Приостановление закона о пенсионном обеспечении военнослужащих

27.10.2020


Госдума согласилась еще на год приостановить действие закона об индексации пенсий военным пенсионерам. Как передает корреспондент РИА «Новый День», сегодня на пленарном заседании нижней палаты парламента оппозиция предупредила представителей «Единой России» и правительство, что речь идет об особом контингенте, который обеспечивает «основные несущие конструкции государства», однако эти заявления услышаны не были.

Как пояснил первый заместитель министра финансов РФ Леонид Горнин, правительство предлагает приостановить действие нормы закона о пенсионном обеспечении военных и приравненных к ним лиц до 1 января 2022 года. «Размер денежного довольствия, которое учитывается при исчислении военной пенсии, с 1 января 2021 года предложено установить на уровне 73,63% от размера указанного денежного довольствия», – уточнил он.

Чиновник заверил, что законопроект не нарушает взятые государством в 2012 году обязательства по увеличению военных пенсий, поскольку «темпы роста с 2012 года по уровню индексации выполнялись на 100%». По его словам, в проекте федерального бюджета на следующий трехлетний период военные пенсии с 1 октября 2021 года увеличиваются на 3,7% синхронно с повышением денежного довольствия военнослужащих и силовиков.

«Военная пенсия увеличивается на сумму одна тысяча сто рублей в месяц, хотя гражданская увеличивается относительно 2020 года на тысячу рублей, – сообщил Горнин. – Это позволит сохранить существующее превышение военных пенсий, которые в 2021 году составят около 30 тысяч рулей, над гражданскими практически в 1,8 раза». В 2022-23 годах военные пенсии с 1 октября повысятся еще на 4%, заверил замминистра финансов.

Такие планы правительства вызвали критику представителей фракции КПРФ. «Насколько я понимаю, это вы в седьмой раз предлагаете отложить индексацию пенсий и не выполнять указ президента уже четвертый год подряд о том, что плюс 2% должно быть к индексации пенсий. Вы так неуважительно относитесь к указам, или в чем причина?», – поинтересовался депутат Николай Коломейцев. Представитель минфина РФ пояснил, что правительство с большим уважением относится ко всем нормам, однако заморозка закона в данном случае ничего не нарушает. «Мы те обязательства, которые были приняты государством, выполняем в полном объеме и даже с некоторым перевыполнением», – сообщил он.

Тем не менее, за пенсионеров военных и силовых ведомств вступился бывший сотрудник КГБ, депутат от «Справедливой России» Николай Рыжак, который напомнил, с какими категориями населения они имеют дело. «Это представители основных несущих конструкций государства, – обратил внимание парламентарий. – Это Нацгвардия, внутренние войска, военнослужащие, представители других правоохранительных структур. Мы что, надеемся на их лояльность, или на их сверхвыдержку, или на их политическую зрелость?»

Между тем, как выяснилось, военные пенсионеры уже недовольны существующей ситуацией с пенсиями. Как сообщил депутат от ЛДПР Андрей Андрейченко, во время его встреч на региональной неделе представители ветеранских организаций сообщили, что направляли обращения депутатам Госдумы. «Люди сейчас этим недовольны, у них сейчас очень много финансовых проблем. Большое недовольство зреет у людей», – предупредил он.

Несмотря на выступления оппозиции, фракция партии политического большинства поддержала в первом чтении инициативу правительства: за законопроект проголосовали 296 парламентариев, против 88 и двое воздержались.

Москва, Татьяна Дорофеева

Москва. Другие новости 27.10.20

«Если мы не справимся. » Попова не исключила новых ограничений из-за коронавируса. / «Я считаю, что должен извиниться»: глава комитета Госдумы признал ошибку и назвал введенную маркировку лекарств «вредительской». / Международное право отходит на второй план: Госдума одобрила пакет поправок, связанных с реформой Конституции. Читать дальше

Выплаты, части пересмотренной военной пенсии (2-х процентов за каждый год с 1 января понижающего коэффициента), должны производится с окончанием приостановления за весь период приостановления данной выплаты, так как военными пенсионерами в течение действия приостановления не были утрачены основания получения этих выплат за этот период .

Вопрос очень сложный. В одних документах возвращают приостановленное, в других компенсируют, в третьих не возвращают.

Третий вариант больше похож не на приостановление, а на отмену НПА, с последующим вновь его изданием. И в одном из определений Конституционный суд по этому поводу высказался, что приостановление по своей сути ближе к отмене закона. По не финансовым вопросом можно согласиться, так как потерянное время не вернуть, но по финансовым вопросам, это не прокатывает, надо вернуть, что приостанавливали и компенсировать то, что приостанавливали как минимум из расчёта одной трехсотой ставки рефинансирования в день. Поэтому они крутятся как ужи на сковородке. Ведь если в ответе на отправленный запрос в военкомат https://zen.yandex.ru/media/id/5f957f339c6dca580c162db9/zapros-v-voenkomat-o-raschete-voennoi-pensii-s-1-ianvaria-2021-goda-v-sviazi-s-okonchaniem-priostanovleniia-ch2-st-43-fz-44861-5f95818098e57704a167c0da нам придёт ответ, что задолженности нет, то автоматически поднимается вопрос: А ЧТО ПРИОСТАНАВЛИВАЛИ. Зачем приостанавливать, если нечего приостанавливать?

Вот аналогичное постановление Конституционного суда от 23 апреля 2004 г. N 9-П, по поводу приостановления денежной компенсации за поднаём жилья уволенным военнослужащим http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47603/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ : « В результате приостановления действия абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в отсутствие какого-либо компенсаторного механизма закрепленное данной нормой право граждан, увольняющихся с военной службы, фактически оказалось блокированным на протяжении ряда лет. Тем самым федеральный законодатель изменил условия материального обеспечения граждан, уже выполнивших взятые на себя обязательства и совершивших юридически значимые действия. По существу, такого рода изменение означает, что государство в нарушение статей 59 и 37 Конституции РФ в одностороннем порядке отказалось от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос о постановке на учет уволенного с военной службы и выполнившего условия контракта гражданина как нуждающегося в улучшении жилищных условий.»

И там же, как дополнение мнение судьи КС РФ Н.С. Бондаря http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47603/8b6d4af337c6cb18b4e18f3b5da62e376a331fee/ : «…федеральному законодателю не воспрещается приостанавливать исполнение государством принятых на себя обязательств при одновременном установлении компенсаторного механизма без жесткого ограничения времени, на которое вводится режим приостановления, а также без какого бы то ни было обоснования введения данного режима, в частности в отсутствие намерения обеспечить за счет временного прекращения исполнения государством ранее принятых на себя публично-правовых обязательств конституционные принципы сбалансированности, достоверности, реальности федерального бюджета, что не согласуется с конституционно-правовыми требованиями к институту приостановления. Вместе с тем, в силу правовых позиций КС РФ, приостановление (временное прекращение, временная отмена, мораторий) исполнения публично-правовых обязательств государства, в том случае если оно осуществляется неоднократно и не имеет конституционно обоснованных целей , влечет нарушение требований частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, а также умаление соответствующих прав и свобод человека и гражданина.

…В отношении жалобы гражданина А.В. Жмаковского КС РФ надлежало признать неконституционными оспариваемые им законоположения не только в связи с отсутствием какого-либо компенсаторного механизма , но и в той мере, в какой необоснованное неоднократное возобновление федеральным законодателем действия режима приостановления соответствующего положения означает фактическую отмену реализации названных публично-правовых обязательств государства и потому противоречит частям 2 и 3 статьи 55 Конституции РФ.»

На данный момент КС РФ извивается как может, в Определении Конституционного суда РФ от 08.12.2015 N 2739-О появилось выражение «опережающими темпами»: Тем самым в 2013 и 2014 годах были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военным пенсионерам, до ее максимального уровня

И там же « Оспариваемые законоположения, не исключающие обязательств по сохранению и повышению размера пенсий военнослужащим за выслугу лет, в силу приведенной правовой позиции не могут расцениваться как допускающие отказ государства от установленного порядка пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и нарушающие конституционный принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства .»

«НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО СОХРАНЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ»

Вопрос, как не исключающие обязательств по сохранению и повышению?

Конституционный суд не обратил внимание, что увеличение понижающего коэффициента «опережающими темпами» сдвинул обязательство доведение понижающего коэффициента до 100% с 23 лет в меньшую сторону на 1-2 года. И теперь, когда приостанавливают вообще изменение понижающего коэффициента получается, что вновь увеличивают это время до 23 лет. То есть мы с этим полностью приостановлением на 1-2 года изменения понижающего коэффициента будем получать пенсию меньше достигнутого ещё на 1-2 года. ГОСУДАРСТВО, отменяя достигнутые публично-правовые обязательства путём увеличения понижающего коэффициента «опережающими темпами» противоречит частям 2 и 3 статьи 55 Конституции РФ.

Дали и тут же отняли.

Даже если рассмотреть институт приостановления в рамках Пенсионного фонда РФ http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensionres/priost : «Возобновление выплаты пенсии (бланк заявления) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены заявление о возобновлении выплаты пенсии и соответствующие документы. При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы пенсии за все время, в течение которого выплата пенсии была приостановлена

Вопрос идёт здесь немного о другом приостановлении, но суть приостановления не изменилась: что финансово приостановили, должны вернуть по окончании приостановления .

То же самое и в налоговой инспекции:

При незаконной приостановке операций по счету налоговая инспекция обязана выплачивать проценты налогоплательщику за каждый календарный день ареста счета со дня получения банком решения о блокировке до дня поступления в банк решения о ее отмене (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Таким образом, при окончании приостановления, должны вернуть всё то, что было приостановлено, за этот период.

Цель Методических рекомендаций состоит в обеспечении высокого качества законодательных актов путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов законодательной техники.

При этом недооценка правил юридической техники ведет к законодательным ошибкам, к правовым коллизиям, к недостаточной юридической проработанности законодательных текстов, поспешным, непродуманным решениям.

Одним из важнейших компонентов правотворческой техники является институт приостановления действия нормативных правовых актов.

В отличие от признания законодательных актов (их структурных единиц) утратившими силу, при приостановлении нормативно-правовой акт прекращает действовать лишь на определенный период времени.


Приостановление действия нормативного правового акта — необходимая юридико-техническая процедура временного ограничения реализации нормативно-правового акта для устранения возникшего противоречия между его целями и социально-правовой обусловленностью.

Однако действующее российское законодательство не в достаточной степени располагает юридико-техническими моделями (стандартами) реализации приостановления действия нормативно-правовых актов. Имеющиеся законодательные механизмы — это примеры «одноразового» использования, которые порождены потребностями конкретной ситуации. Отсюда, как следствие, широкое распространение получила юридико-техническая алогичность и неопределенность, принимаемых актов приостановления.

Конституционный суд РФ подчеркивает, что:

« необходимость обеспечения определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии однообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.»

Примером алогичности и как следствие неопределенности формулировок правовых актов могут служить Федеральные законы от 1 декабря 2014г. №397-ФЗ, от 14 декабря 2015г. №367-ФЗ и от 19 декабря 2016г. № 430-ФЗ, приостанавливающие действие части второй статьи 43 закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» ( в дальнейшем Закон № 4468-1).

В настоящее время в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса РФ Правительство внесло на рассмотрение Государственной Думы проект аналогичного Федерального закона : «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» ( доле законопроект № 274628-7).

В пояснительной записке Правительства поясняется, что Проект подготовлен в связи с тем, что расходные обязательства, предусмотренные статьей 43 в 2018 году не обеспечены источниками финансирования. Расходные обязательства указанной статьи включают ежегодное повышение на 2 % размера, в котором учитывается при исчислении пенсии денежное довольствие указанное в первой части статьи 43.
(По определению Конституционного суда от 14 декабря 2004 года № 429-О –« денежное довольствие для исчисления пенсии»). Следовательно, в соответствии с целевым назначением, закон должен приостанавливать действие статьи 43 в ЧАСТИ ежегодного увеличения размера, в котором учитывается денежное довольствие для исчисления пенсии. Каков же буквальный смысл, внесенного в ГД законопроекта?

Опираясь на правила юридической техники, установленные в «Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов» проведем оценку правовых актов, действие которых приостанавливается в соответствии с буквальным текстом Законопроекта.

В соответствии с пунктом 1 Рекомендаций :

« 1. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание…»

На основании лингво-стилистического анализа можно утверждать, что наименование Законопроекта
№ 274628-7 однозначно определяет, что приостанавливается действие части второй статьи 43 закона №4468-1.


В чем же заключается действие установленное этой частью?

С 1 января 2012 года статьей 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 года №309-ФЗ статья 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 дополнена второй частью следующего содержания: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера».

Из прочтения текста с учетом контекста его применения и коммуникативных связей с другими статьями Закона, следует, что во второй части ст.43 закреплены, не разделенные на структурные части, два действия. Во первых, установлен размер (54% ), в котором с 1 января 2012г. учитывается при исчислении пенсии денежное довольствие для исчисления пенсии.

Второе действие, заключается в ежегодном увеличении на 2% (не «указанного денежного довольствия», как написано в буквальном тексте), а размера, в котором учитывается указанное денежное довольствие
(денежное довольствие для исчисления пенсии ).

Кроме того статьей 12 закона № 309 установлено, что, если положения части второй статьи 43 не применяются к какой либо категории пенсионеров, то указанное денежное довольствие при исчислении им пенсии учитывается в полном (100%) размере.

6. Положения части второй статьи 43 …Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I (в редакции настоящего Федерального закона) …не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.»

Следовательно, если вторая часть статьи 43 не применяется (приостановлена), то пенсия исчисляется из полного (100%) денежного довольствия для исчисления пенсии, как это осуществляется при расчете пенсий лиц указанных в ст.12.

Приостановление второй части статьи 43 в законопроекте №274628-7 закрепляется частью 1.1:

1.1 Приостановить до 1 января 2019 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993года No 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, …»


Непосредственно из текста части 1.1 следует, что приостанавливается не какое-либо, неразделенное в структурную часть действие второй части ст. 43, а вся упомянутая часть.

Подтверждением может служить заключение Правового управления ГД, ответственного за соблюдение в Законопроекте юридико-технических правил.

Заключение по проекту федерального закона № 631118-6 «О признании утратившей силу части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 - «Внесение проектируемого изменения с 1 января 2015 года, полагаем излишним, поскольку действие нормы, изменяемой проектом федерального закона приостановлено до 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 397-ФЗ».

Таким образом в заключении правового управления ГД констатируется, что: «Признание второй части статьи 43 Закона 4486-1 утратившей силу является ИЗЛИШНИМ, поскольку действие нормы уже приостановлено до 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года №397-ФЗ « О приостановлении второй части статьи 43 Закона №4468-1 …»

Пренебрегая фактом, что при приостановлении второй части ст.43, понижающий коэффициент перестает действовать, законодатель в части 1.2 проекта устанавливает размер (72,23% ), в котором должно учитываться с момента приостановления денежное довольствие для исчисления пенсии .

1.2. Установить, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года No 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …», с 1 января 2018 года составляет 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

Эта алогичность вносит в законодательный акт неопределенность, которая может приводить, к судейскому усмотрению и произвольному толкованию нормы при правоприменении.
О чем свидетельствует решение Благовещенского городского суда Амурской области от 3 марта 2015 года по делу № 2 – 2064/15 о неправомерных действиях управления МВД России по Амурской области по исчислению пенсии в 2015 году.

«По своему содержанию часть 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в совокупности с положениями Федерального закона № 397-ФЗ, ограничивающими ее применение, позволяют прийти к выводу, что конечной правовой целью законодателя явилось не полная отмена понижающего коэффициента при расчете пенсии и ее последующее исчисление, исходя из 100 % размера денежного довольствия, в соответствии с частью 1 статьи 43 Закона РФ № 4468-1 (как полагает истец), а лишь приостановление ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, подпадающим под его действие.»

Неопределенность, содержащаяся в законе № 397-ФЗ позволила судье без объективных на то оснований воспользоваться судейским усмотрением (принять решение не в соответствии с нормой закона, а по своему усмотрению). Судья не озаботилась ознакомлением с правилами юридической техники по оформлению законодательных актов. Иначе она должна была знать, что, если бы законодатель приостанавливал только ежегодное повышение, то он обязан был бы в соответствии с «Рекомендациями по юридико -техническому оформлению законопроектов» указать какая часть неразделимой структурной единицы приостанавливается.

Например в такой редакции:

1. Приостановить до 1 января 2019 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», в ЧАСТИ ежегодного повышения величины денежного довольствия ,учитываемой при исчислении пенсии.
В рассматриваемом законопроекте о приостановлении второй части статьи 43 закона от 12 февраля 1993 года №4468-1 такого указания нет. Следовательно, приостанавливается все действия второй части ст. 43 – как структурной единицы закона.

Таким образом в результате, проведенного юридико-технического анализа, можно констатировать, что по своему целевому назначению законопроект разработан для приостановления расходных обязательств, связанных с повышением размера, в котором учитывается указанное денежное довольствие при исчислении пенсии, но в результате несоблюдения юридико-технических правил, буквальный смысл закона состоит в отмене до 1 января 2019 года понижающего коэффициента при расчете пенсии.

В качестве заключения приведем высказывание Председателя Конституционного суда В.Д. Зорькина :
« Неопределенность содержания правовой нормы в тексте правовых актов допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит- нарушению конституционных принципов равенства и верховенства закона.

С 1 октября 2020 г. военные пенсии увеличатся на 3%, но понижающий коэффициент будет заморожен. Соответствующие законопроекты уже утверждены Государственной думой. Федеральный закон, действующий на понижение, находится на одобрении Совета Федерации и вскоре будет подписан Президентом РФ.

  • Расчет и начисление военных пенсий
  • Заморозка индексации довольствия военных, учитываемого при исчислении пенсии
    • Что собой представляет законопроект №802513-7 "О приостановлении действия ч. 2 ст. 43 Закона РФ О пенсионном обеспечении лиц. "
    • Исчисление военных пенсий до конца заморозки
    • Как законопроект повлияет на военные пенсии

Чего ожидать на самом деле и как принятие закона отразится на размере пенсионных начислений?

Расчет и начисление военных пенсий

Как и в случае со страховыми пенсиями, военные рассчитываются исходя из заработной платы сотрудника. В органах внутренних дел ее принято называть денежным довольствием, в которое входят оклад денежного содержания и ежемесячные надбавки. В общем при расчете военной пенсии учитываются следующие показатели:

  • должностной оклад;
  • оклад по званию;
  • ежемесячные надбавки;
  • годы отработки сверх минимального стажа;
  • понижающий коэффициент;
  • районный коэффициент;
  • проценты от денежного довольствия в зависимости от основания выхода на пенсию.

В зависимости от вида пенсии в формуле участвует процент от денежного довольствия, который составляет минимум 50%, максимум — 85%. Формула и пример расчета будут приведены ниже.

Заморозка индексации довольствия военных, учитываемого при исчислении пенсии

По бюджетной необходимости в 2012 году был введен понижающий коэффициент, который учитывается при расчете пенсионных отчислений военнослужащих. Предполагалось, что лимит будет ежегодно увеличиваться на 2% или выше с учетом индексации, пока служащие не начнут получать свои выплаты в полном объеме (ч. 2 ст. 43 ФЗ №4468-1). Однако в 2015 году увеличение приостановили.


Что собой представляет законопроект №802513-7 "О приостановлении действия ч. 2 ст. 43 Закона РФ О пенсионном обеспечении лиц. "

По состоянию на ноябрь 2019 г. законопроект о заморозке военных пенсий принят в третьем чтении и находится на согласовании у Совета Федерации. Отойдя от текста закона, укажем, что денежное содержание военных будет индексировано на 3% в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции в октябре 2020 г. — впервые за последние 2 года. Однако, уже согласно законопроекту, будут внесены и другие изменения:

  1. Продлена заморозка индексации понижающего коэффициента. Действие ч. 2 ст. 43 ФЗ№4468-1 снова временно приостанавливается. В 2021 г. коэффициент не увеличится на 2%, что продлевает порядок, действующий с 2015 года.
  2. Установлен размер денежного довольствия. Понижающий коэффициент остается на отметке 2019 г. и составляет 73,68%.

В дальнейшем понижающий коэффициент вновь может быть увеличен.

Исчисление военных пенсий до конца заморозки

Для начала поясним, почему заморозка коэффициента негативно сказывается на выплатах. Так как сумма денежного довольствия умножается на процент, размер начислений снижается на определенную долю. Поэтому ежегодная индексация довольствия, которую до 2035 г. планируется довести до 100%, так важна. Лучше продемонстрировать это на примере, который покажет, как будут исчисляться военные пенсии по выслуге лет до конца заморозки.

Итак, формула — ((i+s) x 0,5 + (i+s) x 0,03 x t)) x k, где:

  • i – оклад по должности;
  • s – оклад по званию;
  • t – годы отработки сверх минимального стажа;
  • k – понижающий коэффициент.


Пример. Военнослужащий в 2020 г. получает должностной оклад в размере 18 000 р., оклад по званию — 15 000 р. в совокупности с учетом ежемесячной надбавки (40% от содержания). Выходит на пенсию по выслуге со стажем 27 лет, что на 7 лет больше минимально необходимого. Назначена пенсия в размере 50% от денежного довольствия, а также 3% за каждый год сверх стажа (п. а) ст. 14 ФЗ№4468-1).

Расчет: ((18 000 + 15 000) х 0,5 + (18 000 + 15 000) х 0,03 х 7)) х 0,7368 = 17 263, 23 р. — размер пенсии.

Если бы понижающий коэффициент отсутствовал или был увеличен, размер пенсии был бы выше. В приведенном примере без учета понижения было начислено 23 430 р., что на 6 167 р. больше фактических начислений. Так как размер понижающего коэффициента фиксирован, в формуле ничего не меняется. Таким образом будут начисляться пенсии до конца заморозки.

Как законопроект повлияет на военные пенсии

Сразу отметим, что с 2012 г. денежное довольствие увеличивалось усиленными рывками и по-прежнему демонстрирует положительную динамику в сравнении с намеченным планом. Первоначально был установлен коэффициент в 54%, который предполагалось увеличивать на 2% ежегодно — соответственно, к 2020 г. он должен был составлять 70%. Однако ежегодная индексация достигала 7%, что привело к 3,68% сверх предполагаемых в 2020 г. При этом при расчете денежного содержания снова учитывается инфляция.

Тем не менее изменения напрямую противоречат п. г) ч. 1 Указа Президента РФ №604 от 7 мая 2012 г. Согласно положению Указа, в 2020 г. индексация должна была составлять 5% вместо установленных 3%.

За счет понижающего коэффициента в период с 2012 по 2019 гг. удалось сэкономить около 3 трлн руб. бюджета. Несмотря на то что за это время темп роста военных пенсий увеличился больше, чем в 2,5 раза, совокупная неиндексация составила 20%, и военнослужащие по-прежнему не получают существенной части положенных отчислений. Если заморозка не будет отменена, то пенсии военных встанут в один ряд с гражданскими, что нивелирует социальную ответственность государства в отношении военной службы в России.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Краткое содержание:


Понижающий военные пенсии коэффициент в очередной раз заморожен

Действие части 2 статьи 43 закона о военных пенсиях в очередной раз приостановлено, теперь до 1 января 2022 года.

Понижающий военные пенсии коэффициент сохранен на уровне 2019 года, то есть составляет 73,68%.

Таким образом, надежды военнослужащих и военных пенсионеров на то, что понижающий коэффициент в связи с достижением стопроцентного уровня уйдет в небытие, не оправдываются.

При этом следует подчеркнуть, что в 2012 году государством гарантировалось ежегодное повышение понижающего коэффициента минимум на 2%. Однако в последние 4 года указанные гарантии не выполняются, о них предпочитают не вспоминать.

Кроме того, в ноябре 2020 года Минфин выступил с инициативой о снижении уровня понижающего коэффициента на 20% (со 100 до 80) ( Подробнее >>> ).

Индексация военных пенсий в 2021 году не соответствует указу Президента

Индексация военных пенсий будет проведена с 1 октября 2021 года на 3,7% в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц. Вместе с тем с учетом требований Президента размер индексации должен быть не менее 5,7%.

Экскурс в историю пенсионного обеспечения военнослужащих: что гарантировало государство

Напомним, что понижающий военные пенсии коэффициент в 54% был введен с 1 января 2012 года. Тогда государством гарантировалось ежегодное увеличение понижающего коэффициента не менее чем на 2% с учетом уровня инфляции до достижения максимального стопроцентного уровня (ч. 2 ст. 43 закона № 4468-I 1993 года).

Кроме того, указом Президента № 604 2012 года Правительству было предписано

ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции ( Подробнее >>> ).

В ответе комитета Госдумы по обороне на открытое письмо военного пенсионера, обратившегося за разъяснениями в связи с введением понижающего коэффициента, сказано:

"С 1 января 2012 года будет предусмотрена индексация военных пенсий дважды в год – с 1 января каждого года и со дня увеличения окладов денежного содержания военнослужащих, что, по нашему мнению, не может рассматриваться как нарушение прав военных пенсионеров.
Новый порядок исчисления пенсий позволит поддерживать материальное обеспечение военных пенсионеров на должном уровне за счет ежегодного гарантированного увеличения размеров военных пенсий, в том числе и независимо от индексации денежного довольствия военнослужащих" ( Подробнее >>> ).

Как государство выполняло обещания, данные военным пенсионерам

Перейдем к простому арифметическому анализу изменения размера военных пенсий с 2012 года:

  • 2012 год: размер понижающего коэффициента (далее – РПК) – 54%. Индексация военных пенсий не проводилась;
  • 2013 год: РПК увеличен на 4,05% и составил 58,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 7,5%, что выше уровня инфляции 2012 года (6,58), однако ниже 8,58% (6,58% + 2%, согласно указу);
  • 2014 год: РПК увеличен на 2% и составил 60,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3,45%, что практически в 2 раза ниже уровня инфляции 2013 года (6,45), и, естественно, ниже 8,45 (согласно указу);
  • 2015 год: РПК увеличен на 6,73% и составил 66,78%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 11,21%, что ниже уровня инфляции 2014 года (11,36), и ниже 13,36 (согласно указу);
  • 2016 год: РПК увеличен на 2,67% и составил 69,45%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2015 года более чем в три раза (12,9), и ниже 14,9 (согласно указу);
  • 2017 год: РПК увеличен на 2,78% и составил 72,23%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2016 года (5,4), и ниже 7,4 (согласно указу);
  • 2018 год: РПК заморожен на уровне 2017 года, то есть составил 72,23%. На 4% увеличено денежное довольствие военнослужащих, что повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что выше уровня инфляции 2017 года (2,5), но ниже 4,5 (согласно указу);
  • 2019 год: РПК увеличен на 1,45%, что ниже установленного законом уровня в 2%, и составил 73,68%. На 4,3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это в совокупности повлекло за собой увеличение размера пенсий на 6,1%, что выше уровня инфляции 2018 года (4,3), но ниже 6,3 (согласно указу);
  • 2020 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. На 3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3%, что соответствует уровню инфляции 2019 года (3,0), но ниже 5,0 (согласно указу);
  • 2021 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. В октябре планируется увеличение денежного довольствия военнослужащих на 3,7%. Это повлечет за собой увеличение размера пенсий на 3,7%, что соответствует уровню инфляции сентября 2020 года (3,7), но традиционно ниже установленного Президентом уровня (5,7).

Из анализа приведенных цифр следует

Во-первых, государством не выполняются гарантии, данные военнослужащим и военным пенсионерам о ежегодном повышении понижающего коэффициента минимум на 2%. С 2018 года понижающий коэффициент трижды замораживался, а в 2019 году составил менее 2% (1,45).

Во-вторых, вопреки требованиям указа Президента, Правительством ни разу не обеспечено ежегодное увеличение военных пенсий не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.

В-третьих, принцип индексации военных пенсий дважды в год (в связи с увеличением понижающего коэффициента и повышением денежного довольствия), о котором заявляли в комитете Госдумы по обороне, забыт. Такая индексация была проведена лишь в 2019 году. В остальные годы индексация либо проводилась однократно, либо дважды в год, но за счет поэтапного увеличения РПК.

Вместе с тем в очередном ответе комитета по обороне сказано, что требования ч. 2 ст. 43 закона о военных пенсиях не нарушены, поскольку РПК сейчас составляет 73,68%. И если бы его увеличивали на 2% в год, а не больше, как это было в 2013–2017 годах, то размер РПК составил бы в 2020 году всего 70% ( Подробнее >>> ).

Однако это лукавство. Сослагательное наклонение в данном случае не применимо. Увеличение РПК происходило в соответствии с законом о военных пенсиях, предусматривающим возможность такого увеличения более чем на 2% с учетом уровня инфляции. При этом в законе не сказано, что в случае, если в текущем году РПК увеличен более чем на 2%, то в следующем году он может быть заморожен.

Почему Правительство и Госдума не выполняют гарантии, которые были даны военным пенсионерам

Все мы прекрасно понимаем, что федеральный бюджет не резиновый, а военная пенсия влечет за собой существенные расходы. Однако замалчивание проблемы, связанной с невыполнением государством взятых на себя обязательств, вызывает множество вопросов.

В ноябре 2020 года за принятие ФЗ “О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" проголосовало 292 депутата, против – 94, воздержалось – 3.

Печальная для военных пенсионеров статистика.

Также на тему о военных пенсиях и других гарантиях военнослужащим читайте:

Почему военных, обучающихся на платной основе, лишают права на учебный отпуск Подробнее >>>

Социальные гарантии и льготы военнослужащих и сотрудников ОВД предлагают сократить Подробнее >>>

Военная пенсия: что важно знать о назначении пенсии за выслугу лет и иных видов пенсий военным Подробнее >>>

Военная пенсия по инвалидности: на что обратить внимание Подробнее >>>

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о заморозке военных пенсий, а точнее – о неиндексации денежного довольствия военнослужащих в 2020 году.

Законодательство о военных пенсиях достаточно сложное и воспринимается не без труда даже при наличии специальных знаний, поэтому новый федеральный закон ФЗ-381 от 02.12.2019 года требует пояснений. Однако однозначно можно сказать одно – он не улучшает положение военных пенсионеров, так как понижающий коэффициент, замороженный на очередной год, непосредственным образом влияет на их материальное содержание. Кроме того, в очередной раз наложен мораторий на индексацию денежного обеспечения (пенсии). Расскажем подробнее, на каком основании не будет проиндексировано денежное довольствие военнослужащих в 2020 году. Последние новости пенсионного законодательства – далее в статье.


Кого касается новый закон

Принятый федеральный закон ФЗ-381 от 02.12.2019 распространяет свое действие на лиц, указанных в ст. 1 Закона РФ №4468-I «О военных пенсиях» от 12.02.1998г., проходящих военную службу в:

  • Вооруженных силах;
  • объединенных ВС СНГ;
  • пограничной службе;
  • нацгвардии;
  • внутренних и железнодорожных войсках;
  • органах ФСБ;
  • войсках гражданской обороны;
  • военизированных подразделениях СК РФ;
  • иных воинских формированиях, подразделениях.

Таким образом, он не распространяется на сотрудников:

  • МЧС РФ;
  • ФСИН России;
  • МВД Российской Федерации.

Исключение: подразделения, отнесенные к военизированным, например, такие есть в МВД по внутренних войсках, в МЧС РФ, но их нет во ФСИН. Таким образом индексация денежного довольствия сотрудников полиции производится на иных основаниях.

Суть 381-ФЗ 2019 года

Введена заморозка военных пенсий до 2021 года. Такова суть указанного выше федерального закона 381-ФЗ от 02.12.2019 года. Он был принят Государственной Думой РФ 19 ноября 2019 года, одобрен Советом Федерации 25 ноября и 2 декабря подписан Президентом РФ.

В ст. 1 ФЗ-381, вступающем в силу с 1 января 2020 года, согласно ст. 2 этого же закона, всего два положения, но очень важных:

  • продлевается на очередной год мораторий на действие части 2 статьи 43 Закона РФ №4468-I «О военных пенсиях» от 12.02.1998г.;
  • устанавливается размер понимающего коэффициент денежного довольствия, используемый для расчета пенсий военнослужащим. Данный коэффициент устанавливается в размере 73,68% от довольствия, он действует с 1 января следующего года вплоть до других специальных распоряжений.

Как уже было сказано, отсутствие повышения коэффициента отрицательно влияет на размер пенсии, так как вообще он должен повышаться в соответствии с действующим законодательством на 2% ежегодно. Однако он остался таким же на 2020 год, каким был установлен в 2019 году. Кроме того, заморожена индексация пенсий.

Положения об индексации пенсий и понижающем коэффициенте

Часть 2 статьи 43 закона РФ №4468-I «О военных пенсиях» от 12.02.1998г. предусматривает индексацию пенсий военным пенсионерам, но не только. Дело в том, что размер денежного содержания от государства, выплачиваемого военным пенсионерам, напрямую зависит от денежного довольствия, согласно нормам этой же статьи.

В этой же норме указано, что за основу принимается не 100% данного довольствия, а определенная часть. Эти изменения внесены в 2012 году, с тех пор коэффициент должен был повышаться каждый год на 2%. Однако данное увеличение было заморожено в 2015 году и ежегодно продлевалось. Таким образом, на самом деле, изменения ФЗ-381 были достаточно предсказуемыми. Коэффициент также остался на прежнем уровне, установленном в 2019 году.

Ждать ли повышения военных пенсий в 2020 году

В настоящее время новый проект бюджета учитывает повышение такого показателя, как денежное довольствие военнослужащих срочной службы, в 2020 году — на 3%, в 2021 году на 4% и в 2022 году еще на 4%. Однако это пока только законопроект, хотя он вполне отвечает нормам законодательных актов о порядке индексации военных пенсий.

Индексация пенсий предусмотрена следующими нормами:

  • ч. 2 ст. 43 Закона РФ №4468-I от 12.02.1998г. содержит правило о ежегодной корректировке с учетом показателей инфляции, но не менее, чем на 2% (ежегодно). Действие этого положения приостановлено вышеуказанным законом до 1 января 2021 года;
  • ч. 9 ст. 2 ФЗ-306 от 07.11.2011г. также предусматривает корректировку, но уже денежного довольствия военных, от которых напрямую зависит пенсия. На нее также накладывался мораторий до 2019 года, но действующим законодательством он не предусмотрен. Решение об увеличении показателей принимается Правительством РФ;
  • в соответствии с Указом Президента РФ №604 от 07.05.2012г. предусматривает ежегодное увеличение пенсий на 2%, причем сверх инфляции. Это положение тоже пока не отменено и действует.

Таким образом, корректировка пенсий 2020 году на уровень инфляции и на 2% сверх нее заложена в нормативных актах и должна быть произведена. Узнавать, как конкретно будет меняться денежное довольствие военнослужащих в 2020 году, стоит на официальных площадках государственных и местных органов власти, на порталах правовой информации.

Читайте также: