Права пенсионеров в международном праве

Предлагаемая Конвенция о правах пожилых людей , вероятно, станет следующим крупным договором по правам человека, принятым Организацией Объединенных Наций. Предлагаемый договор будет направлен на исправление фрагментированной структуры прав человека для пожилых людей и будет сосредоточен на подтверждении важнейших прав человека, вызывающих озабоченность пожилых людей. В центре внимания соглашения будут лица старше 60 лет, что является растущей демографией во всем мире из-за увеличения старения населения . Договор вытекает из успеха Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, которая получила почти всеобщее признание с 1989 года. Если КПР ООН сосредоточена на правах молодых людей, ЮНКПП будет адресована тем, кто составляет старшую часть общества. которые, согласно отчетам Организации Объединенных Наций, становятся все более уязвимыми как группа без применимых нормативных стандартов права прав человека . Поддержка конвенции становится все более популярной, поскольку правозащитные группы, включая Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ( CESCR ), HelpAge International , Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин , Международную организацию труда и многие другие НПО и государства выразили поддержку универсальному инструменту. Необходимость в договоре возникла из-за проблем, связанных с демографическими изменениями в результате старения населения. Это вызвало значительный интерес к тому, как наилучшим образом обеспечить благополучие пожилых людей. Среди проблем, с которыми сталкиваются пожилые люди, - их права против дискриминации по возрасту и право на участие. Дебаты вокруг конвенции сосредоточены на реализации и защите этих прав, чтобы установить нормативные стандарты прав человека для пожилых людей. Одним из существенных вопросов является концепция жестокого обращения с пожилыми людьми в отношениях между людьми. Индивидуальные отношения обычно выходят за рамки действующего законодательства о правах человека, которое стремится представить стандарты отношений между государствами и отдельными лицами. Поэтому было предложено оформить предлагаемую конвенцию о правах человека для пожилых людей как конвенцию о борьбе с дискриминацией. Однако это не будет согласовываться с другими многосторонними конвенциями по правам человека, такими как МПГПП и МПЭСКП, которые устанавливают нормативные стандарты.

Содержание

  • 1 Содержание
  • 2 Предпосылки
    • 2.1 Всемирная ассамблея по проблемам старения
    • 2.2 Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей
    • 2.3 Вторая Всемирная ассамблея по проблемам старения
  • 3 Рабочая группа открытого состава по проблемам старения в целях усиления защиты прав человека пожилых людей
  • 4 Дебаты и критика
  • 5 Будущее конвенции
  • 6 См. Также
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 ссылки

Содержание

В настоящее время Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций не согласовала ни одного официального проекта договора, хотя «Рабочая группа открытого состава по проблемам старения в целях усиления защиты прав человека пожилых людей» (OEWGA) обсудила, что именно содержание договора может быть. На своем последнем заседании OEWGA согласилась с тем, что «крайне важно рассматривать пожилых людей как конкретных правообладателей и проводников перемен и предоставлять гарантии в отношении полного и эффективного осуществления своих прав человека и основных свобод в для того, чтобы позволить им участвовать в социальной, экономической, культурной, гражданской и политической жизни, а также использовать их опыт и потенциал для внесения вклада во все области развития ". Основные права, подтвержденные предлагаемым договором, будут расширением прав, закрепленных в других многосторонних договорах, но с упором на конкретные проблемы, с которыми сталкиваются пожилые люди.

Задний план

Всемирная ассамблея по проблемам старения

В 1982 году был опубликован доклад Всемирной ассамблеи по проблемам старения (также известный как «Международный план по проблемам старения»), который стал первым международным обсуждением прав пожилых людей и представил план их реализации. В Докладе излагается ряд основополагающих принципов, применимых к пожилым людям, и, что важно, государства-участники подтвердили «свою веру в то, что фундаментальные и неотъемлемые права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека , применимы к пожилым людям в полной мере и в неизменном виде». В отчете признается несколько подтем, особенно применимых к правам пожилых людей, включая здоровье и питание, жилье и окружающую среду, семью, социальное обеспечение, доход и безопасность, занятость и образование. Таким образом, в отчете были даны политические рекомендации по решению этих проблем, в том числе во избежание дисбаланса в возрастных группах в государственном секторе и в стремлении заполнить более продолжительную жизнь чувством цели и выполненного долга. Кроме того, поощрялась разработка инициативной политики, направленной на улучшение здоровья пожилого населения и обеспечение финансовой безопасности при выходе на пенсию. Значение этого отчета для предлагаемой конвенции заключается в его использовании для определения подхода Организации Объединенных Наций к проблемам старения и внутренней политики ее государств-членов.

Принципы ООН для пожилых людей

Следующим шагом на пути к конвенции о правах пожилых людей стало принятие Принципов Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей 1991 года. Принципы предусматривают, что пожилые люди в обществе должны иметь независимость, способность участвовать в жизни общества, иметь доступ к уходу. , иметь право на самореализацию и полное достоинство жизни среди других прав. Принципы были приняты в октябре 1992 года в связи с принятием провозглашения о старении в резолюции 47/5 Генеральной Ассамблеи, которая содержала провозглашение в качестве приложения и придавала определенный вес Принципам 1991 года. Однако за реализацией этих Принципов мало кто следит, поскольку в соответствии с международным правом резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций не являются автоматически обязательными для сторон. Приняв Принципы, Организация Объединенных Наций поставила права пожилых людей на тот же моральный уровень, что и права других органов, и установила некоторые цели для их реализации, такие как крайний срок в 2001 году для достижения глобальных целей по проблемам пожилых людей.

Вторая всемирная ассамблея по проблемам старения

На Второй Всемирной ассамблее был принят Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 года, в котором был сформулирован план «построения общества для людей всех возрастов». В Плане определены четыре области, в которых государства должны сосредоточить внимание на создании более здоровой окружающей среды для пожилых людей: «индивидуальное развитие на протяжении всей жизни, отношения между поколениями, взаимосвязь между старением населения и развитием, а также положение пожилых людей». План был направлен на достижение этих целей путем поощрения активного участия пожилых людей в жизни общества в своих государствах-членах. Вклад Плана в международную конвенцию о правах пожилых людей можно увидеть в том, что пожилые люди попадают в общий контекст международного права прав человека, создавая основу для того, чтобы пожилые люди рассматривались как защищенная группа. План не относился к пожилым людям как к особой защищаемой группе, подразумевая, что это не означало декларацию прав, хотя в нем признавалось обязательство государств-членов отстаивать права всех групп и пожилых людей в целом. План был выставлен на рассмотрение через 10-летний период, в течение которого государства и неправительственные организации, такие как Фонд ООН в области народонаселения, получили задание реализовать план.

Рабочая группа открытого состава по проблемам старения в целях усиления защиты прав человека пожилых людей

В октябре 2010 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 65/182, в соответствии с которой была учреждена «Рабочая группа открытого состава по проблемам старения с целью укрепления прав человека пожилых людей» в рамках реализации Мадридского плана. OEWGA была уполномочена рассматривать существующие международные рамки прав человека пожилых людей и определять возможные пробелы и способы их устранения. OEWGA является основным форумом для обсуждения принятия многостороннего договора о правах человека, касающегося прав пожилых людей, поскольку он фокусируется на проблемах, с которыми сталкиваются пожилые люди, и признает пробелы в существующей системе прав человека. По состоянию на сентябрь 2017 года OEWGA провела 8 сессий, и каждая из этих сессий была направлена ​​на прояснение вопросов, связанных с правами пожилых людей, и оказание помощи членам в выполнении их обязательств по Мадридскому плану. Перед каждой сессией OEWGA принимает материалы от государств-членов об их вкладе в жизнь пожилых людей в обществе. На первом заседании избранные государства-члены признали сложное положение прав пожилых людей в традиционных международных рамках из-за отсутствия конкретной конвенции. Таким образом, дебаты о необходимости международной конвенции о правах пожилых людей были характерной чертой OEWGA с самого начала, что можно увидеть в материалах, представленных государствами-членами.

Дебаты и критика

OEWGA в первую очередь сосредоточилась на способах улучшения существующей системы прав человека, хотя НПО и такие государства, как Аргентина, выступали за конвенцию о правах человека, заявив в своем первом документе, что:

″ Не существует юридически обязательного инструмента для стандартизации и защиты прав пожилых людей . Аргумент состоит в том, что универсальный характер международных инструментов должен включать пожилых людей. Все мы знаем, что этого не происходит, потому что мы живем в несовершенном мире. Если бы мир был совершенен, нам не понадобились бы никакие условности, и здесь не было бы дискриминации. Вот почему правительство Аргентины . поддерживает [ы] необходимость в конвенции для поощрения, защиты и обеспечения полного осуществления всех прав человека и основных свобод, обеспечивая ее выполнение посредством юридически обязательного документа ″ [sic]

В материале Аргентины обращено внимание на законодательное значение конвенций о правах человека и на то, что принятие такой конвенции в отношении пожилых людей будет в наилучших интересах Мадридского плана. Тем не менее, многие государства, такие как Австралия, Дания и Китай, отметили, что проблемы внутренней политики и демографические различия в их регионах допускают подход к проблеме, основанный на правах человека, хотя они не одобряют многостороннюю конвенцию.

Существенный пробел в нормативных стандартах прав пожилых людей был отмечен Управлением Верховного комиссара Комитета по правам человека по правам инвалидов, заявившим: «принятие обязательной международной конвенции о правах пожилых людей. создадут правовую основу, определяющую их права ". Аналогичную позицию заняла организация Help-age International, которая представила обстоятельный доклад о дискриминации по возрасту и пришла к выводу, что необходим единый инструмент, чтобы объединить принципы прав пожилых людей в одну конвенцию. В результате понятие договора получило некоторую поддержку, поскольку оно установило бы нормативные стандарты прав человека для пожилых людей, чтобы дополнить Мадридский план, хотя он не получил всеобщей поддержки. Неправительственные организации, такие как HelpAge International , неоднократно ссылались на необходимость «всеобщего запрещения дискриминации в пожилом возрасте в документе о правах человека, [который] обеспечил бы окончательную, универсальную позицию, согласно которой дискриминация по возрасту морально и юридически неприемлема».

Основная критика новой конвенции исходила от государств, которые утверждали, что разработка новой конвенции потребует значительных ресурсов, отмечая, что международная система защиты прав человека и так испытывает нехватку ресурсов. Эти государства выступали за усиление существующих механизмов, таких как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах в качестве альтернативы. Эту точку зрения поддержали Соединенные Штаты, которые утверждали, что новая конвенция ничего не добавит к существующим мерам защиты в рамках уже существующих международных конвенций.

Однако в 10-летнем обзоре Мадридского плана по проблемам старения, согласно Экономическому и Социальному Совету Организации Объединенных Наций: «Через 10 лет после его принятия Мадридский план действий сделал лишь ограниченный прогресс в национальных и международных планах развития».

Будущее конвенции

После 10-летнего обзора Мадридского плана председатель шестой сессии Алан Кордина заявил, что:

"Я . знаю, что все большее число делегаций и единодушный и ясный голос гражданского общества просят нас взяться за задачу разработки конвенции. Можем ли мы и дальше игнорировать эти призывы? Можем ли мы игнорировать это часть нашего мандата? Мой ответ на оба вопроса - нет. Ясно, просто и без двусмысленности ».

Результатом стал призыв к проекту конвенции, который будет представлен Генеральной Ассамблее ООН. Это было сочтено необходимым из-за постоянных нарушений прав пожилых людей во всем мире, несмотря на существующие рамки. После этого на седьмой сессии в сотрудничестве с Комитетом по правам инвалидов были определены некоторые пути заключения многостороннего договора. Во время восьмой рабочей сессии несколько НПО и некоторые государства собрались вместе, чтобы обсудить возможный текст проекта договора.







Европейская социальная хартия,открытая для подписания 18 октября 1961 года, вступила в силу 26 февраля 1965 года. В ней сформулированы принципы и основные права трудящихся на социальное обеспечение, право каждого человека, неимеющего средств к существованию, на социальную и медицинскую помощь, а также право каждого человека на получение услуг со стороны социальных служб.

Дополнительным протоколом к Европейской социальной хартии (открыт для подписания 5 мая 1988 года), нацеленным в числе прочего на решение проблемы реального осуществления права пожилого человека на социальную защиту, предусматриваются меры по созданию им возможностей оставаться дольше полноценными членами общества, как можно дольше вести независимое существование в привычных условиях, а лицам пожилого возраста, проживающим в заведениях для престарелых, гарантировать помощь и возможность участия в определении условий жизни в этих заведениях.

Принципы ООН в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста»,принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году, резолюция 46/91. В этом документе с учетом более поздних дополнений содержатся 18 принципов, собранных в 5 групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов,утвержденные ООН в 1994 году. Идеология этих правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды являются членами общества, имеют право оставаться жить в своих общинах, должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг.

В России определения инвалидности охватывали признаки, указанные в международных документах, но в целом возможность изменить ситуацию на правовом уровне появилась с принятием новой Конституции РФ (1993), провозгласившей Россию социальным государством, а также затем принимаемыми новыми федеральными законами.

Законом, определившим начало необходимости кардинального решения социальных вопросов с инвалидами, послужил Федеральный закон «О ветеранах»,принятый Государственной Думой РФ 16 декабря 1994 года. В преамбуле данного Закона записано, что он «определил правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе».

Среди законов, имеющих значение для проведения социальной работы с инвалидами, является Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,который был принят Государственной Думой 17 мая 1995 года. В нем записано, что он «регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе».

Другим не менее важным для инвалидов является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»,принятый Государственной Думой 15 ноября 1995 года. Данный Закон определил содержание социального обслуживания, основные понятия, системы социальных служб, принципы социального обслуживания, формы учреждений и предприятий социального обслуживания, полномочия федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ, а также ресурсное обеспечение социального обслуживания.

24 ноября 1995 года был принят Федеральный закон «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации».Указанный правовой акт определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических, других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

5 августа 2004 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон № 122-ФЗ,предусматривающий с 1 января 2005 года замену льгот денежными компенсациями гражданам: награжденным высшими наградами государства, являющимся инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, бывшим узниками фашизма, жителями блокадного Ленинграда, ветеранами боевых действий, членами семей погибших (умерших) ветеранов ВОВ; инвалидам всех категорий, «чернобыльцам».

К числу важнейших законов, имеющих значение для социальной работы в уголовно-исполнительной системе с осужденными инвалидами, в первую очередь можно отнести Уголовно-исполнительный кодекс РФ(1996), в котором фиксируется в качестве задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ наряду с другими: «оказание помощи осужденным в социальной адаптации». Эта норма права имеет отношение ко всей массе осужденных, отбывающих уголовные наказания, в том числе к осужденным инвалидам.

Всю социальную работу с осужденными инвалидами в период их пребывания в исправительных учреждениях проводят его сотрудники (прежде всего социальные работники, медработники, начальники отрядов и психологи). К этой работе могут привлекаться представители общественных организаций и религиозных конфессий, оказывающих содействие в этой работе УИС. Практика показывает, что руководители, а также социальные, воспитательные и медицинские службы ИУ на основании заключенных о сотрудничестве договоров с различными организациями в первую очередь создают возможности для получения от них социальной помощи именно слабо защищенным категориям осужденных, в которые входят осужденные инвалиды. Кроме того, помощь в проведении социальной работы с осужденными инвалидами могут оказывать и осужденные, состоящие в самодеятельных организация (секции социальной помощи осужденных).

Социальная работа с осужденными инвалидами в исправительных учреждениях представляет собой не нечто организуемое представителями администрации изредка с инвалидами от случая к случаю, а четко выстроенную систему мероприятий социального характера, оформленную документально в соответствующие планы или программы.

Средовая ситуация исправительных учреждений имеет ряд факторов, не влияющих позитивно на проводимую социальную работу с осужденными инвалидами и престарелыми,это:

• монотонный образ жизни;

• ограниченность связей с внешним миром;

• скученность, недостаток жизненного пространства;

скудость выбора занятий;

некоторая зависимость от других;

длительное время общения с одними и теми же лицами;

отсутствие интимного уюта;

регламентированность деятельности исправительного учреждения.


Рис. 1. Объем первоочередной социальной помощи, осуществляемой специалистом по социальной работе для осужденных инвалидов и престарелых в ИГУ.








Сейчас в России действует 20 международных соглашений или договоров о выплате пенсий за рубежом, говорится на сайте Пенсионного фонда России (ПФР). Они заключены с 24 странами.

Действительными остаются несколько соглашений, которые были подписаны еще СССР. Они касаются сотрудничества в области социального обеспечения, в том числе выплаты пенсий, с Чехословацкой Республикой (подписано 2 декабря 1959 года, утратило силу в отношении Чешской Республики), Румынской Народной Республикой (24 декабря 1960 г.), Венгерской Народной Республикой (20 декабря 1962 г.) и Монгольской Народной Республикой (6 апреля 1981 года).

Остальные международные соглашения и договоры были подписаны уже Россией. Часть из них основана на принципе территориальности, часть — на принципе пропорциональности.

Какие соглашения основаны на принципе территориальности и что это значит для пенсионера?

Принцип территориальности означает, что пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого проживает гражданин. Расчет делается по нормам его национального законодательства. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории и страны проживания и страны, гражданином которой является человек.

Если пенсионер-россиянин переезжает на территорию страны, с которой есть подобный международный договор (и наоборот), но при этом по законодательству данного государства ему не положена пенсия, выплаты продолжит делать Россия, пока он не приобретет право на пенсию на новом месте жительства.


Подобные соглашения действуют с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной («Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения», 13 марта 1992 г.), а также Молдавией (10 февраля 1995 г.), Грузией (16 мая 1997 г.), Литвой (29 июня 1999 г.). Отдельное соглашение с Казахстаном, подписанное 27 апреля 1996 года, гарантирует пенсионные права жителям города Байконура.

Какие договоры и соглашения основаны на принципе пропорциональности?

Принцип пропорциональности означает, что расходы на выплату пенсии распределяются между двумя странами: каждая делает выплаты только за стаж, выработанный на ее территории. Такие международные договоры действуют с Испанией (11 апреля 1994 г.), Болгарией (27 февраля 2009 г.), Эстонией (14 июля 2011 г.), Израилем (6 июня 2016 г.), Республикой Сербия (19 декабря 2017 г.).

Договоры с Белоруссией (24 января 2006 г.) и Латвией (18 декабря 2007 г.) тоже основаны на принципе пропорциональности, но отличаются тем, что за стаж, приобретенный во время их нахождения в составе СССР, пенсию назначает государство-преемник союзной республики, на территории которой проживал пенсионер. Подобное условие содержит договор с Чехией (8 декабря 2011 г.): стаж не менее 1 года, приобретенный до 31 декабря 2008 года, учитывается по законодательству страны, на территории которой в это время постоянно проживал пенсионер.

Кроме того, 15 января 1993 года Россия подписала с Украиной временное соглашение о пенсионных правах граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно документу, эти люди имеют право на досрочную пенсию по старости независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств. В целом система пенсионного обеспечения таких граждан основана на принципе пропорциональности.

Какие еще международные договоры о выплате пенсий подписала Россия?

По двум международным соглашениям пенсионное обеспечение осуществляется особым образом. Соглашения с Республикой Абхазия (14 апреля 2014 г.) и Южной Осетией (25 ноября 2016 г.) касаются пенсионного обеспечения россиян, постоянно проживающих в этих странах. Пенсия им назначается и выплачивается в соответствии с российским законодательством. При этом данным гражданам положена доплата к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском федеральном округе. Однако за стаж, выработанный на территории Республики Абхазия или в Южной Осетии после 1 января 2002 года, выплаты делают эти страны в соответствии с их законодательством.


Как выплачиваю пенсии в странах, с которыми нет пенсионного соглашения?

Если пенсионер проживает на территории страны, с которой РФ не имеет соглашения или договора, ее выплачивает ПФР в соответствии с российским законодательством. Россиянам, проживающим за границей, положены страховые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за исключением социальных), доплаты к пенсиям летчикам, шахтерам, ядерщикам, за особые заслуги, ежемесячные выплаты ветеранам ВОВ.

Чтобы назначить пенсию за границей или восстановить ее (если человек успел выйти на нее в России), нужно подать заявление в ПФР лично или через законного представителя. Деньги будут перечисляться на карточку пенсионера либо выдаваться его доверенному лицу.

Пенсионеры, которые живут за границей и получают пенсию по российскому законодательству, должны ежегодно подтверждать факт нахождения в живых. Для этого они могут обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, а также в любое отделение ПФР на территории России.

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ

(Москва, 13 марта 1992 года)

Правительства государств - участников настоящего Соглашения,

руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,

признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства - участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

1. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства - участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Соглашение подписано Правительством Республики Молдова с замечанием: "Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".

Судебная практика и законодательство — "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992)

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года или (и) двусторонними соглашениями.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.

продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;

Прокурор Нижегородской области в связи с жалобой Н.Д. Пирожкова на нарушение его пенсионных прав обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" недействующими как противоречащих требованиям федеральных законов и Соглашению государств - участников СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решением от 18 октября 2005 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворила, однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области отказано.

24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Подготовить и подписать соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

37. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства - участники Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Бюллетень международных договоров, 1993, N 4) и в государства - участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, могут направляться органам, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, в порядке, установленном договаривающимися сторонами.

основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,

выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей,

4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 .

Однако в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной и между Российской Федерацией и Белоруссией вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Белоруссии, работающих на территории Российской Федерации, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

С 1 октября 2020 года прекратится зачисление пенсионных выплат в России на карты всех других платежных систем, кроме карты национальной платежной системы « Мир» . Пенсионеров, живущих в других странах или собирающихся выехать на постоянное жительство в другие страны, волнует вопрос, что будет с их пенсией. Рассказываем подробно о порядке выплат.

Обновление:
Центральный банк РФ продлил до 31 декабря 2020 года сроки обязательного зачисления пенсий и социальных пособий на карты «Мир». Ранее тотальный переход на выплаты пенсионерам на указанные карты планировалось завершить к 1 октября.

Пенсионер уезжает, а пенсия остается?

Гражданин РФ имеет право на страховую пенсию, если достиг пенсионного возраста, заработал достаточный стаж и необходимое количество пенсионных баллов (ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», далее — Закон). Для получения пенсии по старости законодательство не требует обязательного проживания в России . При выезде для проживания за пределы России пенсионер сохраняет право на полагающиеся ему выплаты (п. 2 Постановления правительства РФ от 17.12.2014 №1386).

Важно! Данное правило не распространяется на социальную пенсию , которая выплачивается только проживающим на территории РФ гражданам (ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).

Для получения пенсии за границей за месяц до даты отъезда необходимо направить заявление о выезде за пределы территории Российской Федерации в отделение ПФР или МФЦ по месту выплаты пенсии . Сделать это можно лично либо через представителя по доверенности. Также заявление можно оформить в электронном виде через личный кабинет ПФР или портал Госуслуги (п. 3 Порядка выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории РФ, утв. Постановлением правительства РФ от 17.12.2014 №1386, далее — Порядок).

К заявлению необходимо приложить справку с указанием даты переезда, выданную диппредставительством или консульством РФ. В случае ее отсутствия выплата пенсии приостанавливается, пока справка не будет предоставлена (п. 4, 5 Порядка).

Полный список других необходимых документов указан на сайте ПФР.

Важно! Если гражданин РФ, проживающий за границей, станет пенсионером после 1 октября 2020 года или позднее, он сможет получать пенсию на карту международной платежной системы (например, Visa, Mastercard) при корректном уведомлении ПФР. Это предусмотрено ч. 5.4 ст. 30.5 Федерального закона №161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Размер пенсии и индексация

Пенсия будет выплачиваться в прежнем размере, за исключением сумм, которые полагаются только при условии проживания в России (п. 7 Порядка). Это доплаты до прожиточного минимума, за проживание в «северных» регионах и сельской местности. Исключение установлено для переезжающих в Абхазию и Южную Осетию. Им полагается доплата к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах.

Индексация и перерасчет пенсии проживающим за границей производятся в том же порядке, что и живущим в РФ . Не полагается ежегодная индексация тем пенсионерам, которые осуществляют трудовую деятельность за границей. После ее прекращения индексация пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем прекращения трудовой деятельности.

Учитывая, что документы в ПФР могут поступить значительно позже, перерасчет и доплата сумм пенсии с учетом индексации производятся не более чем за три года (п. 8.1 Порядка).

Работающий за рубежом пенсионер обязан самостоятельно предоставлять документы, подтверждающие факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности , в ПФР через дипломатическое представительство или консульство РФ (п. 11 ст. 26.1 Закона). Сотрудники этих ведомств внесут соответствующую информацию в акт личной явки и направят его в ПФР (п. 14.1 Порядка). Если документы предоставлены несвоевременно, что повлекло за собой излишнюю выплату пенсии, суммы переплаты подлежат удержанию .

В разных странах и пенсии разные

В некоторых случаях размер и порядок выплаты пенсии будут зависеть от страны, где проживает пенсионер. Россией заключены международные соглашения и договоры о выплате пенсий за рубежом с 24 странами . Многие пенсионеры после переезда продолжают трудиться, зарабатывая стаж и право на пенсию в иностранном государстве. В таких случаях пенсия будет начисляться исходя из принципов таких соглашений.

Территориальный принцип

Пенсия начисляется и выплачивается за счет страны, в которой проживает гражданин. При этом учитывается трудовой стаж, заработанный в России. Такие договоры заключены с Арменией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Литвой, Молдавией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной.

Если российский пенсионер переезжает в одну из этих стран, по законам которой «местная» пенсия ему еще не положена, выплату продолжит делать Россия. После приобретения права на пенсию в новой стране она выплачивается этой страной.

Пропорциональный принцип

Расходы на выплату пенсии распределяются между двумя странами: каждая выплачивает за стаж, отработанный на ее территории. Такие договоры, в частности, заключены с Белоруссией, Болгарией, Израилем, Испанией, Латвией, Эстонией, Чехией .

Если российский пенсионер проживает в стране, с которой РФ не имеет соглашений, пенсия выплачивается ПФР в соответствии с российским законодательством.

Как получать пенсию

Выплаты за уехавшего за границу пенсионера может получать в России его представитель по доверенности. В этом случае получателю пенсии необходимо раз в год лично получить пенсию или явиться в ПФР.

Большинство пенсионеров предпочитают перечисление пенсионных выплат ПФР на банковские карты. Если пенсия была оформлена до 1 января 2015 года, то ее могут переводить за границу или выплачивать на территории РФ . Все пенсии, оформленные после этой даты, выплачиваются в рублях на банковский счет на территории России.

Важно! Пенсионеры, постоянно проживающие за границей и получающие пенсию за рубежом, могут получать выплаты на карты Visa или Mastercard при надлежащем уведомлении ПФР. Постоянно проживающие в России пенсионеры должны использовать для выплат исключительно карты национальной платежной системы «Мир» или счета (вклады с возможностью пополнения и снятия денежных средств) без использования банковской карты.

Отмечаться раз в год

Поскольку у ПФР нет единых баз данных с иностранными госорганами, уехавшим за границу получателям пенсия должна ежегодно продлеваться. Для этого необходимо один раз в год направлять в ПФР документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых. Сделать это можно одним из следующих способов:

  • Во время визита в Россию обратиться в любое территориальное отделение ПФР.
  • Оформить документ, подтверждающий факт нахождения в живых, у любого нотариуса на территории РФ (п. 9 Порядка).
  • Если пенсионер в России не бывает, потребуется лично явиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ на территории иностранного государства. Сотрудники ведомств составят акт о личной явке гражданина и по своим электронным каналам направят их в ПФР (п. 10 Порядка).

Важно! Подтвердить факт нахождения в живых можно только лично. Оформить подтверждение через электронные сервисы или представителя невозможно.

Подтверждающие документы составляются и направляются в ПФР по истечении 12 месяцев с момента подачи заявления о выезде за границу или предоставления аналогичных документов за предыдущий год (п. 12 Порядка). Если этого не сделать, выплату пенсии приостановят до их получения.

Важно! В связи с пандемией коронавируса выплата пенсий проживающим за границей пенсионерам продлевалась до 1 июля 2020 года без документального подтверждения нахождения человека в живых (Постановление правительства РФ от 17.04.2020 №530).

Переезд и возвращение

При переезде пенсионера на постоянное место жительства из одного иностранного государства в другое необходимо сообщить об этом в ПФР не позднее рабочего дня после переезда (п. 17 Порядка).

В случае возвращения в Россию нужно уведомить об этом ПФР, предоставив паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства (п. 18 Порядка), после чего выплата пенсии станет возможной только на карту национальной платежной системы «Мир» , за исключением случаев, когда переезд является временным, без утраты получателем статуса постоянно проживающего за границей — для таких пенсионеров сохранятся выплаты на карты других платежных систем.

Подпишитесь на канал Активного возраста — узнавайте новости первыми!

Читайте также: