Реформа в негосударственном пенсионном фонде год

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Государство накопительную часть пенсии гарантировало, гарантировало да не выгарантировало!
Житейская мудрость.

Ну что ребята, держитесь! Скоро заживем по новому! В правительстве разрабатывают новый законопроект (ГПП), по которому нам гарантируют прибавку к будущей пенсии. Естественно, при выполнении ряда условий! Но блин, это такие пустяки. Какие-то условия. Главное, государство нам обещает, что в этот раз все будет работать идеально. И мы обязательно заработаем себе на достойную пенсию.

Что такое ГПП?

(Велик и могуч русский язык. Пред Ы стория пишется через Ы. Как и слова безымянный, безыдейный, сыграть).

В середине 2000-х тысячных мы получили возможность сформировать себе дополнительную пенсию.

Работай в белую, получай официальную зарплату (или декларируй доходы). И часть налогов с этого дохода будет идти лично тебе. Для накопления личного пенсионного капитала.

Речь шла о накопительной части пенсии. 6% от дохода идет в твою будущую пенсионную копилку. Правда через несколько лет этот "аттракцион невиданной щедрости" заморозили. И мы по прежнему платим 22% от своей зп в пенсионный фонд. Только деньги идут в общий котел. По простому, на выплату пенсий действующим пенсионерам. И "совсем чуть-чуть" на поддержание "скромных" запросов самого ПФР.

Электронные пенсионные баллы. Не помню уже были они до или после накопительной пенсии. Я до сих пор не могу понять как это работает. Чем больше заработаешь, тем больше баллов у тебя на счете.

Общий смысл простой - каждому пенсионеру по E-балу.

Потом увеличили пенсионный возраст. Тоже совсем на немного. "Всего" на 5 лет. Зато нам обещали, что тогда мы точно будет жить на пенсии великолепно.

И вот новая инициатива правительства - ГПП.

ГПП - это "готов подарить пенсию" . ой, не так.

ГПП - гарантированный пенсионный капитал.

Смысл очень похож на накопительную пенсию. Делай всю жизнь отчисления со своей зарплаты ежемесячно. И через . цать лет будешь получать щедрую прибавку к основной пенсии.

Основные условия ГПП

Система ГПП - добровольная. Налогоплательщик сам решает, участвовать ему или нет. По крайней мере пока в правительстве пришли к такому варианту.

Перед ГПП рассматривали проект ИПК (индивидуальный пенсионный капитал). По сути одна херня, только в профиль. Изначально хотели подключать всех к новой система автоматически. И начать собирать деньги с каждого. Ну а если не хочешь, обращайся (куда-то там), пиши заявление на отказ. Его рассмотрят и вынесут решение.

Но я больше склоняюсь к мысли, что мы что-то подобное (принудительные отчисления) увидим в будущем. Особо желающих отдавать лишние деньги непонятно кому - нет.

Сколько денег можно перечислять на ГПП?

Сумма пожертвований взносов может быть любая. Как фиксированный размер (тысяча, две, пять-десять тысяч, сто рублей), так и процент от дохода (1-2, 5-10%).

Участники ГПП получают налоговые плюшки от государства. Внесенная на счет сумма, освобождается от уплаты НДФЛ. Но не более 6% от зарплаты.

Сколько это в деньгах? Какова выгода?

Например, при зп в 50 тысяч рублей - на руки человек получает 43 500 (за минусом 13% НДФЛ). При отчислении 6% от зарплаты (3 000) - экономия на налогах составит чуть менее 400 рублей.

Все что пойдет в ГПП сверху 6% от дохода - льгот не имеет.

Куда пойдут мои деньги?

Деньгами будут эффективно управлять НПФ (негосударственные пенсионные фонды). Вкладывать и приумножать ваш капитал. На протяжении всего срока. Выбрать фонд можно самостоятельно. Как и переводить деньги между НПФ.

Когда можно забирать деньги?

Воспользоваться ГПП можно при достижении пенсионного возраста (в 65 или 60 лет). Либо досрочно. Через 30 лет после первого пополнения ГПП.

Также допускается изъятие средств в результате серьезный заболеваний (на лечение).

Дожил до пенсии. Сколько я получу?

Ежемесячная прибавка к пенсии = Накопленный капитал / 180.

180 - это средний возраст дожития после выхода на пенсию (15 лет).

Откладывая по 1000 ежемесячно на протяжении 30 лет, на счете ГПП скопится 360 тысяч (без учета инвест. дохода). Получаем ежемесячно по 2 000 рублей. С учетом роста капитала от вложений, сумма может быть больше.

Приятный бонус для долгожителей . НПФ будет обязан выплачивать ежемесячную сумму на протяжении всей жизни. Даже если проживете до 90-100 лет.

Правда почему-то не учтено влияние инфляции. Выйду я на пенсию. Буду получать по 2 000 ежемесячно. Пройдет лет 10-20. Инфляция скушает покупательную способность моих честно заработанных денег. И на мои законные 2 тысячи я смогу купить пакет соли, килограмм сахара и спички. Ой, пардон! На спички уже не хватит. (((

Второй важный нюанс. Время дожития. Сейчас это 15 лет. В будущем, государство его можно легко его увеличить (как пенсионный возраст). Лет так до 25. И тогда ваша будущая пенсия скукожится на треть. Или даже вполовину. Получали по 2000 ежемесячно, будете получать по тысяче.

И вообще с временем дожития (15 лет) какая-то странная штука. Мужчины выходят на пенсию в 65. Плюс 15 лет. Итого 80 лет. Мало кто доживет до такого возраста.

А что это значит? Большинство людей не получит свои деньги в полном объеме обратно. Копил все жизнь. Перечислял в ГПП. На пенсии, если тебе вернется обратно хотя бы половина из твоего капитала - хорошо.

Не дожил до пенсии? Куда пойдут мои деньги?

Все средства на ГПП могут передаваться по наследству. Но только, если человек скончался до наступления пенсии. Или не начал получать от НПФ пенсионные выплаты.

В противном случае (вышел на пенсию и через месяц помер), про наследование можете забыть.

Ну и самое главное. Сохранность пенсионных денег гарантирует государство. Если НПФ закроется. Деньги внезапно разворуют куда-то пропадут. Вам вернут все ваши накопления. Правда с одним нюансом. Возврату подлежит только сумма ваших взносов. Без накопленного инвестиционного дохода.

Будет ли работать ГПП?

Сама идея (хотя с некоторыми недоработками) интересная. Очень напоминает западные аналоги пенсионных систем.

Можно ли реально накопить себе на достойную пенсию, откладывая по 6% с дохода?

Давайте посчитаем. С условиями приближенными к боевым.

Начинаем откладывать в ГПП 6% от зп на протяжении 30 лет.

С дохода, допустим 41,5 тысяч рублей. На формирование пенсионного капитала будет уходить 2,5 тысячи ежемесячно. 30 тысяч в год. 900 тысяч за 30 лет.

Делим накопленный капитал на время дожития (180) и получаем по 5 тысяч ежемесячно. И не в чем себе не отказываем. Хочешь просрочку со скидкой покупай. Хочешь на помойке еду возле Пятеры собирай.

Не густо. И еще мы не учли две вещи. Инфляцию и прибыль от вложений. Первая будет подтачивать ваш капитал. Вторая увеличивать. Главное, чтобы ежегодная прибыль была выше инфляции. Именно тогда пенсионный капитал будет действительно возрастать.

Как все это подсчитать?

Средства в НПФ вкладываются в основном в консервативные инструменты. Обычно это облигации, вклады. И немного в акции.

Подобный портфель может генерировать прибыль на уровне 1-2, максимум 3% в год. Сверх инфляции. Остановимся на золотой середине - 2% годовых.

За 30 лет, откладывая ежемесячно 2500 рублей, ваш капитал при среднегодовой доходности в 2%, вырастает до 1,2 миллиона.

Ежемесячно вы будете получать по 6 666 рублей 66 копеек (сумма какая то зловещая получилась). В сегодняшних деньгах.

Это в идеале. Но вы забыли (а скорее всего не знали) про плату за управление. Ежегодно НПФ взимает комиссии за эффективное (и не очень) управление.

Она состоит из 2-х частей:

  • Фиксированная. 0,75% от суммы капитала.
  • Плата за успех. 15% от ежегодной прибыли.

Указанные ставки максимально возможные (ограничены законом). НПФ может брать меньше за свои услуги. Но по факту практически все фонды дерут максималку.

Как это отразится на капитале? Вернее не так. Сколько денег уходит на комиссии и сколько останется лично вам?

Как это все быстро посчитать?

Например, у вас на счете ГПП находится 10 тысяч рублей.

За год НПФ показал доходность в 7% годовых. Вы заработали 700 рублей (вернее ваши деньги).

НПФ возьмет себе комиссию в 0,75% - 75 рублей. Плюс плату за успех - 15%, от ваших честно заработанных 700 рублей. В деньгах это 105 рублей.

Итого совокупная комиссия НПФ за год составит 180 рублей. Или 1,8% от вашего капитала.

Значит ваша реальная прибыль будет не 7%, а 5,2 процента (за минусом комиссий в 1,8%).

Но мы еще забыли про инфляцию. Инфляция за этот период составила 4%.

И вот мы получаем 1,2% реальной доходности.

С учетом этих данных, за 30 лет удастся скопить на ГПП еще меньше. Около 1,088 млн. рублей.

Резюмируем

Новый проект Гарантированного пенсионного капитала имеет свои достоинства. Но их мало (лично для меня).

Налоговая льгота. Средства, направляемые на ГПП освобождены от уплаты НДФЛ (13%). Такой своеобразный микро ИИС. Но не более 6% от дохода.

Автоматическое перечисление в НПФ. И размещение в инвестиционных инструментах. То есть полностью пассивное вложение. Без вашего участия. Для тех кто не в теме (фондовый рынок, биржа, акции, облигации) - идеальный вариант.

Защита от самого себя. Снять деньги без веской причины и прокутить - не получится.

С учетом различных пенсионных реформ (к слову сказать не очень удачных), постоянным изменением "правил игры" (естественно не в пользу будущих пенсионеров) - как то не очень верится в успешность (и выгодность) новой инициативы.

Пенсионными деньгами НПФ управляют неэффективно. Виной тому и высокие комиссии. И выбор инструментов инвестирования с не очень высокой доходностью. Исторически за последние несколько лет доходность НПФ (среднее по больнице) проигрывала даже инфляции. Реально показанная фондами прибыль - была отрицательная (подробно про это писал здесь ).

Это значит, что ни о каком приумножение капитала речи не идет. Свое бы сохранить. И то можно считать успехом.

Заморозка денег минимум на 30 лет (или до достижения пенсионного возраста). С одной стороны - это защищает ваши деньги от преднамеренных трат. Но с другой, если это мои деньги. И я хочу выйти на пенсию пораньше, почему я должен ждать.

Среднестатистический россиянин, после выхода на пенсию, априори не сможет потрать все свои деньги с ГПП. Довольствуясь крохами (небольшой ежемесячной прибавкой), из расчета коэффициента дожития. Отложил миллион, на пенсии пока жил удалось получить 500 тысяч. А остальное? Забудьте .

В головах российских чиновников снова появились шальные мысли о корректировке пенсионной системы. К счастью, о системообразующих изменениях речи не идёт. Обсуждают изменение механизма единовременных выплат накопительной пенсии.

Пенсионный фонд предложил увеличить в 2,4 раза пороговую сумму пенсионных накоплений, ниже которой пенсионер будет получать их все единовременно, а не в виде ежемесячных выплат.

Сейчас выходящие на пенсию граждане получают пенсионные накопления единовременной выплатой, если рассчитанная для них накопительная пенсия меньше 5% от трудовой пенсии по старости.

Если предложение будет реализовано, доля выходящих на пенсию россиян, которые получат накопительную пенсию в виде единовременной выплаты, возрастет. Инициатива Пенсионного фонда обсуждается профильными ведомствами и, надо сказать, единодушной поддержки её нет.

Манипуляции с пенсионной системой - излюбленное занятие российских властей. Давайте вспомним, как менялась пенсионная система в России в последние десятилетия.

В Советском союзе пенсии выплачивались из общественных фондов потребления, которые формировались силами государственного бюджета и отчислениями предприятий (от 4 до 12% фонда оплаты труда в зависимости от отрасли).

К слову, дореформенные возрасты выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) были установлены в 1930-х годах. Советские правители не меняли этих планок, считая, что ранний выход на пенсию гарантирует терпимое отношение населения к небольшому размеру выплат.


На протяжении всего периода существования СССР тарифы отчислений для предприятий практически не менялись, из-за чего государству приходилось наращивать свою долю финансирования, чтобы обеспечивать рост пенсий.

К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в бюджете государственного социального страхования достигала 60%.

По мере появления в стране частного сектора экономики стало очевидно, что часть населения оказалась за бортом пенсионной системы, поскольку занятые на частных предприятиях граждане или индивидуальные предприниматели не имели права на пенсию.

В 1991 году СССР официально перестал существовать как государство. Командно-административная экономика и авторитарный режим ушли в прошлое. В стране провозгласили демократический политический строй и рыночную экономику.


В этой связи пенсионная система была реформирована. В ноябре 1990 года был принят закон «О государственных пенсиях в РФ», который установил два вида пенсий - трудовые и социальные.

Согласно новому законодательству страховые пенсионные взносы для работодателей увеличились до 28% от фонда оплаты труда (для трудовых пенсий). Финансирование из государственного бюджета сохранилось как знак того, что экономика по-прежнему остаётся социально ориентированной.

В декабре 1990 года был основан Пенсионный фонд России - в качестве государственного внебюджетного фонда для управления средствами пенсионной системы. В 2020 году со дня основания ПФР исполнится 30 лет: за эти годы эффективность управления пенсионными сбережениями россиян наглядно проявилась разве только в помпезных зданиях ПФР по стране, которые сильно диссонируют с благосостояниям отечественных пенсионеров.


Нужно сказать, что в 90-е государству было очень трудно держать пенсионную систему на плаву в свете экономического коллапса: гиперинфляция, спад в экономике, резкое падение производительности труда на фоне массового закрытия производств, падение доходов государственного бюджета, а также рост неплательщиков-уклонистов пенсионных взносов среди предприятий из-за макроэкономического кризиса. Поэтому выплату пенсий постоянно задерживали. Государству было тяжело выполнять свои социальные обязательства.

В марте 2000 года в должность президента вступил Владимир Путин, открыв новую страницу в истории России.


В 2002 году произошла реформа пенсионной системы, которая ввела дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Отныне трудовая пенсия по старости разделилась на страховую (или распределительную) и накопительную.

Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Ставку отчислений в ПФР для работодателей установили на уровне 22%.

Накопительная пенсия формируется за счёт взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительной частью пенсий россиян стали управлять Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и Управляющие компании (УК). Эта часть пенсии не тратится на текущие выплаты пенсионерам и аккумулируется на личном пенсионном счёте застрахованного лица.

Важный момент: накопительная пенсия выплачивается только тем гражданам, которые получили право на выплату страховой пенсии по старости.

После мирового кризиса 2008 года, который затронул и Россию, началась волна банкротств Негосударственных пенсионных фондов. На фоне кризиса государство национализировало отчисления в накопительную часть государственной пенсии за 2014, 2015 и 2016 годы. По факту: государство присвоило себе накопительные пенсии россиян, мотивировав это тем, что изъятые сбережения пойдут на выплату страховой пенсии нынешним пенсионерам.

Очередная реформа грянула в 2015 году. Пенсию по старости окончательно разделили на страховую и накопительную (последнюю сделали добровольной). До конца 2015 года каждый гражданин, родившийся после 1967, должен был выбрать, будет ли он формировать накопительную часть вместе со страховой или только страховую.

С 2015 года начал повышаться минимальный трудовой стаж, необходимый для получениям пенсии по старости. К 2024 году он должен составить 15 лет.


Кроме того, ввели такое понятие, как индивидуальный пенсионный коэффициент, который исчисляется в баллах. Пенсионный коэффициент зависит от стажа работника и уровня зарплаты, с которой производятся отчисления. К 2025 году минимальное значение коэффициента, необходимого для получения права на страховую пенсию по старости, достигнет 30 баллов. От того, какая сумма баллов у вас наберется к моменту выхода на пенсию, будет зависеть размер страховой части пенсии.

Таким образом, для того, что иметь право на страховую пенсию по старости в 2025 году, россиянам нужно будет отработать 15 лет и накопить минимум 30 баллов.

В свою очередь, величина накопительной части зависит от уровня ставки ежемесячных отчислений и инвестиционных способностей выбранного НПФ (или УК).

Демографический спад 90-х годов рано или поздно должен был дать о себе знать. Примерно с середины нулевых демографы стали активно предупреждать, что примерно к 2020 году количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.


Проблему превышения количества пенсионеров над трудоспособным населением государство решило кардинально - повышением возраста выхода на пенсию. С 1 января 2019 года возраст выхода на пенсию по старости будет постепенно повышаться для женщин до 60 лет, для мужчин - до 65.


Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) впервые в истории по итогам 2019 года столкнулись с сокращением клиентской базы по обязательному пенсионному страхованию. Оно было связано и с возвращением части клиентов в Пенсионный фонд России (ПФР), и с уходом по естественным причинам: смертям и досрочным выплатам. Привлечение же новых клиентов в НПФ почти прекращено. И если в прошлому году отток средств был компенсирован ростом стоимости инвестпортфелей, в этом на фоне падения финансового рынка помощи ждать не следует. Это может привести к сокращению объемов активов под управлением частных фондов.

Впервые в истории существования в России накопительной пенсионной компоненты количество клиентов НПФ сократится после подведения итогов переходной кампании. Это следует из расчетов “Ъ”, основанных на предварительных неофициальных данных Пенсионного фонда России (см. “Ъ” от 16 марта). На 1 апреля 2020 года количество застрахованных лиц составит 37,3 млн граждан, на 100 тыс. человек меньше, чем год назад.

Таким образом, число клиентов частных фондов так и не смогло превысить количество россиян, которые выбрали государственного страховщика. На отчетную дату, по расчетам “Ъ”, их было больше на 2 млн человек — 39,2 млн граждан.

Негативной динамике по клиентской базе частных фондов предшествовало замедление ее роста в результате переходной кампании еще 2018 года. Тогда количество застрахованных лиц в НПФ увеличилось менее чем на 400 тыс. человек (см. “Ъ” от 6 марта 2019 года). В предыдущие десять лет количество клиентов частных фондов прирастало на несколько миллионов человек в год. С 2010 года их клиентская база выросла почти в пять раз.

Передача пенсионных накоплений от одного страховщика к другому — одна из застарелых проблем системы обязательного пенсионного страхования (ОПС), которая во многом связана с балансировкой рисков неправомерных переводов и возможности продавать продукт в широких агентских сетях.

До 2014 года ПФР дистанционно принимал заявления о смене страховщика через трансфер-агентов (см. “Ъ” от 17 января 2014 года), а затем через удостоверяющие центры (УЦ, см. “Ъ” от 28 июня 2017 года). Однако эти способы перестали действовать в связи с высокими рисками фальсификации заявлений. Также был перекрыт дистанционный канал сдачи заявлений «в бумаге», через курьеров или по почте (см. “Ъ” от 12 августа 2019 года), несший те же риски. В итоге с прошлого года действуют лишь два способа: личный визит в отделение ПФР (или же через представителя с нотариально заверенной доверенностью) и дистанционный — через единый портал госуслуг (ЕПГУ),— при котором подача заявления должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью, выдаваемой УЦ.


Председатель совета директоров НПФ «Будущее» Галина Морозова о том, чем определяется уход граждан из НПФ

Технологические проблемы в подаче заявлений через ЕПГУ, наблюдавшиеся в начале прошлого года (см. “Ъ” от 17 апреля 2019 года), а также «антифрод»-механизмы, настроенные в портале против массовой сдачи заявлений, привели к невозможности для большинства крупнейших игроков наладить массовое привлечение новых застрахованных лиц.

В результате прошлогодняя переходная кампания стала самой слабой в истории системы — за год было подано менее 350 тыс. заявлений на смену страховщика (см. “Ъ” от 5 декабря 2019 года). Отрицательное влияние оказал и введенный в прошлом году период охлаждения, который приходится на декабрь и во время которого можно отказаться от поданного заявления (см. “Ъ” от 28 января). Вместе с тем общее количество переходов возросло благодаря реализации прав застрахованных лиц на срочный перевод пенсионных накоплений (см. “Ъ” от 25 февраля).

В результате в этом году было удовлетворено 430,9 тыс. заявлений: 187,3 тыс. человек сменили один НПФ на другой, 138,6 тыс. ушли из ПФР, а 104,9 тыс. человек вернулись в него (см. “Ъ” от 16 марта). В то же время с 1 апреля по 31 декабря 2019 года клиентская база НПФ сократилась почти на 150 тыс. человек за счет граждан, вышедших на пенсию досрочно и получивших единовременную выплату (при отсутствии достаточных средств для назначения пожизненной выплаты), а также умерших. Это обеспечило первое в истории российского рынка уменьшение количества клиентов НПФ по итогам переходной кампании.

С 2020 года регулятор также ввел новую форму типового договора об ОПС, предполагающую подпись со стороны НПФ «единоличного исполнительного органа фонда». Эта норма, в частности, ограничивает массовое подписание со стороны гендиректоров НПФ заключенных с клиентами договоров, усложняет логистику документооборота, а также вводит личную ответственность главы фонда за возможный неправомерный перевод застрахованного лица (см. “Ъ” от 15 января).

В результате ряд крупных игроков остановили привлечение. Проводивший в прошлом году тестовые продажи ОПС НПФ Сбербанка, по-видимому, не собирается ставить продукт на полку материнского банка. «Какого-то существенно активного привлечения по ОПС (по этому году.— “Ъ” ) мы не запланировали»,— признавала в начале марта руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка (в него входит и НПФ) Наталья Алымова. Во многом именно динамикой привлечения крупнейшего фонда определялась активность рынка.

Лидер позапрошлогодней и прошлогодней кампаний «ВТБ Пенсионный фонд» также пока не предпринимает активных действий и не планировал их, уверяли источники “Ъ”. «В этом году "ВТБ Пенсионный фонд" продолжает работу по привлечению застрахованных лиц в соответствии с действующим законодательством»,— пояснила глава НПФ Лариса Горчаковская, отметив, впрочем, что за первый квартал в пользу фонда было подано лишь 764 заявления. Гендиректор НПФ «Открытие» Михаил Моторин рассказывал, что фонд также не собирается охотиться за новыми клиентами, а «собирается сосредоточиться на защите клиентской базы» (см. “Ъ” от 19 февраля).


ПФР исторически был основным донором для пополнения клиентской базы частных фондов, ежегодно лишаясь миллионов своих клиентов. Однако эта практика стала ломаться еще в кампанию 2018 года (см. “Ъ” от 6 марта 2019 года). Впрочем, тогда ПФР лишился около 500 тыс. застрахованных лиц. По итогам же кампании 2019 года нетто-отток составил менее 35 тыс. человек.

На фоне прекращения частными фондами привлечения ПФР в этом году может превратиться из донора в основного бенефициара переходной кампании. Традиционно около 100 тыс. граждан по итогам каждой кампании возвращаются в фонд. Сейчас в ряде НПФ отмечают, что более 75% поданных в первом квартале заявлений на уход пришлось на перевод накоплений в ПФР.

«Люди больше идут в ПФР и почти не переходят в другие фонды»,— рассказывает топ-менеджер НПФ из первой десятки. Двое его коллег видят «незначительный» всплеск подачи заявлений в пользу ПФР. Это подтверждается и оценкой “Ъ”, основанной на данных нескольких НПФ. В первом квартале 2019 года было всего подано 15,6 тыс. заявлений, в этом году только в пользу ПФР заявления уже превышают эту цифру. При этом в НПФ Сбербанка по итогам первых трех месяцев года «не фиксируют всплеска в части оттока застрахованных лиц», отмечает директор по развитию фонда Александр Прокопенков. Сохранение прошлогодней динамики отмечают и еще в одном НПФ, входящем в десяток крупнейших.

Большинство НПФ обладают не очень устойчивой клиентской базой, отмечают два контрагента частных фондов и бывший топ-менеджер одного из них. По их словам, сформированная за счет внешних агентских продаж, при которых гражданин не всегда понимал, куда и зачем переводит свои пенсионные накопления, она в большинстве своем не отличается лояльностью. «Помимо откровенного "фрода" агенты привлекали застрахованных лиц, продавая им продукт частного фонда, например, под видом пенсионной реформы, без привязки к конкретному НПФ или же предоставляя о частном фонде неверную информацию. И это не говоря о, например, подложенных в пакете документов в банках заявлениях и договорах об ОПС»,— говорит один из собеседников “Ъ”. Также, по его словам, на нелояльность к своему НПФ повлияли покупки, слияния и переименования фондов.


Управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов об эволюции пенсионной системы

Разочарование в системе частных фондов могли вызвать и скромные результаты инвестирования. Несколько лет НПФ в большинстве своем проигрывали по доходности государственной управляющей компании (ГУК) ВЭБ.РФ, которая управляет средствами «молчунов». «На протяжении последних пяти лет результаты портфелей ВЭБ.РФ по доходности от инвестирования накоплений стабильно опережали инфляцию, в сравнении с крупнейшими НПФ результаты ГУК были в числе лучших, а в отдельные годы — самыми высокими»,— отмечает вице-президент блока доверительного управления ВЭБа Александр Попов.

Во многом на результаты НПФ влияют законодательно установленные максимальные лимиты по вознаграждению, на которые имеют право частные фонды и которые они по большей части выбирают полностью. Например, в прошлом году инвестиционные результаты НПФ были выше, чем по расширенному портфелю ВЭБа, однако за счет вознаграждения, взятого частными фондами, на счета клиентов была разнесена меньшая доходность (см. “Ъ” от 28 февраля).

Помимо оттоков клиентов из НПФ в ПФР, существует естественная убыль застрахованных лиц. Она связана со смертностью клиентов НПФ (в этом случае пенсионные накопления выплачиваются правопреемникам), а также с застрахованными лицами, которые получили право на выплату пенсии, однако объем средств на счету у них был недостаточен для назначения пожизненной пенсии, и они были выплачены единовременно (см. “Ъ” от 3 июня 2019 года).

По расчетам “Ъ”, такого рода убыль клиентов по прошлому году составила около 200 тыс. человек, что соответствует 0,6% от агрегированной клиентской базы НПФ. Эти данные подтверждаются данными одного из крупнейших российских НПФ, у которого по итогам прошлого года единовременная выплата была назначена чуть больше 0,4% клиентов, а смертность составила немногим меньше 0,4%. До 2028 года, по расчетам этого фонда, рост выплачиваемых сумм правопреемникам будет ежегодно расти на 0,1 процентного пункта, а единовременные выплаты — на 0,2 процентного пункта. Таким образом, даже если отток клиентов в ПФР сохранится на уровне переходной кампании прошлого года, то без притока средств из госфонда сокращение клиентской базы НПФ может по итогам этого года превысить 400 тыс. человек, или более 1% от нынешних застрахованных лиц.

«Небольшое сокращение клиентской базы частных фондов по этому году отчасти компенсируется заработанным ими значительным инвестиционным доходом, что в итоге приведет к росту портфеля НПФ»,— считает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. Однако, по его мнению, ситуация будет усугубляться.

Стабильный отток застрахованных лиц из НПФ в ПФР на уровне 100 тыс. клиентов сохранится, вырастут смертность и выплаты правопреемникам, увеличатся единовременные выплаты. В отсутствие привлечения новых клиентов из ПФР и при негативной динамике финансового рынка это может привести к сокращению инвестиционного портфеля самих фондов. «Первым звонком, предупреждающим индустрию о кризисе, стало сокращение количества клиентов, вторым может стать сокращение инвестиционного портфеля по итогам года»,— отмечает Околеснов.

В 2022 году начнут по общим основаниям получать право на выплату пенсионных накоплений женщины, а в 2027 году — мужчины. Это резко увеличит оттоки клиентской базы. Это будет долгий период ухода денег ОПС с рынка, полагает гендиректор УК «Ронин траст» Сергей Стукалов, растянутый на многие годы.

Читайте также: