Проект пенсионного закона для уголовно исполнительной системы


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 238-ФЗ “О внесении изменений в статью 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (документ не вступил в силу)

Принят Государственной Думой 9 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2020 года

Внести в статью 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5719; 1998, N 30, ст. 3613; 2002, N 24, ст. 2254; N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2007, N 50, ст. 6232; 2009, N 30, ст. 3739; 2016, N 27, ст. 4160; 2017, N 27, ст. 3951; 2019, N 40, ст. 5488) следующие изменения:

1) дополнить новой частью шестой и частью седьмой следующего содержания:

"В случае смерти (гибели) лиц, указанных в части первой статьи 45 настоящего Закона, из числа лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, до назначения им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности либо получателей пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, которые выплачивались с учетом повышений в соответствии со статьей 45 настоящего Закона, пенсия по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи, имеющему на нее право, назначается с учетом этих повышений. В случае, если кормилец относился к лицам, указанным в пунктах "а" - "в" части первой статьи 45 настоящего Закона, повышение к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается исходя из ее размера.

При наличии у самих нетрудоспособных членов семьи, получающих пенсию по случаю потери кормильца, права на повышение пенсии в соответствии со статьей 45 настоящего Закона указанное повышение устанавливается одновременно с повышением, установленным в соответствии с частью шестой настоящей статьи.";

2) часть шестую считать частью восьмой.

Президент Российской Федерации В. Путин

20 июля 2020 года

Обзор документа

Президент РФ подписал поправки к Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих, правоохранителей и их семей.

Решено всем нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих (сотрудников) к назначаемой им пенсии по случаю потери кормильца устанавливать повышения, которые предусмотрены для их кормильцев за особые заслуги перед Отечеством. При этом если нетрудоспособный член семьи сам имеет указанный льготный статус, то дополнительно к пенсии по случаю потери кормильца ему сохранят повышения, которые ему выплачиваются в настоящее время. Причем такие повышения будут выплачиваться одновременно с повышениями, установленными в зависимости от статуса кормильца.



Пенсия сотрудников ФСИН

Другими словами, служащие ФСИН — это все граждане, занятые работой с лицами, совершившими противоправные действия (заключенными):

  1. воспитатели;
  2. социальные работники;
  3. охранники;
  4. психологи и т.д.
  5. контроллеры за исполнением наказания;

В случае смерти сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, их родственники, согласно законодательству РФ, могут оформить государственные выплаты по случаю потери кормильца. Кроме этого, если после службы во ФСИН гражданин официально осуществлял трудовую деятельность и за него перечислялись взносы по обязательному пенсионному страхованию, то по достижении пенсионного возраста он имеет право оформить и страховую пенсию по старости.

В то же время гражданин может обратиться за установлением выплаты, не имея 20 лет трудового стажа во ФСИН, если он одновременно соответствует нескольким условиям:

  1. наличие выслуги не менее 12 с половиной лет;
  2. достижение возраста 45 лет;
  3. наличие общего трудового стажа не менее 25 лет.

Срок службы во фсин изменения

Какой ввели новый закон об изменении сроков службы?


Для получения пенсии за выслугу лет требуется, чтобы выслуга составляла не менее 20 лет. Уточните — в УИС у вас выслуга льготная или календарная?​ В УИС год идет за полтора.

В УИС год идет за полтора. Тогда получается следующее: 8,4 х 1,5 = 12 лет 6 месяцев (служба в УИС) 12,6 + 3 = 15,6 (с учетом срочной службы) По периоду обучения действует следующее правила зачета: 3 года профессионального лицея после 9 классов и 1 год среднетехнического образования.

То есть у вас получится 1,6 — в лицее, 6 месяцев — среднетехническое образование.

Есть ли законопроект о повышении выслуги сотрудникам уис

С 2020 года нижний предел выслуги лет, дающий право на получение военной пенсии, будет повышен.

Законопроект, предусматривающий увеличение срока военной службы, уже согласован силовыми ведомствами. Проект закона был разработан силовыми министерствами в рамках исполнения майского поручения Путина. Рассмотрение нового закона в Госдуме предусмотрено на сентябрь.


Пенсия сотрудника уголовно — исполнительной системы в 2020 году

Её основные отличия от других пенсий. Условия и порядок её получения. В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 19.07.2011 г.

№ 247 с 01.01.2012 года денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, состоит:

    из оклада по ранее занимаемой должности, оклада по специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет.

Лица, проходящие службу в системе исполнения наказания РФ, имеют право на пенсию за выслугу лет (согласно ст.13 раздела 2 «Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в ОВД» № 4468-1).

Размер пенсии зависит от денежного довольствия и продолжительности выслуги лет, чем дольше сотрудник прослужил, тем больше будет размер его пенсии. Пересмотр пенсий пенсионерам УИС с 01 января 2012 года производился в 2 этапа, а именно: Увеличенные в 3,0 раза должностные оклады; Оклады по специальным званиям: Ежемесячную надбавку к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в размерах, установленных п.7 ст.

Особенности пенсионного обеспечения сотрудников УИС

Пенсия — это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.


Изменения в закон о службе уис

Разъяснения по наиболее часто встречающимся вопросам в обращениях граждан, сотрудников УИС и членов их семей, поступивших в управление кадров ФСИН России Порядок приема на службу в учреждения и органы ФСИН России.

Решение о приеме кандидата на службу принимается начальником учреждения или органа УИС в пределах своей компетенции.

? Порядок увольнения из уголовно-исполнительной системы. ? Зачисление сотрудников УИС в распоряжение. Денежное довольствие и иные выплаты сотрудникам, находящимся в распоряжении.

Прекращение службы и основания для увольнения из уголовно-исполнительной системы 17.1. Прекращение службы в уголовно-исполнительной системе оформляется приказом. При этом увольнение сотрудников производится соответствующими начальниками в пределах компетенции, установленной статьей 60 Положения: 17.2.

Власти поднимут силовикам пенсионный возраст на пять лет

Силовики станут первыми, “кому светит” 5-летнее повышение пенсионного возраста.


Служить, начиная с 1 января 2020 года, всем, кто носит погоны, а к этой категории будут отнесены военные, МВД, МЧС, прокуроры и другие силовики для того, чтобы заработать пенсию придется 25 лет вместо 20. Законопроект готовился в Госдуме и Белом Доме, поэтому для многих силовиков данные нововведения будут открытием. Эксперты

Законопроект об увеличении пенсии в уис

Давайте поступим демократично.

  • служба в армии (как по призыву, так и по контракту);
  • работа в органах ФСИН в качестве стажера и т.д.
  • прохождение военных сборов;

Назначение страхового пенсионного обеспечения Обратиться за назначением этого обеспечения гражданин может только при соблюдении определенных условий , установленных статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.

  1. 1 год = 1,5 годам — по общему правилу;
  2. 1 год = 2 годам — служба в особых исправительных учреждениях (где содержатся инфицированные заключенные или приговоренные к пожизненному отбыванию наказания).

Пенсионные выплаты по выслуге лет финансируются по линии Министерства обороны из средств федерального бюджета.

«Тема очень тонкая, предстоит еще ряд консультаций на уровне финансово-экономического и социального блоков правительства, а также всех заинтересованных сторон»

, — рассказал газете высокопоставленный сотрудник администрации президента.

Особенности начисления пенсии сотрудникам ФСИН

Поэтому о условия их службы приравнены к военным. Условия выхода на пенсию для сотрудников ФСИН значительно отличаются от «гражданских». За назначение и выплату пенсий сотрудникам УИС отвечает группа пенсионного обеспечения (ГПО), иначе их называют территориальные подразделения при управлении федеральной службы системы исполнения наказаний (УФСИН).


Правительство внесло в Госдуму законопроект, которым предлагается увеличить предельный возраст пребывания на службе для офицеров из руководящего состава уголовно-исполнительной системы.

Предельный возраст зависит от звания офицера. Сейчас единственный офицер ФСИН, который может оставаться на службе до 65-летнего возраста, — генерал-полковник внутренней службы (такое звание присваивается директору ФСИН после года успешной службы, о присвоении его Александру Калашникову, вступившему в должность в октябре 2019 года, пока официально не сообщалось).

В законопроекте предлагается включить в число офицеров, которые могут оставаться на службе до этого возраста, генерал-лейтенантов и генерал-майоров внутренней службы (такие звания носят заместители главы ФСИН, начальники главков и управлений центрального аппарата и части региональных управлений ведомства). Сейчас их предельный возраст нахождения на службе — 60 лет. Также соответствующий закон предлагается дополнить положением о сотрудниках ФСИН, имеющих ученую степень и работающих в вузах или научных организациях ФСИН. Для них также предлагается установить 65-летний предельный возраст.

Полковники уголовно-исполнительной системы в случае принятия законопроекта смогут служить до 60 лет вместо 55. Все офицеры более младших званий по действующему законодательству служат до 50 лет. В законопроекте предлагается оставить этот предельный возраст для офицеров до капитана включительно. Для майоров и подполковников предлагается повысить предельный возраст до 55 лет.

Офицер, достигший предельного возраста, по своему согласию может оставаться на службе еще в течение пяти лет, если его здоровье и результаты аттестации соответствуют требованиям. В случае принятия законопроекта сотрудники ФСИН смогут увольняться после достижения предельного возраста по прежним правилам в течение еще четырех лет, до 1 января 2025 года.

Зачем нужен законопроект

Необходимость изменений связана с оттоком ценных кадров из ФСИН, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Поправки позволят «сохранить на службе высококвалифицированный личный состав», «эффективно использовать знания и навыки сотрудников, а также устранить дефицит высокопрофессиональных кадров». Сейчас существует некомплект штатной численности уголовно-исполнительной системы, отмечают авторы законопроекта: к середине 2020 года он составлял 10,7%, или 24,1 тыс. человек.


В случае принятия законопроекта «прогнозируемое количество сотрудников, которые в течение пяти лет могут принять решение о продолжении службы до увеличиваемого предельного возраста пребывания на службе, составит более 13 тыс. человек».

Текущие нормы предельного возраста службы для сотрудников ФСИН действуют с 2018 года, ранее они были еще ниже: офицеры до подполковников включительно служили до 45 лет, а полковники — до 50. В результате в 2015–2018 годах из ФСИН ежегодно увольнялись 3–4 тыс. офицеров, достигших максимального возраста, следует из пояснительной записки. В 2019 году, после принятия поправок, количество вышедших на пенсию сократилось до 945 человек. Дальнейшее увеличение предельного возраста службы должно «закрепить вышеуказанную положительную тенденцию», говорится в законопроекте.

Кроме того, повышение предельного возраста службы во ФСИН нужно для соблюдения принципа «единства правовых и организационных основ государственной службы», отмечается в пояснительной записке. Так, сейчас для офицеров МВД, Росгвардии, ФСБ и других российских силовых структур предусмотрен более высокий предельный возраст службы, чем для сотрудников тюремной системы.


В действующем законе о бюджете на 2020 год ассигнования на пенсии сотрудникам ФСИН составляют 51 млрд руб., в проекте бюджета на 2021 год предусмотрено 58,4 млрд руб. В бюджете на 2018 год, принятый до последних изменений предельного возраста службы офицеров ФСИН, на пенсии выделялось 44,2 млрд руб.

По данным Совета Европы, который ежегодно публикует отчеты о состоянии тюремной системы стран-членов, в России по состоянию на 2020 год числилось 247 тыс. сотрудников системы исполнения наказаний (данные для отчетов Совет Европы получает от правительств). Как следует из статистических данных на сайте ФСИН, штатная численность персонала УИС составляет почти 296 тыс. человек (начальствующий состав — 225 285)

Это максимальное число в Европе. За Россией следует Турция с 55 тыс. сотрудников тюремной системы и объединенная тюремная администрация Англии и Уэльса с 50 тыс. сотрудников. При этом в России на каждого сотрудника пенитенциарной системы в среднем приходится 2,2 заключенного, что больше, чем в среднем по Европе.


Накануне Мишустин анонсировал оптимизацию системы госуправления, в результате которой должно сократиться количество должностей в системе исполнительной власти, а штат ведомств должен уменьшиться на 5–10%.

В октябре Министерство финансов выступило с идеей оптимизировать расходы на правоохранительный блок, сократив штаты органов и объединив МВД, ФСИН и Федеральную службу судебных приставов в одно ведомство, писал «Коммерсантъ».


Особенности службы в учреждениях УИН еще с Советских времен предполагают льготное назначение пенсии. В том числе и нижний предел выслуги лет для выхода на пенсию сотрудников ФСИН.

Однако после коронакризиса и резкого падения цен на нефть в стране пошли радикальные перемены в повестке дня. Финансовый блок правительства начал в спешном порядке готовить секвестр бюджета и добрался до рассмотрения в срочном порядке законопроекта о реформе МВД, которая подразумевает сокращение на 10% штата, увеличение выслуги, отмену индексации и много чего ещё.

Возможно ли повышение выслуги лет в ФСИН до 25 лет

Исходя из прогнозов роста ожидаемой продолжительности жизни, увеличившейся в разы за минувшие 50 лет, пенсионное законодательство требует пересмотра и корректировки.

Если же гражданину не хватило пенсионных баллов, то его выход на пенсию откладывается до предельного возраста и ему может назначаться социальная пенсия по старости:

  • мужчины выходят на пенсию по старости в 65 лет
  • женщины выходят на пенсию по старости в 60 лет

Также мы уже публиковали материал о повышении пенсионного возраста для госслужащих.

Таблица 1. Повышение пенсионного возраста для госслужащих — женщин

Год Возраст выхода на пенсию
2018 56
2019 56,5
2020 57
2021 57,5
2022 58
2023 58,5
2024 59
2025 59,5
2026 60
2027 60,5
2028 61
2029 61,5
2030 62
2031 62,5
2032 63


Таблица 2. Повышение пенсионного возраста для госслужащих — мужчин

Год Возраст выхода на пенсию
2018 61
2019 61,5
2020 62
2021 62,5
2022 63
2023 63,5
2024 64
2025 64,5
2026 65
2027 65
2028 65
2029 65
2030 65
2031 65
2032 65


Что касается работников Уголовно-Исполнительной системы, то здесь картина представляла из себя довольно привычную конфигурацию. Сотрудники ФСИН имели право на ведомственную пенсию по выслуге лет:

  • После 20 лет выслуги в ФСИН
  • После 12,5 лет выслуги в ФСИН и общего стажа работы в 25 лет при достижении возраста 45 лет

Кстати, нелишним будет напомнить и о существовании второй пенсии сотрудникам силовых ведомств. Данная ситуация являлась привычной для работников этих учреждений, ведь на льготную выслугу имеют право:

  • Работники ФСИН
  • Сотрудники полиции
  • Военнослужащие
  • Сотрудники органов по контролю за оборотом наркотиков
  • Службисты Росгвардии
  • Работники Государственной противопожарной службы

По оценке заместителя директора Института социальной политики Высшей школы экономики, число пенсионеров, получающих досрочную пенсию на сегодня подходит к 3 млн человек. Именно столько граждан относятся к бывшим сотрудникам силовых ведомств.

Но не стоит забывать важный момент — пенсии данным категориям выплачиваются не из ПФР, а идут напрямую из федерального бюджета. Расходы на выплаты пенсий сотрудникам полиции, военнослужащим и другим бывшим силовикам внесены в бюджетные статьи профильных министерств.


Поэтому одной из важнейших законодательных инициатив, которые будут вноситься в Госдуму в ближайшее время, будет возможно разрабатываться законопроект о повышение пенсионного возраста для Федеральной Службы Исполнения Наказаний в виде поднятия выслуги до 25 лет.

Такая мера может освободить дополнительные ресурсы для трансферта из федерального бюджета ПФР на обеспечение обязательного пенсионного страхования.

Ряд СМИ настаивают и на том, что реформа ФСИН может идти по нескольким направлениям:

  • Повышение минимального возраста выхода на пенсию с 45 лет до 50 лет с 2021 года;
  • Повышение выслуги до 25 лет для сотрудников ФСИН с 2021 года;
  • Повышение выслуги лет до 30 сотрудникам ФСИН в будущем.

Новая реформа МВД

В конце октября 2020 Минфин предложил реформу силовых структур, которая с высокой долей вероятности будет принята и вступит в силу уже в 2021 году:

  1. объединить ФСИН, ГФС и ФССП на базе МВД в единый правоохранительный орган с одновременным сокращением численности
  2. сократить на 10% численность сотрудников органов внутренних дел (за счет вакансий и перевода сотрудников, работа которых не связана с выполнением правоохранительных функций, на гражданскую службу),
  3. установить максимальный размер денежного довольствия, учитываемого для начисления «военных» пенсий не выше 80% (сейчас 73,68%)
  4. исключить из закона индексацию военных пенсий не менее чем на 2% сверх инфляции,
  5. увеличить с 20 до 25 лет минимальную выслугу лет для выхода на пенсию
  6. продлить срок носки вещевого имущества
  7. создать единый расчетный центр, а также единую систему материально-технического (тылового) обеспечения для централизации финансово-хозяйственной деятельности

Данная реформа позволи Минфину сэкономить по 20 млрд рублей ежегодно. Пока официальных подтверждений этой информации из Правительства не поступало, но все центральные газеты сообщили, что реформа идёт в верхах.

Возможно ли увеличение выслуги лет в ФСИН до 25 лет с 2021 года

Множество печатных и интернет-СМИ уже не раз публиковали сведения о том, что государство планирует увеличить выслугу лет в ФСИН до 25 лет с 1 января 2021 года. При этом необходимо обращать внимание на тот факт, что обсуждение этих изменений для минимальной выслуги в полиции ведутся довольно давно — первоначально такая мысль была озвучена еще в 2013 году. Поэтому можно сказать — это старая тема, которую периодически поднимают.

Как следует из официальных выступлений, описываемый законопроект вполне себе готов, однако его одобрение находится на завершающей стадии. Всё-таки силовые ведомства являются надежной опорой государственной власти и резко поднимать стаж для льготной пенсии никто не хочет.

Такая мера способна оттолкнуть от привлекательной службы в учреждениях УИН некоторых молодых сотрудников, поэтому если и будут увеличивать выслугу, то делаться это будет более аккуратно. А может все останется на уровне обсуждений.

Тем не менее вопрос о повышении выслуги лет до 25 в органах внутренних дел и исполнения наказаний стоит на повестке дня и к нему будут обращаться, если того потребуют какие-либо изменения.

С другой стороны вероятность слияния ФСИН в МВД вполне себе закономерна — любая реформа приводит к сокращению штатной численности сотрудников.

Реформа ФСИН в 2021году: повышение пенсионного возраста или увеличение выслуги?

Среди дополнительных критериев для снижения государственных расходов на финансирование ФСИН называют не только возможное повышение выслуги до 25 лет, но также и увеличение минимального возраста выхода на пенсию с 45 лет до 50 лет.

Правительство может внести поправки в данный закон, и поднять минимальный возраст выхода на пенсию на 5 лет – до 50 лет.

В настоящее время сотрудник ФСИН, отслуживший не менее 12 лет и 6 месяцев при наличии у него минимально необходимого общего стажа в 25 лет имеет полное право уволиться и получать пенсию после достижения 45-летнего возраста.

Таким образом получится продление службы за счет увеличения пенсионного возраста, что способно сократить дефицит пенсионных выплат.

Некоторые сотрудники ФСИН считают, что в случае повышения выслуги до 25 лет у некоторых из них не останется другого выхода, кроме как подать на досрочную пенсию по инвалидности.

Журнал ПрофиКоммент писал про особенности назначения пенсий по инвалидности в силовых ведомствах. На такой шаг способны пойти те сотрудники, которые за время службы получили ранения, увечья или хронические заболевания. В таком случае реформа ФСИН может не достичь поставленных кабинетом министров результата.

    Фаина Дворжецкая 4 лет назад Просмотров:

1 Яцкова Юлия Викторовна преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Право и организация социального обеспечения. ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России Новое в пенсионном законодательстве для сотрудников уголовно-исполнительной системы, имеющих право на пенсию по выслуге лет. Пенсией за выслугу лет принято называть пенсию, которая устанавливается сотрудникам правоохранительных органов при наличии выслуги, не менее 20 лет (в некоторых случаях - 25 лет, при наличии гражданского стажа) независимо от возраста. Таким образом, понятие пенсии за выслугу лет можно сформулировать следующим образом это ежемесячная пожизненная денежная выплата за счет средств бюджетов, соизмеримая с прежним денежным содержанием (довольствием) служащих, гарантированная государством, выплачиваемая в целях компенсации гражданам доходов, утраченных ими в связи с прекращением служебной деятельности, право на которую определяется в соответствии с законодательством. 1 Введение пенсий за выслугу лет объясняется, главным образом особенностями прохождения службы. Так, служба в уголовно-исполнительной системе (далее УИС) напрямую связана с риском для жизни, т.к. включает человека в различные экстремальны ситуации (захват заложников, массовые беспорядки, неповиновение и т.п.). Помимо этого сотрудникам приходится работать с особым контингентом и не простых условиях: «В тюремной жизни нет никакой романтики это жестокость, страдания, грязь и к ним вольно или невольно вырабатывается привычка». 2 Поэтому сотрудники УИС часто испытывают депривацию от условий службы. Помимо этого служба зачастую 1 Григорьев И.В. Право социального обеспечения: краткий курс лекций / - М.: Издательство Юрайт, с., С Грибов В. В тюремном интерьере // Ветеран (718). С. 14.

2 проходит в состоянии психологической напряженности, на повышенном эмоциональном фоне, что приводит к эмоциональному выгорания. Служба в УИС помимо образования, личных и деловых качеств, требует отличную физическую подготовку и отменное здоровье. Поэтому не случайно, предельный возраст службы в уголовно-исполнительной системе составляет 45 лет. В связи с возрастными изменениями сотрудники выходят на пенсию довольно в молодом возрасте. И после выхода на пенсию сотрудники очень часто продолжает трудовую деятельность, учитывая молодой возраст выхода на пенсию и экономическую ситуацию в стране, только уже не «в системе». До 2008г. гражданам, которые имели одновременно право на пенсию по выслуге лет и на пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливалась только одна пенсия по их выбору. 3 Исключение распространялось только для некоторого круга лиц, которым законодательство закрепило право получать две пенсии единовременно. 4 Это граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, участники боевых действий, граждане, награжденные знаком «Жителя блокадного Ленинграда» и др. Работающие в гражданских организациях пенсионеры ФСИН неоднократно обращались в органы Пенсионного фонда о назначении им пенсии по старости, так как они выплачивают обязательные страховые взносы, но пенсию по старости не получают. В итоге, эту ситуацию было решено вынести на рассмотрение в Конституционный суд РФ. На заседании было решено, что запрет на предоставление пенсионерам права на получение наряду с пенсией за выслугу лет, пенсии по старости, которая заработана ими с учетом требуемого для ее назначения страхового стажа и уплачиваемых обязательных страховых 3 Федеральный закон от N 166-ФЗ (ред. от ) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Ст.3 / СПС Консультант плюс. 4 Там-же.

3 взносов в Пенсионный фонд РФ, нарушает конституционные права работающих пенсионеров и противоречит закону. В результате прошедшего заседания было указано, что в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров следует разработать новый правовой механизм, обеспечивающий им помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом взносов, которые находятся на их лицевых счетах в Пенсионном фонде. 5 Следствием этого, был принят Федеральный закон 156- ФЗ от г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», вступивший в силу с г. Данным законом внесены изменения в Закон РФ от N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Сейчас Федеральным законом от N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" установлено, что пенсионеры правоохранительных органов, при наличии условий для назначения пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и пенсии по старости (за исключением фиксированного размера страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". 6 Размер страховой пенсии по старости зависит от размера страховых взносов, перечисленных работодателем и записанных на индивидуальных лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде. Что касается накопительной 5 Федеральный закон от N 166-ФЗ (ред. от ) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Ст.3 / СПС Консультант плюс. 6 Федеральный закон от ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения"/ СПС Консультант плюс.

4 пенсии, то это пенсии, которой можно самостоятельно управлять и распоряжаться. Так, ее можно формировать как в Пенсионном Фонде РФ под управлением государственной управляющей компании, так и в негосударственных пенсионных фондах. Однако, в конце 2013 года произошли изменения законодательства в части пенсионного обеспечения, которые вступили в силу с 1 января 2015г. Был принят Федеральный закон, 7 который затронул пенсии по старости сотрудникам уголовно-исполнительной системы в 2015 году, а именно: увеличен требуемый страховой стаж для начисления трудовой пенсии. Изменения довольно масштабные: с 5 обязательных лет непрерывного стажа предполагается увеличение до 15 лет, которое будет осуществляться поэтапно, в течение 9 лет (до 2024 года). Так, 2015г. необходимо уже - не менее шести лет страхового стажа. введена необходимость наличия минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) (на 2015 год она установлена в размере 6,6 и будет ежегодно повышаться до 30 в 2025 году). пенсионный возраст (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) остался без изменения. Если пенсионер ФСИН продолжает работать в гражданской организации, при этом работодатель выплачивает взносы с суммы заработка в Пенсионный фонд РФ, он имеет право на страховую пенсию по старости при соблюдении вышеперечисленных требований. При желании он может формировать и накопительную пенсию по старости, при условии, что он родился в 1967г. и позднее. Таким образом, складывающая ситуация не очень оптимистичная для сотрудников уголовно-исполнительной системы, поскольку предполагается ежегодное возрастание минимального стажа для начислений страховой пенсии 7 Федеральный закон от N 400-ФЗ (ред. от ) "О страховых пенсиях"// "Российская газета", N 6, (прил. 1-4),

5 по старости. В страховой стаж пенсионерам уголовно-исполнительной системы не включаются периоды службы, и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». И таким образом, сотрудник уголовно-исполнительной системы, который выходит на пенсию по выслуге лет, должен проработать еще 15 лет на «гражданке» для назначения пенсии по старости. А это сможет далеко не каждый пенсионер (т.к. некоторые уходят на пенсию и в 50 лет). И таким образом, будет складываться ситуация, когда работающие пенсионеры УИС, выплачивающие обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд, пенсию по старости получать не будут. Данные изменения не коснутся тех пенсионеров, которым уже начислена страховая часть пенсии. Все корректировки принципа начисления не имеют обратного действия, соответственно, права на совокупность пенсионных выплат сохраняются. Сейчас законы, регламентирующие порядок начисления нескольких видов пенсий, не скоординированы между собой, что в итоге привело к ситуации, при которой все бывшие сотрудники, уволившиеся из УИС по достижению пенсионного возраста, и осуществляющие трудовую деятельность не смогут получить пенсию по старости. Это значит, что их отчисления в пользу Пенсионного фонда оказываются невостребованными. Поэтому с целью защиты прав сотрудников правоохранительных органов, целесообразно внести соответствующие поправки к существующим законам. Библиографический список 1. Григорьев И.В. Право социального обеспечения: краткий курс лекций / - М.: Издательство Юрайт, с.

6 2. Грибов В. В тюремном интерьере // Ветеран (718). С Федеральный закон от ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения"/ СПС Консультант плюс. 4. Федеральный закон от ФЗ (ред. от ) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"/ СПС Консультант плюс. 5. Федеральный закон от N 400-ФЗ (ред. от ) "О страховых пенсиях"// "Российская газета", N 6, (прил. 1-4)

Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов по проекту федерального закона № 1027752-7

"О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации , органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", внесенному Правительством Российской Федерации

Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.

Законопроектом предлагается пролонгировать до 1 января 2022 года приостановление действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее – Закон от 12.02.1993 № 4468-I), согласно которой денежное довольствие (оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и надбавка за выслугу лет), учитываемое при исчислении размеров пенсий военнослужащих и членов их семей, устанавливается (ограничивается) с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. При этом предусмотрено, что с учетом уровня инфляции федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период такое ежегодное увеличение может быть установлено более чем на 2 процента.

Одновременно с этим законопроектом на 2021 год сохраняется размер ограничения денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, на уровне, установленного с 1 октября 2019 года - 73,68 процента.

Следует отметить, что от этого показателя напрямую зависят размеры получаемых военнослужащими и членами их семей пенсий, поскольку согласно статье 49 Закона от 12.02.1993 № 4468-I пенсии, устанавливаемые по данному закону, подлежат пересмотру, в том числе с 1 января каждого года с учетом увеличения процентного ограничения размера денежного довольствия, в связи с чем размеры пенсий по данному основанию с 1 января 2021 года пересмотрены не будут.

Наряду с этим статьей 49 Закона от 12.02.1993 № 4468-I предусмотрено еще одно основание для пересмотра размеров пенсии – увеличение самого денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников, из которого исчисляется размер пенсии.

Порядок увеличения денежного довольствия военнослужащих регулируется частью 9 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", согласно которой размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается Правительством Российской Федерации.

Согласно пояснительной записки к проекту федерального закона № 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" на 2021 год запланировано повышение денежного довольствия военнослужащих на прогнозный уровень инфляции 3,7 процентов с 1 октября, что в силу статьи 49 Закона от 12.02.1993 № 4468-I повлечет соответствующий пересмотр размеров пенсии военнослужащих с указанной даты.

Полагаем необходимым отметить, что согласно указанной пояснительной записки в федеральном бюджете на 2021-2023 годы запланированы индексации пенсии военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, с 1 февраля на прогнозный уровень инфляции. Однако действующий в настоящее время Закон от 12.02.1993 № 4468-I, не содержит норм, позволяющих осуществить такие индексации.

Читайте также: