Право пенсионеров на достойную жизнь

Конституция Российской Федерации является основным законом нашей страны.

В самом документе указано, что

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

А это значит, что ни один закон нашей страны не может противоречить нормам, закрепленным в Конституции.

Какие гарантии Конституция предоставляет пенсионерам?

1. Данный документ провозглашает нашу страну социальным государством, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие людей.

Одним из приоритетных направлений государства, основанных на указанной норме Конституции, является создание достойной жизни пенсионерам.

Да, в настоящее время существует ряд проблем, связанных с исполнением данной обязанности. Однако государство пытается решить их путем введения новых механизмов начисления и выплат пенсии, повышения прожиточного минимума и других мер.

2. Конституция страны гарантирует пенсионерам судебную защиту.

Бывают случаи, когда органы, представляющие власть на местном уровне, принимают неверные решения, противоречащие закону.

Любое такое решение можно обжаловать в суде по своему месту жительства либо по месту нахождения органа, вынесшего такое решение.

В случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями.

Естественно, что обжалование такого решения является затратным процессом (услуги юриста, государственная пошлина), но действующее законодательство предусматривает льготы для отдельных категорий граждан (инвалиды I, II группы и так далее), а по результату рассмотрения дела проигравшая сторона обязана возместить второй стороне все понесенные по делу судебные издержки.

Например, пенсионер обратился в суд, где просил признать незаконным решение отдела Пенсионного фонда. До подачи иска он заключил договор с юристом о представлении интересов в суде и оплатил государственную пошлину. Суд удовлетворил его требования в полном объеме. После вынесения решения суда пенсионер подал заявление о возмещении судебных расходов проигравшей стороной, по результату рассмотрения которого судом заявление было удовлетворено, вынесено определение и выдан исполнительный лист.

3. Конституция Российской Федерации гарантирует право на жилище.

Это значит, что пенсионер не может быть лишен своего дома без законных на то оснований.

В противном случае незаконные действия лиц, лишающих пенсионера дома без его согласия, будут подпадать под действие Уголовного кодекса Российской Федерации о мошенничестве и наказываться при обращении пенсионера в правоохранительные органы.

Кроме того, законом гарантировано право человека на единственное жилье, которое невозможно отобрать даже при наличии решения, например, о взыскании задолженности.

Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание

Если конституционные права пенсионера были нарушены, всегда можно обратиться с заявлением о таком нарушении в Конституционный Суд нашей страны. Именно он следит за соблюдением прав, предусмотренных Конституцией.

Краткое содержание:


Каждый человек в нашей стране, который официально работает, рано или поздно задумывается о том, как и на какие средства он будет жить после выхода на заслуженный отдых. В России высокие пенсии выплачивают ограниченному количеству граждан, обычно тем, которые занимали высокие должности в государственной власти. А обычные люди не могут рассчитывать на высокий размер пенсии, поэтому им еще во время трудовой деятельности приходится задумываться о вариантах обеспечения достойной жизни в старости.

Сколько средств необходимо пенсионеру

Государство периодически пересчитывает прожиточный минимум, который необходим для покупки продуктов питания, одежды, средств гигиены, оплаты услуг ЖКХ и т.п. У многих людей заработная плата не превышает или незначительно превышает прожиточный минимум, поэтому они не могут отложить средства на какие-то развлечения, отдых или другие важные цели.

В России минимальный размер оплаты труда составляет немногим более 12 000 рублей. Статистика показывает, что для покупки качественных лекарственных препаратов, одежды, еды и других товаров первой необходимости пенсионеру требуется не менее 40 000 рублей. Но фактически большинство пенсионеров получают выплату в размере от 10 000 до 20 000 рублей. При такой выплате невозможно чувствовать себя комфортно и защищено, поэтому большинство вынуждены экономить и отказывать себе во многих необходимых товарах.

Если исходить из рыночных цен, то для комфортной жизни на одного человека требуется от 40 000 до 80 000 рублей в месяц. Сумма может немного отличаться в разных регионах, так как стоимость жизни в крупных городах будет выше. При таком уровне дохода будет легко приобрести нужное количество качественных лекарств или продуктов питания. Но пенсию, в размере от 40 000 до 80 000 рублей, государство не может предложить большинству своих граждан, поэтому приходится самостоятельно заботиться о своем благосостоянии.

Как обеспечить себе достойную жизнь на пенсии

С действующим положением дел в нашей стране рассчитывать на высокий размер пенсии в старости могут только единицы. Рядовые граждане, проживающие в разных городах, получают слишком маленький официальный доход, чтобы их пенсия была существенной.

Специалисты рекомендуют откладывать на старость не менее 5% от каждой заработной платы, но даже это позволить себе могут только некоторые граждане, доход которых выше среднего.

Остальные не могут откладывать деньги на будущую старость, так как им не хватает средств на жизнь в настоящем. Более того, многие часто вынуждены брать деньги в долг или оформлять кредиты.

Достойную старость в России могут обеспечить себе только сами граждане, надеяться на государство нет оснований. Но при накоплении люди сталкиваются с трудностями, так как благосостояние многих россиян является низким, и разница между бедными и богатыми становится слишком большой.

Поэтому только если люди будут самостоятельно откладывать с каждой зарплаты не менее 5% на протяжении всей жизни, они смогут улучшить свое материальное положение в старости. При этом нужно учитывать, что периодически, исходя из ситуации в конкретный период времени, отложенные в рублях деньги придется конвертировать в валюту или золото.

Вывод

После того как были приняты некоторые непопулярные законы, многие граждане стали понимать, что в старости не нужно надеяться на государство. Ситуация осложняется сложной экономической обстановкой. Гражданам, которые уже вышли на пенсию, сложно сейчас самостоятельно увеличить свой доход, только если найти какой-либо способ подработки. Для более молодых, работающих граждан одним из действенных способов улучшить жизнь в своей будущей старости является откладывать не менее 5% со своей каждой заработной платы.

Граждане начинают массово отказываться от банковских карт – причины и почему так происходит можно ознакомиться по ссылке Подробнее >>>

Банкам нужны деньги и они начинают действовать – кому из клиентов банков грозит тюремный срок можно ознакомиться по ссылке Подробнее >>>

Коронавирус помогает преступникам – как каждый может потерять свои деньги, находясь на самоизоляции можно ознакомиться по ссылке Подробнее >>>


1 октября мир уже в 30-й раз отмечает День пожилого человека. Этот праздник был установлен по решению Генеральной Ассамблеи ООН, на которой признали «стремительность старения населения мира» и «необходимость защищать права пожилых людей».

Насколько хорошо защищены права наших пожилых? Какие гарантии обеспечивает им государство и достаточно ли их? Об этом «АиФ» поговорил с главой Союза пенсионеров России, сенатором Валерием Рязанским.

«Молодым – работу, старикам – заботу»

Валерий Владимирович, сколько человек в России могут считать 1 октября своим праздником?

Валерий Рязанский: Сейчас каждый четвёртый гражданин нашей страны находится в возрасте старше трудо­способного (см. инфографику). При этом уже к 2024 г. прогнозируемая численность пожилых людей увеличится до 40,8 млн чел. (27,6%), а к 2030 г. – до 43,7 млн. То есть через 10 лет лица старшего поколения будут составлять треть страны. Идёт процесс старения населения, что вызвано снижением рождаемости и ростом продолжительности жизни. Но в этом мы неуникальны. В большинстве стран мира такая же тенденция.

– Индексация пенсий прописана до 2024 г. А что будет дальше? Могут ли пенсионеры по-прежнему рассчитывать на рост пенсий, учитывая дефицит бюджета?

– После 2024-го пенсии будут индексироваться не реже одного раза в год. Эта норма прописана в новой редакции Конституции, поэтому сомнений тут быть не должно. Нижний предел роста – уровень инфляции предшествующего года (в ближайшие годы она прогнозируется на уровне 3–4%. – Ред.). Если позволит экономика, значит, индексация будет выше. Даже в самых тяжёлых бюджетных обстоятельствах наше государство всегда ставит в приоритет интересы людей старшего возраста. Принцип «молодым – работу, старикам – заботу» остаётся непоколебим.


– Позвольте поспорить… А как же отмена индексации работающим? На днях по этому поводу резко высказался глава ФНПР Михаил Шмаков: «Деление российских пенсионеров на первосортных и второсортных недопустимо. Отсутствие индексации пенсий работающим пенсионерам является дискриминационным и несправедливым».

– Позиция профсоюзов понятна. Но, увы, сейчас нет экономических возможностей для этого. На возврат индексации пенсий работающим пенсионерам требуется несколько сотен миллиардов рублей, которых в Пенсионном фонде точно нет. Их, конечно, можно занять в федеральном бюджете, но тогда придётся пожертвовать чем-то другим.

Когда принималось решение об отмене индексации работающим, это был некий компромисс. Всё-таки у тех, кто работает, пенсия не единственный источник существования. И как только человек прекращает трудиться, пропущенные индексации ему компенсируются, пусть и с небольшими потерями. В советской пенсионной системе вообще было ограничение – если человек работал на некоторых должностях, он не имел права на пенсию. Например, вышедший на заслуженный отдых инженер мог получать пенсию, только если переходил на рабочую ставку. Сегодня же все наши 10 млн работающих пенсионеров имеют право получать и зарплату, и пенсию.

Мы живём в страховой пенсионной системе, которая имеет свои плюсы и минусы. Она недостаточна для каждого и справедлива для всех. Это как с автострахованием – не все попадают в аварии, но платят все. Так и тут происходит пере­распределение средств. Все работающие граждане платят взносы, которые тратятся на нынешние пенсии их родителям, бабушкам и дедушкам. Это межпоколенческая структура. При этом соответствующими коэффициентами ограничивается получение больших пенсий людям с высокими зарплатами в пользу тех, кто имел низкие доходы. У нас больше 4 млн пенсионеров заработали пенсию, которая даже меньше прожиточного минимума, по­этому им государство делает доплаты из бюджета. Многим компаниям (IT, малого и среднего бизнеса и др.) сократили взносы, и эти потери тоже закрываются трансфертами. Кроме того, у нас миллионы досрочников, пенсионные льготы которым также компенсируются из бюджета.


Чем опасна ликвидация ПФР?

– Ещё один болезненный вопрос – 1200 руб. в месяц на уход за пожилыми. Почему так мало и только неработающим? Почему нельзя заплатить детям – молодым пенсионерам или работающим родственникам, которые ухаживают за стариками?

– Вроде бы всего 1200 руб. в месяц, а в целом по стране государство тратит на эту меру 43 млрд руб. Доплата к пенсии была введена по указу Ельцина, но никто не решается её отменить. И увеличивать компенсацию нельзя, потому что, сколько ни добавляй, проблему ухода за пожилыми она не решит. Это тупиковая норма, и, думаю, со временем она уйдёт. Сейчас в 24 регионах страны идёт пилотный проект по созданию системы долговременного ухода, которая с 2022 г. должна заработать по всей стране. Это более перспективно. Домой к пожилому человеку приходят соцработники, помогают ему, готовят еду и убирают. Им занимаются гериатры, его родных обучают уходу и дают необходимые средства реабилитации и гигиены. Если раньше после смерти супруга бабушка оставалась одна и не могла за собой ухаживать, её обязательно отправляли в стационар. Теперь она может оставаться дома в привычной обстановке.

– Правда ли, что за долговременный уход, как и за пенсии, скоро придётся платить соцвзносы? Говорят о дополнительных 1–2%. Но где гарантии, что дома престарелых станут лучше и их хватит на всех? Сейчас, судя по отчёту Минтруда, в очереди 3 тыс. человек.

– В будущем, когда система будет отлажена, надо серьёзно обсуждать вопрос страхования этой сферы. Риск остаться одиноким и потерять трудо­способность существует для дос­таточно большого количества людей. Поэтому, когда человек трудится и получает зарплату, можно начать откладывать немного на старость. Это тоже риск, и во многих странах его страхуют. Если возникает страховой случай, пожилой человек селится в учреждении санаторного типа с комфортным проживанием, хорошим уходом и медпомощью. У нас в стране уже стали появляться подобные дома на основе государственно-частного партнёрства. Это требование времени.

– Недавно после проверки Счётной палаты, которая выявила занижение пенсий, ошибки в перерасчётах и путаницу в базах, некоторые политики стали говорить: «Надо ликвидировать ПФР и платить пенсии из бюджета». Как вы к этому относитесь? Помнится, когда отказались от страхования безработицы, бюджетное пособие стало мизерным и для всех одинаковым. Не случится ли то же с пенсиями?

– Этого нельзя допустить. Отказ от страховой системы, какой бы несовершенной она ни была, – страшное решение. Ликвидация Пенсионного фонда сразу приведёт к путанице и неразберихе. Мы уже переживали «кастрюльные шествия» пенсионеров по улицам. Я это хорошо помню. Не дай бог! У нас принято ругать ПФР. При этом вдумайтесь: у нас регулярно, с точностью до одного дня, в самые удалённые уголки страны доставляются пенсии больше 40 млн человек. Это один из факторов стабильности системы. А кому поручили оперативно и массово сделать выплаты детских пособий по 10 тыс. в связи с коронавирусом? Пенсионному фонду. Потому что у него создана мощная база персонального учёта, есть информационное взаимодействие с соцслужбами и другими ведомствами. Нарушить этот механизм можно в два счёта, а заново наладить будет непросто.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Лескова Ю.Г., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права СамГУ, кандидат юридических наук.

Конституция РФ провозглашает РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека (ст. 7). Одним из приоритетных направлений любого государства, безусловно, является создание достойной жизни лицам пенсионного возраста. По мнению Ю.В. Беляниновой, "пенсионная реформа полностью соответствует требованиям Конституции, что показывает практическое исполнение ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" на протяжении уже значительного времени" . Не все ученые, специалисты в сфере пенсионного права, а также сами пенсионеры соглашаются с такой позицией. Большинство наших сограждан считают, что современное пенсионное законодательство не позволяет решить задачу сохранения после выхода на пенсию уровня жизни, соизмеримого с доходом в период трудовой деятельности . На практике такая позиция четко прослеживается в банковской деятельности. Например, одним из распространенных требований, предъявляемых банками (например, в Первом объединенном банке, Райффайзен-банке, Акбарс-банке и др.), является определенный возраст заемщика - кредит выдается гражданам, максимальный возраст которых определяется условием, что к моменту погашения последнего платежа по кредиту возраст не будет превышать пенсионного возраста, установленного законодательством РФ . Такое требование связано не только с тем, что средняя продолжительность жизни в России 70 - 75 лет (поскольку кредиты могут быть краткосрочными (потребительскими) и заемщик может спокойно расплатиться до момента достижения им 70 - 75 лет), но и с тем, что лицо, достигшее пенсионного возраста, получающее только пенсию, гарантированную государством, вряд ли рассматривается как платежеспособный заемщик. И в этой связи справедливым оказываются слова Президента РФ Д.А. Медведева: "Нам необходимо грамотно выстроить пенсионную систему, которая бы действительно обеспечила нашим людям достойную старость, чтобы выход на пенсию перестал ассоциироваться с концом жизни, с бедностью и социальной неустойчивостью" . В своем Послании Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. Президент РФ подчеркнул: "Пенсионная система должна обеспечивать достойный уровень жизни граждан пожилого возраста. Должна быть ликвидирована бедность среди пенсионеров. " . Что же предпринято в настоящее время законодателем, чтобы действительно разрешить проблему бедности пенсионеров в нашей стране?

Белянинова Ю.В. Комментарий к ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (постатейный) // КонсультантПлюс.
См.: Выговская И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в РФ // Социальное и пенсионное право. 2009. N 1.
См.: Фальковская Я.М. Механизм проведения кредитных операций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 10.
Январские тезисы Дмитрия Медведева // Российская газета. 2008. 24 января.
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах" // Парламентская газета. 29.05.2009. N 28.

С 1 января 2010 г. многие нормы пенсионного законодательства действуют в новой редакции. И одним из направлений повышения уровня жизни пенсионеров становится норма, введенная в ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О государственной социальной помощи" , согласно которой пенсионерам, доход которых ниже прожиточного минимума, гарантируется государственная социальная помощь в виде доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума в целом по РФ (из федерального бюджета) и до уровня прожиточного минимума в субъекте РФ (из бюджета субъекта РФ). Таким образом, государство гарантирует пенсионеру соответствующий уровень материального (социального) обеспечения, которым должен стать прожиточный минимум. Ряд ученых в настоящее время стоят на позиции установления государственных стандартов в области социального обеспечения и связывают реализацию принципа установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, с установлением законодателем пенсий, пособий и иных видов социального обеспечения не ниже прожиточного уровня . Казалось бы, законодателем введены нормы, вступающие в силу с 1 января 2010 г., повышающие уровень жизни отдельных пенсионеров, и можно говорить о реализации названного принципа социального обеспечения. Однако, как нам представляется, такой вывод является поспешным. Во-первых, как справедливо отмечает Н.П. Слугина, прожиточный минимум не отражает реальные потребности человека, необходимые для нормальной жизнедеятельности его и его жизни ; во-вторых, получение доходов в размере прожиточного минимума позволяет говорить о состоянии "умеренной бедности" - об уровне жизни, при котором удовлетворяются элементарные потребности (физиологические, социальные), но нет возможности удовлетворить потребности более сложные и высокие . Отсюда ориентироваться на прожиточный минимум в праве социального обеспечения не всегда представляется верным, по крайней мере применительно к размерам пенсий и определению достойной жизни пенсионера, проработавшего длительное время. Подтверждению сказанному служат и нормы международных актов. Так, Конвенция Международной организации труда 1952 г. N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" устанавливает, что пенсия по старости должна составлять при 30-летнем стаже не менее 40% заработной платы по стране, а при большем стаже - не менее 40 - 50% . Европейская социальная хартия предусматривает, что минимальная пенсия должна быть не менее 55% средней заработной платы по стране (к сожалению, эти международные документы РФ не ратифицированы, а следовательно, не обязательны для применения). В этой связи представляет интерес мнение председателя правления Пенсионного фонда РФ А.В. Дроздова по вопросу о достойной пенсии россиянам: "Мы ориентируемся на международные нормы - 40% от заработка человека, с которого уплачивались взносы на пенсионное страхование, при общем стаже 30 лет. На такой уровень пенсионного обеспечения могут рассчитывать те, кто начал трудовую деятельность после 2002 года" . Возникает вопрос: почему же уровень пенсионного обеспечения в размере 40% от среднего заработка лица не гарантируется гражданам, у которых стаж 30 лет, но трудовая деятельность началась до 2002 г.? На наш взгляд, указанным пенсионерам, к сожалению, не может быть установлен достаточный уровень пенсионного обеспечения в связи с тем, что до 2002 г. не придавалось значения страховым взносам и страховому стажу, и, соответственно, у данных лиц может оказаться незначительным пенсионный капитал, а пенсионных накоплений может и не быть (поскольку родились до 1967 г.)? Как справедливо отмечает М.Л. Захаров, пенсионный капитал, исчисляемый по установленным правилам до 1 января 2002 г., значительно занижен (почти вдвое) у всех граждан, которые имели заработок несколько выше среднего (и вряд ли мы увидим резкое повышение пенсий за счет валоризации). Считаем, что достойная пенсия должна гарантироваться государством вне зависимости от того, когда началась трудовая деятельность пенсионера; важной задачей любого социального государства является уровень благосостояния его граждан, и прежде всего граждан пожилого возраста, проработавших большую часть своей жизни. Основное предназначение пенсий (исходя из законодательного закрепления ) - компенсация прежнего заработка. Значит, государство должно гарантировать пенсионерам нормы пенсионного обеспечения исходя из их прежнего заработка. Можно согласиться с Е.В. Чупровой в том, что "под правом граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики следует понимать гарантированную государством возможность в случае наступления страховых рисков, закрепленных в законе, ежемесячно получать денежный платеж (пенсию) в размере, соизмеримом, как правило, с прошлым заработком, обеспечивающим достойную жизнь пенсионера, а в случаях назначения пенсий без учета трудовой деятельности - в размерах, соизмеримых с соответствующим социальным стандартом" , которым, по нашему мнению, может служить прожиточный минимум. Многие ученые сегодня подчеркивают необходимость реформирования пенсионной системы и установления института пенсионного страхования, который обеспечивал бы для наемных работников возможность зарабатывания пенсий не менее 50 - 60% от их заработной платы . В то же время при определении пенсионных стандартов, как справедливо отмечается в юридической литературе, нельзя не учитывать продолжительность трудовой деятельности, в течение которой производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (продолжительность страхового стажа).

В настоящее время для определения размера трудовой пенсии по старости не имеет значения продолжительность страхового стажа, законодателем определяются лишь условия для получения трудовой пенсии по старости: пять лет страхового стажа и достижение пенсионного возраста (общие условия, предусмотренные ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). С 1 января 2010 г. изменен порядок определения размеров трудовых пенсий. Так, трудовая пенсия по старости для лиц, родившихся до 1967 г., будет состоять только из страховой части, которая будет включать в себя фиксированный размер страховой части. Для лиц, родившихся после 1967 г., трудовая пенсия по старости будет включать в себя страховую часть и накопительную (ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). Трудовая пенсия по инвалидности, так же как и трудовая пенсия по случаю потери кормильца, будет состоять только из страховой части, включающей фиксированный размер страховой части соответствующей пенсии (ст. ст. 15, 16 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). Фиксированный размер страховой части пенсии по старости будет зависеть от возраста (достижения 80 лет), наличия иждивенцев, места проживания, специального стажа (стажа работы на Крайнем Севере или в приравненных к районам Крайнего Севера местностях). Фиксированный размер трудовой пенсии будет зависеть от группы инвалидности, наличия иждивенцев, места проживания, специального стажа. Фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца будет зависеть от того, является ли получателем данной пенсии ребенок, потерявший обоих родителей, или нет. С 2015 г. законодателем изменены правила определения размера трудовой пенсии по старости в части условий, влияющих на размер фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости. Только при наличии стажа у мужчин 30 лет, а у женщин 25 лет фиксированный размер будет определяться в твердой денежной сумме, установленной ФЗ "О трудовых пенсиях" (с 1 января 2010 г. размер составляет 2562 руб.). Если требуемого стажа нет - фиксированный размер будет понижаться на 3% за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, и ежегодно будет увеличиваться до достижения продолжительности требуемого стажа (причем из смысла ФЗ "О трудовых пенсиях" важен не факт работы, а период после достижения лицом пенсионного возраста) (п. 18 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). Правила о повышении фиксированного размера страховой части трудовой пенсии в случае недостаточности стажа применяются к лицам, впервые обратившимся за трудовой пенсией начиная с 1 января 2015 г. (т.е., например, женщина, достигшая 56 лет и впервые обратившаяся за пенсией, будет иметь право на повышение страхового стажа на 1 год). Здесь, соответственно, встает вопрос: лицо, продолжающее работать (что ведет к увеличению страхового стажа), и лицо, прекратившее трудовую деятельность (стаж также увеличивается), приравнены в правах получать фиксированный размер страховой части, увеличивающийся каждый год на три процента. Думается, здесь законодателем не до конца проработан вопрос о пенсионном обеспечении указанных лиц.

С 1 января 2015 г. будут действовать и правила о повышении фиксированного размера страховой части трудовой пенсии, согласно которым фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, увеличивается на 6% (п. 17 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). Причем в страховой стаж, влияющий на увеличение фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости, включаются не все периоды, учитываемые при определении права на трудовую пенсию по старости, предусмотренные ст. 10 и ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях"; не будут включаться период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства, период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке (п. 19 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). На наш взгляд, исключение данных периодов из страхового стажа, влияющего на увеличение фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости, вряд ли можно назвать логичным. Мы согласны с тем, что страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости должен состоять главным образом из периодов работы и (или) иной деятельности застрахованного лица, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Именно эти периоды определяют страховую сущность стажа. Вместе с тем нельзя не учитывать периоды, когда человек по объективным причинам лишен возможности работать. Любое правовое государство принимает решение о зачете наиболее значимых из них (с социальной точки зрения) в страховой стаж наравне с работой. И такие периоды определяются в норме ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", однако применительно к вопросу о повышении уровня пенсионного обеспечения законодателем включаются не все указанные в норме ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" нестраховые периоды. Здесь встают вопросы: почему женщина, решившая родить и воспитать ребенка, не имеет права на включение в страховой стаж, влияющий на размер трудовой пенсии по старости, период получения пособия по беременности и родам; почему лица, пострадавшие на производстве в связи с несчастным случаем на производстве, также не будут приобретать право на включение в страховой стаж, влияющий на размер трудовой пенсии, период получения пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве? И так далее. К сожалению, ответы на данные вопросы законодателем не определены. Вместе с тем в юридической литературе многие ученые сегодня подчеркивают значительную роль в обществе женщины-матери. Так, М.Л. Захаров считает необходимым включить в стаж те периоды, когда женщина готовиться стать матерью, становится ею и ухаживает за ребенком в первые годы жизни . В настоящее время в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости включаются периоды временной нетрудоспособности, в течение которых уплачивались пособия по обязательному социальному страхованию (по беременности и родам), период ухода за ребенком до 1,5 лет (в общей сложности 3 года). На наш взгляд, включение периода ухода за ребенком до 1,5 лет - недостаточный период, поскольку женщина в ряде случаев в настоящее время вынуждена посвятить уходу за ребенком значительно большее время (прежде всего это связано с отсутствием необходимого количества детских садов). В тех случаях, когда женщина решила посвятить себя уходу за несколькими детьми в первые годы их жизни, в страховой стаж будет включен только период 3 года. Если же говорить о законодательстве, вступающем в силу с 1 января 2015 г., то женщины вообще не смогут повысить фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости за счет периодов получения пособия по беременности и родам, что вряд ли является правомерным с точки зрения гарантированности государством принципа всеобщности права на социальное обеспечение. Конечно, можно опровергнуть данную позицию по причине того, что стаж, необходимый женщине для установления предусмотренного законодателем фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости, на пять лет меньше, однако считаем в этом вопросе необходимым согласиться с М.Л. Захаровым, предлагающим установить стаж 30 лет как для мужчины, так и для женщины, а в страховой стаж женщины включать все периоды, когда женщина не только ухаживает за ребенком в первые годы жизни (до достижения ребенком трех лет), но и готовится стать матерью .

См.: Захаров М.Л. Указ. соч.
См.: Там же.

Итак, законодателем вводится правило о возможности как повышения, так и понижения размера трудовой пенсии по старости в части фиксированного размера страховой части трудовой пенсии, который определяется в твердой денежной сумме и не соответствует не только среднему заработку лица, но и прожиточному минимуму в целом по стране. Таким образом, может сложиться ситуация, когда лицо, проработавшее 5 лет или больше и имеющее незначительный размер пенсионного капитала, будет получать пенсию меньше прожиточного минимума, как и лицо, не имеющее стажа 5 лет и получающее социальную пенсию. И тот и другой пенсионер будет получать социальную доплату за счет средств бюджетов до уровня прожиточного минимума, а значит, будет приравнен в правах на достойную пенсию. Вряд ли такое положение является верным. Можно согласиться с отрицательной оценкой И.Г. Выговской отказа законодателя от норм, устанавливающих размер пенсии в определенной пропорции к заработку, получаемому перед ее назначением, и исчислением пенсий из страховых взносов работников .

См.: Выговская И.Г. Указ. соч.

Исходя из сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. новое пенсионное законодательство, оформившее вновь пенсионную реформу, не гарантирует самого главного - такого уровня пенсий, который бы обеспечил достойную жизнь пенсионеру в настоящее время и в обозримом будущем;
  2. разработка концепции реформы пенсионного обеспечения в РФ настоятельно требует изучения и использования международного опыта в совершенствовании и развитии пенсионной системы;
  3. считаем необходимым пересмотреть нормы пенсионного законодательства и определить, что фиксированный размер страховой части, как и социальная пенсия, должен соответствовать прожиточному минимуму в РФ (такие стандарты были предусмотрены еще в 1995 г. в Постановлении Правительства РФ от 07.08.1995 N 780 "О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ" ), а сам размер трудовой пенсии по старости для лиц, имеющих страховой стаж 30 лет, не должен быть меньше 40% от их средней заработной платы.
Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3388.

«МК» исследовал все нюансы социальной помощи пенсионерам Московской области

Что такое достойная старость? И что важнее для пожилого человека — продолжительность или качество его жизни? Каждый из нас вынужден самостоятельно искать ответы на эти непростые вопросы. Но немаловажно и то, какие решения предлагают нам в этот момент общество и государство. Поддерживают ли они своих стариков материально и морально или считают, что для них достаточно пресловутого стакана воды? «МК» решил исследовать жизнь пенсионеров в отдельно взятом регионе страны. Этот материал — о том, как живется старикам в Московской области.


Фото: пресс-служба МО

Не одна дома

Татьяне Николаевне 85 лет. Вспоминая свою жизнь, она часто вздыхает: «Ох, детки, нелегкая мне досталась доля! Военное детство, голод, холод, разруха. Отец с фронта не вернулся, мамка одна, а нас трое — на работе пропадала от зари до зари. Я с младшими братьями — дома, вела хозяйство. Хотелось и погулять, и на танцы пойти, а не в чем. Очень бедно жили. Одни сапоги на всех, носили их по очереди…»

«Детками» Татьяна Николаевна, жительница города Химки, называет волонтеров, которые регулярно навещают ее с тех пор, как в Московской области объявили режим самоизоляции для людей старше 65 лет. Они приносят ей домой продукты и лекарства. «Не представляю, — говорит женщина, — как бы я пережила этот страшный год без их помощи».

В условиях пандемии коронавируса пожилые люди попали в группу риска. Поэтому в Подмосковье тысячи добровольцев и социальные работники вызвались помочь тем, кто не может без риска для здоровья покинуть дом, чтобы сделать покупки. Каждый день волонтеры обзванивают пенсионеров, чтобы узнать об их потребностях в лекарствах, продуктах и средствах гигиены.

Татьяна Ткаченко, координатор волонтерского движения Химок, признается, что решение стать добровольцем возникло спонтанно. Она просто не смогла остаться в стороне в такой сложный для страны и города момент. С Татьяной согласен и Денис Моисеев, руководитель волонтерского корпуса Павловского Посада, он тоже считает, что справиться с такой бедой, как эпидемия, можно только общими усилиями.

По словам Ольги Забраловой, первого заместителя председателя правительства Московской области, в Подмосковье проживает более 1,6 миллиона пожилых людей, и почти 45 тысяч из них нуждаются сейчас в посторонней помощи. Каждый день социальные работники и волонтеры обзванивают пожилых и выясняют их нужды. Но иногда им нужны не только продукты и лекарства: людям хочется выговориться, поделиться своими проблемами и тревогами, почувствовать дружеское участие.

Поэтому с первых дней пандемии, как только был установлен режим самоизоляции, в Московской области специально для пожилых людей была организована «горячая линия» — 8(800) 550-50-30 (после начала работы автоинформатора нажать 0, далее 4). Она продолжала работать летом, когда заболеваемость снизилась, работает и сейчас. Операторы ответят на все вопросы, касающиеся коронавируса, примут заявку на оказание помощи с покупкой и доставкой продуктов, лекарств и товаров первой необходимости.

СПРАВКА "МК"

Телефон «горячей линии» Всероссийского волонтерского движения #МыВместе по поддержке и координации помощи пожилым людям старше 60 лет: 8 800 200 3411. Колл-центр работает круглосуточно.


Фото: пресс-служба МО

Луч надежды

Когда у Олега Ивановича случился инсульт, его жены не было дома — помочь ему оказалось некому. Когда его доставили в больницу, время было упущено: в головном мозгу произошли необратимые изменения. Жизнь мужчине спасли, но ходить и говорить он до сих пор не может. В первые дни его болезни его жене казалось, что их жизнь погрузилась во тьму отчаяния.

«Пока муж находился в больнице, я перебирала все варианты, как нам теперь жить, и ни один не годился. Отправить его в интернат я не могла, ухаживать за ним дома мне тоже не по силам, нанять сиделку — нет денег. И вдруг перед самой его выпиской из больницы ко мне подходит заведующая отделением, протягивает телефон социальной службы и говорит, что мне полагается материальная помощь, чтобы организовать домашний уход за инвалидом. Это было так неожиданно, что я расплакалась», — рассказывает Ирина Лукьяновна, жительница Каширы.

Пенсионерка связалась с управлением социальной защиты городского округа — к ним выехала комиссия, проверила медицинские документы инвалида, его состояние и вынесла решение, что Ирине Лукьяновне полагается ежемесячная выплата по уходу за мужем в размере 18,2 тысячи рублей. Пенсионерка говорит, что эта неожиданная помощь помогла ей воспрянуть духом: как будто маленький лучик света разрезал кромешную тьму.

«Впервые с момента болезни мужа у меня появилась надежда, что мы справимся», — говорит женщина. Сейчас пенсионеры учатся жить в новой реальности. Недавно Олег Иванович начал самостоятельно сидеть и держать ложку, а врачи с осторожностью сказали, что у него хороший прогноз.

Мы поинтересовались в министерстве социального развития Подмосковья: в каких случаях полагается такая материальная помощь? Оказывается, эта новая мера социальной поддержки предназначена тем, кто готов оставить своего родственника-инвалида (I или II группы) дома и сам за ним ухаживать. Тогда им полагается выплата в размере двукратной величины прожиточного минимума пенсионера.

Слагаемые помощи

Судить о том, насколько цивилизованным является общество, в котором мы живем, можно по тому, как в нем относятся к пожилым людям. Заботимся ли мы только о собственных бабушках и дедушках или же помогаем всем, в первую очередь — одиноким старикам? А еще важно, во сколько оценивает достойную старость своих граждан государство.

По словам председателя Мособлдумы Игоря Брынцалова, в сентябре прожиточный минимум пенсионеров установили в размере 10 107 рублей, а в ноябре его увеличили на 541 рубль, так что в следующем году он будет на уровне 10 648 рублей, что выше, чем средний показатель в РФ, на 626 рублей.

Величина прожиточного минимума пенсионеров устанавливается ежегодно. Это позволяет рассчитать ежемесячную социальную доплату к пенсии. В 2021 году она составит в среднем 2939 рублей, и получат ее около 162,8 тысячи человек — это 12% от общего количества неработающих пенсионеров в регионе. С мая 2020 года одиноким неработающим пенсионерам старше 65 лет также предусмотрена ежемесячная денежная выплата в размере 1 тыс. руб., ее начисление производится автоматически.

Много у подмосковных пенсионеров и других льгот. Например, если доход пожилого человека ниже двух прожиточных минимумов, то для него изготовление и ремонт зубных протезов будет бесплатным. Многие пенсионеры каждый год отдыхают в различных здравницах страны, потому что при наличии медицинских показаний путевку на лечение в санаторий они получают бесплатно.

Помимо этого пенсионеры, родившиеся до 1 января 1935 г., покупают лекарства за полцены. Еще одна льгота — 50%-ная скидка при уплате взносов на капремонт начиная с 70 лет, а для тех, кому исполнилось 80, скидка равняется 100%.

Компенсирует областной бюджет и расходы за обращение с твердыми коммунальными отходами: неработающим пенсионерам — в размере 30%; достигшим 70 лет — 50%, достигшим 80 — 100%. И, наконец, в сетевых магазинах и некоторых аптеках региона для пенсионеров действуют существенные скидки на продукты и лекарства.

Еще подмосковные пенсионеры имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте Москвы и области, включая автобусы, троллейбусы, трамваи, электрички, МЦД, МЦК и метро. Сейчас, правда, из-за ограничительных мер социальные карты граждан из группы риска (это люди 65 лет и старше, а также те, у кого есть хронические заболевания) блокируются. Мера вынужденная — она призвана сократить лишние перемещения пенсионеров и уберечь их от заражения опасным вирусом.

Стакан воды

Не секрет, что после развала СССР уровень жизни наших пенсионеров катастрофически упал. Долгие годы потребности стариков сводили к пресловутому стакану воды. Мол, не голодают, крыша над головой есть — и слава богу! Правда, в последнее время отношение к «людям серебряного возраста», как называют пожилых психологи, начало меняться.

Пенсионеры стали жить лучше. Многие следят за своим здоровьем, модно одеваются, путешествуют, у них появились интересные хобби. Например, большой популярностью у пенсионеров в Московской области пользуется программа «Активное долголетие», где «пенсы», как называют их внуки, занимаются спортом, танцуют, изучают иностранные языки, компьютерную грамоту — в общем, на 100 процентов реализуют свой скрытый потенциал.

Но говорить о том, что все уже в этом направлении сделано, было бы нечестно. Недаром Президент России Владимир Путин в ходе Послания Федеральному собранию уделил особое внимание вопросу обеспечения достойной старости в России. И, учитывая, в какое сложное время мы сейчас живем, у многих пенсионеров возникает вопрос, сохранятся ли их льготы и социальные выплаты в полном объеме в следующем году — ведь из-за пандемии коронавируса экономика нашей страны, и Московской области в том числе, терпит большие убытки.

Получить ответ на этот вопрос лучше всего из первых рук — у губернатора Подмосковья Андрея Воробьева.

«Бюджет Московской области, как и многих других регионов, сейчас испытывает колоссальную нагрузку. Расходы на медицину, социальную поддержку серьезно выросли, а доходы упали. Даже несмотря на значительную помощь федерального центра, нам придется отказаться от некоторых программ и проектов», — сообщил он.

Но, по словам губернатора, экономить будут на дорогостоящих проектах и вложениях, которые можно перенести на более поздние сроки, скорректируют графики дорожного строительства, сократят объемы госзакупок, а вот людям беспокоиться не о чем.

«Социальные расходы секвестрировать мы точно не будем. Все меры поддержки, выплаты, льготы жители получат в полном объеме», — заверил Андрей Воробьев. Бюджет региона на 2021 год сохранит свою социальную направленность.

«Социальная политика — это прежде всего забота и внимание к тем, кто в этом особенно нуждается. К старшему поколению, к людям, которые проживают одни в силу разных причин. И, конечно, к семьям с детьми, которым нужно помочь», — отметил он.

КОМУ И КАК ПОМОГАЮТ В ПОДМОСКОВЬЕ

Пенсионерам, не имеющим льготного статуса, установлены следующие меры социальной поддержки:

• региональная социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам до уровня 9908 руб.;

• в пассажирском транспорте общего пользования Московской области;

• на железнодорожном транспорте пригородного сообщения;

• в пассажирском транспорте общего пользования г. Москвы, Московском метрополитене и МЦК (гражданам, достигшим возраста 60 лет и старше);

• ежемесячная денежная компенсация в размере 100% за занимаемую общую площадь жилых помещений в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения (для неработающих, одиноко проживающих, имеющих доход ниже 1 ПМ — 9848 руб.);

• бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (для неработающих, имеющих доход ниже 2 ПМ — 19 696 руб.);

• оплата в размере 50% стоимости лекарственных препаратов (для граждан, родившихся до 1 января 1935 года);

• бесплатная санаторно-курортная путевка при наличии медицинских показаний (для неработающих пенсионеров, имеющих доход ниже 2 ПМ— 19 696 руб.);

• ежемесячная денежная выплата лицам, не отмеченным государственными или ведомственными наградами, имеющим трудовой стаж 50 лет и более (в 2020 году ее размер составляет 1096 руб.);

• ежемесячная денежная компенсация на уплату взноса на капитальный ремонт неработающим собственникам жилых помещений (проживающим одиноко или в семье из числа пенсионеров), достигшим возраста семидесяти лет — в размере 50 процентов, восьмидесяти лет — в размере 100 процентов;

• ежемесячная денежная компенсация расходов за обращение с твердыми коммунальными отходами (компенсация ТКО): неработающим гражданам в размере 30 процентов; достигшим возраста 70 лет и старше — 50 процентов; достигшим возраста 80 лет и старше — 100 процентов;

• скидки на продукты питания в сетевых магазинах и лекарственные препараты в ряде аптек;

• ежемесячная денежная выплата в размере 1000 рублей, одиноко проживающим, неработающим пенсионерам.

Читайте также: