Право на пенсию домохозяйки украина

Украинцы часто задаются вопросом, а смогли бы чиновники прожить на их пенсии.

В соответствии с Конституцией, на Украине «человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность являются наивысшей социальной ценностью». Это накладывает на правительство определенные обязательства, в том числе обязанность отстаивать интересы и оказывать поддержку социально незащищенным слоям населения, в которые входят прежде всего пенсионеры, малоимущие и малообеспеченные граждане и люди с ограниченными физическими возможностями.

Сказать, что украинцы преклонного возраста живут в тяжелых условиях и нуждаются в дополнительной материальной поддержке со стороны государства и чиновников – это ничего не сказать. Поэтому не хочется сотрясать воздух. Достаточно понимать, что в сравнении с украинскими пенсиями наши соотечественники-пенсионеры живут в относительном достатке, и им хватает хотя бы на самое необходимое.

Необходимый трудовой стаж и возраст для выхода на пенсию на Украине

В 2019 году на Украине начала реализовываться пенсионная реформа, согласно которой меняются условия выхода на пенсию, в частности необходимый для этого трудовой стаж и возраст. Согласно последним изменениям будут применяться следующие требования:

  • на пенсию в 60 лет смогут выйти не все украинцы, а лишь те которые имеют минимальный трудовой стаж не менее полных 26 лет;
  • в 63 года на заслуженный отдых смогут выйти те украинцы, у которых в трудовой книжке общий трудовой стаж будет составлять от 16 до 25 лет;
  • правом выйти на пенсию в 65 лет смогут воспользоваться те, у кого меньше 16-ти лет стажа.

Ежегодно необходимый трудовой стаж будет повышаться на один год до тех пор, пока не достигнет отметки 35-ти лет к 2028-му году. По статистическим данным сейчас абсолютное большинство людей преклонного возраста, достигших необходимого возрастного показателя, могут выполнить и требования относительно минимального трудового стажа, а вот к 2028 году ситуация может кардинально измениться и тех, кто в 60 лет сможет наработать необходимый стаж, останется лишь порядка 55% от общего числа.

Постепенно с 2011 года повышается возрастной порог для женщин, собирающихся на пенсию. Ежегодно он увеличивается на пол года и к 2021 году составит 60 лет, на данный момент представительницам прекрасного пола требуется достижение 59-ти лет.

Какие периоды входят в трудовой стаж пенсионера

Согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» для определения права на оформление пенсии в общий страховой стаж будут учитываться следующие периоды:

  • непосредственно период уплаты страховых взносов, то есть те годы, когда человек официально работал;
  • ведение предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения;
  • период прохождения военной службы;
  • время обучения в высших учебных заведениях на очной форме на условиях государственного заказа;
  • пребывание в отпуске по уходу за ребенком.

Уровень заработной платы в Украине

Уровень дохода населения Украины, точнее официальной заработной платы, – это третий фактор, влияющий на размер пенсий. Ежемесячно в Пенсионный Фонд украинцы должны отчислять 22% от уровня своей заработной платы, именно от этого показателя во многом будет зависеть будущая пенсия. На Украине широко распространена практика черных зарплат, официально работникам начисляется минимальная заработная плата, а остальные деньги получают в конверте, в обход налогообложения. Вот и получается, что Пенсионный фонд недополучает средства и в будущем пенсионеры получают минимальные выплаты.

На сегодняшний день минимальная заработная плата в братской стране составляет 4 173 грн (или 10 368 руб), а средний ее уровень по данным на 2019 год равен 10 239 грн (или 25 441 руб).

Размер пенсий в Украине в 2019 году

С 1-го июля на Украине, по информации премьер-министра Владимира Гройсмана , повышается показатель прожиточного минимуму для лиц, утративших трудоспособность, то есть минимальная пенсия с 1 июля 2019 года повысилась до 1 654 грн (или 3 781 руб). В текущем году это только первое повышение пенсионного пособия. С 1-го декабря запланировано и второе – до 1 638 грн (или без малого 4 000 руб).

По данным Пенсионного фонда Украины, средняя пенсия на 1 апреля 2019 года составила 2 899 грн (или 6 986 руб). А максимальное пенсионное пособие не может превышать 10-ти прожиточных минимумов, то есть самая большая пенсия в стране – порядка 15 000 грн (или 37 271 руб).

Кроме того, с 1-го июля Кабинет министров Украины повысил и пенсии тем гражданам, которые имеют за плечами большой стаж работы, но при этом на протяжении всего времени у них был зафиксирован низкий уровень заработной платы. Повышение до 2 000 грн (или 4 818 руб) коснется женщин с трудовым стажем более 30 лет и мужчин, у которых трудовой стаж составляет более 35 лет.

Не хочется даже комментировать эти цифры, но стреднестатистическим украинским пенсионерам не позавидуешь, по крайней мере по общепринятым российским меркам.

А что думаете по этому поводу Вы?


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.



В Минсоцполитике разработали новый законопроект о социальных гарантиях для пожилых людей.

Название законопроекта - "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно социальной защиты лиц пожилого возраста".

Право на пенсионные выплаты

В Министерстве социальной политики предлагают изменить норму статьи 18 Закона "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста в Украине", которая называется "Пенсия по возрасту".

На данный момент в этой статье указано, что "право на пенсию по возрасту имеет каждый гражданин пожилого возраста, который достиг пенсионного возраста и имеет необходимый страховой стаж. Это право обусловлено трудовым вкладом и не ограничивается любыми обстоятельствами, включая наличие других доходов. Пенсии по возрасту выплачиваются в полном размере без учета получаемого заработка (другого дохода)".

Но эту статью предлагают переписать в такой формат: "Право на пенсионное обеспечение. Порядок и условия пенсионного обеспечения лиц пожилого возраста устанавливаются Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" и другими актами законодательства, которые регулируют отношения в этой сфере".

Для пожилых людей хотят ввести классификацию

В Министерстве социальной политики предложили полностью изменить нормы о том, кто в Украине относится к пожилым.

Прописывается, что лица пожилого возраста - это граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, которым исполнилось 60 лет.

В зависимости от возраста, выделяются такие категории:

1. Лица старческого возраста – от 75 до 90 лет включительно.

2. Долгожители – от 90 лет.

Лицами предпенсионного возраста предлагается считать граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства, которым до достижения пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" осталось не более 2 лет.

Игры с терминологией

Также, в Закон "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста в Украине" будут внесены следующие изменения:

1. Изменится норма о том, что государство гарантирует КАЖДОМУ ветерану труда и ГРАЖДАНИНУ пожилого возраста надлежащий уровень жизни, удовлетворение РАЗЛИЧНЫХ жизненных потребностей, предоставление разных видов помощи.

2. Так, уберут слова о том, что это гарантируется каждому, а потребности могут быть различные. Вместо этого пропишется, что государство гарантирует социальную помощь.

3. Кроме этого, вместо словосочетания "граждане" пожилого возраста по всему тексту будет прописываться "ЛИЦА пожилого возраста".

4. Вместо гарантии государства о том, что оно должно организовать социально-бытовое обеспечение развития сети материально-технической базы для стационарных учреждений и надомных форм обслуживания граждан пожилого возраста, а также для подготовки соответствующих специалистов прописывается, что государство "обеспечивает реализацию права на социальные услуги путем приобщения предоставителей таких услуг НЕГОСУДАРСТВЕННОГО сектора.

5. Кроме того, в гарантии дописали такие пункты, как "обеспечение позитивного отношения общества к лицам пожилого возраста", "информирование населения" и пр. лозунги.

6. Законопроект "размывает" и нормы о запрете дискриминации пожилых в сфере охраны здоровья, труда и пр.

7. Исключается норма о том, что ветераны труда имеют право на получение займа на индивидуальное (кооперативное) жилое строительство. Меняется норма и о льготах для лиц, которые имеют особые трудовые заслуги.

Кнопка безопасности и персональный QR-код

В Закон также вводится новая статья 43-1, согласно которой пожилые люди, которые не могут передвигаться самостоятельно, могут получить персональную беспроводную сигнализацию "Кнопка безопасности".

А пожилые люди с психическими расстройствами смогут получить браслет с персональным QR-кодом.

Однако, такое решение сначала должен принять местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления. А также необходимо еще согласие на обработку персональных данных.

Нагрудных знаков больше не будет

Вносятся изменения в статью 46 Закона, согласно с которыми ветеранам труда больше не будут выдавать нагрудные знаки. Нагрудный знак - это не подтверждение права на льготы, однако требует расходов из государственного бюджета на его изготовление.

Следите за новостями на нашем “ Telegram-канале “

Пенсионная реформа, инициированная правительством, увеличивает пенсионный возраст в Украине. Прежде всего, изменения коснутся требований к оказанию помощи, а именно – увеличения минимального показателя стажа. Поэтому вопрос о выходе на пенсию в 2021 году сегодня актуален как никогда, Благодаря такому нововведению, по окончанию реформирования системы пенсия будет отсрочена практически для половины будущих пенсионеров.


Повышение пенсионного возраста

По статистике на 100 трудоспособных украинцев приходится 95 пенсионеров. Эксперты также прогнозируют, что в будущем это соотношение могло составлять 100/114 или 100/125 человек. Такие неутешительные прогнозы вызваны ухудшением демографической обстановки в стране.

Основным требованием МВФ по оказанию финансовой поддержки стала реализация реформы, при которой количество пенсионеров должно было сократиться. Но поскольку средняя продолжительность жизни в Украине значительно ниже, чем в большинстве стран мира, то было принято решение не подводить пенсионный возраст к слишком высокому показателю, а ввести корректировку в условия начисления.

Ранее, право на заслуженный отдых женщины получали в 55 лет, а мужчины в 60, при этом для исчисления суммы пенсии в расчет брались фактически отработанные годы. При внедрении реформы возраст существенно увеличивать не стали, существенному реформированию подверглись только требования к стажу. На текущий момент, чтобы выйти на пенсию по этому возрасту нужно иметь страховой стаж и право выхода на пенсию (не менее 25 страхового стажа). Если необходимое количество не набрано, то начиная с показателя в 15 лет можно уйти на заслуженный отдых в 63 года или в 65 если стаж менее 15 лет.

Со временем эти показатели будут меняться в сторону увеличения вплоть до 2028 года. К этому времени пенсионный возраст женщин составит 58 лет, а мужчин — 60 лет. Законодательные изменения в пенсионной системе предлагают выход в 60 и 58 лет доступен только при наличии 35 лет стажа или в 63 года, если получено не менее 25 лет стажа.

По подсчетам экспертов, такие нововведения по завершению отсрочат заслуженный отдых Для 45% будущих пенсионеров, которым придется подбирать страховой стаж. Таким маневром пенсионная реформа таит постепенный рост возраста до 63 лет, если количество лет стажа будет меньше 35 лет.


Выход на пенсию женщин в 2021 году в Украине

Предлагаем рассмотреть информацию о выходе жиной на пенсию с 2020 года по 2022 и далее.

Новини по темі:

  • Пенсии работающим пенсионерам в 2021 году в Украине
  • Размер пенсии по инвалидности в 2021 году в Украине
  • Размер пенсии по инвалидности в 2021 году в Украине
  • Декретные выплаты в Украине 2021 году
  • Повышение зарплата врача в 2021 году в Украине
  • Правила дорожного движения Украины 2021 года
  • Судебная реформа в Украине в 2021 году
  • Пророчества и предсказания каким будет 2021 год

1. Конец 1963 года – выход женщин на пенсию в 2021 году в Украине состоится в 57 лет.

2. Начало 1964 года – женщина уйдет на пенсию в следующем году в возрасте 57,5 лет.

3. Конец 1964 года – женщина станет пенсионеркой по достижению 58 лет в 2022 году.

4. Все годы ранее 1964 года – пенсионный возраст наступит в 58 лет в 2022 и далее.
Аналогичная ситуация с представителями мужского пола.

1. Конец 1958 года – муж станет пенсионером в 62 года в 2020 году.

2. Начало 1959 года – выход на пенсию мужчин в 2021 году состоится в 62,5 лет.

3. Конец 1959 года – пенсионером человек станет в 63 года в 2022 году.

4. Все годы ранее 1959 года – пенсионный возраст наступит в 63,5 лет в 2022 году и далее.

Таким образом мы видим, что пенсионный вех увеличивается постепенно.


Пенсионный возраст в разных странах

Украина относится к одной из пяти стран, где самый низкий пенсионный возраст в мире. На заслуженный отдых в более молодом возрасте выходят только жительницы Турции, Белоруссии и Молдовы. Так пенсионеркой в Турции или Молдове можно стать в возрасте 58 лет, а вот в Белоруссии достаточно иметь только 56-ти летний возраст.

Среди европейских стран ранее на пенсию выходят только мужчины в Турции и Словении, в возрасте 60 лет. Во всех остальных странах данный порог значительно выше. Средний показатель для женщин равен 63,5 годам, для мужчин — 64,5 года. Самые высокие показатели в Исландии и Греции, мужчины и женщины на заслуженный отдых там выходят не ранее 67 лет. Одной из самых лояльных к пенсионному возрасту была Россия, но после вступления в силу новых законов эти показатели увеличены до 60 и 65 лет.
Возраст выхода на пенсию для льготных категорий граждан

Требования для учителей:

  • возраст: до 2026 года — 50 лет, после 55 лет.
  • специальный стаж: до 2015 года — 15 лет, после 2024-30 лет.

Преподавателям запланировано постепенное поднятие минимального возраста и количества спец. стаж. При достижении необходимого возраста, но не хватки спец. стажа нужно доработать в педагогике нужное количество времени. Если ситуация сложилась наоборот, то недостаток можно отработать в любом направлении.


Требования для военнослужащих:

  • возраст: для женщин, родившихся до 1970 года — 45 лет, после от 45-50 лет;
  • для мужчин, родившихся до 1965 года — 50 лет, после от 50 до 55 лет.
  • обязателен специальный стаж: от 20 до 25 лет.
  • возраст: 50 лет;
  • обязательный стаж: 20 лет для женщин, 25 лет для мужчин.

Пенсионный возраст для участников боевых действий не пересматривался. Для получения льготных условий нужно предоставить удостоверения УБД и справки от военкомата.

Требования для сотрудников полиции:

  • возраст: от 45 до 50 для женщин и 50-55 лет для мужчин.
  • обязателен специальный стаж: от 20 до 25 лет.

Сотрудников МВД, касаются такие же изменения, как и военнослужащих. К этой же категории граждан относятся сотрудники МЧС. Требования к возрасту и выслуге лет будут возрастать постепенно.

Требования для шахтеров:

  • возраст: 50 лет для женщин, 55 лет для мужчин.
  • необходим специальный стаж: 25 лет или 20 при наличии особых заслуг.

Шахтеры могут выйти на заслуженный отдых досрочно, если стаж работы менее семи лет для женщин и десять лет для мужчин. Данный показатель уменьшается на соответствующее количество лет стажа.

Требования для инвалидов:

  • возраст: от 40 до 56 лет.
  • обязательный стаж: считается от особенностей инвалидности и возраста, в котором она получена.

Украинцы с гипофизарным нанизмом (карлики) выходят на заслуженный отдых после 45 лет, при наличии 20 лет работы для мужчин. Для женщин показатели снижены до возраста в 40, при наличии стажа в 15 лет.

Мужчины инвалиды с рождения и по зрению могут выходить на заслуженный отдых в 50 лет, при стаже в 15 лет. Для женщины показатели снижены 40 лет при стаже в 10 лет. Такие же требования предъявляются к инвалидам первой группы. Если инвалидность получена до 25 лет требуют наличие минимум одного года работы. С инвалидностью второй группы в 56 лет необходимо иметь минимум 14 лет стажа, а если инвалидность получена в пенсионном возрасте, то требует 15 лет стажа.


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

С 1 апреля 2015 года изменились условия выхода на льготную пенсию в Украине. Кто и при каких обстоятельствах сможет оформить пенсию на льготных условиях, о выходе на пенсию по вредности сварщика узнавал prostopravo.

Краткое содержание и ссылки по теме

Льготная пенсия по Списку 1

Работники, заняте полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемым Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации робочих мест имеют право на пенсию: мужчины после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах; женщины после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

До достижения 50 лет право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1975 года и старше после достижения ими такого возраста:

  • 45 лет - по 31 марта 1970 включительно;
  • 45 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1970 года по 30 сентября 1970 года;
  • 46 лет - с 1 октября 1970 года по 31 марта 1971;
  • 46 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1971 года по 30 сентября 1971 года;
  • 47 лет - с 1 октября 1971 года по 31 марта 1972;
  • 47 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1972 года по 30 сентября 1972 года;
  • 48 лет - с 1 октября 1972 года по 31 марта 1973;
  • 48 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1973 года по 30 сентября 1973 года;
  • 49 лет - с 1 октября 1973 года по 31 марта 1974;
  • 49 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1974 года по 30 сентября 1974 года;
  • 50 лет - с 1 октября 1974 по 31 декабря 1975 года.

При отсутствии необходимого стажа работы в период до 1 апреля 2024 пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при налички стажа работы:

  • с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года - не менее 20 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 15 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 года - не менее 21 года у мужчин и не менее 16 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2017 года 31 марта 2018 - не менее 21 года 6 месяцев у мужчин и не менее 16 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 - не менее 22 лет у мужчин и не менее 17 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 - не менее 22 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 17 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2020 года 31 марта 2021 - не менее 23 лет у мужчин и не менее 18 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2021 по 31 марта в 2022 году - не менее 23 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 18 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 - не менее 24 лет у мужчин и не менее 19 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 - не менее 24 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 19 лет 6 месяцев у женщин.

Работникам, которые не имеют необходимого стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при налички предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсіонного возраста, установленного абзацем первым части первой статьи 26 ЗаконаУкраины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»:

  • мужчинам - на 1 год за каждый полный год такой работы;
  • женщинам - на 1 год 4 месяца за каждый полный год такой работы.

Указанное уменьшение пенсионного возраста женщинам применяется также в периоду величения возраста выхода на пенсию по 31 декабря2021.

Льготная пенсия по Списку 2

Работники, заняте полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочихмест – после достижения 55 лет и при стаже работы не менее 30 лет у мужчин, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах, и не менее 25 лет у женщин, из них не менее 10 лет на указанных работах.

До достижения 55-летнего возраста право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1970 года и старше после достижения:

  • 50 лет - по 31 марта 1965 включительно;
  • 50 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1965 года по 30 сентября 1965 года;
  • 51 года - с 1 октября 1965 года по 31 марта 1966;
  • 51 года 6 месяцев - с 1 апреля 1966 по 30 сентября 1966 года;
  • 52 лет - с 1 октября 1966 по 31 марта 1967;
  • 52 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1967 года по 30 сентября 1967 года;
  • 53 лет - с 1 октября 1967 года по 31 марта 1968;
  • 53 года 6 месяцев - с 1 апреля 1968 по 30 сентября 1968 года;
  • 54 года - с 1 октября 1968 по 31 марта 1969;
  • 54 года 6 месяцев - с 1 апреля 1969 года по 30 сентября 1969 года;
  • 55 лет - с 1 октября 1969 по 31 декабря 1970 года.

При отсутствии необходимого общего стажа работы в период до 1 апреля 2024 пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при налички стажа работы:

  • с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года - не менее 25 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 20 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 года - не менее 26 лет у мужчин и не менее 21 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2017 года 31 марта 2018 - не менее 26 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 21 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 - не менее 27 лет у мужчин и не менее 22 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 - не менее 27 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 22 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2020 года 31 марта 2021 - не менее 28 лет у мужчин и не менее 23 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2021 по 31 марта в 2022 году - не менее 28 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 23 лет 6 месяцев у женщин;
  • с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 - не менее 29 лет у мужчин и не менее 24 лет у женщин;
  • с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 - не менее 29 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 24 лет 6 месяцев у женщин.

Работникам, которые не имеют стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, но имеют не менее половины стажа на указанных работах, при налички предусмотренного общего стажа работы пенсии по возрасту на льготных условиях назначаются с уменьшением пенсионного возраста, установленного абзацем первым части первой статьи 26 ЗаконаУкраины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании":

  • мужчинам - на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы;
  • женщинам - на 1 год за каждые 2 года такой работы.

Указанное уменьшение пенсионного возраста женщинам применяется также в период увеличения возраста выхода на пенсию по 31 декабря 2021.

Льготные пенсии другим категориям

Трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства – мужчины имеют право на льготную пенсию после достижения 55 лет и при общем стаже работы не менее 30 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе.

При отсутствии необходимого общего стажа работы в период до 1 апреля 2024 пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при налички стажа работы:

  • с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года - не менее 25 лет 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 года - не менее 26 лет;
  • с 1 апреля 2017 года 31 марта 2018 - не менее 26 лет 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 - не менее 27 лет;
  • с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 - не менее 27 лет 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2020 года 31 марта 2021 - не менее 28 лет;
  • с 1 апреля 2021 по 31 марта в 2022 году - не менее 28 лет 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 - не менее 29 лет;
  • с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 - не менее 29 лет 6 месяцев;

Женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистам истроительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базетракторов и экскаваторов – после достижения 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.

При отсутствии необходимого стажа работы в период до 1 апреля 2024 пенсия по возрасту на льготныхусловияхназначается при налички стажа работы:

  • с 1 апреля 2015 по 31 марта 2016 года - не менее 20 лет 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2016 по 31 марта 2017 года - не менее 21 года;
  • с 1 апреля 2017 года 31 марта 2018 - не менее 21 года 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 - не менее 22 лет;
  • с 1 апреля 2019 по 31 марта 2020 - не менее 22 лет 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2020 года 31 марта 2021 - не менее 23 лет;
  • с 1 апреля 2021 по 31 марта в 2022 году - не менее 23 лет 6 месяцев;
  • с 1 апреля 2022 по 31 марта 2023 - не менее 24 лет;
  • с 1 апреля 2023 по 31 марта 2024 - не менее 24 лет 6 месяцев.

А также:

  1. Женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), свинарками-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хазяйства имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
  2. Женщины, занятые в течение полного сезона на выращивании, уборке и после уборочной обработке абака имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.
  3. Работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах - по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.

До достижения 55 лет имеют право на пенсию женщины 1970 года рождения и старше (см. Условия выхода на пенсию по Списку 2).

Водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и грузовых автомобилей, занятых в технологическом процес се тяжелых и вредных производств, имеют право на пенсию после достижения 55 лет и при стаже работы:

  • для мужчин - не менее 30 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет 6 месяцев;
  • для женщин - не менее 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 10 лет.

При отсутствии необходимого общего стажа до 1 апреля 2024 года применяются условия досрочного выхода на пенсию по Списку 2. На таких же условиях имеют право на льготную пенсию женщины 1970 года рождения и старше.

Вопрос читателя: С 01.09.1973 по 21.07.1976г учёба в ПТУ (специальность по списку №2) С 28.07.1976 по 21.10.1976г работал по этой специальности.С 04.11.1976 по 29.10.1978г служба в СА. Учитывается ли весь этот период в льготный стаж? Через 1 год после службы, работал 2,5года тоже по списку№2. Затем с 03.01.2002 по 14.10.2010г Тоже №2, есть запись в трудовой и аттестация. Высчитывается из льготного стажа отпуска, больничный и т.п?

Ответ: для назначения пенсии по списку № 2 мужчинам необходимо 12 лет 6 мес. работы предусмотренной списком № 2 и 25 лет общего стажа. Если льготный стаж не выработан в полном объёме, отработано не менее половины необходимого стажа то за каждые 2 года 6. мес. работы по списку № 2 на 1 год сокращается пенсионный возраст. В льготный стаж по списку № 2 засчитывается только период стажа когда лицо работало полный рабочий день по специальности по списку № 2 и других работ не выполняло.

Пенсия на льготных условиях в 2020 году

23 января 2020 года Конституционный Суд Украины признал неконституционными положения статьи 13, части второй статьи 14, пункты "б-г» статьи 54 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» в редакции Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно пенсионного обеспечения» от 2 марта 2015 №213-VIII.

Поэтому с этой даты применению подлежат статья 13, часть вторая статьи 14, пункты "б-г» статьи 54 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» в редакции, действовавшей до внесения соответствующих изменений Законом №213, а именно:

На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, не зависимо от места последней работы:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест:

мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и на 1 год 4 месяца - женщинам;

б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих

мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы - женщинам;

в) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства - мужчины по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов - после достижения 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;

д) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), свинарками-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства - после достижения 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.

Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины;

е) женщины, занятые в течение полного сезона на выращивании, уборке и послеуборочной обработке табака - после достижения 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

е) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах - по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

ж) женщины, работающие в сельскохозяйственном производстве и воспитавшие пять и более детей - независимо от возраста и трудового стажа, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины;

з) водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и грузовых автомобилей, занятых в технологическом процессе тяжелых и вредных производств:

мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет 6 месяцев

женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы 20 лет, в том числе на указанной работе не менее 10 лет.

Работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее чем по достижении 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств предприятий и организаций, предназначенных на оплату труда, что перечисляются в Пенсионный фонд Украины на выплату пенсий до достижения работником пенсионного возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона.

При наличии стажа на подземных работах менее 10 лет у мужчин и менее 7 лет 6 месяцев у женщин за каждый полный год этих работ пенсионный возраст, предусмотренный статьей 12 настоящего Закона, снижается на 1 год.

Право на пенсию за выслугу лет имеют следующие категории рабочих и служащих авиации, а также летно-испытательного состава, независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они заняты:

б) работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера:

мужчины - по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов;

женщины - по достижении 45 лет и при общем стаже работы не менее 17 лет 6 месяцев, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов.

Указанные работники, освобожденные от работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов по состоянию здоровья (по болезни), при наличии выслуги лет у мужчин не менее 10 лет и у женщин не менее 7 лет 6 месяцев имеют право на пенсию пропорционально отработанному времени.

Работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие удостоверение (диспетчеры, старшие диспетчеры, руководители полетов), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах:

мужчины - не менее 20 лет;

женщины - не менее 17 лет 6 месяцев.

Порядок исчисления сроков выслуги для назначения им пенсий утверждается Кабинетом Министров Украины;

в) инженерно-технический состав - по перечню должностей и работ, что утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины:

мужчины - по достижении 55 лет и при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанных должностях;

женщины - по достижении 50 лет и при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанных должностях.

мужчины - по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет как бортпроводник;

женщины - по достижении 45 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет как бортпроводница.

Читайте также: