Права и обязанности пенсионного фонда российской федерации

Информация об изменениях:

Статья 16 изменена с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 436-ФЗ

Статья 16. Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:

требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;

в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом застрахованному лицу;

получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию;

получать от территориальных налоговых органов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц;

получать от федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сведения о первичной выдаче или замене документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны:

обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений;

осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным;

абзац четвертый утратил силу с 1 января 2013 г.;

Информация об изменениях:

предоставлять бесплатно зарегистрированному лицу по его обращению сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, частей индивидуального лицевого счета, включая информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о сумме средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии зарегистрированного лица, включая информацию о сумме дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, или сумме убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, а также раздела "Сведения о трудовой деятельности" по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при личном обращении зарегистрированного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в форме электронного документа, порядок оформления которого устанавливается Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг;

разъяснять зарегистрированным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений;

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Нумерация абзацев приводится в соответствии с внесенными изменениями

абзац восьмой утратил силу с 1 января 2010 г.

Информация об изменениях:

обеспечить обособленный учет в специальной части индивидуального лицевого счета сведений о суммах страховых взносов, направляемых на накопительную пенсию, а также о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммах взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и суммах взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также о результате их инвестирования, сведений о сумме средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также о результате их инвестирования, сведений об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии и объеме указанных средств, сведений о выплатах за счет средств пенсионных накоплений;

информировать застрахованных лиц о внесенных в их индивидуальные лицевые счета изменениях в связи с корректировкой, осуществленной в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", путем направления застрахованным лицам информации в порядке и по форме, которые утверждаются Пенсионным фондом Российской Федерации;

абзац утратил силу с 10 августа 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 268-ФЗ

Информация об изменениях:

предоставлять негосударственным пенсионным фондам по их запросам информацию, необходимую для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений. Перечень необходимой информации, а также порядок и сроки ее предоставления устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

предоставлять зарегистрированному лицу доступ к информационной системе "личный кабинет зарегистрированного лица" в части предоставления содержащихся в его индивидуальном лицевом счете сведений в составе, определяемом Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения;

информировать физическое лицо способом, указанным в обращении, о результатах его регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета путем направления документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, форма которого утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации (указанная информация по выбору физического лица может быть направлена ему в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением);

в целях обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг зарегистрированным лицам, а также в целях исполнения государственных и муниципальных функций предоставлять федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации по их запросам в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о факте работы зарегистрированного лица, а также о факте начисленных за него страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за исключением сведений о лицах, оказывающих или оказавших содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, на конфиденциальной основе, передача которых допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами;

направлять федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальным органам (государственным инспекциям труда) в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия информацию о непредставлении страхователем в установленный срок либо представлении им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного нарушения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

определены статьей 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

1. Права страховщика (Пенсионного фонда РФ) по обязательному пенсионному страхованию

Страховщик (Пенсионный фонд РФ) по обязательному пенсионному страхованию имеет право:

проводить у страхователей проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд РФ, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством РФ порядке;

требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы, устранения выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании;

получать у налоговых органов информацию о налогоплательщиках, включая сведения о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, и иные сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством РФ;

предоставлять налоговым органам по их запросам информацию о плательщиках страховых взносов для осуществления деятельности в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда РФ и контроль за их расходованием в соответствии с законодательством РФ;

представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные страховые взносы уплачены;

осуществлять обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, ведение документации в целях выполнения функций, возложенных на страховщика в соответствии с законодательством РФ, на бумажном носителе, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Порядок формирования, использования, хранения, приема и передачи документов в форме электронного документа устанавливается с учетом требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

требовать и получать у государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" информацию о порядке, размерах и об условиях получения гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

получать у Агентства по страхованию вкладов гарантийное возмещение в интересах застрахованных лиц в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

2. Обязанности страховщика (Пенсионного фонда РФ) по обязательному пенсионному страхованию

Страховщик (Пенсионный фонд РФ) по обязательному пенсионному страхованию обязан:

осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;

назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать

страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, единовременные выплаты средств пенсионных накоплений,
срочные пенсионные выплаты, выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

составлять проект бюджета Пенсионного фонда РФ и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета;

осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

осуществлять регистрацию и снятие с регистрационного учета страхователей;

вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;

обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную пенсию,

а также дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений",
размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;

бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;

развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в РФ;

принимать, рассматривать заявления лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в том числе в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и вести их учет;

информировать застрахованных лиц об их праве на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" путем размещения информации на официальных сайтах Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов и в средствах массовой информации, при личном обращении застрахованных лиц в территориальный орган Пенсионного фонда РФ,

а также путем направления застрахованным лицам информации в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг;

осуществлять функции оператора персональных данных в целях реализации полномочий, возложенных на страховщика законодательством РФ;

обращаться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с предложением о введении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 34.1 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" запрета на заключение новых договоров об обязательном пенсионном страховании в отношении негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию и совершившего административное правонарушение, предусмотренное частью 10.1 или 10.2 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

определять суммы страховых взносов, начисленных на страховую и накопительную пенсии, в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной пенсии);

учитывать сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившую на счет Пенсионного фонда РФ в последние три месяца отчетного периода, для расчета сумм уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию за этот период;

уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию, являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при удовлетворении заявления застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд РФ в целях определения факта наступления гарантийного случая

в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу;

предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию, являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при установлении застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в целях определения факта наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня получения запроса;

при наступлении гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" исполнять обязанности, установленные указанным Федеральным законом;

предоставлять Агентству по страхованию вкладов информацию о количестве застрахованных лиц, приобретающих право на установление выплат за счет средств пенсионных накоплений в следующем году, об объеме гарантируемых средств в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" и о причитающихся им выплатах за счет средств пенсионных накоплений в целях прогнозирования сроков и сумм гарантийного возмещения.

Если сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на счет Пенсионного фонда РФ от плательщика страховых взносов в последние три месяца отчетного периода, меньше суммы начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за тот же период по всем застрахованным лицам, о которых представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, сумма уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по каждому застрахованному лицу отражается на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц пропорционально сумме начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

3. Ответственность страховщик (Пенсионного фонда РФ) по обязательному пенсионному страхованию

За нарушение положений настоящего Федерального закона и иных актов законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании страховщик (Пенсионный фонд РФ) несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Пенсионный фонд Российской Федерации обязан:
1) использовать средства пенсионных накоплений исключительно в целях, установленных настоящим Федеральным законом;
2) заключать договоры с государственной управляющей компанией, а также с управляющими компаниями и специализированным депозитарием, которые отобраны по результатам конкурса, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
3) передавать управляющей компании средства пенсионных накоплений в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, и в соответствии с договорами доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
4) оплачивать расходы, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений;
5) рассматривать отчеты специализированного депозитария и управляющих компаний о финансовых результатах их деятельности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;
6) расторгать договоры со специализированным депозитарием и управляющими компаниями по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации;
7) принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении управляющей компании, с которой прекращается (расторгается) договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
8) вести обособленный учет средств пенсионных накоплений и обеспечивать режим их учета, позволяющий сверять средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц за прошедший финансовый год, с суммами поступивших страховых взносов и доходами от инвестирования за тот же период, а также средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц нарастающим итогом, с общим объемом пенсионных накоплений;
9) отражать результаты инвестирования средств пенсионных накоплений, порядок расчета которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и средства пенсионных накоплений в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
(пп. 9 в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 48-ФЗ)
10) запрашивать и получать у государственной управляющей компании и управляющих компаний, отобранных по конкурсу, средства на выплаты за счет средств пенсионных накоплений в соответствии со статьями 38 и 39 настоящего Федерального закона;
11) направлять ежеквартально в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет по формам, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, о поступлении страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и об их направлении на инвестирование, а также о выплатах за счет средств пенсионных накоплений;
12) направлять ежегодно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет по форме, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, о средствах, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям;
13) направлять не позднее 1 сентября каждого года застрахованным лицам информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;
(пп. 13 в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 48-ФЗ)
14) рассматривать заявления застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) в порядке, установленном статьей 33 настоящего Федерального закона;
15) в соответствии с порядком, установленным статьей 36.9 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", рассматривать заявления застрахованных лиц об отказе от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и о выборе негосударственного пенсионного фонда, поданные в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
(пп. 15 в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 48-ФЗ)
16) обеспечивать перевод средств пенсионных накоплений в размере, равном сумме средств, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в выбранную застрахованным лицом управляющую компанию или выбранный негосударственный пенсионный фонд, уполномоченный в соответствии с федеральным законом осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации;
17) в случае прекращения (расторжения) договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений с управляющей компанией по основаниям, предусмотренным пунктом 17 статьи 18 настоящего Федерального закона, уведомлять об этом застрахованных лиц, выбравших данную управляющую компанию, одновременно с представлением ежегодной информации, предусмотренной подпунктом 13 настоящего пункта.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:

1) требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;

2) в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу;

3) получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. 40

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны:

- обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также надежное хранение этих сведений;

- осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным;

- бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, а также не позднее 1 июля каждого года информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;

- бесплатно предоставлять один раз в год любому застрахованному лицу по его обращению сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица;

- разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений;

- обеспечить по требованию застрахованного лица сверку специальной части его индивидуального лицевого счета и содержания пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации. 41

Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователей и застрахованных лиц

Руководители, а также должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации, участвующие в соответствии с настоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, обязаны обеспечить исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам защиты конфиденциальной информации (персональных данных). Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Страхователи, в том числе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 42

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Заключение

В настоящее время продолжает существовать проблема дефицита денежных средств, предназначенных для выплаты пенсий. Несмотря на принятие нового пенсионного и налогового законодательств, нормы которых предусматривают ответственность налогоплательщика (по налоговому законодательству) и страхователя, застрахованных лиц, а также страховщика (по пенсионному законодательству), в стране не все организации уплачивают обязательные платежи в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды. В связи с принятием части второй Налогового кодекса Российской Федерации и изменением в связи с этим пенсионного законодательства функции Пенсионного фонда России по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения страховых взносов, а также по перерасчету и возврату излишне уплаченных или взысканных платежей во внебюджетные фонды передана органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (статья 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"). Практика показывает, что с вышеуказанными изменениями произошла ломка устоявшегося механизма взыскания страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поток денежных средств на выплату пенсий уменьшился. Мне кажется, что существует необходимость внесения изменения в действующее пенсионное и налоговое законодательство, то есть изменений, связанных с возвратом Пенсионному фонду Российской Федерации функции по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, считаю необходимым в этих целях открытие Пенсионным фондом своих расчетных счетов, а также возможность безакцептного списания денежных средств с расчетных счетов недобросовестных страхователей, по результатам документальных и камеральных проверок. Также существует проблема со сбором и проверкой достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц, необходимых для внесения и изменения информации на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, для последующего назначения и перерасчета пенсии. Реализация норм статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", предусматривающих ответственность работодателей и застрахованных лиц, уклоняющихся от представления предусмотренных указанным Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, осложняется тем, что в силу отсутствия четко налаженных взаимоотношений между Пенсионным фондом Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в лице территориальных налоговых инспекций, работники Пенсионного фонда не могут применить в полной мере нормы пенсионного законодательства в отношении недобросовестных страхователей и застрахованных лиц. Также в настоящее время решается проблема по созданию единых пенсионных служб во всех регионах Российской Федерации. В случае повсеместного образования вышеуказанных служб, по-моему, необходимо создание в территориальных отделениях Пенсионного фонда России республиканской базы данных по всем страхователям и застрахованным лицам по всей Российской Федерации. Информация этой базы данных необходима для проверки достоверности сведений о стаже и заработке застрахованных лиц, обращающихся в органы Пенсионного фонда России за назначением и перерасчетом пенсии. Это также во многом облегчит положение застрахованных лиц, которым не придется самим собирать сведения о своем стаже и заработке, поскольку эту информацию можно будет получать по каналам электронной почты непосредственно работником территориального отделения Пенсионного фонда России, либо отдела по назначению пенсии. Кроме того, на данном этапе реформирования пенсионной системы, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" возникают проблемы по передаче органами социальной защиты населения материально-технической базы по назначению и перерасчету пенсии Пенсионному фонду. Также существует проблема с квалифицированными кадрами, которые в соответствии с вышеназванным Указом должны быть переведены на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Проблема заключается в том, что работники органов социальной защиты населения, занимающиеся назначением и выплатой государственных пенсий, имеют статус государственных служащих и соответствующие этому статусу льготы; работники же Пенсионного фонда России подобного статуса не имеют. Решение данной проблемы, по-моему, должно заключаться либо в наделении статусом государственных служащих работников Пенсионного фонда, либо увеличением заработной платы, чтобы заинтересовать сотрудников органов социальной зашиты населения, дабы не потерять ценные кадры. В связи с наделением Пенсионного фонда совершенно новыми для него функциями - назначения, выплаты и доставки пенсий - одной из важнейших задач является переквалифицирование кадров самого Пенсионного фонда. Для этого уже сейчас проводятся совещания-семинары с работниками органов социальной защиты населения, органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства труда и социального развития Российской Федерации по обмену опытом и решению вопросов, возникающих при реализации нового пенсионного законодательства.

Список литературы

1. Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

2. Мильнер М. Социальная политика в Европе /М. Мильнер// Налоговед. - 2009. - №4. - С. 22-25.

3. Якушин С.Т. Реформа пенсионного обеспечения: профессиональные пенсионные системы/ С.Т. Якушин // Человек и труд. – 2007. – № 6. – С. 20 – 28.

4. Мачульская, Е. Е.Право социального обеспечения / Е. Е. Мачульская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 575 с.

5. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - Юрайт Издательство ООО, 2013, Бакалавр. Базовый курс , 2-е изд., перераб. и доп., стр. 113.

6. Гусова К.Н. Право социального обеспечения / К.Н.Гусова. - 4-е изд. - М.: Проспект 2011, стр. 187

7. Буянова, М. О. Право социального обеспечения / М.О. Буянова. - Кнорус, 2013, Бакалавриат , 4-е изд., перераб. и доп.. – 567 с.

8. М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Романовский.- М.: Финансы и статистика, 2008. - 455 с.

9. Волгин Н.А. Социальная политика / Н.А. Вологин. - М.: РАГС, 2009. - 542 с.

10. Капкаева Н.З. Государственные внебюджетные фонды / Н.З. Капкаева, Н.С. Журкина. - М.: Норма, 2008. - 256 с.

11. Поляк Г.Б. Финансовое обеспечение социальной сферы / Г.Б. Поляк. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 376 с.

12. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

13. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832.

14. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.

15. О занятости населения в Российской Федерации: закон от 19 апреля 1991 N 1032-1[Текст] // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1915.

16. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон Федеральный закон от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.

17. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 1 апреля 1994 № 27-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, N 14, ст. 1401.

18. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30 апреля 2008 № 56-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, N 18, ст. 1943.

19. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 № 111-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3028.

20. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24 июля 2009 № 212-ФЗ [Текст] //Собрание законодательства РФ, 27.07.2009, N 30, ст. 3738.

21. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 4 мая 2011 № 99-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716.

1 Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

2 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

3 Гусова К.Н. Право социального обеспечения / К.Н.Гусова. - 4-е изд. - М.: Проспект 2011, стр. 187

4 Мачульская, Е. Е.Право социального обеспечения / Е. Е. Мачульская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 575 с.

5 Якушин С.Т. Реформа пенсионного обеспечения: профессиональные пенсионные системы/ С.Т. Якушин // Человек и труд. – 2007. – № 6. – С. 20 – 28.

6 Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

7Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - Юрайт Издательство ООО, 2013, Бакалавр. Базовый курс , 2-е изд., перераб. и доп., стр. 113.

8 Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

9 Капкаева Н.З. Государственные внебюджетные фонды / Н.З. Капкаева, Н.С. Журкина. - М.: Норма, 2008. - 256 с.

10 Федеральный закон от 05.05.1997 N 77-ФЗ (ред. от 05.08.2000) "О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) и в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"

11 Федеральный закон от 25.10.2001 N 138-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и в статьи 12 и 67 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"

12 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

13 Гусова К.Н. Право социального обеспечения / К.Н.Гусова. - 4-е изд. - М.: Проспект 2011, стр. 187

14 Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

15 Якушин С.Т. Реформа пенсионного обеспечения: профессиональные пенсионные системы/ С.Т. Якушин // Человек и труд. – 2007. – № 6. – С. 20 – 28.

16 Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

17 Мачульская, Е. Е.Право социального обеспечения / Е. Е. Мачульская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 575 с.

18 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

19 Капкаева Н.З. Государственные внебюджетные фонды / Н.З. Капкаева, Н.С. Журкина. - М.: Норма, 2008. - 256 с.

20 Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - Юрайт Издательство ООО, 2013, Бакалавр. Базовый курс , 2-е изд., перераб. и доп., стр. 113.

21 Якушин С.Т. Реформа пенсионного обеспечения: профессиональные пенсионные системы/ С.Т. Якушин // Человек и труд. – 2007. – № 6. – С. 20 – 28.

22 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

23 Мильнер М. Социальная политика в Европе /М. Мильнер// Налоговед. - 2009. - №4. - С. 22-25.

24 Гусова К.Н. Право социального обеспечения / К.Н.Гусова. - 4-е изд. - М.: Проспект 2011, стр. 187

25 Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

26 Мачульская, Е. Е.Право социального обеспечения / Е. Е. Мачульская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 575 с.

27 Мильнер М. Социальная политика в Европе /М. Мильнер// Налоговед. - 2009. - №4. - С. 22-25

28Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации"

29
Мильнер М. Социальная политика в Европе /М. Мильнер// Налоговед. - 2009. - №4. - С. 22-25.

30
Гусова К.Н. Право социального обеспечения / К.Н.Гусова. - 4-е изд. - М.: Проспект 2011, стр. 187

31
Якушин С.Т. Реформа пенсионного обеспечения: профессиональные пенсионные системы/ С.Т. Якушин // Человек и труд. – 2007. – № 6. – С. 20 – 28.

32
Гусова К.Н. Право социального обеспечения / К.Н.Гусова. - 4-е изд. - М.: Проспект 2011, стр. 187

33
Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

34
Капкаева Н.З. Государственные внебюджетные фонды / Н.З. Капкаева, Н.С. Журкина. - М.: Норма, 2008. - 256 с.

35
Мильнер М. Социальная политика в Европе /М. Мильнер// Налоговед. - 2009. - №4. - С. 22-25.

36
Мильнер М. Социальная политика в Европе /М. Мильнер// Налоговед. - 2009. - №4. - С. 22-25.

37
Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

38
Капкаева Н.З. Государственные внебюджетные фонды / Н.З. Капкаева, Н.С. Журкина. - М.: Норма, 2008. - 256 с.

39
Поляк Г.Б. Финансовое обеспечение социальной сферы / Г.Б. Поляк. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 376 с.

40
Поляк Г.Б. Финансовое обеспечение социальной сферы / Г.Б. Поляк. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 376 с.

41
Мильнер М. Социальная политика в Европе /М. Мильнер// Налоговед. - 2009. - №4. - С. 22-25.

42
Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

Читайте также: