Постановления вцспс о пенсиях

Всем наверняка известно, что в при наличии определенного стажа можно выйти на пенсию не как все – в 60 или 55 лет (мужчины и женщины соответственно) – а намного раньше.

Несмотря на то, что периодически в Минтруде «заикаются» об отмене досрочных пенсий и обосновывают соответствующие программы, пока никаких законопроектов в Госдуму на этот счет не поступало, а следовательно, система досрочных пенсий по-прежнему действует.

Чтобы выйти на досрочную пенсию, самое главное, что должно подтверждаться, – это выработка установленной законом продолжительности льготного стажа на дату обращения за пенсией.

А при том, что условия для зачета льготного стажа все более усложняются, работать приходится все больше и больше.

В итоге многие из тех, кто только сейчас устраивается на должности, дающие право на досрочную пенсию, вырабатывая нужный стаж, могут раньше выйти на обычную пенсию в 60 или 55 лет, чем заработать право на досрочную пенсию.

А вот те, кто начали работать еще в советское время, находятся в более выгодном положении, поскольку к ним применяются старые правила зачета льготного стажа, которые были гораздо лояльнее, нежели современные.

Дело в том, что в действующем законе о страховых пенсиях содержится пункт, отсутствовавший в прежних законах: позволяется исчислять стаж по правилам законодательства, которое действовало в период работы гражданина, в т.ч. с применением льготного порядка его исчисления, если таковой в то время предусматривался.

Право выбора законодательства, по которому рассчитывать стаж, остается за гражданином (п. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях).

В период с 1972 по 1991 годы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, которое содержит ряд очень выгодных правил исчисления льготного стажа для досрочной пенсии.

Согласно этому Положению в стаж для досрочной пенсии можно было включать не только работу на льготных должностях, но и:

- службу в армии, в партизанских отрядах, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции.

Эти периоды приравниваются к льготной работе, которая либо предшествовала, либо следовала за указанной службой, и включаются в стаж для досрочной пенсии по Спискам №1, №2 или в связи с работой в текстильной промышленности;

- работу в комсомоле, партийных структурах (в т.ч. в политуправлениях и политотделах) на выборных и других ответственных должностях – при условии, что партийная работа следовала или предшествовала льготной работе и перерыв между ними не превышал 3-х месяцев в общей сложности.

Эти периоды включаются в льготный стаж для досрочной пенсии по любому основанию.

Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с указанным Положением засчитывалась в двойном размере, если проходила до 1 марта 1960 года, и в 1,5-ном размере – если была с 1 марта 1960 года до 1 января 1992 года.

В отношении педагогических и медицинских работников в период с 17 декабря 1959 года по 1 октября 1993 года применялось Постановление Совета Министров СССР №1307, которое позволяло включать им в льготный стаж в том числе:

- работу на выборных должностях в комсомольских, партийных организациях, советских учреждениях, профсоюзных органах,

- работу в должности председателя и заместителя председателя колхоза (если было официальное направление на эту работу с должностей, дающих право на выслугу лет),

- службу в армии, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции,

- методическую работу в учебных заведениях,

- педагогическую работу на курсах повышения квалификации, преподавательскую и научно-исследовательскую работу в вузах и НИИ,

- периоды учебы на курсах повышения квалификации.

Кроме того, отдельно учителям в льготный стаж можно было включать:

- педагогическую работу в училищах, техникумах, на рабфаках, детских комнатах и внешкольных детских учреждениях,

- работу в качестве пионервожатых,

- время учебы в педагогическом вузе, если ей предшествовала или за ней следовала работа по специальности.

Врачам дополнительно в льготный стаж включалась работа:

- в пионерских лагерях, домах отдыха, пансионатах, в учреждениях врачебной экспертизы,

- на руководящих должностях инструктора, инспектора в органах и учреждениях системы здравоохранения.

Единственное условие предусматривалось для включения всех указанных периодов в стаж учителям и врачам: их продолжительность не должна превышать 1/3 от всего их льготного стажа.

Таким образом, все перечисленные периоды могут быть теперь зачтены в льготный стаж, если они охватываются сроком действия указанных нормативных актов. Это позволяет существенно увеличить свой льготный стаж и ускорить выход на пенсию.

В настоящее время в пенсионном законодательстве (Законе о трудовых пенсиях) и на практике используются различные понятия стажа.

В приведенной ниже таблице, условно разделив пенсионеров на лиц, выходящих на трудовую пенсию по старости на общих основаниях (по достижении общеустановленного пенсионного возраста), и пенсионеров-«досрочников» (выходящих на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с тем, что они работали в особых производственных, климатических условиях, или имеют иные основания на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях), укажем имеющий значение для их пенсионного обеспечения вид стажа.

Таблица 9. Виды стажа, применяющиеся для определения пенсионных прав гражданина.

Пенсионеры на общих основаниях

Пенсионеры-«досрочники»

для определения права на пенсию:

страховой стаж (1)

(необходим для определения права на трудовую пенсию по старости)

указан в п.2 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

страховой стаж (2)

(необходим для определения права на досрочное назначение трудовой пенсию по старости)

указан в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

специальный страховой стаж (3)

(необходим для определения права на досрочное назначение трудовой пенсию по старости)

указан в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

для определения размера пенсии :

общий трудовой стаж (4)

(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии)

Используется для конвертации пенсионных прав по п. 1-3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

по общему стажу

по специальному стажу

общий трудовой стаж (5)

(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии, у «досрочников»)

Используется для конвертации пенсионных прав по п. 1-3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

специальный страховой стаж (6)

(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии, у «досрочников»)

Используется для конвертации пенсионных прав по п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

1. Стаж для определения права на пенсию (№№ 1 - 3) – это стажевое условие, при выполнении которого застрахованное лицо может претендовать на назначение трудовой пенсии (например: не менее 5 лет страхового стажа для права на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте; не менее 25 лет страхового стажа и 12 лет 6 месяцев специального страхового стажа для права на досрочное назначение трудовой пенсии за работу по Списку № 2 в 55 лет мужчине; не менее 15 лет страхового стажа и 7 лет 6 месяцев специального стажа для досрочного назначения пенсии за работу по Списку № 1 в 45 лет женщине и т.д.).

2. Стаж для определения размера пенсии (№№ 4 - 6) – это продолжительность стажа застрахованного лица, имеющегося у него по состоянию на 31.12.2001 г., исходя из которого определяется размер страховой части пенсии (а именно – расчетный размер пенсии (РП) в формуле конвертации приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав).

3. Под специальным страховым стажем (№ 3 и 6) понимается стаж на соответствующих видах работ, указанный в подпунктах п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях (например, стаж работы по Списку № 1 и т.д.) .

Подсчет стажа. Можно ли его подсчитать по старым правилам

Если речь идет о стаже для определении права на пенсию, в том числе назначаемую досрочно, то необходимо руководствоваться определением и правилами подсчета стажа (страхового и специального страхового), содержащимися в Законе о трудовых пенсиях и в постановлении Правительства от 11 июля 2002 года № 516. В то же время согласно позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 29 января 2004 года № 2-П) исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ (специального страхового стажа), имевших место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, может производиться по нормам ранее действовавшего правового регулирования (независимо от продолжительности стажа на указанную дату). В этом случае в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж по ранее действовавшему законодательству, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

При определении размера пенсии – т.е. стажевого коэффициента для оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал - стаж (как общий, так и специальный) также может быть определен как по действующему законодательству, так и по старым правилам, при чем независимо от того выработан или нет застрахованным лицом на 1 января 2002 года общий или специальный стаж. Однако, в этом случае нормы законодательства об определении и исчислении стажа применяются в совокупности с другими, регламентирующими, в частности, порядок расчета размера пенсии. Поэтому:

- если используются действующие правила определения продолжительности стажа, то и расчетный размер трудовой пенсии в формуле конвертации определяется по формуле, указанной в пункте 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- если стаж исчисляется на основании ранее действовавших нормативных правовых актов и в него зачитываются все периоды, которые предусматривались Законом от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также применяется предусмотренное им льготное исчисление некоторых из них, то расчетный размер трудовой пенсии подсчитывается также по нормам Закона № 340-1 (за исключением его ст. 7), то есть с учетом положений статей 16 и 17, а также статьи 18 данного Закона, которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии [1] (максимальный размер пенсии повышается при этом на 1% за каждый полный год имеющегося общего/специального трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%).

Стаж для определения права на пенсию

Разберем в отдельности правила подсчета каждого из видов стажа, обозначенных в Таблице 9 арабскими цифрами.

Сразу оговоримся, что ввиду большого количества регулирующих этот вопрос нормативных актов, а также отсутствия в ряде случаев единства в практике их применения, мы укажем лишь основополагающие принципы и правила, ориентируясь на которые можно в каждом конкретном случае решать вопрос о включении того или иного периода в стаж, подсчитывать стажевый коэффициент при конвертации и т.д.

Таблица 10. Основные правила, принципы и нормативная база для подсчета стажа при определении права на трудовую пенсию.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
N 358

СЕКРЕТАРИАТ ВЦСПС
N 16-28

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 1990 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДРУГИХ
ВЫПЛАТ, НА КОТОРЫЕ НЕ НАЧИСЛЯЮТСЯ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И
КОТОРЫЕ НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ЗАРАБОТКА ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИЙ И
ПОСОБИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и Секретариат ВЦСПС постановляют:

Утвердить в соответствии со ст. 78 Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" Перечень видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию (прилагается).

УТВЕРЖДЕН
постановлением Госкомтруда СССР
и Секретариата ВЦСПС
от 3 сентября 1990 г. N 358/16-28

ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДРУГИХ ВЫПЛАТ, НА КОТОРЫЕ
НЕ НАЧИСЛЯЮТСЯ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И КОТОРЫЕ НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ
ОПРЕДЕЛЕНИИ СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ЗАРАБОТКА ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИЙ И
ПОСОБИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

1. Компенсация за неиспользованный отпуск.

2. Выходное пособие при увольнении.

3. Различные виды денежных пособий, выдаваемых в качестве материальной помощи.

4. Компенсационные выплаты (суточные по командировкам и выплаты взамен суточных, выплаты в возмещение ущерба, причиненного трудящимся увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с их работой).

5. Стоимость бесплатно предоставляемых некоторым категориям работников квартир, коммунальных услуг, топлива, проездных билетов или стоимость их возмещения.

6. Стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла, обезжиривающих средств, молока и лечебно-профилактического питания.

7. Стоимость рациона бесплатного коллективного питания, предоставляемого в случаях, предусмотренных законодательством.

8. Дотации на обеды, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха за счет фонда социального развития (фонда потребления).

9. Возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе либо переезде на работу в другую местность.

10. Доплаты и надбавки к заработной плате взамен суточных в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или имеет разъездной характер, либо в связи со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков.

11. Заработная плата за дни работы без вознаграждения за труд (субботники, воскресники и т. п.), перечисляемая в соответствующий бюджет или благотворительные фонды.

12. Поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилейны-ми датами, днями рождения, за долголетнюю и безупречную трудовую деятельность, активную общественную работу и в других аналогичных случаях, производимые за счет фонда заработной платы (единого фон-да оплаты труда).

13. Денежные награды, присуждаемые за призовые места на сорев-нованиях, смотрах, конкурсах и т. п.

14. Стипендии, выплачиваемые предприятиями и организациями учащимся (аспирантам), направленным на обучение с отрывом от про-изводства.

15. Пособия, выплачиваемые за счет предприятия, учреждения и организации молодым специалистам за время отпуска после окончания высшего или среднего специального учебного заведения.

16. Вознаграждения, выплачиваемые гражданам предприятиями, уч-реждениями, организациями и кооперативами за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера.

Примечание. При исчислении пенсий и пособий учитываются те ви-ды премий, которые предусмотрены действующими системами оплаты труда на данном предприятии, в учреждении и организации независимо от периодичности их выплаты.

Предусмотренными системой оплаты труда считаются премии за трудовые результаты, которые установлены и выплачиваются на основании соответствующих нормативных актов, а также положений о премировании, принимаемых предприятиями в рамках коллективных договоров (трудовых соглашений, контрактов).

Ответы юристов


Указанное постановление по прежнему действует.

Вопрос № 16816119


Действует ли постановление от 6 мая 2011 г. n 354

Ответы юристов


Конкретно пишите, о чем постановление? Кто его вынес? Мы не ясновидящие

Желаю Вам удачи и всех благ!


Здравствуйте, Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") действует.

Вопрос № 17119320


Действует ли Постановление пленума верх. Суда от 24 марта 2005 г. №5

Ответы юристов


Это постановление действует.


Указанное Постановление Пленума ВС РФ является актуальным.

Вопрос № 3941831


Действует ли постановление №1397 для назначения пенсии за выслугу, если период учебы в педучилище 1987-1989 гг.?

Ответы юристов


ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВМИНА СССР ОТ 17.12.59 N 1397 (РЕД. ОТ 12.04.84) "О ПЕНСИЯХ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА"


Рита Николаевна, в определении Верховного суда РФ от указано, что правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и не могут нарушать чьих-либо прав. Данные обстоятельства также указывают на недопустимость применения постановления. № 1397, так как оно утратило силу с 1993 года. В вашем случае он действует. То есть вы вправе для назначения пенсии за выслугу ссылаться на него.

Если нужна помощь, пишите.


В вашем случае действует.


Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Нормативными правовыми актами, регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период обучения в педагогическом училище, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.

В силу пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Т.е., если Вы до учебы работали и после учебы работали, то войдет, если нет, то нет.


Рита Николаевна, постановление от 17.12.1959 г. №1397 можно применять к периодам работы до 01.10.1993 г. в соответствии с постановлением Конституционного суда №2-П, При рассмотрении вопроса о праве на досрочную пенсию в соответствии с КС №2-П будут последовательно применяться нормативные правовые акты к периодам работы 6-до 1 октября 1993 г.-постановление№1397,

с 01 октября 1993 г. по 01 ноября 1999 г. нормы Постановления Совмин СССР от 06.09.1991 г. №463,-с 1 ноября 1999 г. по 11 ноября 2002 г. нормы Постановления 31067,-с 11 ноября 2002 г. нормы Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781. Перечень №1397 г. применяется к периодам до 01 октября 1993 г. не в обязательном порядке, а только по волеизъявлению граждан, так как он не всегда приносит положительный результат.

Вопрос № 17621442


Действует ли постановление правительства 440 от 3 го апреля приложение номер 1

Ответы юристов


Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (ред. от 27.06.2020) "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 3 апреля 2020 г. N 440

ДЕЙСТВИЯ РАЗРЕШЕНИЙ И ИНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ В ОТНОШЕНИИ

РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2020 ГОДУ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.04.2020 N 557,

от 29.05.2020 N 788, от 11.06.2020 N 849, от 27.06.2020 N 940)

Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены случаи, когда работникам трудовая пенсия по старости назначается в районе возраста, определенного данным Законом для трудовых пенсий.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утверждаются постановлением Правительства от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Законодательно закреплен данный перечень, установлен список должностей и работ, однако на практике работнику, обратившемуся в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как правило, отказывают в таковом. Причины тому самые разнообразные.

Наиболее частые из них:

- ненадлежащее оформление трудовой книжки — 36%

- в предоставленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда — 52%;

- отсутствие штатного расписания — 2%;

- в числе страхователей, имеющих рабочие места, дающие право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости, работодатель не значится — 2%;

- отсутствие правовых актов, закрепляющих основания для досрочного назначения пенсии — 5%;

- отсутствие иных документов, подтверждающих факт работы в спорный период — 3 %.

Приведем несколько примеров из судебной практики.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 25 апреля 2013 г. удовлетворено исковое заявление Ж. к ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) о понуждении зачесть периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и назначить досрочно трудовую пенсию по старости. В судебном заседании установлено, что Ж. обратилась в ГУ УПФРФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР ей было отказано по подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием необходимого специального стажа, поскольку в него не зачтены периоды отпусков по уходу за ребенком и курсов повышения квалификации. При удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с которым время работы в должности учителя и воспитателя в школах и детских садах всех наименований засчитывается в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781

В силу п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (действующего на период спорных правоотношений) период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР (вступил в силу 6.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6.10.1992 г.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался в период действия вышеуказанных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то спорный период подлежал включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Н., обратился в ГУ УПФР с заявлением и со всеми необходимыми документами о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что стаж его работы с тяжелыми условиями труда составил более лет, он достиг возраста 55 лет и имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа и недостаточной продолжительности страхового стажа, при этом Управлением в специальный трудовой стаж не были включены периоды его работы, поскольку в предоставленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда, а также не включены в страховой стаж периоды его работы в связи с допущенными нарушениями правил оформления трудовой книжки (нечитаемая печать, отсутствие даты приказа об увольнении). При удовлетворении исковых требований Окуловский районный суд Новгородской области исходил из того, что согласно подп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, работниками, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, — Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абз. 1 настоящего подпункта.

Исходя из раздела XXXII «Общие профессии» Списка № 2 от 22.08.1956 г. право на назначение пенсии на льготных условиях имеют газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные.

Согласно разделу XXXIII «Общие профессии» (позиция 23200000-19756) Списка № 2 от 26.01.1991 г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют газоэлектросварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности; позицией 23200000-11620 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «газосварщики», позицией 23200000-19906 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «электросварщики ручной сварки».

Таким образом, Список № 2 от 22.08.1956 г. не предусматривал деление сварщиков по типу работ: на электросварщиков (газосварщиков) ручной сварки и на электросварщиков (газосварщиков) на автоматических и полуавтоматических машинах. Такое деление было установлено только в Списке № 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

Квалификационные характеристики работ электрогазосварщика, приведенные в разделе «Сварочные работы» Выпуска 2 ЕТКС, предусматривают выполнение работ электросварщика и газосварщика, то есть электрогазосварщик (газоэлектросварщик) совмещает работу по двум профессиям.

Как следует из информационного письма Министерства труда и социального развития РФ № 3073-17, Пенсионного фонда РФ № 06-27/7017 от 02.08.2000 г., «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» — это разные наименования одной профессии.

Вместе с тем из представленной истцом архивной справки видно, что в документах архивного фонда Государственного унитарного предприятия имеются сведения о трудовом стаже Н., согласно которым истец был принят на работу учеником такелажника на участок, затем электросварщиком на заводе, далее учеником такелажника на заводе и уволен приказом от года.

При вынесении решения суд также руководствовался п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, согласно которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также п. 5 Разъяснения № 5 от 22.05.1996 г. Министерства труда РФ «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», устанавливающего, что право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29, имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Кроме того, в судебном заседании были допрошены несколько свидетелей.

Таким образом, работник вынужден доказывать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по причинам ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей, а также отсутствия упорядоченной нормативной базы по данному вопросу. Процесс доказывания по таким делам является весьма трудоемким по времени и возможностям в силу возраста, ликвидации учреждений, в которых они когда-то осуществляли трудовую деятельность, необходимости запроса архивных данных, привлечения свидетелей.

Личный трудовой опыт позволяет выделить основные проблемные моменты таких дел:

  • всегда требуют временных затрат;
  • обжалуются УПФР во всех случаях. При этом без получения решения с отметкой о вступлении в законную силу с приложенной копией апелляционного определения никто исполнять решение суда не станет;
  • всегда энергозатратны. Поскольку обязанность по доказыванию всегда возлагается в данных делах на истцов, то они вынуждены «добывать» доказательства, обращаясь в архивы, к прежним работодателям, лично носить запросы суда в необходимые инстанции, лично добиваться явки свидетелей в суд.
Рассмотренная практика показала, что решения по данным вопросам однотипны, что и позволило выделить мотивы, по которым лицо вынуждено обращаться в суд. Однако это, по неизвестным причинам, не является для законодателя основанием для приведения нормативно-правовой базы в соответствие. Учитывая, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, обязанность по доказыванию принадлежащих по закону прав всегда лежит в таких спорах на истце. И принимая во внимание, что законом предусмотрен месячный срок для вступления решения суда в законную силу, а также тот факт, что эти категории дел обжалуются УПФР во всех случаях, добиться своего права претенденту на досрочную пенсию весьма сложно.

31 октября 1918 года Ленин подписал «Положение о социальном обеспечении трудящихся», которое предусматривало назначение пенсий только в случае утраты трудоспособности. Для отдельных категорий работников позднее появились пенсии за выслугу лет. А в 1929 году начали назначать пенсии по старости, однако далеко не для всех. Миллионы советских людей получили право не работать до смерти лишь многие годы и десятилетия спустя.

Из «Положения о социальном обеспечении трудящихся», утвержденного декретом Совнаркома РСФСР 31 октября 1918 года.

Ст. 8-я. Цель выдачи пособия и пенсий

1. Выдача пособий и пенсий имеет целью доставление средств к существованию лицам, лишившимся основного заработка или его части вследствие утраты трудоспособности или безработицы.

2. Пособия и пенсии не выдаются лицам, лишившимся трудоспособности, если эти обстоятельства не сопровождаются утратой заработка или его части, причем в последнем случае из пособия или пенсии высчитываются заработки и доходы данного лица…

Ст. 15-я. При каких обстоятельствах назначаются пенсии

Указанные в настоящей главе пенсии назначаются в случаях полной или частичной постоянной утраты трудоспособности, независимо от причин, вызвавших утрату трудоспособности (болезнь, увечье, старость, профессиональное заболевание и т. п.).

Ст. 16-я. Сроки назначения пенсий

Пенсии назначаются со дня подачи заявления об инвалидности.

Ст. 17-я. Продолжительность выдачи пенсий

Пенсии выдаются до дня смерти застрахованного, если только ранее этого срока трудоспособность пенсионера не восстановится до нормы, ниже которой пенсии не выдаются.

Ст. 18-я. Размер пенсий

Размер месячной пенсии при полной утрате трудоспособности устанавливается: в размере 25-кратного дневного нормального пособия, выдаваемого в местности, где проживает пенсионер. При частичной утрате трудоспособности размеры пенсии устанавливаются для лиц:

  • утративших от 15 до 29% трудоспособности в размере 1/5 полной пенсии;
  • утративших от 30 до 44% трудоспособности в размере 1/2 полной пенсии;
  • утративших от 45 до 60% трудоспособности в размере 3/4 полной пенсии;
  • свыше 60% в размере полной пенсии.

Пенсионерам, требующим, вследствие беспомощности, особого ухода, пенсии должны быть соответственно увеличены.

Примечание 1. В случаях острых промышленно-хозяйственных кризисов по всей стране Народному Комиссариату Труда предоставляется временно отменить выдачу пенсий лицам, утратившим трудоспособность ниже 30%.

Примечание 2. Отделу Социального Обеспечения и Охраны Труда Народного Комиссариата Труда предоставляется изменять группы получающих пенсии, а равно издавать инструкции об их применении.

Из «Положения о научных работниках высших учебных заведений», утвержденного декретом Совнаркома РСФСР 21 января 1924 года.

21. Штатные профессора и преподаватели высших учебных заведений, прослужившие в качестве научных работников не менее двадцати пяти лет или достигшие шестидесятипятилетнего возраста, прослужив не менее десяти лет, имеют право на получение пожизненной пенсии в размере оклада, установленного для штатных профессоров и преподавателей высших учебных заведений, с автоматическим повышением пенсии по мере повышения тарифов. Работа в качестве научного сотрудника включается в общий срок учено-учебной службы с момента зачисления в научно-исследовательский институт или оставления при высшем учебном заведении научным сотрудником.

Примечание 1. В случае потери трудоспособности ранее достижения шестидесятилетнего возраста научные работники, прослужившие в качестве научного работника не менее пятнадцати лет, имеют право на получение пенсии в размере половины оклада, а прослужившие не менее двадцати лет — в размере полного оклада.

Примечание 2. Научные работники, потерявшие трудоспособность при исполнении или в связи с исполнением обязанностей, получают пенсию в размере полного оклада по их последней должности независимо от стажа их научной деятельности.

Из постановления ЦИК СССР и Совнаркома СССР «О пенсионном обеспечении учителей школ 1-й ступени сельских и городских и др. работников просвещения в деревне», 15 января 1925 года.

Считая одним из основных условий развития дела народного образования улучшение материального положения народных учителей и других работников просвещения, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Ввести пенсионное обеспечение для работников просвещения за выслугу лет.

В качестве первого мероприятия в этой области, подлежащего дальнейшему развитию по мере укрепления хозяйственного положения Союза ССР, установить с 1 января 1925 г. пенсионное обеспечение работников просвещения на следующих основаниях.

2. Право на пенсию имеют учителя школ 1-й ступени (начальных школ.— "История" ) как сельских, так и городских, а также следующие работники культурно-просветительных учреждений в сельских местностях: руководители изб читален, библиотекари, учителя низших сельско-хозяйственных школ и педагогический персонал детских домов.

3. Все упомянутые в ст. 2 настоящего Постановления работники приобретают право на получение пенсии по прослужении (так в тексте.— "История" ) ими 25 лет в перечисленных должностях, независимо от того, протекала ли их служба в одном или в нескольких из числа поименованных в ст. 2 учреждениях.

4. При установлении права на пенсию засчитывается и дореволюционная служба в должностях, соответствующих перечисленным в ст. 2, при условии, однако, состояния не менее 5 лет на советской службе в указанных в ст. 2 должностях. Перечень должностей, время службы в которых засчитывается в стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливается инструкцией…

(В 1929 году список работников просвещения, имеющих право на пенсии за выслугу лет, был значительно расширен. В том же году к ним приравняли медицинских и ветеринарных работников, работающих в сельской местности. Позднее право выхода на пенсию по выслуге получили экипажи гражданской авиации и отдельные категории артистов. Отдельное и менявшееся со временем пенсионное законодательство было у писателей, композиторов и других творческих работников.— «История». )


Закон о государственных пенсиях, принятый в 1956 году, уравнял в пенсионных правах всех граждан СССР, кроме колхозников

Фото: Андрей Новиков / Фотоархив журнала «Огонёк»

Из постановления ЦИК СССР и Совнаркома СССР «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости», 15 мая 1929 года.

1. Установить пенсионное обеспечение в порядке социального страхования по случаю старости.

Ввести это обеспечение с 15 апреля 1929 г. для рабочих горной и металлической промышленности (и электропромышленности), а также железнодорожного и водного транспорта, оставивших работу по найму после 1 января 1929 г., и для рабочих текстильной промышленности, оставивших работу по найму после 1 декабря 1927 г.

Сроки распространения обеспечения по случаю старости на рабочих других отраслей народного хозяйства, а также на служащих определяются Союзным Советом Социального Страхования при Народном Комиссариате Труда Союза ССР в соответствии с пятилетним планом развития народного хозяйства Союза ССР.

2. Право на пенсию имеют:

а) мужчины, достигшие ко дню оставления работы по найму 60-летнего возраста, если они проработали по найму в общей сложности не менее 25 лет;

б) женщины, достигшие ко дню оставления работы по найму 55-летнего возраста, если они проработали по найму в общей сложности не менее 20 лет.

Лица, занятые на подземных работах в горной промышленности, имеют право на пенсию, если они ко дню оставления работы по найму достигли 50-летнего возраста и при том проработали по найму в общей сложности не менее 20 лет.

Союзному Совету Социального Страхования при Народном Комиссариате Труда Союза ССР предоставляется право понижать для лиц, занятых во вредных производствах, возраст и стаж работы по найму, установленные пп. «а» и «б» настоящей статьи.

3. Пенсия по случаю старости предоставляется независимо от состояния трудоспособности.

4. Пенсия назначается в размере половины прежнего заработка пенсионера.

Союзному Совету Социального Страхования предоставляется право устанавливать предельные суммы, выше и ниже которых пенсия не может назначаться.

5. Если пенсионер имеет заработок от работы по найму или иные доходы, то выдача ему пенсии может быть приостановлена или вовсе прекращена, либо размер пенсии может быть уменьшен.

6. Взамен выдачи пенсии страховые кассы могут помещать пенсионеров, с их согласия, в инвалидные и т. п. учреждения…

Из «Положения о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», утвержденного ЦИК СССР и Совнаркомом СССР 13 февраля 1930 года.

11. Право на пенсию по старости имеют:

а) рабочие следующих отраслей промышленности: горной, металлической (в том числе электропромышленности), химической, текстильной, полиграфической, стекольно-фарфоровой, табачно-махорочной;

б) рабочие железнодорожного и водного транспорта.

Распространение обеспечения по старости на рабочих других отраслей, а также на служащих производится Союзным советом социального страхования.

Из «Положения о льготах для лиц, работающих в районах Крайнего севера РСФСР», утвержденного ВЦИК и Совнаркомом РСФСР 10 мая 1932 года.

15. Для работников, имеющих право на получение пенсий за выслугу лет, год работы на Крайнем севере засчитывается за два года для получения пенсий, причем работникам, прослужившим на Крайнем севере 10 лет беспрерывно, пенсия выплачивается в размере, установленном за 25 лет работы.

Из «Примерного устава сельскохозяйственной артели», утвержденного ЦК ВКП(б) и Совнаркомом СССР 17 февраля 1935 года.

11. Из получаемых артелью урожая и продуктов животноводства артель:

а) выполняет свои обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплачивается натурой с машинно-тракторной станцией за работу МТС в соответствии с заключенным договором, имеющим силу закона, выполняет договоры о контрактации;

б) засыпает семена для посева и фураж для прокорма скота на всю годовую потребность, а также для страховки от неурожая и бескормицы создает неприкосновенные, возобновляемые ежегодно семенной и кормовой фонды в размере 10–15% годовой потребности;

в) создает, по решению общего собрания, фонды помощи инвалидам, старикам, временно потерявшим трудоспособность, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот — все это в размере не свыше 2% валовой продукции.

(Этим «Примерным уставом» регулировалась деятельность колхозов. Как свидетельствуют архивные документы, в 1930–1940-х годах у большинства из них после выполнения госпоставок не оставалось зерна даже на следующий сев и оплату трудодней колхозников.— «История». )

Из постановления Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) «Об улучшении государственного социального страхования для служащих», 31 июля 1937 года.

1. Распространить на служащих пенсионное обеспечение по старости на общих основаниях с рабочими.

Отнести настоящее Постановление к служащим, прекратившим работу после 1 августа 1937 года или продолжающим работать.


После принятия закона «О пособиях и пенсиях членам колхозов» их пенсии из колхозных (на фото) стали государственными, но минимальный размер этих выплат был в 2,5 раза меньше, чем у рабочих и служащих

Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ

Из Закона СССР «О государственных пенсиях», 14 июля 1956 года.

В Союзе Советских Социалистических Республик право граждан на материальное обеспечение в старости, при потере трудоспособности и в случае болезни является одним из завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции и закреплено Конституцией СССР.

Пенсионное обеспечение гарантируется созданным в СССР социалистическим строем, в условиях которого навсегда уничтожены эксплуатация человека человеком, безработица и неуверенность трудящихся в завтрашнем дне. Пенсионное обеспечение в Советском государстве осуществляется полностью за счет государственных и общественных средств.

Успехи в развитии социалистического хозяйства, достигнутые советским народом под руководством Коммунистической партии Советского Союза, позволяют в настоящее время осуществить дальнейшее улучшение дела пенсионного обеспечения…

Статья 1. Право на государственную пенсию имеют:

а) рабочие и служащие;

в) учащиеся высших, средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров;

г) другие граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;

д) члены семей граждан, указанных в настоящей статье, в случае потери кормильца.

Статья 2. Государственные пенсии по настоящему Закону назначаются:

б) по инвалидности;

в) по случаю потери кормильца.

Статья 3. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору…

Статья 7. Пенсии не подлежат обложению налогами.

Статья 8. Право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие:

мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 9. На льготных условиях имеют право на пенсию по старости:

а) рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах — по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:

мужчины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

женщины — по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет;

б) рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда — по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:

мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Рабочий или служащий имеет право на пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях (независимо от места последней работы).

Минимальный размер пенсии по старости устанавливается 300 рублей в месяц.

Максимальный размер пенсии по старости — 1200 рублей в месяц.

Статья 14. Устанавливаются следующие надбавки к пенсиям по старости:

а) за непрерывный стаж работы свыше 15 лет или за общий стаж работы — мужчинам, проработавшим не менее 35 лет, и женщинам, проработавшим не менее 30 лет, — 10 процентов пенсии…

Из Закона СССР «О пособиях и пенсиях членам колхозов», 15 июля 1964 года.

Советский народ под руководством Коммунистической партии Советского Союза достиг, особенно в последнее десятилетие, огромных успехов в коммунистическом строительстве, в развитии производительных сил страны, создал мощную, всесторонне развитую экономику. Это позволяет Советскому государству систематически повышать благосостояние народа и все полнее удовлетворять его растущие потребности.

В настоящее время имеется возможность ввести более устойчивую систему социального обеспечения в колхозах путем установления пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и пособий для женщин — членов колхозов по беременности и родам.

В пенсионном обеспечении колхозников не должно быть уравнительного подхода. Чем выше производительность труда колхозников, чем больше колхоз производит и продает государству продукции с гектара пашни, чем выше его доход и уровень отчислений в пенсионный фонд, тем больше должны быть пенсии колхозникам. Лучше обеспечиваться должны те колхозники, которые хорошо работают и вносят больший вклад в общественное производство.

Установление государственной системы социального обеспечения колхозников явится новым важным стимулом к дальнейшему подъему трудовой активности колхозного крестьянства и увеличению производства сельскохозяйственных продуктов.

Размеры пенсий, предусмотренные настоящим Законом, в дальнейшем, по мере роста национального дохода, в частности доходов колхозов, будут постепенно повышаться до уровня государственных пенсий, назначаемых рабочим и служащим…

Статья 1. Члены колхозов имеют право на пенсии по старости и по инвалидности.

Нетрудоспособные члены семей умерших колхозников, если они находились у них на иждивении, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца…

Статья 6. Право на пенсию по старости имеют члены колхозов:

мужчины — по достижении 65 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 8. Пенсии по старости членам колхозов назначаются в размере 50 процентов с заработка 50 рублей в месяц и сверх того, 25 процентов с остального заработка.

Минимальный размер пенсии по старости устанавливается 12 рублей в месяц (минимальный размер пенсии остальным гражданам СССР в то время составлял 30 руб. в месяц.— "История" ).

Максимальный размер пенсии по старости устанавливается 102 рубля в месяц, то есть на уровне максимального размера пенсий по старости, предусмотренного Законом о государственных пенсиях для рабочих и служащих, постоянно проживающих в сельской местности и связанных с сельским хозяйством…

Статья 24. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 1965 года.

Из указа Президиума Верховного совета СССР «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения» от 26 сентября 1967 года.

Снизить членам колхозов возраст, дающий право на пенсию по старости: мужчинам с 65 до 60 лет, женщинам с 60 до 55 лет…

Читайте также: