Пунктом ж статьи 110 закона рсфср о государственных пенсиях в рсфср

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 января 1994 года N 1-1-У

О порядке повышения пенсий по п."ж" ст.110 Закона РСФСР
"О государственных пенсиях в РСФСР" гражданам, репрессированным по политическим
мотивам и впоследствии реабилитированным

____________________________________________________________________
Фактически не применяется в связи с признанием Федеральным законом
от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных
пенсиях в Российской Федерации" утратившим силу
____________________________________________________________________

В связи с поступающими запросами Министерство разъясняет:

1. Граждане, подвергшиеся репрессиям по политическим мотивам, в период отбывания необоснованного наказания привлекались в обязательном порядке к принудительному труду.

В связи с этим реабилитированные граждане из числа указанных лиц, период репрессии которых полностью или частично приходится на годы Великой Отечественной войны, имеют право на дополнительное повышение пенсии по п."ж" ст.110 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (в дальнейшем именуется Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г.). При этом не требуется представления доказательств времени работы в этот период.

2. С 1 января 1993 г. пенсии повышаются тем реабилитированным гражданам, которые в военные годы в возрасте 12 лет и старше в течение не менее 6 месяцев находились в местах лишения свободы, в ссылке, в местах высылки, спецпоселений и т.п.

С этой же даты имеют право на повышение пенсии реабилитированные граждане, период репрессии которых, приходящийся на годы войны, составляет менее 6 месяцев, при условии, если ему предшествовала или за ним следовала работа (служба) в тылу, которая в общей сложности с периодом репрессии составляет не менее 6 месяцев.

Пример 1. Гражданин Иванов 1926 г.рождения был репрессирован в феврале 1945 г. и до 1955 г. находился на спецпоселении. С 10 сентября 1944 г. по 20 февраля 1945 г. работал на заводе. В 1956 г. реабилитирован.

Поскольку работа в годы войны и время нахождения в местах спецпоселений с февраля по 9 мая 1945 г. превышает 6 месяцев, то гражданину Иванову наряду с повышением пенсии по п."и" ст.110 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. с 1 января 1993 г. следует установить повышение как труженику тыла.

Лицам, награжденным орденами и медалями СССР за самостоятельный труд в тылу в годы Великой Отечественной войны, повышение пенсии производится независимо от продолжительности периода репрессии, приходящегося на годы войны.

3. При определении права реабилитированных на повышение пенсии по п."ж" ст.110 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. период репрессии, приходящийся на военные годы, исчисляется календарно.

4. В тех случаях, когда указанный период составляет менее 6 месяцев и не имеется подтверждения работы (службы) в тылу, повышение пенсии может быть произведено с 1 января 1994 г. с соблюдением условия, установленного Указом Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 2123 "О повышении пенсии в соответствии с пунктом "ж" ст.110 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 г.".

Пример 2. Гражданин Арбатов 1925 г.рождения в марте 1945 г. был осужден к 10 годам лишения свободы по ст.58-10 УК РСФСР. До репрессии обучался в высшем учебном заведении. Документами или свидетельскими показаниями, подтверждающими работу в период учебы, не располагает.

В данном случае повышение как труженику тыла должно быть установлено с 1 января 1994 г.

Право на повышение пенсии с 1 января 1993 г. не имеется, т.к. период репрессии с марта по 9 мая 1945 г. составляет менее 6 месяцев.

5. Размеры пенсий реабилитированных граждан, имеющих право на повышение пенсии по п."ж" ст.110 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г., следует привести в соответствие с действующим законодательством с выплатой полагающейся разницы в пенсии за прошлое время с учетом изменявшегося размера минимальной пенсии по старости.

6. В связи с изложенным руководствоваться разъяснением, данным в п.63 Указания Минсоцзащиты России от 26 марта 1993 г. N 1-28-У "Ответы на вопросы по применению Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР", не следует.

Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
14 февраля 1994г.
Регистрационный N 492

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР

VII. Исчисление пенсии и заработка

Статья 100. Состав заработка, из которого исчисляется пенсия

В составе заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.). За период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие.

Авторский гонорар учитывается наравне с заработком за другую работу. При этом он рассчитывается по государственным ставкам, действовавшим в тот период, когда производилась его выплата.

Стипендия, выплачиваемая за период обучения, приравнивается (по желанию обратившегося за пенсией) к заработку.

Статья 101. Оценка натуральной части заработка

Натуральная часть заработка оценивается по государственным розничным ценам того периода, когда производилась оплата труда.

Статья 102. Периоды, за которые определяется среднемесячный заработок при назначении пенсии

Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом в возрасте до 16 лет или престарелым, нуждающимся в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Статья 103. Порядок подсчета среднемесячного заработка

Среднемесячный заработок за периоды, указанные в статье 102 Закона, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60.

Если работа продолжается менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев.

В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, пенсия исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (21,2 - при пятидневной рабочей неделе; 25,4 - при шестидневной рабочей неделе). В этом случае заработок, из которого исчисляется пенсия, не может превышать сумму двух тарифных ставок (окладов) данного работника.

Порядок увеличения заработка в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда устанавливается Законом.

Статья 104. Исчисление заработка некоторых категорий трудящихся

Заработок лиц, работающих у отдельных граждан по их обслуживанию, принимаемый для исчисления пенсии, ограничивается суммой заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения.

Членам творческих союзов СССР и союзных республик, другим творческим работникам (часть вторая статьи 89 Закона) пенсия исчисляется на общих основаниях, установленных настоящим разделом Закона. При этом их среднемесячный заработок определяется за два последних календарных года перед обращением за пенсией либо за любые пять календарных лет подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

Статья 107. Перерасчет пенсии в связи с увеличением заработка

Пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не менее 24 месяцев с более высоким заработком, пенсия может пересчитываться (по их заявлению) исходя из среднемесячного заработка, подсчитанного за 24 месяца работы подряд после назначения пенсии в порядке, установленном статьями 102 и 103 Закона.

Каждый последующий перерасчет производится не ранее чем через 24 месяца работы после предыдущего перерасчета.

Примечание к ст. ст. 102, 107. Законом РФ от 3 апреля 1992 года разрешено в 1993 году (по желанию пенсионера) среднемесячный заработок для назначения или перерасчета пенсии исчислять за 12 последних месяцев работы (службы) перед обращением за пенсией или ее перерасчетом. Этот заработок можно принимать за работу не ранее чем с 1 января 1992 года по 30 декабря 1993 года включительно.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: строительный портал доска по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.













Полезные ресурсы:


О государственных пенсиях в РСФСР
Закон РСФСР 340-1 от 20 ноября 1990г

Закон устанавливает единую систему государственных пенсий в РФ. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты.

Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца - его смерть;

основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Настоящим Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии.

В связи о трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие пенсии:

по возрасту (по старости);

по случаю потери кормильца;

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней). (ст.3).

В связи с ростом заработной платы в стране пенсии подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

Пенсия на общих основаниях устанавливается:

мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 дет;

женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Пенсия на льготных основаниях устанавливается следующим категориям граждан:

- Женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми дет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста.- по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет;

- инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам. приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения: мужчинам по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет и при рабочем трудовом стаже не менее 25 лет и 20 лет соответственно;

- инвалидам I группы во зрению: мужчинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет и женщинам - по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 10 лет;

- гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам - по достижении 45 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. женщинам - по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка и. сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии.

Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.

Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда.

Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии.

Пенсия назначается пожизненно. Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.

Всем наверняка известно, что в при наличии определенного стажа можно выйти на пенсию не как все – в 60 или 55 лет (мужчины и женщины соответственно) – а намного раньше.

Несмотря на то, что периодически в Минтруде «заикаются» об отмене досрочных пенсий и обосновывают соответствующие программы, пока никаких законопроектов в Госдуму на этот счет не поступало, а следовательно, система досрочных пенсий по-прежнему действует.

Чтобы выйти на досрочную пенсию, самое главное, что должно подтверждаться, – это выработка установленной законом продолжительности льготного стажа на дату обращения за пенсией.

А при том, что условия для зачета льготного стажа все более усложняются, работать приходится все больше и больше.

В итоге многие из тех, кто только сейчас устраивается на должности, дающие право на досрочную пенсию, вырабатывая нужный стаж, могут раньше выйти на обычную пенсию в 60 или 55 лет, чем заработать право на досрочную пенсию.

А вот те, кто начали работать еще в советское время, находятся в более выгодном положении, поскольку к ним применяются старые правила зачета льготного стажа, которые были гораздо лояльнее, нежели современные.

Дело в том, что в действующем законе о страховых пенсиях содержится пункт, отсутствовавший в прежних законах: позволяется исчислять стаж по правилам законодательства, которое действовало в период работы гражданина, в т.ч. с применением льготного порядка его исчисления, если таковой в то время предусматривался.

Право выбора законодательства, по которому рассчитывать стаж, остается за гражданином (п. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях).

В период с 1972 по 1991 годы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, которое содержит ряд очень выгодных правил исчисления льготного стажа для досрочной пенсии.

Согласно этому Положению в стаж для досрочной пенсии можно было включать не только работу на льготных должностях, но и:

- службу в армии, в партизанских отрядах, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции.

Эти периоды приравниваются к льготной работе, которая либо предшествовала, либо следовала за указанной службой, и включаются в стаж для досрочной пенсии по Спискам №1, №2 или в связи с работой в текстильной промышленности;

- работу в комсомоле, партийных структурах (в т.ч. в политуправлениях и политотделах) на выборных и других ответственных должностях – при условии, что партийная работа следовала или предшествовала льготной работе и перерыв между ними не превышал 3-х месяцев в общей сложности.

Эти периоды включаются в льготный стаж для досрочной пенсии по любому основанию.

Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с указанным Положением засчитывалась в двойном размере, если проходила до 1 марта 1960 года, и в 1,5-ном размере – если была с 1 марта 1960 года до 1 января 1992 года.

В отношении педагогических и медицинских работников в период с 17 декабря 1959 года по 1 октября 1993 года применялось Постановление Совета Министров СССР №1307, которое позволяло включать им в льготный стаж в том числе:

- работу на выборных должностях в комсомольских, партийных организациях, советских учреждениях, профсоюзных органах,

- работу в должности председателя и заместителя председателя колхоза (если было официальное направление на эту работу с должностей, дающих право на выслугу лет),

- службу в армии, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции,

- методическую работу в учебных заведениях,

- педагогическую работу на курсах повышения квалификации, преподавательскую и научно-исследовательскую работу в вузах и НИИ,

- периоды учебы на курсах повышения квалификации.

Кроме того, отдельно учителям в льготный стаж можно было включать:

- педагогическую работу в училищах, техникумах, на рабфаках, детских комнатах и внешкольных детских учреждениях,

- работу в качестве пионервожатых,

- время учебы в педагогическом вузе, если ей предшествовала или за ней следовала работа по специальности.

Врачам дополнительно в льготный стаж включалась работа:

- в пионерских лагерях, домах отдыха, пансионатах, в учреждениях врачебной экспертизы,

- на руководящих должностях инструктора, инспектора в органах и учреждениях системы здравоохранения.

Единственное условие предусматривалось для включения всех указанных периодов в стаж учителям и врачам: их продолжительность не должна превышать 1/3 от всего их льготного стажа.

Таким образом, все перечисленные периоды могут быть теперь зачтены в льготный стаж, если они охватываются сроком действия указанных нормативных актов. Это позволяет существенно увеличить свой льготный стаж и ускорить выход на пенсию.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР"

Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

Внести в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351; 1991, N 17, ст. 508; 1991, N 17, ст. 509; 1992, N 5, ст. 179) следующие изменения и дополнения:

Статья 1. Дополнить статью 12 Закона пунктом "к" следующего содержания:

"к) мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона".

Статья 2. Изложить статью 13 Закона в следующей редакции:

"Трудовая деятельность с особыми условиями труда суммируется в следующем порядке: к работе, перечисленной в пунктах "б" - "к", присоединяется работа, указанная в пункте "а"; к работе, перечисленной в пункте "б", - работа, указанная в пунктах "д", "е", "ж" и "и"; к работе, перечисленной в пункте "в", - работа, указанная во всех пунктах, кроме пункта "г"; к работе, перечисленной в пункте "г", - работа, указанная во всех пунктах; к работе, перечисленной в пункте "д", - работа, указанная в пунктах "б", "е", "ж" и "и"; к работе, перечисленной в пункте "е", - работа, указанная в пунктах "б", "д", "ж", и "и"; к работе, перечисленной в пункте "ж", - работа, указанная в пунктах "б", "д", "е" и "и"; к работе, перечисленной в пункте "з", - работа, указанная в пунктах "б", "в", "д", "е", "ж", "и" и "к"; к работе, перечисленной в пункте "и", - работа, указанная в пунктах "б", "д", "е", "ж"; к работе, перечисленной в пункте "к", - работа, указанная в пунктах "б", "в", "д", "е", "ж", "з" и "и".

Статья 3. Изложить часть первую статьи 17 Закона в следующей редакции:

"Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда".

Статья 4. Часть первую статьи 21 Закона изложить в следующей редакции:

"К пенсии устанавливаются следующие надбавки: на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы либо нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, или достиг 80 лет; на нетрудоспособных иждивенцев (статьи 50 - 53 Закона), если они сами не получают какой-либо пенсии".

Статья 5. Дополнить статью 22 Закона частью третьей следующего содержания:

"Пенсия, установленная безработным досрочно, работающим пенсионерам не выплачивается. После достижения такими гражданами пенсионного возраста, при котором они приобретают право на пенсию на общих, льготных основаниях или в связи с особыми условиями труда, выплата им пенсии производится в соответствии с частью первой настоящей статьи".

Статья 6. Часть первую статьи 27 Закона после слов "гражданской войн" изложить в следующей редакции:

"а также юнг, сыновей (воспитанников) полков" - далее по тексту.

Статья 7. Дополнить статью 32 Закона частью второй следующего содержания:

"Размер пенсии по инвалидности I и II групп (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20 процентов".

Статья 8. Дополнить статью 33 Закона частью второй следующего содержания:

"Размер пенсии по инвалидности I и II групп (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20 процентов".

Статья 9. Статью 41 Закона после слов "военную службу" изложить в следующей редакции:

"в том числе в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полков" - далее по тексту.

Статья 10. Статью 42 Закона после слов "военную службу" изложить в следующей редакции:

"в том числе в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полков" - далее по тексту.

Статья 11. Дополнить статью 73 Закона частью второй следующего содержания:

"В таком же порядке выплачивается социальная пенсия, установленная на детей, потерявших родителей".

Статья 12. Изложить статью 77 Закона в следующей редакции:

"Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью".

Статья 13. Дополнить Закон статьей 78.1 следующего содержания:

"Статья 78.1. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет в связи с работой на судах флота рыбной промышленности, морского и речного флота

Пенсия в связи с работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности устанавливается мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - 20 лет".

Статья 14. Часть четвертую статьи 79 Закона исключить.

Статья 15. Дополнить статью 84 Закона частью второй следующего содержания:

"Размер пенсии летчикам - испытателям 1 класса повышается на 10 процентов. Во всех случаях размер пенсии не может превышать 75 процентов заработка. При этом ограничения, установленные статьей 86 Закона, не применяются".

В связи с этим часть вторую данной статьи считать частью третьей.

Статья 16. Часть первую статьи 86 Закона изложить в следующей редакции:

"Максимальный размер пенсии определяется на уровне общего максимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 18 Закона), а для летного состава гражданской авиации - на уровне размера трех с половиной минимальных размеров пенсии".

Статья 17. Дополнить статью 92 Закона пунктом "ж" следующего содержания:

"ж) выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства".

Статья 18. Дополнить Закон статьей 92.1 следующего содержания:

"Статья 92.1. Иные периоды, включаемые в специальный трудовой стаж

При установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 Закона время инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание".

Статья 19. Дополнить Закон статьей 105.1 следующего содержания:

"Статья 105.1. Исчисление пенсии гражданам, работавшим за границей

Среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей. При этом гражданам, направленным на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей либо в международные организации, среднемесячный заработок по их желанию может подсчитываться в порядке, предусмотренном статьей 105 Закона".

Статья 20. Часть пятую статьи 110 Закона изложить в следующей редакции:

"участникам Великой Отечественной войны, в том числе из числа вольнонаемного состава юнг, сыновей (воспитанников) полков, - на 50 процентов минимальной пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона)".

Статья 21. Дополнить статью 112 Закона частью третьей следующего содержания:

"Гражданам, которым пенсия назначена в соответствии со статьей 14 Закона в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента".

Статья 22. Статью 130 Закона после слов "в остальной части - с 1 января 1992 года" изложить в следующей редакции:

"при этом до 1 июля 1992 года пенсии выплачиваются в сумме не выше минимального размера пенсии по старости, предусмотренного частью первой статьи 17 Закона, не считая надбавок к ним".

Статья 23. В части второй статьи 131 Закона текст после слов "(до 1990 года включительно)" исключить.

Статья 24. Дополнить Закон статьей 133.1 следующего содержания:

"Статья 133.1. Включение в специальный трудовой стаж, с учетом которого устанавливается пенсия по старости, времени работ, дающих ранее право на пенсию на льготных условиях

Время выполняемых до 1 января 1992 года подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 1 января 1992 года право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 настоящего Закона".

Статья 25. Ввести в действие настоящий Закон с 1 января 1992 года.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России.
6 февраля 1992 года.
N 2294-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. N АКПИ16-452

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующим абзаца второго пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет",

Министерство социальной защиты населения РСФСР издало 20 апреля 1992 г. указание N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" (далее - Указание), которое было опубликовано в издании "Социальная защита", 1997, N 9.

Пунктом 11 Указания определено, что Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" дополнен статьей 133.1, предусматривающей возможность включения в специальный трудовой стаж по пунктам "а" и "б" статьи 12 данного закона периодов работы, дающих право на льготную пенсию до 1 января 1992 г. по ранее действовавшим спискам N 1 и 2. В этот стаж засчитывается только работа, дающая указанное право (абзац первый).

Периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 г. не включаются (абзац второй).

М., являющийся получателем трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 11 Указания, ссылаясь на его несоответствие части 1 статьи 15, части 2 статьи 55 и пункту 2 раздела второго Конституции Российской Федерации. Свое требование с учетом дополнительных письменных объяснений мотивировал тем, что при назначении ему досрочно в 1993 г. трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях в соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не были включены в специальный трудовой стаж периоды учебы и службы в армии, что повлияло на срок назначения льготной пенсии и ее размер. По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение ущемляет его права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, которое действовало на период выполнения соответствующих работ и позволяло засчитывать такие периоды в стаж. Кроме того, он считает, что оспариваемое нормативное положение не было официально опубликовано после принятия Конституции Российской Федерации, напечатано впервые в издании "Социальная защита", 1997, N 9, поэтому является незаконным и не подлежит применению.

Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и заинтересованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также нормативные правовые акты, принятые в целях его реализации и введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г., не предусматривали включение в специальный стаж периодов обучения и службы в армии. Оспариваемое в части Указание разъясняет применение соответствующих норм законодательства, не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не нарушает прав и законных интересов административного истца и соответствует законодательству Российской Федерации.

Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях пояснило, что государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации введена с 15 мая 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов", изданное до названной даты Указание не подлежало государственной регистрации.

Административный истец М. и его представитель Е., извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились в судебное заседание, просили рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации А., С. и представитель Пенсионного фонда Российской Федерации М. не признали административный иск.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. счел требование административного истца подлежащим удовлетворению.

Обсудив доводы административного истца, заслушав возражения представителей административного ответчика А., С., представителей заинтересованных лиц М., К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявленное требование подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В целях обеспечения социальной защиты нетрудоспособного населения и лиц, нуждающихся в социальной поддержке, постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. N 64 "Вопросы Министерства социальной защиты населения РСФСР" были определены функции Министерства социальной защиты населения РСФСР, к числу которых относилась организация пенсионного обеспечения граждан.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2005 г. по делу N ГКПИ05-825, которым была проверена законность пункта 1 Указания, установлено, что этот нормативный правовой акт был издан компетентным органом государственной власти и опубликован.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Следовательно, вопросы, касающиеся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта, не подлежат повторному исследованию судом при рассмотрении настоящего дела с учетом преюдициального значения указанного судебного решения.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (далее - Закон СССР от 14 июля 1956 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В силу части 8 статьи 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт "з"); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт "к").

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший в период с 1 марта 1991 г. до 1 января 2002 г., закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время обучения и прохождения службы.

Установленное абзацем вторым пункта 11 Указания предписание о том, что при назначении пенсии на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 г., разъясняет положения утратившего силу закона и официально не отменено и, как следует из объяснений административного ответчика и выданной административному истцу органом Пенсионного фонда Российской Федерации справки от 3 марта 2015 г., применяется.

Вместе с тем данное нормативное положение противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 г. специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Доводы административного ответчика и Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что оспариваемое нормативное положение соответствует Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и поэтому не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не имеет правового значения, так как названный закон утратил юридическую силу.

В соответствии с правилами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый (полностью или в части) нормативный правовой акт проверяется на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то есть действующим на день рассмотрения административного дела.

Не имеют отношения к предмету проверки по настоящему делу и доводы о том, что невключение в специальный трудовой стаж периодов учебы и военной службы административного истца не повлияло на срок назначения ему льготной пенсии и ее размер, поскольку данные фактические обстоятельства относятся к содержанию конкретного правоприменительного решения органа пенсионного обеспечения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации абзац второй пункта 11 Указания подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такая дата не препятствует дальнейшей реализации административным истцом права на пенсионное обеспечение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления М. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей согласно чеку-ордеру от 15 апреля 2016 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

административное исковое заявление М. удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет".

Взыскать с Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в пользу М. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО

Читайте также: