Проблемы реформирования законодательства о пенсионном обеспечении

В конце XX - начале XXI вв. тема дальнейшей судьбы пенсионного обеспечения широко обсуждалась в «высших кругах», средствах массовой информации, общественности. Спектр мнений был очень широк: от призывов «ничего не менять и оставить систему как она есть» до крайне радикальных взглядов - полностью отказаться от существующей солидарной системы, действующей на распределительной основе, и перейти к накопительной, что фактически означало приватизацию государственных обязательств перед будущими и нынешними пенсионерами.

Такие разнополюсные точки зрения не учитывали всю гамму проблем исторических, экономических, демографических, психологических и в конечном счете политических аспектов жизни российского общества на современном этапе его развития.

На протяжении 30 лет в бывшем СССР в области пенсионного обеспечения важнейшими актами являлись два закона «О государственных пенсиях» (Закон СССР от 14 мая 1956 г.) и «О пенсиях и пособиях членам колхозов» (Закон СССР от 15 июля 1964 г.). Азарова Е. Пенсионная реформа: хуже не будет? // Хозяйство и право. - 2004. - № 10. - С. 3-13.

В соответствии с первым актом осуществлялось пенсионное обеспечение рабочих, служащих и некоторых других категорий граждан. Именно этим законом пенсия по старости на общих основаниях рабочих и служащих устанавливалась по достижении необходимого пенсионного возраста (для женщин - 55 лет и для мужчин - 60 лет) при наличии общего трудового стажа - 20 и 25 лет соответственно для женщин и мужчин. Размер пенсии определялся в процентах к заработной плате и не мог быть ниже или выше сумм, установленных законом. По выбору обратившегося за пенсией заработок мог подсчитываться исходя из короткого или длительного периода работы. Если был выбран короткий период, то среднемесячный заработок подсчитывался за последние 24 месяца работы перед ее прекращением. При выборе длительного периода для подсчета среднемесячного заработка брались любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

Пенсионное обеспечение членов колхозов, а также членов их семей осуществлялось по второму законодательному акту. Пенсия по старости на общих основаниях колхозникам назначалась на тех же условиях, что рабочим и служащим. Однако заработок для исчисления пенсии брался за один пятилетний период работы в общественном хозяйстве колхоза. В заработок включалась оплата труда во всех ее видах, в том числе и в натурально-вещественной форме.

К концу 70-х годов темпы роста пенсий резко замедлились и стал увеличиваться разрыв между доходами работающего населения и пенсионеров. Кроме того, все яснее стали проявляться глубинные противоречия двух пенсионных законов, экономическая сущность которых была построена на наличии господствующих тогда двух форм собственности. Пенсионное обеспечение занятых в коллективном хозяйстве было ниже, чем рабочих и служащих, работающих на государственных предприятиях, в 2,5-3 раза. Роик В. Пенсионная реформа: будет ли преодолена планка бедности? // Охрана труда и социальное страхование. - 2006. - № 5. - С. 5-9.

К началу 80-х годов возникла объективная необходимость осовременивания существующего пенсионного законодательства, которое соответствовало бы социальным и экономическим реалиям того времени.

Для финансового обеспечения пенсионного законодательства Российской Федерации был создан автономный, независимый от государственного бюджета Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), который формировал свой бюджет за счет дифференцированных отчислений страховых взносов как юридических, так и физических лиц.

С принятием федеральных законов об обязательном пенсионном страховании и о внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс изменился и сам механизм финансирования пенсионной системы.

Введенный с 1 января 2001 года единый социальный налог и зачисляемый в государственные социальные внебюджетные фонды был рассчитан исключительно на распределительную солидарную пенсионную систему. Ерошенков С. Изменения в пенсионной системе и социальная стабильность в стране. // Человек и труд. - 2004. - № 1. - С. 50-52. Это связано с тем, что в соответствии с российским законодательством налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж. Применительно к пенсионной системе это означает, что работник, за которого работодатель уплатил единый социальный налог, по выходе на пенсию будет получать некую обезличенную сумму пенсии, размер которой фактически никак не будет зависеть от суммы взносов, уплаченных за него в пенсионную систему.

Вместе с тем введение накопительной части трудовой пенсии по старости потребовало установления такой модели пенсионных прав граждан, при которой учитываются денежные средства, уплаченные за конкретное застрахованное лицо и предназначенные на выплату пенсий конкретному человеку. В этих условиях фактически единственным вариантом придания платежам на обязательное пенсионное страхование статуса индивидуально возмездных применительно к конкретному застрахованному лицу остался вариант с обособлением страховых взносов на пенсионное страхование в рамках Налогового кодекса Российской Федерации.

Принята и уже действует схема, по которой сумма единого социального налога в части, касающейся зачисления в ПФР, разделяется на единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет на базовую часть трудовой пенсии, и на страховые взносы, зачисляемые в бюджет ПФР для финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Иначе говоря, сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Законами предусмотрено, что обязательные платежи уплачиваются только налогоплательщиками (страхователями) за своих работников (застрахованных). При этом совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда не увеличивается и остается на уровне прежней (28% от заработка работника для основной массы плательщиков).

Для страховой и накопительной частей трудовой пенсии помимо регрессивной шкалы базы для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника вводится дифференцированная шкала тарифов, зависящих от возраста застрахованного лица.

Страховые взносы, направляемые на накопительную часть трудовой пенсии, не могут быть израсходованы на выплату пенсий по текущим обязательствам, а предназначены на выплату пенсии конкретному застрахованному лицу, за которое они уплачены. До выхода на пенсию указанного лица они будут инвестироваться в порядке, который должен быть установлен федеральным законом.

Принципиально новым шагом в финансировании будущих пенсионных выплат является введение фиксированного платежа, являющегося по своей природе разновидностью страховых взносов. Страхователи, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и некоторые другие профессии, приравненные к индивидуалам, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа.

С введением в действие с 1 января 2002 года четырех федеральных пенсионных законов можно констатировать, что пенсионная реформа в Российской Федерации началась успешно. Работающие пенсионеры приобрели возможность получать пенсию в полном размере. Дальнейшее принятие законов, предусмотренных пенсионной реформой, позволит улучшить материальное обеспечение российских граждан.

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?

С 1 января 2019 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2019-2024 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции. Такое решение вызвало широкий общественный резонанс, прошли массовые митинги по многим городам России, где люди выражали своё недовольство начавшейся реформой. Не все граждане понимают истинную суть изменений пенсионного законодательства. Попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

Цель проводимой реформы и её этапы

Приоритетной причиной изменений законодательной базы послужила нехватка денежных средств в Пенсионном фонде. Восполнив возникший дефицит финансовых ресурсов, можно будет производить достойные выплаты пенсий, сопоставимых с размером заработной платы.

Основная цель, достижение которой выделил в своём обращении к Правительству Президент, это планомерное постепенное увеличение уровня гарантированных пенсионных выплат. Самым первым изменением, принятым на обсуждении в Государственной Думе, стал законопроект о возможности увеличения возрастного порога выхода на пенсию: мужское население - 65 лет, женское-60 лет.

Такое увеличение является начальным этапом всей проводимой реформы и остальные её планируемые корректировки довольно внушительны. Несколько из них уже были озвучены и начали частично реализовываться. Это:

  • Реверсирование порядка преждевременного назначения пенсии для определённых категорий работающих граждан льготных специальностей;
  • Редактирование условий индексирования пенсий;
  • Введение такого термина, как «лица предпенсионного возраста» и разработка законопроекта, исключающего дискриминацию людей, попавших в данную возрастную группу;
  • Упразднение части накопительной пенсии и замещение её добровольной накопительной пенсией (гарантированный пенсионный продукт).

Итоговое оформление заключительной редакции проводимой реорганизации в настоящее время ещё не сконструировано, т.к. периодически заносятся дополнения и диверсификации. В этот законопроект внёс существенную поправку и В.В.Путин, итогом которого стало уменьшение возраста выхода на заслуженный отдых женщинам с первоначальных 63 лет до 60. В дальнейшем по настоянию Президента были отредактированы алгоритмы индексирования пенсионных средств для малообеспеченных граждан страны, т.е. им стали производить доплату сверх установленного прожиточного минимума.

Тенденция реверсирования пенсионного возраста представлена следующим образом:

Рекомендации Президента России по смягчению вносимых перемен

В своём заявлении к жителям России в августе 2018 года Владимир Владимирович внёс предложения по ослаблению итоговых преобразований пенсионной реформы 2019-2024 годов:

  • Снизить предполагаемый возраст выхода женщин на заслуженный отдых. Он посоветовал сделать выбор на регламентной возрастной отметке 60 лет, а не 63, как было предложено ранее.
  • Ввести привилегированные пенсии матерям, воспитывающим трёх или четырёх ребятишек. Женщины, воспитывающие трёх детей, могут оформить документы на пенсию в 57 лет, а матери, имеющие четырех детей, соответственно, 56 лет.

Необходимо иметь в виду, что подобные изменения не относятся к женщинам, имеющих пятерых и более детей, т.к. они уже относятся к льготникам, выходящим на пенсию в возрасте 50 лет при условии не менее 15 лет страхового стажа трудовой деятельности. Это регламентируется Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. «О страховых пенсиях».

  • Для тех несостоявшихся пенсионеров, которые должны были регистрировать назначение пенсии в 2019-2020 годах по утратившему свою силу закону, дать разрешение на оформление документов на полгода раньше необходимого срока.
  • Предусмотреть вероятность довременного оформления пенсии при продолжительной трудовой деятельности. Женщины, заработавшие страховой стаж не менее 37 лет, а мужчины, заработавшие страховой стаж 42 года, имеют право выйти на пенсию на 2 года ранее прописанного в законе срока (вместо 40 и 45 предложенных ранее).
  • Ввести дополнительные меры, гарантирующие поддержку для граждан предпенсионного возраста( т.е. за 5 лет до предстоящего выхода на пенсию):
  • ответственность (вплоть до уголовной) работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу по причине возраста;
  • программы поощрения работодателей на прием и сохранение на работе граждан, попадающих под эту категорию;
  • курсы по повышению квалификации, получению дополнительной специальности, профессиональной переподготовке;
  • увеличение наивысшего размера пособия потерявшим работу гражданам;
  • предоставление двух оплачиваемых дней в течение года для прохождения периодического медицинского осмотра;
  • предоставление всех федеральных льгот (в том числе по уплате имущественных налогов), а также льготы, установленные органами местного самоуправления при достижении женщинами и мужчинами возраста 55/60 лет.

Все названые предложения были представлены на рассмотрение в Государственную Думу в качестве поправок. На заседании в сентябре 2018 года депутаты единодушно приняли все рекомендованные Президентом меры по смягчению реорганизации пенсионного законодательства. В октябре этот закон подписан Президентом.

Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся

В 2019 году были вписаны корректировки в Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 года, которые видоизменяют условия для оформления пенсии льготным категориям граждан. Эти перемены касаются медицинских, педагогических категорий, работников творческих профессий. До декабря 2018 года пенсионные назначения перечисленным работникам производились при отработке определенного количества лет в данной профессии. С 2019 года обратиться за назначением пенсии можно по истечении периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно. Следует заметить, что возрастные данные по профессиональному стажу остались без изменений. Кроме того, закон не дискриминирует и не ограничивает род трудовой деятельности в течение периода отсроченных действий. Человек может продолжить трудовую карьеру на прежнем месте, поменять сферу деятельности или уйти на заслуженный отдых.

Замена накопительных пенсионных начислений с 2020 года

Уже с 2020 года Правительство РФ планирует аннулировать накопительную долю трудовой пенсии, которая утратила свою эффективность, и сменить её добровольной накопительной составляющей пенсии, получившей название «гарантированный пенсионный продукт», которую разработало и предложило Министерство финансов. Он предусматривает непринудительные вспомогательные отчисления граждан, которыми они смогут воспользоваться при выходе на заслуженный отдых.

В общих чертах теория внедрения этого продукта заключается в следующем:

  • Человек добровольно подтверждает своё согласие на отчисление из своего дохода на гарантированный пенсионный продукт. Размер взносов будет варьироваться от 1 до 6% (здесь гражданин сам устанавливает приемлемую для себя ставку).
  • Государство со своей стороны обеспечивает целостность перечисленных средств, а также предоставляет возможность получения налоговых вычетов на сумму перечисленных взносов.
  • В исключительных случаях можно будет вывести свои пенсионные сбережения, не дожидаясь наступления пенсионного возраста (в случае тяжелого заболевания, получения инвалидности и т.п.).

Индексирование пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента пенсии в России до 2024 года должны индексироваться со скоростью, превышающей индекс роста цен (т.е. инфляцию). По предварительным подсчётам Министерства экономразвития всё проходит именно так, как и было запланировано. В целях борьбы с неофициальными выплатами «серой» заработной платы несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора - пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл), размер которого установили фиксированным, вне зависимости от прогнозного уровня обесценивания. Поэтому очень важно в современных условиях иметь официальную «белую» зарплату, которая позволит при достижении определённого возраста получать достойную пенсию, а не довольствоваться минималкой. При расчёте суммы пенсии учитывается несколько основных параметров: достижение установленного возраста, необходимое количество балов, определенный стаж.

Последние новости и изменения в пенсионной реформе

Пенсионные реорганизационные мероприятия, запланированные на период 2019-2024 годов, не довольствуются только вышеупомянутыми реконструкциями. Структура развития пенсионной системы пополняется и корректируется. Уже в течение 2019 года было выдвинуто огромное количество разнообразных предложений, которые имеют право на существование в рамках осуществляемой реформы.

  • По поручению В. Путина была видоизменена схема индексирования пенсий, к которым может быть начислена социальная доплата до величины прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. Из-за наличия такой доплаты пенсионеры не получали никакой прибавки в результате ежегодных индексаций и фактически продолжали получать «минималку». Теперь эта проблема решена, а пенсии индексируются сверх ПМП.
  • Введена единая методика расчета ПМП — действовать она начнет уже с 1 января 2020 года. Теперь в субъектах страны не смогут необоснованно занижать значения прожиточного минимума — он должен будет расти с таким же темпом, как расчет федеральный.
  • Обсуждается вопрос разморозки индексации пенсий для работающих инвалидов. Оценить целесообразность такого изменения еще весной 2019 года поручил Минтруду глава Правительства Д. Медведев. Однако, никакого решения по этому вопросу еще не приняли.
  • Для негосударственных пенсий будет снижен пенсионный возраст (до 55 лет женщинам и 60 — мужчинам). Соответствующий законопроект уже разработали и планируют принять к концу 2019 года.
  • ПФР предложил изменить порядок выплаты пенсионных накоплений. По действующему законодательству право на единовременную выплату накоплений имеют граждане, у которых рассчитанная накопительная пенсия составляет менее 5% от общей суммы пенсии. ПФР предлагает изменить эту границу и установить ее равной 20% от прожиточного минимума пенсионера.

Положительные и отрицательные стороны проводимой реформы

Действующий до недавнего времени возрастной порог выхода на пенсию был внедрён в первой половине 20 века, поэтому соответствовал действительности того периода. В то время на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо работоспособного возраста. За несколько десятилетий число пенсионеров увеличилось. И теперь на одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных гражданина, а в ближайшее время эта цифра грозит ещё более сократиться. С этим нужно было что-то делать, поэтому возникла необходимость в кардинальном пересмотре действующего законодательства, регламентирующего начисление пенсий. Принятие нововведения вызвало много разногласий даже среди депутатов, было много дискуссий, споров, альтернативных вариантов. Но, в конце концов, политики смогли прийти к согласованности и вынести на обсуждение принятый в последствии законодательный правовой документ.

Споры и разномыслия возникли и среди граждан России. Мнения разделились. Многие высказывались за принятие нового закона, приводили аргументированные доводы в правильности подобного решения. Другая часть возражала и приводила свои аргументы против реформы. И в адрес Президента страны было написано множество жалоб и претензий. И проанализировав все письма и обращения россиян, В.Путин счёл правильным и необходимым лично (пусть и с экранов телевизоров) объяснить людям причины столь противоречивого решения. Он смог доступно и объективно разъяснить причины принятого решения.

И всё-таки, несмотря на то, что такое нововведение вызвало огромный резонанс и негативный отклик со стороны более чем 90% населения, преимущества ее внедрения всё же есть:

  • Уменьшение дефицита пенсионного фонда страны. Как уже было сказано, принятию реформы способствовали демографические факторы. Увеличив пенсионный возраст, тем самым увеличив количество трудоспособного населения, поднимется пенсионный фонд России, который на данный момент находится в убыточном состоянии и пенсии финансируются из федерального бюджета.
  • Повышение уровня пенсий. Глава Счетной палаты гарантирует, что благодаря принятию нового закона, увеличение размера пенсионных выплат будет иметь тенденцию к увеличению порядка 30%.
  • Увеличение объёма средств федерального бюджета. Так как теперь меньше средств будут тратиться на пенсии, то соответственно в федеральной казне будет значительно больше располагаемых средств.

Преимущества касаются в основном государственных интересов, а вот недостатки реформы граждане ощутят на собственном опыте:

  • Проблемы с трудоустройством. Людям, возраст которых на несколько лет не дотягивает до пенсионного, будет тяжело трудоустроится, так как работодатели отдают предпочтение более молодым специалистам. И хотя государство разработало ряд мер против такой дискриминации, но как показывает практика, проблема трудоустройства все же есть. Конечно, работодатель не назовёт настоящую причину отказа в трудоустройстве, потому что это запрещено законом и можно понести за это ответственность.
  • Снижение доходов населения. На данный момент существует множество работающих пенсионеров, которые получают пенсионные выплаты и заработную плату. С введением законопроекта, работающих пенсионеров станет значительно меньше, что уменьшит уровень доходов их семей.

Краткое содержание:


Осенью 2018 года в России было принято решение о повышении пенсионного возраста, которое поставило на дыбы всю страну. Власти оправдывали столь непопулярное решение тем, что благодаря пенсионной реформе им удастся снизить зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета, а также обеспечить гражданам устойчивый, опережающий рост пенсий.

Сейчас, по прошествии 2 лет становится совершено очевидно, что пенсионная реформа в том виде, как она была реализована, полностью провалилась. Ничего из того, что было обещано властями, не выполнено. ПФР как был дефицитным, так и остался таковым. Обещанная тысяча доходит далеко не до всех пенсионеров. А страну постоянно сотрясают скандалы, когда прибавка к пенсии составляет всего 1 рубль.

По сей день эксперты и политики говорят о том, что в пенсионной реформе вообще не было никакой необходимости. А инициаторы и реализаторы реформы тем временем предпочитают молчать о своем провале.

Экономии не получилось

Если сделать анализ на основе данных Счетной палаты, которые на днях опубликовала "Независимая газета" ( Подробнее >>> ), то можно увидеть, что за два года, прошедшие после начавшегося в стране постепенного повышения пенсионного возраста, эффект экономии для федерального бюджета оказался незначительным. Государство, как и раньше, продолжает делать то, что эта реформа должна была остановить или в существенной степени придержать – компенсировать выпадающие доходы из Пенсионного фонда за счет вливания из федерального бюджета.

«Всего трансферты из федерального бюджета на выплату страховых пенсий (средства на компенсацию выпадающих доходов за счет пониженных тарифов, на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на обязательное пенсионное страхование) в 2020 году по сравнению с 2018-м сократились на 135,58 млрд руб.», – пишет «Независимая газета», ссылаясь на данные Счетной палаты.

А на фоне пандемии эта «экономия» и вовсе сошла на нет.

«В результате сложившейся в 2020 году ситуации до конца года в бюджет ПФР может недопоступить страховых взносов на выплату страховой пенсии в объеме более 420 млрд руб. Дефицит бюджета ПФР может составить более 183 млрд руб. В связи с этим из Резервного фонда правительства в бюджет ПФР в 2020 году поступит 941,42 млрд руб.», – пояснили в Счетной палате.

При этом получателей пенсий в стране стало меньше более чем на 500 000 человек.

«Число пенсионеров по старости сократилось на 559,86 тыс. человек. Так, по состоянию на 31 декабря 2018 года было 36,7 млн человек, а на 1 октября 2020-го – уже около 36,1 млн человек», – отметили аудиторы Счетной палаты.

В конце ноября Госдума рассмотрит во втором чтении проект бюджета ПФР на следующую трехлетку. Из него следует, что в 2023-м весь трансферт федерального бюджета увеличится уже до 4 трлн руб., то есть на 25% по сравнению с 2020-м. При этом трансферты непосредственно на выплату страховых пенсий превысят уровень 2020-го примерно на 27% и составят почти 2,2 трлн руб.

А что с пенсиями?

Пенсии будут увеличиваться на тысячу рублей ежегодно, уверял нас господин Силуанов. И действительно, с первого взгляда может показаться, что реформа действительно обеспечила повышенную индексацию пенсий.

«Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров на конец 2018-го был около 14,4 руб., а по состоянию на 1 октября 2020-го – уже 16,5 тыс. руб. Примерно за два года пенсии увеличились более чем на 2000 руб.», – сообщает нам Счетная палата.

Однако напомню, что по действующему законодательству пенсии российским пенсионерам и так положено было индексировать на уровень инфляции. И без всякого повышения пенсионного возраста с учётом прошедшей инфляции государство обязано было добавлять пенсионерам в среднем примерно по 1000 рублей.

А сколько стариков у нас вместо обещанной тысячи получили прибавку гораздо меньше? А у скольких пенсионеров увеличение пенсий по факту не превысило 10 рублей или вовсе оказалось нулевым ( Подробнее >>> )?

Кроме того, данное повышение совершенно не коснулось работающих пенсионеров, и судьба полноценной индексации для этой категории граждан до сих пор под большим вопросом. А министр финансов уже договорился до того, что отмена индексации работающим старикам – это и вовсе "социальная справедливость" ( Подробнее >>> ).

Такой подход уже очистил рынок труда от сотен тысяч работающих пенсионеров.

«Число работающих пенсионеров по старости сократилось примерно за два года на 681 000 человек и составило на 1 октября 2020-го почти 7,9 млн человек», – сообщает нам Счетная палата.

Но можно предположить, что многие из этих пенсионеров ушли работать в тень, согласившись на зарплату в конверте, и потому стали не видны официальной статистике и Счетной палате. От этого опять же проиграл наш ПФР, так как благодаря этому не досчитается отчислений от официальной зарплаты, которые уплатили бы работодатели за этих людей.

Те, кто пока не является пенсионерами, и вовсе получили от пенсионной реформы одни только минусы в виде повышения пенсионного возраста и совершенно неопределенной судьбы их дальнейшей пенсии.

«Действующим пенсионерам пообещали доплату к пенсии 1000 руб. сразу и еще столько же на протяжении неизвестного количества лет. Обратите внимание, что речь шла не о тех, кто должен был выходить на пенсию, то есть не о тех, кто получает основной удар от этой реформы. Таким образом, государство дало денег тем, кого эта реформа не касается, а тем, кто принял удар, оно дало невнятные баллы в рамках предыдущих фаз реформирования пенсионной системы и обещания, что им потом пенсию будут удерживать на уровне не ниже инфляции, а все остальное забрала себе», — говорит президент Центра экономики инфраструктуры, ученый и экономист Владимир Косой.

За последние годы наше родное государство постоянно "кидало нас на деньги" – обесценивало сбережения, девальвировало рубль, меняло законы и конфисковало триллионы рублей пенсионных накоплений. Хотя у российских граждан уже давно выработался иммунитет на подобные решения и действия наших чиновников, но, на мой взгляд, пенсионная реформа для миллионов наших граждан и лично для меня стало настоящим ударом и болью, которая не утихла до сих пор.

Социологи констатируют факт, что за 2 прошедших года в стране выросла доля граждан, которые лично столкнулись с социальной несправедливостью, а в списке негативных факторов граждане очень часто ставят на первое место повышение пенсионного возраста.

Я считаю пенсионную реформу позором и провалом нашей власти. Но как мы видим, о своем позоре наши чиновники стараются умалчивать. Ведь ни одно государственное СМИ не сообщило нам об этом провале. И это убеждает нас в том, что власти все-таки осознают, что пенсионная реформа была совершенно не нужна и не принесла никаких положительных результатов стране. И поэтому сейчас об этом предпочитает умалчивать. Здесь как о покойнике – либо хорошо, либо ничего.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Любая оценка для меня важна!

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимова Ирина Васильевна

В статье раскрыто значение и необходимость пенсионной реформы в стране, показаны недостатки пенсионной системы, проблемы формирования доходов Пенсионного фонда , индексирования пенсий, увеличения пенсионного возраста , рассмотрены проблемы прохождения пенсионной реформы в России. Дан новый порядок расчета пенсий в системе обязательного пенсионного страхования в 2015 г. Приведены авторские предложения по совершенствованию пенсионной системы в РФ.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галимова Ирина Васильевна

Problems of the pension reform in Russia

The article considers the importance and the necessity of the pension reform in the country, shows the shortcomings of the pension system, problems of formation of incomes of the Pension Fund , problems of indexing pensions, of increasing the retirement age, of reforming the pension system in Russia. The new procedure of calculation of pensions in the system of obligatory pension insurance in 2015 is presented. The author presents proposals for improving the pension system in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы пенсионной реформы в России»

Проблемы пенсионной реформы в России

В статье раскрыто значение и необходимость пенсионной реформы в стране, показаны недостатки пенсионной системы, проблемы формирования доходов Пенсионного фонда, индексирования пенсий, увеличения пенсионного возраста, рассмотрены проблемы прохождения пенсионной реформы в России. Дан новый порядок расчета пенсий в системе обязательного пенсионного страхования в 2015 г. Приведены авторские предложения по совершенствованию пенсионной системы в РФ.

The article considers the importance and the necessity of the pension reform in the country, shows the shortcomings of the pension system, problems of formation of incomes of the Pension Fund, problems of indexing pensions, of increasing the retirement age, of reforming the pension system in Russia. The new procedure of calculation of pensions in the system of obligatory pension insurance in 2015 is presented. The author presents proposals for improving the pension system in the Russian Federation.

Ключевые слова: пенсионная реформа, страховые взносы, Пенсионный фонд, страховая и накопительная части пенсии, пенсионный возраст, программа софинансирования, трудовая, социальная, досрочная (льготная) пенсия.

Key words: pension reform, insurance, Pension Fund, insurance and accumulative parts of pension, pension age, programme of co-financing, labor, social, early (reduced) pension.

Пенсионная система очень важна для страны как в социальной сфере, так и в экономической. Необходимость проведения пенсионной реформы обычно обусловлена экономическими и демографическими факторами. Экономические факторы угрожают финансовой обеспеченности пенсионных обязательств государства, а демографические повышают пенсионную нагрузку на работающее население. Так, в последние годы удельный вес пожилых людей растет, что обусловлено увеличением продолжения жизни людей и ведет к значительным изменениям в социальной сфере и экономике государства. Но если вместе с процессом старения населения происходит сокращение рождаемости, это приводит к демографическому кризису.

© Галимова И.В., 2015

В современных условиях проблема пенсионного обеспечения населения в РФ по-прежнему стоит остро, несмотря на проведенные реформы, так как бюджет Пенсионного фонда является дефицитным и финансируется средствами из госбюджета. В перспективе это не может долго продолжаться. Результатом пенсионной реформы должно стать увеличение размера пенсий и устойчивость пенсионной системы [1].

Пенсионная система в России в настоящее время формируется по страховому принципу, ориентирована на низкооплачиваемых и среднеоплачиваемых работников, и при довольно высоких тарифах страховых взносов пенсии находятся на низком уровне. Она не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.

В ходе реализации последней пенсионной реформы, по мнению специалистов, возникли следующие проблемы:

•из-за недостаточной информации большая часть населения не знает о способах распоряжения накопительной частью своей пенсии;

•отсутствие информации о деятельности частных и государственных управляющих компаний и Пенсионного фонда РФ приводит к сложности выбора населением управляющей компании для наиболее эффективного инвестирования пенсий, что приводит к недоверию населения;

•многие управляющие компании не могут приносить гражданам стабильный доход от инвестирования пенсионных накоплений. Поэтому имеется недоверие к частным управляющим компаниям из-за высоких рисков банкротства и отсутствия надежных гарантий, особенно в условиях кризиса [4].

Стало также очевидно, что наша пенсионная система не адаптирована к кризисным условиям в экономике, а механизм осуществления крупномасштабной инвестиционной деятельности с целью увеличения накопительного пенсионного капитала отсутствует.

Структура управления накопительной частью пенсии не направлена на достижение долгосрочных задач по оптимизации пенсионного обеспечения. В этой связи проблемой является повышение эффективности инвестиций пенсионных вложений, которые должны носить безрисковый характер. Во многих странах пенсионный капитал инвестируют в основном в государственные ценные бумаги, а в России эти вложения являются не достаточно надежными. Управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды осуществляют в основном краткосрочные спекулятивные операции на фондовом рынке. В нашей стране до сих пор отсутствуют проработанные альтернативные механизмы инвестирования, а стратегия инвестиционных вложений в РФ не эффективна,

так как государство не принимает участие в управлении пенсионными накоплениями.

По нашему мнению, для увеличения эффективности инвестирования пенсионных накоплений необходимо повысить информированность населения в области пенсионного законодательства, а также о самых доходных и стабильных управляющих компаниях.

В настоящее время в России проводится очередной этап пенсионной реформы.

Был введен новый порядок расчета пенсий в системе обязательного пенсионного страхования. Вступили в силу основные Федеральные законы от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» [5; 6]. Соответственно, в 2015 г. были введены два вида пенсий: страховая и накопительная. В свою очередь страховые пенсии подразделяются на следующие виды: по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца. При достижении пенсионного возраста или получения инвалидности гражданин получает ежемесячную пенсию. Денежные средства, поступающие на формирование страховой пенсии, показываются на индивидуальном лицевом счете в ПФР в виде пенсионных прав. Эти поступившие средства выплачиваются в виде пенсий нынешним пенсионерам. Такая система называется солидарной, т. е. страховые взносы работающего поколения идут на выплату текущих пенсий. А страховые взносы, формирующие накопительную пенсию, называются пенсионными накоплениями. Они передаются из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или в доверительное управление управляющей компании для инвестирования на финансовом рынке.

Новая формула расчета страховой пенсии следующая:

СП = ФВ х К + ПБ х С х К,

где СП - страховая пенсия;

ФВ - фиксированная выплата;

К - премиальные (повышающие) коэффициенты к страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца и к фиксированной выплате по старости за выход на пенсию позже установленного пенсионного возраста;

С - стоимость одного пенсионного коэффициента (балла);

ПБ - сумма всех годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина [2].

Используется эта формула для расчета страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца. У каждого будущего пенсионера есть возможность дополнительно увеличить размер страховой пенсии за счет премиальных коэффициентов. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии фиксированная

выплата и страховая пенсия увеличиваются на определенные коэффициенты. Эти премиальные коэффициенты имеют разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии (0,55 за 30 лет стажа плюс 0,01 за каждый лишний год). Пенсионный балл - это показатель, которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР и варианта пенсионного обеспечения. Количество баллов, которое можно получить, будет зависеть от зарплаты. За год можно сформировать максимально до 10 баллов. Государство устанавливает стоимость пенсионного балла и ежегодно увеличивает её на уровень инфляции в предыдущем году. В настоящее время стоимость пенсионного балла составляет 64,1 р. При выходе на пенсию все накопленные баллы будут пересчитаны в деньги путем их умножения на стоимость одного балла в году выхода на пенсию. Фиксированная выплата установлена законом в твердой сумме и выплачивается к страховой пенсии. В 2015 г. она составляет 4000 р.

Эта формула, по нашему мнению, является несовершенной, так как расчеты ведутся исходя не из заработка человека, а из размера пенсионного капитала. Кроме этого имеются много ограничений, уменьшающих пенсию. Благодаря новому расчету размер пенсии достигнет уровень 40 % от среднего заработка. Для этого гражданин должен 30 лет платить пенсионные взносы со средней зарплаты и выйти на пенсию на пять лет позже установленного возраста. При стаже 35 лет коэффициент замещения достигнет 49 %. Этот вариант формулы значительно увеличит пенсию тем, кто продолжит работать на пенсии. При этом перечисления из бюджета на покрытие дефицита ПФР снизятся (с 3 до 1,8 % ВВП) [4].

Программа государственного софинансирования пенсий действовала с 2009 по 2014 г. Ее суть состояла в том, что работникам, уплачивающим дополнительные взносы от 2 до 12 тыс. р. в год, государство увеличивало пенсионные накопления на ту же сумму. Но в этой программе можно выделить следующие недостатки: до выхода на пенсию граждане не имели доступа к своим накоплениям; наличие инфляционных рисков, от которых граждане не были застрахованы.

Министерство финансов РФ предложило отказаться от индексации пенсий на уровень инфляции и привязать ее к росту доходов Пенсионного фонда. Но в современных условиях сокращения числа работников и заработных плат снижаются и доходы ПФР. Соответственно, если это предложение будет внедрено на практике, то это будет нарушение Конституции РФ, так как она запрещает принимать законы, ухудшающие финансовое положение граждан. В случае реализации этого предложения пенсионеры материально пострадают. Да, существующая ежегодная индексация пенсий на уровень инфляции реальную инфляцию не покрывает, но это хоть небольшая компенсация постоянного удешевления размера пенсии.

Пенсионный фонд РФ имеет дефицит около 115 млрд р., который покрывается за счет средств федерального бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом при нехватке средств бюджета на выплату пенсий на эти цели направляются средства Фонда национального благосостояния. Можно сказать, что Пенсионный фонд РФ сейчас находится на грани финансовой катастрофы. Для увеличения доходной части пФр можно было бы закрепить за Пенсионным фондом дополнительный самостоятельный доходный источник, не связанный с увеличением фискальной нагрузки на фонд оплаты труда (например, части НДС). В этом случае государство может проводить регулярные индексации пенсий, исходя из роста доходов ПФР, не увеличивая дефицит. А из-за отсутствия роста фискальной нагрузки на фонд оплаты труда у работодателей не возникнет мотивации снижения этого фонда.

Одной из важных проблем пенсионной системы является и значительное количество досрочных (льготных) пенсий. Численность получателей этих пенсий в настоящее время достигла 34 % от числа пенсионеров по старости [1]. Между тем количество работающих пенсионеров постоянно растет за последние 25 лет, что объясняется падением уровня жизни в условиях перестройки, а также увеличением продолжительности жизни. В настоящее время работающие пенсионеры составляют третью частью рынка труда, и в эту группу в основном входят получатели досрочных и льготных видов пенсий.

В советский период льготы использовались для решения народнохозяйственных задач, но этот список расширялся и в последующее время. В результате сейчас право на досрочный выход на пенсию имеют работники государственных и частных структур. При равном тарифе страховых взносов за этих работников их льготы оплачивает государство за счет взносов остальных граждан. Наличие большого числа получателей досрочных пенсий по условиям труда и региональным условиям проживания углубляется большим объемом накопленных государственных обязательств. Эти льготные пенсии не обеспечены соответствующими страховыми источниками финансирования. В этой связи система досрочных пенсий настоятельно требует реформирования. Для этого следует ввести дополнительный страховой тариф для работодателей с такими рабочими местами. Пути оптимизации расходов бюджета ПФР в этой связи можно предложить следующие:

•ликвидировать рабочие места с вредными и опасными условиями труда для минимизации фискальной нагрузки на фонд оплаты труда организаций;

•перевести досрочно назначаемые пенсии по условиям труда из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с применением

дифференцированного тарифа страховых взносов в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска;

•установить пенсионный возраст мужчин и женщин на уровне 60 лет, предоставив женщинам право на снижение этого возраста выхода на пенсию на один год за каждого рожденного ею ребенка. А к 2030 г. увеличить срок выхода на пенсию до 63 лет, что позволит снизить налоговую нагрузку на бизнес до 20-22 %.

В последние годы активно обсуждается вопрос о возрасте выхода на пенсию в России, который остается самым низким среди стран, имеющих государственную систему обязательного пенсионного обеспечения. Пенсионные системы всех развитых стран давно перешли 65-летний рубеж пенсионного возраста [3].

Увеличение пенсионного возраста населения необходимо из-за неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в России, и постоянно растущего дефицита Пенсионного фонда. Увеличение пенсионного возраста позволит увеличить бюджет Пенсионного фонда и обеспечить средствами пенсионеров. Однако, по мнению некоторых экономистов, такая мера недостаточно эффективна, так как она не сможет улучшить ситуацию на долгосрочную перспективу.

Для улучшения пенсионного обеспечения нужно также искоренить нелегальные выплаты заработной платы, способствовать увеличению официальных выплат. Желательно улучшить ситуацию на рынке труда, сократить безработицу [1].

Все это, по нашему мнению, должно способствовать выполнению основной цели Пенсионного фонда РФ - поддерживать уровень жизни пенсионеров, а также сможет обеспечить финансовую стабилизацию пенсионной системы вследствие повышения эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономии всех видов расходов, включая расходы на ее содержание.

1. Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации. - М.: ИТК Дашков и К., 2013.

2. Пенсионный Фонд Российской Федерации, официальный сайт. - URL: www.pfrf.ru

3. Соловьев А. К. К вопросу о повышении пенсионного возраста / ж. Финансы. - 2015. - № 6.

4. Соловьев А. К. Пенсионная реформа: иллюзия и реальность. - М.: Проспект, 2014.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 28ю12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

6. Федеральный закон Российской Федерации от 28ю12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Читайте также: