Право членов семьи пенсионера министерства обороны

Кто относится к членам семьи военнослужащего или гражданина уволенного с военной службы (военного пенсионера), имеющим право на обеспечение жильем (получение квартиры, ГЖС или жилищной субсидии) в составе его семьи

Вопрос о том, кто имеет право на получения жилья в составе семьи военнослужащего, военного пенсионера или гражданина, уволенного с военной службы без права на пенсию, но с оставлением в очереди на получение жилья, или исключенного из списков личного состава в связи со смертью (гибелью) (далее для краткости будем всех указанных лиц называть военнослужащими) остается все-еще актуальным как для простых граждан, так и для правоприменитлей, несмотря на то, что на эту тему есть масса исследований и публикаций. В разное время подход к решению этого вопроса был разным. Жилищные органы воинских частей и военных организаций, квартирные органы Министерства обороны РФ (сначала КЭЧ районов, КЭУ, ГЛАВ КЭУ, КЭО, МИС, и другие) и иных военных ведомств, да и суды разных уровней, пытались к данным правоотношениям применять нормы Федерального закона РФ 1998 г. «О статусе военнослужащих» (а еще ранее – Закона РФ 1993 г. «О статусе военнослужащих»), где круг членов семьи военнослужащего определен п. 5 ст. 2 указанного Закона. В связи с этим Верховный Суд РФ посчитал своим долгом дать соответствующие разъяснения (спустя 7 лет после принятия первого Закона «О статусе военнослужащих») и принял Постановление Пленума ВС РФ № 9 от 14.02.2000 г., в котором указал, что «При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.». Практически аналогичное разъяснение вошло в принятое в последующем Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих". Казалось бы, все спредельно ясно разъяснено. Тем удивительнее, что в до последнего времени и суды и военные жилищные органы в отдельных случаях при определении членов семьи, имеющих право на получение жилья вместе с военнослужащим, пытались применять п. 5 ст. 2 указанного Федерального закона (Вы легко можете в этом убедиться сами обратившись к практике, например, Московского окружного военного суда). А кто же на самом деле имеет право на получение жилья или жилищной субсидии вместе с самим военнослужащим, кто считается членом его семьи, являются ли таковыми его дети в возрасте более 23 лет или дети супруги (супруга) от предыдущего или предыдущих браков?

Обратимся, наконец, к Жилищному кодексу РФ (далее - ЖК РФ), к которому нас отсылает указанное выше Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 . В нем две статьи посвящены членам семьи. В зависимости от того, в какой квартире (жилом помещении) с семьей живет военнослужащий, нужно применять ту или иную статью. Если квартира (дом, комната) принадлежит гражданину на праве собственности, применяется ст. 31 ЖК РФ, если находится в государственной или муниципальной собственности, или иной собственности (не физического лица), квартира предоставлена по ордеру или договору социального найма, следует применять 69 ЖК РФ. Вроде бы все ясно, но … В статье 31 ЖК РФ сказано, цитата: «К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.». Таким образом, из толкования содержащейся в приведенной статье нормы права можно сделать вывод о том, что если собственник жилого помещения проживает отдельно, то во всяком случае тех, кто проживает в принадлежащем ему жилом помещении, нельзя признать членами его семьи. Такой вывод совпадает с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации". Однако в настоящее время ссылки на указанный документ, содержащиеся в апелляционных и кассационных жалобах судами отвергаются под тем предлогом, что «Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.» (смотрите, например, Определение СК по ГД Верховного Суда РФ от 15 июня 2015 г. № 9-КГ15-7 или Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2015 г. № 32-КГ15-11). Интересно, те судьи Верховного Суда РФ, что выносят такие определения, каким образом узнали о том, что Пленум Верховного Суда РФ давая такое разъяснение, исходил из того, что у собственника имелось только одно жилое помещение? В самом указанном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 ничего об этом не сказано и ничего подобного из него не следует. Можно ли подстраховаться, от того, чтобы Вас вдруг не сняли с очереди (исключили из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем) и не отказали в получении жилья, если Вы проживаете у знакомых или родственников? Вот несколько рекомендаций. Во-первых, Вам необходимо заключить с собственником жилого помещения соглашение о временном проживании не в качестве членов семьи (примерный образец соглашения о временном проживании не как член семьи можно посмотреть и скачать здесь). Во-вторых, до получения жилья от Министерства обороны РФ необходимо зарегистрироваться по адресу воинской части. Это тоже очень важно, поскольку до сих пор (!) многие суды, неговоря уже о ДЖО МО РФ и структурных подразделениях, а также жилищные комиссии других федеральных органов, где законом предусмотрена военная служба (ФСБ, ФСО, ВВ МВД и др.), вывод о том, что то или иное лицо приобрело право пользования жилым помещением в качестве члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, делают из самого факта регистрации по месту жительства (постоянной прописки)! При этом, на сей счет все в том же Постановлении Пленума Верховного Суда Российской от 2 июля 2009 г. № 14 дано разъяснение, согласно которому регистрация гражданина по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (п.11). Данный вывод подтверждается также правовой позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в своем Определении от 27 июля 2006 года № 6н-193/05 (кстати, из указанного определения, кроме того, следует, что Соглашение о временном проживании может быть устным, это во-первых, а во-вторых, проживание в квартире родственников не лишает права на получение жилья («один лишь факт регистрации военнослужащего в квартире, принадлежащей на праве собственности его родственникам, без учета иных обстоятельств, имеющих существенное значение, не может являться основанием для отказа в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.») Таким образом, тот факт, что военнослужащий с членами семьи длительный срок зарегистрирован в квартире родственника, даже ближайшего, знакомого или вовсе незнакомого лица сам по себе не означает, что он приобрел на эту квартиру какое-либо самостоятельное право и является нанимателем, собственником или членом семьи нанимателя, собственника указанного жилого помещения. Вообще, как говорится, для разбирающихся в предмете юристов это уже давно не вопрос, а вот для судов почему-то – нет.

А что, если военослужащий проживает со своей семьей в квартире, которая относится к государственному или муниципальному жилищному фонду и ему предоставлена ему по договору поднайма или по без заключения такового, по договору о безвозмездном пользовании, например, или вовсе по устной договоренности, не собственником, а нанимателем жилого помещения?

Как указано в упомянутом выше Постановлении Пленума Верховного Суда Российской от 2 июля 2009 г. № 14 (п. 25) "Разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в) в исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.".

Согласно ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.

Таким образом, для вселения в качестве членов семьи нанимателя, по общему правилу, требуется оформление письменного согласия всех членов семьи.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской от 2 июля 2009 г. № 14 к другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. Таким образом, поскольку ребенок супруги является ее родственником, согласно указанному разъяснению Пленума Верховного Суда РФ он считается членом семьи нанимателя жилого помещения (в нашем случае в роли нанимателя выступает военнослужащий) и в составе его семьи имеет право на жилищное обеспечение. Признавать детей супруги от предыдущего брака или иных родственников, как следует из указанного разъяснения, находящимися на иждивении, для включения в личное дело военнослужащего с целью получения на них жилья, нет необходимости. Однако нужно помнить, что обязательным условием признания членом семьи военнослужащего для целей жилищного обеспечения является факт совместного с ним проживания. В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.

Если Вам нужна помощь в призанании в судебном или досудебном (административном) порядке Ваших родственников и супругов Ваших детей, иных лиц в качестве членов Вашей семьи, как для целей жилищного обеспечения, так и для получения ими иных социальных гарантий, которые установленых Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих" (медицинская помощь в военных лечебных учреждениях, преимущественное право приема в дошкольные образовательные учреждения (детские сады), право на бесплатный проезд, в тех случаях, когда это предусмотрено законом, право на санаторно-курортное лечение и др.) Вы можете обратиться к нашим военным юристам за консультацией, оформлением необходимых документов для органов военного управления, жилищных органов или суда и представления Ваших интересов по указанному вопросу в суде.

Следует отдельно отметить, что члены семьи военнослужащего, который погиб (умер) в период прохождения военной службы, имеют право на внеочередное обеспечение жильем, при этом при расчете полагающейся общей площади жилого помещения учитывается сам погибший (умерший) военнослужащий и наличие у него права на дополнительную жилую площадь, также указанные члены семьи имеют право выбора места жительства. Важно при этом отметить, что члены семьи военнослужащего, который погиб (умер) в период прохождения военной службы, имеют право на обеспечение жильем, если даже военнослужащий до своей смерти не стоял в очереди на получение жилья (не был признан нуждающимся в жилищной обеспечении), но при этом имел право стоять в такой очереди (смотрите, например, Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.07.2015 г. № 5-КГ15-67), при этом, как отмечено в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.02.2016 г. № 56-КГ15-27, выслуга лет (продолжительность военной службы) правового значения для пр изнания указанных лиц нуждающимися в обеспечении жильем не имеет.

В случае, если Вам отказывают в постановке в очередь на получение жилья (включении в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений) по причине того, что Вас супруг-военнослужащий на момент смерти (гибели) не был признан нуждающимся в получении жилья (не стоял в очереди (Едином реестре) на жилое помещение, Вы можете при подготовке заявления в суд воспользоваться исковым заявлением и в случае необходимости - кассационной жалобой, которые нами были использованы в деле Мартияновой Е.Г. Верховный Суд РФ удовлетворил ее кассационную жалобу и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, где ее требования к жилищной комиссии и командиру войсковой части были удовлетворены в полном объеме.

На вопрос о том, какое заявление: исковое заявление или административное исковое заявление (административный иск) нужно в настоящее время подавать в суд, когда квартирные органы (ДЖО МО РФ, жилищные комиссии) отказывают в постановке в очередь на получение жилья членам семьи, погибшего (умершего) военнослужащего, однозначного ответа нет. Письмо Верховного Суда РФ от 5 ноября 2015 г. № 7-ВС-7105/15 «О направлении информация по категориям гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке» внесло в этот вопрос неразбериху. В указанном Письме разъяснено, что такая категория дел (о признании недействительным (незаконным) решения органа местного самоуправления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (либо об отказе в постановке на учет), об обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения; о признании незаконными действий об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий) должна рассматриваться в исковом порядке, а, следовательно, в таких случаях нужно обращаться с исковым заявлением. В тоже время, в Бюллетене Верховного Суда РФ № 12 от 2005 года на вопрос под № 13: «В каком порядке могут быть оспорены решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях?». Дается ответ: «На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли. Данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления. Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, определенном главой 25 ГПК РФ» (в настоящее время действует Кодекс административного судопроизводства РФ)». С учетом изложенного, представляется, что все же правильнее (в смысле достижения нужного результата), подавать в гражданские суды исковые заявления о признании недействительным (незаконным) решения Департамента жилищного обеспечения (ДЖО МО РФ), его региональных управлений (ЗРУЖО, ЮРУЖО, ВОРУЖО) или жилищной комиссии о признании незаконными действий (решения) об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Также зачастую возникает также вопрос о том, в какой суд военный или гражданский нужно подавать иск членам семьи бывшего военнослужащего, который погиб (умер)? Здесь можно дать однозначный ответ, что члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего должны обращаться с исками к квартирным органам Министерства обороны РФ (ДЖО МО РФ) или жилищным комиссиям воинских частей ВВ МВД, ФСО РФ, ФСБ РФ в гражданские суды по месту нахождения этих органов, не по месту жительства таких членов семьи (истцов). Следует также помнить, что военнослужащие, уволенные с военной службы и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями через органы власти местного самоуправления по месту жительства за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Постановлением Правительства от 6 сентября 1998 г. № 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих..». Зачастую им приходится сталкиваться с тем, что местные администрации или власти субъекта Российской Федерации отказывают во включении их в список или сводный список граждан, изъявивших желание об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в том числе, когда бывший военнослужащий и члены его семьи или кто-то один из членов семьи не хотят или отказываются сдавать занимаемое жилое помещение. Если Вы столкнулись с подобным случаем, Вы можете ознакомиться и скачать образец искового заявления об обязании Министерства строительного комплекса Московской области включить бывшего военнослужащего с членами его семьи, состоящих на жилищном учете в администрации одного из районов Московской области, в Сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Указанное заявление было рассмотрено Красногорским городским судом Московской области и удовлетворено полностью.

Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, представление интересов в суде?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?

Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

- разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

- оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.

Пособие на похороны и по потере кормильца.

Военнослужащие и другие сотрудники силовых структур на протяжении службы находятся на содержании у государства. После выхода на пенсию за ними сохраняются многие льготы, а также они получают специальную военную пенсию из средств Министерства обороны или того ведомства, где служил пенсионер. Поэтому и после смерти для военных пенсионеров предусмотрены особые условия Фактически их похороны с положенными почестями берет на себя государство.

Но, чтобы воспользоваться всеми преференциями о них нужно знать заранее, ведь в скорбный момент родственникам будет явно не до изучения законодательных норм, а подсказать, обычно, бывает некому.

Кто попадает под категорию военных пенсионеров

Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 года № 460 определено, что за счет средств федеральных органов исполнительной власти осуществляется погребение в случае смерти:

  • пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы (службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции с должностей начальствующего состава) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы (службы) 20 лет и более;
  • ветеранов военной службы;
  • участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны;
  • ветеранов боевых действий на территории других государств (независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
  • ветеранов боевых действий из числа военнослужащих внутренних войск, сотрудников органов внутренних дел, пенсионеров из их числа, принимавших участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона РФ ( данная категория приобрела право на указанную компенсацию с 01.01.2004 года).

Также под эту категорию попадают лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Пособие на погребение

Организация похорон дело затратное. Нужно купить множество атрибутики, организовать транспортировку тела, место на кладбище, наконец, поминки. Набирается круглая сумма, которую в случае с военным пенсионером может компенсировать государство (хотя бы частично). Или государство, в случае с военнослужащим, в лице военкомата, может взять на себя организацию похорон. Выбор остается за родственниками.

Если они выбрали похороны за счет военкомата, то военному пенсионеру положено:

  • гроб, урна, венок и другие предметы, необходимые для погребения;
  • услуги морга;
  • организация перевозки тела к месту захоронения;
  • само погребение (кремация);
  • почетный караул и салют (для подполковников и полковников троекратный, для генералов пятикратный);
  • военный оркестр.

При этом два последних пункта предусмотрены и при организации похорон самими родственниками. Военнослужащие имеют право на проводы в последний путь с воинскими почестями.

Если родственники военного пенсионера или те, кто организовал похороны хотят получить компенсацию своих расходов, они имеют на это право в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460. В этом документе, в частности, сказано, что:

Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 19511 рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - 27016 рублей.

Кому покажется, что этого мало ( а это реально так, ведь похороны обходятся обычно не меньше, чем 60-70 тысяч рублей), можно получить специальное пособие на погребение, которое выплачивается в соответствии с п.21 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, сотрудников Государственной противопожарной службы, учреждений, МВД и органов уголовно-исполнительной системы. Его размер составляет трехмесячную пенсию, получаемую пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного ст.10 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Получить выплату имеют право члены семьи умершего либо другие лица, фактически организовавшие и оплатившие похороны.

Важно! Пособие на погребение можно получить только одно! Это может быть либо компенсация ритуальных услуг (19511 рублей), либо пособие на погребение военного пенсионера или ветерана (3 пенсии) либо социальное пособие на погребение (5700 рублей). Нужно внимательно заполнять документы и уточнять у специалистов военкомата, о какой именно выплате идет речь. Ведт изменить потом что-то будет невозможно. Поэтому лучше заняться этим уже после похорон, ведь законодательство отводит для обращения целых 6 месяцев со дня смерти.

Какие документы нужны

Чтобы получить пособие на погребение нужно предоставить в пенсионное подразделение военкомата следующие документы:

  • заявление о выплате;
  • свидетельство о смерти (с приложением заверенной копии)
  • справка о смерти (форма 33, ее выдают в морге)
  • платежные документы, подтверждающие расходы, связанные с погребением (договора на оказание услуг по организации похорон, счет-заказы, квитанции, квитанции к приходному ордеру, кассовые чеки и т.д.)
  • документы, подтверждающие степень родства (в случае если похороны производили члены семьи умершего).
  • паспорт и реквизиты банковского счета лица, производившего расходы на погребение (с приложением заверенных копий)

Обратите внимание , что никаких сроков выплаты пособия на погребение военного пенсионера законодательство не предусмотрено. Обычно ждать выплату приходится несколько месяцев.

Единовременное пособие по смерти

Кроме пособия на погребение в соответствии с п. 22 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 семьям умерших военных пенсионеров, уволенных со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья с выслугой 20 лет и более положено единовременное пособие по потере кормильца. На его получение имеют право:

  • жена (муж) военного пенсионера независимо от возраста и трудоспособности;
  • несовершеннолетние дети военного пенсионера (до 18 лет либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет или являлись на день смерти кормильца учащимися очных образовательных учреждений и не достигли 23-летнего возраста);
  • состоявшие на иждивении умершего родители, достигшие пенсионного возраста, либо являющиеся инвалидами.

Пособие выплачивается в размере трехмесячной пенсии кормильца и на каждого нетрудоспособного члена семьи пенсионера, получаемой им ко дню смерти. Для его получения необходимо подать в пенсионное подразделение такие документы:

  • заявление о выплате единовременного пособия
  • свидетельство о смерти (с приложением заверенной копии)
  • свидетельство о заключении брака (с приложением заверенной копии)
  • свидетельство о рождении при оформлении пособия на несовершеннолетних детей (с приложением заверенной копии)
  • паспорт.

Компенсация установки надгробия

Кроме похорон за счет государства умерший военный пенсионер имеет право на памятник. Его также может поставить сам военкомат, а точнее ритуальная организация с которой заключен договор, или сами родственники за свой счет. Во втором случае они имеют право на получение компенсации своих расходов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 в размере до 32 803 рублей (по состоянию на 2019 год). То есть, сколько бы не стоил памятник по факту, компенсируют только эту сумму. При этом:

  • памятник должен быть установлен именно военному пенсионеру и не может быть семейным;
  • на памятнике допускается только одно изображение, надпись с ФИО умершего и датами рождения-смерти, никаких эпитафий и двойных фотографий.

Кроме стандартного набора документов необходимо предоставить в военкомат две фотографии памятника с двух сторон, а также, при необходимости, обеспечить должностным лицам доступ к захоронению для проверки. Конкретных сроков выплаты компенсации нет, некоторым людям приходится ждать ее до 10 месяцев.

Вы можете задать свой вопрос на любую правовую тему (работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).

Здравствуйте! Я жена полковника в запасе, мне 61 год. Хронические заболевания. На данном этапе НЯК, диагноз поставлен в 2017 г. Теперь мне один раз в году необходимо специфическое обследование. Я обратилась в госпиталь г. Севастополя, где уже получала лечение в прошлом году. Но от меня требуют направление из нашей гражданской поликлиники ф.057. Вопрос: почему впервые вдруг это понадобилось, если у меня есть ОМС, по которой мне можно обращаться в любое медучреждение, и военное тоже? И второе: я супруга офицера, и поэтому согласно федерального закона имею право на бесплатное лечение именно в военном госпитале без направления из гражданской поликлиники. Или я не правильно думаю?

Здравствуйте! Весь ваш ответ я уже читала в ФЗ. У нас, в Крыму, в госпиталь попасть сложно, несмотря на то, что я супруга офицера в запасе. Меня интересует то, что почему я должна брать направление ф.057 в гражданской поликлинике? Разве это обязательно? Для чего? Чтобы провести лечение по ОМС? Но я ведь член семьи военнослужащего! Правы ли в госпитале?

Ответы юристов ( 1 )


Просим извинения, но у Вас вопрос не полный, поэтому приводим выдержки из ФЗ № 76-ФЗ:

1.В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на бесплатную медицинскую помощь в ВМУ имеют следующие категории граждан:
— военнослужащие по призыву;
— граждане, призванные на военные сборы;
— офицеры;
— прапорщики (мичманы);
— военнослужащие по контракту (остальные категории);
— члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
— лица, находящиеся на иждивении кадровых офицеров и проживающие совместно с ними по перечню, определенному приказом Министра обороны Российской Федерации 2005 г. № 085, приказом Министра обороны Российской Федерации 2005 г. № 1074дсп. Согласно требованиям приказа к иждивенцам относятся лица, которые находятся на полном содержании, или получают помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и члены их семей;
— прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;
— члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, родители, достигшие пенсионного возраста, и родители-инвалиды старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

1.В соответствии с пунктом 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 г. № 20 «Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» на обследование и лечение в военно-медицинские подразделения, части и учреждения Министерства обороны без ущерба для выше указанных категорий граждан принимаются
Граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил:
— вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
— члены семей иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах;
— граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы.

13. Медицинское обеспечение контингентов Минобороны России на территории Российской Федерации осуществляется по территориальному принципу. Территориальный принцип медицинского обеспечения устанавливается с целью равномерного закрепления контингентов Минобороны России за ВМУ, создания оптимальной нагрузки на лечебное учреждение, позволяющей максимально эффективно обслуживать прикрепленный контингент.

22. Прикрепление к амбулаторно-поликлиническим филиалам и структурным подразделениям ВМУ остальных категорий граждан осуществляется на основании заявления (рапорта) и документов (с их копиями), прилагаемых к нему:
Для членов семей офицеров:
— справки, выданной кадровыми органами воинских частей, организаций и учреждений Минобороны России о составе семьи офицера (форма 11 к Правилам оформления и выдачи удостоверений, справок и других служебных документов военнослужащим, гражданам уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала и членам их семей (приложение к Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации от 19 августа 2009 г. № 205/2/588) (далее — Правила);
1.паспорта с отметкой о постоянной регистрации по месту жительства;
— полиса обязательного медицинского страхования (при наличии).
Для членов семей офицеров запаса (в отставке):
— справки, выданной кадровыми органами воинских частей о составе
семьи офицера (форма № 11 к Правилам) или военным комиссариатом по
месту получения пенсии о праве на бесплатную медицинскую помощь в ВМУ
формы № 3, № 4 к Правилам);
— паспорта с отметкой о постоянной регистрации по месту жительства;
— полиса обязательного медицинского страхования (при наличии).

Для вдов (вдовцов) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по контракту или после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более:
1.справки, выданной военным комиссариатом по месту получения пенсии, о праве на бесплатную медицинскую помощь в ВМУ (формы № 3, № 4 к Правилам) сроком на 1 год (в связи с законодательной нормой, согласно которой право на медицинскую помощь для указанной категории граждан сохраняется до повторного вступления в брак);
2.паспорта с отметкой о постоянной регистрации по месту жительства;
3.открепительного талона (приложение № 4) (для состоявших на медицинском обеспечении в другом ВМУ);

Как жена полковника запаса вы имеете право обслуживаться и лечить в военном госпитале, в каком порядке оформиться посмотрите нашу выписку.

Военные пенсионеры в России имеют особый статус. Вот подробный список льгот для граждан, которые проходили службу в Вооруженных Силах, в органах внутренних дел, МЧС и противопожарной обороны, уголовно-исполнительной системе.

  1. Военные пенсии после увольнения
  2. Пенсия
  3. Льготы военным пенсионерам
  4. Обеспечение жильем
  5. Налоговые льготы
  6. Льготы на лечение
  7. Льготы родственникам военного пенсионера
  8. Трудовые льготы
  9. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение
  10. Льготы ветеранам боевых действий
  11. Налоговые льготы

Военные пенсии после увольнения

Военнослужащим при увольнении со службы по достижении ими предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями положено единовременное пособие, размер которого зависит от продолжительности военной службы (приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700):

  • менее 20 лет – 2 оклада денежного содержания;
  • от 20 лет и более – 7 окладов денежного содержания.
    Если военнослужащие были отмечены государственным орденом или удостоены почетным званием Союза ССР или РФ, размер единовременного пособия увеличивается еще на один оклад денежного содержания.

Граждане, чья военная служба по контракту составила менее 20 лет, после увольнения могут рассчитывать на выплату оклада по воинскому званию в течение одного года.

Пенсия

Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, отслужившие 20 лет и более. Пенсия за выслугу лет выплачивается по линии Министерства обороны, МВД, ФСБ и других силовых ведомств. Но военный в отставке также может претендовать на назначение второй пенсии – страховой, по линии Пенсионного фонда, если работает на «гражданке» и имеет официальное трудоустройство. Подробнее об этом читайте здесь.

Кроме того, военным пенсионерам положены следующие надбавки:

  1. увеличение размера пенсии за выслугу лет инвалидам:
    • лицам, ставшими инвалидами вследствие военной травмы (инвалидам I группы – на 300 процентов расчетного размера пенсии, инвалидам II группы – на 250 процентов, инвалидам третьей группы – на 175 процентов).
  2. надбавки к пенсиям за выслугу лет:
    • пенсионерам, являющимися инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, – на уход за ними в размере 100 процентов расчетного размера пенсии;
    • неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (на одного такого члена семьи – 32 процента, на двух – 64 процента, на трех и более – 100 процентов);

(Согласно Федеральному закону «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»).


Льготы военным пенсионерам

Обеспечение жильем

Государство обеспечивает жильем тех военных пенсионеров, которые были поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Льгота реализуется следующими способами:

  • в виде жилищной субсидии;
  • в виде конкретного жилого помещения, находящегося в собственности федерального или регионального органа власти;
  • в виде однократной денежной выплаты на строительство индивидуального жилого дома;
  • в виде земельного участка под строительство;
  • в виде права на внеочередное вступление в жилищно-строительный кооператив;
  • в виде денежной компенсации за наем жилых помещений.

Налоговые льготы

Военные пенсионеры освобождены от уплаты налога с одного объекта личного недвижимого имущества (п. 7, ст. 407 НК РФ) и НДФЛ с пенсий, а также с сумм материальной помощи, полученной по месту работы, и со стоимости путевок в лечебные спецучреждения (ст. 217 НК РФ). Этой льготой обладают и гражданские пенсионеры.

Льготы на лечение

У военных пенсионеров сохраняются те же льготы, что имеются у действующих военных:

  • бесплатное лечение в военных медучреждениях;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;
  • бесплатное снабжение медикаментами;
  • 75% скидка при покупке путевок в военные санатории;
  • бесплатный проезд в оба конца любым видом транспорта к местам лечения и санаторного отдыха один раз в год.

Льготы родственникам военного пенсионера

  • 50% скидка на путевку для членов семьи пенсионера в военные санатории;
  • бесплатный проезд для членов семьи пенсионера к месту лечения или санаторно-курортного отдыха один раз в год;
  • дети военных пенсионеров без очереди принимаются в детсады, школы и общеобразовательные военные училища;
  • женам военных пенсионеров засчитывают в стаж льготные периоды проживания с мужем на территории военных городков, где женщины не могли устроиться по специальности;
  • в случае потери кормильца члены семьи имеют право на соответствующую пенсию. Если смерть наступила вследствие военной травмы, родственникам положены компенсации на оплату коммунальных услуг и обеспечение жильем.

Трудовые льготы

При поиске работы через биржу труда военные пенсионеры имеют право на первоочередное трудоустройство. Кстати, помочь с поиском работы может помочь раздел “работа для пожилых” на нашем сайте.
Военный пенсионер имеет право на сохранение за собой рабочего места при угрозе увольнения с работы (по сокращению), на которую он устроился впервые.
(Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих»).
Ежемесячная денежная выплата

Устанавливается и выплачивается территориальным органом ПФР отдельным категориям граждан, индексируется один раз в год с 1 апреля, исходя из уровня инфляции в стране за предыдущий год. Итак, на ЕДВ имеют право:

  • военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
  • военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
  • военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
  • члены семей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, в плену или вследствие ранения.

Размер ЕДВ для всех категорий граждан разный, за оформлением нужно обратиться в территориальный орган ПФР.

(по информации Пенсионного фонда России).

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение

Этот вид пособия в размере 1000 рублей предоставляется инвалидам вследствие военной травмы. При этом не имеет значения, в какой период военной и приравненной к ней службы гражданин получил военную травму.

(согласно указу Президента РФ от 1 августа 2005 г. № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы»).

Льготы ветеранам боевых действий

Широкий перечень льгот предоставляется ветеранам боевых действий, к которым относятся следующие категории военнослужащих:

  • Военнослужащие, сотрудники ОВД и органов власти СССР, принимавших участие в боевых действиях при исполнении своих служебных обязанностей в РФ или СССР.
  • Военнослужащие, проходившие службу в автомобильных батальонах, осуществлявших доставку грузов в Афганистан в тот период, когда там проводились боевые действия.
  • Военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях и летных операциях в Афганистане.
  • Военнослужащие, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

Льготы, положенные ветеранам боевых действий:

  • обеспечение жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • компенсация расходов на плату за содержание жилищных помещений (компенсация платы за наем или содержания жилищного помещения, компенсация 50% взноса на капитальный ремонт);
  • первоочередная установка квартирного телефона;
  • преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
  • сохранение права на получение медпомощи в учреждениях, к которым военнослужащие были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн);
  • ежегодный отпуск и отпуск без сохранения заработной платы;
  • обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями.

Льготы, положенные ветеранам, обслуживавших воинские части:

  • сохранение права на получение медпомощи и внеочередное медобслуживание;
  • преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
  • преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
  • первоочередная установка квартирного телефона;
  • ежегодный отпуск и отпуск без сохранения заработной платы;
  • обеспечение жильем инвалидов боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений.

Льготы, положенные ветеранам, направлявшихся на работу в Афганистан:

  • внеочередное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
  • преимущество при вступлении в члены садоводческих, огороднических и дачных объединений;
  • ежегодный отпуск;
  • внеочередное право на установку квартирного телефона.

(Согласно Федеральному закону «О ветеранах»).


Налоговые льготы

  • Освобождение от уплаты налога на имущество;
  • Право на стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода при начислении НДФЛ согласно пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ. Если граждане получили инвалидность, то размер вычета увеличивается до 3000 рублей.

Чтобы оформить эти налоговые льготы, необходимо обратиться с заявлением в налоговую инспекцию. Кроме того, ветераны боевых действий имеют право на ежемесячную денежную выплату (см. выше).

Также военные пенсионеры могут иметь льготы на транспортный или земельный налог, которые определяются каждым регионом отдельно.

Отметим, что в данном материале не указывались льготы для ветеранов Великой Отечественной войны.

Читайте также: