Применение законодательства по социальной защите населения и пенсионному обеспечению

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

09 января 2020 15:18

С 1 января 2020 года 77 тыс. севастопольских пенсионеров получают выплаты в повышенном размере. Индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров произведена на 6,6%. Повышение затронуло получателей страховых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Повышения пенсий и социальных выплат, запланированные на 2020 год

Повышение ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг для федеральных льготников пройдет с 1 февраля.

С 1 апреля будут проиндексированы социальные и государственные пенсии.

С 1 августа будет произведен перерасчет страховых пенсий работавшим в 2019 году пенсионерам, исходя из страховых взносов, уплаченных работодателями.

В то же время, работающие пенсионеры, как и прежде, будут получать страховую пенсию без учета сумм индексации. После прекращения трудовой деятельности выплата страховой пенсии будет осуществляться с учетом ранее проведенной индексации.

Региональная социальная доплата к пенсии сменит федеральную

Все неработающие пенсионеры, у которых ежемесячная общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, имеют право на установление ежемесячной социальной доплаты к пенсии.

Прожиточный минимум севастопольского пенсионера на 2020 год установлен в размере 9597 рублей. В связи с тем, что он превысил среднероссийский показатель (9 311 рублей), с 1 января 2020 года социальную доплату к пенсии будет выплачивать не Пенсионный фонд, а местные (региональные) органы социальной защиты населения. Т.е. ежемесячная социальная доплата к пенсии севастопольским пенсионерам будет не федеральной доплатой, которая ранее назначалась и выплачивалась Пенсионным фондом, а региональной доплатой, которая устанавливается и выплачивается Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя.

При возникновении вопросов по установлению и выплате региональной социальной доплаты к пенсии разъяснения и консультации можно получить в районных управлениях труда и социальной защиты населения по месту жительства:

  • - Балаклавский район: ул. Урицкого, 2, тел.63-11-87, каб. 12;
  • - Гагаринский район: Пр. Октябрьской революции, 8, тел.42-22-56, каб. 105;
  • - Ленинский район: ул. Пушкина, 2, тел. 54-33-71, каб. 11;
  • - Нахимовский район (Корабельная): ул. Рабочая, 3, тел.49-22-34, каб. 3;
  • - Нахимовский район (Северная): ул. Леваневского, 24, тел.71-70-74, каб. 6.

Изменения в программе материнского семейного капитала

Размер материнского капитала проиндексирован и с 1 января 2020 года составляет 466 617 руб. В 2020 году большее количество семей получило право на ежемесячные выплаты из средств капитала в связи с тем, что введена 2-кратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения для определения нуждаемости. В Севастополе она составляет 24 762 руб. на одного члена семьи. Размер самой ежемесячной выплаты тоже вырос и составил 12 094 руб.

Начиная с 1 января 2018 года, выплата предоставляется нуждающимся семьям при рождении или усыновлении 2-го ребенка до достижения им 3-летнего возраста.

Родители могут обращаться с заявлением на назначение выплаты либо на продление ее с 1,5-летнего возраста ребенка до двух, а потом до трех лет в территориальные органы Пенсионного фонда либо через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР.

Изменения для работающих граждан: электронная трудовая книжка и «крымский» стаж

С 2020 года в России в связи с изменениями в Трудовом кодексе РФ вводятся электронные трудовые книжки. Эти нововведения коснутся более 12 тысяч работодателей г. Севастополя.

У всех работающих граждан есть возможность выбора - перейти только лишь на цифровую трудовую книжку или оставить бумажный вариант. Во втором случае бумажную трудовую книжку продолжат вести одновременно с электронной.

У электронной трудовой есть свои преимущества - это удобный и быстрый доступ работников к информации о своей трудовой деятельности. Сведения не нужно будет запрашивать в отделе кадров, а в любой момент можно получить в личном кабинете на сайте ПФР или портале государственных услуг, а также в клиентской службе Пенсионного фонда либо офисе МФЦ.

Оператором новой информационной системы, в которой с нового года будет вестись учет трудовой деятельности россиян, является Пенсионный фонд России.

За работодателем закреплена обязанность ежемесячно предоставлять в ПФР сведения о приеме или увольнении с работы, профессии, должности, переводе с одной должности на другую и других изменениях на каждого своего работника. Первая отчетная кампания для работодателей продлится до 15 февраля 2020 года.

Кроме того, в течение 2020-2021 годов севастопольские работодатели будут формировать и передавать в Пенсионный фонд сведения, необходимые для внесения на лицевые счета севастопольцев, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Крыма или на территории г. Севастополя, о периодах трудовой деятельности до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, т. е. до 2015 года.

Сведения будут предоставляться работодателями в отношении работающих у них сотрудников. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы, иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, информацию о периодах своей трудовой деятельности будут представлять самостоятельно.

Право выхода на пенсию в 2020 году

В 2020 году право на страховую пенсию наступит у женщин, родившихся во втором полугодии 1964 года – в возрасте 55,5 лет, мужчин – во втором полугодии 1959 года – в 60,5 лет. Помимо возраста им необходимо будет иметь не менее 18,6 пенсионных коэффициентов, не менее 11 лет стажа.

Для назначения пенсии по инвалидности возраст не имеет значения, она оформляется с момента установления инвалидности.

Напомним, в Российской Федерации с прошлого года началось постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году.

С 1995 года органы социальной защиты населения получили прочную законодательную базу, на основе которой установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения. В неё вошли федеральные законы: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2015 г. Федеральный закон устанавливает:

1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;

2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;

3) права и обязанности получателей социальных услуг;

4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее - граждане, гражданин), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан;

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ «О социальном обслуживании населения РФ». Устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации;

Федеральный закон от 2 августа 1995г. №122-ФЗ(ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ». Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. Этот Закон определяет социальное обслуживание как деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг;

Федеральный закон от 12 января 1995г. N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О ветеранах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе;

Федеральный закон от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ (ред. От 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственной социальной помощи". Устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

Федеральный закон от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

Федеральный закон от 16 июля 1999г. N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования". Он закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Социальная защита - это комплексная технология, включающая систему мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества.

В системе социальной защиты населения важное место принадлежит различным видам пособий.

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, а также Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) "О занятости населения в Российской Федерации",который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Ряд законов регулирует пенсионное обеспечение различных категорий граждан, это, например, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» в котором устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" который устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Таким образом, социальная защита предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей. В РФ изданы и действуют соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории нуждающихся.

Сохраните себе, однажды пригодится. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» публикует список федеральных нормативных и правовых актов, на основании которых назначаются пособия, компенсации, льготы и оказываются другие меры социальной поддержки в стране.

Законы, указы и постановления, регулирующие порядок оказания социальной помощи всех льготных категорий граждан, в одном списке. Перечень данных нормативных документов составлен Министерством труда и социальной защиты РФ.

Пособия, компенсации, льготы и другие меры социальной поддержки и социальной помощи

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации.

3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15.01.1993 г. № 4302-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09. 2007 г. № 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2005 г. № 708 «Об утверждении Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2013 г. № 89 «О порядке обеспечения проездными документами сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1051 «О порядке предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона».

10. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. № 775 «Об учреждении ордена «Родительская слава».

11. Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

12. Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы».

13. Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».

14. Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

15. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

16. Указ Президента Российской Федерации от 01.08.2005 № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы».

17. Указ Президента РФ от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».

18. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1999 года № 1708 «О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и Полных кавалеров ордена Славы – участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

19. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

20. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

21. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

22. Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

23. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

24. Закон Российской Федерации от 18.10.1991 г. № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий».

25. Федеральный закон от 07.11.2011 г. № 306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

26. Федеральный закон от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

27. Федеральный закон от 30.06.2002 г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)».

28. Федеральный закон от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

29. Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

30. Федеральный закон от 04.06.2011 г. № 128-ФЗ «О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)».

31. Федеральный закон от 09.01.1997 г. № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

32. Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

33. Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

34. Федеральный закон от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

35. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

36. Закон Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

37. Закон Российской Федерации от 15.01.1993 г. №4301-1«О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

Вы также можете ознакомиться с перечнем 39 правовых актов , регулирующих пенсионное обеспечение ветеранов .

Чтобы сохранить публикацию на свой компьютер, нажмите на клавиатуре одновременно две клавиши – Ctrl и D . Ссылка автоматически сохранится в разделе «Избранное/Закладки» вашего браузера и всегда будет у вас под рукой.







Из основополагающих международно-правовых документов термины «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальное страхование», «социальная помощь» и т.п. прочно вошли в обиход сегодняшней российской действительности. Развитие законодательства о социальном обеспечении требует разграничения и легального определения этих основополагающих понятий, поскольку в настоящее время они размыты, в них зачастую вкладывается разный смысл, в том числе и законодателем, что вызывает сложности в законотворчестве и в правоприменительной практике, а также в теоретической разработке проблем социального обеспечения. Произвести с должной степенью определенности разграничение этих понятий, а также установить их соотношение друг с другом - задача весьма непростая.

Если исходить из анализа конституционных норм, социальная защита - более широкое понятие, чем социальное обеспечение, и полностью включает в себя последнее (см. пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Согласно статье 7 Конституции социальная защита охватывает охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, систему социальных служб и др. Еще более широко как в отношении различных категорий населения, так и в отношении мер их поддержки используется это понятие в текущем законодательстве. Законодатель говорит о социальной защите применительно к определенным социальным группам, нуждающимся в его повышенном внимании в силу причин самого разного плана. К ним отнесены не только граждане, традиционно охватываемые сферой социального обеспечения, например, инвалиды и лица пенсионного возраста, но и другие категории населения, в том числе полностью трудоспособные и имеющие доходы от своей профессиональной деятельности, например, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, судьи, участники войн, ликвидации последствий стихийных или техногенных катастроф и лица, пострадавшие от таких событий, беженцы, жертвы насилия в семье и др.

Поскольку регулирование отношений по предоставлению социальной защиты является предметом разных отраслей законодательства, представляется неправомерным применительно к законодательству о социальном обеспечении использовать понятие социальной защиты как равнозначное ему. В свое время только переименование Министерства социального обеспечения в Министерство социальной защиты населения привело, с одной стороны, к размыванию понятия и границ социального обеспечения, а с другой - к снижению внимания к тем компонентам социальной защиты граждан, которые не связаны напрямую с социальным обеспечением, например, к профилактике детской безнадзорности и преступности.

Понятие «социальное обеспечение» включает, прежде всего, выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определенных социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни. Согласно Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. № 102 - это медицинская помощь и пособие по болезни, денежные выплаты (пенсии или пособия) в случаях безработицы, старости, инвалидности, потери кормильца, трудового увечья или профессионального заболевания, беременности и родов, а также семейные пособия.

Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление нетрудоспособным, нуждающимся в этом гражданам, социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода льгот и преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Чтобы располагать необходимыми денежными средствами для финансирования социального обеспечения работников и их семей, государство традиционно использует институт социального страхования - основной подсистемы в системе социального обеспечения. Как показывают зарубежный опыт и практика Российской Федерации, это наиболее рациональная и оптимальная форма социального обеспечения работников при наступлении социальных страховых рисков, поскольку, с одной стороны, позволяет не включать необходимые для этого средства в состав текущей заработной платы, а с другой - дает возможность распределять собранные средства между теми застрахованными, кому они необходимы сегодня, причем своевременно и в достаточном объеме.

В социальном обеспечении нуждаются также и не работавшие ранее граждане, лишившиеся способности к труду или потерявшие кормильца вследствие войн и военных конфликтов, природных, техногенных (в том числе радиационных) катастроф, незаконных политических репрессий. Материальная поддержка необходима детям, в том числе лишенным попечения родителей, малообеспеченным семьям и лицам, одиноким нетрудоспособным гражданам, которые не были застрахованы. Поэтому параллельно с системой социального страхования развивалась и та часть социального обеспечения, которая финансируется непосредственно из государственного бюджета. В теоретическом и практическом плане эту часть социального обеспечения можно разделить на несколько подсистем: 1) обеспечение лиц из числа военнослужащих, некоторых других категорий граждан, подлежавших в период своей деятельности обязательному социальному страхованию (и их семей); 2) обеспечение жертв социальных и техногенных катастроф; 3) обеспечение детей и семей с детьми; 4) социальная помощь (попечительство, вспомоществование) лицам, впавшим в нужду, безотносительно к их прошлой занятости.

Специфика отношений по социальному страхованию, ранее входивших в предмет трудового права, а также по социальному обеспечению лиц, не подлежащих социальному страхованию, включавшихся в свое время в предмет административного права, привела в свое время к осознанию социального обеспечения как самостоятельной отрасли законодательства. В 60-70-х годах в СССР была обоснована теоретически и признана законодателем соответствующая новая отрасль - законодательство о социальном обеспечении. Анализ положений действующей Конституции, а также текущего законодательства России свидетельствует о том, что в системе российского законодательства эта самостоятельная отрасль сохраняется.

Вряд ли можно согласиться с мнением, что термин "социальное обеспечение" выходит из обихода.

Право на социальное обеспечение - одно из основных конституционных прав граждан. В главе 2 Конституции Российской Федерации, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма - статья 39, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование/создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Определяющее значение для развития социального законодательства имеет конституционное положение о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7).

До 1990 г. законодательство о социальном обеспечении было единым для всего СССР. На уровне союзных республик, в том числе и РСФСР, самостоятельно регулировались лишь некоторые второстепенные вопросы этой сферы. С конца 1990 г. в России начался новый этап развития российского законодательства о социальном обеспечении. 20 ноября 1990 г. был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». В 1993 г. вступил в действие Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».

В последнее десятилетие в сферу действия права социального обеспечения были включены новые категории граждан и новые виды социальных страховых рисков В этой ситуации законодательная деятельность Государственной Думы в течение всех трех созывов была направлена на урегулирование следующих отношений.

Пенсионное обеспечение

Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.

Существуют два самых распространенных принципа формирования пенсии - распределительный и накопительный.


Первый исторически сложился раньше, он заключается в том, что пенсионеры получают выплаты из тех средств, который отчисляют работающие граждане. Такую схему иногда называют также «принципом солидарности поколений». Она достаточно удобна при стабильной демографической ситуации, когда соотношение сегодняшних пенсионеров и работающих граждан изменяется мало. Если же это соотношение склонно к существенным колебаниям, то распределительная система может быть не эффективной. Кроме того, довольно важным недостатком данного принципа является невозможность для будущего получателя пенсии существенно влиять на размер выплат.

Накопительная система предусматривает прямую зависимость будущей пенсии от отчислений работающего человека. В этом случае, все страховые выплаты направляются на индивидуальный счет, исходя из данных которого и формируется пенсия, когда застрахованное лицо получает на нее право.

Ранее в России пенсии выплачивались по солидарному (распределительному) принципу, однако затем было принято решение внести в пенсионное обеспечение элементы накопительной системы. Пенсия была разделена на страховую, базовую (позже была включена в страховую) и накопительную части. Средствами накопительной составляющей пенсии каждый человек может распоряжаться самостоятельно.

Родившиеся после 1966 года, имеют право на перераспределение части взносов в накопления. Это делается путем заключения договора с Негосударственным пенсионным фондом. Накопительная часть пенсии инвестируется, а значит, может приносить доход. Как именно осуществлять инвестирование решает сам застрахованный человек.

Государственное пенсионное обеспечение - это составная часть пенсионной системы России, которая обеспечивает за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ предоставление гражданам пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Право на получение пенсии имеют определенные категории граждан. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к таким категориям, например, относятся госслужащие, военнослужащие, космонавты.

Итак, существует несколько видов государственных пенсий:

Принципиальным отличием государственной пенсии от пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования - страховой и накопительной - и негосударственной (негосударственное пенсионное обеспечение) является следующее:

Государственная социальная пенсия по инвалидности устанавливается:

Государственная социальная пенсия по случаю потери кормильца

Государственная социальная пенсия по старости устанавливается:

Пенсионное обеспечение для жителей Санкт-Петербурга
и Ленинградской области


Обеспечение нетрудоспособных граждан в РФ осуществляется по федеральному законодательству. Регионам дано право разрабатывать и внедрять собственные меры поддержки жителей. Так, пенсия в Санкт-Петербурге и Ленинградской области увеличивается за счет доплат разного рода. Также получателям определенных категорий предоставляются льготы и преференции.

Размеры начислений пенсионерам зависят от вида помощи, а также участия претендента в трудовой деятельности. Кроме того, на сумму влияют льготные основания, на которых предоставляется дополнительная поддержка. В федеральном законодательстве установлены такие виды пенсий:

От чего зависит размер пенсии

Уровень жизни населения в регионах Российской Федерации различен. Его принято характеризовать показателем прожиточного минимума. Он показывает количество денег, необходимых определенной группе граждан для нормальной жизнедеятельности. На величину социальных пособий по старости и нетрудоспособности также оказывает влияние еще один показатель - МРОТ.

Данный параметр используется следующим образом:

Для некоторых групп льготников предусмотрены преференции, оплачиваемые из местной казны:

Некоторым группам трудоустроенных получателей пенсий предусмотрено дополнительное пособие. Оно предоставляется по следующим правилам:

Бюджетные средства предоставляются гражданам по критериям, заложенным в законодательстве. Они таковы:

На страховое содержание могут рассчитывать лица:

Социальное содержание предусмотрено для людей, не подпадающих под критерии стажа:

Источник: lgoty-vsem.ru

Система социального обеспечения

В 2018 году в России запущена Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Сейчас социальные услуги предоставляются по заявительному принципу: человек должен сам обратиться в государственные (муниципальные) органы и потребовать положенные ему льготы и пособия. Многие граждане не обращаются, просто потому, что не знают, на какие меры социальной защиты имеют право.

ЕГИССО позволит заинтересованным организациям получать информацию обо всех видах государственной (муниципальной) поддержки населения в одном месте и в разрезе каждого гражданина. А граждане смогут получать информацию обо всех полагающихся им мерах поддержки в режиме «одного окна», даже в том случае, если они изменили место жительства или место работы, если у них изменились обстоятельства, статус, категория льгот. Чтобы получить информацию о положенных мерах, гражданину достаточно зайти в личный кабинет на портале системы, введя свой СНИЛС.

ЕГИССО будет основана на системе СНИЛС, которая есть у Пенсионного фонда, а оператором ЕГИССО определен Пенсионный фонд России. Наполнением же ЕГИССО информацией о мерах защиты и поддержки занимаются органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды, организации, предоставляющие меры соцзащиты за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов страны, местных бюджетов.

Используя возможности Личного кабинета любой гражданин РФ сможет получить персонифицированную, собранную в одном месте информацию о предоставляемых или уже представленных ему мерах социальной защиты, узнать о возможностях социальной поддержки, на которые он имеет право и, в случае необходимости, составить и подать заявление о необходимости оказания ему адресной помощи.

На портале ЕГИССО будут также располагаться кабинеты поставщиков и потребителей информации, где органы власти и организации, предоставляющие меры соцзащиты смогут внести дополнительные данные о своих участках работы и получить сведения о необходимости и возможности оказания адресной социальной поддержки.

ЕГИССО создается в соответствии с Федеральным законом N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Нужно отметить, что первое время после внедрения система работает с перебоями, основной причиной которых являются недоработки в законодательстве, программные ошибки самой платформы, отсутствие программного обеспечения у региональных ведомств.


Виды социального обеспечения


Государственные социальные пособия -это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и служат дополнением к основному источнику средств к существованию.

Многочисленные виды пособий в системе социального обеспечения классифицируются по различным основаниям:

По целевому назначению пособия:

По продолжительности выплаты пособия:

С 1995 года органы социальной защиты населения получили прочную законодательную базу, на основе которой установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения. В неё вошли федеральные законы: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2015 г. Федеральный закон устанавливает:

1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;

2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;

3) права и обязанности получателей социальных услуг;

4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее - граждане, гражданин), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан;

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ «О социальном обслуживании населения РФ». Устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации;

Федеральный закон от 2 августа 1995г. №122-ФЗ(ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ». Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. Этот Закон определяет социальное обслуживание как деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг;

Федеральный закон от 12 января 1995г. N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О ветеранах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе;

Федеральный закон от 17 июля 1999г. N 178-ФЗ (ред. От 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственной социальной помощи". Устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

Федеральный закон от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

Федеральный закон от 16 июля 1999г. N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования". Он закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Социальная защита - это комплексная технология, включающая систему мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества.

В системе социальной защиты населения важное место принадлежит различным видам пособий.

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, а также Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) "О занятости населения в Российской Федерации",который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Ряд законов регулирует пенсионное обеспечение различных категорий граждан, это, например, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» в котором устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" который устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Таким образом, социальная защита предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей. В РФ изданы и действуют соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории нуждающихся.

Читайте также: