Право доступа к информации пфр

Даже сегодня большая часть будущих пенсионеров убеждена в том, что на сумму ежемесячного содержания по возрасту значимое влияние имеет только количество лет стажа: чем длительнее трудовая жизнь, тем привлекательнее размер пенсии. Несмотря на довольно широкую информационную кампанию для населения, заблуждение прочно сидит в сознании людей, которые не знакомы с тем, как работает индивидуальный персонифицированный учет в системе пенсионного страхования.

Законодательство о системе ОПС

Пенсионное законодательство по сложности сравнимо разве что с налоговым. Для тех, кто все-таки намерен разобраться хотя бы с основными его постулатами, нужно начинать с законов № 165-ФЗ от 16.07.1999

об общих принципах соцстрахования в России и № 167-ФЗ от 15.12.2001 об обязательном пенсионном страховании (ОПС): в нем рассказано о том, кто, как и сколько должен платить в Пенсионный фонд, и как этот момент контролируется государством.

Еще один закон - № 27-ФЗ от от 01.04.1996, который безусловно будет интересен для работодателей и наемных лиц, разъясняет как раз особенности персонифицированного учета.

Вторая важная часть законодательной базы, касающаяся непосредственно пенсионного обеспечения и его индивидуальной реализации в отношении всех категорий застрахованных лиц, тоже состоит из нескольких законодательных документов:

  • 166-ФЗ от 15.12.2001 разъясняет вопрос о том, кто может претендовать на получение пенсии по возрасту или досрочно в силу своей профессии;
  • 400-ФЗ от 28.12.2013 – о назначении страховой пенсии, рассчитываемой на основании ОПС;
  • 424-ФЗ от 28.12.2013 – о праве на накопительную часть.

В части накопительного пенсионного обеспечения действует еще ряд законов, которые призваны защитить доверенные негосударственным пенсионным фондам средства граждан.

Объекты и цели индивидуального персонифицированного учета

Стремление уйти от несправедливости советского солидарного принципа уплаты соцвзносов реализовалось в том, что сегодня приоритетом для государства стал индивидуальный персонифицированный учет в системе обязательного государственного пенсионного страхования. Эта задача настолько важна, что, сняв с 2017 года с органов ПФР обязанность контролировать уплату и начисление пенсионных страховых взносов, в их ведении оставили аналитическую работу, касающуюся учета индивидуальных платежей.

Это вовсе не означает, что все оплаченные самим сотрудником средства и часть начислений, которые вносятся за него работодателем, сохраняются в неприкосновенности до его выхода на пенсию.

Персонифицированный учет представляет собой базу данных, цель которой - сохранение на отдельных счетах информации о застрахованном лице, которая понадобится для реализации его пенсионного права в дальнейшем.

Исходя из этого, индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - это своеобразное хранилище данных об общем страховом стаже, размере доходов на протяжении трудовой жизни работника, оплаченных взносов и продолжительности работы по специальностям, дающим право на досрочный выход на отдых. Ежемесячно в течение всей жизни человека эта информация обновляется на основании показателей, предоставляемых страхователями в их отчетности, и используется для назначения или пересчета размеров пенсионного обеспечения.

Чтобы до конца разобраться в вопросе, нужно представить, что такое индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде России. Состоит счет из нескольких разделов:

  • основной части, учитывающей взносы по стандартной ставке ОПС;
  • специальной части, посвященной накопительной части пенсии и платежей в негосударственные структуры;
  • профессиональной части, фиксирующей взносы на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение в период его работы на вредных или опасных производствах.

Такая многоступенчатость учета позволяет вести объективный и полный учет всей необходимой информации о трудоспособном лице, накапливаемой в течение длительного периода.

Права и обязанности участников системы ОПС

Отношения в сфере пенсионного обеспечения являются трехсторонними:

  • застрахованное лицо;
  • страхователь;
  • органы ПФР.

Основным принципом их успешного взаимодействия является своевременный, достоверный и корректный обмен сведениями об уплате страховых сумм, а также проведение регистрационных мероприятий в установленные законами сроки.

Так, основная обязанность работодателя (страхователя) – выплата обязательных взносов и предоставление отчетности в ПФР. Также он должен беспокоиться о получении работниками страховых свидетельств, если они не были оформлены ранее.

Подразделения ПФР, в свою очередь, имеют право требовать от нанимателей полной информации о застрахованных лицах и контролировать ее достоверность. В обязанности органов пенсионного обеспечения входит также сохранение персональных данных работников, их обработка и выдача справок будущим или настоящим пенсионерам.

Самим же трудящимся предоставлено право требовать необходимую информацию как от работодателя, так и от ПФР, вносить в нее документально подтвержденные исправления и оспаривать действия остальных сторон в судебном порядке.

Значение и цели ПФ России

Поскольку Пенсионный фонд России является единственным органом, синтезирующим и обрабатывающим всю персональную информацию в этой сфере, он же и воплощает в жизнь основные цели персонифицированного учета:

  • хранение, обработка с целью назначения пенсий с учетом индивидуальных результатов труда;
  • контроль за страхователями и создание базы данных для выполнения требований пенсионного законодательства;
  • повышение заинтересованности в участии в системе ОПС и упрощении процедур с одновременным сохранением эффективности администрирования.

Роль негосударственных ПФ

Тем, кто родился в 1967 году и позже, кроме страховой пенсии можно рассчитывать еще и на накопительную. Поскольку эта часть ежемесячных выплат зависит от того, сколько денег будет на спецчасти индивидуального счета на момент выхода на пенсию, то вопрос управления средствами приобретает особую актуальность.

Роль инструмента в приумножении сумм накопленных взносов отведена негосударственным ПФ и регулируется законом 75-ФЗ от 07.05.1998 об этих учреждениях. Их основные обязанности состоят в том, чтобы проводить максимально рациональную и в то же время эффективную инвестиционную деятельность в интересах будущих пенсионеров.

Чтобы повысить доверие к НПФ, государство гарантирует, что даже в случае финансовых убытков выбранного фонда человек не потеряет ни копейки из уплаченных взносов.

СНИЛС: что это и зачем его получать

Основой персонифицированного учета является то, что каждый индивидуальный пенсионный счет имеет свое уникальный страховой номер. Это позволяет однозначно идентифицировать плательщика пенсионных взносов вне зависимости от того, изменялись ли его фамилия, имя, отчество или адрес на протяжении жизни.

Понадобится получение свидетельства о присвоении СНИЛС и при трудоустройстве , поскольку работодатель просто не сможет правильно отчитаться об уплаченных средствах на ОПС.

Читайте больше информации о том, чем еще может быть полезен и для чего нужен СНИЛС .

Персонифицированная отчетность в ПФ с 2017 года

С 1 января 2017 года все наниматели в РФ уплачивают взносы по ОПС и отчитывают о них в ФНС. Изменились не только счета для зачисления средств, но и сроки подачи отчетности. За всеми этими глобальными изменениями бухгалтерам главное не забыть, что часть отчетов нужно, как и прежде, предоставлять в ПФР, хоть и в обновленные даты.

Новые и старые формы отчетности

В начале 2017 года работодатели последний раз отчитались по «старым» формам в ПФР. До середины февраля были поданы два вида отчета по персонифицированному учету: РСВ-1 о выплатах в пользу физлиц и РВ-3 о взносах на дополнительное соцобеспечение.

Одновременно с этим уже до 15 февраля каждому нанимателю нужно было не пропустить срок предоставления нового ежемесячного отчета СЗВ-М за январь. В нем содержатся данные о застрахованных лицах, обновлять которые нужно не позднее 15 дней после окончания очередного месяца. Кроме того, раз в год работодатель должен сообщать в ПФР сведения о стаже каждого сотрудника.

Все эти отчеты подаются наряду с новой формой расчета по страховым взносам, утвержденной уже ФНС.

Ответственность за ошибки в отчетности в системе ОПС

С учетом новой системы администрирования, страхователю стоит понимать, что за ошибки, допущенные в отчетности по страховым взносам за периоды до 31.12.2016 года, они будут штрафоваться органами ПФР. С 2017 года эта функция передана фискальным службам.

Однако, несмотря на фундаментальные изменения в сотрудничестве в ПФР, за фондом оставили право привлекать к ответственности тех работодателей, которые допустили нарушения в отношении предоставления сведений, формирующих персонифицированный учет страховых взносов (ст. 17 закона 27-ФЗ).

К тому же не стоит забывать, что должностные лица предприятия могут быть привлечены еще и к личной административной ответственности за каждый факт нарушения.

Обратная связь плательщиков с ПФР

Любое застрахованное лицо имеет право и возможность активно интересоваться реализацией своих пенсионных прав, а также получать разъяснения относительно величины накопленных сумм и засчитанного страхового стажа.

Контролировать ситуацию можно как при личном посещении отделений фонда, так и посредством телекоммуникационных сетей.

Тем, кто не может или не хочет ходить по инстанциям, поможет один из онлайн-сервисов: Госуслуги или сайт ПФР. Данный вид услуг поможет и тем, кто желает знать, как обстоят дела с накопительной частью их будущей пенсии.

Если же работник заметил расхождения или этот факт выяснился только при назначении пенсии, то решить проблему может запрос о дополнении или уточнении индивидуального лицевого счета, посылаемый страхователю от имени ПФР. Такая форма коммуникации призвана откорректировать неточности в порядке досудебного урегулирования.

Выписка о взносах и стаже из Пенсионного фонда

Если простого ознакомления с информацией о накопленных пенсионных баллах и перечисленных за работника средствах недостаточно, россиянин может получить официальную выписку от ПФР. Кроме визита в одно из подразделений фонда или регистрации на сайте Госуслуги, можно воспользоваться услугами одного из банков-партнеров, например Сбербанка. Для этого нужны паспорт и страховое свидетельство.

Кроме сумм взносов, гражданина может также интересовать количество отраженных в профессиональной части персонального счета лет работы. Это может быть небезынтересно и тем, кто провел значимую часть жизни на Крайнем Севере или в районах, к нему приравненных.

Для того чтобы не восстанавливать утерянные в результате чужих ошибок годы труда в тяжелых условиях, нужно заранее ознакомиться с возможностью проверить трудовой стаж по СНИЛС .

Проблемы солидарной и накопительной системы ОПС

Источником многолетних проблем в пенсионном обеспечении является дефицит средств в Пенсионном фонде. Чтобы хоть частично решить эту проблему, государство наложило мораторий на использование накопительной части пенсионных взносов, а также приостановило индексацию пенсий для работающего населения. Кроме того, отрицательное влияние имеет также высокая ставка обложения доходов граждан и их низкая степень доверия к проводимым реформам.

При организации защиты информации ПФР опирается на Федеральные законы, нормативные акты органов исполнительной власти, а также на нормативные акты ПФР.

- Об информации, информационных технологиях и о защите информации;

- О персональных данных;

- Об электронной цифровой подписи;

- Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования;

- О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений;

- О страховых взносах в Пенсионной фонд Российской Федерации, ФCC Российской Федерации, Федеральный ФОМС и территориальные ФОМС.

Первые три из указанных законов всем известны и многие организации основывают свою работу на них.

А защита информации Пенсионного фонда опирается ещё на ряд специфических законов. Вторая тройка законов относится к их числу и их список этим не исчерпывается. Тут не упомянут, например, закон о бухучёте, который ограничивает, точнее, позволяет ограничить доступ к некоторой информации.

Нормативные акты органов исполнительной власти:

- Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в ИСПД;

- Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами;

- Порядок проведения классификации ИСПД;

- Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации;

- Положение о разработке, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации;

- Положение о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных;

- Методические рекомендации ФСБ России по защите ИСПД.

Нормативные акты органов исполнительной власти по защите персональных данных всем известны и приведены для обеспечения стройности работы. Подробно на них останавливаться не буду, не смотря на то, что именно они в преломлении через призму особенностей работы ПФР нашли своё отражение в его нормативных актах по защите информации, и в первую очередь персональных данных.

Нормативные акты ПФР:

- Концепция безопасности информации автоматизированной информационной системы ПФР;

- Инструкция по организации защиты информации автоматизированной информационной системы ПФР;

- Инструкция по организации криптографической защиты информации в Пенсионном фонде Российской Федерации;

- Модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе ПФР;

- Акт классификации информационной системы персональных данных ПФР;

- Положение о порядке работы с документированной информацией конфиденциального характера в системе ПФР;

- Перечень сведений ограниченного доступа, не составляющих государственной тайны;

- Порядок формирования списков лиц, допущенных к сведениям о плательщиках страховых взносов и к персональным данным.

К представленному перечню нормативных актов можно добавить, разрабатываемые в каждом органе ПФР Положения по защите персональных данных работников ПФР.

Начну рассказ о разработанных в ПФР документах не с начала списка, а с конца.

Название последнего документа (Порядок формирования списков) говорит само за себя. Он определяет - каким образом руководители территориальных органов ПФР действуют при реализации делегированного им Председателем ПФР права на формирование соответствующих списков. В первую очередь списка лиц, на основании которого в соответствии с требованиями Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в ИСПД (постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 года № 781) , производится допуск к работе с персональными данными.

Перечень сведений ограниченного доступа, не составляющих государственной тайны, именно таковым и является. В нем на полутора страницах в форме таблицы перечислены сведения, не относящиеся к ведомству Первого отдела, доступ к которым в ПФР ограничен.

Положение о порядке работы с документированной информацией конфиденциального характера в системе ПФР определяет особенности документационного обеспечения деятельности ПФР с использование сведений ограниченного доступа.

Пять верхних документов являются квинтэссенцией всего опыта защиты информации в ПФР в предшествующие 20 лет.

На основании Модели угроз в соответствии с требованиями Порядка проведения классификации ИСПД (приказ ФСТЭК, ФСБ и Мининформсвязи от 13 февраля 2008 года № 55/86/20) выполнена классификация информационной системы персональных данных ПФР.

Актом для районных сегментов АИС ПФР определён класс 3 (К3), для сегментов регионального и федерального уровня - класс 2 и, для всей системы соответственно - также класс 2.

В соответствии с требованиями руководящих документов ФСТЭК и ФСБ тремя верхними документами данного списка определены задачи, направления, методы и способы обеспечения безопасности данных.

Концепция БИ АИС ПФР утверждена постановлением Правления ПФР от 26 июля 2008 года № 1п ДСП.

- цель и стратегию достижения требуемого уровня безопасности информации АИС ПФР;

- основные направления достижения безопасности информации;

- принципы реализации и функционирования системы защиты информации;

- меры по обеспечению безопасности информации.

Инструкция по организации ЗИ утверждена постановлением Правления ПФР от 26 июля 2008 года № 1п ДСП.

- цели и задачи, объекты, мероприятия и методы защиты информации;

- порядок руководства защитой и органы защиты информации;

- задачи подразделений ИД ПФР и отделений ПФР, обязанности должностных лиц по организации защиты информации;

- основные обязанности пользователя;

- классификацию ресурсов и особенности их защиты;

- задачи и мероприятия и средства защиты от НСД;

- организацию защиты от вредоносных программ;

- порядок авторизации пользователей;

- порядок применения машинных носителей информации;

- порядок копирования информационных ресурсов;

- требования к прикладным программным продуктам;

Инструкция по организации криптозащиты в ПФР утверждена постановлением Правления ПФР от 16 октября 2008 года № 2п ДСП.

- организацию и обеспечение безопасности обработки информации с использованием криптосредств;

- порядок обращения с криптосредствами и криптоключами к ним;

- мероприятия при компрометации криптоключей;

- порядок обеспечения безопасности информации с использованием криптосредств при взаимодействии со сторонними организациями и передаче по каналам связи;

- размещение, оборудование, охрана и организация режима специальных помещений;

Модель угроз безопасности ПДн при их обработке в АИС ПФР утверждена Председателем Правления ПФР, согласована с ФСТЭК России.

Определяет для персональных данных:

- перечень угроз безопасности;

- возможные последствия нарушения безопасности;

- объекты угроз (основные ресурсы, содержащие ПДн, перечень информации способствующей доступу к ПДн);

- основные формы реализации угроз каждой из характеристик безопасности ПДн в АИС ПФР;

- модель нарушителя безопасности;

- перечень актуальных угроз безопасности.

Если не углубляться в содержание перечисленных документов, то можно сказать, что все они, в зависимости от их основного назначения, указывают требования, нормы или правила по обеспечению необходимого уровня информационной защищенности организации.

С помощью правового обеспечения можно урегулировать многие спорные вопросы, которые часто возникают в процессе информационного обмена. Помимо этого, образуется система административных мер, оформленная юридически, которая позволяет применять санкции к нарушителям внутренней политики безопасности.

Финансисты по меньшей мере два года пытались добиться гарантированного права доступа к информации Пенсионного фонда

Пенсионный фонд РФ должен в обязательном порядке предоставлять банкам и бюро кредитных историй данные о номерах страховых пенсионных счетов россиян (СНИЛС) — по запросам через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Такие поправки в распоряжение правительства №1471-р от 15 августа 2012 года одобрил Центробанк, следует из письма зампреда регулятора Михаила Сухова российским банкам (есть у «Известий»). В письме поясняется, что поправки необходимы для «однозначной идентификации граждан». Эксперты считают новацию беусловно позитивной: номер СНИЛС в сочетании с датой рождения является уникальным ключом поиска, который позволит идентифицировать заемщика в базе бюро кредитных историй (БКИ) на протяжении всей его жизни.

С 1 января 2017 года СНИЛС граждан должны фиксироваться в кредитных историях в соответствии с законом (189-ФЗ от 28 июня 2014 года). А банки смогут запрашивать актуальные кредитные истории действующих заемщиков, только располагая данными о СНИЛС.

Банкиры по меньшей мере два года лоббировали право прямого доступа к базам ПФР. В 2015 году они получили альтернативную возможность получения сведений о СНИЛС из ПФР через СМЭВ (указав в запросе в ПФР паспортные данные и ФИО клиента). К СМЭВ подключено 90% российских банков; срок передачи информации от госорганов банкам по их запросам составляет не более минуты. Но на практике этот вариант доступа к пенсионным счетам россиян является формальным: у фонда нет прямой обязанности идти на уступку банкам. ПФР может предоставить информацию, может отказать кредитору. По словам президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, у кредиторов могут быть серьезные проблемы, в том числе в свете требований 189-ФЗ — из-за того что действующее регулирование не обязывает ПФР предоставлять банкам данные о СНИЛС россиян. У БКИ вовсе нет доступа к СМЭВ, а в течение этого года они должны актуализировать кредитные истории заемщиков, отмечает президент АРБ. Единственный вариант для БКИ — запросить эти сведения в банках.

— Если в банк обращается новый заемщик, то для запроса его кредитной истории банку необходимо согласие клиента, — пояснил Гарегин Тосунян. — Тогда у клиента запрашивается СНИЛС. Но в отношении ранее привлеченных клиентов банк не располагает данными о СНИЛС и не имеет права обязать действующих заемщиков эти данные предоставить. Не располагая данными о СНИЛС, банк в соответствии с законом не сможет с 1 января 2017 года запрашивать из БКИ актуальные кредитные истории таких клиентов.

Соответственно, и банки в течение этого года должны будут восстановить данные о СНИЛС всех обслуживаемых ими заемщиков, считает президент АРБ.

— Только около 3% из 200 млн кредитных историй в базе Объединенного кредитного бюро (один из лидеров на рынке) содержат информацию о СНИЛС, — рассказала «Известиям» директор юридического департамента ОКБ Виктория Белых.

По оценкам Гарегина Тосуняна, в актуализации нуждаются 150 млн кредитных историй россиян. В письме ЦБ указано, что ПФР обяжут предоставлять банкам и БКИ данные о СНИЛС по их запросам через СМЭВ.

Банки и БКИ поддерживают новацию.

— Возможность запрашивать информацию о СНИЛС в ПФР упростит жизнь как банкам, так и клиентам, — комментирует руководитель проектов Бинбанка Дмитрий Сорокин. — Если новация будет реализована, банк с согласия клиента сможет получить сведения о его СНИЛС в ПФР и, уже используя данные СНИЛС, запросить актуальную кредитную историю в БКИ. Для БКИ СНИЛС может выступать важным идентификатором клиента, это очень удобный и одновременно эффективный способ, ведь СНИЛС не изменяется на протяжении всей жизни гражданина, чего нельзя сказать о паспортных данных, ФИО и т.д.

Дмитрий Сорокин напоминает, что ПФР неоднократно заявлял об отсутствии у него актуальной обновляемой информации о паспортных данных застрахованных граждан, на основании которых можно осуществлять стопроцентную идентификацию.

По словам представителя Бинбанка, все сведения, относящиеся к клиенту, могут и будут запрашиваться только с его письменного согласия. Значит, в кредитных договорах появится пункт о согласии заемщика на запрос его данных в ПФР.

— Доступ к базе данных ПФР через СМЭВ позволяет не только лучше идентифицировать заемщиков, но и предлагать кредиторам возможности по повышению качества оценки риск-профиля своих клиентов, — отмечает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков.

Виктория Белых считает, что ЦБ в рамках новации учел интересы всех участников рынка: банки и БКИ работают для того, чтобы заемщики могли получать доступ к кредитным средствам на выгодных условиях, в том числе и благодаря объективной оценке рисков.

СНИЛС поможет банкам не только однозначно идентифицировать граждан, но и получать информацию об их доходах — на основании выписок по пенсионным счетам. Банкиры говорят, что страдают из-за кредитного мошенничества, будучи не способными оценить финансовое состояние клиента, — отсюда дополнительный импульс показателям по просрочке (по данным ЦБ — свыше 800 млрд рублей по розничным кредитам). Например, анализ на подлинность справки физлица о доходах (2-НДФЛ) и персонифицированной отчетности, направляемой работодателем в ПФР, трудоемок и требует от сотрудников банка глубоких знаний в сфере бухучета. Но и так с высокой точностью подделки не выявить. Прямые запросы банков к работодателю клиента также не гарантируют должной степени достоверности предоставляемой заемщиком информации.

В свете новации банкиры советуют гражданам не выкладывать в Сеть фотографии своих СНИЛС (распространенное явление), так как ими могут воспользоваться мошенники, оформляющие кредиты по поддельным документам. В ПФР и аппарате правительства не ответили на запрос «Известий».

Давайте вместе разберемся, по каким правилам бухгалтерам придется сдавать отчетность в ПФР.

В документе, в том числе, описывается процедура взаимодействия ПФР и операторов ЭДО. Но мы рассмотрим только те нормы, которые касаются взаимодействия со страхователями.

Новый способ сдачи отчетов

  • через «Кабинет страхователя» портала электронных сервисов ПФР (КС);
  • через телекоммуникационные каналы связи.

Как сдать отчеты через Кабинет? В документе приводится алгоритм.

Авторизация страхователя для использования «Кабинет страхователя» на портале электронных сервисов ПФР возможна при наличии учетной записи в качестве руководителя организации или уполномоченного представителя организации в Единой системе идентификации и аутентификации.

Для доступа к сервисам Кабинета страхователю необходимо принять соглашение об использовании кабинета страхователя для электронного документооборота с ПФР.

Соглашение подписывается в электронном виде УКЭП руководителя либо иных лиц, уполномоченных на это приказом или доверенностью от имени страхователя.

ЭДО ПФР

  • заключить договор на обслуживание с оператором;
  • получить УКЭП руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом или доверенностью от имени страхователя, и сертификат ключа проверки электронной подписи;
  • направить оператору электронный документ «Заявление на подключение к ЭДО ПФР», который в дальнейшем направляется оператором в орган системы ПФР.

Таким образом, вместо бумажных соглашений с ПФР будут электронные заявления, которые будут отправляться через оператора.

После получения этого документа с отметкой об удовлетворении заявления страхователь считается подключенным к ЭДО ПФР.

Для отключения от ЭДО ПФР надо направить в ПФР электронный документ «Заявление на отключение от ЭДО ПФР».

Отчеты через представителей

В случае если страхователь не является участником информационного обмена в рамках ЭДО ПФР, то для представления индивидуальных сведений через представителя ему необходимо лично или через представителя уведомить территориальный орган ПФР о праве представителя формировать и подписывать индивидуальные сведения страхователя, предоставив оригиналы документов, подтверждающих полномочия.

Для отзыва права представителя страхователю необходимо подать электронный документ «Уведомление о прекращении полномочий представителя», подписанный УКЭП руководителя либо иных лиц, уполномоченных на это приказом организации или доверенностью от имени страхователя.

Процесс сдачи отчетов по ТКС

  • формирование индивидуальных сведений в соответствии с форматами, порядком и условиями, установленными ПФР, для их последующей передачи в виде электронных документов по ТКС;
  • прием и отправку технологических электронных документов, сопровождающих электронный документооборот между страхователем и органами системы ПФР;
  • шифрование при отправке и расшифрование при получении информации с использованием СКЗИ;
  • подписание электронных документов при передаче информации и проверку УКЭП.

В течение трех рабочих дней с момента направления уведомления о доставке ПФР выполняет следующие действия:

1) проверяет УКЭП Оператора и состав пакета;

2) расшифровывает входящие документы.

В случае выявления ошибок по первым двум пунктам отправляется электронный документ «Уведомление об отказе в приеме пакета».

3) проверяет УКЭП страхователя.

4) осуществляет проверку индивидуальных сведений программами ПФР на соответствие формы, формата и порядка заполнения;

По результатам этих двух проверок ПФР формирует и отправляет страхователю протокол проверок или «Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР».

Страхователь будет вправе направить в ПФР обращение (заявление, возражение, запрос и др.), направление которого предусмотрено законодательством РФ и относится к компетенции ПФР, в форме электронного документа.

Участники ЭДО должны ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) осуществлять проверку поступления документов в электронном виде.

Датой получения документов от органов ПФР страхователем (представителем) считается дата, указанная в электронном документе «Уведомление о доставке», который формируется автоматически при их поступлении на транспортный сервис Оператора и высылается одновременно в адреса всех участников информационного обмена.

Представитель информирует страхователя о поступлении документов от ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов.

Участники ЭДО обязаны уведомлять ПФР о смене УКЭП не позднее одного календарного дня с даты получения и не позднее 7 дней до даты истечения действия УКЭП.

Процесс сдачи отчетов через Кабинет

  • средств доступа к ИТКС «Интернет»;
  • программного обеспечения для подписания электронных документов УКЭП.
Индивидуальные сведения, предоставляемые страхователем (представителем) с помощью сервисов КС, должны быть подписаны УКЭП уполномоченного лица страхователя (представителя).

ПФР в течение трех рабочих дней проверяет УКЭП уполномоченного лица страхователя (представителя) и осуществляет проверку индивидуальных сведений программами ПФР на соответствие формы, формата и порядка заполнения, по результатам которой формируются и отправляются протокол проверки или «Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР».

Датой предоставления документов страхователя считается дата, зафиксированная в электронном документе «Квитанции о регистрации», сформированном КС.

Датой получения документов от органов ПФР страхователем (представителем) считается дата их размещения в КС.

При размещении в КС документов от органов ПФР автоматически формируется и размещается в КС электронный документ «Уведомление о доставке».

При представлении сведений персучета через КС на портале электронных сервисов ПФР для организации защищенного удаленного подключения страхователей (представителей) должны использоваться шифрованные транспортные механизмы и сертификаты безопасности, применяемые на портале электронных сервисов ПФР. Представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета страхователей без установления защищенного удаленного подключения не допускается.

Нововведения

  • ПФР собирается взаимодействовать с операторами ЭДО через REST API;
  • откреплённую электронную подпись (во всяком случае, при работе по ТКС) можно будет использовать только с образами электронных документов (pdf, jpg и т. д.);
  • XML-файлы (файлы отчётов и packageDescription) предлагается подписывать встраиваемой подписью (XMLDSig) в соответствующих местах, предусмотренных Альбомом форматов (старые форматы документов от 122п/192п и более старые, не предусматривающие таких вещей, подать по новому порядку не получится);
  • прописывается порядок подключения операторов к СЭД ПФР;
  • создаётся Кабинет страхователя, через который можно будет отправлять отчётность (у страхователя должно быть ПО для подписания отчётов и, конечно, КЭП, плюс ему потребуется заключить специальное соглашение с ПФР);
  • прежнее Соглашение об электронном документообороте между страхователем и УПФР предлагается заменить заявлением на регистрацию — ответ на него пришлют в электронном виде;
  • также прописан порядок выхода страхователя из системы ЭДО ПФР и порядок информирования о представительстве и прекращении такового.
Мы попросили прокомментировать этот проект IT-специалиста Виктора Любезного. Вот как он сформулировал свои мысли о предстоящих нововведениях:

«Порядок взаимодействия участников ЭДО внутри СЭД, на мой взгляд, требует доработки. В частности, действия оператора при передаче отчёта в ПФР практически не регламентированы, только протокол API и немного о безопасности.

Не прописан даже срок, в течение которого оператор должен передать в ПФР поступивший ему от абонента пакет. И подтверждение оператора хотелось бы тоже, как у ФНС.

Возможно первый этап не обойдётся без проблем и ошибок — непонятно, как абонент будет доказывать, что он отправил отчёт вовремя.

Если это утвердят, ждать поддержке очередных битв с абонентами и органами ПФР. ».

Банкиры требуют у Пенсионного фонда России недискриминационного доступа к данным о доходах россиян — сейчас ПФР организовал такое сотрудничество только с пятью банками. Это следует из письма председателя Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрея Емелина, направленном предправления Пенсионного фонда Антону Дроздову (копия имеется в распоряжении «Известий»). Банки готовы платить за такие данные, и потенциальная выручка ПФР от этого оценивается в несколько десятков миллионов рублей в год.

В НСФР объясняют свою позицию нуждами граждан — они, как говорится в письме, должны получать информацию о своих индивидуальных лицевых счетах в ПФР в электронной форме через любой банк, а не только через ограниченный круг банков, среди которых Сбербанк, банк «Уралсиб», Газпромбанк, Банк Москвы и ВТБ24. В письме подчеркивается, что требования к банкам, с которыми ПФР заключает договоры на предоставлении сведений физлицам о состоянии пенсионных счетов в электронном виде, нормативно нигде не закреплены, а банки сталкиваются с отказом сотрудников Пенсионного фонда от заключения подобных договоров со ссылкой на самые разнообразные обстоятельства, говорится в документе.

Как указывает Емелин, сложившаяся ситуация влечет создание необоснованных преимуществ для отдельных участников рынка и оказывает негативное воздействие на уровень недобросовестной конкуренции в сфере предоставления финансовых услуг. По мнению НСФР, информирование граждан о пенсионных счетах должно быть обеспечено через любую кредитную организацию, это необходимо для получения кредитными организациями сведений о доходах заемщиков.

Данные из ПФР нужны банкам для скоринга, то есть оценки кредитоспособности заемщиков. Кроме того, 1 июля вступили в силу поправки в закон «О потребительском кредите», по которым при выдаче кредита на сумму от 100 тыс. рублей (или эквивалент в иностранной валюте) банк должен предупредить заемщика о риске неисполнения обязательств, если в течение года общий объем платежей превышает 50% годового объема физлица.

— Любой банк заинтересован в получении доступа к базе ПФР. Причина — возможность оценить и подтвердить уровень доходов клиентов-физлиц, — комментирует зампред СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин. По его словам, банки даже будут готовы платить ПФР за получение такого доступа, «ведь всем известно, что информация стоит денег».

Пока же в рамках соглашений с ПФР перечисленные 5 банков не платят никаких взносов. По мнению участников рынка, запросы в ПФР, если будут платными, вполне можно сопоставить по цене с запросами в бюро кредитных историй (БКИ, всего их 25) о потенциальных заемщиках. Сейчас одна кредитная история стоит в районе 30–50 рублей за штуку, а 50–70% положительных решений о выдаче кредита принимаются на основе кредитного отчета из БКИ. Если учесть, что банки сейчас закупают у БКИ миллионы кредитных историй ежегодно, то ПФР мог бы зарабатывать таким образом по несколько десятков миллионов рублей ежегодно. Правда, дефицит ПФР на 2015 год еще в мае оценивался на уровне 829 млрд рублей самим фондом, однако в июле премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что показатель составит 100 млрд рублей.

— При наличии данных БКИ об уровне текущей задолженности и качестве исполнения ранее взятых обязательств, а также данных ПФР об уровне доходов, уровень риска в процессе принятия решения значительно снижается, как и впоследствии уровень проблемных долгов и потерь, — говорит директор департамента розничного бизнеса СБ Банка Герман Белоус. — Кроме того, данные ПФР подтверждают место работы потенциального заемщика, в базе фиксируется изменение места работы, то есть отображаются реальные наименования работодателей — все это очень важно. Использование данных ПФР в государственном масштабе может решить проблему «серых» зарплат. Наверняка многие люди откажутся получать заработную плату «в серую», если это будет впрямую и негативно влиять на уровень процентной ставки по кредиту или на размер кредита. А банки узнают о реальном размере доходов клиентов (конечно, при их обязательном согласии), что станет, по сути, аналогом использования данных БКИ. Также минимизируются временные затраты заемщиков на подготовку пакета документов, копий трудовых книжек, справок о доходах. Единственный минус — обновление данных в базах ПФР происходит не очень оперативно.

По словам начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, допуск банкиров к информации о доходах граждан позволит существенно повысить прозрачность розничного кредитного рынка, эффективность отбора заемщиков и качество розничных кредитных портфелей. Если предоставить банкам доступ и к базам ФНС, то в конечном итоге эти инициативы приведут к снижению процентных ставок на рынке розничного кредита и повысит устойчивость российской банковской системы, считает аналитик.

Юристы обращают внимание на еще один аспект — предоставление ПФР данных о доходах заемщиков невозможно без их на то согласие, иначе речь идет о нарушении закона «О персональных данных». Как ПФР будет получать подобное согласие, собеседники «Известий» предположить затруднились. Адвокат Нина Еремина предположила, что с граждан, обращающихся в ПФР с тем, чтобы сделать выбор направления инвестирования своих отчислений, будут дополнительно спрашивать согласие на передачу информации банкам. По мнению партнера правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Елены Полеоновой, требованию обеспечить банкам доступ к базам ПФР для получения сведений о доходах заемщика не хватает обоснований.

— Если человек приходит за кредитом, в его интересах представить сведения о своих доходах, а банк вправе проверять сведения о платежеспособности заёмщика законными способами, — считает Полеонова.

Такие доводы приводят и в ПФР.

— Технически выписка с лицевого счета может предоставляться через банк, но ее получателем является сам гражданин, — сообщил «Известиям» представитель ПФР. — И гражданин в этом случае обязательно дает право на обработку своих персональных данных. Сам по себе банк, преследуя какие-либо свои цели, выписку у ПФР запросить не может. Эту услугу предоставляют пять банков: Сбербанк, «Уралсиб», ВТБ 24, Банк Москвы и Газпромбанк.


По информации «Известий», в минувшую пятницу состоялось совещание с участием председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной, представителей департамента банковского регулирования ЦБ, Минкомсвязи, а также крупнейших розничных банков, на котором рассматривался вопрос о доступе кредитных организаций к базе данных Пенсионного фонда РФ (ПФР) для получения сведений о доходах заемщиков. На совещании было принято принципиальное решение о предоставлении банкам доступа к данным ПФР с весны 2015 года, а также была утверждена схема такого доступа. Об этом «Известиям» рассказали участники совещания.

По словам замглавы Минкомсвязи Алексея Козырева, на совещании принципиально договорились, что клиент банка самостоятельно получает выписку о состоянии лицевого счета в ПФР при помощи портала госуслуг, а затем из своего личного кабинета направляет ее в банк по каналам системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

— Если клиент не зарегистрирован на портале, банк сможет его зарегистрировать онлайн, — рассказал «Известиям» Козырев. — Система заработает с весны 2015 года.

Схема получения банками доступа к базам данных ПФР будет выглядеть следующим образом. Гражданин для получения кредита обращается к сотруднику банка. Тот предлагает клиенту получить выписку с индивидуального лицевого счета (ИЛС) в ПФР — для принятия решения о предоставлении ссуды. В случае если гражданин зарегистрирован на портале госуслуг, он самостоятельно запрашивает выписку с ИЛС. Для этого он заходит на портал любым удобным способом (с персонального смартфона или предоставленного сотрудником банка планшета/терминала). Из своего личного кабинета на портале госуслуг клиент запрашивает выписку и получает ее. Далее он же из личного кабинета направляет выписку в банк — на электронную почту или по СМЭВ (создана в рамках исполнения закона о госуслугах, к ней подключено 90% банков). Выписка рассматривается работником банка, личность заявителя проверяется на основании паспорта, и на основании выписки принимается решение о сумме займа, а также процентной ставке по нему. Вся процедура получения и отправки выписки займет 5–7 минут.

В случае если гражданин не зарегистрирован на портале госуслуг, сотрудник банка проверяет личность клиента по паспорту и на основании его ФИО и данных документа осуществляет первичную регистрацию физлица. Процедура регистрации сотрудниками банков граждан будет закреплена актом правительства, который подготовит Минкомсвязи. Сервис регистрации также будет разработан этим ведомством. Он позволит осуществлять регистрацию клиентов через информационную систему банка, интегрированную с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). При регистрации граждан по паспорту СНИЛС запрашивается сервисом Минкомсвязи через СМЭВ в ПФР по паспортным данным физлица. Таким образом, схема регистрации гражданина будет проходить в три этапа. На первом сотрудник банка в своей информационной системе заполняет поля формы для регистрации в ЕСИА (ФИО, номер паспорта, пол, дата и место рождения, номер телефона и/или адрес электронной почты). На втором этапе сотрудник банка нажимает кнопку «зарегистрировать гражданина» (запрос и внесение номера СНИЛС в профиль гражданина происходит автоматически). На третьем — клиент получает пароль по sms на мобильный телефон или на электронную почту.

Участники совещания отмечают, что данный механизм получения банками сведений из ПФР просто и быстро запустить — не требуется менять федеральное законодательство.

— Такая схема позволит гражданам использовать выданные ПФР электронные выписки для получения кредитов на более выгодных условиях, а банкам — снизить кредитные риски, — говорят собеседники «Известий». — ПФР разгрузит клиентские службы, Минкомсвязи будет регистрировать новых пользователей в ЕСИА. К 2018 году 70% граждан должно быть подключено к электронным услугам.

На данный момент в ЕСИА зарегистрировано 10,8 млн человек.

Банки добились положительной реакции ЦБ на свои просьбы о получении доступа к базам ПФР и ФНС весной этого года. Согласно последнему обсуждавшемуся варианту, банки должны были получать разрешение у граждан и запрашивать от их имени сведения в федеральных органах исполнительной власти сами. Но, по словам участников совещания от Минкомсвязи России, такая технология потребует применения квалифицированной электронной подписи со стороны граждан. Поэтому в пятницу была закреплена альтернативная схема, которая заработает с 2015 года. По словам участников совещания, ранее предложенная не отметается полностью и будет запущена в 2016 году.

— Это еще один шаг к тому, чтобы у банков было больше информации о доходах заемщиков, потому что все выплаты в ПФР — это производные от официальных выплат работодателя, — комментирует предправления СДМ-банка Максим Солнцев. — Эта информация может коррелироваться и учитываться при кредитном скоринге.

По мнению Солнцева, логичнее, если бы агрегация данных о доходах заемщиков шла через бюро кредитных историй (их на рынке 25, абсолютное большинство банков, которые работают в розничном сегменте и выдают кредиты, пользуются услугами БКИ), но предложенный на совещании вариант также имеет право на существование.

— Мы очень рады, что ЦБ поддерживает инициативу предоставления банкам доступа к базам ПФР, — говорит зампред ХКФ-банка Мартин Шаффер. — Банки смогут получать более детальную информацию о доходах заемщиков, что снизит их кредитные риски и, соответственно, стоимость услуг для населения.

Шаффер отметил, что реализация новации повлечет дополнительные расходы для банков организационного характера, и пилот продемонстрирует, окупаются ли они.

— Предлагаемая схема получения данных из ПФР удобная, позволит понять размер отчислений и определить размер дохода клиента, — считает замдиректора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Юлия Тузовская. — Данный инструмент — хорошая альтернатива предоставления справки 2 ндфл для рассмотрения кредитной заявки и копии трудовой книжки. С внедрением этой схемы, думается, многие банки пересмотрят требования к пакету документов для проверки заявки на кредит, что сэкономит время клиента на сбор документов.

По словам начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, предложенная схема хороша тем, что не ведет к утечке информации о доходах граждан, заемщик сам получает информацию из ПФР.

— Допуск банкиров к информации о доходах граждан позволит существенно повысить прозрачность розничного кредитного рынка, эффективность отбора заемщиков и качество розничных кредитных портфелей, — считает Осадчий. — Предоставление банкам доступа к информации ПФР приведет к снижению процентных ставок на рынке розничного кредита и повысит устойчивость российской банковской системы.

По мнению президента Фонда информационной демократии, экс-замминистра связи Ильи Массуха, с технической точки зрения реализовать новый предложенный вариант будет несложно.

— Главное, что банки будут получать информацию через физлиц, то есть с согласия самих граждан, — говорит Массух.

В то же время, как отмечает вице-президент АСРОС Алина Ветрова, в свете реализации новации возрастут издержки банков на регистрацию новых пользователей на портале госуслуг и на обработку информации от существующих пользователей портала госуслуг. По словам Ветровой, дополнительная регистрация по каждому потенциальному заемщику будет неудобна в связи с существенными трудозатратами при рассмотрении заявки от клиента на кредит.

Председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин также отметил, что утвержденный вариант предусматривает дополнительные расходы для банков.

— Деньги потребуются на организацию технологических точек: не все граждане носят с собой планшеты, и нужно будет организовывать места для получения выписок ИЛС, — говорит Емелин. — В то же время механизм возможно реализовать уже сейчас.

По словам участников совещания, Эльвира Набиуллина дала понять, что работа над предудыщим вариантом доступа банков к базам ПФР (возможным к реализации в 2016 году) будет продолжена, а утвержденный на совещании механизм будет действовать как пилот с 2015 года.

Читайте также: