Постановлениями правления пенсионного фонда украины

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

  • Поиск документов
  • Описание базы данных
  • Помощь
  • Оплатить доступ
  • Вопросы и ответы
  • Контакты
  • О законодательстве стран СНГ

Дата обновления БД:

05.12.2020

29 / 182

Всего документов в БД:

104445

  • Соглашение об использовании сайта
  • Соглашение о конфиденциальности
  • Лицензионное соглашение
  • Описание тарифных планов
  • Все документы базы данных

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Министерством юстиции Украины

27 декабря 2005 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ

от 25 ноября 2005 года №22-1

Об утверждении Порядка представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании"

(В редакции Постановлений правления Пенсионного фонда Украины от 31.10.2006 г. №17-1, 22.12.2006 г. №21-1, 03.07.2007 г. №11-1, 01.12.2008 г. №21-3, 15.10.2009 г. №23-1, 07.12.2009 г. №27-7, 07.07.2014 г. №13-1, 30.07.2015 г. №13-2, 26.04.2017 г. №9-1, 23.05.2018 г. №11-1, 26.12.2018 г. №29-1)

В соответствии с пунктом 12 Положения о Пенсионном фонде Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 01.03.2001 г. №121, Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", правление Пенсионного фонда Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

2. Департаменту пенсионного обеспечения Пенсионного фонда Украины (В.Никитенко) представить Порядок для государственной регистрации в Министерство юстиции Украины.

Утвержден Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25 ноября 2005 года №22-1

Порядок предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно Закону Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании"

I. Обращение за назначением (перерасчетом) пенсии

1.1. Заявление о назначении пенсии неработающим лицам, а также членам семьи в связи с потерей кормильца подается заявителем лично или через представителя, действующего на основании выданной ему доверенности, заверенной нотариально, непосредственно в управление Пенсионного фонда Украины в районе, городе, районе в городе, а также в городе и районе объединенного управления (далее - орган, назначающий пенсию) по месту жительства (регистрации).

В случае если лицо, которому назначается пенсия, не достигло совершеннолетия или является недееспособным, заявление подается родителями, усыновителями, родителями-воспитателями, приемными родителями, патронатным воспитателем, опекунами, попечителями по месту жительства (регистрации), представителями учреждений (органов опеки и попечительства), которые выполняют функции опекунов и попечителей (далее - законные представители) по местонахождению таких учреждений (органов).

(В пункт 1.1. внесены изменения в соответствии с Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 26.04.2017 г. №9-1)

1.2. Заявление о назначении пенсии работающим лицам, а также членам семьи в связи с потерей кормильца подается заявителем в орган, назначающий пенсию, через уполномоченное должностное лицо предприятия, учреждения, организации (далее - должностное лицо) по местонахождению такого предприятия, учреждения или организации. По желанию лица такое заявление может быть подано лично по месту жительства (регистрации) или через представителя, действующего на основании выданной ему доверенности, заверенной нотариально, или законного представителя.

1.3. Заявление о назначении пенсии гражданам Украины, которые зарегистрированы на территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя и не получают пенсии от уполномоченных органов Российской Федерации, подается заявителем лично или через представителя, действующего на основании выданной ему доверенности, заверенной нотариально, или законного представителя, или направляется по почте в органы, назначающие пенсию, определенных постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 7 июля 2014 года №13-4 "Об органах, осуществляющих выплату пенсии и предоставления социальных услуг гражданам Украины, которые проживают на территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя", зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 14 июля 2014 года за №804/25581 (далее - постановление).

(В пункт 1.3 внесены изменения в соответствии с Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 30.07.2015 г. №13-2)

1.4. Заявление о назначении пенсии осужденным к лишению (ограничению) свободы подается через представителя, действующего на основании выданной ему доверенности, заверенной нотариально, в орган, назначающий пенсию по местонахождению исправительного учреждения.

По желанию указанных лиц соответствующие документы для назначения пенсии могут подаваться ими непосредственно согласно статьями 60-1 и 122 Уголовно-исполнительного кодекса Украины.

(В пункт 1.4. внесены изменения в соответствии с Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 26.04.2017 г. №9-1)

1.5. Заявление о переводе с одного вида пенсии на другой, о перерасчете пенсии, о выплате пенсии в связи с выездом на постоянное место жительства за границу, возобновления выплаты пенсии, о прекращении перечисления пенсии на банковский счет и получения пенсии по месту фактического проживания, о выплате части пенсии на нетрудоспособных членов семьи лица, находящегося на полном государственном обеспечении, о выплате пенсии по доверенности, срок действия которой больше одного года, через каждый год действия такой доверенности, подается пенсионером лично или его законным представителем в орган, назначающий пенсию, по месту нахождения на учете в качестве получателя пенсии, а пенсионерам, которые зарегистрированы на территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя и не получают пенсии от уполномоченных органов Российской Федерации, - в орган, назначающий пенсию, определенного Пенсионным фондом Украины. При этом в заявлении о выплате части пенсии нетрудоспособным членам семьи лица, находящегося на полном государственном содержании, указывается адрес получателя этой части пенсии.

Заявление о выплате недополученной пенсии в связи со смертью пенсионера подается лицом в орган, назначающий пенсию, в котором умерший пенсионер находился на учете как получатель пенсии.

Заявление в орган, назначающий пенсию, о запросе пенсионного дела лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), которая опекуну (попечителю) не назначена и который находится на длительном лечении в учреждении здравоохранения, подает администрация этого заведения.

Заявление на запрос пенсионного дела по новому месту жительства подается пенсионером лично в орган, назначающий пенсию, по новому месту жительства (регистрации).

Администрация исправительного учреждения, где пенсионер отбывает наказание, направляет органу, который назначает пенсию, по местонахождению этого заведения уведомления о прибытии осужденного в учреждение и справку этого заведения с указанием реквизитов для перечисления пенсии.

(В пункт 1.5 внесены изменения в соответствии с Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 30.07.2015 г. №13-2)

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.



22.08.2018 года Кабинет Министров Украины принял Постановление №649 , которым утвердил Порядок погашения задолженности по пенсионным выплатам для всех пенсионеров по решениям судов. Это Постановление вступило в силу 28.08.2018 года.

Детальный юридический анализ доступен по ссылке .

Что предусматривает Постановление КМУ №649?

Кабинет Министров установил, что для исполнения судебных решений, которыми на органы Пенсионного фонда Украины возложены обязательства по начислению (перерасчету) пенсионных выплат, финансируемых из государственного бюджета, выплата средств, начисленных за период до вступления судебного решения в законную силу, осуществляется в соответствии с утвержденным Порядком.

Порядок в свою очередь предусматривает, что сумма пенсии, которая подлежит выплате согласно решению суда, пересматривается (проверяется) специально созданной при Пенсионном фонде Украины комиссией (комиссия по вопросам погашения задолженности по пенсионным выплатам по решению суда).

Пенсионеры-внутренне перемещенные лица вынуждены все чаще обращаться в суд за защитой своих конституционных прав и выплатой им пенсии. Означает ли что теперь согласно Постановлению №649 даже по решению суда будет сложно получить свою пенсию?

Мы обратились в Пенсионный фонд Украины за разъяснением и получили ответ:


В каких случаях применяется Постановление №649?

  1. если решение суда касается пенсионных выплат, которые финансируются за счет средств государственного бюджета.

Исходя из ответа ПФУ и анализа законодательства такими выплатами являются:

— пенсионные выплаты военнослужащим срочной службы и силовых структур;

— выплата пенсий, надбавок, повышений до пенсий, назначенных по разным пенсионным программам (например, пенсии лицам которые работали в органах государственной власти и местного самоуправления);

— пенсионные выплаты научным работникам;

— пенсионные выплаты лицам, которые пострадали вследствии аварии на Чернобыльской АЭС;

— пенсионные выплаты шахтерам;

— льготные пенсии, которые не могут быть компенсированы предприятиями и т.д.

  1. решение суда уже вступило в силу и было выдано или принятые после вступления в силу Закона Украины «О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений»;
  2. пенсия еще не была выплачена согласно решению суда.

Таким образом, Постановление №649 применяется ко всем гражданам Украины, которые получают пенсию за счет средств государственного бюджета, в том числе и к пенсионерам — ВПЛ.

Постановлением №649 предлагается следующий порядок исполнения решения суда:

  1. Орган Пенсионного фонда Украины, определенный судом должником в исполнении судебного решения (далее — орган ПФ) ведет учет решений в реестре решений, выполнение которых осуществляется по отдельной бюджетной программе (далее — реестр), в соответствии с порядком, установленным Пенсионным фондом Украины (далее — ПФУ);
  2. Орган ПФ с целью подтверждения суммы задолженности готовит и подает в ПФУ:
  • документ, подтверждающий дату поступления судебного решения в орган ПФ;
  • копию судебного решения (судебных решений) или исполнительного листа;
  • расчет суммы, подлежащей выплате, заверенный руководителем органа ПФ или уполномоченным им лицом.
  1. ПФУ создает комиссию в составе не менее семи человек. Заседания будут проводиться в случае необходимости, но не реже одного раза в месяц.
  2. На основании полученных документов от органа ПФ, комиссия проверяет обоснованность рассчитанной суммы, подлежащей выплате и принимает одно из решений:
  • о наличии оснований для выплаты суммы, указанной в расчете;
  • о возвращении органу ПФ, полученных документов для доработки;
  • об отсутствии оснований для выплаты суммы, указанной в расчете.
  1. Решения комиссии принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них проголосовало большинство присутствующих на заседании членов. Решение оформляются протоколом, в котором при наличии оснований указываются предложения по перечисления средств на счет должника. Протокол подписывается всеми членами комиссии и подается Председателю правления Пенсионного фонда Украины, не позднее трех рабочих дней принимает решение о выделении средств.

В случае отсутствия оснований для выплаты суммы, указанной в расчете , в пятидневный срок комиссия уведомляет орган ПФ о принятом решении, отметив при этом причины отказа.

Орган ПФ в трехдневный срок сообщает взыскателю (физическому лицо, в пользу которого вынесено решение) о выделении средств и не позднее десяти рабочих дней со дня поступления средств в пределах установленного Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» периода выплаты пенсии обязан осуществить выплату взыскателю суммы, подлежащей выплате в порядке, установленном статьей 47 указанного Закона .

Очередность выполнения решений определяется датой их поступления в орган ПФ.

Соответствует ли такой порядок исполнения решения суда действующему законодательству?

Согласно Кодексу административного судопроизводства Украины выполнение судебного решения является конечной стадией судебной защиты.

Получается, что Кабинет Министров установил дополнительный порядок согласования между территориальным органом ПФ и ПФУ сумм, которые подлежат выплате по решению суда.

Важно отметить, что в Постановлении №649 не указаны сроки для такого согласования: сроки подготовки и подачи органом ПФ документов в ПФУ, сроки принятия решения ПФУ по согласованию рассчитанной суммы; сроки доработки документов органом ПФ; сроки уведомления ПФУ решение о наличии оснований для выплаты суммы, указанной в расчете.

Принятие Постановления №649 и порядка согласования исполнения судебного решения явно противоречит Конституции Украины и действующему законодательству , а именно:

  • Закону Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений» , в котором отсутствуют какие-либо ссылки на согласование суммы и проверку обоснованности суммы, которая подлежит выплате органом ПФ по судебному решению. Кроме того, Законом установлено сроки получения задолженности, которые не должны превышать 3-х месяцев.
  • Кодексу административного судопроизводства Украины (статья 371), который предусматривает немедленное исполнение решения суда, в том числе присуждении выплаты пенсий, других периодических платежей из Государственного бюджета Украины или внебюджетных государственных фондов — в пределах суммы взыскания за один месяц …

Судебное решение, вступившее в законную силу или которое предстоит выполнить немедленно, является основанием для его выполнения (статья 372 КАСУ);

  • Закону Украины “Об исполнительном производстве” . Закон устанавливает принудительное исполнение судебных решений по административным делам ( а споры касательно пенсий — это административные дела). Согласно ст.373 КАС Украины выполнения судебного решения осуществляется на основании исполнительного листа, выданного судом, который рассматривал дело в качестве суда первой инстанции.

К нам уже начали поступать обращения, что Пенсионный фонд применяет порядок, предусмотренный Постановлением №649 и не выплачивают пенсию даже по решению суда. Пока мы ждем письменных подтверждений.

Если Пенсионный фонд не выплачивает вам пенсию даже после вынесения судом решения, обязательно узнавайте на каких основаниях, о чем просите дать письменный ответ.

Мы считаем, что Постановление №649 должно быть обжаловано как такое, что противоречит действующему законодательству и нормам профильных законов, и готовы подавать иск против Кабинета Министров Украины.

Если вы также готовы обжаловать принятие Постановления №649 и подавать иск — обращайтесь за дополнительной консультацией на нашу горячую линию 0800309110, он-лайн приемную http://www.donbasssos.org/online, а также правовые приемные в Бахмуте, Лисичанске и Волновахе.

Статья подготовлена при поддержке Посольства Республики Германия в Украин

Подпишитесь на "Трибун" в вашем Telegram , Facebook и Youtube . Оперативно и лаконично о самом важном

При обращении предпринимателей в Пенсионный фонд за назначением пенсии по возрасту период предпринимательской деятельности очень часто исключают из страхового стажа в связи с отсутствием необходимых документов, подтверждающих этот стаж. О том, какими документами можно подтвердить предпринимательский стаж, редакция “Частного предпринимателя” спросила в Пенсионном фонде Украины. Ниже приведен вопрос редакции и ответ фонда.

Физические лица – предприниматели до 2004 года не представляли отчетность в отдел персонифицированного учета, но уплачивали взносы в Пенсионный фонд.

Какие документы предприниматель должен представить, чтобы при оформлении пенсии по возрасту период осуществления предпринимательской деятельности в 1992–1995 годах был зачислен в страховой или общий стаж?

Из первых рук…

Письмо
Пенсионного фонда Украины от 30.06.2010 г. № 11209/02-20

Рассмотрев ваше письмо от 20.05.2010 № 54, Пенсионный фонд Украины в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии со статьей 24 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” периоды трудовой деятельности и другие периоды, которые учитывались в стаж работы для назначения пенсии до вступления в силу данного Закона, зачисляются в страховой стаж в порядке и на условиях, предусмотренных действовавшим ранее законодательством.

Согласно статье 56 Закона Украины “О пенсионном обеспечении” в стаж работы зачисляется, в частности, кроме работы, которая выполнялась на основании трудового договора, любая другая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, или при условии уплаты страховых взносов.

Согласно п. 7 Порядка представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”, утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда Украины 25.11.2005 г. № 22-1, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 27.12.2005 г. под № 1566/11846, к заявлению о назначении (перерасчете) пенсии прилагаются документы о стаже, которые определены Порядком подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 12.08.93 г. № 637. В соответствии с этим Порядком время работы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, основанной на частной собственности и на исключительно их труде, за период до 1 мая 1993 г . зачисляется в трудовой стаж при наличии справки Пенсионного фонда Украины об уплате страховых взносов. Период осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности по общей системе налогообложения до 01.07.2000 г. зачисляется в страховой стаж при условии предоставления документов об уплате страховых взносов.

Период осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности с 01.07.2000 подтверждается данными персонифицированного учета.

Заместитель Председателя правления В. Колбун

Закон Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” вступил в силу с 1 января 2004 года. Именно с этой даты исчисляется не трудовой, а страховой стаж, который подтверждается данными персонифицированного учета. Для того чтобы в трудовой стаж был зачислен период предпринимательской деятельности с 1992 по 1995 годы, необходимо представить две справки (до 1 мая 1993 года и с 1 мая 1993 года по 31 декабря 1995 года). Эти справки оформляются по установленной форме (приложение № 1 к постановлению КМУ от 12.08.93 г. № 637) в Пенсионном фонде по месту регистрации предпринимателя, при условии что предприниматель в этом периоде уплачивал страховые взносы. Ниже приведена форма такой справки.

(прізвище, ім’я, по батькові)

про те, що він (вона) в період з

по ________________________________ провадив(ла) виплату страхових внесків до Пенсійного фонду України.

фонду України ____________________

Как видим, в справке указывается только период уплаты и не отражается размер уплаченных взносов. Если в архиве Пенсионного фонда отсутствуют данные об уплате предпринимателем страховых взносов, этот период не может быть учтен при исчислении пенсии. Для исчисления пенсии предприниматель в периоде до 1 июля 2000 года может взять справку о размере заработной платы за любые другие 60 месяцев подряд.

Наталия Щербак, зам. главного редактора


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!


ЕДИНЫЙ ВЗНОС НА СОЦСТРАХОВАНИЕ:

«комплект» подзаконных актов от Пенсионного фонда

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 10.09.10 г. № 20-3

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.10 г. № 21-1

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.10 г. № 21-2

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.10 г. № 21-3

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.10 г. № 21-5

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.10 г. № 21-6

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.10 г. № 22-1

Постановление правления Пенсионного фонда Украины от 08.10.10 г. № 22-2

постановления Пенсионного фонда Украины (ПФУ) разработаны в связи с введением с 1 января 2011 года единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕВС). Приятно, что ПФУ не стал ждать наступления 2011 года и готовит необходимые документы заранее, чтобы у всех было время ознакомиться и полноценно изучить их.

Сразу отметим, что все эти документы

вступают в силу с 1 января 2011 года одновременно с Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 г. № 2464-VI (далее — Закон о ЕВС), во исполнение которого они и разработаны.

Постановление правления ПФУ «О внесении изменений в постановление правления Пенсионного фонда Украины от 24.12.09 г. № 28-2» от 10.09.10 г. № 20-3

Вносит изменения в Порядок взаимодействия при обмене информацией между органами Министерства внутренних дел Украины и Пенсионного фонда Украины по защите интересов государства при начислении и уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и других платежей в Пенсионный фонд Украины, совместно утвержденный постановлением правления ПФУ от 24.12.09 г. № 28-2 и приказом МВД от 24.12.09 г. № 552.
С 2011 года этот порядок будет регулировать информационный обмен между МВД и ПФУ в отношении ЕВС, а не взносов в ПФУ. Процедурные вопросы такого взаимодействия остаются прежними

Порядок зачисления в счет будущих платежей единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или возврата ошибочно уплаченных средств, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-1

Разработан во исполнение ч. 13 ст. 9 Закона о ЕВС.
Регламентирует процедуру:
— зачета в счет будущих платежей по ЕВС;
— возврата плательщику в порядке и сроки, определенные ПФУ (в том числе и на ненадлежащий счет) ошибочно уплаченного ЕВС.
К ошибочно уплаченным суммам не относят авансовые платежи по ЕВС, уплаченные при каждой выплате зарплаты.
Возврат осуществляют на основании заявления плательщика, составляемого в произвольной форме, с приложением оригинала или копии документа об ошибочной уплате.
ПФУ готовит документы на возврат в течение 5 рабочих дней с момента подачи заявления (3 дня для подготовки заключения + 2 дня для оформления документов на возврат). Возврат средств осуществляется Госказначейством на счет, с которого поступили средства

Порядок ведения органами Пенсионного фонда Украины учета поступления сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и других платежей, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-2

Разработан во исполнение ст. 12 Закона о ЕВС, Закона № 1058 (1) и Закона № 400 (2) .
Устанавливает механизм учета ПФУ поступления сумм ЕВС, взносов и сбора в ПФУ, штрафов и пени по ЕВС, фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий в карточках лицевых счетов плательщиков.
В карточке лицевого счета отражаются суммы:
— платежей, самостоятельно определенных плательщиком (данные отчета);
— платежей, начисленных (уменьшенных, списанных) соответствующим органом ПФУ;
— рассроченные при расторжении договора рассрочки.
Пунктом 2.6 предусмотрена возможность сверки поступивших сумм по желанию плательщика. Кроме того, согласно п. 9.2 на 1 января каждого года ПФУ сверяет расчеты всех плательщиков по всем платежам, что оформляется актом в произвольной форме с учетом возможностей программного обеспечения. При возникновении расхождений по желанию плательщика печатаются карточки лицевых счетов плательщиков.
При выявлении расхождений акт сверки является основанием для осуществления проверки в порядке, установленном законодательством.
В связи со вступлением в силу постановления от 27.09.10 г. № 21-2 с 01.01.11 г. утратит силу действующее до этого аналогичное постановление правления ПФУ от 19.01.02 г. № 2-4

Порядок приема банками на выполнение расчетных документов на выплату заработной платы, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-3

Разработан во исполнение ст. 24 Закона о ЕВС.
Регулирует механизм принятия банками документов на выдачу (перечисление) средств для выплаты зарплаты, на которые согласно Закону о ЕВС начисляют ЕВС.
Суть: банки принимают документы на выдачу (перечисление) средств для выплаты зарплаты лишь при условии одновременной подачи документов на уплату ЕВС в размере не менее 1/3 суммы средств для выплаты зарплаты, указанной в документах на выплату зарплаты. Если платеж ЕВС меньше 1/3, то в банк необходимо подать оригинал Справки-расчета (приложение 1 к Порядку № 21-3), согласованной со своим отделением ПФУ.
В связи со вступлением в силу постановления от 27.09.10 г. № 21-3 с 01.01.11 г. утратит силу действующее до этого аналогичное постановление правления ПФУ от 07.04.09 г. № 12-1

Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-5

Разработана во исполнение ст. 8, 12 и 25 Закона о ЕВС.
Определяет процедуру начисления и уплаты ЕВС, порядок взимания задолженности и начисления финсанкций по нему.
Является аналогом профильных инструкций по соцвзносам, в частности, по пенсионному взносу — Инструкции № 21-1 (3)

Порядок взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-6

Разработан во исполнение ст. 5 Закона о ЕВС.
Определяет механизм взятия на учет и снятия с учета в органах ПФУ плательщиков ЕВС.
В связи со вступлением в силу постановления от 27.09.10 г. № 21-3 с 01.01.11 г. утратит силу действующее до этого аналогичное постановление правления ПФУ от 10.10.06 г. № 14-4 и будет исключен раздел 3 Инструкции № 21-1.
Порядок вступает в силу с 01.01.11 г, кроме п. 5.4, который вступает в силу с 10.02.11 г.

Положение о Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, утвержденное постановлением правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-1

Разработан во исполнение ст. 16 Закона о ЕВС.
Определяет организацию ведения ПФУ Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, состоящего из реестра страхователей и реестра застрахованных лиц и предназначен для накопления, хранения и использования информации о сборе и ведении учета ЕВС, его плательщиках и застрахованных лицах.
Предусмотрено включение в реестр застрахованных лиц, имеющих идентификационный номер, отказавшихся от него по религиозным убеждениям (данные страхового свидетельства), у которых нет страхового свидетельства (паспортные данные) и которые не являются гражданами Украины и не имеют паспорта и номера (данные документа, удостоверяющего личность).
Страхователей включают в реестр в порядке, описанном в ст. 5 Закона о ЕВС.
Данные о застрахованных лицах от работодателей поступают в реестр на основании отчетов по ЕВС (форма приведена в приложении к Порядку № 22-2). Предприниматели и самозанятые лица подают сведения о себе самостоятельно.
На каждое застрахованное лиц ведется персональная учетная карточка по форме ОК-7-з (приложение к Положению № 22-1)

Порядок формирования и подачи страхователями отчета по суммам начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-2

Разработан во исполнение ст. 6 Закона о ЕВС.
Устанавливает порядок, сроки и форму подачи отчетности по ЕВС.
Данный документ является аналогом действующего на сегодня Порядка № 26-1 (4) , который согласно п. 2 этого постановления с 01.01.11 г. утратит силу.
В приложениях к Порядку № 22-2 приведены формы отчетов по ЕВС (приложения 4, 5 и 6) и справочники, необходимые для заполнения такой отчетности (приложения 1, 2 и 3).
Учет застрахованных лиц и сумм взносов в ПФУ за периоды до 01.01.10 г. ведут согласно Порядку № 7-6 (5) , а отчетность по взносу в ПФУ за 2010 год подают в сроки и по формам, установленным Порядком № 26-1

Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.03 г. № 1058-IV.

Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.03 г. № 21-1.

Порядок формирования и подачи страхователями отчета по суммам начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины, утвержденный постановлением правления ПФУ от 05.11.09 г. № 26-1.

Подробно остановимся на некоторых спорных моментах, которые породил

Закон о ЕВС* и которые урегулировали комментируемые сегодня нормативные документы, в частности Инструкция № 21-5 и Порядок № 22-2.

* Подробнее об этом читайте в Теме недели «Единый взнос на соцстрахование»// «БН», 2010, № 37, с. 38.

Ставки ЕВС. Из норм Инструкции № 21-5 теперь ясно, что:

— отдельные размеры ставок, установленные Законом о ЕВС для инвалидов — работников предприятий УТОГ и УТОС, предприятий общественных организаций инвалидов, членов летных экипажей («спецставки»), установлены к объекту в виде «заработной платы по видам выплат, включающих основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты». Поэтому «спецставки» к больничным и вознаграждениям по гражданско-правовым договорам не применяют;

— для вознаграждений по гражданско-правовым договорам применяются ставки 34,7% и 2,6% независимо от статуса лица, выполняющего работы по такому договору (инвалид, член летного экипажа), и работодателя (предприятие УТОГ и УТОС, предприятие, на котором работает инвалид);

— при начислении ЕВС на сумму больничных ставку 33,2% применяют ко всей сумме выплаты по листку нетрудоспособности — ее начисляют как на сумму пособия, так и на сумму оплаты первых 5 дней временной нетрудоспособности, хотя из самого Закона о ЕВС это четко не следует. «Спецставки» (например, для работников-инвалидов юрлиц 8,41 %) в этом случае не применяются.

В то же время непонятно, как быть со ставкой 2% для удержания: и в Законе о ЕВС (ч. 12 ст. 8), и в Инструкции № 21-5 (п. 3.10) 2 % удерживают из суммы пособия по временной нетрудоспособности. А по какой ставке удерживать ЕВС из суммы оплаты первых 5 дней временной нетрудоспособности? Некорректно в этом случае применять и обычную ставку (общая — 3,6 %), поскольку ее удерживают из суммы зарплаты (п. 3.5 Инструкции № 21-5). На этот счет необходимы соответствующие разъяснения ПФУ. Не исключено, что здесь будет использован подход, что больничные для работника — это один вид выплат (пособие), и не важно, за счет чьих средств его выплачивают.

. Проблема с базовым периодом для предпринимателей и самозанятых лиц разрешена и в Инструкции № 21-5, и в Порядке № 22-2 (отличается от Закона о ЕВС):

календарный месяц является базовым периодом для всех работодателей, в том числе предпринимателей и самозанятых лиц (п.п. 4.3.6 Инструкции № 21-5, п. 3.1 Порядка № 22-2), несмотря на имеющееся противоречие в абзаце третьем ч. 8 ст. 9 Закона о ЕВС*;

календарный год является базовым периодом для предпринимателей и самозанятых лиц за себя (п.п. 4.6.2 Инструкции № 21-5, п. 3.1 Порядка № 22-2).

* Подробнее об этом читайте в Теме недели «Единый взнос на соцстрахование»// «БН», 2010, № 37, с. 38.

Сроки уплаты ЕВС

. Сроки уплаты ЕВС, предусмотренные Инструкцией № 21-5 , отличаются от установленных в ч. 8 ст. 9 Закона о ЕВС (табл. на с. 10). В то же время ЕВС, не уплаченный в сроки, указанные в таблице, считается недоимкой (п. 6.2 Инструкции № 25-1), которая уплачивается с начислением пени и штрафов, а они для ЕВС немалые!

Сроки уплаты ЕВС

Срок уплаты согласно Инструкции № 21-5

Работодатели, в том числе предприниматели и самозанятые лица

Не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом, независимо от выплаты зарплаты (п.п. 4.3.6)

Предприниматель на общей системе налогообложения

1) авансовые платежи в течение года — до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября;
2) окончательный расчет по итогам календарного года — до 1 апреля следующего года (п.п. 4.5.2).
Как видим, для ЕВС сохранен действующий на сегодняшний день порядок уплаты взноса в ПФУ такими предпринимателями, противоречащий требованиям Закона о ЕВС

Предприниматель на упрощенной системе налогообложения

1) авансовые платежи — до 20 числа месяца, следующего за месяцем, за который он уплачивается (непонятно, почему ПФУ не предусмотрел «не позднее 20 числа»);
2) окончательный расчет по итогам календарного года — не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным годом, т. е. не позднее 20 января (п.п. 4.6.2). Было бы удобно, если бы этот срок совпадал со сроком подачи подаваемого упрощенцами годового

До 1 апреля следующего года по данным годовой декларации (п.п. 4.5.3)

. Формы отчетов приведены в приложениях к Порядку № 22-2:

работодателей — приложение 4 к Порядку № 22-2, которое они должны будут ежемесячно подавать не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем (п. 3.1);

предпринимателей и самозанятых лиц за себя — приложение 5 к Порядку № 22-2, которое они подают один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 3.2);

добровольно застрахованных лиц — приложение 6 к Порядку № 22-2, которое они подают один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 3.3), а при осуществлении работником доплаты до минимального размера — в течение одного календарного месяца после осуществления такой доплаты (п. 3.4).

приложение 4 является аналогом пенсионного приложения 4 к Порядку № 26-1. НО! Теперь в нем всего девять таблиц, тогда как в пенсионном приложении 4 к Порядку № 26-1 их десять (это результат того, что в новом приложении 4 действующие на сегодняшний день таблицы 6 и 7 «слиты воедино» в одну таблицу 6). В таблице 1 ЕВС и база для его взимания приведены в разрезе установленных Законом о ЕВС ставок. В таблицах 5, 6 и 7 добавлен реквизит «Гражданство Украины», а в таблице 6 — еще и полработника (графа 7). Начисляемые доходы в таблице 6 будут распределяться по месяцам, за которые они начислены (для этого предусмотрена графа 11) .

Пунктом 2.14 Порядка № 22-2

предусмотрен перенос последнего дня подачи отчета, приходящегося на выходной (праздничный, нерабочий) день, на ближайший рабочий день.

При подаче отчетности сохранена возможность

подачи на бумажном носителе при численности застрахованных лиц не более 5 человек. Но его нельзя будет послать по почте, поскольку согласно п. 2.11 Порядка № 22-2 такой отчет не считается поданным.

Отдельные моменты для предпринимателей

. Похоже, что предпринимателям на общей системе налогообложения в месяце, в котором не получали доход, доплачивать до минимального размера ЕВС не надо. Такой вывод можно сделать из п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕВС и абзаца третьего п.п. 4.5.2 Инструкции № 25-1: «сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо за месяц, в котором получен доход (прибыль)». Кроме того, в комментируемых документах не упоминается о возможности зачета единого налога в счет уплаты ЕВС.

Поскольку названные выше комментируемые документы вступят в силу только с 1 января 2011 года, к подробному их изучению мы вернемся ближе к этой дате.

Читайте также: