Постановления верховного суда о пенсиях педагогов

Ю.О. Вербицкая, юрист МУ «Центр бухгалтерского и материально-технического обеспечения
муниципальных образовательных учреждений Верх-Исетского района»

По общему правилу, сотрудник сам доказывает, что определенный период работы включается в стаж для назначения пенсии по выслуге лет. Но работодатель должен знать, как правильно оформить документы учителю.

Кому полагается пенсия за выслугу лет

Педагогические работники при соблюдении определенных условий имеют право на досрочное назначение пенсии. Пенсия за выслугу лет – это трудовая пенсия по старости, назначаемая ранее достижения пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). Данная пенсия назначается в соответствии сподпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

На первый взгляд простое положение. Но в практике его применения возникают два вопроса: что можно считать педагогической деятельностью и какие организации можно считать учреждениями для детей?

Перечень профессий и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. До этого действовал другой перечень, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463. Им стоит руководствоваться при назначении пенсий за периоды до 14 ноября 2002 года (дата введения в действие нового Перечня).

Не весь стаж учитывают – есть ограничения

Правила исчисления спецстажа утверждены постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

Данными правилами установлено, что в спецстаж засчитываются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для педагогических работников это означает, что они должны были вырабатывать часы в соответствии со своей ставкой (у разных педагогических работников она отличается, например у учителей школ – это 18 часов в неделю, в том числе учителей начальных классов, ранее у них была ставка 20 часов).

В стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В стаж работы не включаются периоды отстранения от работы по вине работника, а также периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Кроме того, в спецстаж не включается период отпуска по уходу за ребенком ( ч. 5 ст. 256 Трудового кодекса РФ ). Исключение составляют случаи, когда указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то есть до времени вступления в силу Федерального закона от 25 сентября 1992 г. № 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях (определение Верховного суда РФ от 1 июля 2011 г. № 41В11-10, определение Верховного суда РФ от 5 марта 2009 г. № 19-В09-2).

Ошибку работодателя можно исправить через суд

В судах рассматривается много дел по «реабилитации» стажа педагогов. Ответчиком по искам, как правило, является Пенсионный фонд РФ. Специалисты ПФР трактуют нормы постановлений достаточно жестко. А суды нередко принимают решения в пользу истцов. То есть подтверждают правомерность включения определенного периода работы в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет.

Анализ таких дел показывает, что в большинстве случаев чиновники Пенсионного фонда не принимают спорные периоды работы по вине работодателя, так как учреждение неправильно указывает наименование должности. То есть должность педагогического работника, указанная в трудовой книжке, не совпадает с должностью, установленной в перечне.

В этом случае можно посоветовать работнику обратиться в суд для установления факта выполнения трудовых обязанностей по должности, которая указана в Перечне № 781. Тогда доказывать нужно не то, что должность работника соответствует должности, указанной в Перечне № 781, а то, что она была указана неверно. Но при этом сотрудник выполнял трудовые функции педагогического работника по должности, соответствующие установленным требованиям (определение Верховного суда РФ от 12 ноября 2009 г. № 49-В09-13).

Также обратите внимание на пункт 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». В нем отмечено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж период его работы, который по мнению истца нужно зачесть, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т. п.).

Поэтому приводить примеры конкретных «неправильных» должностей, которые были признаны аналогичными должностям из Перечня № 781, мы не будем, так как в каждом отдельном случае вопрос может быть разрешен судом по-разному (в одном случае, например, инструктор по физической культуре может быть признан педагогическим работником, в другом нет).

Самое главное – собрать как можно больше доказательств того, что сотрудник выполнял обязанности именно по той должности, которая есть в Перечне № 781, хотя и в трудовой книжке ошибочно указана другая должность. Здесь могут помочь справки из отдела образования, показания свидетелей, должностная инструкция и другие аналогичные документы.

Равенство должностей

В ряде случаев тождество профессий и должностей установлено нормативно. Так, должности воспитателя тождественны должности (приказ Минздравсоцразвития России от 5 июля 2005 г. № 440):

– воспитатель школьной группы;

– воспитатель школьного отделения;

– воспитатель дошкольной группы;

– воспитатель дошкольного отделения;

– воспитатель логопедической группы;

– воспитатель речевой группы;

– воспитатель специальной (коррекционной) группы;

– воспитатель коррекционной группы;

– воспитатель группы коррекции;

– воспитатель пришкольного интерната;

– воспитатель группы продленного дня;

– воспитатель интерната (при школе);

– воспитатель ясельной группы;

– воспитатель садовой группы;

– воспитатель санаторной группы;

– воспитатель интернатной группы;

– воспитатель подготовительной группы.

Должность «музыкальный работник» соответствует должности музыкального руководителя (постановление Минтруда России от 23 июня 2003 г. № 39).

При решении вопроса, в какой суд обратиться, нужно исходить из следующего. Если он заявляет только имущественное требование, цена которого не превышает 50 тыс. руб. (например, при взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии), то следует обращаться к мировому судье. Если предъявляется неимущественное требование (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии) или и то, и другое, то такие дела подсудны районному суду.

Заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по местонахождению соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

За помощью при обращении в суд советуем обратиться в профсоюзную организацию на уровне района или города.

Что касается продолжения трудовой деятельности после назначения пенсии за выслугу лет, то закон этого не запрещает. Факт назначения пенсии не означает прекращения трудовых отношений. Работник может продолжать выходить на работу, при этом никаких дополнительных документов оформлять не нужно.

При разработке штатного расписания и указании должностей сотрудников (и в приказах, и в трудовых книжках) надо использовать нормативно установленные наименования.

Как доказать в суде, что период работы с 24.08.1994 по 29.02.1996 в должности педагога дополнительного образования Ваг-ком муниципальном Центре внешкольной работы с нагрузкой 18 часов в неделю входит в педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию?

Ответы юристов


Представляйте в суд документы, подтверждающие факт работы. Какие именно, зависит от фактических обстоятельств дела. Обращайтесь к юристу очно.

Вопрос № 540486


Имеются ли прецеденты назначения льготной пенсии педагогу доп. образования в случае, подобным моему? У меня пед. стаж 20 лет до 1999 г, потом 2 года после переезда к новому месту жительства не могла найти работу по специальности, и только с сентября 2001 пошла работать педагогом доп. образования, но мне его в пед. стаж не засчитывают, т.к. не работала в период 99-2000 г.Были где-либо в судах положительные решения с подобной ситуацией?

Ответы юристов


Увы, положительных нет, есть постановление ВС РФ, но отрицательное.

"Решение Верховного Суда РФ от 12 марта 2007 г. N ГКПИ 07-4

Верховный Суд Российской Федерации рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е. о признании недействующим пункта 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила). Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 2002 г., N 44, ст. 4393.

Е. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 12 Правил, согласно которому работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

По мнению заявителя, оспариваемый пункт Правил ограничивает право педагогов на досрочное пенсионное обеспечение, что противоречит подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предоставляющему такое право лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Е. мотивировала нарушение своих прав тем, что в связи с отсутствием у нее факта работы с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должности педагога в учреждениях дополнительного образования детей на основании данного пункта Правил решением Зарайского городского суда от 2 декабря 2005 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26 января 2006 г., ей было отказано в признании права на включение в педагогический стаж периода работы с 1 сентября 2004 г. по 26 июля 2005 г. преподавателем теоретических дисциплин в Макеевской детской школе искусств.

В судебном заседании Е. и ее представитель адвокат Л. поддержали заявленные требования, обосновывая их вышеприведенными доводами.

Представитель Правительства Российской Федерации З. в своих возражениях указала на то, что оспариваемый нормативный правовой акт утвержден Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, регулирует не продолжительность педагогической деятельности, дающей право на досрочную трудовую пенсию, а правила исчислении стажа, необходимого для назначения такой пенсии.

Выслушав участвующих в деле лиц и обсудив их доводы, проверив оспариваемый пункт Правил на предмет его соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", изменивший принципы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, не предусматривает такой вид пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет за отдельными категориями граждан, обеспечивавшихся по прежнему законодательству подобными пенсиями, право на досрочное назначение трудовой пенсии. В частности, в подпункте 10 пункта 1 статьи 28 этого Федерального закона, включенной в главу VI, регулирующую порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав, указанное право сохранено за лицами, осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет. При этом в пункте 3 той же статьи 28 определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Обеспечивая реализацию права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, Правительство Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий своим постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, конкретизировав применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в названном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей". В пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" утвержденного Списка приведены наименования должностей и учреждений дополнительного образования детей.

В оспариваемом пункте 12 Правил определены условия, при которых работа в должности педагога в учреждениях дополнительного образования детей включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В нем воспроизведены критерии, позволявшие засчитывать данную работу в выслугу лет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067". Этим постановлением должность педагога дополнительного образования была исключена из категории должностей, работа в которых зачитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Одновременно была установлена специальная гарантия для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, что обеспечивало необходимую стабильность в правовом регулировании, создавало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П и воспроизведенной в определении от 16 ноября 2006 года N 512-0, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению, сопровождающееся установлением указанной специальной гарантии, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение.

Пункт 12 Правил каких-либо новых положений не содержит, он позволяет засчитывать в специальный стаж работу после 1 января 2001 года в должностях педагога в учреждениях дополнительного образования детей на тех же условиях, на которых ранее данная работа включалась в выслугу лет, то есть фактически сохраняет специальную гарантию, установленную в 2001 году при исключении должности педагога дополнительного образования детей из категории должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Ссылка заявителя о противоречии оспариваемой нормы подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является несостоятельной, поскольку в этом подпункте устанавливается лишь продолжительность педагогической деятельности для целей досрочного назначения трудовой пенсии, но не раскрывается, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической. Правительство Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществило соответствующую дифференциацию, основанную на объективных критериях оценки характера труда и функциональных обязанностей различных категорий работников, сохранив за педагогами учреждений дополнительного образования детей право на досрочное назначение трудовой пенсии на тех же условиях, на которых они ранее могли приобрести право на пенсию за выслугу лет.

Поскольку оспариваемый пункт Правил не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении заявления Е. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течении 10 дней со дня его принятия в окончательной форме".

По общему правилу, сотрудник сам доказывает, что определенный период работы включается в стаж для назначения пенсии по выслуге лет. Но работодатель должен знать, как правильно оформить документы учителю.

Педагогические работники при соблюдении определенных условий имеют право на досрочное назначение пенсии. Пенсия за выслугу лет – это трудовая пенсия по старости, назначаемая ранее достижения пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). Данная пенсия назначается в соответствии сподпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

На первый взгляд простое положение. Но в практике его применения возникают два вопроса: что можно считать педагогической деятельностью и какие организации можно считать учреждениями для детей?

Перечень профессий и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. До этого действовал другой перечень, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463. Им стоит руководствоваться при назначении пенсий за периоды до 14 ноября 2002 года (дата введения в действие нового Перечня).

Правила исчисления спецстажа утверждены постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

Данными правилами установлено, что в спецстаж засчитываются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Для педагогических работников это означает, что они должны были вырабатывать часы в соответствии со своей ставкой (у разных педагогических работников она отличается, например у учителей школ – это 18 часов в неделю, в том числе учителей начальных классов, ранее у них была ставка 20 часов).

В стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В стаж работы не включаются периоды отстранения от работы по вине работника, а также периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Кроме того, в спецстаж не включается период отпуска по уходу за ребенком ( ч. 5 ст. 256 Трудового кодекса РФ ). Исключение составляют случаи, когда указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то есть до времени вступления в силу Федерального закона от 25 сентября 1992 г. № 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях (определение Верховного суда РФ от 1 июля 2011 г. № 41В11-10, определение Верховного суда РФ от 5 марта 2009 г. № 19-В09-2).

В судах рассматривается много дел по «реабилитации» стажа педагогов. Ответчиком по искам, как правило, является Пенсионный фонд РФ. Специалисты ПФР трактуют нормы постановлений достаточно жестко. А суды нередко принимают решения в пользу истцов. То есть подтверждают правомерность включения определенного периода работы в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет.

Анализ таких дел показывает, что в большинстве случаев чиновники Пенсионного фонда не принимают спорные периоды работы по вине работодателя, так как учреждение неправильно указывает наименование должности. То есть должность педагогического работника, указанная в трудовой книжке, не совпадает с должностью, установленной в перечне.

В этом случае можно посоветовать работнику обратиться в суд для установления факта выполнения трудовых обязанностей по должности, которая указана в Перечне № 781. Тогда доказывать нужно не то, что должность работника соответствует должности, указанной в Перечне № 781, а то, что она была указана неверно. Но при этом сотрудник выполнял трудовые функции педагогического работника по должности, соответствующие установленным требованиям (определение Верховного суда РФ от 12 ноября 2009 г. № 49-В09-13).

>|Квалификационные характеристики по должностям педагогических работников определены приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н.| 📌 Реклама

В ряде случаев тождество профессий и должностей установлено нормативно. Так, должности воспитателя тождественны должности (приказ Минздравсоцразвития России от 5 июля 2005 г. № 440):

– воспитатель школьной группы;

– воспитатель школьного отделения;

– воспитатель дошкольной группы;

– воспитатель дошкольного отделения;

– воспитатель логопедической группы;

– воспитатель речевой группы;

– воспитатель специальной (коррекционной) группы;

– воспитатель коррекционной группы;

– воспитатель группы коррекции;

– воспитатель пришкольного интерната;

– воспитатель группы продленного дня;

– воспитатель интерната (при школе);

– воспитатель ясельной группы;

– воспитатель садовой группы;

– воспитатель санаторной группы;

– воспитатель интернатной группы;

– воспитатель подготовительной группы.

Должность «музыкальный работник» соответствует должности музыкального руководителя (постановление Минтруда России от 23 июня 2003 г. № 39).

При решении вопроса, в какой суд обратиться, нужно исходить из следующего. Если он заявляет только имущественное требование, цена которого не превышает 50 тыс. руб. (например, при взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии), то следует обращаться к мировому судье. Если предъявляется неимущественное требование (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии) или и то, и другое, то такие дела подсудны районному суду.

Заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по местонахождению соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

За помощью при обращении в суд советуем обратиться в профсоюзную организацию на уровне района или города.

Что касается продолжения трудовой деятельности после назначения пенсии за выслугу лет, то закон этого не запрещает. Факт назначения пенсии не означает прекращения трудовых отношений. Работник может продолжать выходить на работу, при этом никаких дополнительных документов оформлять не нужно.


КОММЕНТАРИЙ

по вопросам досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников в судебных постановлениях Верховного Суда РФ

Конституция РФ возлагает на Верховный Суд РФ как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам осуществление судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции и дачу разъяснений по вопросам судебной практики.

Педагогические работники образовательных учреждений за защитой своих прав на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей обращаются в районный суд. На решения всех судов, принятых по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба. После рассмотрения дела судом кассационной инстанции решение вступает в законную силу. Очень часто бывает, что одна из сторон не согласна с принятым решением, считая, что суд принял неправильное решение, и обращается в суд надзорной инстанции.

Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

В соответствии со статьей 376 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

В порядке надзорного производства такие дела рассматриваются Верховным Судом РФ. Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов. Иногда бывает так, что именно Верховный Суд РФ, рассматривая дело в надзорной инстанции, ставит последнюю точку.

Так, уже неоднократно в Верховном Суде РФ рассматривались дела о зачете в стаж, учитываемый для досрочного назначения пенсии периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, причем в некоторых случаях такой отпуск начинался до 06.10.1992 года, а завершался уже после указанной даты.

Верховный Суд РФ в определениях указывал, что до введения в действие Закона Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 01.01.01 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 01.01.01 г. № 000 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 01.01.01 г. № 000-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 01.01.01 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.01.01 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста трех лет) начинался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г. (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Судебных постановлений Верховного Суда РФ по аналогичным делам уже достаточное количество, поэтому с уверенностью можно говорить об устоявшейся судебной практике по данному вопросу.

Часто педагогическим работникам, проходившим службу в Советской Армии, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, не засчитывают данный период в стаж для досрочного назначения пенсии, поэтому своё право работникам приходится отстаивать в суде. Верховный Суд РФ, рассматривая такие дела в порядке надзора, неоднократно указывал, что нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 01.01.01 г. «О государственных пенсиях» (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 01.01.2001) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 01.01.01 г. № 000.

Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Поэтому если на момент обращения гражданина в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Верховный Суд РФ приходил к выводу, что в целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Также интересно гражданское дело 06-34, рассмотренное в порядке надзора Верховным Судом РФ с вынесением определения, в котором фактически признал, что лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 01.01.01 г. № 000 и утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000, пунктом 3 Приложения № 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 01.01.01 г. № 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Поскольку заявительница, осуществляя в период с 1977 по 2004 год педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права - с 1979 по 1989 год, а потому с учетом положений ст. ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. С учетом указанных обстоятельств вынесенные по делу судебные постановления, которыми удовлетворены требования истицы о включении периодов нахождения ее в учебных отпусках в специальный стаж и назначении пенсии, признаны законными.

Верховный Суд РФ регулярно публикует обзоры судебной практики, которые готовятся на основе анализа судебных постановлений и утверждаются постановлением Президиума Верховного Суда РФ. В обзорах публикуются ответы на вопросы, в том числе и на вопросы применения пенсионного законодательства. Без единообразия судебной практики обеспечение в стране единства законности, подлинного равенства всех граждан перед законом и судом невозможно, поэтому указанные разъяснения очень важны.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 июня 2006 г.) разъяснено (вопрос 30), что лицам, осуществлявшим педагогическую, медицинскую и иную работу (ст. ст. 27, 28 Федерального закона от 01.01.01 г. »О трудовых пенсиях в Российской Федерации») период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит ли включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Федеральным законом от 01.01.01 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 516.

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В Обзоре законодательства и судебной практики по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2004 года (утв. постановлением Президиума ВС РФ от 9 февраля 2005 г.) разъяснено, что поскольку действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей, если подтверждение стажа документами невозможно по причинам, не зависящим от работника.

Педагогическим работникам, которые столкнулись с проблемами при обращении за досрочным назначением трудовой пенсии и собираются в судебном порядке отстаивать свои права, можно посоветовать при обосновании своей позиции в суде воспользоваться доводами, приводимыми Верховным Судом РФ в разъяснениях.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституций РФ (ч. 1 ст. 39), поэтому очень важным является устранение случаев нарушения законности при назначении гражданам трудовых пенсий.

Комментарий подготовил , заместитель заведующего правовым отделом – главный правовой инспектор труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Читайте также: