Право на специальные пенсии в украине

В системе пенсионного обеспечения Украины, кроме страховых пенсий, существует еще один вид пенсионных выплат, которые осуществляются в отношении отдельных категорий граждан. их принято называть специальными пенсиями, поскольку право на них, а также порядок назначения и выплаты определяются специальным законодательством, принято в отношении некоторых лиц, выполняющих государственные или иные общественно значимые функции. Специальном правовому регулированию подлежит и пенсионном обеспечении лиц, пострадавших в результате техногенных и экологических катастроф. Наличие этого вида пенсий свидетельствует отношение государства к определенным видам деятельности, а также о дополнительной социальной поддержке лиц, которые выполняют социально значимые функции.

Характерным признаком специальных пенсий является то, что они выплачиваются за счет средств различных источников. Это могут быть поступления Пенсионного фонда, бюджетные и другие источники. Пенсии, например, военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава внутренних дел и некоторым другим лицам выплачиваются как непосредственно из государственного бюджета, так и за счет средств, которые бюджет направляет на

содержание соответствующих государственных органов. В других случаях применяется смешанный порядок финансирования выплаты этих пенсий. В частности, основная часть пенсии, в размере, определенном законодательством о страховых пенсии, выплачивается за счет средств Пенсионного фонда Украины, а остальные - за счет средств Государственного бюджета Украины.

Еще одним признаком специальных пенсий является то, что, кроме общих оснований, право на них возникает при наличии специального стажа работы на соответствующих должностях. Преимущественно в стаж, дающий право на такую пенсию зачисляются выполнения обязанностей государственной службы, а также некоторые другие виды деятельности. Порядок исчисления специального стажа и виды деятельности, которые засчитываются в этот стаж определяются законами, которые регулируют эти отдельные виды пенсионного обеспечения. В некоторых случаях предусмотрено взаимное зачисление периодов различных видов деятельности, которые дают право на получение специальной пенсии. В стаж государственной службы, например, засчитывается военная служба, а также служба в органах местного самоуправления, и некоторые другие виды деятельности. В некоторых случаях назначение специальной пенсии связано с фактом причинения вреда здоровью человека в результате экологической катастрофы или с фактом наличия у нее особых заслуг перед Украиной.

Специальные пенсии, как правило, выплачиваются в повышенном размере по сравнению со страховыми пенсиями, за исключением пенсий, которые назначаются военнослужащим и прокурорско-следственным работникам. Поэтому нередко такие пенсии называют привилегированными или льготными пенсиями.

Условия назначения специальных пенсий, а также их размеры и категории лиц, имеющих на них право, регулируются специальными законами. Единого закона о специальных пенсиях, который бы унифицировал пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан и определял источники выплат этих пенсий, в Украине нет.

Поэтому действующее законодательство в этой части довольно разным, что, однако, не препятствует возможности выделить лиц, являющихся субъектами получения специальных пенсий:

- Военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава внутренних дел, и некоторые другие лица;

- Лица, которые выполняют обязанности государственной службы (государственные служащие и приравненные к ним лица, должностные лица местного самоуправления, народные депутаты, судьи и должностные лица органов прокуратуры);

- Научные (научно-педагогические) работники;

- Лица, как имеющие особые заслуги перед Украиной;

- Лица, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.

Необходимо отметить, что обязательным условием назначения специальных пенсий является освобождение гражданина от должности, которая дает право на такую пенсию. Вместе с тем эти пенсии выплачиваются независимо от получаемой заработной платы и других доходов, то есть в дальнейшем такой гражданин вправе вновь устроиться на работу.

В зависимости от социального риска льготные пенсии, как и страховые, делятся на пенсии по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

О специальных пенсий:

• уменьшение размера пенсии с 90 до 80 процентов от заработной платы для "специальных" пенсий (госслужащие, ученые, депутаты, судьи, прокуроры, журналисты, таможенники, дипломаты, помощники народных депутатов, работники Кабинета Министров, Нацбанка, органов местного самоуправления и судебной экспертизы );

• ограничение заработка для назначения пенсии народным депутатам, судьям, прокурорам, военнослужащим суммой заработной платы, на которую начисляется единый социальный взнос, как для других категорий пенсионеров;

• назначение досрочных пенсий народным депутатам, в случае окончания их депутатских полномочий, не за два года до достижения пенсионного возраста, а за полтора, как термин, применяемый для других категорий пенсионеров;

• повышение пенсионного возраста для мужчин, работающих на государственной службе, - до 62 лет, начиная с 2013 года, постепенно, по полгода в год;

• повышение предельного возраста пребывания на государственной и дипломатической службе или на службе в органах местного самоуправления до 60 лет для женщин и 62 лет для мужчин и ликвидация института продления пребывания на службе. Мужчины, пребывания на службе которым продлено до вступления в силу Закона более чем до 62 лет, останутся на службе до окончания такого продления.

• увеличение страхового стажа, необходимого для назначения специальных пенсий: женщинам - с 20 до 30 лет, мужчинам - с 25 до 35 лет;

• поэтапное (в течение 10 лет) увеличение необходимого стажа работы (с 20 до 25 лет выслуги и с 10 до 15 лет на должностях прокуроров и следователей прокуратуры) для назначения им пенсии за выслугу лет;

• для исчисления заработка при назначении пенсии прокурорам учитываться надбавки и другие выплаты за 60 месяцев (исключена возможность учета за 24 месяцев);

• снижение необходимого страхового стажа для ученых-инвалидов с 30/35 до 15 лет, как это предусмотрено для всех других инвалидов;

• в период работы пенсионеры, которые получают "специальные" пенсии, будут получать пенсию на общих основаниях.

Этот порядок выплаты не распространяется на пенсионеров, которым назначена пенсия и которые устроились на работу до 1 октября 2011 года;

• передача Пенсионному фонду назначения и выплаты пожизненного денежного содержания судьям Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины и высших специализированных судов (сейчас назначаются этими судами).

По военных пенсий:

• введен календарное исчисление выслуги лет для определения права на пенсию военным. Для определения размера пенсии остается льготное исчисление стажа;

• постепенное, в течение 10 лет, увеличение необходимой выслуги лет для назначения пенсии с 20 до 25 лет;

• сохранение порядка льготного исчисления выслуги лет и предельной выслуги для определения права на пенсию в пределах 20 лет для летчиков и подводников;

• уменьшение размера пенсии с 90 до 80 процентов от денежного обеспечения;

• при увольнении военнослужащего со службы по состоянию здоровья выплату единовременного пособия (в размере 50 процентов денежного обеспечения за каждый год службы) проводить независимо от продолжительности службы, а другим - при наличии 10 лет календарной выслуги.

Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 3090 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


Принятый в начале марта этого года Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения" анонсирует изменения по так называемым специальных пенсиям.

Кабинет министров должен подготовить и подать до 1 мая 2015-го на рассмотрение Верховной Рады проект закона о назначении всех пенсий, в том числе специальных (кроме пенсий военнослужащих и научных работников), на общих основаниях. В случае непринятия до 1 июня 2015 г. такого закона с этого дня будут отменены все нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии (ежемесячное пожизненное денежное содержание) назначаются согласно отдельным законам Украины. Такая формулировка задачи не только ставит жесткие временные рамки, но и едва ли не заставляет правительство подготовить, а парламент — принять указанный законопроект. Но что имеют в виду под "назначением всех пенсий, в том числе специальных, на общих основаниях", если альтернативой этому будет их полная отмена?

Ради правильного понимания сути вопроса о введении единых принципов начисления пенсий в Украине, прежде всего, необходимо отметить, что существующая сейчас система так называемых специальных пенсий не является наследием советских времен. Советское законодательство эпохи "развитого социализма" базировалось на классовом подходе, в частности Закон "О государственных пенсиях", согласно которому получали пенсии рабочие и служащие, предоставлял значительно более высокий уровень обеспечения, чем это предусматривал Закон "О пенсиях и помощи членам колхоза". В 1970 г. средняя пенсия по возрасту пенсионеров-колхозников была вчетверо меньше по сравнению с соответствующим показателем у бывших рабочих и служащих. Во второй половине 1980-х годов благодаря началу процессов перестройки и демократизации разрыв в размерах пенсий в зависимости от принадлежности к определенному социальному классу существенно сократился. В 1990 г. был принят Закон "О пенсионном обеспечении граждан СССР", устанавливавший единые условия и нормы для всех категорий населения. То есть накануне обретения независимости Украины все граждане имели универсальные и равные пенсионные права.

Закон Украины (ЗУ) "О пенсионном обеспечении", принятый 5 ноября 1991 г., почти полностью воссоздавал нормы вышеупомянутого закона СССР. Тем не менее уже в первые годы независимости был принят ряд законодательных актов, устанавливавших значительно более выгодные условия пенсионного обеспечения для представителей отдельных профессий и должностей — народных депутатов и их помощников, государственных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления, научных сотрудников, судей, прокуроров и т.п. Особый порядок расчета и перерасчета пенсий по "специальным" законам обуславливает значительно более высокий их размер и темпы роста, чем у пенсий, назначенных на общих основаниях.

До 2004 г. для расчета специальных и обычных пенсий использовались одинаковые формулы и порядок. В ЗУ "О пенсионном обеспечении", как и в специальных законах, применялась пенсионная схема с установленными выплатами (DB), определяющая коэффициент замещения пенсией утраченного заработка, хотя сам этот коэффициент был значительно ниже — 55%, в то время как в специальных законах — 80%. Одинаковыми были также порядок увеличения пенсии за сверхурочный стаж (за каждый полный год работы свыше необходимого стажа пенсия увеличивается на 1% заработка) и порядок определения заработка для начисления пенсии (по выбору лица берется его среднемесячный заработок за последние 24 календарных месяца работы подряд перед обращением за пенсией или за любые 60 календарных месяцев работы подряд на протяжении всей трудовой деятельности).

В начале 2004 г. вступил в силу ЗУ "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", ориентированный на пенсионную схему с установленными взносами (DC) и учет индивидуального заработка в течение всего трудового периода. Эта формула не содержит гарантированного коэффициента замещения утраченного заработка, размер пенсии зависит от продолжительности страхового стажа и соотношения заработка лица со средней по стране.

Привилегированный характер специальных пенсий обусловлен не только сохранением более выгодной формулы начисления, но и установлением особого способа перерасчета. В 2003 г. ЗУ "О государственной службе" был дополнен статьей 37-1, которая предусматривает в случае повышения размера заработной платы работающим государственным служащим перерасчет ранее назначенных пенсий. Действие этой нормы автоматически было перенесено на другие специальные пенсии, за исключением научных, актуализируемых согласно общему порядку. По сути, специальные пенсии индексируются на 100% прироста зарплаты, в то время как обычные пенсии — на инфляцию, да и то частично. Благодаря прямой привязке к динамике зарплат, специальные пенсии не только в момент назначения выше обычных, но и в течение всего периода выплаты не теряют своей стоимости относительно современного уровня зарплат.

Первая редакция ЗУ "О государственной службе" и других специальных законов предусматривала, что пенсия государственным служащим (другим спецпенсионерам) выплачивается за счет государства. Это позволяет предположить, что, по замыслу законотворцев, специальные пенсии должны были составлять отдельные пенсионные программы вне пределов общей солидарной системы. Следует отметить, что учреждение отдельных программ социальной защиты для государственных служащих или даже в целом для работников публичного сектора является распространенной в мире практикой. Изучение перечня активных программ социальной защиты в странах ЕС свидетельствует, что сейчас такие программы действуют в Дании, Испании, Италии, Люксембурге, Греции, Нидерландах, Германии, Латвии, Австрии, Словении, Франции. Перечень категорий пользователей этих программ и их условия очень отличаются, но сам факт распространенного существования подобных отдельных программ неопровержим.

Фактическое введение специальных пенсионных программ в Украине проходило по другой схеме, которую можно назвать гибридной. Государство как работодатель и сами государственные служащие и приравненные к ним категории продолжали платить взносы в общую солидарную систему, а выплата пенсий финансировалась из двух источников: из собственных средств солидарной системы и из государственного бюджета. С 2004 г. был введен четкий принцип разграничения источников финансирования спецпенсий: часть, начисляемая согласно ЗУ "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", выплачивается за счет собственных средств Пенсионного фонда Украины; часть пенсии, превышающая указанный размер, финансируется за счет средств госбюджета (за исключением научных пенсий в небюджетном секторе, для них средства должен перечислять бывший работодатель). То есть в целом можно сказать, что спецпенсионеры являются полноправными участниками солидарной системы, и к ним также применяются все общие принципы начисления пенсий.

Более того, начиная с 2000 г. государственные служащие и приравненные к ним категории должны были платить со своей зарплаты более высокий сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, поскольку для них была установлена прогрессивная ставка взноса в зависимости от базы начисления: от 1% для дохода менее 150 грн до 5% для дохода более 501 грн.

Поскольку уже с 2004 г. уровень зарплат на должностях, дающих право на специальную пенсию, обычно превышал 500 грн, для них фактически применялась единая ставка — 5%, в то время как обычные работники платили не более 2%. Принятый в 2010 г. ЗУ "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" унаследовал и даже несколько увеличил эту разницу: для государственных служащих и приравненных категорий ставка единого взноса составляет 6,1%, для остальных наемных работников — 2,6%. Поскольку более высокий размер спецпенсий покрывается средствами государственного бюджета, а не собственных средств Пенсионного фонда, существенно более высокая ставка взноса для "претендентов" на спецпенсии не имеет объективного финансового обоснования. При желании, можно даже сказать, что эти категории работающих содержат своими более высокими взносами обычных пенсионеров.

Численность спецпенсионеров постоянно росла и по состоянию на 1 января 2014 г. достигла 237,7 тыс. чел. Более половины (52%) из них — пенсионеры из числа государственных служащих, еще 30% — из научных сотрудников. Хотя количество спецпенсионеров составляет менее 2% общего количества пенсионеров, их существование создает прецедент, вызывая негодование подавляющего большинства пенсионеров, пенсии которых в разы ниже.

С целью уменьшения неравенства между спецпенсионерами и обычными пенсионерами ЗУ "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы" с 1 октября 2011 г. были введены следующие меры:

— установлен максимальный размер пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания), который с учетом надбавок, повышений, целевой денежной помощи, индексации и других доплат не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, потерявших трудоспособность;

— увеличена продолжительность периода, который берется для расчета заработка при назначении специальных пенсий, с 24 до 60 месяцев;

— отменена возможность повышения размера пенсии при наличии сверхурочного стажа на соответствующих должностях/занятиях с 80 до 90% заработной платы.

ЗУ "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине", вступившим в силу 1 апреля 2014 г., был уменьшен гарантированный коэффициент замещения по спецпенсиям до 70% заработка спецпенсионеров, ЗУ "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины", принятым одновременно с государственным бюджетом на 2015 г., — до 60% заработка.

Указанные меры не применяются к ранее назначенным пенсиям, поэтому сокращение разрыва в размерах специальных и обычных пенсий наблюдается преимущественно среди новых пенсионеров, да и то не по всем категориям. На изменение этих пропорций повлияла также динамика зарплат, в частности фактическое замораживание зарплат государственным служащим и служащим местного самоуправления сделало их наиболее чувствительными к снижению гарантированного коэффициента замещения в формуле спецпенсий.

Эмоциональное восприятие и нехватка информации приводят к тому, что среди широких слоев населения и политиков сформировалось мнение, что финансирование спецпенсий забирает огромную сумму средств, поэтому их отмена способна сделать Пенсионный фонд бездефицитным и существенно увеличить пенсии остальных пенсионеров. Как показывают расчеты по данным отчета о выполнении бюджета Пенсионного фонда, в 2013 г. на выплату спецпенсий всего было направлено 9,2 млрд грн, в том числе 4,86 млрд — на выплату части пенсий в рамках общей солидарной системы (источник финансирования — собственные средства Пенсионного фонда) и 4,36 млрд — на выплату части пенсий, что превышает размер, определенный по общим правилам (источник финансирования — средства государственного бюджета). То есть максимальная сумма экономии в случае полной отмены спецпенсий составила бы 4,36 млрд грн, если эту сумму поделить между простыми пенсионерами, каждый дополнительно получил бы по 29 грн ежемесячно.

Доля средств государственного бюджета в финансировании расходов на выплату специальных пенсий очень отличается в зависимости от закона, по которому назначена пенсия. По данным 2013 г., у судебных экспертов она составляла 28,6%, ученых — 35,4, таможенников — 39,6, работников Нацбанка — 42,3, служащих местного самоуправления — 47,4, государственных служащих — 48,6%, то есть эти категории пенсионеров получают большую часть своей пенсии благодаря участию в общей страховой солидарной системе. Иная ситуация у народных депутатов, прокуроров, работников Кабмина — их пенсии почти на 90% финансируются за счет государственного бюджета.

Приведенные расчеты касаются всех спецпенсионеров, включая тех, кто вышел на пенсию до октября 2011 г. и не подпадает под какие-либо ограничительные меры. Как уже отмечалось, у новых спецпенсионеров общий размер пенсии уже существенно ниже (за исключением судей, относительно которых ограничения размеров пенсий были отменены решением Конституционного суда), а следовательно, страховая часть в структуре их пенсий выросла. После снижения гарантированного коэффициента замещения в формуле спецпенсий до 60% возможности экономии на специальных пенсиях еще больше сократились.

Учитывая вышесказанное, дальнейшая политика относительно спецпенсий, в частности, и в целом относительно дополнительной социальной защиты определенных категорий работников государственного сектора может предусматривать три разных направления:

1) изъятие из общей системы социального страхования и переход на прямое бюджетное финансирование за счет средств государственного и местных бюджетов. Это позволит уменьшить текущие бюджетные расходы на оплату труда, поскольку не нужно будет перечислять единый взнос за работающих на должностях, дающих право на спецпенсии, и вместе с тем увеличит нетто-зарплату этих категорий работников — с них не будут удерживать единый взнос. Аргументом в пользу такого подхода является то, что количество спецпенсионеров существенно меньше, чем количество работающих на должностях, дающих право на спецпенсии. Например, количество пенсионеров из числа государственных служащих (наиболее многочисленный контингент спецпенсионеров) на 1 января 2014 г. составляло 124,4 тыс., а количество государственных служащих на эту дату — 335,3 тыс.;

2) полная отмена каких-либо дополнительных социальных гарантий и льгот. Как уже отмечалось, "статусные" пенсии как форма дополнительной общественной компенсации за выполнение определенных видов работы, предусматривающих чрезвычайно высокую ответственность, особые условия труда или ограничение возможностей дополнительной занятости, являются довольно распространенной зарубежной практикой. Но учитывая особенности ситуации в Украине, в частности, проблемность взаимодействия и взаимопонимания между государством и населением, отмена всех профессиональных льгот для государственных служащих и приравненных категорий выглядит относительно простым и приемлемым способом снять общественное напряжение и сократить бюджетные расходы;

3) усовершенствование гибридной схемы социальной защиты, предусматривающей как участие государственных служащих и приравненных категорий в общей системе социального страхования, так и дополнительное обеспечение за счет бюджетных средств. В этом случае нужно принять меры по максимальной унификации специальных условий социальной защиты для всех спецкатегорий (единые требования относительно необходимого специального стажа, пенсионного возраста, формулы и порядка начисления пенсий и т.п.) и их гармонизации с общими правилами (единые требования относительно общего страхового стажа, одинаковый порядок определения зарплатной базы для начисления пенсий, одинаковый порядок индексации и перерасчета назначенных пенсий и т.п.). По нашему мнению, единственной особенностью спецпенсий должно остаться гарантирование 60-процентного коэффициента замещения в формуле назначения (как компенсации заниженной заработной платы), остальные параметры, включая порядок перерасчета, должны быть одинаковыми с общей системой.

В случае принятия второго или третьего подхода элементарная справедливость требует, чтобы ставка единого взноса для государственных служащих и приравненных категорий была установлена на общем уровне. Как компенсация переплаты взносов за период с 2000 г. должен быть проведен перерасчет полученных пенсионных прав. Это можно сделать путем увеличения индивидуального коэффициента зарплаты за соответствующие годы на 9%, величина повышения рассчитана по формуле:

где 36,3% — ставка единого взноса для работодателей — бюджетных учреждений;

6,1% — ставка единого взноса для работников спецкатегорий;

2,6% — ставка единого взноса для обычных работников.

Для принятия политического решения о дальнейшей судьбе спецпенсий необходимо провести детальные финансово-экономические расчеты с использованием данных персонифицированного учета Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (не только в рамках бюджетного года, но и на долгосрочную перспективу) и более подробно изучить зарубежный опыт. Время неумолимо уходит. Так успеет ли правительсвто сделать это до 1 мая с.г.? И вообще, можно ли назначать специальные пенсии "на общих основаниях", при этом их не отменяя? Остается лишь надеяться, что анонсированное реформирование спецпенсий в любом случае не ограничится механическим перенесением "специальных" пенсионных норм из профильных законодательных актов в Закон "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".

Ранее prostopravo.com.ua уже писал об основных изменениях в ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» относительно начисления пенсии по возрасту после пенсионной реформы (см. Основные моменты пенсионной реформы). Пришло время поговорить о том, что изменилось в пенсиях, которые назначаются отдельным категориям граждан в соответствии со специальными законами. Помимо пресловутого ограничения максимального размера пенсии десятью прожиточными минимумами произошли следующие изменения. // 13.10.2011


Пенсии военнослужащих

Военнослужащие и другие граждане, которые имеют право на пенсию в соответствии с ЗУ «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других категорий» получат право на пенсию за выслугу лет:

Независимо от возраста:

Срок обращения за пенсией

Выслуга лет

по 30 сентября 2011 г.

с 1 октября 2011 г. по 30 сентября 2012 г.

С 1 октября 2012 г. по 30 сентября 2013 г.

С 1 октября 2013 г. по 30 сентября 2014 г.

С 1 октября 2014 г. по 30 сентября 2015 г.

С 1 октября 2015 г. по 30 сентября 2016 г.

22 года и 6 мес.

С 1 октября 2016 г. по 30 сентября 2017 г.

С 1 октября 2017 г. по 30 сентября 2018 г.

23 года и 6 мес.

С 1 октября 2018 г. по 30 сентября 2019 г.

С 1 октября 2019 г. по 30 сентября 2020 г.

24 года и 6 мес.

С 1 октября 2020 г. и позже

Размер пенсии составляет: за выслугу 20 лет — 50% сумм денежного обеспечения (уволенным по возрасту или в связи с состоянием здоровья — 55%); за каждый год выслуги сверх 20-летнего стажа — 3% прибавки.

  • По достижении 45 лет, при страховом стаже 25 лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев — военная служба, служба в органах внутренних дел, государственной пожарной охране, Государственной службе специальной связи и защиты информации, органах гражданской защиты, налоговой милиции, Государственной уголовно-исполнительной службе.

Размер пенсии: за стаж 25 лет — 50% денежного обеспечения; за каждый следующий год выслуги — прибавка 1%.

  • По достижении 45 лет и при выслуге 20 лет, при увольнении в связи с реформированием Вооруженных Сил в соответствии с ЗУ «О государственных гарантиях социальной защиты военнослужащих, которые увольняются со службы в связи с реформированием Вооруженных Сил и членов их семей»

Размер пенсии: за 20 лет выслуги — 50% денежного обеспечения, за каждый следующий год выслуги — прибавка 3% (но не более 65%).

  • Занимавшие должности летного состава и плавающего состава подводных лодок Вооруженных Сил Украины независимо от возраста, при выслуге не менее 20 лет.

Размер пенсии военнослужащих и приравненных к ним категорий не должен превышать 80% денежного обеспечения (для чернобыльцев 1 категории — 100%, 2 категории — 95%).

Пенсии прокуроров

Прокуроры и следователи теперь получат право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста и при наличии на день обращения за назначением пенсии такой выслуги лет:

Дата обращения за пенсией

Срок выслуги лет

по 30 сентября 2011 г.

20 лет, из них не менее 10 на должности прокурора или следователя

с 1 октября 2011 г. по 30 сентября 2012 г.

20 лет и 6 мес., из них не менее 10 лет и 6 мес. на должности прокурора или следователя

С 1 октября 2012 г. по 30 сентября 2013 г.

21 год, из них не менее 11 на должности прокурора или следователя

С 1 октября 2013 г. по 30 сентября 2014 г.

21 год и 6 мес., 11 лет и 6 мес. на должности прокурора или следователя

С 1 октября 2014 г. по 30 сентября 2015 г.

22 года, 12 лет — на должности прокурора или следователя

С 1 октября 2015 г. по 30 сентября 2016 г.

22 года и 6 мес., 12 лет и 6 мес. - на должности прокурора или следователя

С 1 октября 2016 г. по 30 сентября 2017 г.

23 года, 13 лет - на должности прокурора или следователя

С 1 октября 2017 г. по 30 сентября 2018 г.

23 года и 6 мес., 13 лет и 6 мес. - на должности прокурора или следователя

С 1 октября 2018 г. по 30 сентября 2019 г.

24 года, 14 лет - на должности прокурора или следователя

С 1 октября 2019 г. по 30 сентября 2020 г.

24 года и 6 мес., 14 лет и 6 мес. - на должности прокурора или следователя

С 1 октября 2020 г. и позже

25 лет, 15 лет - на должности прокурора или следователя

Пенсия назначается в размере 80% от суммы месячной заработной платы, в которую включаются все виды оплаты, из которых был уплачен ЕСВ (до 1 января 2011 года — пенсионный взнос), получаемой перед месяцем обращения за назначением пенсии.

При отсутствии необходимой выслуги лет, но при наличии достаточного стажа работы на должности прокурора, следователя, а также страхового стажа, который дает право на пенсию по возрасту в минимальном размере (35 лет для мужчин и 30 лет для женщин) пенсия назначается в размере пропорциональном количеству полных лет на прокурорских должностях, из расчета 80% месячного заработка за соответствующую выслугу лет, при условии достижения:

  • женщинами на 5 лет моложе менее возраста, необходимого для получения пенсии по возрасту;
  • мужчинами — 57 лет;
  • мужчинами, родившимися до 31 декабря 1957 года — 55 лет;
  • с 1 января 1958 года по 31 декабря 1958 года — 55 лет и 6 мес.;
  • с 1 января 1959 года по 31 декабря 1959 года - 56 лет;
  • с 1 января 1960 года по 31 декабря 1961 года — 56 лет и 6 мес.

Пенсии госслужащих

Граничный срок нахождения на государственной службе установлен в 62 года для мужчин и 60 лет для женщин.

На получение пенсии госслужащих имеют право:

  1. Мужчины, достигшие 62 лет и имеющие страховой стаж не менее 35 лет, в том числе стаж госслужбы — 10 лет.
  2. Женщины, достигшие возраста, необходимого для назначения пенсии по возрасту, имеющие страховой стаж 30 лет, из них не менее 10 лет на госслужбе.
  3. Мужчины, достигшие 62 лет и женщины, достигшие возраста, необходимого для выхода на пенсию по возрасту, при наличии стажа не менее 20 лет на должности госслужащего.
  4. Мужчины имеющие страховой стаж не менее 35 лет, в том числе стаж госслужбы — 10 лет и достигшие:
    • 60 лет и родившиеся до 31 декабря 1952 года;
    • 60 лет и 6 месяцев и родившиеся с 1 января 1953 года по 31 декабря 1953 года;
    • 61 года и родившиеся с 1 января 1954 года по 31 декабря 1954 года;
    • 61 года и 6 месяцев и родившиеся с 1 января 1955 года по 31 декабря 1955 года.

Пенсия госслужащим назначается в размере 80% суммы заработной платы, из которой были уплачены ЕСВ, а до 1 января 2011 года — пенсионный взнос.

Пенсии ученых

Пенсии научному (научно-педагогическому) сотруднику назначаются:

  1. Мужчинам, достигшим 62 лет, имеющим стаж 35 лет, из них не менее 20 лет — на научной работе.
  2. Женщинам, достигшим возраста, необходимого для назначения пенсии по возрасту, имеющим стаж не менее 30 лет, из них не менее 15 лет — на научной работе.
  3. Мужчинам, имеющим стаж 35 лет, из них не менее 20 лет — на научной работе, достигшим:
    • 60 лет, если они родились до 31 декабря 1952 года;
    • 60 лет и месяцев, если они родились с 1 нваря 1953 года по 31 декабря 1953 года;
    • 61 года, если они родились с 1 января 1954 года по 31 декабря 1954 года;
    • 61 года и 6 месяцев, если они родились с 1 января 1955года по 31 декабря 1955 года.

Размер пенсии, как и прежде, составляет 80% от сумм заработной платы научного сотрудника.

Пенсии чернобыльцев

Пенсии по возрасту гражданам, проживавшим или работавшим на территориях радиоактивного загрязнения как и прежде назначаются с уменьшением возраста, необходимого для назначения пенсии по возрасту. Разница в том, что теперь такое снижение пенсионного возраста для женщин считается от «нового» пенсионного возраста, предусмотренного ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (см. Основные моменты пенсионной реформы).

Условия назначения чернобыльцам пенсий по инвалидности и пенсий в связи с потерей кормильца не изменились.

Актуальные статьи, новости, советы экспертов о пенсии по выслуге лет читайте здесь.

Читайте также: