Решение суда о признании права на пенсию по выслуге лет
Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми
Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)
Задать вопрос в онлайн чате, юрист перезвонит через 10 минут
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дата г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной Е.А.,
при секретаре Вороновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №. по исковому заявлению Крипаков В. И. к ГУ МВД России по Самарской области о признании права на пенсию за выслугу лет, обязании произвести выплату пенсии
Крипаков В.И. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в период с дата. он проходил службу в ГУ ***, дата. был уволен со службы с должности *** с указанного времени истец является пенсионером МВД и в период с дата. получал пенсию по линии МВД в адрес. Общая выслуга лет для назначения ему пенсии составила *** ***, из них службы в органах внутренних дел – *** год. дата. он переехал на постоянное место жительства в адрес, с дата. выплата ему пенсии по линии МВД адрес прекращена в связи с выездом за пределы Республики. С дата. после получения им постоянной регистрации по месту жительства в Самарской области ГУВД Самарской области ему была назначена пенсия по линии МВД. Выплата пенсии производилась истцу до дата., после чего выплата пенсии была прекращена на основании решения Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Самарской области от дата. по тем основаниям, что он был уволен со службы дата. из ***, не входящей в момент увольнения в систему органов внутренних дел, поскольку в соответствии с Указом Президента адрес от дата. №. *** передана из Министерства внутренних дел в состав Комитета адрес по чрезвычайным ситуациям, а соответствующее соглашение о взаимном пенсионом обеспечении сотрудников министерств ЧС государств-участников СНГ не заключалось. Истец с данным решением ответчика не согласился.
На основании изложенного, просил суд признать за ним право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и обязать ГУ МВД России по Самарской области выплатить ему пенсию за выслугу лет с дата.
В судебном заседании представитель истца –Минеева С.И. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Зубова Т.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве на исковое заявление.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Крипаков В.И. в период с дата. проходил службу в ***
дата. Крипаков В.И. был уволен со службы с должности ***, его выслуга лет на дата. составила ***.
Установлено, что в связи с увольнением со службы истцу была назначена пенсия по выслуге лет по линии МВД адрес с дата.
Из материалов дела следует, что по приезду на постоянное место жительства в РФ с дата. ГУВД Самарской области Крипакову В.И. назначена пенсия по выслуге лет (л.д. 11).
Согласно представленной в дело справке Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Самарской области от дата. выплата пенсии истцу прекращена с дата. в связи с решением вопроса о переходе на пенсию по линии Пенсионного Фонда РФ (л.д. 10).
В соответствии с разъяснениями, данными Крипакову В.И. в письме Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Самарской области от дата., по результатам проверки пенсионного дела прекращение выплаты пенсии по выслуге лет связано с тем, что Государственная противопожарная служба на момент увольнения истца была передана из Министерства внутренних дел в состав Комитета адрес по чрезвычайным ситуациям в соответствии с Указом Президента адрес от дата. №. постановлением Правительства адрес от дата. №. при этом дополнительные соглашения между РФ и адрес по вопросам пенсионного и социального обеспечения сотрудников *** не заключались, в связи с чем, истцом может быть реализовано право на получение страховой пенсии (л.д. 12-13).
В соответствии с пунктом "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" действие данного закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 4 указанного Закона пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренными этими договорами (соглашениями).
Согласно пункту "б" ст. 11 этого же Закона, Министерством внутренних дел Российской Федерации осуществляется пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в РФ из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от дата (адрес) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В преамбуле Соглашения от дата говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства -участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статья 1 Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (п. 1 ст. 6).
Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участника Соглашения.
Российская Федерация и адрес также являются участниками Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» от 24.12.1993 г. Указанное Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 09.07.1999г.
3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01
Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми
Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)
Консультация по телефону
(Москва и область)
В статье 2 Соглашения определено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Ответчик в обоснование прекращения истцу выплаты пенсии ссылается на Указ Президента Республики Казахстан от 22.04.1997г. №. постановление Правительства адрес от дата. №. согласно которым *** была выведена из состава Министерства внутренних дел и передана в состав Комитета адрес по чрезвычайным ситуациям, договоренность Российской Федерации и Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников *** в вышеуказанных Соглашениях отсутствует, дополнительного соглашения по данному вопросу не заключалось, а поскольку Крипаков В.И. является бывшим сотрудником Комитета адрес по чрезвычайным ситуациям, оснований для назначения ему пенсии по линии МВД по приезду на постоянное место жительства в РФ, не имелось.
Между тем, как установлено судом, не оспаривается ответчиком, при увольнении со службы истцу была назначена пенсия по выслуге лет по линии МВД адрес. Согласно вышеуказанному Соглашению стран СНГ, изменение размера и порядка выплаты истцу пенсии, назначенной в адрес, не допускается.
С дата. ГУВД Самарской области истцу была назначена пенсия также по линии МВД.
На момент назначения пенсии Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности".
Данным Указом также предусмотрено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с 1 января 2002 г. соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения (п. 2).
Таким образом, на момент назначения истцу пенсии по прибытии в РФ Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации вошла в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сохранив преемственность полномочий, функциональные обязанности ее сотрудников.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц в отношении лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Указанные выше Соглашения стран – участников СНГ не предусматривают обязательного принятия каких-либо дополнительных правовых актов, предусматривающих порядок зачета в выслугу лет службы в органах противопожарной службы Министерств по чрезвычайным ситуациям государств - участников Соглашений.
Кроме того, ответчиком не учтено, что Указом Президента Республики Казахстан «О реформе системы государственного управления адрес» от дата. №. произведена реорганизация МВД адрес с передачей ему функций и полномочий Министерства по чрезвычайным ситуациям адрес.
Приказом МВД адрес от дата. №. утверждено Положение о Комитете по чрезвычайным ситуациям МВД адрес, согласно которому Комитет является ведомством МВД адрес, осуществляющим в соответствии с законодательством адрес функции в сфере гражданской защиты в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности.
Таким образом, на момент принятия решения о прекращения выплаты пенсии истцу, органы противопожарной службы адрес также относились к ведомству МВД адрес
Ответчиком принято решение о прекращении начисления пенсии истцу на основании ч. 6 ст. 62 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, в соответствии с которой прекращение выплаты пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием права на нее либо приобретением права на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
Поскольку у Крипакова В.И. имеются основания для получения пенсии по выслуге лет по линии МВД в РФ, правом перехода на другой вид пенсии он не воспользовался, оснований для прекращения ему выплаты пенсии по выслуге лет с 01.06.2017г. у ответчика не имелось.
При указанных обстоятельствах суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании за ним права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и обязании ГУ МВД России по Самарской области произвести ему выплату пенсии за выслугу лет с дата.
На основании изложенного, руководствуясь, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Исковые требования Крипаков В. И. удовлетворить.
Признать за Крипаков В. И. право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Обязать ГУ МВД России по Самарской области производить выплату пенсии по выслуге лет Крипаков В. И. с дата.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено дата.
Судья /подпись/ Е.А. Митина
3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01
Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми
Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)
Консультация по телефону
(Москва и область)
г. Москва, Площадь Киевского вокзала, 2
8 800 350 14 85
Бесплатная горячая линия
Мотивированное решение составлено 25.09.2017
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 18.09.2017
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Абрашкиной Е.Н., при секретаре Квашниной Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова С.А. к ГУ МВД России по Свердловской области о признании права на пенсию по выслуге лет, назначении пенсии с момента обращения,
Семенов С.А. обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнений просит признать право на получение пенсии по выслуге лет, включить в выслугу лет для назначение пенсии период службы с 29.06.2001 по 01.01.2014 в государственной противопожарной службе Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области Республики Казахстан; обязать ГУ МВД России по Свердловской области назначить пенсию за выслугу лет с 06.02.2017.
В обоснование требований истец ссылался на то, что он является пенсионером правоохранительных органов Республики Казахстан по выслуге лет. В связи с переездом на постоянное место жительство в г. Каменск-Уральский Свердловской области истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет. Решением ГУ МВД России по Свердловской области от 14.02.2017 истцу было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что Департамент по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, в котором проходил службу истец, не входит в систему органов внутренних дел.
Истец в судебном заседании поддержал доводы и требования искового заявления просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Так представитель ответчика полагает, что поскольку истец проходил службу в органах внутренних дел с 26.11.1990 пол 29.06.2001 в УВД Северо-Казахстанской области, выслуга лет составила 10 лет 07 мес. 03 дня. С 29.06.2001 по 31.12.2013 истец проходил службу в УГПС СКО, ФГУ «СПиАСР» по СКО, ГУ «СПиАСР» ДСЧ СКО Министерства по чрезвычайным ситуациям республики Казахстан. В связи с тем, что Соглашением стран Содружества независимых государств от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение от 13.03.1992) не поименованы лица, проходящие службу в органах Государственной противопожарной службы подразделениях по чрезвычайным ситуациям других государств, и договоры (соглашения) о взаимном пенсионном обеспечении этих сотрудников, проходивших службу в государствах-участниках СНГ, не заключались, правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами МВД России бывших сотрудников иных органов и учреждений, не входящих в систему органов внутренних дел Российской Федерации, в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию не имеется.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец в период с 26.11.1990 по 16.08.1996 проходил службу в отделе внутренних дел Мамлютского райисполкома Управления внутренних дел Северо-Казахстанской области, с 16.08.1996 по 01.07.1997 – в отделе внутренних дел Мамлютского райисполкома Управления внутренних дел Северо-Казахстанской области, с 01.07.1997 по 07.07.2000 – в Мамлютском районном отделе внутренних дел Управления внутренних дел Северо-Казахстанской области, с 07.07.2000 – 29.06.2001 – в отделе внутренних дел Мамлютского района, что подтверждается архивной справкой (л.д. 133-136).
В период с 29.06.2001 по 01.02.2005 истец проходил службу в пожарной части № 11 Мамлютского района государственной противопожарной службы Северо-Казахстанской области, с 01.02.2005 по 01.09.2008 – в филиале государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Северо-Казахстанской области, с 01.09.2008 по 28.07.2011 – в пожарной части № 15 Мамлютского района государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области», с 28.07.2011 по 26.08.2011 – в государственном учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области», с 26.08.2011 по 06.02.2013 – в пожарной части № 15 Мамлютского района государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области», с 06.02.2013 по 31.12.2013 – пожарной части № 15 Мамлютского района государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области», что подтверждается архивной справкой (л.д. 133-134).
Приказом начальника государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области» № 269 л/с от 30.12.2013 Семенов С.А. уволен из органов государственной противопожарной службы с 01.01.2014 (л.д. 12).
Истец является пенсионером и получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства внутренних дела Республики Казахстан (л.д. 33).
06.02.2017 истец обратился в ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет.
Письмом ГУ МВД России по Свердловской области от 06.02.2017 в назначении истцу пенсии за выслугу лет отказано на том основании, что лица, проходившие службу в органах, не входящих в систему органов внутренних, в частности в Департаменте по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, не поименованы в Соглашении от 13.03.1992 (л.д. 10-11).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших службу в других государствах- участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13.03.1992.
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства-участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 года приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
Из содержания приведенных положений Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 года на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.
Как установлено судом, истец в период с 29.06.2001 по 31.12.2013 истец проходил службу в органах государственной противопожарной службы Республики Казахстан, что следует из архивной справки (л.д. 133-134).
Из письма Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 11.07.2017 следует, что ст. 10 Закона Республики Казахстан «О пожарной безопасности» от 22.11.1996 № 48-1 устанавливает распространение на сотрудников государственной противопожарной службы, которым в установленном порядке присвоено специальное звание, порядка прохождения службы, оплаты труда, присвоения специальных званий, обеспечения вещевым имуществом, пенсионное обеспечение, медицинское и санаторно-курортное обслуживание, а также условия социальной защиты и правовое положение, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел (л.д 137-138).
Согласно письма Департамента внутренних дел Северо-Казахстанской области от 30.06.2017 служба пожаротушения до 06.08.2014 входила в состав Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (л.д. 146). В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О реформе системы государственного управления Республики Казахстан» от 06.08.2014 № 875 Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан упразднено, с передачей функций и полномочий Министерству внутренних дел Республики Казахстан, за исключением вопросов, касающихся промышленной безопасности, формирования и развития государственного материального резерва.
Поскольку истец проходил службу в органах государственной противопожарной службы с 29.06.2001 по 31.12.2013, и до 06.08.2014 данная служба не входила в состав Министерства внутренних дел Республики Казахстан, то служба в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан является самостоятельным видом службы и не относится к службе в органах внутренних дел Республики Казахстан.
Учитывая, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии за выслугу лет указанным в нем категориям граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы, не предусмотрено возложение на пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в подразделениях по чрезвычайным ситуациям государств-участников Содружества, в связи с их переездом на территорию Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Семенова С.А. о признании права на пенсию по выслуге лет, назначении пенсии с момента обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
исковые требования Семенова С.А. к ГУ МВД России по Свердловской области о признании права на пенсию по выслуге лет, назначении пенсии с момента обращения оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья ДД.ММ.ГГГГ Е.Н. Абрашкина
РЕШЕНИЯ СУДОВ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:
Чиркова В. А., в лице представителя Арутюняна Р.О., обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Свердловской области (далее – Управление) о признании права на увеличение пенсии по случаю потери кормильца, о взыскании недополученной пенсии в размер.
Чирков В. В., в лице представителя Арутюняна Р.О., обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Свердловской области (далее – Управление) о признании права на увеличение пенсии по случаю потери кормильца, о взыскании недополученной пенсии в размере .
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
от 8 февраля 2017 г. по делу N 33-4675/2017
Судья Белоусова И.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Дегтеревой О.В.
и судей Зыбелевой Т.Д., Лобовой Л.В.
при секретаре В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В.
дело по апелляционной жалобе Л. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 29 июня 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Л. к Военному комиссариату Московской области о признании права на получение пенсии и обязании произвести перерасчет пенсии, - отказать полностью.
Истец Л. обратилась с иском к Военному комиссариату Московской области о признании права на получение пенсии и обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 7 сентября 2011 года по п. "а" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, ссылаясь в обоснование иска на то, что была досрочно уволена в запас приказом от 15.04.2011 г. N *** по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годной к военной службе, приказом от 6 июня 2011 года N *** исключена из списков личного состава воинской части с 6 июня 2011 года. Согласно расчета общего трудового стажа на пенсию общая продолжительность военной службы в ВС РФ в календарном исчислении на дату исключения из списков части (06.11.2011 г.) составляет - 26 лет 02 месяца 16 дней, а общий трудовой стаж (с учетом работы в гражданских организациях) - 34 года 08 месяцев 13 дней. С 7 июня 2011 года ответчиком выплачивается пенсии за выслугу лет по линии Минобороны РФ. Исходя из имеющейся выслуги лет (26 лет 02 месяца 16 дней) и общего трудового стажа (34 года 08 месяцев 13 дней с выслугой военной службы более 12,5 лет), а также в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья истец после исключения из списков личного состава воинской части, имеет право на пенсию за выслугу лет и по п. "а" , и по п. "б" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". По мнению истца, при наличии необходимой выслуги лет (20 лет) у военнослужащего - пенсия назначается в любом случае по п. "а" ст. 13 Закона, поэтому истец полагала, что с 7 июня 2011 года ей была назначена выплата пенсии за выслугу лет ответчиком именно по п. "а" ст. 13 Закона. В августе 2015 года истец обратилась в отдел Военного комиссариата Московской области по г. Наро-Фоминск и Наро-Фоминскому району за справкой о календарной выслуге лет (для оформления выплаты страховой части пенсии в Управлении Пенсионного фонда РФ по Наро-Фоминскому району в связи с достижением возраста 55 лет), где ей было разъяснено о получении пенсии за выслугу лет по п. "б" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1. При этом размер пенсии за выслугу лет, начисляемый истцу исходя из общего трудового стажа ( п. "б" ст. 13 Закона) согласно ст. 14 Закона - значительно меньше, чем если бы пенсия начислялась исходя из общей продолжительности военной службы по п. "а" ст. 13 Закона. 09 сентября 2015 года истцом было подано заявление в отдел ВК Московской области по г. Наро-Фоминск и Наро-Фоминскому району о перерасчете пенсии за выслугу лет с 07 июня 2011 года по настоящее время исходя из общей продолжительности военной службы ( п. "а" ст. 13 Закона) и предоставлении справки о календарной выслуге лет в ВС РФ (для Пенсионного фонда РФ). 21 сентября 2015 года (исх. N ***) ответчиком истцу было отказано в удовлетворении заявления. Истец также полагает, что Военным комиссариатом Московской области в связи с неправильным толкованием Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 назначена выплата пенсии ошибочно по п. "б" ст. 13 Закона, а не по п. "а" ст. 13 вышеуказанного Закона.
Истец Л. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, согласно искового заявления просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ВК МО по доверенности А.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Судом вынесено указанное решение, об отмене которого просит Л., считая решение неправильным.
На заседание судебной коллегии Л. не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы была извещена судом надлежащим образом, уважительных причин неявки в суд апелляционной инстанции не представила, судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ч. 3 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика А.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Порядок назначения и выплаты пенсий предусмотрен в Российской Федерации Законом РФ от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно ст. 13 Закона N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют: а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более; б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г., как и ранее действовавшая норма ( абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), также содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом . При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим Законом .
Приведенные нормативные положения являются элементом правового механизма, гарантирующего пенсионерам, получающим пенсию по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в том числе пенсионерам органов внутренних дел) и работающим по трудовому договору, возможность получать страховую часть трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии), предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 г. - Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел как лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.
В законодательстве не содержится нормы, позволяющей таким пенсионерам при реализации права на одновременное получение двух пенсий по их выбору исключить период, учтенный при расчете стажа для назначения им пенсии за выслугу лет, и включить этот же период в страховой стаж при назначении трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости.
Как установлено судом, Л., досрочно уволена в отставку из рядов ВС РФ 15 апреля 2011 года приказом Командующего войсками Западного военного округа от 15.04.2011 г. N *** по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годной к военной службе ( п. "г" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Приказом начальника госпиталя - структурного подразделения ФГУ "1586 ОВГК МВО" Министерства обороны от 6 июня 2011 года N *** Л. исключена из списков личного состава воинской части с 6 июня 2011 года.
Согласно расчета общего трудового стажа на пенсию заместителя начальника ФЗУ МВО общая продолжительность военной службы истца в ВС РФ в календарном исчислении на дату исключения из списков части (06.11.2011 г.) составляет - 26 лет 02 месяца 16 дней, а общий трудовой стаж (с учетом работы в гражданских организациях) - 34 года 08 месяцев 13 дней.
С 7 июня 2011 года Военным комиссариатом Московской области истцу была назначена выплата пенсии за выслугу лет по линии Минобороны РФ.
В августе 2015 года Л. обратилась в отдел Военного комиссариата Московской области по г. Наро-Фоминск и Наро-Фоминскому району для получения справки о календарной выслуге лет (для оформления выплаты страховой части пенсии в Управлении Пенсионного фонда РФ по Наро-Фоминскому району в связи с достижением возраста 55 лет), где ей разъяснили о получении ею пенсии за выслугу лет по п. "б" ст. 13 Закона, а не по п. "а" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
09 сентября 2015 года истец обратилась в адрес ответчика с заявлением о перерасчете пенсии с 07.06.2011 г., в котором также просила выделить из общего трудового стажа отдельно стаж военной службы в календарном исчислении и трудовой стаж в связи с оформлением страховой пенсии, и выдать справку о календарной выслуге лет в ВС РФ без учета трудового стажа для предоставления в пенсионный отдел для назначения страховой пенсии, получив отказ обратилась в суд с иском.
Отказывая в удовлетворении заявления истице, суд обоснованно исходил из того, что выплата пенсии истице производится по выслуге лет по п. "б" ст. 13 Закона от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом выбранного истцом основания при ее назначении 07.06.2011 г., ее переназначение без учета трудового страхового стажа не допускается, в связи с чем правовые основания для перерасчета пенсии истца по п. "а" ст. 13 Закона от 12.02.1993 г. N 4468-1 у ответчика не имелись.
Также требования истца о выделении из общего трудового стажа отдельно стажа военной службы в календарном исчислении и трудового стажа для оформления страховой пенсии обоснованно отклонены судом.
Отсутствие в пенсионном законодательстве нормы, прямо предусматривающей возможность исключения периода, учтенного при расчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, и зачета этого же периода в страховой стаж при назначении трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости, по сути, означает в рамках механизма публично-правового регулирования пенсионных отношений запрет на включение по выбору пенсионера совпадающих по времени периодов в выслугу лет для назначения пенсии по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. или в страховой стаж для назначения страховой части трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии). Данная позиция подтверждена также в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправильно применил нормы материального права и истолковал ФЗ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на иное толкование норм закона, были предметом исследования суда, нарушений норм материального права судом, судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено и таковые не приведены в апелляционной жалобе.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия с указанными выше выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что, разрешая спор, суд правильно оценил собранные по делу доказательства, верно определил юридически значимые по делу обстоятельства, правильно оценил все доводы сторон и вынес решение для отмены которого оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 , 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 29 июня 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. - без удовлетворения.
Читайте также: