. Причем за весь период конфликта. Пенсию и долги будут выплачивать только на подконтрольных Киеву территориях. Но при этом подать заявление о перерасчете пенсии, возврате долга и даже получить выплату смогут представители пенсионеров при наличии доверенности, заверенной украинским нотариусом.




В то время, как украинцам без стажа, в 2021 году перестанут назначать соцпенсии, с 1 декабря планово повышается прожиточный минимум. Автоматически увеличатся пенсии и надбавки для многих категорий украинцев. Однако это только одно из новшеств, которое ожидает пенсионеров в ближайшем будущем, пишет "Сегодня".

Какой будет минимальная пенсия

С 1 декабря прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц повышается с нынешних 1712 грн до 1769 грн – на 57 грн, или на 3,3%. Соответственно, 1769 грн будет составлять минимальная пенсия для новых пенсионеров.

Таким же будет размер социальной помощи для тех, кто достиг пенсионного возраста, но не имеет достаточно стажа для получения пенсии, и для лиц с инвалидностью.

Поскольку, согласно закону "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", "пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни, не ниже прожиточного минимума, установленного законом".

Эти выплаты останутся на таком же уровне и в первой половине следующего года. Очередное повышение прожиточного минимума запланировано только на июль 2021-го.

Одновременно с ростом прожиточного минимума увеличивается и максимальный размер пенсий. Он составляет 10 прожиточных минимумов. Соответственно, с 1 декабря максимальная пенсия сможет достигать 17 690 грн.

Кроме пенсий и соцпомощи, увеличиваются различные пенсионные надбавки и выплаты, "привязанные" к прожиточному минимуму.

А вот для пенсионеров старше 65 лет, которые имеют 30 лет стажа (женщины) и 35 лет (мужчины), минимальная пенсия рассчитывается, исходя из минимальной зарплаты, а не прожиточного минимума.

Поэтому повышение прожиточного минимума не повлияет на пенсии этих людей. Но их пенсии повышали совсем недавно – в сентябре, когда выросла минимальная зарплата. Сегодня минимальная выплата для таких пенсионеров составляет 2000 грн (40% от минимальной зарплаты).

Напомним: правительство Алексея Гончарука планировало "отвязать" большинство выплат от прожиточного минимума и при этом повысить сам минимум до размера реального. Однако после отставки того Кабмина соответствующий законопроект был отозван.

Кому повысят пенсии в 2021 году

В следующем году в правительстве планируют повышать пенсии в несколько этапов.

Так, уже с 1 января 2021 года вырастут пенсии, "привязанные" к минимальной зарплате. Это в первую очередь пенсии тех, кому исполнилось 65 лет и кто имеет страховой стаж 30 (женщины) или 35 лет (мужчины).

Минимальная пенсия для таких людей составит 2400 грн (40% от минимальной зарплаты, которая, согласно проекту госбюджета, вырастет до 6000 грн).

Согласно постановлению Кабмина №849 от 16 сентября, 1 марта пройдет индексация пенсий. Будут пересчитаны ранее назначенные пенсии и надбавки к ним. Ожидается, что индекс индексации составит 11%, и это повышение ощутят около 9 млн пенсионеров из 11 млн.

Также с 1 марта продолжат получать 500 грн доплаты пенсионеры старше 80 лет (при условии, что их пенсия меньше средней зарплаты). С этого дня минимальная пенсия для людей старше 80 лет должна будет составлять 2600 грн (при наличии страхового стажа 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин). Разницу при необходимости будут доплачивать в виде госпомощи.

С 1 апреля пересчитают пенсию работающим пенсионерам, сделав поправку на трудовой стаж.

С 1 июля в связи с ростом минимальных зарплат снова повысятся пенсии тех, у кого стаж 30 или 35 лет (у женщин и мужчин соответственно). Их минимальная пенсия составит уже 2600 грн (после роста минимальных зарплат до 6500 грн).

Также с 1 июля станут получать надбавки пенсионеры 75-79 лет – 400 грн при условии, что их пенсии не превышают средней зарплаты.

Кроме того, с 1 июля ожидается повышение минимальных пенсионных выплат для тех, кому не хватает стажа, и для людей с инвалидностью в связи с очередным ростом прожиточного минимума. Выплаты вырастут с 1769 до 1854 грн. Также вырастут многие надбавки.

Еще одно повышение прожиточного минимума запланировано на 1 декабря 2021 года. Тогда самая маленькая пенсия будет составлять 1934 грн.


Пенсия или госпомощь?

После пенсионной реформы 2017 года в Украине появилась категория людей пенсионного возраста, которые не имеют права на пенсию. Это те, кто большую часть своей жизни не работал или работал нелегально (с их зарплаты не платились пенсионные взносы). Таким людям начисляют не пенсию, а государственную помощь, которая равна прожиточному минимуму.

В 2020 году право на пенсию имели лишь те, кому исполнилось 60 лет и кто имел страховой стаж 27 лет. Если меньше – можно претендовать только на соцпомощь в размере прожиточного минимума.

С 2021 года 60-летние смогут оформить пенсию только при наличии стажа не менее 28 лет.

Также в 2021 году смогут оформить пенсию те, кому исполнилось 63 года и кто имеет стаж от 18 до 28 лет. Или те, кому исполнилось 65 лет и чей стаж от 15 до 18 лет.

Кстати, 31 декабря 2020 года истекает срок действия "Порядка назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату", который был утвержден постановлением Кабмина №1098 от 27 декабря 2017 года.

Этот факт некоторые СМИ истолковали как отмену пенсий для людей, которым не хватает стажа. Однако правильнее было бы сказать, что с 2021 года повысится возраст, с которого будут назначать госпомощь по возрасту.

До конца 2020 года право на такую помощь имеют люди, достигшие 60-летнего возраста и имеющие 15 лет стажа. С 2021 года госпомощь по возрасту будут назначать с 65 лет. Раньше этого возраста можно претендовать только на помощь по малообеспеченности.

Как докупить стаж

Если для получения пенсии (а не соцвыплаты) не хватает нескольких лет стажа, его можно докупить – постепенно или сразу. Правда, платить придется немало.

"Докупать" стаж постепенно – значит, добровольно платить ЕСВ. Такой договор о добровольном социальном страховании можно заключить в местной налоговой.

Плата составит 22% от минимальной зарплаты – это минимальный размер единого социального взноса. Сейчас это 1100 грн в месяц, в 2021 году будет 1320 грн.

Отметим, что пенсионные выплаты окажутся все равно больше – как мы сообщали выше, с 1 декабря 2020 года минимальная пенсия составит 1769 грн, в декабре 2021-го это будет уже 1934 грн.

По такой схеме можно оплачивать столько лет стажа, сколько не хватает до пенсии. А вот если есть желание докупить недостающий стаж "оптом", заплатить придется в двойном размере – около 44% от минимальной зарплаты за каждый месяц (более точно посчитают в налоговой, поскольку существует "скидка за опт" – уменьшенный коэффициент).

Но таким образом можно купить не более 5 лет недостающего стажа.

Как сообщали Українські Новини, Кабмин анонсировал масштабную верификацию пенсионеров: кому "светят" проверки из-за пенсий.

Также у украинцев могут высчитать половину пенсии в некоторых случаях, предусмотренных законодательством.

Про пенсійне забезпечення в останній чинній редакції від 25 липня 2018 року.

Нові не набрали чинності редакції закону відсутні.

Ви можете порівняти редакції даного закону, вибравши дати вступу редакцій в силу і натиснути на кнопку "Порівняти". Всі останні зміни та доповнення відкриються перед Вами як на долоні.

Юрист-UA.Net постійно стежить за актуалізацією кодексів та законів.

Так, наприклад, Про пенсійне забезпечення не має на даний момент ніяких нових запланованих редакційий.

Шансів знайти новішу чинну редакцію - немає.

Коментарі до закону

Розділ I. Загальні положення

  • Стаття 1. Право громадян України на державне пенсійне забезпечення
  • Стаття 2. Види державних пенсій
  • Стаття 3. Особи, які мають право на трудову пенсію
  • Стаття 4. Пенсійне забезпечення військовослужбовців та їх сімей
  • Стаття 5. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
  • Стаття 6. Право вибору пенсії
  • Стаття 7. Звернення за призначенням пенсії
  • Стаття 8. Кошти на виплату пенсій. Звільнення пенсій від податків
  • Стаття 9. Добровільне страхування додаткової пенсії
  • Стаття 10. Органи, що здійснюють пенсійне забезпечення
  • Стаття 11. Питання, що належать до відання Кабінету Міністрів України
  • Розділ II. Трудові пенсії. Пенсії за віком

    • Стаття 12. Умови призначення пенсій за віком
    • Стаття 13. Пенсії за віком на пільгових умовах
    • Стаття 14. Особливості пенсійного забезпечення працівників, зайнятих на підземних і відкритих гірничих роботах та в металургії
    • Стаття 15. Пенсії громадянам, які постраждали від Чорнобильської катастрофи
    • Стаття 16. Пенсії за віком інвалідам, учасникам війни, сім’ям загиблих (померлих) військовослужбовців, осіб начальницького і рядового складу органів внутрішніх справ та поліцейських
    • Стаття 17. Пенсії за віком багатодітним матерям і матерям інвалідів з дитинства
    • Стаття 18. Пенсії за віком окремим категоріям громадян
    • Стаття 19. Розміри пенсій за віком
    • Стаття 20. Пенсії за віком при неповному стажі роботи
    • Стаття 21. Надбавки до пенсії за віком
    • Стаття 22. Період, на який призначаються пенсії за віком

    Пенсії по інвалідності

    • Стаття 23. Умови призначення пенсій по інвалідності
    • Стаття 24. Групи інвалідності
    • Стаття 25. Стаж роботи, який дає право на пенсію по інвалідності
      • Стаття 26. Інвалідність внаслідок трудового каліцтва або професійного захворювання
      • Стаття 27. Пенсії по інвалідності громадянам України - переселенцям з інших держав
      • Стаття 28. Пенсії по інвалідності особам, які навчаються
      • Стаття 29. Розміри пенсій по інвалідності
      • Стаття 30. Пенсії по інвалідності при неповному стажі роботи
      • Стаття 31. Розміри пенсій по інвалідності особам, які навчаються
      • Стаття 32. Розміри пенсій особам, які стали інвалідами при виконанні громадянського обов’язку
      • Стаття 33. Надбавки до пенсії по інвалідності
      • Стаття 34. Період, на який призначається пенсія по інвалідності
      • Стаття 35. Строк виплати пенсії при зміні групи інвалідності або відновленні здоров’я
      • Стаття 36. Умови поновлення виплати пенсії при перервах в інвалідності
  • Пенсії в разі втрати годувальника

    • Стаття 37. Члени сім’ї, які мають право на пенсію в разі втрати годувальника
    • Стаття 38. Члени сім’ї, які вважаються утриманцями
    • Стаття 39. Виплата пенсії в разі втрати годувальника дітям, які перебувають на повному державному утриманні
    • Стаття 40. Право на пенсію в разі втрати годувальника усиновителів і усиновлених
    • Стаття 41. Право на пенсію в разі втрати годувальника вітчима і мачухи, пасинка і падчірки
    • Стаття 42. Збереження пенсії в разі втрати годувальника при новому одруженні
    • Стаття 43. Стаж роботи годувальника, який дає право на пенсію
    • Стаття 44. Розміри пенсій в разі втрати годувальника
    • Стаття 45. Пенсії в разі втрати годувальника при неповному стажі роботи
    • Стаття 46. Право на звернення за призначенням пенсії в разі втрати годувальника без обмеження строком
    • Стаття 47. Період, на який призначається пенсія в разі втрати годувальника. Зміна розміру пенсії
    • Стаття 48. Призначення однієї пенсії в разі втрати годувальника на всіх членів сім’ї. Виділення частки пенсії
    • Стаття 49. Розмір пенсії в разі втрати годувальника при зміні кількості членів сім’ї
    • Стаття 50. Порядок і строки встановлення інвалідності членам сім’ї

    Пенсія за вислугу років. Загальні умови

    • Стаття 51. Підстави пенсійного забезпечення за вислугу років
    • Стаття 52. Працівники, які мають право на пенсію за вислугу років
    • Стаття 53. Розміри пенсій за вислугу років
    • Стаття 54. Окремі категорії працівників авіації і льотно-випробного складу, які мають право на пенсію за вислугу років
    • Стаття 55. Окремі категорії працівників інших галузей народного господарства, які мають право на пенсію за вислугу років

    Обчислення стажу роботи для призначення трудових пенсій

    • Стаття 56. Види трудової діяльності, що зараховується до стажу роботи, який дає право на трудову пенсію
    • Стаття 57. Пільги по обчисленню стажу за час перебування на фронті
    • Стаття 58. Пільги по обчисленню стажу роботи реабілітованим громадянам
    • Стаття 59. Пільги по обчисленню стажу за період Другої світової війни
    • Стаття 60. Пільги по обчисленню стажу за роботу в деяких медичних закладах
    • Стаття 61. Порядок включення в стаж роботи окремих видів робіт
    • Стаття 62. Порядок підтвердження стажу роботи
    • Стаття 63. Умови зарахування до стажу роботи іноземним громадянам часу роботи за межами України
  • Обчислення пенсій

    • Стаття 64. Обчислення пенсій у процентах до середньомісячного заробітку
    • Стаття 65. Загальний порядок визначення середньомісячного заробітку для обчислення пенсій
    • Стаття 66. Види оплати праці, що враховуються при обчисленні пенсій
    • Стаття 67. Обчислення пенсій членам творчих спілок
    • Стаття 68. Обчислення пенсій при неповному стажі роботи
    • Стаття 69. Перерахунок пенсій з більш високого заробітку
    • Стаття 70. Перерахунок пенсій при неповному стажі роботи
    • Стаття 71. Обчислення пенсій особам, які навчаються
    • Стаття 72. Обчислення заробітку за період роботи за межами України
    • Стаття 73. Обчислення пенсій громадянам України - переселенцям з інших держав
    • Стаття 74. Обчислення пенсій сім’ям пенсіонерів
    • Стаття 75. Виключена на підставі Закону № 307/97-ВР від 04.06.97
    • Стаття 76. Члени сім’ї, на яких нараховуються надбавки до пенсій
    • Стаття 77. Підвищення пенсій деяким категоріям громадян
    • Стаття 78. Перерахунок пенсії у зв’язку із зміною в сімейному стані, влаштуванням на роботу або її припиненням
    • Стаття 79. Визначення суми заробітку та розміру пенсії

    Призначення пенсій

    • Стаття 80. Порядок звернення за призначенням пенсії
    • Стаття 81. Органи, що призначають пенсії
    • Стаття 82. Строки розгляду документів про призначення пенсій
    • Стаття 83. Строки призначення пенсій
    • Стаття 84. Строки перерахунку призначеної пенсії

    Виплата пенсій

    • Стаття 85. Виплата пенсій
    • Стаття 86. Виплата пенсій за довіреністю
    • Стаття 87. Виплата пенсій за минулий час
    • Стаття 88. Виплата пенсій особам, які проживають у будинках-інтернатах (пансіонатах), стаціонарних відділеннях територіальних центрів соціального обслуговування пенсіонерів та одиноких непрацездатних громадян і дитячих будинках-інтернатах
    • Стаття 89. Виплата пенсії за час позбавлення волі
    • Стаття 90. Відрахування з пенсій
    • Стаття 91. Виплата недоодержаної пенсії у зв’язку із смертю пенсіонера і виплата допомоги на поховання
    • Стаття 92. Виплата пенсій громадянам, які виїхали за кордон
  • Розділ III. Соціальні пенсії

    • Стаття 93. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
    • Стаття 94. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
    • Стаття 95. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
    • Стаття 96. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
  • Розділ IV. Порядок і умови перерахунку пенсій

    • Стаття 97. Підвищення пенсій у зв’язку з індексацією грошових доходів населення
    • Стаття 98. Перерахунок раніше призначених пенсій
    • Стаття 99. Заробіток, який враховується при перерахунку пенсій
    • Стаття 100. Порядок призначення пільгових пенсій особам, які мали право на пенсію на пільгових умовах до введення в дію цього Закону
  • Розділ V. Відповідальність підприємств та організацій і громадян. Розв’язання спорів з пенсійних питань

    • Стаття 101. Відповідальність за достовірність даних і документів, виданих для оформлення пенсії
    • Стаття 102. Обов’язок пенсіонерів повідомляти органи, що призначають пенсії про зміну умов, що впливають на виплату пенсій
    • Стаття 103. Стягнення сум пенсії, над міру виплачених пенсіонерові внаслідок зловживань з його боку
    • Стаття 104. Оскарження рішень органу, який призначає пенсії

  • Швидкий перехід до статті

    Запам'ятай: Юрист-UA
    — це юристи, кодекси та бланки


    Оновлення кодеків

    • 12.10.2018 Земельний кодекс України (ЗКУ)
    • 12.10.2018 Про охорону навколишнього природного середовища
    • 01.10.2018 Про банки і банківську діяльність
    • 28.08.2018 Сімейний кодекс України (СКУ)
    • 28.08.2018 Кримінальний кодекс України (ККУ)
    • 28.08.2018 Кодекс України про адміністративні правопорушення (КУпАП.
    • 15.08.2018 Податковий кодекс України (ПКУ)
    • 15.08.2018 Про фермерське господарство
    • 05.08.2018 Кримінальний процесуальний кодекс України (КПКУ)
    • 05.08.2018 Про Національну поліцію


    Ответы юристов

    • 06.12.2020 ООО Право на Якість Украина разрешает въезд в страну как своим гражданам.
    • 06.12.2020 ООО Право на Якість Социальный пакет, который сегодня имеет военнослужащ.
    • 06.12.2020 ООО Право на Якість По консульскому можно по регистрации нет
    • 06.12.2020 Клеменко Катерина Вікторівна Доброго дня. Так, Олена, маєте. Питання надання відпуст.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість Если заезжаете в 20 году и хватает дней то не надо е.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість я думаю это не реально даже если купленная инвалидно.
    • 05.12.2020 Nikjlay Kasyanov Ні, не мають. До речі, де ви в рашке Українську мову.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість нет нужно разрешение
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість карта поязду (karta pojazdu), если она была выдана (.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість Відповідно до підпункту 2681.2.1 пункту 2681.2 статт.


    Кодекси України

    • Кодекси України
    • Закони України


    Активні юристи






    Кращі юристи






    Бланки договорів

    Інформацiя

    • Каталог юристів
    • Адреси юридичних компаній Ураїни
    • Про нашу компанію
    • Судова практика
    • Корисна інформація

    Документи

    • Типові документи
    • Зразки договорів
    • Пошук договорів
    • Коментарі до документів
    • Список державнiх законів
    • Блоги юристів

    Про розділ «Про пенсійне забезпечення»

    Розділ присвячений кодексам і законам України. База Юрист-UA.Net щодня перевіряється і оновлюється. Тут ви можете знайти найостанніші чинні редакції кодексів та законів України. Коментарі до статей ви можете отримати, натиснувши кнопку «Задати питання». За будь-якої статті кодексу вам буде дано найдокладніший персональний коментар з урахуванням вашої ситуації. Живе онлайн обговорення норм законів - це найкращий спосіб розібратися в хитросплетіннях українського законодавства.

    На сайті передбачений зручний пошук статей, наприклад «ст. 101 Про пенсійне забезпечення», вам відразу буде надано стаття законодавчого документа, судова практика і коментарі до нього.

    Будь-консультант на сайті готовий прийняти ваші заявки, проте відповідь не гарантується.

    ©2012 - 2019 Юрист-UA - актуальні зразки договорів України та юридична допомога за українським законодавством

    Читайте также: