Роль пенсионного фонда в осуществление пенсионной реформы

В целях предотвращения снижения минимальных пенсий до уровня менее 50% прожиточного минимума пенсионера в условиях резко сократившихся реальных поступлений в Пенсионный фонд целесообразно осуществить декомпрессию шкалы путем опережающей индексации пенсий, находящихся на уровне минимальной пенсии с компенсацией. Это предполагает отказ от существующих принципов индексации пенсий. Фактически, в данном случае государственные трудовые пенсии утрачивают страховую природу.

Возможно, дифференциацию трудовых пенсий целесообразно будет сохранить применительно к надбавкам для районов Крайнего Севера, отказавшись от дифференциации трудовых по иным признакам.

В дальнейшем, в процессе возобновления экономического роста и увеличения поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд, целесообразно будет не производить декомпрессию пенсий, а равномерно повышать все государственные пенсии, избегая, тем самым, дальнейшего роста их дифференциации. Это позволит в более короткие сроки вывести минимальную пенсию с компенсацией на уровень 80% прожиточного минимума пенсионера.

Важное преимущество подобного подхода заключается в том, что выравнивание размеров государственных пенсий позволяет существенно ограничить применение категориального подхода к определению размеров пенсий. В настоящее время, дифференциация пенсий по признаку принадлежности к какой-либо из льготных категорий работников является одним из важнейших факторов дифференциации пенсий. Между тем, категориальность не имеет прямого отношения к страховым принципам назначения пенсий. Предоставление пенсионных льгот, как правило, предопределяется не социальной приоритетностью подобных выплат, а иными обстоятельствами, включая политическое давление различных групп, формирующихся по профессиональному или иным признакам. Политическое давление в направлении расширения различных категориальных привилегий в последние годы явилось одной из главных причин неуправляемого роста финансовых обязательств Пенсионного фонда, которые привели к нарастанию задолженности по выплате пенсий. С учетом существующих финансовых ограничений пенсионной системы, поддержание большинства подобных льгот достигается ценой крайне нежелательного снижения размеров минимальной пенсии и потому не может быть признано социально оправданным.

Равномерное увеличение государственных пенсий без их декомпрессии в условиях возобновления экономического роста позволит ограничить возможности дальнейшего расширения пенсионных привилегий, нежелательных как с точки зрения социальной справедливости, так и с точки зрения финансовой устойчивости пенсионной системы. Со временем, основным фактором дифференциации пенсий на страховых принципах может стать государственная пенсия, финансируемая на накопительной основе. При этом основной социальной функцией пенсии, финансируемой на распределительных принципах, станет обеспечение гарантированного минимума доходов для всех граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста.

Предложенный сценарий компрессии государственных пенсий, финансируемых на распределительных принципах, предполагает внесение существенных изменений в Федеральный закон “О государственных пенсиях” для закрепления уменьшенной дифференциации пенсий и измененного порядка их индексации. Однако характер этих изменений во многом зависит от специфики процесса компрессии пенсий, а также от политической ситуации в стране. Поэтому в настоящее время предлагать комплексные поправки к закону “О государственных пенсиях” было бы преждевременно.

В течение нескольких ближайших лет средняя ставка замещения (соотношение между средней пенсией и средней начисленной заработной платой в стране) для государственных пенсий, финансируемых на распределительных принципах, может поддерживаться на уровне 33%, который фактически сложился к началу 1999 г. По существу это предполагает индексацию государственных пенсий в указанный период по заработной плате, что позволит постепенно приблизить их размер к уровню прожиточного минимума пенсионера.


Рис. 1 Средняя пенсия в распределительной и в накопительной системах в процентах к средней заработной плате (предлагаемые варианты реформы)

В более отдаленной перспективе (через 5-7 лет), когда начнутся более или менее значительные выплаты государственных накопительных пенсий, речь должна идти о поддержании на уровне 33% суммарной ставки замещения для государственных пенсий, финансируемых на распределительных и накопительных принципах. Это означает, что ставка замещения для государственных распределительных пенсий должна снижаться по мере роста выплат государственных накопительных пенсий Соответственно, это предполагает неполную индексацию по заработной плате государственных пенсий, финансируемых на распределительных принципах. Вместе с тем, рост пенсий, финансируемых на распределительных принципах, будет опережать индекс потребительских цен и динамику прожиточного минимума пенсионера. За прогнозный период (до 2056 г.) суммарное превышение темпов роста распределительной пенсии по отношению к индексу потребительских цен составит приблизительно 100% (см. рис. 1).

Для поддержания ставки замещения на уровне 33% ставка страховых взносов, направляемых на текущее финансирование государственных пенсий, в первые годы реформы может поддерживаться на уровне 27,7% для предприятий в пересчете на единую ставку для работодателей по существующей базе для начисления страховых взносов. Такой уровень ставки синхронизируется с предложениями по уменьшению совокупного бремени налогообложения фонда оплаты труда, которые предполагают установление суммарной ставки страховых взносов в социальные внебюджетные фонды для предприятий на уровне 35,4%.

В процессе введения обязательных страховых накопительных взносов, ставку которых предлагается поэтапно повысить с 2 до 8% в течение первых 4 лет после начала реформы, ставка взносов в распределительную систему будет снижаться на величину накопительных взносов (см. рис.2). Согласно представленным актуарным расчетам, благодаря повышению собираемости страховых взносов вследствие персонификации их накопительной составляющей, а также в связи с началом повышения пенсионного возраста и реформирования досрочного выхода на пенсию, это снижение не вызовет дефицита средств для выплаты пенсий, финансируемых на распределительной основе.

В результате введения накопительных элементов финансирования пенсий, на 5-й год реформы ставка страховых взносов для финансирования распределительных пенсий должна составить для предприятий 19,7%. В более отдаленной перспективе, по мере роста удельного веса накопительной составляющей в совокупных выплатах государственных пенсий, возможно дальнейшее постепенное снижение ставки страховых взносов для финансирования распределительных пенсий примерно до 13% для предприятий к концу прогнозного периода. При этом создаются финансовые предпосылки для повышения суммарной средней ставки замещения для государственных накопительных и распределительных пенсий до 35% или выше.

В свете предлагаемых условий начисления обязательных страховых взносов нуждается в дальнейшем обсуждении вопрос об органах, ответственных за их сбор.

С точки зрения максимизации собираемости страховых взносов и подоходного налога предпочтительным было бы, чтобы один и тот же орган осуществлял сбор страховых взносов, подлежащих персонификации на именных накопительных пенсионных счетах граждан, неперсонифицируемых страховых взносов и подоходного налога. Если функции сбора этих платежей будут организационно разделены, то повышаются возможности для уклонения от выплаты неперсонифицированных взносов и подоходного налога при относительно полной уплате взносов на именные накопительные счета. Данное обстоятельство служит аргументом в пользу передачи функции сбора всех страховых взносов от Пенсионного фонда России налоговым органам.

В то же время, если сбор страховых взносов будут полностью осуществлять налоговые органы, а не Пенсионный фонд России, это приведет к нежелательному и дорогостоящему дублированию информационных потоков, поскольку и налоговые органы, и Пенсионный фонд будут вынуждены собирать одну и ту же информацию, связанную с отнесением накопительных страховых взносов на именные накопительные счета конкретных физических лиц. При этом будет затруднен контроль со стороны Пенсионного фонда России за достоверностью сведений по персонификации взносов, поступающих от плательщиков. С этой точки зрения, более предпочтительным является вариант закрепления функции сбора страховых пенсионных взносов за Пенсионным фондом России.


Рис. 2 Ставка страховых взносов в предлагаемом сценарии реформы, (%)









ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Преобразование пенсионной системы в Российской Федерации является на данный момент наиважнейшим для общества направлением изменения социальной политики страны, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

На поиск новых подходов в решении задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца вынуждают негативные демографические изменения, которые обостряют социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает формирование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации [2]. Он входит в число государственных внебюджетных фондов Бюджетным кодексом РФ [1].

Пенсионный фонд РФ играет огромную роль в экономике страны, так как его главной задачей является – обеспечение граждан заработанным уровнем жизненных благ с помощью накопления и перераспределения средств.

Главной обязанностью Пенсионного фонда является назначение и обеспечение своевременных выплат обязательного страхового обеспечения (трудовых пенсий), а также предусмотренных законодательством Российской Федерации прочих видов пенсий. Пенсионный фонд обязуется обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета, в том числе доход от инвестирования средств; проводить бесплатное консультирование страхователей и застрахованных лиц и выполнять прочие функции.

Пенсионная система Российской Федерации находится на стадии радикальной модернизации и усовершенствования. Экономические и юридические механизмы на данном этапе реформируются.

Пенсионный фонд РФ как самостоятельный внебюджетный фонд начал функционировать в 1991 г., и одной из главных причин возникновения Пенсионного фонда Российской Федерации явилась необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов по выплате пенсий в специальную группу и обеспечение их целевыми, закрепленными за данными расходами самостоятельными источниками доходов [3]. Пенсионный фонд РФ входит в состав одного из звеньев сферы государственных финансов и является фундаментальной материальной базой пенсионной системы РФ.

Порядок формирования доходов и направление расходования средств пенсионного обеспечения существенно изменился благодаря реформе, проводимой в России.

1995 г. послужил началом реформирования пенсионной системы в Российской Федерации [3]. Это был первый этап. В то время была создана и утверждена Концепция системы пенсионного обеспечения в РФ. Данная Концепция предусматривала формирование двухуровневой системы государственных пенсионных выплат в виде:

Базовая пенсия (предоставлялась в фиксированном размере, независимо от наличия или отсутствия трудового стажа; вычислялась в зависимости от степени утраты трудоспособности и с учетом прожиточного минимума пенсионера);

Трудовая (страховая) пенсия (предоставлялась в зависимости от учета трудового или страхового стажа, связанного с продолжительностью уплаты страховых взносов и заработка).

Помимо этого, были предусмотрены:

совершен перевод льготного пенсионного обеспечения в сфере дополнительных профессиональных пенсионных систем;

введена солидарная материальная ответственность работодателя и работника за уплату страховых взносов;

персонификация страховых взносов;

создан резервный фонд Пенсионного фонда Российской Федерации.

За период, длящийся три года, большинство положений Концепции реализовались, включая переход на персонализированный учет страховых взносов и новый порядок исчисления и увеличения государственных пенсий на основе индивидуального коэффициента пенсионера. Но в 1998 г. пенсионная реформа, не успев закончить своё преобразование, была снова значительно изменена.

Вторым этапом пенсионной реформы в РФ было поэтапное введение накопительного метода финансирования выплаты государственных пенсий, а также переход к условно-накопительному механизму в рамках персонализированного учета, согласно которому расчет трудовых пенсий должен вырабатываться из суммы уплаченных страховых взносов. Но из-за кризиса, выпавшего на 1998 г., данным изменениям не удалось проявить себя на практике.

Третьим и последним этапом от 17 апреля 2001 г. и на сегодняшний день была принята преобразованная альтернатива программы реформирования пенсионной системы; пакет законов, определяющих новый план пенсионного обеспечения в Российской Федерации, который основательно преобразовал структуру функционирования Пенсионного фонда РФ.

В соответствии с последней реформой Пенсионного фонда РФ в настоящее время реализуются выплаты по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, реализующийся при уплате страховых взносов. Лица, не охваченные по тем или иным причинам пенсионным страхованием, имеют право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению [4]. К таким относятся:

•федеральные государственные служащие;

• участники Великой Отечественной войны;

•граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

Трудовые пенсии в Российской Федерации состоят из трех частей:

базовая (фиксированная часть, устанавливаемая в определенной сумме, ее размер варьируется в зависимости от вида пенсии; создана, чтобы обеспечить минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая).

страховая (дифференцированная часть, зависящая от результатов труда застрахованных лиц, выражаемая на их индивидуальном лицевом счете в виде расчетного пенсионного капитала или объема приобретенных пенсионных прав благодаря уплате страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации);

накопительная (часть, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных у застрахованного лица в специальной части индивидуального лицевого счета).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет выплату пенсий по обязательному пенсионному обеспечению и по государственному пенсионному страхованию, финансируя данные выплаты при помощи разграничения источников.

В настоящее время формирование доходов Пенсионного фонда РФ осуществляется за счет следующих источников [4]:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

2) средства федерального бюджета;

3) суммы пеней и иных финансовых санкций;

4) доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольные взносы физических лиц и организаций;

6) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Меняется структура, набор элементов пенсионной системы, роль и ответственность субъектов правоотношений. Создается новая более усовершенствованная для страны комбинация гражданского и публичного права, регулирующая соответствующие процессы. Но проводимые в России экономические преобразования не могут не вызывать неблагоприятные социальные последствия. Эта тяжесть наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионеры. Проблема реформирование пенсионной системы имеет социально-политическую значимость, так как в нашем государстве около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семьи, утративших кормильца [5].

На данный момент основной характеризующей чертой сферы пенсионного обеспечения является наличие большого числа наиважнейших проблем, требующих срочного и неотложного решения.

Функционирующая сегодня в России пенсионная система является тягостной для экономики страны и одновременно не может покрыть даже минимальные потребности множества слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными недостатками пенсионной реформы РФ являются:

отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни;

необоснованно высокий удельный вес льготных пенсий;

слабое разграничение пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада;

В сложившихся условиях на сегодняшний день в Российской Федерации совершенно неизбежным становиться тщательное фундаментальное реформирование пенсионной системы в стране. Следует включить в систему, в частности, такой непререкаемый в мировой практике институт, как негосударственное пенсионное обеспечение. Структурной базой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации обязаны представлять негосударственные пенсионные фонды, то есть организации, обладающие правами юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Хотелось бы верить, что такое нововведение, а также другие, вносимые и внесенные в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выкарабкаться пенсионной системе из кризиса и значительно поменять в лучшую сторону положение всех нуждающихся граждан в поддержке государства.

В заключение хотелось бы сказать, что функционирование Пенсионного фонда Российской Федерации имеет достаточно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать, нормализовать и привести в равновесие данную систему.

Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98. №145-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 11.12.2016).

Колнооченко, Е. И. Российская пенсионная система: что с ней делать? / Е. И. Колнооченко; Е. Т. Гурвич; М. Э. Дмитриев// Журнал Бюджет. - 2011. - N 3 (99). - С.82-88.

Афанасьев М.В. О современном этапе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации: текущее состояние и проблемы: Аналитическая записка // Институт Комплексных Стратегических Исследований. - 2012 г.

Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика - 2013 г. - 324 с.

Главная > Реферат >Финансы

Пенсионный фонд Российской Федерации - это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. ПФ РФ включается Бюджетным кодексом РФ в число государственных внебюджетных фондов.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств.

Основной обязанностью Пенсионного фонда Российской Федерации является назначение и обеспечение своевременной выплаты обязательного страхового обеспечения (трудовых пенсий), а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий. Пенсионный фонд обязан обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета, в том числе доход от инвестирования средсв; бесплатно консультировать страхователей и застрахованных лиц и выполнять другие функции.

Российская пенсионная система находится на этапе радикальной модернизации. Реформируются ее основополагающие экономические и юридические механизмы. Меняются набор элементов, сама структура пенсионной системы, роль и ответственность субъектов правоотношений. Формируется принципиально новая для страны комбинация гражданского и публичного права, регулирующая соответствующие процессы. Все это и обусловило выбор темы курсовой работы.

Предметом исследований является пенсионный фонд Российской Федерации, а так же его структура, состояние и перспективы развития, проблемы фонда и пути их решения.

Целью работы является рассмотрение пенсионного фонда РФ и проведение анализа и оценки основных статей формирования и расходования средств фонда.

Исходя из плана курсовой работы были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность Пенсионного фонда РФ, его цели и задачи;

- рассмотреть основные источники формирования и расходования средств ПФ РФ в современных условиях;

- провести анализ и оценку источников формирования бюджета ПФ РФ и анализ основных направлений расходования средств ПФ РФ;

- выявить проблемы формирования бюджета ПФ РФ в условиях экономического кризиса и перспективы их преодоления.

1. Теоретические основы функционирования Пенсионного Фонда Российской Федерации.

1.1. Понятие, сущность, цели и задачи ПФ РФ.

Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

- назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.

- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

- взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

- выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

- управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

- реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на август 2009 года в Программу вступили свыше 1 500 000 россиян.

Основной обязанностью Пенсионного фонда Российской Федерации является назначение и обеспечение своевременной выплаты обязатель­ного страхового обеспечения (трудовых пенсий), а также предусмотрен­ные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, со­циальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Пенсионный фонд обязан обеспечивать ре­жим ведения специальной части индивидуального лицевого счета, в том числе доход от инвестирования средств; бесплатно консультировать страхователей и застрахованных лиц и выполнять другие функции.

Застрахованные лица обладают правом участвовать через своих представителей в управлении системой обязательного пенсионного страхования, получать информацию от работодателя о начисленных суммах, подлежащих перечислению в Пенсионный фонд Российской Федерации, своевременно и полностью получать обязательное страхо­вое обеспечение. При этом они обязаны предоставлять страховщику достоверные документы, связанные с назначением и выплатой обяза­тельного страхового обеспечения, а также все сведения, влияющие на изменение величины страхового обеспечения.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

- фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

- денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

- формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств. Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

1.2. Источники формирования ПФ РФ.

Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Денежные средства Пенсионного фонда формируются за счет:

суммы Единого Социального налога, поступающего из федерального бюджета на выплату базовой части трудовых пенсий;

страховых взносов, зачисляемых в ПФ России на выплату страховой части трудовой пенсии;

страховых взносов, зачисляемых в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии;

страховых взносов в виде фиксированного платежа;

мобилизации просроченной задолженности;

доходов от инвестирования средств, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии;

средств федерального бюджета, передаваемых ПФ РФ в соответствии с законом РФ:

а) на выплату государственных пенсий и пособий;

б) на выплату пенсий в части, определяемой включением в страховой стаж иных периодов, а так же финансирование расходов на их доставку и пересылку;

средств федерального бюджета, передаваемых ПФ РФ Министерством труда России на выплату досрочных пенсий гражданам, признанных безработными и социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг получателям досрочных пенсий;

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатхудинов Айнур Рустамович

В данной статье рассмотрена социальная и экономическая значимость Пенсионного Фонда Российской Федерации, проведен анализ осуществляемых государством мер по повышению эффективности его деятельности при осуществлении функций по пенсионному обеспечению населений.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фатхудинов Айнур Рустамович

Текст научной работы на тему «Пенсионный фонд Российской Федерации, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан»

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН

Фатхудинов Айнур Рустамович,

Федеральный Университет, г. Казань

E-mail: ainur. rustamovich@gmail. сот

Аннотация: В данной статье рассмотрена социальная и экономическая значимость Пенсионного Фонда Российской Федерации, проведен анализ осуществляемых государством мер по повышению эффективности его деятельности при осуществлении функций по пенсионному обеспечению населений.

о Ключевые слова: Пенсионный фонд, внебюджетные фонды, система 9

пенсионного обеспечения, пенсионная реформа, государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение.

Основным показателем развития любого общества всех времен и народов является уровень жизни его граждан. Современное общество, к которому стремится мировое сообщество и Россия, в частности, отличается социализированностью всех его институтов и, в первую очередь, институтов финансовых.

С развитием в нашей стране рыночных отношений происходит модернизация всей финансовой системы РФ. Из бюджета постепенно выделялись фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти.

Специфика внебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строгое целевое использование их средств.

Одним из таких фондов является Пенсионный Фонд Российской Федерации, который был образован в 1990 году в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения Российской Федерации.

Пенсионный Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной его целью является — обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и пространстве. Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание. Таким образом определяется его важное социальное значение.

Актуальность данной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса в стране свидетельствует о необходимости проведения очередного реформирования пенсионной системы с целью наиболее полного ее функционирования в условиях рыночной экономики.

Пенсионный Фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. ПФР - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в Российской Федерации. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату о пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

С созданием Пенсионного Фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Страхователем в пенсионной системе выступают все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ. Работодатели являются ключевыми участниками пенсионной системы РФ, уплачивая с фонда оплаты труда средства на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников.

В Российской Федерации действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Данная модель является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель -создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов.

Исходя из действующего законодательства можно говорить о нижеследующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения.

1. Государственное пенсионное обеспечение, основанное на

финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение. Это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию;

2. Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой

о части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;

3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение -

негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с

негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

С 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии. По состоянию на 01.04.2014 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б) составляет 3910 рублей 34 копеек в месяц.

На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем. Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами

накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

Таким образом, размер вашей пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

Трудовая пенсия по старости состоит из двух частей.

1. Страховая часть- дифференцированная часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;

2. Накопительная часть — выплачиваемая в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ.

Для учета сведений, составляющих страховую и накопительную часть пенсии, Пенсионным фондом РФ создана система индивидуального (персонифицированного) учета.

Она выглядит следующим образом. На каждого работающего гражданина в о начале его трудовой деятельности открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии. То есть, где бы человек не работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах в пенсионную систему будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой счет.

Итоговый размер пенсии зависит от средств, накопленных на индивидуальном лицевом счете. Чем выше заработок, тем больше средств окажется на нем. При наступлении страхового случая, определенного пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета, человеку назначается пенсия.

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования. Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии.

Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим

по найму, и другим категориям населения, на которые распространяется обязательное государственное пенсионное страхование. Все участники общей системы трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий. Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца базируются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В основном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости. Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет о работодателей. Индексация пенсий является необходимым условием любой ? пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение реальной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увеличения последней.

Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться. Этому способствует тенденция к снижению численности занятых в экономике и сокращению доли заработной платы в структуре доходов населения. При отсутствии ассигнований из федерального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недостаточно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.

В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения — низкий уровень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пенсии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня минимальных пенсий. В последние годы по причине все еще заниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в

максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров основной массы пенсий. Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу — одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. Решить эту проблему возможно только путем либо значительного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо рационализации и оптимизации самой пенсионной системы.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым относятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая доля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.

Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и о улучшения их использования. На первом этапе пенсионной реформы ? необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения. Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.

Одна из тенденций — снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом. Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновременно невозможно обеспечить повышение минимального уровня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим переход к новому порядку исчисления размеров пенсий. Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление

государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения.

Таким образом, современная распределительно-накопительная система пенсионного обеспечения, приводящая к дефициту государственного

финансирования и не отвечающая потребностям экономически активного большинства должна быть модернизирована при помощи современных инструментов инвестирования. Новая система должна соответствовать следующим базовым принципам: добровольность, экономическая

целесообразность, инвестиционная привлекательность, правовая и финансовая защищенность. Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.

Кризисная ситуация в экономике и финансах требует принятия решительных и неординарных мер в Пенсионной системе Российской Федерации. Между тем введены в действие и намечены к принятию в ближайшее время меры в области пенсионного обеспечения граждан, которые нацелены на будущее.

В сложившихся условиях совершенно неизбежной становится глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Эта идея уже нашла свое воплощение в «Программе пенсионной реформы в о Российской Федерации», одобренной Правительством, в форме ? профессиональных пенсионных систем. Хочется верить, что эта, а так же другие инновации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.

Таким образом, можно прийти к выводу, что законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется, чтобы сбалансировать данную систему и привести ее в равновесие, заставить работать.

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (с изменениями от 22.10.2014).

2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"// СЗ РФ. 1994.

3. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-I) // СЗ РФ. 1994. N 21. ст. 3688.

4. Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации. // М.: Дашков и Ко, 2009,C.245.

Читайте также: