Приняли закон лишили пенсии

Выплата пенсии приостанавливается в следующих случаях:

  • при неполучении установленной пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором истек указанный срок.
  • при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы - на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок. По истечении указанных трех месяцев выплата этой пенсии прекращается;
  • при достижении лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствия документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения после достижения им возраста 18 лет – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанному лицу исполнилось 18 лет, либо месяцем, в котором истек срок обучения (статья 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»);
  • при истечении срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации ( вида на жительство), - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок указанного документа;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствия заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • непредставление ежегодного подтверждения лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, достигшим возраста 18 лет, факта обучения по очной форме по основным образовательным программам в иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность, расположенной за пределами территории Российской Федерации, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок подтверждения факта обучения.

Порядок возобновления выплаты пенсии:

  • При устранении обстоятельств, повлекших приостановление выплаты пенсий, выплата пенсий возобновляется.
  • Возобновление выплаты пенсии (бланк заявления) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены заявление о возобновлении выплаты пенсии и соответствующие документы. При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы пенсии за все время, в течение которого выплата пенсии была приостановлена. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

Выплата социальной пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам из числа малочисленных народов Севера приостанавливается на период осуществления ими оплачиваемой работы.

Выплата пенсии прекращается:

в случае смерти пенсионера, а также в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим;

  • по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии. Выплата пенсии прекращается начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
  • в случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию. В том числе, в случаях:

    • обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию;
    • истечения срока признания лица инвалидом;
    • приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца;
    • поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в соответствии с указанной нормой признаются один из родителей или супруг, либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии с пунктом 1 – статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, и не работают)..
  • В случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

    в случае непредоставления пенсионером – иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок приостановления выплаты пенсии.

  • в случае отказа пенсионера (бланк заявления) от получения назначенной страховой пенсии. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
  • Выплата страховой пенсии по инвалидности, наряду с указанными выше случаями прекращается:

    • со дня, с которого установлена страховая пенсия по старости, назначенная ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
    • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения страховой пенсии по старости, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30;
    • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

    Выплата пенсии восстанавливается:

    • в случае отмены решения суда об объявлении пенсионера умершим или решения суда о признании пенсионера безвестно отсутствующим. Выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу соответствующее решение;
    • по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет. В этом случае выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы;
    • при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты пенсии (бланк заявления) после отказа от ее получения, выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

    На каких основаниях Пенсионный фонд лишает граждан пенсии или прекращает её выплату.

    Пенсионное обеспечение в России не отличается выгодными для людей преклонного возраста условиями. Чтобы получить пособие на законных основаниях необходимо:

    • достичь определенного возраста, который увеличивается с каждым годом до 2025-го для мужчин с 60 до 65 лет, для женщин – с 55 до 60 лет;
    • иметь минимальный стаж: по данным на 2019 год –10 лет, а к 2025 году станет 15 лет;
    • иметь минимальную сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов: для 2019 года – 16,2 балла, а к 2025 году станет 30 баллов.

    Соблюдение всех вышеупомянутых требований не будет гарантией того, что начисленная пенсия будет достаточной и способной удовлетворить даже самые минимальные человеческие потребности. Высоким уровнем в России пособия не блещут и, чаще всего, несмотря на внушительный трудовой стаж по факту человек получает минимальную пенсию, не дотягивающую и до 10 000 руб.

    Более того, как показывает практика, и ту малость, которую ежемесячно имеет право получать пожилой человек, могут отобрать. Конечно, не без оснований, но приятного мало. В наше время остаться без средств к существованию смерти подобно, поэтому даже эти мизерные выплаты приобретают для пенсионеров жизненно важную ценность.

    В каких случаях могут отобрать пенсию

    На самом деле в современной России существует не так много оснований для приостановки выплаты пенсий или причин для того, чтобы человека вовсе лишить пособия. Мы проанализировали многие возможные ситуации и отобрали самые распространенные варианты.

    I. Утерянный трудовой стаж. В судебной практике были случаи, когда пенсионеры вынуждены были обращаться к третьей власти за помощью, чтобы отстоять свои права на получение пенсионного пособия. Это связано с тем, что достигнув необходимого возраста гражданин идет в Пенсионный фонд, сотрудники которого начинают проверять трудовой стаж и индивидуальные пенсионные коэффициенты. В процессе расчета оказывается, что ни того, ни другого пожилому человеку не хватает для оформления пенсии на законных основаниях, но при этом всю свою сознательную жизнь он работал, не покладая рук.

    Чаще всего такая ситуация происходит с теми, чей основной трудовой стаж приходился на 90-тые годы прошлого столетия, когда некогда крепкая единая страна распалась, предприятия массово закрывались, трудовые книжки терялись порой вместе с внутренними архивными документами. Когда доказать наличие стажа гражданин не может, он вынужден обращаться за помощью в суд, который не всегда принимает сторону истца, потому что опирается на факты, подтвержденные документально, а их попросту нет. Вот и приходится человеку либо искать доказательства и добиваться истины, либо позабыть про заслуженную страховую пенсию и ждать через 5 лет социальную, продолжая работать.

    II. Есть работа – нет пенсии. Согласно п. 1 и п. 2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» служба занятости может предложить безработным гражданам, которые воспользовались всеми предоставленными возможностями и так и не смогли трудоустроиться, назначить им пенсию досрочно. Сделать это можно не ранее чем за 2 года до наступления пенсионного возраста при соблюдении ряда требований. Но не это главное, а то, что начисленную раньше положенного времени пенсию по закону прекращают выплачивать, если гражданин найдет себе работу.

    III. ПМЖ на территории другой страны. Выплата пенсии будет приостановлена, если в Пенсионный фонд поступят документы о выезде пенсионера на постоянное жительство в иностранное государство, с которым у России заключен международный договор. Согласно этому документу обязательства по пенсионному обеспечению несет то государство, на территории которого проживает пенсионер. Это возможно только при условии, если в Пенсионный фонд не поступили документы, подтверждающие, что лицо не имеет права на получение пенсии на территории указанного государства.


    Правительство устанавливает с 2020 года новую предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Это, на первый взгляд, техническое изменение наносит непоправимый урон пенсионной системе России. Люди с низкими официальными зарплатами в будущем лишатся выплат по старости

    Если в 2015 году предельная база составляла 59 200 рублей, то в будущем году она увеличится до 107 600 рублей. То есть за пять лет показатель вырос почти в два раза.


    Инфографика: Телеканал «Царьград»

    От предельной величины базы исчисления взносов зависит размер пенсии, и в этом весь смысл затеянной пенсионной реформы. Предположим, зарплата гражданина России — 40 тысяч рублей в месяц (в год получается 480 тысяч). Эту сумму надо разделить на «предельную величину базы» и умножить на 10. При таком доходе в 2015-м работник получал от ПФР 6,75 пенсионных баллов, в 2019-м — 4,17 балла, а в 2020-м, при новой предельной величине, — всего 3,71 балла. То есть с каждым годом будет заработано всё меньше баллов.


    Инфографика: Телеканал «Царьград»

    Думаю, в следующем году мы увидим 200 тысяч отказов в получении пенсий или даже больше, — заявил экономист Василий Колташов. — Я ещё в начале нулевых понял, что пенсий у нас, скорее всего, не будет, потому что пыл реформаторов, которые тогда взялись за дело, обязательно увенчается если не ликвидацией пенсии, то точно её недоступностью.

    Отказники — это не только те, кто получает зарплаты в конвертах или решил уехать из России и живёт за рубежом. Иногда это библиотекари, фельдшеры, у которых не хватает пресловутых баллов из-за того, что они получали мизерные зарплаты. Они приходят в ПФР, а им говорят: либо докупайте баллы, либо не обижайтесь, на пенсию вы не заработали. Ещё одна большая категория отказников — мамы детей-инвалидов. Уход за ребёнком, как принято говорить, с особенностями засчитывается в трудовой стаж, но сейчас повсеместно детям отказывают в подтверждении инвалидности. Есть такой приказ Минтруда — сократить количество инвалидов в нашей стране. Слишком много их, слишком дорого их содержать. И что происходит? Мамы продолжают ухаживать за детьми, потому что по-другому никак. Но в стаж это не идёт.

    Я на пенсию не рассчитываю, — заявила мама ребёнка-инвалида Ирина Скандарова. — 14 лет я осуществляла уход за дочкой, а сейчас нам в инвалидности отказали. Дочка Полина постоянно болеет, я не могу её бросить, всё равно за ней ухаживаю, но это время мне в трудовой стаж уже не засчитывается. И в такой ситуации находятся многие мамы детей-инвалидов. Все в панике.

    Когда принимали пенсионную реформу, чиновники с высоких трибун заявляли: пенсии в среднем вырастут на тысячу рублей. Условие выполнено не было. И в федеральном бюджете на ближайшую трёхлетку индексация выплат по старости сокращается: сначала до 4,7%, потом до 4,3%, затем до 3,9%. Мизерные пенсии получают даже звёзды российского шоу-бизнеса. В интервью телеканалу «Царьград» народный артист РСФСР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Лев Лещенко рассказал, какая пенсия у него.


    Л. Лещенко. Фото: Anatoly Lomokhov / Globallookpress

    Я пенсионер сам, и моя пенсия — 8 тысяч. Я считаю, что это просто кощунство над людьми, вот и всё. Если бы моя жена не была замужем за мной, я не знаю, как бы она существовала, и так многие люди. Надо увеличивать пенсии и оставить пенсионный стаж таким, какой он был,

    — отметил Лев Лещенко.

    Подход правительства к начислению пенсий раскритиковал и другой представитель селебрити — певец и композитор Юрий Лоза.

    «Самое простое — это взять деньги у пенсионеров. Вот они, перед тобой. Ничего делать для этого не надо. Бац — и повысили пенсионный возраст. Наше правительство всегда идёт по пути наименьшего сопротивления. Понадобились деньги — взял у пенсионеров. Они бы лучше усилили контроль за финансами, которые уходят за рубеж, и приложили усилия для борьбы с коррупцией», — заявил Юрий Лоза.

    Также артист отметил, что правительству подыгрывают официальные российские СМИ, которые своими программами отвлекают от реальных проблем страны.


    Ю. Лоза. Фото: Anatoly Lomokhov / Globallookpress

    У нас медиасистемы вместо того, чтобы обсуждать серьёзные проблемы, ржут, бегают, прыгают, скачут, обсуждают Украину, — продолжает Лоза. — Что нам до этой Украины? Мы с утра до ночи о ней талдычим, чтобы не говорить о своей стране. Это всё для того, чтобы снизить градус напряжённости у населения.

    Несмотря на все усилия чиновников и официальных СМИ, градус народного напряжения растёт. Социолог Роман Кузнецов заявил: политика чиновников не коррелируется с запросами людей.

    «Логика чиновников понятна: они экономят бюджетные деньги, но это не соответствует тому, что государство обещало населению, — отметил Роман Кузнецов. — Населению были обещаны социальные гарантии. Население выступает за социальное государство. Неважно, сколько человек зарабатывал в течение всей жизни, государство должно предоставлять ему пенсию. Получается, что население голосует за лозунги о социальном государстве, а правительство проводит полностью либеральную политику».

    Следствие либеральной политики правительства — новая, уже шестая по счёту, пенсионная реформа, которая носит название ГПП (гарантированный пенсионный план). Планируется, что люди будут добровольно отчислять 6% от своей зарплаты в счёт будущей пенсии.

    «Бюджетников, думаю, удастся затащить в накопительную пенсионную систему, — заявил Василий Колташов. — Их даже спрашивать не будут, у них просто не будет вариантов. Как животных гонят, бюджетников так же погонят в ГПП, да и всё. Это соответствует стандартной неолиберальной политике правительства, направленной на то, чтобы мы оплачивали свою пенсию сами, но нашими деньгами распоряжался кто-то другой. При этом пенсию будут получать только те, кто выполнит условия распорядителей нашими деньгами».

    В Минэкономразвития назвали сумму, которую намерены собрать с граждан России в рамках новой схемы добровольных пенсионных накоплений. Расчёты назвали модным словом KPI, что расшифровывается как «ключевые показатели эффективности». В перспективе на три года заложено, что в 2022 году граждане России принесут в ГПП 1,54 трлн рублей, в 2023-м — 2,2 трлн рублей и 3 трлн рублей в 2024-м. Депутат Государственной думы Александр Шерин в интервью телеканалу «Царьград» заявил, что его фракция пока не приняла решение, голосовать за новую систему ГПП или против.


    А. Шерин. Фото: Телеканал «Царьград»

    Люди на сегодняшний день не совсем защищены государством. Всё пытаются скинуть на плечи наших граждан,

    — завил Александр Шерин.

    И если фракции меньшинства не определились с решением, то «Единая Россия» точно поддержит новую систему ГПП — так же, как в 2018 году проголосовала за повышение пенсионного возраста. Александр Шерин в разговоре с Царьградом постеснялся называть единороссов своими коллегами, отметив, что его коллеги — это лишь однопартийцы.

    «Члены фракции "Единая Россия" — не мои коллеги, — заявил Шерин. — Каждый отдельный депутат "Единой России" относительно тех новаций, за которые приходится голосовать, всё прекрасно понимает, но все ссылаются на партийную дисциплину. Если председатель правительства и председатель партии говорит "надо", то все голосуют».

    Также Александр Шерин отметил, что решения, принимаемые партией большинства, бьют по авторитету всей Государственной думы.

    «Я знаю, что люди думают и говорят о нас, депутатах Государственной думы, очень мало можно услышать чего-то лицеприятного. Но одновременно с этим люди голосуют за "Единую Россию", и для меня остаётся загадкой, что они говорят своим избирателям на региональных неделях, из-за чего их вновь и вновь избирают».

    Следующие выборы в Госдуму — в 2021 году, и, возможно, уже новому составу парламента придётся принимать решения о ГПП либо об отмене пенсии вовсе. В том, что чиновники правительства взяли курс на отмену страховых пенсий, эксперты не сомневаются, хотя это произойдёт не сейчас, не завтра и не через год. К этому всё идёт. Поэтому принимают решения об увеличении предельной величины базы исчисления взносов. Поэтому нам пытаются «скормить» ГПП — новую накопительную систему, которая рассчитана на людей с зарплатами от 90 тысяч рублей.

    Слишком оторваны чиновники от народа. Они не понимают, что где-то за пределами Садового кольца на зарплату 15 тысяч рублей живут люди. Они не бездельники, не алкаши — обычные люди. Эксперты сходятся во мнении: задача государства заключается в том, чтобы заботиться о населении и брать ответственность за поколение пожилых. Иначе зачем нам такое государство?

    Государство решило полностью переложить обеспечение предпенсионеров на их семьи





    Депутатам Госдумы от «Единой России» показалось мало просто лишить пенсий огромного числа россиян. До конца ноября они примут еще один законопроект, который уже ударит по детям, так называемых предпенсионеров. Народные избранники предложили ввести алименты, которые дети будут платить родителям при достижении 55 лет у женщин, 60 — у мужчин. Соответствующие поправки будут внесены в Семейный кодекс.

    Сообщается, что разработка инициативы связана с принятием законопроекта о совершенствовании пенсионной системы, предусматривающего повышение пенсионного возраста. Основной целью документа является обеспечение права на алименты нетрудоспособных лиц. Автором инициативы стал председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

    В пояснительной записке к документу говорится, что трудоспособные совершеннолетние дети будут обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. На алименты могут претендовать супруги, в том числе разведённые, если человек стал нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года после этого, братья и сестры, бабушки и дедушки, мачехи и отчимы.

    На алименты имеют право инвалиды I, II или III группы, а также лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста.

    При этом в предложенном документе отмечается, что поправки не должны повлиять на алиментное обеспечение лиц, которые и сейчас имеют право на алименты. В частности, получатель алиментов должен быть признан нуждающимся. Видимо то, что граждане всю жизнь отчисляли средства в Пенсионный фонд, вообще никак не считается.

    Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей в начале ноября рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении этот законопроект и, вероятно до конца месяца депутаты Госдумы проголосуют за его принятие.

    По мнению члена Бюро президиума партии «Родина», директора Института свободы Федора Бирюкова, сама идея восходит к китайскому социальному опыту, когда при отсутствии пенсионной системы дети содержат престарелых родителей.

    — А также к порядкам архаичных традиционных обществ. Впрочем, и без всяких законов родственники часто помогают друг другу, это нормальные человеческие отношения. Что же касается этой инициативы партии власти, то она является очередным раздражителем в «пищевой цепочке» пенсионной реформы, которая в целом сводится к частичному демонтажу пенсионных отношений между государством и обществом. Считаю это предложение несвоевременным, антисоциальным и вредным с любой точки зрения.

    «СП»: — К чему приведет воплощение этой инициативы?

    — Попытка возложить новое финансовое бремя на граждан приведёт к дальнейшему росту недовольства и социального напряжения. А практическая польза от этого равна нулю. Психологически же это абсолютный негатив. Чтобы законодательно обязать работающее население выплачивать алименты, а фактически — пенсию престарелым родителям, нужно обеспечить динамичный экономический рост и повышение доходов работников. Ничего этого в реальности нет, несмотря на бодрые рапорты профильных министерств. Дети и так стараются по возможности помогать родителям, как и родители — детям. Но переводить эти естественные отношения в законодательную плоскость — значит провоцировать настоящую войну поколений. Как это происходит в случае развода родителей, когда система выплаты алиментов является фактически мерой торжества феминизированной политкорректности, мести мужчинам со стороны узаконенной женской морали. И при этом несмотря на активную работу службы судебных приставов, собираемость алиментов все равно оставляет желать лучшего. А те из размеренных отцов, кто свободно осознает свою материальную ответственность перед детьми, без всяких принудительных алиментов обеспечивает им необходимый уровень финансовой поддержки.

    Аналогичным образом дело обстоит и в сфере отношений взрослых детей и родителей-пенсионеров. Вряд ли законопроект о «пенсионных алиментах» будет принят. Но он демонстрирует трагическую оторванность представителей партии власти и от своих избирателей, и от нации в целом. Радикальный антипопулизм, постоянно проявляемый партией думского большинства, служит не целям социального развития, а одним из ведущих факторов растущего социального раздражения и протестных настроений. За такое деструктивное поведение, за предложения в духе антипопулистского экстремизма я бы штрафовал авторов. Поскольку речь идёт о деньгах, и бить надо рублем!

    — По существу, это явный социальный регресс — до появления государственных пенсий забота о престарелых родителях и вообще нетрудоспособных родственниках целиком лежала на семье, — отмечает главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.

    — Но речь шла о патриархальной семье, во-первых, большой, а во-вторых, как правило, связанной общими производственными отношениями, как правило, в сельском хозяйстве. Сейчас обычная городская семья весьма мала, и в большинстве своем современные семьи едва сводят концы с концами. Навесить на них еще и социальные обязанности государства — это обречь большинство семей на нищету, на грани которой они и так находятся в силу экономической ситуации в нашем государстве. Это резко ограничит возможности семьи в плане рекреации, в плане предоставления детям внешкольного образования и воспитания, в конце концов, планируя рождение детей, семья будет вынуждена отказываться от «лишнего» ребенка из-за того, что на шее сидит нетрудоспособный родственник. При этом не надо забывать, что в тех семьях, где есть возможность помогать родственникам, это и так делают, без понукания со стороны государства. Вопрос в другом — почему в нашем сверхбогатом государстве вообще возникает необходимость помогать взрослым людям частным образом, почему в нашем государстве, которое первым в мире вообще ввело полную социальную поддержку нетрудоспособных, теперь ставится в повестку дня этот вопрос?

    «СП»: —Имеет ли инициатива шансы на принятие?

    — После того, как была «как намыленная» принята эта пенсионная реформа, против которой выступали буквально все элементы гражданского общества, без разделения по политическим, религиозным и прочим взглядам, шансы на принятие имеет вообще любая людоедская инициатива. Например, устроить в каждом районе «гору Нараяма», куда свозить умирать отработавших свое стариков. Вот на севере Москвы, за кольцевой, у нового шоссе на Петербург, как раз окультуривают здоровенный террикон на месте Долгопрудненской свалки. Отличная гора Нараяма! Кстати, прекрасное решение для рекультивации свалок — вывозить туда не только мусор, но и пришедших в нерабочее состояние граждан.

    «СП»: —С какими трудностями реализация этой инициативы на практике может столкнуться в случае принятия соответствующего закона?

    — Как я уже сказал выше, технических трудностей никаких не возникнет, наше правительство и парламент способны принять вообще все, что угодно. А вот с исполнением закона будут проблемы. До 80 процентов населения имеют сегодня серьезные проблемы с покупкой самых необходимых вещей. То есть у них будут буквально кусок изо рта вынимать. Люди станут уклоняться, скрывать доходы и так далее — это раз. А второе, если сегодня семье из трех-четырех человек едва хватает на поддержание штанов, то еще один рот не получится прокормить чисто арифметически, и алименты в несколько тысяч рублей никак не помогут прокормиться нетрудоспособному человек.

    «СП»: —Многим ли это поможет? Ведь не у всех есть трудоспособные дети и вообще дети?

    — Думаю, практически никому не поможет, только ухудшит родственные отношения в семьях. На дедушку станут смотреть как на потенциального объедалу. Увеличится число смертей в неблагополучных семьях — стариков и инвалидов будут давить по-тихому.

    «СП»: — Что ещё могут придумать депутаты для «смягчения последствий пенсионной реформы» для россиян?

    — Разве что принять закон об эвтаназии по социальным показаниям.

    Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

    По мнению экономиста, россиянам не стоит даже мечтать о выплатах в 40 тысяч рублей

    Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

    Как восстановить доверие россиян к пенсионной системе

    Законодатели Российской Федерации приняли Федеральный закон о продлении моратория (заморозки) накопительной части пенсии до 2024 года. То есть у людей изъяли те деньги, что они копили себе на безбедную старость, и лишили возможности копить дальше.


    Фото: Алексей Меринов

    Но истоки этого решения надо искать в истории «реформирования» российской пенсионной системы с самого начала его проведения, особенно в 2000-х годах. Подходы наших либерал-реформаторов оказались весьма далеки от научной экономической теории и учета позитивной мировой практики.

    Пенсия в развитых странах складывается, как правило, из двух источников: из государственной распределительной системы и накопительного компонента, формируемого, как правило, на добровольной основе и составляющего от 15% до 40% от общего объема. При этом, подчеркнем особо, за накопительный компонент в развитых странах ответственность несет государство — оно нигде не изымает накопительные средства, не замораживает их, не снижает величину.

    Мало того, в развитых странах работников заранее ориентируют, какая величина пенсии у них будет при выходе на заслуженный отдых через 10–15–20 лет — в зависимости от достижения определенного уровня накоплений, показателей эффективности экономики в той или иной стране. При этом работнику гарантируется, что при выходе на пенсию ее величина от средней заработной платы (коэффициент замещения) составит не менее 40%. Таков норматив пенсионного минимума, введенного в Женеве 102-й Конвенцией Международной организации труда (МОТ) еще в 1952 году.

    Россия лишь в 2018 году присоединилась к Конвенции МОТ. Но даже сегодня коэффициент замещения в стране едва достигает 30% и при этом в последние годы имеет тенденцию к сокращению.

    Ухудшение системы пенсионного обеспечения в России связано прежде всего с тем, что она все более погружается в полосу затяжного экономического кризиса, усугубляемого безграмотностью, а порой и безалаберностью в реализации экономической политики.

    Введение единого социального налога (ЕСН), зурабовские пенсионные эксперименты начала нулевых годов, снижение с 1 января 2005 года ставки ЕСН с 35,6 до 26%, введение регрессивной шкалы отчислений в ПФР, система валоризации пенсий, принятая на фоне низких ставок пенсионных взносов, введение с 1 января 2015 года расчета пенсии на основе так называемого «индивидуального пенсионного коэффициента» (пенсионного балла) — все это привело к тому, что пенсионная система Российской Федерации год от года теряет свою устойчивость, являющуюся важнейшим международным показателем эффективности пенсионного обеспечения и социальной справедливости. Все эти экономические ляпы отчетливо проявились и на накопительном компоненте пенсионной системы.

    Накопительный компонент в России начал внедряться с 2002 года. Авторы тогдашней пенсионной реформы убеждали, что накопительная пенсия позволит в будущем увеличить ее не менее чем вдвое. Но во что превратилась эта позитивная мировая идея в России? Как всегда, под рассуждения о благих намерениях, при смиренном молчании общественности был осуществлен очередной отъем денег у населения. А если называть вещи своими именами — ограбление масс.

    В накопительную систему на конец 2013 года было вовлечено более 79 млн человек. Общий объем средств, формируемый в накопительной системе, превысил к концу года 2,8 трлн рублей, включая 980 млрд рублей в негосударственных пенсионных фондах.

    Эта огромная сумма застилала глаза тем власть имущим, кто хотел бы ею воспользоваться. И в 2013 году правительство, «исключительно в целях экономии средств федерального бюджета», решило накопительные средства будущих пенсионных взносов забрать на текущие пенсионные выплаты, а говоря попросту, реквизировать их.

    Мораторий, как уверяло тогдашнее правительство, планировался как временная мера. Израсходованные пенсионные накопления будущим пенсионерам собирались вернуть. Но по окончании каждого отчетного года заморозку вновь и вновь продлевали — и так вот уже шесть лет подряд! Другими словами, личные накопительные пенсионные счета россиян не только не пополняются все эти годы, а просто конфискуются.

    Абсурд. Но именно так поступила исполнительная власть, лишив людей выплат, которые они честно заработали и на которые рассчитывали в старости. Уверен, что, если бы накопительная составляющая пенсии в будущем касалась лично каждого депутата Госдумы, члена Совета Федерации, члена правительства, вряд ли бы они пошли на эту грабительскую акцию!

    Теоретики пенсионной «реформы», руководители экономического блока правительства, видимо, забыли основополагающую аксиому, что пенсионная система любого государства есть зеркальное отражение развития экономики. Чем эффективнее экономика страны, тем меньшее число работников требуется для того, чтобы обеспечить пенсиями пожилых граждан.

    Но о какой эффективности российской экономики может идти речь, если с 90-х годов прошлого столетия — начала проведения «реформ» по либерально-рыночным рецептам — доля России в мировом ВВП сократилась с 9 до 3%. По таким показателям, как ВВП на душу населения, производительность труда, реальные доходы, Россия отстает от развитых стран мира в разы. Так, например, нынешний российский уровень душевого ВВП достигнут Великобританией и Францией около 40 лет назад, а США — примерно 50 лет назад.

    Не удивительно, что в странах, где производительность труда превышает российский уровень в 2–3 раза — Великобритании, Германии, Норвегии, США, — во столько же раз больше и коэффициент замещения, а следовательно, в 2–3 раза выше и размер пенсионного обеспечения. Вот и вынуждены отечественные «либералы от экономики» и политики-чиновники принимать сиюминутные меры, чтобы заткнуть дыры, возникшие в процессе «реформирования» пенсионной системы.

    Отстает Россия от развитых стран и по такому важнейшему международному показателю, характеризующему уровень эффективности пенсионной системы, как удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в ВВП. В 2019 году он, например, даже упал в нашей стране до 7,9%. В то же время этот показатель в развитых странах составляет: в Великобритании — 9,5%, Германии — 10,8%, Франции — 11,8%, Австрии — 14,8% объема ВВП.

    Негативные изменения в экономике в значительной степени затронули и демографическую сферу, и трудовые отношения. В результате если соотношение занятых и пенсионеров в 1991 году в стране составляло 2,1 к 1, то сегодня оно равно уже 1,2 к 1, тогда как в государствах со стабильно развивающейся экономикой данное соотношение находится на уровне выше 2,3–2,5 к 1. Другими словами, выплату пенсий одного пенсионера обеспечивает сегодня в РФ 1,2 работающего, что само по себе создает напряженность в системе пенсионного обеспечения.

    Как свидетельствует Росстат, средний размер назначенных пенсий по итогам 2019 года составил 14 163 рубля. Предполагается, как сообщил в телеобращении президент Путин, «в предстоящие шесть лет увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей в год». В результате это даст возможность в 2024 году выйти «на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц». Подчеркнем — 20 тыс. руб. в месяц!

    Сопоставим эту цифру из будущего с нынешним пенсионным обеспечением в развитых странах. В Германии пенсия составляет в среднем 782 евро, то есть более 62 тысяч рублей. В Англии она равна 610 фунтам, или около 53,5 тысячи рублей. Американцы получают по 1164 доллара — более 79 тысяч рублей. В Швейцарии пенсионеры имеют по 1,7 тысячи франков — более 118,5 тысячи рублей. А в Дании — 2,8 тысячи евро, или более 122 тысяч рублей.

    Политико-экономический анализ «реформирования» пенсионной системы в России объективно приводит к первому выводу: подлинная социально значимая пенсионная реформа не может быть реализована без повышения эффективности экономики в целом.

    Второй вывод также вполне однозначен: исходя из научной экономической теории и мирового опыта, в России достойное пенсионное обеспечение не может быть достигнуто без восстановления накопительного компонента, формируемого на добровольной основе, как это имеет место в большинстве развитых стран. Государство при этом должно нести реальную ответственность за сохранность накопительных средств граждан.

    Чтобы россияне поверили в накопительный механизм пенсионной системы, поверили в то, что государство действительно несет ответственность за накопительную систему, целесообразно разморозить и восстановить средства, направляемые на именные счета граждан в накопительную систему с момента ее организации (с 2002 года) в полном их объеме (с учетом всех реальных ставок рефинансирования). Тогда сбережения снова начнут активно расти, и людям удастся накопить ощутимую прибавку к пенсии.

    Еще при обсуждении в Госдуме законопроекта о повышении пенсионного возраста одним из громких аргументов в пользу необходимости проведения пенсионной реформы с 2019 года по предложенному Правительством «жесткому» варианту неоднократно называлась перспектива полной отмены пенсий в России, если не решить этот вопрос сейчас и отложить его еще хотя бы на 5-10 лет.

    Действительно, многие эксперты и экономисты сходятся во мнении, что если экономическая ситуация в стране не улучшится коренным образом, то из-за непосильных в текущих условиях бюджетных обязательств в обозримом будущем пенсии в России могут отменить, а вся пенсионная система может быть сведена к единому пособию по нуждаемости, получателями которого могут стать малоимущие (малообеспеченные), нетрудоспособные граждане, инвалиды и другие категории лиц, объективно нуждающиеся в дополнительной социальной поддержке со стороны государства. Но пока такой вариант вообще не рассматривается — в Правительстве пока пытаются лишь донастроить действующую пенсионную систему.

    Помимо рисков общей отмены пенсии звучали и менее радикальные варианты, предполагающие полную или частичную отмену пенсионных выплат для определенных категорий граждан, например:

    • Еще 2016 году Минфин в целях бюджетной экономии предлагал отменить пенсии работающим пенсионерам, имеющим значительный годовой доход.
    • Похожее предложение в отношении военнослужащих и силовиков предлагал в 2016 году директор подведомственного Минфину Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Владимир Назаров.

    Все эти предложения поступают сейчас из-за сложившихся за многие годы проблем в пенсионной системе страны, в том числе из-за больших расходных обязательств бюджета ПФР и невысоких доходов. Одних только страховых взносов для обеспечения выплаты пенсий недостаточно, и имеющийся дефицит ежегодно покрывается из федерального бюджета, который тоже испытывает в последние годы определенные трудности.

    Как эта проблема будет решаться властями в долгосрочной перспективе, отменят пенсии или нет как результат всех проводимых Правительством изменений — сейчас судить рано хотя бы потому, что в современных реалиях невозможно на длительный срок прогнозировать эффект от проводимых реформ.

    Могут ли отменить пенсию?

    В связи с этим многие эксперты, которые занимаются разработкой планов и проектов по экономическому развитию страны по заказу Минфина и Счетной палаты, отмечают, что в ближайшие годы пенсии могут отменить и заменить их на выплаты по нуждаемости. Подобное заявление, в частности, сделал в 2017 году ректор РАНХиГС и эксперт Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Мау, который занимался созданием комплексного плана экономического развития России до 2025 г. Он же присутствовал на парламентских слушаниях по совершенствованию пенсионного законодательства, прошедших в Госдуме 21 августа 2018 года.

    Владимир Мау отмечал, что для обеспечения достойного уровня пенсий могут быть предприняты различные решения — однако, согласно расчетам, все они неэффективны:

    1. Можно повысить пенсионный возраст, сохранив нынешнюю солидарную пенсионную систему (когда пенсии выплачиваются за счет взносов, уплачиваемых работающими гражданами). Но такой вариант, по мнению В. Мау, позволит решить все проблемы только в том случае, если пенсионный возраст существенно выше имеющейся сейчас ожидаемой продолжительности жизни и составляет около 75-80 лет, что в принципе нереализуемо.
    2. Можно увеличить отчисления ПФР с 22% до 40% для достижения необходимого баланса. Но это приведет к значительному росту «серых» схем оплаты труда, росту объемов теневой экономики и сделает невозможным экономический рост в стране, поэтому такой вариант тоже нельзя рассматривать всерьез.

    Это означает, что, по мнению эксперта В. Мау, в обозримом будущем граждане должны будут самостоятельно обеспечить себе жизнь в старости с помощью сбережений, вкладов в недвижимость, за счет близких родственников, а государственные пенсии будут выплачиваться только тем, кому они действительно нужны — в связи с состоянием здоровья и тяжелым материальным положением.

    Отмена государственных пенсий

    В ходе встречи с жителями Саратова 11 августа 2018 г. спикер Госдумы Вячеслав Володин тоже не исключил отмену государственных пенсий. Он отметил, что пенсионная система имеет значительный дефицит — «дыру», что в свою очередь ставит под сомнение вопрос о возможности дальнейших выплат (притом, если ничего не предпринимать, эта дыра будет ежегодно расти).

    Сам председатель Госдумы свое заявление не прокомментировал, но многие российские чиновники и политики считают, что председатель Госдумы не имел в виду каких-либо планов по отмене пенсий, а только указал на существующие проблемы в бюджете ПФР, которые необходимо решать в срочном порядке. В противном случае пенсионная система просто будет неспособна обеспечить всех пенсионеров положенными им сейчас выплатами, не говоря уже о каких-либо индексациях и доплатах к пенсии.


    Перечисление в бюджет ПФР в 2018 году в размере 3,3 трлн руб. составляет почти 20% всего госбюджета. В Правительстве и Госдуме отмечают, что эти средства могли бы (и должны) быть направлены на решение других вопросов — на медицину, образование, дорожное строительство и др. И с каждым годом эта «дыра» в бюджете ПФР будет только увеличиваться, что потребует еще большего дополнительного финансирования Пенсионного фонда из госбюджета. А выплата пенсий — это, к сожалению, далеко не единственное обязательство государства перед населением…

    Именно поэтому Правительство предложило повышение пенсионного возраста как первый шаг к решению проблемы, но это далеко не единственное предложение. Например, с 2021 года планируется внедрение нового варианта накопительной пенсионной системы — гарантированного пенсионного плана (ГПП), который позволит гражданам самостоятельно откладывать на свою будущую пенсию.

    Отмена пенсий работающим пенсионерам

    В рамках рассматриваемых в 2018 году изменений пенсионной системы отменять пенсии работающим пенсионерам не планируют — об этом еще раз заявил замминистра труда и соцзащиты РФ Андрей Пудов на заседании президентского совета по правам человека, которое проходило 11 июля 2018 г.


    Ответ на официальном сайте ПФР об отмене пенсий работающим пенсионерам

    Вопрос об отмене пенсионных выплат работающим россиянам обсуждался в Правительстве еще в 2016 году. Тогда Минфин предложил скорректировать выплаты для некоторых категорий работающих:

    • отменить пенсии пенсионерам, имеющим годовой доход более 500 тыс. руб. (в менее жестком варианте предложено повысить эту планку до 1 млн руб.);
    • не выплачивать фиксированную выплату к пенсии тем пенсионерам, доход которых выше 2,5 прожиточных минимума.

    Такие меры были предложены Минфином для сбалансированности федерального бюджета на 2017-2019 годы — тогда ожидалось, что такое решение (даже в менее жестком варианте) позволит сэкономить почти 450 млрд руб. за три года.

    Читайте также: