Право на пенсию по договору с беларусью


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .


Такой важный для граждан вопрос, как пенсия, Россия и Беларусь решили сообща, заключив в январе 2006 года специальный договор, регулирующий взаимоотношения государств в социальной сфере. В документе, который вступил в силу в марте 2007 года, досконально рассматривается вопрос предоставления пенсии россиянам и белорусам, решившим сменить место жительства.


Перспективы российских и белорусских пенсионеров

У каждого российского или белорусского гражданина пенсионного возраста при смене места жительства на другую страну (одну из двух) есть право выбора получения социальных выплат из таких вариантов:

  1. Согласно нормам, установленным договором.
  2. Согласно законодательству страны гражданства.

От переехавшего получателя пенсии требуется обращение в соответствующий орган, ПФ или управление, с заявлением о назначении ему пенсионных выплат, в котором будет отражен выбор из двух предложенных выше вариантов.

Что представляет собой договор?

В основе документа, датированного 2006 годом, лежит принцип пропорциональности. Это означает, что каждая из стран-участниц назначает гражданам пенсию на тот период, который белорус или россиянин работал на ее территории.


Так выглядит пенсионное удостоверение республики Беларусь

При этом речь идет исключительно о страховой пенсии. Пункты соглашения не относятся к социальным выплатам. Имеются в виду начисления по таким поводам:

  • выслуге лет;
  • потере кормильца;
  • инвалидности;
  • возрасту.

В расчет не берется стаж, который был приобретен гражданами на территории СССР до 13.03.1992.

Принцип оплаты по договору

Все, кто желает получать пенсию на основании российско-белорусского социального соглашения, могут самостоятельно рассчитать ее значение. Выплата будет складываться из двух составляющих:

  1. За стаж, который был приобретен соискателем в период после 13.03.92. Если гражданин трудился в РФ, начисление будет делать Российская Федерация, если в РБ — Республика Беларусь. Если гражданин частично совершал трудовую деятельность в одной стране, а частично в другой, оба государства будут принимать участие в начислении ему пенсии в соответствии с годами, наработанными на их территории.
  2. За стаж, который был приобретен до указанной даты в Светском Союзе. Платить данный отрезок обязуется та страна, на территории которой гражданин зарегистрирован. То есть россиянин на территории своей страны получает пенсию за указанный промежуток времени в России. Если он захочет переехать и прописаться в Беларуси, бремя оплаты пенсии за советский стаж ляжет на РБ.


Платить за стаж, приобретенный до 1992 года, обязуется та страна, на территории которой гражданин зарегистрирован

Решение, каким путем идти, принимает пенсионер.

Принцип оплаты по закону государства гражданской принадлежности

Выбор пенсии, выплачиваемой по закону своей страны, означает, что гражданин, живя, к примеру, в России, но являясь гражданином Беларуси, может получать свою белорусскую пенсию в полном объеме. Важным условием является то, что решение о выборе типа пенсионного обеспечения может приниматься единожды. По законам стран пересмотру оно не подлежит.


Виды пенсионного обеспечения в РФ

Сумма пенсии, начисленной в другом государстве, поступает раз в квартал (последний месяц) на банковский счет пенсионера в валюте государства проживания.

Социальные пенсии

Получатели социальных пенсий должны принимать во внимание тот факт, что все вышеперечисленное к данному виду выплат не имеет отношения. Такой вид пенсии можно оформить и получать только на территории страны проживания в четком соответствии с ее законодательством. При переезде в другую страну выплата будет прекращена.

Смотрите видео: Кто может получать социальную пенсию.

Пенсии военных

Такое понятие, как «военная пенсия» в социальном договоре, заключенном между Россией и Беларусью, не рассматривается. Ни на военнослужащих, ни на граждан, приравниваемых к ним, договор не распространяется.

Для военных пенсионеров актуален другой документ, подписанный большинством государств СНГ, в том числе Россией и Беларусью, — Соглашение о пенсионном обеспечении данной категории, датированное маем 1992 года.

Согласно документу военные, вышедшие в отставку, получают пенсию в соответствии с законодательством страны, на территории которой они постоянно проживают.


Это означает, что белорусский военный пенсионер, прописанный на территории России, будет получать пенсию, начисляемую за выслугу лет по российским нормам. И, наоборот, получение выплат россиянами данной категории, прописанными на территории РБ, будет соответствовать нормам белорусского законодательства.

Подробнее о пенсии военных в Республике Беларусь можно узнать на сайте.

Что нужно сделать для получения пенсии при переезде?

И в России, и в Беларуси алгоритм действий переехавших пенсионеров примерно одинаков.

Смотрите видео: Как начисляется российская пенсия при переезде.

Действия белорусов при переезде в РФ

  1. Убедиться, что на вас распространяется действие договора.
  2. Выбрать вариант оплаты пенсии.
  3. Обратиться с необходимыми документами в отделение пенсионного фонда, расположенное в зоне вашего проживания.
  4. Получать пенсию.

Действия россиян при переезде в РБ

  1. Проверяете, подпадаете ли вы под нормы договора.
  2. Выбираете тип пенсионного обеспечения.
  3. Подаете документы и заявление в Комитет по труду, занятости и социальной защиты.
  4. Получаете пенсию раз в квартал.

Документы, прилагаемые к заявлению

Вместе с заявлением в пенсионный орган обязательно нужно подать:

  • Подтверждение наличия стажа.
  • Справку о размере заработка.


Образец справки о наличии стажа

Остальное зависит от индивидуальных обстоятельств. К примеру, для работающих пенсионеров важно предоставление документального подтверждения факта продолжения трудовой деятельности.

Заключение

Важно учитывать законодательные нормы стран. Так, в России женщины выходят на заслуженный отдых в 55 лет, мужчины — в 60. В Беларуси пенсионный возраст каждый год повышается на полгода до достижения возрастной границы: женщинами — 58 лет, мужчинами — 63. На настоящий момент женщины выходят на пенсию в 56 лет, а мужчины в 61 год.


Изменения пенсионного возраста в разных странах

Значение также имеет размер страхового стажа. В России на 2020 год он должен быть не менее девяти лет. Кроме того, в РФ гражданам начисляют пенсионные баллы. К 2025 году минимум для получения пенсии должен будет равняться 30 баллам.


В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.
  • Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

    Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

    • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
    • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
    • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

    С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

    На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

    С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

    Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

    Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

    С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

    Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

      за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  • пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.
  • Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

    Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

    Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

    Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

    Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

    Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

    Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

    Как учитывается заработок в другой валюте

    Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

    Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

    Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

    • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
    • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

    По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

    Порядок назначения пенсии в соответствии с Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 24 января 2006 года о сотрудничестве в области социального обеспечения

    В современных условиях увеличивается межгосударственная миграция населения, в том числе и пенсионеров. В целях обеспечения социальных прав граждан Республика Беларусь развивает сотрудничество в области пенсионного (социального) обеспечения с другими государствами путем заключения международных договоров и соглашений.

    29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее – Договор), который регулирует вопросы пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Российской Федерации или Республики Беларусь и являющихся гражданами этих государств.

    Назначение трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет после вступления в силу Договора для граждан Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется с учетом норм Договора и Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации о применении Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее – административное соглашение).

    Договором предусмотрены следующие варианты пенсионирования граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации:

    (1) каждое из государств назначает и исчисляет пенсию с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13 марта 1992 г. на его территории. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает государство, на территории которого лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией (пункт 1 статьи 23 Договора - «принцип пропорциональности»);
    (2) пенсия назначается и выплачивается согласно законодательству государства, гражданином которого является лицо, обратившееся за назначением пенсии, без применения положений Договора (пункт 2 статьи 23 Договора – «принцип гражданства»);

    (3) выплата пенсии в случае переезда пенсионера с территории одного государства на территорию другого продолжается государством, назначившим пенсию до переезда, без применения норм Договора, если пенсионер имеет страховой (трудовой) стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории этого государства (в том числе в период СССР), при этом исчисление указанного стажа осуществляется в календарном порядке (пункт 3 статьи 24 Договора).
    Один из указанных вариантов выбирается гражданином самостоятельно и указывается в заявлении. Варианты пенсионирования по пункту 2 статьи 23 Договора и пункту 3 статьи 24 Договора являются окончательными и пересмотру не подлежат, в том числе и в случае перевода пенсионера на другой вид пенсии.

    По желанию гражданина (на основании его заявления) до принятия окончательного решения может быть произведен предварительный расчет пенсии по пунктам 1 и (или) 2 статьи 23 Договора.

    В случае изменения пенсионером, получающим пенсию по пункту 2 статьи 23 Договора, гражданства оснований для продолжения получения пенсии по законодательству государства, гражданство которого утрачено, не имеется. В таком случае у пенсионера вновь появляется право выбора получения пенсии по пункту 1 статьи 23 Договора или по пункту 2 статьи 23 Договора (по законодательству государства, гражданство которого приобретено).

    При назначении пенсии (в том числе при исчислении общего и специального стажа) каждое государство применяет свое законодательство.

    При определении права на пенсию (статья 11 Договора) может осуществляться суммирование стажа, накопленного на территориях обеих государств, если он не совпадает по времени. Для этого из территориального подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации по последнему месту жительства (работы) в России запрашивается справка о страховом (трудовом) стаже согласно приложению 2 к административному соглашению (запрашивается органами по труду, занятости и социальной защите).

    При определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации – досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством государств на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

    В Республике Беларусь пенсия исчисляется исходя из фактического заработка в Республике Беларусь (бывшего СССР) до 01.01.1992 и дохода за работу за пределами Республики Беларусь, из которого согласно законодательству о государственном социальном страховании самостоятельно уплачены обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

    Справочно: В 2016 году пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка (индивидуального коэффициента заработка) за последние 22 года работы (уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь), в 2017 году – за последние 23 года работы, в 2018 году – за последние 24 года работы и т.д.

    Назначение в Республике Беларусь пенсии по пункту 1 статьи 23 Договора (вариант 1) гражданину, проживающему в Беларуси, производится в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» за страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Республики Беларусь (на территории бывшего СССР), продолжительностью не менее одного года.
    Для исчисления размера пенсии по пункту 1 статьи 23 Договора учитывается стаж: приобретенный на территории Республики Беларусь (БССР); по 12 марта 1992 г. – на территории государств, ранее входивших в состав СССР (за исключением Латвии), в том числе РСФСР.

    Если у лица, проживающего на территории Республики Беларусь, имеется стаж работы после 12.03.1992, выработанный на территории Российской Федерации, то вопрос о назначении ему пенсии за такой стаж рассматривается Российской Стороной. Для этого управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите, назначившее этому лицу «белорусскую» пенсию, формирует комплект соответствующих документов и отправляет его в Пенсионный Фонд Российской Федерации (119991, г. Москва, ул. Шаболовка, 4, ГСП-1).

    Назначение в Республике Беларусь пенсии по пункту 2 статьи 23 Договора (вариант 2) гражданину Республики Беларусь производится в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» и нормативными правовыми актами, принятыми в целях его реализации, а также положениями международных соглашений (договоров) Республики Беларусь в области социального (пенсионного) обеспечения.

    Справочно: в настоящее время с государствами-участниками СНГ заключены соглашения (договоры) в области социального (пенсионного) обеспечения: Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (вступило в силу с 13.03.1992); Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 12.09.1995 (вступило в силу с 15.10.1996); Соглашение между правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14.12.1995 (вступило в силу 11.02.1997);Соглашение между Министерством социальной защиты Республики Беларусь и Министерством социальной защиты населения Республики Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 03.06.1998 (вступило в силу с 28.08.1998); Соглашение между правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21.11.2013 (вступило в силу 15.07.2014); Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29.02.2008 (вступил в силу с 28.09.2010); Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении от 06.02.1995 (вступил в силу с 15.12.1999).

    Для исчисления размера пенсии учитывается стаж: приобретенный на территории Республики Беларусь (БССР); до 1 января 1992 г. – на территории государств, ранее входивших в состав СССР (кроме Латвии); имевший место до 1 июля 1998 г. за пределами Республики Беларусь, если это предусмотрено законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями (договорами), вступившими в силу для Республики Беларусь, в государствах, с которыми Республикой Беларусь заключены международные соглашения, договоры (Казахстан – до 01.01.1998) .

    Назначение и выплата пенсии гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории Республики Беларусь, и выбравшему назначение пенсии по пункту 2 статьи 23 Договора («по принципу гражданства»), производится Российской Стороной. Для этого управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства гражданина (по его заявлению) формирует комплект соответствующих документов и отправляет его в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

    Пенсии, назначенные в соответствии со статьями 23, 24 Договора компетентными органами (организациями) одной из Договаривающейся Стороны (Российская Федерация, Республика Беларусь) лицам, проживающим на территории государства другой Договаривающейся Стороны, выплачиваются посредством перечисления их сумм компетентным органом (организацией) Стороны, назначившим пенсию, ежеквартально до 15 числа последнего месяца квартала на банковский счет компетентного органа (организации) Договаривающейся Стороны проживания лица.

    Перевод сумм пенсий и их выплата осуществляется в национальной валюте той Договаривающейся Стороны, на территории которой лицо проживает, по курсам валют, официально опубликованным соответственно Национальным банком Республики Беларусь и Центральным Банком Российской Федерации и действующим на день совершения операции. При этом днем совершения операции считается день составления платежной ведомости (статья 14 административного соглашения).

    Компетентный орган (организация) Договаривающейся Стороны проживания лица осуществляет организацию доставки сумм пенсий на счет лица в банке (кредитном учреждении).

    Получатели пенсий не несут расходов, связанных с выплатой пенсий в порядке, предусмотренном административным соглашением.
    При отсутствии у гражданина права на трудовую пенсию, ему может быть назначена социальная пенсия. Социальная пенсия назначается и выплачивается согласно законодательству государства, на территории которого проживает гражданин.

    Пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с нормами Договора на основании заявления пенсионера с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления.

    Заявление о назначении пенсии с учетом норм Договора и необходимые документы подаются лицом в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов по месту жительства в Беларуси.

    Читайте также: