Правовые проблемы реформы пенсионного обеспечения
М.Ю. Федорова, Омский государственный университет, кафедра трудового права
Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами.
В нашей стране около 37 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает социально-политическую значимость.
Существующая государственная пенсионная система имеет множество недостатков. Важнейшими из них являются: финансовая нестабильность; слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; неоправданно большой удельный вес льготных пенсий; отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни,
Конкретные меры по преодолению указанных недостатков сконцентрированы в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (далее - Концепция), одобренной постановлением Правительства от 7 августа 1995 г. [8]. Так, в целях стабилизации финансирования пенсионных выплат предполагается прекратить практику нецелевого использования средств Пенсионного Фонда России (ПФР), обеспечить возврат долга и текущее финансирование из федерального бюджета тех расходов, которые должны покрываться за его счет (в частности, выплату пенсий военнослужащим).
В настоящее время общая задолженность плательщиков фонду составляет 23 триллиона рублей, а с учетом штрафов - свыше 40 триллионов [4]. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами: падением темпов производства, кризисом неплатежей, ослаблением финансовой дисциплины и др.
Вместе с тем тариф страховых взносов в ПФР остается самым высоким по сравнению с другими внебюджетными социальными фондами: 28% по отношению к начисленной оплате труда составляют бремя работодателя, а 1% - от заработной платы работника [9].
Налицо крайне неравномерное распределение финансовой нагрузки между работником и работодателем, что, впрочем, легко объяснимо традиционно низким уровнем реальной заработной платы в России. В Концепции предлагается постепенно перейти к ``солидарной материальной ответственности'' за уплату страховых взносов и установить одинаковую норму в процентах к заработной плате как для работника, так и для работодателя. При этом, чтобы работник не страдал от такого решения, заработную плату необходимо увеличить на ту часть страховых взносов, которую он будет выплачивать вместо работодателя. ``Сумма страховых взносов не изменится, однако работник, зная, что размер пенсии зависит от продолжительности уплаты страховых взносов, вынужден будет включаться в механизм контроля за их своевременной уплатой. Это позволит избежать или, по крайней мере, сократить количество случаев неуплаты страховых взносов в пенсионный фонд''. По нашему мнению, эти надежды безосновательны: во всяком случае, в обозримом будущем работник вряд ли будет иметь реальную возможность контролировать уплату страховых взносов, оставаясь бесправным, незащищенным во взаимоотношениях с работодателем. Функции контроля должны принадлежать профессиональным союзам как полноправным участником партнерских отношений в социально-трудовой сфере. Это нашло свое отражение в ст. 22 Федерального закона ``О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности'' [6], согласно которой они вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и определении его основных критериев, размеров индексации заработной платы, пенсий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере. Профсоюзное представительство в этих отношениях отвечает потребностям всех субъектов и прежде всего работников.
Термин ``солидарная материальная ответственность'', на наш взгляд, используется в Концепции не совсем корректно. Солидарная ответственность применяется, если она предусмотрена договором или установлена законом, например, в отношении лиц, совместно причинивших вред. В этих случаях кредитор вправе привлечь к ответственности любого из ответчиков как в полном объеме, так и в любой ее части [3,c.486].
В сфере пенсионных правоотношений этот вид ответственности абсолютно неприменим, так как начисление заработной платы и перечисление страховых взносов (как собственных, так и работника) является прерогативой работодателя.
Очевидно, здесь произошла подмена понятий ``солидарная ответственность'' и ``страховая солидарность'', но даже когда речь идет о последнем из них, при таком концептуальном подходе к разрешению проблемы сбалансированности финансового бремени работника и работодателя кардинальных перемен не происходит: работодатель сначала должен начислить работнику заработную плату в большем размере, а потом по увеличенному тарифу удержать из нее страховые взносы в ПФР. Быть может, стоило бы предусмотреть более приемлемый и простой механизм: поэтапно увеличивать страховой тариф для работников, увязав его с ростом реальной зарабоной платы.
Концепция предусматривает расширение финансовой базы пенсионного обеспечения за счет включения в нее выплат, на которые раньше страховые взносы не начислялись (так называемые выплаты ``социального характера'', которые могли превышать размер основной заработной платы).
Правительство России утвердило 19 февраля 1996 г. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР [2]. В этом нормативном акте нашли новое разрешение в частности вопросы об обложении страховыми платежами сумм материальной помощи. Подходы представляются оправданными: если материальная помощь оказывается в связи с чрезвычайными обстоятельствами (возмещение ущерба, стихийное бедствие, пожар, похищение имущества, увечье, смерть работника или его близких родственников) или в целях благотворительности соответствующими организациями (или экологическими фондами), осуществляющими деятельность согласно законодательству Российской Федерации, то на эти суммы страховые взносы не начисляются. Во всех иных случаях уплата страховых взносов является обязанностью работодателя.
Еще одним шагом по реализации Концепции явилось принятие 1 апреля 1996 г. Федерального закона ``Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования''[7]. Он направлен на создание условий для назначения пенсий в соответствии с трудовым вкладом, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, развитии заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов.
Индивидуальный учет строится на принципах всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в ПФР и учета сведений; доступности для каждого застрахованного касающейся его информации и др.
Закон расширяет перечень обязанностей всех субъектов в сфере пенсионирования. Так, государство в лице Пенсионного Фонда России принимает на себя обязательства открыть индивидуальный лицевой счет и выдать страховое свидетельство каждому застрахованному, обеспечить конфиденциальность и защиту указанных сведений.
Работодатели, помимо финансового участия в формировании ПФР, теперь будут обременены и организационными обязанностями: предоставлять сведения о всех работающих по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы, получать страховые свидетельства и выдавать их под роспись застрахованным лицам, передавать бесплатно каждому работнику копию сведений, поданных о нем в соответствующие отделения ПФР, контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства реквизитам документов, удостоверяющих личность работника.
Перечень сведений, которые обязан предоставить работодатель, достаточно широк. В частности, необходимо указать периоды деятельности, включаемые в специальный трудовой стаж (работа в особых условиях труда, на Крайнем Севере, выслуга лет и т.д.), сумму заработка, на который начислялись страховые взносы (с разбивкой по месяцам отчетного квартала); сумму начисленных страховых взносов; сумму не учитываемых при назначении пенсии выплат, на которые они не начисляются и т.д.
Основанием для составления сведений являются данные бухгалтерского учета и документов по учету кадров. В связи с этим возникает необходимость совершенствования структуры кадровой службы предприятия. В литературе давно высказывается предложение о создании единой службы управления персоналом, в которую входили бы отдел кадров, бухгалтерия, отдел охраны труда и другие функциональные подразделения, в чьей компетенции находится обеспечение эффективного взаимодействия работника и работодателя в процессе труда ( вопросы организации и стимулирования труда, карьерного роста, социальных гарантий) [10,c.14]. Кроме того, согласно Концепции, будет осуществляться постепенный переход на дополнительное пенсионное страхование за счет работодателей. Совершенно очевидно, что на рынке труда возникнет спрос на специалистов соответствующей квалификации, и уже сегодня юридические отделения колледжей могли бы начать их подготовку. Это возможная сфера приложения труда и для лиц, прошедших переподготовку по юридической специальности.
Несомненным достоинством принятого Закона является реальное обозначение перспектив дифференциации пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада. В этом плане Концепция строится на сочетании принципов социальной благотворительности, социальной солидарности и индивидуальной ответственности.
Предполагается в будущем перейти на трехуровневую модель пенсионирования.
Первый уровень представляет собой базовые пенсии всем гражданам России независимо от трудового стажа при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста или в случае потери кормильца. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированном размере, определяемом с учетом прожиточного минимума пенсионера и выплачиваться только неработающим гражданам.
Второй уровень - трудовые (страховые) пенсии для лиц , работающих по найму либо охваченных обязательным государственным пенсионным страхованием по другим основаниям (предприниматели, члены крестьянских фермерских хозяйств, военнослужащие и др.). Общая система трудовых пенсий строится на принципе равенства: все имеют одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий, какие-либо исключения и льготы при этом не допускаются, т.е. все виды льготных пенсий будут представлены только на третьем уровне, в системе негосударственного пенсионного страхования за счет предприятия. Очень важно при переходе к новой системе сохранить приобретенные пенсионные права, особенно на льготные пенсии.
В этих целях предполагается предоставление налоговых льгот дополнительным профессиональным пенсионным системам в случае соблюдения указанного условия.
Предметом острых дискуссий является вопрос о повышении пенсионного возраста и выплате пенсий работающим пенсионерам.
Безусловно, одномоментное повышение пенсионного возраста в рамках существующих социально-демографических условий неминуемо приведет к общественным потрясениям. Однако избежать изменений в этой сфере невозможно. Важно лишь обеспечить постепенный, плавный, безболезненный переход к новым возрастным цензам. Можно было бы установить ``гибкий'' пенсионный возраст, допустим, для женщин от 50 до 55 лет (на 1-м этапе), с постепенным переходом к соотношению 55 - 60, с учетом состояния экономики, ситуации на рынке труда и т.д. и стимулировать выход на пенсию в более позднем возрасте путем уменьшения размера пенсии на 1% за каждый год до фиксированной отметки (55 или 60 лет).
В случае продолжения оплачиваемой работы пенсия должна выплачиваться с учетом размера заработной платы.
Необходимо установить разумное соотношение между уровнем оплаты труда и правом на получение пенсии (полностью или частично). Например, для лиц, получающих заработную плату меньше чем в десятикратном размере минимальной величины, предусмотреть выплату пенсий в полном объеме, при соотношении 10 - 20 минимальных величин - 50% ,и т.д.
Действующее пенсионное законодательство содержит ряд норм, определяющих минимальный и максимальный размеры пенсий. Серьезными недостатками здесь являются несоответствие минимального размера пенсии прожиточному минимуму пенсионера, с одной стороны, и искусственное ограничение максимального размера тремя (тремя с половиной) минимальными - с другой. Хотя для некоторых категорий обеспечиваемых максимальная граница не устанавливается, например, государственные служащие, лица, проходящие военную службу и службу в органах внутренних дел.
Количество пенсионеров, получающих максимальную пенсию (30,4% ) растет в 20 раз быстрее, чем число лиц, получающих минимальную пенсию (10,3% ) [11,c.60].
Очередным проявлением уравнительных тенденций в области пенсионирования стал Указ Президента от 15 апреля 1996 г. ``О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации'' [5]. С 1 мая 1996 г. увеличен размер компенсации с 75 000 до 150 000 рублей для лиц, получающих минимальную пенсию. Получатели пенсий, размер которых укладывается в рамки 63 250 - 128 250 рублей, приобретают право на компенсацию в дифференцированном размере, чтобы вместе с пенсией она составляла не более 213 250 рублей. И, наконец, граждане, размер пенсии которых более 128 250 рублей, получили право на увеличение компенсации с 75 000 до 85 000 рублей.
Тем не менее, указанный нормативный акт тоже направлен на реализацию пенсионной реформы, так как предусматривает переход к новой системе определения размеров пенсий на основе индивидуального коэффициента, устанавливаемого для каждого пенсионера в зависимости от величины среднемесячного заработка в целом по стране.
Государственная Дума уже разработала проект федерального закона ``О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий'', предусматривающий переход к системе индивидуальных коэффициентов [1]:
``Индивидуальный коэффициент пенсионера - это размер пенсии, выраженный в процентах к среднемесячной заработной плате в народном хозяйстве. Он определяется путем умножения размера пенсии в процентах, получающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в народном хозяйстве за тот же период''. Иными словами, индивидуальный коэффициент - соотношение заработка, из которого исчисляется пенсия со средней заработной платой в стране в год его получения. Указанное соотношение будет применятся не только при назначении пенсий, но и при их перерасчете в связи с повышением индекса цен. Это позволит в значительной степени преодолеть недостатки существующего механизма пересмотра размера пенсий в связи с инфляцией - чередования индексаций и компенсаций. При линейной индексации пенсий увеличивается разрыв между максимальными и минимальными пенсиями, при компенсации нивелируются различия в уровнях обеспечения в зависимости от трудового вклада.
Реформа пенсионной системы должна происходить в рамках социально-экономических преобразований при условии взаимозависимости и взаимопроникновения оснований проводимых мероприятий и их результатов. Она должна способствовать усилению трудовой мотивации, восстановлению социальной справедливости и нравственного здоровья общества.
Список литературы
Будет пенсия - будет и песня, // Российская газета. 1996. 8 июня.
Бюллетень Министерства труда Российской Федерации. 1996. N 3.
Гражданское право. Часть 1: Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М.: Изд-во ТЕИС, 1996.
Пенсии из воздуха не берутся // Российская газета. 1996. 8 мая.
Российская газета. 1996. 17 апреля.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 148.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 14. Ст. 1401.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3388.
Федеральный закон от 21 декабря 1995 г. "О тарифах страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 52. Ст. 5115.
Хамиуллин М.Б. Управление персоналом на акционерном предприятии: Автореф. дис. канд. экон. наук. Спб.: Спб . университет экон и фин., 1993.
Чернышев С. Реформа системы пенсионного обеспечения: свет в конце тоннеля // Человек и труд. 1995. N 12.
В период с 2001 по 2005 годы в Российской Федерации была проведена реформа пенсионной системы путем принятия ряда законодательных и подзаконных актов.
Так, положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167 - ФЗ «об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Одновременно положениями Федерального закона от 31.12.2001 № 198 - ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской федерации о налогах и сборах» были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога (ЕСН). При этом было предусмотрено, что сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных страховых взносов путем применения налогового вычета.
Коренным образом изменилось законодательство в области пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
С 1 января 2002 года введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты пенсий.
Положениями Федерального закона от 15.12.2001 №166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.
Федеральный закон от 17.12.2001 №173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.
Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передача этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов от 24.07.2002 №111 - ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и от 07.05. 1998 № 75 - ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Федеральный закон от 24.07.2002 №111 - ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплении, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Кроме того, указанный Закон закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию пенсионных накоплений.
Федеральным законом от 07.05. 1998 № 75 - ФЗ определены полномочия и компетенция негосударственных пенсионных фондов как субъектов правоотношений в области обязательного пенсионного страхования.
Федеральным законом от 23.12.2003 №185 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившим в силу с 1 января 2004 года, изменен порядок регистрации страхователей в органах страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) и исключена обязанность страхователя сообщать в территориальные органы ПФР сведения о принятом в установленном порядке решение о ликвидации (реорганизации) организации, места ее нахождения. Согласно нормам действующего законодательства эта информация представляется в территориальные органы ПФР соответствующими налоговыми органами, в которых работодатели и самозанятые работники регистрируются в качестве налогоплательщиков.
С целью создания законодательных основ реформирования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контрольных функций в области налогообложения, трудоустройства и занятости, технического и экспортного контроля, государственной регистрации, исполнения наказаний и таможенного дела, был принят Федеральный закон от 29.06. 2004 № 58 - ФЗ «О внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» координация деятельности внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В развитие вышеназванного Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321 было утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором уточнены функции и полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Особого внимания заслуживает Федеральный закон от 22.08.2004 №122ФЗ «о внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».
Указанным законом внесены значительные изменения в законодательство Российской федерации, затрагивающие, в том числе, вопросы деятельности пенсионного фонда Российской Федерации.
Основным нововведением этого Закона является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении (монетизация льгот). Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Таким образом, в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации были закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу при наступление страхового случая осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.
Таким образом, очевидно, что реформирование пенсионной системы было бы не возможно без закрепления страховых принципов ее организации, которые в свою очередь не возможны без индивидуального (персонифицированного) учета поступлений от каждого застрахованного гражданина. Персонифицированный учет представляет собой достаточно новый для нашей страны, но, как показывает мировой опыт, единственно возможный механизм получения достоверных сведений для целей пенсионного страхования.
Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства.
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимова Ирина Васильевна
В статье раскрыто значение и необходимость пенсионной реформы в стране, показаны недостатки пенсионной системы, проблемы формирования доходов Пенсионного фонда , индексирования пенсий, увеличения пенсионного возраста , рассмотрены проблемы прохождения пенсионной реформы в России. Дан новый порядок расчета пенсий в системе обязательного пенсионного страхования в 2015 г. Приведены авторские предложения по совершенствованию пенсионной системы в РФ.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галимова Ирина Васильевна
Problems of the pension reform in Russia
The article considers the importance and the necessity of the pension reform in the country, shows the shortcomings of the pension system, problems of formation of incomes of the Pension Fund , problems of indexing pensions, of increasing the retirement age, of reforming the pension system in Russia. The new procedure of calculation of pensions in the system of obligatory pension insurance in 2015 is presented. The author presents proposals for improving the pension system in the Russian Federation.
Текст научной работы на тему «Проблемы пенсионной реформы в России»
Проблемы пенсионной реформы в России
В статье раскрыто значение и необходимость пенсионной реформы в стране, показаны недостатки пенсионной системы, проблемы формирования доходов Пенсионного фонда, индексирования пенсий, увеличения пенсионного возраста, рассмотрены проблемы прохождения пенсионной реформы в России. Дан новый порядок расчета пенсий в системе обязательного пенсионного страхования в 2015 г. Приведены авторские предложения по совершенствованию пенсионной системы в РФ.
The article considers the importance and the necessity of the pension reform in the country, shows the shortcomings of the pension system, problems of formation of incomes of the Pension Fund, problems of indexing pensions, of increasing the retirement age, of reforming the pension system in Russia. The new procedure of calculation of pensions in the system of obligatory pension insurance in 2015 is presented. The author presents proposals for improving the pension system in the Russian Federation.
Ключевые слова: пенсионная реформа, страховые взносы, Пенсионный фонд, страховая и накопительная части пенсии, пенсионный возраст, программа софинансирования, трудовая, социальная, досрочная (льготная) пенсия.
Key words: pension reform, insurance, Pension Fund, insurance and accumulative parts of pension, pension age, programme of co-financing, labor, social, early (reduced) pension.
Пенсионная система очень важна для страны как в социальной сфере, так и в экономической. Необходимость проведения пенсионной реформы обычно обусловлена экономическими и демографическими факторами. Экономические факторы угрожают финансовой обеспеченности пенсионных обязательств государства, а демографические повышают пенсионную нагрузку на работающее население. Так, в последние годы удельный вес пожилых людей растет, что обусловлено увеличением продолжения жизни людей и ведет к значительным изменениям в социальной сфере и экономике государства. Но если вместе с процессом старения населения происходит сокращение рождаемости, это приводит к демографическому кризису.
© Галимова И.В., 2015
В современных условиях проблема пенсионного обеспечения населения в РФ по-прежнему стоит остро, несмотря на проведенные реформы, так как бюджет Пенсионного фонда является дефицитным и финансируется средствами из госбюджета. В перспективе это не может долго продолжаться. Результатом пенсионной реформы должно стать увеличение размера пенсий и устойчивость пенсионной системы [1].
Пенсионная система в России в настоящее время формируется по страховому принципу, ориентирована на низкооплачиваемых и среднеоплачиваемых работников, и при довольно высоких тарифах страховых взносов пенсии находятся на низком уровне. Она не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.
В ходе реализации последней пенсионной реформы, по мнению специалистов, возникли следующие проблемы:
•из-за недостаточной информации большая часть населения не знает о способах распоряжения накопительной частью своей пенсии;
•отсутствие информации о деятельности частных и государственных управляющих компаний и Пенсионного фонда РФ приводит к сложности выбора населением управляющей компании для наиболее эффективного инвестирования пенсий, что приводит к недоверию населения;
•многие управляющие компании не могут приносить гражданам стабильный доход от инвестирования пенсионных накоплений. Поэтому имеется недоверие к частным управляющим компаниям из-за высоких рисков банкротства и отсутствия надежных гарантий, особенно в условиях кризиса [4].
Стало также очевидно, что наша пенсионная система не адаптирована к кризисным условиям в экономике, а механизм осуществления крупномасштабной инвестиционной деятельности с целью увеличения накопительного пенсионного капитала отсутствует.
Структура управления накопительной частью пенсии не направлена на достижение долгосрочных задач по оптимизации пенсионного обеспечения. В этой связи проблемой является повышение эффективности инвестиций пенсионных вложений, которые должны носить безрисковый характер. Во многих странах пенсионный капитал инвестируют в основном в государственные ценные бумаги, а в России эти вложения являются не достаточно надежными. Управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды осуществляют в основном краткосрочные спекулятивные операции на фондовом рынке. В нашей стране до сих пор отсутствуют проработанные альтернативные механизмы инвестирования, а стратегия инвестиционных вложений в РФ не эффективна,
так как государство не принимает участие в управлении пенсионными накоплениями.
По нашему мнению, для увеличения эффективности инвестирования пенсионных накоплений необходимо повысить информированность населения в области пенсионного законодательства, а также о самых доходных и стабильных управляющих компаниях.
В настоящее время в России проводится очередной этап пенсионной реформы.
Был введен новый порядок расчета пенсий в системе обязательного пенсионного страхования. Вступили в силу основные Федеральные законы от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» [5; 6]. Соответственно, в 2015 г. были введены два вида пенсий: страховая и накопительная. В свою очередь страховые пенсии подразделяются на следующие виды: по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца. При достижении пенсионного возраста или получения инвалидности гражданин получает ежемесячную пенсию. Денежные средства, поступающие на формирование страховой пенсии, показываются на индивидуальном лицевом счете в ПФР в виде пенсионных прав. Эти поступившие средства выплачиваются в виде пенсий нынешним пенсионерам. Такая система называется солидарной, т. е. страховые взносы работающего поколения идут на выплату текущих пенсий. А страховые взносы, формирующие накопительную пенсию, называются пенсионными накоплениями. Они передаются из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или в доверительное управление управляющей компании для инвестирования на финансовом рынке.
Новая формула расчета страховой пенсии следующая:
СП = ФВ х К + ПБ х С х К,
где СП - страховая пенсия;
ФВ - фиксированная выплата;
К - премиальные (повышающие) коэффициенты к страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца и к фиксированной выплате по старости за выход на пенсию позже установленного пенсионного возраста;
С - стоимость одного пенсионного коэффициента (балла);
ПБ - сумма всех годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина [2].
Используется эта формула для расчета страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца. У каждого будущего пенсионера есть возможность дополнительно увеличить размер страховой пенсии за счет премиальных коэффициентов. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии фиксированная
выплата и страховая пенсия увеличиваются на определенные коэффициенты. Эти премиальные коэффициенты имеют разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии (0,55 за 30 лет стажа плюс 0,01 за каждый лишний год). Пенсионный балл - это показатель, которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР и варианта пенсионного обеспечения. Количество баллов, которое можно получить, будет зависеть от зарплаты. За год можно сформировать максимально до 10 баллов. Государство устанавливает стоимость пенсионного балла и ежегодно увеличивает её на уровень инфляции в предыдущем году. В настоящее время стоимость пенсионного балла составляет 64,1 р. При выходе на пенсию все накопленные баллы будут пересчитаны в деньги путем их умножения на стоимость одного балла в году выхода на пенсию. Фиксированная выплата установлена законом в твердой сумме и выплачивается к страховой пенсии. В 2015 г. она составляет 4000 р.
Эта формула, по нашему мнению, является несовершенной, так как расчеты ведутся исходя не из заработка человека, а из размера пенсионного капитала. Кроме этого имеются много ограничений, уменьшающих пенсию. Благодаря новому расчету размер пенсии достигнет уровень 40 % от среднего заработка. Для этого гражданин должен 30 лет платить пенсионные взносы со средней зарплаты и выйти на пенсию на пять лет позже установленного возраста. При стаже 35 лет коэффициент замещения достигнет 49 %. Этот вариант формулы значительно увеличит пенсию тем, кто продолжит работать на пенсии. При этом перечисления из бюджета на покрытие дефицита ПФР снизятся (с 3 до 1,8 % ВВП) [4].
Программа государственного софинансирования пенсий действовала с 2009 по 2014 г. Ее суть состояла в том, что работникам, уплачивающим дополнительные взносы от 2 до 12 тыс. р. в год, государство увеличивало пенсионные накопления на ту же сумму. Но в этой программе можно выделить следующие недостатки: до выхода на пенсию граждане не имели доступа к своим накоплениям; наличие инфляционных рисков, от которых граждане не были застрахованы.
Министерство финансов РФ предложило отказаться от индексации пенсий на уровень инфляции и привязать ее к росту доходов Пенсионного фонда. Но в современных условиях сокращения числа работников и заработных плат снижаются и доходы ПФР. Соответственно, если это предложение будет внедрено на практике, то это будет нарушение Конституции РФ, так как она запрещает принимать законы, ухудшающие финансовое положение граждан. В случае реализации этого предложения пенсионеры материально пострадают. Да, существующая ежегодная индексация пенсий на уровень инфляции реальную инфляцию не покрывает, но это хоть небольшая компенсация постоянного удешевления размера пенсии.
Пенсионный фонд РФ имеет дефицит около 115 млрд р., который покрывается за счет средств федерального бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом при нехватке средств бюджета на выплату пенсий на эти цели направляются средства Фонда национального благосостояния. Можно сказать, что Пенсионный фонд РФ сейчас находится на грани финансовой катастрофы. Для увеличения доходной части пФр можно было бы закрепить за Пенсионным фондом дополнительный самостоятельный доходный источник, не связанный с увеличением фискальной нагрузки на фонд оплаты труда (например, части НДС). В этом случае государство может проводить регулярные индексации пенсий, исходя из роста доходов ПФР, не увеличивая дефицит. А из-за отсутствия роста фискальной нагрузки на фонд оплаты труда у работодателей не возникнет мотивации снижения этого фонда.
Одной из важных проблем пенсионной системы является и значительное количество досрочных (льготных) пенсий. Численность получателей этих пенсий в настоящее время достигла 34 % от числа пенсионеров по старости [1]. Между тем количество работающих пенсионеров постоянно растет за последние 25 лет, что объясняется падением уровня жизни в условиях перестройки, а также увеличением продолжительности жизни. В настоящее время работающие пенсионеры составляют третью частью рынка труда, и в эту группу в основном входят получатели досрочных и льготных видов пенсий.
В советский период льготы использовались для решения народнохозяйственных задач, но этот список расширялся и в последующее время. В результате сейчас право на досрочный выход на пенсию имеют работники государственных и частных структур. При равном тарифе страховых взносов за этих работников их льготы оплачивает государство за счет взносов остальных граждан. Наличие большого числа получателей досрочных пенсий по условиям труда и региональным условиям проживания углубляется большим объемом накопленных государственных обязательств. Эти льготные пенсии не обеспечены соответствующими страховыми источниками финансирования. В этой связи система досрочных пенсий настоятельно требует реформирования. Для этого следует ввести дополнительный страховой тариф для работодателей с такими рабочими местами. Пути оптимизации расходов бюджета ПФР в этой связи можно предложить следующие:
•ликвидировать рабочие места с вредными и опасными условиями труда для минимизации фискальной нагрузки на фонд оплаты труда организаций;
•перевести досрочно назначаемые пенсии по условиям труда из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с применением
дифференцированного тарифа страховых взносов в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска;
•установить пенсионный возраст мужчин и женщин на уровне 60 лет, предоставив женщинам право на снижение этого возраста выхода на пенсию на один год за каждого рожденного ею ребенка. А к 2030 г. увеличить срок выхода на пенсию до 63 лет, что позволит снизить налоговую нагрузку на бизнес до 20-22 %.
В последние годы активно обсуждается вопрос о возрасте выхода на пенсию в России, который остается самым низким среди стран, имеющих государственную систему обязательного пенсионного обеспечения. Пенсионные системы всех развитых стран давно перешли 65-летний рубеж пенсионного возраста [3].
Увеличение пенсионного возраста населения необходимо из-за неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в России, и постоянно растущего дефицита Пенсионного фонда. Увеличение пенсионного возраста позволит увеличить бюджет Пенсионного фонда и обеспечить средствами пенсионеров. Однако, по мнению некоторых экономистов, такая мера недостаточно эффективна, так как она не сможет улучшить ситуацию на долгосрочную перспективу.
Для улучшения пенсионного обеспечения нужно также искоренить нелегальные выплаты заработной платы, способствовать увеличению официальных выплат. Желательно улучшить ситуацию на рынке труда, сократить безработицу [1].
Все это, по нашему мнению, должно способствовать выполнению основной цели Пенсионного фонда РФ - поддерживать уровень жизни пенсионеров, а также сможет обеспечить финансовую стабилизацию пенсионной системы вследствие повышения эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономии всех видов расходов, включая расходы на ее содержание.
1. Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации. - М.: ИТК Дашков и К., 2013.
2. Пенсионный Фонд Российской Федерации, официальный сайт. - URL: www.pfrf.ru
3. Соловьев А. К. К вопросу о повышении пенсионного возраста / ж. Финансы. - 2015. - № 6.
4. Соловьев А. К. Пенсионная реформа: иллюзия и реальность. - М.: Проспект, 2014.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 28ю12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 28ю12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 16.12.2015 2015-12-16
Статья просмотрена: 9746 раз
Библиографическое описание:
Тесленко, М. О. Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской Федерации / М. О. Тесленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 601-604. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24446/ (дата обращения: 06.12.2020).
Реализация пенсионной реформы является одной из главных задач нашей страны. От того, насколько качественно будет решена данная задача, будет зависеть решение комплекса проблем макроэкономического плана. В ряде мировых стран система построения пенсионной системы существенно влияет на такой показатель как уровень сбережений, а следовательно и на масштабы инвестиционного процесса.
Пенсионная система России до внедрения реформы была построена по принципу распределения. Долгое время считалось, что данной системе не может быть никакой замены, что производить обеспечение жизни пожилого населения является возможным только за счёт перераспределения ВВП между поколениями.
Но фактически два десятилетия назад очевидность эффективности распределительной системы была поставлена под явное сомнение фактически во всем мире. Во многих мировых странах пенсионная система базируется на принципе накопления. В некоторых странах система накопления сочетается с системой распределения.
Стоит отметить, что пенсионная система является основным базовым показателем стабильного социального развития общества, т. к. она затрагивает интересы в первую очередь нетрудоспособного населения (более 25–30 %) любой страны, а косвенно затрагивает интересы фактически всего трудоспособного населения. В настоящее время в нашей стране проживает свыше 40 млн. престарелых, членов семей потерявших кормильца и инвалидов.
Вопрос о глобальном изучении пенсионной реформы в России в настоящее время весьма актуален. Введенные новшества в пенсионной системе несут в себе задачи, которые предполагают решить накопившиеся проблемы ранее действовавшей пенсионной системы. Главными проблемами являются рост уровня пенсионного обеспечения граждан, достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в систему.
С 2015 года в Российской Федерации действует новый порядок назначения пенсий. Перед людьми, которые производили разработку новой пенсионной формулы, ставились следующие задачи:
обеспечить гарантию стабильного и приемлемого уровня пенсионного обеспечения населения;
создать необходимые условия для достижения финансовой сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;
сохранить приемлемый размер страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет;
обеспечить гражданам гарантии пенсионного обеспечения на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
увеличить роль трудового стажа при расчете размера пенсии и формировании пенсионных прав.
Принципиально изменились правила формирования страховой части пенсии. Накопительная часть будет формироваться на прежних условиях.
При расчете страховой части пенсии было введено понятие «годовой пенсионный коэффициент», который показывает соотношение между фактическим официальным размером заработной платы работника и максимальной величиной зарплаты, с которой работодателем уплачиваются страховые взносы в Пенсионный Фонд России. Следовательно, чем выше зарплата, тем выше данный коэффициент. Максимальное его годовое значение равняется 10. Перед выходом человека на пенсию все эго коэффициенты суммируются. Полученная величина умножается на показатель «стоимость пенсионного коэффициента», которую каждый год будет рассчитывать правительство РФ исходя из экономической ситуации в стране и поступлений в Пенсионный Фонд.
Министр Труда и соцзащиты Максим Топилин подчеркнул, что при введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав. [1] Тоесть все пенсионные права, сформированные до 2015 года остались сохранены, и уменьшены быть не могут.
Трудовая пенсия по старости становится разделена на две самостоятельные части — страховую и накопительную.
По мнению экспертов «Российской Газеты», ФЗ «О страховых пенсиях» показывает россиянам выгоду в более позднем выходе на пенсию, поскольку согласно новой формуле расчёта пенсий, выходить на пенсии по старости в положенный срок не очень выгодно. К примеру, если женщина выйдет на пенсию на пять лет позже — в 60, то размер ее страховой пенсии вырастет в 1,5 раза; на 8 лет — 1,9 раза.
Особое негативное влияние на формирование пенсионных обязательств оказывают неформальная занятость или «серые зарплаты». По данным исследований ученых РАНХиГС, которые исследования ведут с 2001 года, в настоящее время примерно каждый девятый россиянин (11,9 %) занят только на теневом рынке труда. В целом же доля трудоспособного населения, которое использует теневые схемы трудоустройства достигает 41 %. Это около 22,5 млн. экономически активных граждан РФ. По подсчетам специалистов, в этом случае неуплата страховых взносов оценивается на сумму в 311 миллиардов рублей. Данная ситуация имеет отрицательное влияние для бюджета России, так как происходит существенное снижение налогооблагаемой базы. Это отражается не только на бюджете страны, но и на самих участниках неформальных взаимоотношений, выражаясь в полной незащищенности их трудовых прав. В подобной ситуации происходит снижение коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, возникает необходимость роста страховых взносов или трансфертов из федерального бюджета. Сегодня коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости составляет в среднем по стране 36,2 %. При сохранении нынешних правил в пенсионной системе к 2030 году он упадет до 25 %, к 2040 году будет еще меньше. [2]
Для сравнения рассмотрим показатели коэффициента замещения в странах с развитой рыночной экономикой (таблица 1).
Коэффициенты замещения (среднемесячная пенсия в % к среднемесячному заработку) в странах с развитой рыночной экономикой, 2014г.
Страна
Коэффициент замещения в 2014 г., %
Читайте также: