С 1986 по 1989 в ссср действовал закон о пенсиях

Закон СССР от 1 августа 1989 г. № 313-I О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения

Закон СССР от 1 августа 1989 г. № 313-I
О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения

Настоящий Закон практически прекратил действие на территории Российской Федерации – законами: Федеральный закон Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ О ветеранах и Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ

Во исполнение решений Съезда народных депутатов СССР о неотложных мерах по повышению пенсионного обеспечения ветеранов войны и труда, инвалидов, семей погибших военнослужащих, введению единых условий пенсионного обеспечения рабочих, служащих и членов колхозов, а также по улучшению социального обслуживания этих категорий граждан Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

Статья 1. Повысить минимальные размеры пенсий, установленные Законами СССР "О государственных пенсиях" и "О пенсиях и пособиях членам колхозов":

по старости - до 70 рублей в месяц;

по инвалидности I группы - до 85 рублей, II группы - до 70 рублей в месяц;

по случаю потери кормильца родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, - до 60 рублей в месяц.

Статья 2. До введения в действие нового Закона СССР о пенсионном обеспечении трудящихся назначать и выплачивать пенсии членам колхозов и их семьям в порядке и на условиях, установленных Законом СССР "О государственных пенсиях" для рабочих, служащих и их семей. При этом заработок членов колхозов для исчисления им размеров пенсий определять по действующим для них правилам.

Время работы в колхозах до введения в действие настоящего Закона засчитывать в трудовой стаж, дающий право на пенсию по Закону СССР "О государственных пенсиях".

Статья 3. Установить, что инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, пенсии по старости повышаются на 15 рублей в месяц без ограничения установленными максимальными размерами пенсии по старости.

Статья 4. Выплачивать пенсии по старости пенсионерам, работающим в качестве рабочих и мастеров, а также пенсии по инвалидности работающим инвалидам в полном размере без учета получаемого заработка (дохода).

Статья 5. Установить, что участникам Великой Отечественной войны лекарства по рецептам врачей отпускаются бесплатно.

Статья 6. Предоставить участникам Великой Отечественной войны, а также лицам, награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, право бесплатного "проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) в сельской местности (в пределах административного района по месту жительства) в порядке, определяемом Советами Министров союзных республик.

Статья 7. Распространить на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Статья 8. Повысить размеры ежемесячных государственных пособий инвалидам с детства: инвалидам I группы - до 70 рублей, II группы - до 50 рублей, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет - до 70 рублей в месяц.

Статья 9. Для финансирования расходов, связанных с принятием настоящего Закона, повысить дифференцированно на величину до 30 процентов тарифы взносов на государственное социальное страхование, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и организациями, кроме общественных организаций инвалидов и пенсионеров, их предприятий, учреждений, объединений и учебных заведений.

Увеличить с 300 до 600 рублей в год плату за трудовые ресурсы, касающуюся работников аппарата управления, и ввести эту плату для кооперативов и предприятий иных общественных организаций, кроме общественных организаций инвалидов и пенсионеров, их предприятий, учреждений, объединений и учебных заведений.

Повышение тарифов взносов на государственное социальное страхование и размеров платы за трудовые ресурсы осуществить с 1 января 1990 года без изменения установленных на текущую пятилетку предприятиям, объединениям и организациям экономических нормативов.

Статья 10. Ввести мероприятия, предусмотренные статьями 1 - 3, 5 - 7 настоящего Закона, с 1 октября 1989 года, а статьями 4 и 8, - с 1 января 1990 года.

Статья 11. Поручить Совету Министров СССР в трехмесячный срок представить в Верховный Совет СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Закона.

Краткое содержание:

Советская эпоха осталась в прошлом. Но почти все, кто сейчас получают пенсию или вскоре собираются на нее выйти, жили и работали в СССР. А потому они могут и сейчас использовать возможности советского пенсионного законодательства.


Приведу ряд законов СССР, которые в наши дни помогают повысить пенсию за счет включения дополнительного стажа.

1. Закон СССР от 14 июля 1956 г. и Закон от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях»

Сейчас нередко встречаются отказы ПФР включить периоды работы в стаж из-за того, что не было отчислений страховых взносов. Но такое требование ввел Закон «О трудовых пенсиях» только с 2002 года.

До этого поочередно действовали названные законы, где не содержалось условий о взносах в ПФР. Применяя правило п. 8 ст. 13 Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, стаж можно учитывать по нормам, действовавшим в то время, когда он вырабатывался.

Поэтому в судах удается отменить отказы ПФР, связанные с исключением из стажа периодов до 2002 года, если по ним нет сведений о страховых взносах.

Например, гражданину не зачли в стаж периоды работы с 1992 г. по 1998 г. в качестве директора коммерческой фирмы.

Он обратился в суд — и там с ПФР не согласились, указав, что в период работы (с 1992 по 1998 гг.) пенсионное законодательство не предусматривало отчисление взносов в качестве обязательного условия для зачета работы в стаж (определение Краснодарского краевого суда, дело № 33-22355/17).

2. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590

Этот документ действовал до 1992 г. — значит, он применим к периодам стажа за то же время. Положение позволяет зачесть:

-службу в армии и приравненную к ней службу в органах внутренних дел в льготный стаж для досрочной пенсии по Списку № 1 или № 2 (если вслед за службой шла соответствующая работа, которая входит в льготный стаж);

-также в льготный стаж по Спискам №1 или №2 засчитывается период обучения в училищах и других заведениях системы профессионально-технического образования — если сразу после учебы следовала работа с вредностью по Списку;

-время обучения в средне-специальных и высших учебных заведениях Положение позволяло включать в стаж для назначения пенсии (если до учебы человек работал или служил в армии).

Эти правила могут помочь увеличить стаж для назначения страховой пенсии (а его все чаще не хватает, из-за чего ПФР отказывает в пенсии даже по достижении пенсионного возраста).
А также — добавить несколько лет к льготному стажу по Спискам №1 или №2, что позволяет получить пенсию досрочно, а при большом льготном стаже — повысить ее размер за счет перерасчета стажевого коэффициента по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.

Однако следует отметить, что нормы Положения 1972 г. не позволяют увеличить стаж, который берется для расчета пенсии (это общий трудовой стаж до 2002 г.).

Если сохранять для него те же правила, то и считать пенсию будут по советским формулам. А это приводит к снижению пенсии по сравнению с размером, рассчитанным по современным формулам.

Это уже не раз было доказано на примерах из судебной практики (п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от от 11 декабря 2012 г. № 30, Няганский р-й суд ХМАО-Югра, дело № М-343/2014).

3. Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 «О зачете … времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам КС, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях»

Это постановление позволяет включить в северный стаж службу до 1992 года в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины и военного строителя — если в течение 3-х месяцев после увольнения со службы эти граждане поступили на работу в северном районе.

Иными словами, это правило позволяет увеличить северный стаж на 2-3 года, проведенные в армии.

А северный стаж не только позволяет выйти на пенсию раньше, но и получать надбавку к ней в виде районного коэффициента или повышенной фиксированной выплаты (50% за 15 лет работы в РКС или 30% за 20 лет работы в местностях, приравненных к РКС — ст. 17 Закона №400-ФЗ).

Если статья была вам интересна, то предлагаю принять участие в обсуждении, поделиться в социальных сетях и оценить на свое усмотрение.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике - в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году - для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году - для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих - по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих - по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы - низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам - большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД - 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.


Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».


Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать суть сегодняшней пенсионной реформы, каждый гражданин должен знать, с чего все начиналось, поэтому сегодня речь пойдет о самых важных исторических моментах реформы пенсионеров СССР.

  1. Когда появилась?
  2. Характеристика пенсионной реформы СССР
  3. Стаж работы
  4. Средние показатели пенсии
  5. Сколько была минимальная пенсия?
  6. Максимальные критерии пенсионных выплат
  7. Пенсия народных депутатов
  8. Пенсионные выплаты колхозникам
  9. Закон о пенсии

Когда появилась?

Пенсия в СССР зародилась в 1956 году, а именно 14 июля после подписания соответствующего закона.


В принятом законопроекте были такие важные моменты, как:

  • общие требования пенсионной системы;
  • возрастные критерии и период трудового стажа;
  • порядок выплата пенсии;
  • единый порядок расчета;
  • размер пенсионных отчислений для разных категорий граждан.

Спустя 10 лет после вышеуказанного законопроекта, была разработана новая система пенсионного обеспечения, по итогу которой все пенсионные выплаты осуществлялись за счет государства.

Плюс советской пенсионной системы — все граждане страны получали минимальный уровень пенсии.

Характеристика пенсионной реформы СССР

Выделим основные особенности пенсионной реформы СССР:

  1. Пенсионный возраст не отличается от показателей настоящего времени — 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины).
  2. Пенсию назначали по следующим категориям:
    • по старости;
    • инвалидности;
    • по потере кормильца;
    • за выслугу лет.
  3. Пенсионные выплаты инвалидам войны или детства выплачивали из союзного бюджета, а военнослужащим — из бюджетных средств Министерства Обороны. В итоге главная проблема пенсионной структуры – несбалансированные расходы и доходы бюджетных средств.
  4. Все граждане пенсионного возраста получали пенсионные выплаты не ниже прожиточного минимума.


  1. С 1964 года разработана система пенсионных выплат для колхозников, в соответствии с которой пенсию назначали из союзного бюджета.
  2. С 1967 года был увеличен размер пенсионных отчислений, но уже в 80-х годах пенсия постепенно уменьшалась, поскольку не было действующего механизма ежегодной индексации.
  3. В 90-е нужно было изменить реформу по ряду причин:
    • активное старение жителей страны;
    • уменьшение численности работающего населения;
    • распространение системы досрочного оформления пенсии;
    • низкий уровень доходов;
    • падение цены на нефть;
    • сокращение объема производства;
    • дефицит бюджета.
  4. С 1987 года были внесены изменения, в соответствии с которыми каждый гражданин мог добровольно пополнять свои пенсионные накопления.
  5. В 1990 году был создан ПФР (Пенсионный фонд).

Стаж работы

Пенсионные отчисления в СССР назначали при наличии стажа 20 (среди женского населения) и 25 лет (среди мужского).

Однако часть пожилых людей могли оформить пенсию на 5 лет раньше, а именно:

  • шахтеры;
  • сотрудники горячего цеха;
  • работники текстильной промышленности;
  • граждане, проработавшие на Крайнем Севере 15 (женщины) и 20 лет (мужчины);
  • женщины, имеющие 5-х детей, которым уже исполнилось 8 лет — стаж не меньше 20 лет;
  • женщины, воспитывающие инвалидов детства — стаж 20 лет.


Пенсию назначали при соблюдении таких условий, как:

  • достижение соответствующего возраста;
  • общий стаж от 5 лет;
  • стаж перед оформлением пенсионных отчислений — 3 года и выше.

Средние показатели пенсии

Суммарный объем пенсионных выплат в СССР зависел от окладной части и количества проработанных лет.

Пенсионные выплаты сельских жителей были на 15% ниже, нежели размер пенсионных выплат сотрудников города!

Так, средние показатели пенсионных отчислений по городу варьировались от 70-120 рублей в месяц.

Но были и более высокие показатели, например, руководитель крупной организации мог получать 250 рублей в месяц после оформления пенсии.

Граждане, которые не работали официально получали социальные выплаты в размере 35 рублей.

Кроме базового размера пенсионных выплат, граждане могли рассчитывать на надбавки со стороны государства при выполнении следующих условий:

  1. Непрерывный стаж от 15 лет — 10% к пенсии;
  2. Длительный стаж более 30 и 35 лет (женщины и мужчины) — 10%;
  3. Стаж более 25 лет на одном предприятии — 20%.

Сколько была минимальная пенсия?

Минимальные показатели пенсии СССР составляли 35 рублей.

Пенсия в таком объеме выплачивалась следующим категориям пожилых людей:

  • не работающим лицам;
  • не имеющим стаж выше 20 лет;
  • колхозники — большинство жителей сельских поселений продолжали работать при достижении пенсионного возраста, чтобы поучить доплату к пенсии размером 10 рублей за каждый переработанный год. Сумма надбавок могла быть не больше 40 рублей.

В 1986 году минимальный размер подняли до 76 рублей!

По сути, минимальные пенсионные отчисления получала четвертая часть пожилых людей СССР.

Максимальные критерии пенсионных выплат

Максимальные показатели пенсионных выплат составляли 120 рублей.

На данную сумму могли рассчитывать жители города, которые занимались умственным трудом, например, врачи, учителя, инженеры и прочее.

При этом сумма пенсии зависела от суммы ежемесячного оклада. Например, при заработной плате до 50 рублей, гражданин пенсионного возраста мог рассчитывать на пенсионные отчисления в размере 85% от оклада, то есть всего на 40 рублей.

Пенсия народных депутатов

В 1989 году высшим органом власти были назначены народные депутаты, которые проводили съезды для обсуждения государственных вопросов. Последний съезд состоялся 05.09.1991. Именно в этот день было принято решение о самороспуске депутатов.


В настоящий момент большинство народных депутатов вышли на пенсию по старости и в Государственной думе подняли вопрос о повышении пенсионных выплат для данной категории граждан. На сегодняшний день количество «бывших» народных депутатов составляет всего 285 человек.

Министерство труда и социальной защиты предлагает установить размер пенсии 200 000 рублей. Основная причина разработанного законопроекта — ликвидация положения о персональных пенсиях для данной категории граждан, в соответствии с которым народные депутаты и их семьи могли получать достойную пенсию.

К числу народных депутатов хотели добавить категорию граждан, которые выполняли аналогичные функции в союзном парламентарии. Но новый законопроект не вступил в законную силу!

Основные условия для повышения пенсии будут следующими:

  • возраст 65 лет;
  • наличие российского гражданства;
  • депутатская деятельность до 1994 года не меньше 1 года.

В настоящий момент разработанный законопроект не одобрен в Государственной думе. Основная причина отказа — высокий размер бюджетных расходов.

Пенсионные выплаты колхозникам

В настоящий момент есть заблуждение, что в советские времена колхозники не получали пенсионных отчислений.

В действительности, пенсия выплачивалась всем категориям граждан страны, но из разных финансовых источников. Так, колхозники получали пенсию из артелей, которые создавали собственный фонд для осуществления пенсионных выплат.

Созданный фонд должен был оплачивать пенсию в виде денежных выплат, выдачи продуктов питания либо начислялись дополнительные трудодни. Сумму пенсионных выплат устанавливали отдельно для каждого колхозника на общем собрании членов артели или на собрании уполномоченных лиц.

Выделим основные особенности:

  • возраст 60 и 65 лет (соответственно женщины и мужчины);
  • стаж — от 20лет;
  • минимальные показатели пенсии — 12 рублей;
  • максимальные критерии – 102 рубля;
  • размер пенсии рассчитывали из половины оклада за последние 2 года работы либо за любые 5 лет трудовой активности;
  • граждане пенсионного возраста могли при желании продолжать рабочую деятельность;
  • на дополнительные пособия и прибавки имели право:
    • беременные женщины;
    • дамы, ухаживающие за ребенком до 3 лет;
    • лица, имеющие на попечении иждивенцев;
    • инвалиды.

Инвалиды войны могли получать дополнительные выплаты из государственного бюджета!

В 1964 году, когда вступил в силу законопроект о назначении пенсии членам колхоза, выплаты начинают производить из государственного бюджета. Однако колхозы, по своему усмотрению, могли сохранить выплаты пенсии из собственного бюджета.

Закон о пенсии

Основным законопроектом СССР, который регулировал вопросы начисления пенсии, является закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956.

В законе закреплены такие важные моменты, как:

  • максимальный пенсионный возраст;
  • стаж;
  • среднемесячный размер пенсии и прочее.

Многие пункты законопроекта давно устарели, однако разработанная реформа в 1956 году позволила пожилым людям получать достойную пенсию. При этом не учитывалась ежегодная инфляция, ведь цены на товары с каждый годом только росли. Поэтому в реформу постоянно вносились коррективы и даже в настоящий момент органы власти планируют кардинально изменить пенсионную систему, чтобы граждане смогли самостоятельно формировать будущую пенсию.

С какими проблемами рабочего стажа столкнулись пенсионеры после развала СССР, смотрите в этом видео.

Следовательно, каждый гражданин должен понимать процедуру начисления пенсии с самого начала ее образования, чтобы знать, в каком направлении двигается пенсионная политика страны. Как говорил Цицерон «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».


Начнем с истоков. Тем более что некоторые «знатоки» берутся утверждать: в 1917 году большевики сломали и отменили прекрасную пенсионную систему, якобы существовавшую в Российской империи. Да, в царской России по состоянию на 1914 год имелись определенные категории граждан, которые могли рассчитывать на обеспеченную государством старость, причем даже не при достижении определенного возраста, а при наборе нужного трудового стажа. Однако что это были за категории? Чиновники, офицеры, жандармы – в первую очередь служилый люд. Также пенсию могли заработать учителя, врачи, инженеры и даже рабочие, но исключительно трудившиеся на государственных (казенных) предприятиях и в учреждениях. Всем остальным – как пролетариям, вкалывавших на частника, так и крестьянам (составлявшим до 90% населения страны), не полагалось ничего.

С приходом к власти большевиков все царские выплаты и вправду были упразднены. Понятно, что молодая Страна Советов, едва выкарабкавшаяся из разрушительной Гражданской войны, голодовок и эпидемий, достаточными средствами для создания всеобъемлющей системы социального обеспечения не располагала. Тем не менее, первые шаги в этом направлении стали делаться еще по инициативе Ленина. В 1918 году появились пенсии для бойцов Красной Армии, оставшихся инвалидами, в 1923 их стали получать партийцы с особенно большим стажем и заслугами. У большинства этих людей за спиной были годы тюремных и каторжных отсидок, та же Гражданская… Да и не заживались они на свете – средняя продолжительность жизни мужчин в СССР тогда составляла лет 40-45.

К огромному сожалению, чрезвычайно живуч и распространен миф о том, что пенсии советским людям дал Хрущев. Нет. Первое «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию» было принято в стране в 1930 году, то есть при товарище Сталине. Да, выплаты были невелики и давались далеко не всем: изначально их получали бывшие работники ключевых отраслей промышленности: горнорудной, электрической, транспортники. Впоследствии, к 1937 году, пенсионная система была распространена на всех рабочих и служащих. Также, что весьма важно, в 1932 году был установлен единый возраст выхода на пенсию – 60 лет для мужчин и 55 для женщин. На тот момент это была самая низкая пенсионная планка в мире. В остальных странах пенсию по старости выплачивали людям, достигшим более преклонных лет – если вообще платили.

Сталина обычно ругают за две вещи: слишком низкие суммы социальных выплат (мол, студент получал 130 рублей стипендии, а инвалид 1 группы – всего 65) и за то, что он не позаботился о пенсиях для селян. Внесем ясность: в то время обеспечивать старость своих утративших способность трудиться членов колхозы и сельскохозяйственные артели были обязаны. Но самостоятельно, из собственных фондов, сами устанавливая и размер содержания, и возраст, с которого оно начинало выплачиваться (или выдаваться в натуральном виде). Таким образом стимулировались две вещи: стремление тружеников села к повышению эффективности труда (чтобы старики не голодали) и переход определенной их части на работу в промышленность, остро нуждавшуюся в кадрах. Что до размеров стипендий, то стремительно развивавшейся стране до зарезу нужны были грамотные люди. Отсюда и перекос в пользу студентов и учащихся.

Пенсии колхозникам якобы дал Никита Хрущев. Тут тоже не все так просто и однозначно. Да, закон СССР «О государственных пенсиях» был принят 14 июля 1956 года, то есть в его времена. Однако, что касается тружеников села… Им Никита Сергеевич со свойственной ему «щедростью» отмерил … по 12 рублей каждому, совершенно вне зависимости от трудового стажа и достижений! Вот уж осчастливил так осчастливил. И при этом, не будем забывать, Хрущев фактически лишил тех же селян подсобных хозяйств, за счет которых большинство стариков в деревнях и выживало.

Как бы там ни было, с 1956 года право на государственную пенсию имели все граждане СССР, даже и не наработавшие положенного стажа. Правда, им полагалось минимальное пособие в 35 рублей. Остальные, доработавшие до положенного срока (он остался таким же) и имевшие достаточный стаж (20 лет — женщины, 25 — мужчины) могли рассчитывать на сумму в половину собственной зарплаты за любую трудовую «пятилетку» или последние два года. Но опять-таки не более 120 рублей в месяц. Максимальными были так называемые персональные пенсии, впрочем, и их размер не мог превышать 300 рублей.

Теперь о самом интересном. Никакого Пенсионного фонда в СССР не существовало. Вообще. Денежные средства перечислялись предприятиями и организациями напрямую в государственный бюджет, откуда потом они и выплачивались пенсионерам. Причем эти взносы не вычитались из заработной платы сотрудников, а платились непосредственно из фондов предприятия или организации – в соответствии с количеством трудящихся. В социалистическом государстве всяческие посреднические организации вроде ПФ были попросту никому не нужны, оно само обеспечивало старость собственных граждан.

Были ли советские пенсии маленькими или достаточными для нормальной жизни? Это тема для отдельной и непростой дискуссии. Каждый, кто жил в то время, может попросту обратиться к собственному опыту и тому, что видел и слышал сам. Лично я в своих советских детстве и юности просивших милостыню стариков как-то не припоминаю.

Советский стаж по сей день представляет особую ценность для всех нынешних пенсионеров и тех, кто уже на подходе к этому почетному званию. В нем заключена не только теплая память о лучших днях молодости, но и большая практическая значимость: советский стаж делает весомый вклад в ту пенсию, которая нам сейчас назначается. Длительный советский стаж – это залог назначения пенсии, присвоения звания «ветеран труда», хорошего процента валоризации и стажевого коэффициента при расчете пенсии. Поэтому не стоит упускать ни малейшей возможности включить в свой советский стаж все периоды, которые только позволяет закон. А сделать это достаточно сложно, учитывая, что сменилось уже несколько пенсионных законов, а соответственно, и правил подсчета стажа. Предлагаем подробный обзор периодов, которые включаются в советский стаж, – в зависимости от времени его выработки и целевого назначения.

1. Что включается в стаж, который дает право на назначение страховой пенсии.

А) Периоды, выработанные до 1 января 1992 года (согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 3 августа 1972 г.):

— работа по трудовому договору, а также периоды работы в колхозах во время эвакуации рабочих в годы Великой Отечественной войны,
— работа на выборных должностях в комсомольских и партийных органах,
— работа председателем колхоза или его заместителем – в случае направления на работу от партийных органов,
— работа механизатором в составе машинно-тракторной станции колхоза (до зачисления в штат),
— служба в горноспасательных частях, военизированной охране, органах спецсвязи,
— ученичество и работа в составе промысловой артели,
— обучение в училищах, техникумах, на курсах повышения квалификации, а также в вузах, партийных школах, аспирантуре и докторантуре,
— служба в армии, а также в органах обеспечения правопорядка (системы внутренних дел и государственной безопасности),
— время ухода за инвалидом 1 группы, который утратил трудоспособность в результате воинской службы, профзаболевания или трудового увечья.

Б) Периоды, выработанные с 1992 по 2001 гг. включительно (согласно Закону о государственных пенсиях от 20 ноября 1990 г.):

— работа по трудовому договору, а также в качестве члена колхоза,
— служба в военизированной охране, в органах спецсвязи и горноспасательных отрядах,
— индивидуальная трудовая деятельность (в т.ч. сельскохозяйственная),
— занятость в творческой сфере (в качестве литератора, композитора, художника и т.д.),
— служба в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов,
— периоды обучения в профессиональных, средне-специальных и высших учебных заведениях,
— период нахождения на инвалидности 1 – 2 группы (без трудоустройства), если она наступила в результате трудовой деятельности,
— период осуществления ухода за нетрудоспособным (инвалидом 1 группы или престарелым),
— периоды ухода матери за детьми до 3 лет – не более 9 лет суммарно (если мать не была трудоустроена),
— периоды проживания жен военнослужащих в местностях, где они не имели возможности трудоустроиться, а также пребывания за границей супругов советских дипломатов и т.п. служащих (не свыше 10 лет).

2. Что включается в советский стаж, который учитывается при расчете пенсии.

Периоды, выработанные до 2001 года включительно (согласно Закону о трудовых пенсиях от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ):

— работа по трудовому договору, а также в составе колхоза, в т.ч. индивидуальная трудовая деятельность,
— служба в составе военизированной охраны, органов спецсвязи и горноспасательных частей,
— творческая деятельность,
— служба в армии и правоохранительных органах,
— период нахождения на инвалидности 1 – 2 группы без трудоустройства (если инвалидность связана с трудовым увечьем или профзаболеванием).

При расчете общего трудового стажа по п. 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях (без применения максимального соотношения заработков) в стаж дополнительно включаются следующие периоды:

— период обучения в профессиональных, средне-специальных и высших учебных заведениях,
— периоды ухода за нетрудоспособным, а также уход неработающей матери за детьми до 3 лет (максимум – 9 лет суммарно),
— периоды проживания супругов военнослужащих и зарубежных работников без возможности трудоустройства (до 10 лет).

Когда учебу выгодно включать в стаж для пенсии?

Вопросы о включении в пенсионный стаж периодов учебы неоднократно пересматривались законодателем, в связи с чем нередко возникает путаница: когда учеба все же включается, а когда – нет. Корень всех недоразумений кроется в том, что в законе принципиально разделяются два понятия стажа: страховой, который нужен для установления права на пенсию (не менее 9 лет в этом году, в частности), и стаж, который учитывается при расчете пенсии (общий трудовой стаж, выработанный до 1 января 2002 года).

С включением учебы в общий трудовой стаж для расчета пенсии все обстоит намного сложнее.

Дело в том, что для расчета пенсии по периодам работы до 2002 года предусмотрено два варианта ее исчисления по разным формулам, которые содержатся в Законе о трудовых пенсиях:

— пункт 3 статьи 30
— пункт 4 статьи 30

Включение учебы в стаж предусматривает только пункт 4, но с применением особой формулы.

Применить нормы советского законодательства к включению в общий трудовой стаж периодов учебы здесь невозможно, т.к. закон прямо указывает, что это допустимо лишь в части расчета стажа, необходимого для назначения пенсии (т.е. страхового стажа, о котором говорилось выше).

Поэтому при расчете общего трудовой стажа приходится выбирать из двух вариантов формул, а соответственно рассчитывать, выгодно ли включать учебу в стаж или нет.

Рассмотрим на наглядном примере, как это действует:

Гражданка, 1960 года рождения, обращается за назначением пенсии. Ее стаж по состоянию на 1 января 2002 года включает периоды:

— учеба в институте – 5 лет,
— работа в различных организациях – 20 лет.

Среднемесячный заработок за пять лет составил 200 рублей (1985 – 1989 гг.). Посчитаем ее пенсию по двум вариантам:

1. По пункту 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер пенсии рассчитывается так:

Стажевый коэффициент х Коэффициент по заработку х 1671
Учеба здесь в стаж не включается, поэтому берем общий трудовой стаж, равный 20 годам. Стажевый коэффициент составит: 0,55 (для женщин – при стаже от 20 лет).

Коэффициент по заработку составит: 200 / 223,18 (значение по стране за соответствующий период) = 0,896.

Получаем расчетный размер пенсии по п. 3 ст. 30: 0,55 х 0,896 х 1671 = 823,47 рубля.

2. По пункту 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер пенсии рассчитывается так:

Среднемесячный заработок х Стажевый коэффициент

В общий трудовой стаж по этому пункту включается учеба в высших учебных заведениях, поэтому общий трудовой стаж составит 25 лет. Стажевый коэффициент соответственно повысится: 0,55 + 0,05 (по 0,01 добавляется за каждый год сверх 20 лет стажа у женщин) и составит 0,60.

Коэффициент по заработку рассчитывается здесь с учетом коэффициентов «осовременивания» зарплаты по состоянию на 2002 год:

1985 год – 200 рублей х 12 мес х 2599,56 = 6 238 944
1986 год – 200 рублей х 12 мес х 2488,16 = 5 971 584
1987 год – 200 рублей х 12 мес х 2376,75 = 5 704 200
1988 год – 200 рублей х 12 мес х 2265,34 = 5 436 816
1989 год – 200 рублей х 12 мес х 2153,92 = 5 169 408

Итого получаем за 5 лет суммарно заработок 28 520 952 рубля, а среднемесячный – 475 349,20 рублей. Уменьшаем его в тысячу раз (деноминация) и получаем 475 рублей 34 копейки.

С учетом полученных значений расчетный размер пенсии составит: 475,34 х 0,60 = 285,20 рублей.

Дополнительно он повышается на 5% (за 5 лет стажа свыше 20 лет) и на сумму компенсации 100 рублей. Итого получаем 399 рублей 46 копеек.

Минимальный расчетный размер пенсии составляет 660 рублей, поэтому можно его довести до этого значения.

Но, как видно, даже без включения учебы в стаж расчет по пункту 3 статьи 30 выгоднее: расчетный размер пенсии по нему составил 823 рубля 47 копеек.

Поэтому в большинстве случаев включение учебы в общий трудовой стаж невыгодно пенсионеру, т.к. применяется формула пункта 4 статьи 30.

Этот вариант расчета выгоден только тем, у кого очень большой стаж до 2002 года и при этом невысокая средняя зарплата.

С каждым годом таких людей выходит на пенсию все меньше, т.к. стаж становится более современным в силу объективных причин.

Вообще, стаж в пенсионном законодательстве – дело очень тонкое. Пожалуй, сложно найти где-то еще столько же нюансов, как в правилах исчисления стажа для пенсии.

Одной из самых «больных» тем здесь всегда было и остается включение в стаж учебы. Рассмотрим, как теперь, по итогам нескольких пенсионных реформ, решается вопрос о включении в стаж различных периодов обучения.

Под словом «учеба» подразумевается только учеба в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (в ПТУ, техникумах, институтах, университетах, аспирантуре, докторантуре и т.д.), а равно любой другой вид профессионального обучения (курсы повышения квалификации и т.п.). Учеба в общеобразовательной школе в стаж никогда не включалась.

Следует учитывать, что стаж в пенсионном законодательстве понимается в нескольких значениях:

  1. стаж, который дает право на назначение страховой пенсии (страховой стаж),
  2. стаж, который имеет значение для расчета пенсии (общий трудовой стаж до 1 января 2002 г.),
  3. стаж, который дает право на досрочное назначение пенсии (т.н. льготный или специальный страховой стаж).

Соответственно, и вопрос о включении учебы в стаж решается по-разному, в зависимости от того, какой стаж имеется в виду.

В рамках данной статьи раскрывается вопрос о включении учебы в общий стаж (т.е. в страховой стаж для назначения пенсии и общий трудовой стаж для расчета пенсии).

1. Когда учеба входит в страховой стаж для назначения пенсии?

По состоянию на 2018 год для назначения страховой пенсии по старости требуется не менее 9-ти лет страхового стажа, а по инвалидности или по случаю потери кормильца – хотя бы один день стажа.

С 1 января 2002 г., когда вступил в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», учеба перестала включаться в стаж для назначения пенсии. С этой даты в стаж включаются только периоды работы, за которые перечислялись страховые взносы в ПФР, и ряд других прямо указанных в законе периодов (уход за инвалидом, за ребенком и т.д. – «нестраховые периоды»). Поэтому периоды учебы, проходившей после 1 января 2002 г., в требуемый 9-летний стаж для пенсии по старости не войдут, и бесполезно даже судиться по этому поводу.

Если же у вас есть периоды учебы до 1 января 2002 г., то можно претендовать на включение их в страховой стаж для назначения пенсии. При этом учеба в профессиональных и средне-специальных учебных заведениях включается безоговорочно, а вот обучение в учреждениях высшего образования – с условием:

– до 1 января 1992 г. требуется, чтобы периоду учебы в институте, университете и т.п. предшествовала либо работа по трудовому договору, либо служба в армии или иных приравненных к вооруженным силам подразделениях (в милиции, КГБ, НКВД и т.д.).

После 1 января 1992 г. указанное условие было отменено, соответственно, к учебе после этой даты оно не применяется.

Обращаем ваше внимание, что смысл требовать включить учебу в страховой стаж для назначения пенсии есть лишь тогда, когда вам не хватает минимально требуемого стажа (9 лет на 2018 год, в частности). Если он и так имеется, то бессмысленно тратить время на подтверждение периодов учебы для такого стажа – пенсия от этого все равно не прибавится.

2. Когда учеба входит в общий трудовой стаж для расчета пенсии?

Общий трудовой стаж определяется по состоянию на 1 января 2002 года и имеет огромное значение, поскольку напрямую влияет на размер вашей пенсии. Поэтому здесь учеба может иметь решающее значение именно для уровня вашего пенсионного обеспечения.

Условно пенсия сейчас складывается из двух частей – та, что была заработана до 1 января 2002 г., и после этой даты. После 1 января 2002 г. на размер пенсии влияет прежде всего сумма перечисленных за работника страховых взносов. А вот часть пенсии за периоды работы до 1 января 2002 г. рассчитывается с учетом двух основных показателей: стажа и величины заработка.

Для первой части пенсии (до 1 января 2002 г.) закон предусматривает несколько вариантов расчета:

  1. по п.3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»: этот вариант предполагает расчет пенсии, исходя из соотношения заработка гражданина к средней зарплате по стране, умноженного на стажевый коэффициент и среднюю зарплату по стране за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. По этому варианту учеба в стаж не включается, поэтому он выгоден тем, у кого была высокая зарплата в советский период,
  2. по п.4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»: пенсия рассчитывается из среднемесячного заработка, умноженного на стажевый коэффициент, с повышением на компенсационную выплату 100 рублей. Этот вариант позволяет включать в стаж периоды учебы, поэтому выгоден он для тех, у кого была низкая зарплата в советский период (позволяет компенсировать недостаток заработка за счет стажа).

Таким образом, для расчета пенсии учеба может включаться в общий трудовой стаж до 1 января 2002 г., если это позволяет в итоге получить гражданину более высокую пенсию.

Подтверждайте свой стаж по самому выгодному для себя варианту!

Важно!

Новый закон, принятый в рамках пенсионной реформы, вступит в действие уже с начала 2019 года. Помимо главного изменения – повышения пенсионного возраста – он принесет еще много дополнительных правил и условий, которые касаются назначения пенсии. И, разумеется, не остался в стороне вопросы о стаже и правилах его подсчета. Каких же новшеств следует ожидать в ближайшее время в этой сфере?

На сегодняшний день для страховой пенсии по старости имеют значение следующие виды стажа:

1) Страховой стаж, который нужен для подтверждения своего права на пенсию (в этом году минимальная продолжительность такого стажа составляет 9 лет, в следующем году она вырастет до 10 лет).

В стаж включается все время работы по трудовому договору, а после 2002 года действует дополнительное условие – начисление страховых взносов в ПФР за соответствующий период.

Помимо этого, в стаж можно включить также:

— периоды, которые засчитывались в пенсионный стаж по нормам ранее действовавшего законодательства;

2) Общий трудовой стаж, который учитывается непосредственно в пенсионной формуле, при расчете размера пенсии.

Он рассчитывается по состоянию на 1 января 2002 года, по нескольким вариантам – в зависимости от выбранной формулы расчета.

3) Специальный стаж, который дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Правила его подсчета также неоднократно менялись, на сегодняшний день он зависит от результатов специальной оценки условий труда в первую очередь.

В результате пенсионной реформы появятся дополнительные категории стажа:

А) Длительный стаж, который позволяет снизить пенсионный возраст на 2 года по сравнению с тем, что вводится (но не ниже прежнего возраста 60/55 лет).

Продолжительность этого стажа составляет:

— 42 года – для мужчин,
— 37 лет – для женщин.

Однако заработать этот стаж будет очень непросто: закон предусматривает особые правила его подсчета. В длительный стаж войдут только следующие периоды:

— работы и иной деятельности, за которую делались отчисления страховых взносов в ПФР,
— получения пособия по временной нетрудоспособности.

В длительный стаж не войдут:

— «нестраховые» периоды (за исключением больничного) – т.е. служба в армии, уход за ребенком, за нетрудоспособным гражданином и т.д.,
— периоды стажа по правилам советского законодательства.
Например, учеба в средне-специальных и профессиональных учебных заведениях до 2002 года включается в стаж для назначения пенсии, но это правило не применяется к новому виду стажа,

— периоды работы за границей.

Иными словами, для получения пенсии раньше на 2 года придется исключительно работать 42 и 37 лет соответственно, и в крайнем случае – находиться на больничном. Увеличить стаж за счет иных периодов, которые приравниваются к работе, не удастся. Поэтому выйти на пенсию раньше по этому основанию смогут далеко не многие.

Б) Сельский стаж, который дает право на доплату к страховой пенсии.

Новый закон вводит в действие норму, которая длительное время была приостановлена: лицам, проработавшим 30 и более лет в сельском хозяйстве, при выходе на пенсию устанавливается повышенная на 25% фиксированная выплата к пенсии – при условии, что они не работают и продолжают проживать в сельской местности.

К 2019 году будут утверждены правила подсчета сельского стажа. Предварительно, согласно проекту постановления, в стаж войдут периоды:

— работы в определенных сферах производства, по профессиям и должностям, которые перечислены в правительственном списке,
— нахождения в оплачиваемых отпусках, на больничном, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5-летнего возраста (но не более шести лет суммарно).

Таким образом, правил подсчета стажа по итогам пенсионной реформы станет еще больше.

Читайте также: