Права и обязанности пфр в процедурных правоотношениях



1. Полномочия федеральных органов государственной власти по обя­зательному пенсионному страхованию в РФ:
установление порядка принятия бюджета Пенсионного фон­да РФ и порядка его исполнения;
утверждение бюджета Пенсионного фонда РФ и отчета о его исполнении;
определение порядка и условий формирования и инвестирова­ния средств пенсионных накоплений;
определение порядка хранения средств обязательного пенси­онного страхования;
управление системой обязательного пенсионного страхования;
обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объ­еме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда РФ;
определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
осуществление государственного надзора и контроля за реали­зацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пен­сии, в том числе ее накопительной составляющей.

2. Права, обязанности и ответственность страховщика.
Страховщик имеет право:
• проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхо­вого обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать
и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, состав­ляющих коммерческую тайну1, определяемую в установленном российским законодательством порядке;
требовать от руководителей и других должностных лиц прове­ряемых организаций, а также от физических лиц, которые са­мостоятельно уплачивают обязательные платежи2, устранения выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании;
получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о стра­хователях и застрахованных лицах, включая налоговую декла­рацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну;
осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда РФ и контроль за их расходованием в соответствии с Федеральным законом "Об управлении средствами государст­венного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ" и за­конодательством РФ;
представлять интересы застрахованных лиц перед страховате­лями;
осуществлять возврат страховых взносов страхователям в слу­чае если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Страховщик обязан:
подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;
назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обяза­тельное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные российским законодательством другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщи­ком своих обязательств перед застрахованным лицом при на­ступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсио­неров, не работавших на день смерти;
См. ст. 139 ГК РФ. 2 Обязательные платежи - страховые взносы на обязательное пенсионное стра­хование.
осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях, в связи с особыми условиями труда;
|/ составлять проект бюджета Пенсионного фонда РФ и обеспе­чивать исполнение указанного бюджета;
регулярно информировать в установленном порядке страхова­телей; застрахованных лиц; государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать ме­ры по обеспечению своей финансовой устойчивости;
обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием;
осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пен­сионному страхованию;
осуществлять регистрацию страхователей;
вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
вести государственный банк данных по всем категориям стра­хователей, в том числе физических лиц, добровольно вступив­ших в правоотношения по обязательному пенсионному страхо­ванию; индивидуальный (персонифицированный) учет сведе­ний о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с зако­нодательством1 РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
обеспечивать режим ведения специальной части индивидуаль­ного лицевого счета в соответствии с требованиями, установ­ленными федеральным законом;
обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступив­ших страховых взносов на накопительную часть трудовой пен­сии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;
обеспечивать организацию своевременного учета дохода от ин­вестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лице­вых счетов;

1
См. Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в сис­теме обязательного пенсионного страхования" от 01.04.96 № 27-ФЗ (в ред. от 31.12.2002).
бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязатель­ного пенсионного страхования и информировать их о норматив­ных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;
организовывать через свои территориальные органы бесплат­ные консультации застрахованным лицам по вопросам обяза­тельного пенсионного страхования;
развивать международные связи в области обязательного пенси­

онного страхования в РФ. За нарушение положений Федерального закона "Об обязатель­ном пенсионном страховании в РФ" и иных актов законода­тельства РФ об обязательном пенсионном страховании стра­ховщик несет ответственность, установленную российским за­конодательством.
3. Права, обязанности и ответственность страхователей.
Страхователи имеют право:
участвовать через своих представителей в управлении обяза­тельным пенсионным страхованием;
бесплатно получать у страховщика информацию о норматив­ных правовых актах об обязательном пенсионном страховании, а также информацию о размерах обязательного страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам, за которых страхователь уплачивал страховые взносы;
обращаться в суд для защиты своих прав.

Страхователи обязаны:
зарегистрироваться в порядке, установленном ст. 11 Федераль­ного закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ";
своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет;
представлять в территориальные органы страховщика докумен­ты, необходимые для ведения индивидуального (персонифици­рованного) учета, а также для назначения (перерасчета) и вы­платы обязательного страхового обеспечения;
выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений российского законода­тельства об обязательном пенсионном страховании;
выполнять другие обязанности, предусмотренные российским законодательством.

Страхователи-организации обязаны сообщать в территориаль­ные органы страховщика по месту регистрации'.
о принятом в установленном порядке решении организации о своей ликвидации (реорганизации) - в 3-дневный срок со дня принятия решения;
об изменении учредительных документов и учетных реквизи­тов организации, места ее нахождения - в 5-дневный срок со дня внесения изменений и дополнений.

4, Права, обязанности и ответственность застрахованных лиц.
Застрахованные лица имеют право'.
через представительные органы работников и работодателей участвовать в совершенствовании системы обязательного пен­сионного страхования в РФ;
беспрепятственно получать от работодателя информацию о на­числении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда РФ;
своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;
защищать свои права, в том числе в судебном порядке.

Застрахованные лица обязаны.
предъявлять страховщику содержащие достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выпла­ты обязательного страхового обеспечения;
сообщать страховщику о всех изменениях, влияющих на вы­плату обязательного страхового обеспечения;
соблюдать условия, установленные для назначения (перерасче­та) и выплаты обязательного страхового обеспечения. В случае невыполнения указанных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм из бюджета Пенсионного фон­да РФ застрахованные лица несут ответственность в размере причиненного ими ущерба в соответствии с российским зако­нодательством.



1. Полномочия федеральных органов государственной власти по обя­зательному пенсионному страхованию в РФ:
установление порядка принятия бюджета Пенсионного фон­да РФ и порядка его исполнения;
утверждение бюджета Пенсионного фонда РФ и отчета о его исполнении;
определение порядка и условий формирования и инвестирова­ния средств пенсионных накоплений;
определение порядка хранения средств обязательного пенси­онного страхования;
управление системой обязательного пенсионного страхования;
обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объ­еме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда РФ;
определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
осуществление государственного надзора и контроля за реали­зацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пен­сии, в том числе ее накопительной составляющей.

2. Права, обязанности и ответственность страховщика.
Страховщик имеет право:
• проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхо­вого обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать
и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, состав­ляющих коммерческую тайну1, определяемую в установленном российским законодательством порядке;
требовать от руководителей и других должностных лиц прове­ряемых организаций, а также от физических лиц, которые са­мостоятельно уплачивают обязательные платежи2, устранения выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании;
получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о стра­хователях и застрахованных лицах, включая налоговую декла­рацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну;
осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда РФ и контроль за их расходованием в соответствии с Федеральным законом "Об управлении средствами государст­венного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ" и за­конодательством РФ;
представлять интересы застрахованных лиц перед страховате­лями;
осуществлять возврат страховых взносов страхователям в слу­чае если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Страховщик обязан:
подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;
назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обяза­тельное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные российским законодательством другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщи­ком своих обязательств перед застрахованным лицом при на­ступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсио­неров, не работавших на день смерти;
См. ст. 139 ГК РФ. 2 Обязательные платежи - страховые взносы на обязательное пенсионное стра­хование.
осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях, в связи с особыми условиями труда;
|/ составлять проект бюджета Пенсионного фонда РФ и обеспе­чивать исполнение указанного бюджета;
регулярно информировать в установленном порядке страхова­телей; застрахованных лиц; государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать ме­ры по обеспечению своей финансовой устойчивости;
обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием;
осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пен­сионному страхованию;
осуществлять регистрацию страхователей;
вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
вести государственный банк данных по всем категориям стра­хователей, в том числе физических лиц, добровольно вступив­ших в правоотношения по обязательному пенсионному страхо­ванию; индивидуальный (персонифицированный) учет сведе­ний о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с зако­нодательством1 РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
обеспечивать режим ведения специальной части индивидуаль­ного лицевого счета в соответствии с требованиями, установ­ленными федеральным законом;
обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступив­ших страховых взносов на накопительную часть трудовой пен­сии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;
обеспечивать организацию своевременного учета дохода от ин­вестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лице­вых счетов;

1
См. Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в сис­теме обязательного пенсионного страхования" от 01.04.96 № 27-ФЗ (в ред. от 31.12.2002).
бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязатель­ного пенсионного страхования и информировать их о норматив­ных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;
организовывать через свои территориальные органы бесплат­ные консультации застрахованным лицам по вопросам обяза­тельного пенсионного страхования;
развивать международные связи в области обязательного пенси­

онного страхования в РФ. За нарушение положений Федерального закона "Об обязатель­ном пенсионном страховании в РФ" и иных актов законода­тельства РФ об обязательном пенсионном страховании стра­ховщик несет ответственность, установленную российским за­конодательством.
3. Права, обязанности и ответственность страхователей.
Страхователи имеют право:
участвовать через своих представителей в управлении обяза­тельным пенсионным страхованием;
бесплатно получать у страховщика информацию о норматив­ных правовых актах об обязательном пенсионном страховании, а также информацию о размерах обязательного страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам, за которых страхователь уплачивал страховые взносы;
обращаться в суд для защиты своих прав.

Страхователи обязаны:
зарегистрироваться в порядке, установленном ст. 11 Федераль­ного закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ";
своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет;
представлять в территориальные органы страховщика докумен­ты, необходимые для ведения индивидуального (персонифици­рованного) учета, а также для назначения (перерасчета) и вы­платы обязательного страхового обеспечения;
выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений российского законода­тельства об обязательном пенсионном страховании;
выполнять другие обязанности, предусмотренные российским законодательством.

Страхователи-организации обязаны сообщать в территориаль­ные органы страховщика по месту регистрации'.
о принятом в установленном порядке решении организации о своей ликвидации (реорганизации) - в 3-дневный срок со дня принятия решения;
об изменении учредительных документов и учетных реквизи­тов организации, места ее нахождения - в 5-дневный срок со дня внесения изменений и дополнений.

4, Права, обязанности и ответственность застрахованных лиц.
Застрахованные лица имеют право'.
через представительные органы работников и работодателей участвовать в совершенствовании системы обязательного пен­сионного страхования в РФ;
беспрепятственно получать от работодателя информацию о на­числении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда РФ;
своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;
защищать свои права, в том числе в судебном порядке.

Застрахованные лица обязаны.
предъявлять страховщику содержащие достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выпла­ты обязательного страхового обеспечения;
сообщать страховщику о всех изменениях, влияющих на вы­плату обязательного страхового обеспечения;
соблюдать условия, установленные для назначения (перерасче­та) и выплаты обязательного страхового обеспечения. В случае невыполнения указанных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм из бюджета Пенсионного фон­да РФ застрахованные лица несут ответственность в размере причиненного ими ущерба в соответствии с российским зако­нодательством.

Граждане, не работающие по трудовым и гражданско – правовым договорам, вправе самостоятельно уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд в целях формирования своих пенсионных прав.

Нормативно – правовая база

Статья 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 627 «О порядке утверждения правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявлений о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» (Далее – Постановление № 627).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2017 № 462н «Об утверждении правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» (Далее – Приказ № 462н).

Кто может вступить в добровольные правоотношения по ОПС (п. 1,2,3,5 и 6 ст.29 Федерального закона № 167-ФЗ)

Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

  • постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации физические лица, которые не состоят в трудовых отношениях с другими страхователями в целях уплаты страховых взносов за себя (пп. 5, п. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ);
  • граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов за себя (пп. 1, п. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ);
  • физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, которое не состоят в трудовых отношениях с другими страхователями (пп. 2, п. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ);
  • застрахованные лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа (индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянско-фермерских хозяйств, адвокаты и нотариусы) в части, превышающей сумму установленного законодательством минимального размера фиксированного платежа (пп. 3, п. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ);
  • постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в целях уплаты страховых взносов за себя(пп. 6, п. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ).

III. Порядок начисления и уплаты страховых взносов на ОПС

Минимальный и максимальный размеры страховых взносов зависят от таких показателей как минимальный размер оплаты труда и тарифа страховых взносов.

Минимальный размер страховых взносов, предлежащий уплате, рассчитывается по формуле:

Максимальный размер страховых взносов определяется как:

Например: На 2019 год минимальный размер страховых взносов - 29 779,20 руб., максимальный – 238 233,60 рублей.

Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения о добровольном страховании (о прекращении правоотношений по добровольному страхованию) подано гражданином в течение календарного года, размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных месяцев и дней в неполном месяце, в течение которых гражданин состоял в правоотношениях по добровольному страхованию.

Сроки уплаты добровольных страховых взносов – не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Внимание! Уплата добровольных страховых взносов в текущем календарном году за истекшие расчетные периоды законодательством не предусмотрена.

IV. Порядок зачета в страховой стаж периодов уплаты добровольных страховых взносов

Периоды уплаты гражданами добровольных страховых взносов засчитываются в их страховой стаж, при условии если сумма уплаченных страховых взносов составляет не менее минимального размера добровольных страховых, установленного законодательством на данный расчетный период.

Исключение составляют лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Для данной категории страхователей установлен особый порядок включения периодов уплаты добровольных страховых взносов в страховой стаж.

Лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», могут уплачивать добровольные страховые взносы в любом размере, но не более установленного законодательством максимального размера.

При этом в страховой стаж засчитывается:

период равный календарному году (расчетному периоду) - если общая сумма уплаченных в течение календарного года (расчетного периода) добровольных страховых взносов составляет не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации.

Фиксированный размер страховых взносов на 2019 год - 29 354,00 рублей.

период, определяемый пропорционально сумме уплаченных добровольных страховых взносов, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода - если общая сумма уплаченных добровольных страховых взносов в течение календарного года (расчетного периода) составляет менее фиксированного размера страховых взносов.

V. Реквизиты для уплаты добровольных страховых взносов на ОПС

Получатель платежа: УФК по Новгородской области ГУ Отделение ПФ РФ по Новгородской области

ИНН: 5321028857

КПП: 532101001 ОКТМО: 00000000 (свой для каждого района)

Учреждение банка: Отделение Новгород, г.Великий Новгород

БИК банка: 044959001

Счет получателя: 40101810440300018001

Код бюдж. классификации: 392 1 02 02042 06 1000 160

2. Пенсионный фонд Российской Федерации обязан:
1) использовать средства пенсионных накоплений исключительно в целях, установленных настоящим Федеральным законом;
2) заключать договоры с государственной управляющей компанией, а также с управляющими компаниями и специализированным депозитарием, которые отобраны по результатам конкурса, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
3) передавать управляющей компании средства пенсионных накоплений в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, и в соответствии с договорами доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
4) оплачивать расходы, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений;
5) рассматривать отчеты специализированного депозитария и управляющих компаний о финансовых результатах их деятельности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;
6) расторгать договоры со специализированным депозитарием и управляющими компаниями по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации;
7) принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении управляющей компании, с которой прекращается (расторгается) договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
8) вести обособленный учет средств пенсионных накоплений и обеспечивать режим их учета, позволяющий сверять средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц за прошедший финансовый год, с суммами поступивших страховых взносов и доходами от инвестирования за тот же период, а также средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц нарастающим итогом, с общим объемом пенсионных накоплений;
9) отражать результаты инвестирования средств пенсионных накоплений, порядок расчета которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и средства пенсионных накоплений в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
(пп. 9 в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 48-ФЗ)
10) запрашивать и получать у государственной управляющей компании и управляющих компаний, отобранных по конкурсу, средства на выплаты за счет средств пенсионных накоплений в соответствии со статьями 38 и 39 настоящего Федерального закона;
11) направлять ежеквартально в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет по формам, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, о поступлении страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и об их направлении на инвестирование, а также о выплатах за счет средств пенсионных накоплений;
12) направлять ежегодно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет по форме, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, о средствах, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям;
13) направлять не позднее 1 сентября каждого года застрахованным лицам информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;
(пп. 13 в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 48-ФЗ)
14) рассматривать заявления застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) в порядке, установленном статьей 33 настоящего Федерального закона;
15) в соответствии с порядком, установленным статьей 36.9 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", рассматривать заявления застрахованных лиц об отказе от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и о выборе негосударственного пенсионного фонда, поданные в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
(пп. 15 в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 48-ФЗ)
16) обеспечивать перевод средств пенсионных накоплений в размере, равном сумме средств, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в выбранную застрахованным лицом управляющую компанию или выбранный негосударственный пенсионный фонд, уполномоченный в соответствии с федеральным законом осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации;
17) в случае прекращения (расторжения) договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений с управляющей компанией по основаниям, предусмотренным пунктом 17 статьи 18 настоящего Федерального закона, уведомлять об этом застрахованных лиц, выбравших данную управляющую компанию, одновременно с представлением ежегодной информации, предусмотренной подпунктом 13 настоящего пункта.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:

1) требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;

2) в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу;

3) получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. 40

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны:

- обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также надежное хранение этих сведений;

- осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным;

- бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, а также не позднее 1 июля каждого года информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;

- бесплатно предоставлять один раз в год любому застрахованному лицу по его обращению сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица;

- разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений;

- обеспечить по требованию застрахованного лица сверку специальной части его индивидуального лицевого счета и содержания пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации. 41

Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователей и застрахованных лиц

Руководители, а также должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации, участвующие в соответствии с настоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, обязаны обеспечить исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам защиты конфиденциальной информации (персональных данных). Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Страхователи, в том числе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 42

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Заключение

В настоящее время продолжает существовать проблема дефицита денежных средств, предназначенных для выплаты пенсий. Несмотря на принятие нового пенсионного и налогового законодательств, нормы которых предусматривают ответственность налогоплательщика (по налоговому законодательству) и страхователя, застрахованных лиц, а также страховщика (по пенсионному законодательству), в стране не все организации уплачивают обязательные платежи в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды. В связи с принятием части второй Налогового кодекса Российской Федерации и изменением в связи с этим пенсионного законодательства функции Пенсионного фонда России по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения страховых взносов, а также по перерасчету и возврату излишне уплаченных или взысканных платежей во внебюджетные фонды передана органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (статья 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"). Практика показывает, что с вышеуказанными изменениями произошла ломка устоявшегося механизма взыскания страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поток денежных средств на выплату пенсий уменьшился. Мне кажется, что существует необходимость внесения изменения в действующее пенсионное и налоговое законодательство, то есть изменений, связанных с возвратом Пенсионному фонду Российской Федерации функции по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, считаю необходимым в этих целях открытие Пенсионным фондом своих расчетных счетов, а также возможность безакцептного списания денежных средств с расчетных счетов недобросовестных страхователей, по результатам документальных и камеральных проверок. Также существует проблема со сбором и проверкой достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц, необходимых для внесения и изменения информации на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, для последующего назначения и перерасчета пенсии. Реализация норм статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", предусматривающих ответственность работодателей и застрахованных лиц, уклоняющихся от представления предусмотренных указанным Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, осложняется тем, что в силу отсутствия четко налаженных взаимоотношений между Пенсионным фондом Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в лице территориальных налоговых инспекций, работники Пенсионного фонда не могут применить в полной мере нормы пенсионного законодательства в отношении недобросовестных страхователей и застрахованных лиц. Также в настоящее время решается проблема по созданию единых пенсионных служб во всех регионах Российской Федерации. В случае повсеместного образования вышеуказанных служб, по-моему, необходимо создание в территориальных отделениях Пенсионного фонда России республиканской базы данных по всем страхователям и застрахованным лицам по всей Российской Федерации. Информация этой базы данных необходима для проверки достоверности сведений о стаже и заработке застрахованных лиц, обращающихся в органы Пенсионного фонда России за назначением и перерасчетом пенсии. Это также во многом облегчит положение застрахованных лиц, которым не придется самим собирать сведения о своем стаже и заработке, поскольку эту информацию можно будет получать по каналам электронной почты непосредственно работником территориального отделения Пенсионного фонда России, либо отдела по назначению пенсии. Кроме того, на данном этапе реформирования пенсионной системы, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" возникают проблемы по передаче органами социальной защиты населения материально-технической базы по назначению и перерасчету пенсии Пенсионному фонду. Также существует проблема с квалифицированными кадрами, которые в соответствии с вышеназванным Указом должны быть переведены на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Проблема заключается в том, что работники органов социальной защиты населения, занимающиеся назначением и выплатой государственных пенсий, имеют статус государственных служащих и соответствующие этому статусу льготы; работники же Пенсионного фонда России подобного статуса не имеют. Решение данной проблемы, по-моему, должно заключаться либо в наделении статусом государственных служащих работников Пенсионного фонда, либо увеличением заработной платы, чтобы заинтересовать сотрудников органов социальной зашиты населения, дабы не потерять ценные кадры. В связи с наделением Пенсионного фонда совершенно новыми для него функциями - назначения, выплаты и доставки пенсий - одной из важнейших задач является переквалифицирование кадров самого Пенсионного фонда. Для этого уже сейчас проводятся совещания-семинары с работниками органов социальной защиты населения, органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства труда и социального развития Российской Федерации по обмену опытом и решению вопросов, возникающих при реализации нового пенсионного законодательства.

Список литературы

1. Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

2. Мильнер М. Социальная политика в Европе /М. Мильнер// Налоговед. - 2009. - №4. - С. 22-25.

3. Якушин С.Т. Реформа пенсионного обеспечения: профессиональные пенсионные системы/ С.Т. Якушин // Человек и труд. – 2007. – № 6. – С. 20 – 28.

4. Мачульская, Е. Е.Право социального обеспечения / Е. Е. Мачульская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 575 с.

5. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - Юрайт Издательство ООО, 2013, Бакалавр. Базовый курс , 2-е изд., перераб. и доп., стр. 113.

6. Гусова К.Н. Право социального обеспечения / К.Н.Гусова. - 4-е изд. - М.: Проспект 2011, стр. 187

7. Буянова, М. О. Право социального обеспечения / М.О. Буянова. - Кнорус, 2013, Бакалавриат , 4-е изд., перераб. и доп.. – 567 с.

8. М.В. Романовский. Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Романовский.- М.: Финансы и статистика, 2008. - 455 с.

9. Волгин Н.А. Социальная политика / Н.А. Вологин. - М.: РАГС, 2009. - 542 с.

10. Капкаева Н.З. Государственные внебюджетные фонды / Н.З. Капкаева, Н.С. Журкина. - М.: Норма, 2008. - 256 с.

11. Поляк Г.Б. Финансовое обеспечение социальной сферы / Г.Б. Поляк. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 376 с.

12. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

13. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832.

14. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.

15. О занятости населения в Российской Федерации: закон от 19 апреля 1991 N 1032-1[Текст] // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1915.

16. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон Федеральный закон от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.

17. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 1 апреля 1994 № 27-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, N 14, ст. 1401.

18. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30 апреля 2008 № 56-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, N 18, ст. 1943.

19. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 № 111-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3028.

20. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24 июля 2009 № 212-ФЗ [Текст] //Собрание законодательства РФ, 27.07.2009, N 30, ст. 3738.

21. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 4 мая 2011 № 99-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716.

1 Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

2 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

3 Гусова К.Н. Право социального обеспечения / К.Н.Гусова. - 4-е изд. - М.: Проспект 2011, стр. 187

4 Мачульская, Е. Е.Право социального обеспечения / Е. Е. Мачульская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 575 с.

5 Якушин С.Т. Реформа пенсионного обеспечения: профессиональные пенсионные системы/ С.Т. Якушин // Человек и труд. – 2007. – № 6. – С. 20 – 28.

6 Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

7Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - Юрайт Издательство ООО, 2013, Бакалавр. Базовый курс , 2-е изд., перераб. и доп., стр. 113.

8 Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

9 Капкаева Н.З. Государственные внебюджетные фонды / Н.З. Капкаева, Н.С. Журкина. - М.: Норма, 2008. - 256 с.

10 Федеральный закон от 05.05.1997 N 77-ФЗ (ред. от 05.08.2000) "О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) и в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"

11 Федеральный закон от 25.10.2001 N 138-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и в статьи 12 и 67 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"

12 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

13 Гусова К.Н. Право социального обеспечения / К.Н.Гусова. - 4-е изд. - М.: Проспект 2011, стр. 187

14 Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

15 Якушин С.Т. Реформа пенсионного обеспечения: профессиональные пенсионные системы/ С.Т. Якушин // Человек и труд. – 2007. – № 6. – С. 20 – 28.

16 Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

17 Мачульская, Е. Е.Право социального обеспечения / Е. Е. Мачульская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 575 с.

18 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

19 Капкаева Н.З. Государственные внебюджетные фонды / Н.З. Капкаева, Н.С. Журкина. - М.: Норма, 2008. - 256 с.

20 Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - Юрайт Издательство ООО, 2013, Бакалавр. Базовый курс , 2-е изд., перераб. и доп., стр. 113.

21 Якушин С.Т. Реформа пенсионного обеспечения: профессиональные пенсионные системы/ С.Т. Якушин // Человек и труд. – 2007. – № 6. – С. 20 – 28.

22 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

23 Мильнер М. Социальная политика в Европе /М. Мильнер// Налоговед. - 2009. - №4. - С. 22-25.

24 Гусова К.Н. Право социального обеспечения / К.Н.Гусова. - 4-е изд. - М.: Проспект 2011, стр. 187

25 Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

26 Мачульская, Е. Е.Право социального обеспечения / Е. Е. Мачульская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 575 с.

27 Мильнер М. Социальная политика в Европе /М. Мильнер// Налоговед. - 2009. - №4. - С. 22-25

28Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации"

29
Мильнер М. Социальная политика в Европе /М. Мильнер// Налоговед. - 2009. - №4. - С. 22-25.

30
Гусова К.Н. Право социального обеспечения / К.Н.Гусова. - 4-е изд. - М.: Проспект 2011, стр. 187

31
Якушин С.Т. Реформа пенсионного обеспечения: профессиональные пенсионные системы/ С.Т. Якушин // Человек и труд. – 2007. – № 6. – С. 20 – 28.

32
Гусова К.Н. Право социального обеспечения / К.Н.Гусова. - 4-е изд. - М.: Проспект 2011, стр. 187

33
Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

34
Капкаева Н.З. Государственные внебюджетные фонды / Н.З. Капкаева, Н.С. Журкина. - М.: Норма, 2008. - 256 с.

35
Мильнер М. Социальная политика в Европе /М. Мильнер// Налоговед. - 2009. - №4. - С. 22-25.

36
Мильнер М. Социальная политика в Европе /М. Мильнер// Налоговед. - 2009. - №4. - С. 22-25.

37
Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

38
Капкаева Н.З. Государственные внебюджетные фонды / Н.З. Капкаева, Н.С. Журкина. - М.: Норма, 2008. - 256 с.

39
Поляк Г.Б. Финансовое обеспечение социальной сферы / Г.Б. Поляк. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 376 с.

40
Поляк Г.Б. Финансовое обеспечение социальной сферы / Г.Б. Поляк. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 376 с.

41
Мильнер М. Социальная политика в Европе /М. Мильнер// Налоговед. - 2009. - №4. - С. 22-25.

42
Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. Социальный налог/ Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н.// Налоги и финансовое право. - 2008. - №3. – С. 305-306.

Читайте также: