Рева о пенсионной реформе в


Киев, 20 октября.

Карты раскрыты: с трибуны Верховной Рады министр социальной политики Андрей Рева рассказал, чего ожидать украинцам от пенсионной реформы. Сегодня во время часа вопросов к правительству в парламенте Андрей Рева раскрыл все нюансы пенсионной реформы, принятой во втором чтении и в целом Верховной Радой.

В октябре на пенсии дополнительно выделили более 6 млрд гривен

По словам Ревы, в октябре на повышение пенсий было направлено 6 млрд 400 млн гривен дополнительных расходов.

"Дополнительные расходы в октябре были направлены на повышение пенсий в размере 6 млрд 400 млн гривен. Выплата повышенных пенсий проводится с 11 октября. То есть с 11 октября каждый пенсионер получит новый размер пенсии", – сказал он.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы ВКонтакте и Facebook.

По словам министра, повышение пенсий украинцам не имеет инфляционного характера, так как средства на это поступили из экономики.

"Повышение пенсий, которое мы совершили, не имеет инфляционного характера. Мы не печатали средства, не брали ссуды у международных финансовых институтов, не увеличивали дотацию из государственного бюджета. Эти средства поступили из экономики. Они не имеют инфляционный характер и, значит, не должны привести к всплескам инфляции и повышению цен", - подчеркнул Рева.

Как будут получать пенсии "теневики" и трудовые мигранты

Пенсионная реформа предусматривает возможность людям, занятым в теневом секторе, и тем, кто работает за рубежом, принять участие в пенсионной системе и выплачивать страховые взносы.


"Если человек не работал или работал на себя и не уплачивал страховые взносы, он не будет получать пенсию за счет других и выйдет на пенсию позже. Мы сохранили право на пенсию при наличии минимального страхового стажа для всех на уровне 15 лет после достижения 65 лет. Это вводится для создания условий, при которых лицам, которые работают в теневом секторе, неформальной занятости, работающих за рубежом, предусмотрены все возможности для добровольного участия в пенсионной системе и выплате страховых взносов. Предусматривается также возможность единовременной уплаты всех взносов. Данная норма о возмещении уже сейчас предусмотрена в законе. Поскольку он вступает в силу с 1 января, коэффициент 2 будет применяться только с 1 января 2018 года. Те, кто хочет компенсировать стаж сейчас, могут это сделать с коэффициентом 1. У вас еще есть 2,5 месяца, чтобы компенсировать тот стаж, которого у вас нет", - сказал он.

Правительство готовит перерасчет пенсий военным и силовикам

Как отметил министр, военным и силовикам пересчитают пенсии после того, как Верховная Рада примет соответствующий правительственный законопроект.

"Сейчас готовится и скоро будет подан в Раду законопроект о пересчете пенсий военным и работникам силовых структур – для них отдельный закон. Мы должны его принять (законопроект). Таких людей у нас 554 тысячи, и им тоже с 2012 года не пересматривались пенсии, поэтому существует огромный разрыв в пенсионном обеспечении", - сказал Рева.

В свою очередь нельзя не отметить, что по мнению многих экспертов, пенсионная реформа просто добьет украинцев, ведь суть ее состоит в одной фразе: "Хочешь помочь государству – умри до пенсии".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы ВКонтакте и Facebook.


Долгожданный проект пенсионной реформы вот-вот будет представлен общественности. В минувшую пятницу его рассмотрел Национальный совет реформ. После того как Кабмин внесет в документ необходимые правки, его наконец отправят в Верховную Раду.

О том, что может появиться, а что — исчезнуть из законопроекта еще до регистрации в парламенте, и каким будет окончательный план пенсионной реформы от Кабмина рассказал министр социальной политики Андрей Рева.

— Законопроект о пенсионной реформе на рынке называют секретным. Его мало кто видел, при его разработке не привлекали экспертов с рынка, не проводили обсуждение с общественностью. Поэтому грядущая реформа уже успела обрасти домыслами и слухами. Зачем такая секретность?

— Этот закон затрагивает интересы всех. В нем не может быть мелочей или каких-то непродуманных вещей. Над ним работали очень долго. Документ шлифовался и менялся постоянно. И если бы мы обсуждали с общественностью каждый вариант, мы бы никогда не продвинулись.

Мы работали над законопроектом вместе с экспертами МВФ и Мирового банка, он прошел экспертизу. Теперь в отношении документа должна быть сформирована консолидированная позиции власти – правительства и президента. После этого мы внесем его в Верховную Раду, и тогда он будет обнародован — его будут рассматривать в парламентских комитетах, обсуждать с общественностью и т.д.

— Нацсовет реформ рассмотрел законопроект о пенсионной реформе. Какие замечания были к документу? Какие изменения намерено внести правительство?

— Нацсовет поддержал документ в целом. Был озвучен ряд предложений, но они не затрагивают законопроект по сути. Например, президент предложил, чтоб мы не ограничивались только реформой солидарной системы, но одновременно занялись реформированием пенсионной системы для военнослужащих. Нельзя готовить изменения для одной части общества и игнорировать другую. Да, военнослужащих не так много, всего около 600 000 человек, но их пенсии также нуждаются в «осовременивании». По этому вопросу мы разработаем отдельный законопроект.

— Правительство предлагало изменить формулу расчета пенсий — уменьшить коэффициент оценки стоимости одного года стажа с нынешних 1,35 до 1. В перспективе это чревато снижением размера пенсий. Эта норма не будет корректироваться?

— Об изменении этой нормы не может быть и речи. Это один из базовых параметров пенсионной реформы. Коэффициент 1,35 – это стоимость одного года стажа. Эта стоимость определяется количеством денег, которые платятся в Пенсионный фонд. А количество денег, в свою очередь, зависит от размера единого социального взноса (ЕСВ). Если в 2015 году ставка ЕСВ была 38%, а сейчас 22%, то может ли 2017 год стоить также, как и 2015? Очевидно, не может. Если мы оставим коэффициент 1,35 неизменным, при том, что у нас нет денег на его обеспечение, разницу придется покрывать за счет дотаций. Так и возникает дефицит Пенсионного фонда.

Вспомните, до 2008 года этот коэффициент равнялся единице. Почему его повысили до 1,35? Была высокая инфляция. Вместо того, чтобы поднять зарплату, правительство решило повысить коэффициент. Но если зарплата не растет, значит, и денег на обеспечение этого коэффициента нет. В итоге деньги брали из госбюджета. Дефицит Пенсионного фонда начал расти и с каждым годом увеличивался.

— Будет ли отложено запланированное повышение минимального страхового стажа с 15 до 25 лет? Вроде на Нацсовете шла речь о переносе вступления в действие нормы с 1 января 2018 года на 1 января 2020 года?

— Этот вопрос поднимался. Президент попросил, чтоб новые требования внедрялись мягко, без шоков. Мы рассматриваем различные варианты. Но опять-таки, мы говорим об одном из базовых элементов новой пенсионной системы. И, по моему мнению, чтобы изменить этот параметр, нам потребуются новые переговоры с МВФ. А это фактически возврат к началу процесса. Конечно, решать будет правительство. Но, учитывая, что этот параметр принципиальный, и он был ранее согласован, я не думаю, что мы на это пойдем. Еще раз повторюсь – прямого требования об отсрочке не было. Нужно просто смягчить процесс вступления в силу этой нормы. Мы сейчас думаем, как это можно сделать и у нас есть по этому поводу кое-какие идеи.

— Как Вы оцениваете шансы, что депутаты проголосуют за проект в нынешнем виде? Ведь пенсионная реформа – благодатная тема для спекуляций популистов.

— Я не гидрометцентр, чтобы делать прогнозы. Но я считаю, что это будет тест на ответственность для каждого, кто находится в зале. Нужно задать себе простой вопрос: какова альтернатива? Вариант «а давайте ничего не делать» не считается. Растущий дефицит Пенсионного фонда – это как опухоль. Если ее не лечить, пациент погибнет. Понятно, что операция опасная и болезненная, но после нее есть шанс выжить и радоваться жизни. А если ничего не делать – летальный исход. Правительство предлагает лечение. Рецепта два: либо повышение пенсионного возраста, на чем изначально настаивал МВФ, либо тот, который предложили мы. Если не нравится ни один из двух, дайте третий. Но его просто не существует.

Я не хочу рассматривать предложения о введении накопительной системы. Она даст результат через 20 лет. А что нам делать сегодня с 12 миллионами пенсионеров? Они ведь уже ничего не накопят. Вопрос с накопительной системой – это отдельная тема. Сначала нужно решить проблему с солидарной системой.

— Но зачатки государственной накопительной системы уже заложены в законопроекте правительства? Проект реформы предусматривает введение индивидуальных накопительных счетов для работников вредных производств моложе 35 лет, на которых будут накапливаться средства ЕСВ, уплаченные за них работодателем…

Сначала нужно провести детенизацию экономики. Сейчас в солидарную систему платит не сам работник, а работодатель. И от человека зависит одно – потребовать от работодателя, чтоб тот легально платил ему зарплату. Ведь если работник получает зарплату в «конверте», ему не идет страховой стаж. Сейчас мы страховой стаж увеличим, и для работника этот вопрос станет очень важным. Он пойдет к своему работодателю и потребует, чтобы ему платили зарплату легально. А если тот не согласится, работник может написать жалобу в Государственную службу труда, и она оштрафует работодателя на 96 000 грн. А если жалоба поступит повторно – на 320 000 грн. То есть 8 млн людей, которые сейчас работают в тени, захотят легализоваться. Произойдет детенизация. Появятся новые люди, за которых будут поступать взносы в ПФ.

А если сейчас зарплаты в «тени», как вводить накопительный уровень? Работодатели не платят деньги в Пенсионный фонд, а работники не будут перечислять деньги на накопительные счета.

Вот мы подняли минимальную зарплату, и у нас появилось 362 000 новых плательщиков. Никто не хочет связываться с Государственной службой труда и получать штрафы. Кричали, что бизнес уйдет в тень. Но этого не произошло. Легализовался фонд оплаты труда объемом в 212 млрд гривен. Посмотрите, какие доходы получают бюджеты – и местные, и центральный, и Пенсионный фонд. И это дало возможность вообще говорить о пенсионной реформе. Ведь в прошлом году денег не было, а сейчас есть.

— Когда вы вернетесь к рассмотрению вопроса о накопительной системе?

— Когда решим вопрос с солидарной. Нам снеобходимо сначала ее реанимировать. Люди не могут ждать. Мы должны «осовременить» пенсии, провести их дифференциацию в зависимости от стажа и заработка и запустить механизм их постоянного повышения.

Пенсия зависит от трех показателей — зарплаты работника, стажа и показателя средней заработной платы в Украине. Последний показатель постоянно рос, но этого никто не учитывал. Последний раз людям пересматривали пенсии в 2012 году! Да и то на базе зарплаты за 2007 год. В результате у тех, кто вышел на пенсию в 2008 году, базовая пенсия составляет 582 грн. А у тех, кто 2017 году — 1829 грн. Разрыв 1300 грн при одинаковых условиях! Человек, который выходил на пенсию в 2008 году, считал, что он богат. А через 10 лет он стал нищим.

Мы пересчитаем базовый размер пенсий на базе средней зарплаты за последние три года (3764 грн). Это планируется сделать уже с 1 октября этого года.

Конечно, мы не сможем за один раз выровнять такие перекосы в системе. Но за 2 раза сможем. И люди, которые в разное время выходят на пенсию (при прочих равных условиях) будут получать одинаковую пенсию.

— Проект реформы предполагает ежегодную индексацию пенсий?

— Естественно. С 2021 года это будет автоматическая индексация, которая будет проводиться по специальной формуле. А вот в 2019-2020 гг, согласно договоренностям с МВФ, индексация пенсий будет проходить в ручном режиме, в зависимости от возможностей бюджета. Президент предложил, чтобы это происходило путем «консенсусного» решения. Специальная комиссия, в которую войдут представители президента, правительства и парламента, будет определять – сколько денег есть, и какие текущие потребности по индексации пенсий. Эта комиссия должна будет внести в правительство предложения по уровню перерасчета пенсий в 2019 году.

— А если в бюджете не будет средств на «осовременивание»?

— Ну вот рабочая группа и оценит объективно – есть эти средства или нет. Сядут, посмотрят, посчитают.

После 2021 года пенсии будут повышать по формуле — не менее чем на 50% роста среднемесячных зарплат за последние три года и на 50% индекса потребительских цен. Эти два коэффициента будут суммироваться и учитываться в формуле перерасчета. Никаких оговорок по поводу возможностей бюджета уже не будет. Мы надеемся, что до того времени ситуация выровняется.

— Из каких источников вообще предполагается брать средства на индексацию?

— Очень просто. В прошлом году у нас объем дотаций ПФУ составлял 145 млрд грн, а его собственные доходы – 112 млрд грн. Итого 257 млрд грн. В этом году собственные доходы фонда должны составить уже 142,5 млрд, а дотации — 141,5 млрд грн. Итого — 284 млрд грн. То есть чуть-чуть упала дотация и на 30 млрд мы предусмотрели увеличение собственных поступлений. Их рост планируется за счет повышения минимальной зарплаты, увеличения зарплат в бюджетной сфере, частном секторе. Но уже сейчас мы видим, что собственные поступления в Пенсионный фонд будут не 142 млрд, а 162 млрд грн. То есть за счет детенизации у нас аккумулируется 20 млрд грн сверх плана. Этого более чем достаточно на этот год. Осовременивание пенсий начнется с октября. В течение 3 месяцев на это понадобится порядка 12 млрд грн.

— А в следующем году? Ведь минималка вдвое уже расти не будет?

— И минималка, и средние зарплаты будут расти. Конечно, не так, как в 2017. Но поступления в Пенсионный фонд все равно будут увеличиваться. Этого хватит, чтоб проиндексировать пенсии.

Более того, вот о чем мы договорились с МВФ. Фонд требует сокращения дефицита Пенсионного фонда. Мы согласились и пообещали в течение 10 лет ликвидировать дефицит. Но поставили условие, чтобы в первые 4 года от нас не требовали уменьшения суммы дотаций. Мы фиксируем ее в нынешнем объеме — 141 млрд грн. Поступления в Пенсионный фонд в эти 4 года будут расти, поэтому в процентном отношении доля дотаций будет уменьшаться. Это даст нам возможность увеличивать пенсии за счет доходов ПФ, оставляя неизменным объем госдотаций. А через 4 года, когда мы подтянем пенсии и запустим механизм автоматического перерасчета, мы должны будем снижать цифру дотаций каждый год. В том числе, и за счет постепенному повышению требований к страховому стажу, который должен будет достичь 35 лет. И через 10 лет дефицит Пенсионного фонда станет нулевым.

— Рассчитанный рост поступлений в ПФ учитывает и динамику старения населения Украины?

— Старение — не главная наша проблема. Вот в Германии, например, это так. У них хорошая медицина, люди живут долго, пенсионеров много, рождаемость падает. У них уже нет возможности расширять количество плательщиков, поэтому они поднимают пенсионный возраст, чтобы уменьшить количество пенсионеров. У нас проблема другая. В Украине 26 миллионов людей трудоспособного возраста, и 12 млн пенсионеров. При этом ЕСВ платит 10,5 млн людей, а взносы еще за 1,5 млн – вносит государство. А где же еще 14 млн трудоспособных граждан? То есть наша проблема не в демографии, а в теневой экономике. Прежде, чем думать об увеличении пенсионного возраста, мы должны исчерпать этот резерв. И только потом браться за увеличение пенсионного возраста, как это делают немцы. Поэтому наша задача – не уменьшать количество пенсионеров, а увеличивать количество плательщиков.

— Увеличение страхового стажа автоматически приведет к повышению пенсионного возраста. Где работать пожилым людям? Вводит ли проект закона квоты на работников соответствующего возраста для работодателей?

— Квота уже прописана в законе о занятости. Но пока она касается предприятий с количеством работников более 20. Теперь мы хотим ввести такую же систему, которая сейчас действует для инвалидов. На предприятиях с количеством работников от 8 до 20, должно будет не менее 1 работника соответствующего возраста, а на тех, где более 20 работников – не менее 4% людей возрасте от 45 лет. Мы внесем соответствующие поправки в закон о занятости.

Да, проблема с трудоустройством безусловно есть, ее нельзя отрицать. Но, по моему мнению, главный камень преткновения не безработица, а нежелание работодателей официально оформлять сотрудников.

— Будет ли отменен налог для работающих пенсионеров?

— Сейчас работающие пенсионерв недополучают 15% пенсии. Это ограничение мы предполагаем отменить. Пенсионный фонд выживет без этих денег. До снижения ставки ЕСВ дефицит фонда был 80 млрд грн, после – 145 млрд. Эти 65 млрд мы подарили бизнесу. И надеялись, что он заплатит. Не заплатил. После этого налогом решили обложить пенсионеров. И получили целых 3 млрд грн! Без них Пенсионный фонд проживет. Платить должен тот, у кого есть деньги — бизнес.

— Нацсовет реформ предложил оставить особые условия выхода на пенсию для некоторых профессий…

— Речь идет только о театрально – концертных работниках, например, балеринах. Их там 36 человек на год. Это никак не влияет на бюджет Пенсионного фонда.

— Что Вы думаете о добровольной накопительной системе пенсионного обеспечения. При каких условиях она сможет эффективно работать в Украине?

— Я не готов делать какие-то выводы. Негосударственные пенсионные фонды начали работать не так давно, закон появился только в 2003 году. А для того, чтобы оценить их эффективность, пенсионные программы должны действовать хотя бы лет 20. Тогда можно будет посчитать, сколько человек вложил в НПФ, сколько получил. Вот когда начнутся массовые выплаты, можно будет делать какую-то оценку.

В рамках дискуссии, которую предложил президент, будет интересно пригласить и послушать участников рынка негосударственного пенсионного обеспечения, представителей фондового рынка, зарубежных коллег из стран, где проходили подобные изменения в пенсионных системах. Чтобы всех услышать и принять правильное решение.


Среди основных предложенных составляющих пенсионной реформы в Украине есть уменьшение страхового стажа, разделение пенсионеров на четыре категории, а также отмена всех надбавок.

Об этом рассказал министр социальной политики Андрей Рева во время разговора с постоянным представителем Международного валютного фонда Жеромом Ваше, очерчивая контуры будущей реформы, сообщает в понедельник Правительственный портал.

"Основная проблема Пенсионного фонда Украины - большая финансовая бездна, которую необходимо закрывать, чтобы можно было уже в скором будущем всем нуждающимся платить хотя бы минимальные пенсии. На 2017 год дотация Пенсионного фонда из государственного бюджета составит 142 млрд грн, в 2016-ом - она была в размере 145 млрд грн", - говорится в сообщении.

В числе основных предложенных составляющих пенсионной реформы министр назвал уменьшение страхового стажа. Если раньше предлагалось на момент выхода на пенсию - за время "ч" было взято 1 января 2021 года - непременным условием получения пенсии потенциальный пенсионер на указанную дату должен иметь не менее 20 лет страхового стажа, при этом общего - 30 лет, тогда только 8% украинцев могли бы претендовать на пенсию. Сейчас речь идет о том, чтобы снизить эту страховую цифру до 15 лет, но на момент 1 января 2018 года, и тогда уже 30% граждан смогут претендовать на государственное пенсионное обеспечение.

Этот срок предоставлен, чтобы все молодые начали платить взносы, а старшие начали упорядочивать свою страхово-пенсионную картину с ЕСВ.

По словам министра, пенсионеры делятся на четыре категории. Первая - пенсии по возрасту. Этой категории граждан при определенных, указанных выше, условиях будет платить Пенсионный фонд.

Будет предоставлена возможность купить себе эти 15 лет страхового стажа. Скажем, к такой категории граждан министр относит тех, кто работает за рубежом. Эта сумма составит около 130 тысяч гривень: по 704 гривни за каждый месяц умножаются на 15 лет.

Андрей Рева прогнозирует, что таких может быть немного: около полутора тысяч человек.

Также возможно будет законодательно прописано, что тот, кто претендует на пенсию, не может одновременно работать на работе. То есть или пенсия, или работа.

Второй вид пенсий - по инвалидности. Источником выплат этой категории граждан будет не Пенсионный фонд, а Фонд социального страхования. Он сейчас на последней стадии формирования и начнет работать уже с апреля этого года. В то же время готовятся документы для передачи органов медико-социальной экспертизы под управление Министерства социальной политики. Вместе с тем руководитель министерства подчеркивает проведение ревизии, потому что, как отмечает, там есть немало злоупотреблений и не все официально признанные людьми с инвалидностью на самом деле таковыми являются. Особенно немало, по мнению министра, есть вопросов к 3-й группе инвалидности.

Из Фонда социального страхования будут финансировать и пенсии по потере кормильца.

В четвертой категории пенсий - по выслуге лет - остаются только военнослужащие. Выслуга остается постоянной - 25 лет. Однако единый социальный взнос из их зарплат будет платиться в двойном размере. Поскольку, по словам министра, у военнослужащих всех категорий достаточно высокий риск получить травмы, увечья. И это с одной стороны. С другой - причина еще и в том, что ЕСВ будет платиться меньшее количество лет. По замыслу авторов пенсионной реформы, до 60 лет пенсию военнослужащие будут получать из государственного бюджета. После 60-ти - из Пенсионного фонда.

Также в планах предусматривается отмена всех надбавок.

"Если эта схема будет принята, то дефицит Пенсионного фонда исчезнет в 2024 году. Эта система социально справедлива, потому что и для президента, и для простого рабочего устанавливается одинаковый подход к начислению пенсий. Мы осознаем, что с принятием этого закона шок у наших сограждан может быть таким, как и после повышенных тарифов. Но это вынужденный и необходимый шаг, чтобы сбалансировать Пенсионный фонд. Кроме того, важно еще и побуждать украинцев отказаться от привычки думать, что государство за них должно все решить, а заставить осознать, что будущее каждого в его руках", - сказал Рева.

Этот законопроект планируется подать на рассмотрение в Верховную Раду в марте нынешнего года. По словам Ревы, он должен быть принят в первом чтении, а вступить в силу в июле текущего года.

В ходе встречи представитель МВФ Жером Ваше и министр социальной политики Украины коснулись также и темы уточнения параметров, на которых основывается система субсидий для населения. В этом сегменте также будут некоторые изменения, но окончательные данные будут выведены в апреле, после завершения отопительного сезона. Как известно, в этом отопительном сезоне снизились социальные нормы потребления газа с 7 кубометров на 1 квадратный метр до 5,5 кубометров. К европейскому стандарту - 4 кубометров на 1 квадратный метр - обсуждается перспектива перехода в 2019 году.


Киев, 20 октября.

Карты раскрыты: с трибуны Верховной Рады министр социальной политики Андрей Рева рассказал, чего ожидать украинцам от пенсионной реформы. Сегодня во время часа вопросов к правительству в парламенте Андрей Рева раскрыл все нюансы пенсионной реформы, принятой во втором чтении и в целом Верховной Радой.

В октябре на пенсии дополнительно выделили более 6 млрд гривен

По словам Ревы, в октябре на повышение пенсий было направлено 6 млрд 400 млн гривен дополнительных расходов.

"Дополнительные расходы в октябре были направлены на повышение пенсий в размере 6 млрд 400 млн гривен. Выплата повышенных пенсий проводится с 11 октября. То есть с 11 октября каждый пенсионер получит новый размер пенсии", – сказал он.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы ВКонтакте и Facebook.

По словам министра, повышение пенсий украинцам не имеет инфляционного характера, так как средства на это поступили из экономики.

"Повышение пенсий, которое мы совершили, не имеет инфляционного характера. Мы не печатали средства, не брали ссуды у международных финансовых институтов, не увеличивали дотацию из государственного бюджета. Эти средства поступили из экономики. Они не имеют инфляционный характер и, значит, не должны привести к всплескам инфляции и повышению цен", - подчеркнул Рева.

Как будут получать пенсии "теневики" и трудовые мигранты

Пенсионная реформа предусматривает возможность людям, занятым в теневом секторе, и тем, кто работает за рубежом, принять участие в пенсионной системе и выплачивать страховые взносы.


"Если человек не работал или работал на себя и не уплачивал страховые взносы, он не будет получать пенсию за счет других и выйдет на пенсию позже. Мы сохранили право на пенсию при наличии минимального страхового стажа для всех на уровне 15 лет после достижения 65 лет. Это вводится для создания условий, при которых лицам, которые работают в теневом секторе, неформальной занятости, работающих за рубежом, предусмотрены все возможности для добровольного участия в пенсионной системе и выплате страховых взносов. Предусматривается также возможность единовременной уплаты всех взносов. Данная норма о возмещении уже сейчас предусмотрена в законе. Поскольку он вступает в силу с 1 января, коэффициент 2 будет применяться только с 1 января 2018 года. Те, кто хочет компенсировать стаж сейчас, могут это сделать с коэффициентом 1. У вас еще есть 2,5 месяца, чтобы компенсировать тот стаж, которого у вас нет", - сказал он.

Правительство готовит перерасчет пенсий военным и силовикам

Как отметил министр, военным и силовикам пересчитают пенсии после того, как Верховная Рада примет соответствующий правительственный законопроект.

"Сейчас готовится и скоро будет подан в Раду законопроект о пересчете пенсий военным и работникам силовых структур – для них отдельный закон. Мы должны его принять (законопроект). Таких людей у нас 554 тысячи, и им тоже с 2012 года не пересматривались пенсии, поэтому существует огромный разрыв в пенсионном обеспечении", - сказал Рева.

В свою очередь нельзя не отметить, что по мнению многих экспертов, пенсионная реформа просто добьет украинцев, ведь суть ее состоит в одной фразе: "Хочешь помочь государству – умри до пенсии".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы ВКонтакте и Facebook.


Фото: Александр Чекменёв

Андрей Рева рассказал о необходимости увеличения страхового стажа, шансах принятия пенсионной реформы и о том, почему он не будет извиняться за своё заявление, что украинцы много едят

Должность министра социальной политики Андрею Реве досталась в апреле прошлого года. Региональный чиновник сразу пересел в кресло министра самого богатого ведомства страны. До этого он больше 10 лет проработал заместителем мэра по вопросам медицины и социальной сферы в Виннице — президентской и премьерской вотчине. В интервью Фокусу приоритетным направлением своей деятельности министр называет пенсионную реформу, обещая с 2018 года значительно улучшить уровень жизни пенсионеров. Однако широкую огласку его имя получило не в контексте повышения пенсий или минимальных зарплат, а после его заявления одному из телеканалов о том, что украинцы много едят. "Учитывая, что цены в Германии и Украине на еду примерно одинаковые, немцы едят меньше, потому что у них культура. Поэтому, конечно, на питание они тратят меньше, в отличие от наших людей", — сказал Рева в интервью. Медиа и соцсети резко раскритиковали министра и высмеяли его за это высказывание. Сам он извиняться за свои слова не хочет, потому что не видит в них ничего обидного. Мол, за него всё скажут успешные результаты его деятельности.

КТО ОН

Министр социальной политики Украины

ПОЧЕМУ ОН

Возглавляет самое богатое министерство, ответственен за реализацию пенсионной и трудовой реформы

Недавно разгорелся скандал по поводу вашего заявления о том, что украинцы много едят. Прокомментируйте.

— Я бы посоветовал всем не комментировать моё якобы заявление, а просто посмотреть видео. Мне кажется, что люди, которые его обсуждают, не совсем объективно освещают событие.

Почему вы как министр никак не отреагировали на реакцию людей?

— Меня учили никогда и ничего не объяснять из того, что сказал. Умные всё сразу поняли, глупые всё равно ничего не поймут. Когда ко мне обращаются за комментарием по этому поводу, я советую посмотреть видео, а потом сравнить с тем, что говорят. Тогда вы поймёте, кто порядочный человек, а кто пытается исказить и переписать мои слова.

Для ваших зарубежных коллег объяснять свои заявления и приносить извинения — нормальная практика. Почему вы так не делаете?

— Они приносят извинения только тогда, когда сказали что-то не то. Если вы на видео увидите, что я кого-то в чём-то упрекаю или что-то советую, я готов извиниться. Мы живём в эпоху гибридной войны, которая ведётся не только оружием, но и словом. Вспомните фейки российской пропаганды про распятого мальчика, хунту, бандеровцев, поедание снегирей. Кто распространил фейк про меня? Это сделал человек, который находится за поребриком. Это не единственная подобная провокация. Как только в Белом доме начинают обсуждать возможность предоставления нашей стране оружия, в New York Times появляется статья, что Украина, оказывается, может быть причастна к продаже на чёрном рынке ракетных двигателей Северной Корее. Поставьте себя на место американского конгрессмена: захотите ли вы давать этой стране деньги? Идёт кампания по дискредитации Украины, правительства, отдельных его членов.

Возможно, это ещё один повод активней общаться с людьми и объя­снять им свою позицию. У народа вы ассоциируетесь с министром, который говорит, что украинцы много едят. Вас это устраивает?

— Я тоже вижу всю ситуацию, читаю разные комментарии. Очень рад, что в нашей стране много умных людей. Есть те, которые, несмотря на провокации, сохраняют объективность и пишут правду. С каким заявлением мне выйти? Считаю, что недостойно оправдываться за то, чего ты не делал.



Жить станет лучше

В проекте пенсионной реформы, который депутаты приняли в первом чтении, пенсионный возраст, как и обещали, поднимать не будут, однако увеличится страховой стаж. Фактически это и есть повышение пенсионного возраста. Почему вы поддерживаете данную инициативу?

— Потому что сегодня вы должны платить единый социальный взнос (ЕСВ) на протяжении 15 лет для того, чтобы в будущем получать пенсию. Скажите, если у человека есть вариант платить 15 лет, чтобы получать пенсию в 60 лет, какова его заинтересованность в том, чтобы платить ЕСВ 35 лет? Мы предлагаем тем, у кого полный страховой стаж 35 лет, выходить на пенсию в 60 лет. А те, кто платил по минимуму 15 лет, пусть идут в 65. Мы просто уменьшаем сроки выплаты их пенсий. Это не то же самое, что поднятие пенсионного возраста. Давайте сравним: вы работаете 35 лет, я — 15. Нам с вами говорят: идёте на пенсию в 65 лет. Кто от этого пострадал? Но если вы с 35-летним стажем пойдёте в 60 лет, а я со своими 15 годами — в 65, тогда всё будет по справедливости. И самое главное — те, кто захотят выйти на пенсию в 60 лет, будут стремиться к тому, чтобы их страховой стаж был как можно больше.

Если только человек не работает в теневом секторе экономики.

— А вы поставьте себя на место того, кто работает в теневом секторе. Не он же платит ЕСВ, а работодатель. Последний говорит своему работнику: "Иван, у тебя уже 15 лет страхового стажа есть? Дальше я буду тебе платить 10 тыс. грн в конверте. Пенсия же у тебя всё равно будет". В таком треугольнике пенсионеры лишние. А теперь, когда для выхода на пенсию нужно будет 35 лет страхового стажа, работник начнёт понимать, что, получая 10 тыс. грн в конверте, ему придётся работать дополнительные 5 лет, чтобы выйти на пенсию. При таком раскладе он говорит: "Пётр Иванович, 10 тыс. на руки — это, конечно, хорошо, но лучше продолжайте платить за меня 704 грн ЕСВ". А если Пётр Иванович откажется, то Иван запросто напишет жалобу в государственную службу труда. На предприятие придут наши инспекторы и выяснят ещё, что Иван, оказывается, не официально трудоустроен. И тогда Пётр Иванович заплатит штраф в 96 тыс. грн. Согласитесь, что любому работодателю спокойней просто платить 704 грн, чем влипнуть на 96 тыс. грн. Так возникает заинтересованность у тех, кто работает в тени, выйти оттуда.

Как людям, работающим за границей, заработать страховой стаж?

141 млрд грн тратят из госбюджета для выплаты пенсий украинцам

— Те, кто официально работают за границей, застрахованы и зарабатывают на пенсию там. Возможности получать в будущем пенсию в Украине эти люди не лишены. Если они хотят зарабатывать страховой стаж в Украине, для них существует принцип добровольного страхования: они могут платить ежемесячно 704 грн и зарабатывать страховой стаж у нас.

Пока в проекте реформы ничего не говорится о внедрении накопительного уровня пенсионной системы. Почему?

— Это уже совсем другое. Сегодня в стране 12 млн пенсионеров. Наш приоритет — решить проблемы этих людей, потому что иначе мы не сможем стимулировать молодёжь работать.

Почему нельзя одновременно менять уровень жизни нынешних пенсионеров и закладывать фундамент в создание новой пенсионной системы?

— Мы полгода активно работаем над тем, чтобы депутаты приняли закон о солидарной системе. Посмотрите, сколько у нас с этим проблем и сколько шума. К этому добавьте дискуссию по накопительной системе. В итоге у нас не будет вообще никакого результата. Не нужно усложнять задачу, мы предлагаем всё решить поэтапно. Кстати, у нас есть договорённость с депутатским корпусом о том, что сейчас проведём эту реформу. Второй шаг — пенсионное обеспечение военнослужащих. Это нужно принять до конца года. Следующий этап — рассмотрение законопроектов о накопительной системе.

Когда проект пенсионной реформы принимали в первом чтении, многие депутаты сказали, что во втором чтении не поддержат законопроект, если он будет в том виде, в каком был. Как вы оцениваете шансы принятия реформы этой осенью?

— Как показывает практика, депутаты умеют консолидироваться во время принятия важных решений и даже изменять Конституцию, когда это нужно. Очень верю, что парламентарии настроены на пенсионную реформу и мы найдём консенсус. Будем вести отдельные разговоры со всеми фракциями, даже с теми, кто не голосовал за реформу в первом чтении. Есть базовые элементы реформы, которые ни при каких условиях пересматривать не станем. Это, конечно же, повышение страхового стажа с 1 января 2018 года, снижение коэффициента страхового стажа и отмена возможности для досрочного выхода на пенсию. Это три базовых кита, без них реформа теряет смысл. Сейчас в парламентском профильном комитете работают более чем над 2 тыс. поправок. Есть много интересных предложений от депутатов.



Андрей Рева: "Меня учили никогда и ничего не объяснять из того, что сказал. Умные всё сразу поняли, глупые всё равно ничего не поймут"

Выйти из тени

Объясните, как Украине наполнять Пенсионный фонд в условиях старения населения?

— Мы должны понимать разницу между той же Германией и Украиной. В Германии низкая рождаемость, но хорошая медицина — это способствует тому, что люди живут долго. Из-за того что продолжительность жизни больше, количество пенсионеров увеличивается, а из-за низкой рождаемости работающих людей становится меньше. Выхода из этой ситуации два: или поднять платежи тем, кто работает, или сократить выплаты для пенсионеров. Немцы пошли по второму пути: увеличили пенсионный возраст.

Сегодня в Украине 12 млн пенсионеров, средний размер пенсий чуть больше 1800 грн в месяц. Есть 10,5 млн человек, которые сами платят взносы в пенсионную систему, ещё за 1,5 млн взносы платит государство. Получается, что 12 млн людей, которые платят ЕСВ, содержат 12 млн пенсионеров. Это притом, что у нас 26 млн граждан работоспособного возраста. Работающие люди платят в Пенсионный фонд дважды: сначала ЕСВ, зарабатывая пенсионный стаж, а потом из налогов, которые взимаются с их зарплаты. В идеале эти деньги должны идти на оборону, ремонт дорог, школ и больниц. А мы просто забираем 141 млрд грн из бюджета, чтобы заплатить людям пожилого возраста мизерную пенсию. Благо возможность увеличить количество тех, кто платит ЕСВ, у нас, в отличие от немцев, есть. Если мы сейчас вытащим из тени хотя бы половину работающих, будет совершенно другая картинка пенсионной системы.

Какой процент зарплат всё ещё остаётся в тени?

— В прошлом году, по данным нашего Института демографии, примерно 40% украинцев работали в тени. С начала года, после того как мы начали проводить детенизацию, уровень теневой экономики уменьшился на 5%. Получается, 35% экономики всё ещё остаётся в тени.

Согласитесь, не очень существенная разница.

— Давайте посчитаем. В прошлом году у нас весь фонд оплаты труда был 584 мрлд грн. Мы планировали, что в 2017-м этот фонд будет составлять 666 млрд — на 82 млрд больше прошлогоднего показателя. Сейчас у нас в конце года — 796 млрд грн, плюс 130 млрд грн. Это не абстрактные цифры, а те, которые попадут в бюджет. И таков результат только от 5% выведения из тени. Представьте, какие колоссальные суммы будут, если вывести всю экономику из тени.



Ещё чуть-чуть подождать

Трудовой кодекс в первом чтении приняли в марте. Ко второму чтению обновлённый проект не дошёл. Что тормозит реформу трудового законодательства?

— Этим занимается профильный парламентский комитет. Там есть много замечаний от Международной организации труда. Людмила Денисова готовит его ко второму чтению, если всё будет хорошо, надеюсь, к концу года мы его примем.

МВФ был против уменьшения ЕСВ до 26%, однако депутаты всё равно его снизили до 22%. Как снижение ЕСВ повлияло на Пенсионный фонд?

— Плохо повлияло, потому что на 40% уменьшились поступления в ПФ. Представьте себе, вы работаете, за вас ваш работодатель платит условно 1000 грн, а с 1 января он будет перечислять только 600 грн. Получается, Пенсионный фонд только с одного сотрудника недополучил 400 грн. Если у нас до 1 января 2016 года был дефицит 80 млрд грн, то в 2016-м он составил 145 млрд грн. Мы надеялись, что эти деньги отдадут работодателям, чтобы они подняли людям зарплату. К сожалению, этого не произошло. Поэтому мы сами подняли минимальную зарплату. Как результат, средняя зарплата в стране за первое полугодие 2017 года выросла на 37%, а накопления в ПФ перевыполнили план на 12 млрд. Сейчас мы уже видим динамику роста поступлений в Пенсионный фонд.

По вашим словам, вы сейчас делаете всё, чтобы улучшить жизнь пенсионеров, а на деле она только ухудшается.

— Дело в том, что инфляция в первом полугодии была 8,5%, с 1 мая на 5% возросли социальные стандарты для пенсионеров. С 1 декабря они должны вырасти ещё на 5%. Даже если не проводить пенсионную реформу, инфляция и доходы будут примерно одинаковые. Но наша задача в том, чтобы значительно улучшить уровень жизни пенсионеров, значит, нам нужны более радикальные действия.

О самых уязвимых

На оккупированных территориях есть люди, которые уже более трёх лет не получают пенсий и соц­выплат. Эти пенсионеры подают иски в суды. После возвращения Украиной своих территории готов ли Пенсионный фонд расплатиться с этими людьми?

12 млн пенсионеров насчитывается в Украине

— Государство выполнит все обязательства в отношении этих граждан в полном объёме. Сейчас на оккупированных территориях государство не может гарантировать право на жизнь, потому что там не работают наши правоохранители. Естественно, социальные права граждан нарушаются. Единственное, что мы можем предложить им, это переехать на контролируемую Украиной территорию.

Не у всех есть возможность это сделать.

— Но платить на тех территориях нет возможности у нас. Если они хотят получать пенсии в Украине, им нужно переехать на контролируемые территории, получить статус внутренне перемещённых лиц и получать выплаты по упрощённой системе.

По данным ЮНИСЕФ, в Украине около 600 тыс. детей пострадали в результате военных действий. Треть из них нуждается в психологической поддержке. Сколько детей уже получили специальный статус и психологическую помощь?

— Есть постановление Кабмина, которое регламентирует статус ребёнка, пострадавшего от разных видов насилия. Общественные организации критиковали постановление, потому что оно гласит: есть только один путь установления факта насилия — уголовный. Но согласитесь, что любое насилие над ребёнком — это преступление.

Общественные организации просят нас пересмотреть решение, чтобы насилие устанавливалось не только в контексте уголовного права. Мы работаем над новым постановлением, в котором предусмотрим разные способы определения факта насилия.

Читайте также: