Сформулируйте понятие пенсионного права какова сфера его действия

Билет 5. Классификация источников пенсионного права.

Источники права социального обеспечения, как и других отраслей права, принято классифицировать по следующим признакам:

- по юридической силе; - по сфере их действия; - -по органам, принявшим нормативный акт;

- по форме акта; - по правовым институтам.

А. По юридической силе, которая определяется, в свою очередь, положением соответствующего органа, издающего акт, в общей иерархической структуре органов власти.

1) Международные договоры, ратифицированные либо заключенные Российской Федерацией (либо СССР). В силу ст. 15 Конституции РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед законами: если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора.

2) Конституция РФ. Конституция РФ является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе и в области социального обеспечения. Особое значение имеет ст. 7, которая характеризует основы конституционного строя РФ по целевой направленности социальной политики. Кроме того, в целом ряде статей Конституции РФ (ст. 38, ст. 39, ст. 41, ст. 46) изложены основные права человека в сфере социального обеспечения.

3) Законы Российской Федерации. Законы могут быть конституционными, кодифицированными и текущими. Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения (пенсий за выслугу лет, пособий гражданам, имеющим детей, пособий по безработице и пр.)

4) Иные нормативные правовые акты. Это Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, соответствующие акты федеральных органов исполнительной власти—Пенсионного фонда, Фонда государственного социального страхования РФ и др.

Иные нормативные правовые акты обязательно должны соответствовать законам. Применяется общий правовой принцип о том, что, в случае противоречия между ними действует закон. Иные нормативные правовые акты по социальному обеспечению имеют форму: указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правил, инструкций, приказов и других нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Б. По сфере действия (или разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации) законы могут быть федеральными, субъектов РФ и местными.

Наибольшее значение в системе источников права социального обеспечения имеют федеральные нормативные правовые акты. Они определяют социальную политику, и их реализация требует громадных финансовых ресурсов. В то же время разграничение предметов ведения, и, главное, собственности (на федеральную, субъектов федерации и муниципальную) приводит к тому, что все больше возрастает значение актов регионального и местного самоуправления, в соответствии с которыми устанавливаются различные доплаты к федеральным пенсиям и социальным пособиям. Это позволяет повышать уровень социального обеспечения, закрепленный федеральными нормативными актами, однако экономические возможности для такого повышения пока еще невелики

К числу нормативных правовых актов, выделяемых по такому критерию, как разграничение компетенции, относятся также акты органов местного самоуправления. Федеральным законом . «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения местного самоуправления среди прочих вопросов отнесены вопросы обеспечения социальной поддержки населения и содействия его занятости. По этим вопросам органы местного самоуправления принимают правовые акты, виды которых и порядок принятия определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Речь идет о дифференциации права социального обеспечения в зависимости от объективных производственных факторов (вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) и природно-климатических районов, либо с учетом субъективных особенностей (женщины, дети, инвалиды, престарелые). Специальными нормами устанавливается льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж, льготные основания пенсионного обеспечения.

В. По кругу лиц, на который распространяется действие норм соответствующих нормативных актов.

По данному критерию выделяются акты, регулирующие: социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми; военнослужащих, судей, прокурорско-следственных работников; граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих на федеральном и региональном уровнях; депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации; народных депутатов РСФСР созыва 1990—1995 гг.; космонавтов и др.

Г. По содержанию нормативные правовые акты могут быть классифицированы на отраслевые и комплексные.

К числу отраслевых относятся такие, нормы которых регулируют общественные отношения исключительно в сфере социального обеспечения. Это, например, законы о пенсионном обеспечении, о социальных пособиях, компенсационных выплатах, о социальном обслуживании.

В комплексных актах содержатся нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Например, нормы Законов РФ «О занятости населения в Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» и некоторых других входят в систему не только права социального обеспечения, но и трудового, административного, финансового права.

Билет 6. Понятие и классификация принципов пенсионного права.

К числу общепризнанных положений относится понятие принципа права как основной идеи, исходного направляющего начала, характеризующего сущность и содержание права, его внутреннее строение, дальнейшее развитие и функционирование

В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на

К специально-юридическим принципам обычно относят: 1) принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритет этих норм перед иными социальными нормами; 2)принцип непротиворечивости норм и приоритет закона перед иными нормативными правовыми актами; 3)принцип недопустимости принятия законов или иных нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права и свободы граждан, и др.

По сфере действия принципы принято классифицировать на:

- общеправовые, свойственные всем отраслям права (общие принципы);

- межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

- отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

- внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

Принципы права, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, сущностные особенности и черты, называются общими принципами. Общие принципы по своему характеру могут быть различными в зависимости от того, какой сущностной признак права они отражают (социально-экономический, политический, специально-юридический и т.д.):

Межотраслевые

· право на защиту от безработицы;

· право на охрану здоровья;

· государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

· право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту;

Отраслевые

1) всеобщность права на социальное обеспечение;

2) дифференциация в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

3) комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом;

4) каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

5) денежная форма обеспечения

В новейшем законодательстве, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, внутриотраслевые принципы закрепляются непосредственно в нормах права. Это особые нормы, не имеющие традиционной структуры (гипотезы, диспозиции, санкции). Их нельзя использовать для урегулирования конкретного отношения между субъектами права, но они играют главную роль при обозначении перспектив развития всей совокупности отраслевых норм.

6) средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законодательством

7) приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

8) каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

Пенсионное право

Особенная часть ПСО

Пенсии имеют огромное значение, так как для многих лиц – это основной источник существования, а для других – еще и единственный источник.

Существует 2 термина – пожизненно и бессрочно. Пенсии рассчитаны на то, что с помощью них он сможет существовать, а другие виды социального обеспечения эту функцию не выполняют. В России каждый четвертый – пенсионер. Плюс люди работали на эту пенсию в тот период, когда они были трудоспособны.

Пенсионное право является подотраслю права социального обеспечения, но не его обеспечения. Это можно понять, составив схему существования отраслей права (звенья – 1 – отрасли российского права; 2 – ПСО; 3- если тут идет институт Пенсионного права, то; 4 – подинституты – социальные пенсии, пенсии по возрасту и 2 других вида; 5 – должны быть нормы права, а тут еще социальные пенсии делятся на 3 вида --- таким образом, Пенсионное право не институт, видимо это подотрасль). Но это не отрасль, так как отсутствует собственный метод регулирования.

Институты – изолированные правовые образования, а подотрасль имеет меньшую изолированность, так как она оказывает влияние на другие отрасли права.

В любом правовом образовании, наиболее важное значения имеют нормы-дефиниции или иначе – понятийный аппарат.

Наиболее важное понятие – пенсия. Слово «пенсия» латинского происхождения («pension») и означает платеж. В современном обществе отношения практически все строятся на возмездных отношениях, поэтому платежи практически везде присутствуют. Платеж – возврат долга управомоченного субъекта.

Выделяли так, что з\п – оплата живого труда, а пенсия – оплата за прошлый труд.

Пенсия – это всегда обязательный платеж, который осуществляют органы и организации от имени государства

Данный платеж нужно отличать от платежей в гражданском праве. Субъектный состав в ГП – самый разнообразный, а в пенсии – всегда один и тот же – орган государственной власти и физическое лицо. Пенсию не могут получать юридические лица и выдавать их также не могут организации.

Существует идея о том, что коммерческие организации также выплачивают пенсии. Есть такая позиция, это хорошее направление, но это не должно закрывать основу, ведь пенсия – это всегда должен быть государственный платеж.

Важным признаком, отличающим пенсию от иных платежей – периодичность (ежемесячно) (отличия от з\п – там периодично, но 2 раза в месяц, а лишь в качестве исключения – 1 раз в месяц)

Пенсия выплачивается исключительно в денежной форме, а з\п может выплачиваться и в натуральной тоже. Гражданско-правовые платежи тоже могут выплачиваться в натуральной форме.

В отличие от других видов социального обеспечения пенсия выполняет функцию содержания человека. Пенсия – денежное содержание человека, которое предоставляется государством.

З\п обеспечивает жизнедеятельность человека и семьи работника, а пенсия обеспечивает лишь жизнесуществование человека.

В законодательстве дается иное определение понятие пенсии (их даже 2 – о государственных пенсия и о трудовых пенсиях). Эти 2 определения впервые были сформулированы в российском законодательстве. В этих определениях указывают цель не содержание человека, а компенсации заработка или дохода гражданина, которые он имел до выхода на пенсию. Но компенсация по сути не происходит, так как иногда человеку не успевают компенсировать за время его жизни; либо наоборот, если пенсия уже выплатилась в таком количестве, что заработок компенсировался, далее пенсия какую функцию выполняет?

2 определения пенсии не должно быть! А если уж и поддерживать данную позицию, то придется тогда давать определение каждому виду пенсии. Всегда был 1 закон, чьи положения распространялись далее в иных положениях, а не так как в пенсионном праве – 2 закона + в 2015 собираются принять закон о профессиональных пенсиях.

Пенсия – государственный ежемесячный платеж, преследующий цель содержания гражданина.

В законе о государственном пенсионном обеспечении стоит дополнение: пенсия – средство существование нетрудоспособных граждан (но почему только нетрудоспособные? Ведь это лица, которые не принимают участие в общественно полезной деятельности, таким образом, все пенсионеры – нетрудоспособные граждане)

Все пенсии делятся на 2 большие группы:

Но данная терминология не соответствует положению вещей. Трудовые следовало бы именовать страховыми пенсиями, так как они выплачиваются за счет страховых взносов + обеспечение этим видом пенсий осуществляется только по отношению к застрахованным лицам. Хотя есть исключения– гражданские служащие.

Государственные пенсии по общему правилу выплачиваются за прошлый труд (службу, участие в боевых действиях, ликвидацию катастроф и прочие) – тогда почему они не именуются трудовыми? Они же тоже за труд! А трудовые пенсии также являются государственными. Поэтому что-то странное происходит с терминами данными.

Социальные пенсии – что это за термин? Он тоже не верен. Так как любая пенсия – алиментарный социальный платеж. Поэтому опять же проблемы.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1245 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Россия – страна, каждый четвертый житель которой является пенсионером. Даже по этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач.

Учитывая значительное число нуждающихся, основным средством существования которых является пенсия, становится очевидным тот факт, что нормы о пенсионном обеспечении занимают особое место в праве социального обеспечения, а достаточно большая по объему и обособившаяся общность юридических предписаний, предназначенных исключительно для регламентации общественных отношений по пенсионному обеспечению, образует специфический структурный элемент данной правовой отрасли.

Пенсионное право – это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента системы права, как подотрасль.

Данная позиция разделяется далеко не всеми учеными, но, как ни странно, никем не опровергается, в связи с чем многие придерживаются традиционного подхода к характеристике внутриструктурного построения системы права социального обеспечения, выделяя в ней отдельные юридические нормы, субинституты, институты, и относят пенсионное право к числу его институтов или общности институтов.

Отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы в следующем порядке:

- материальные и процедурные пенсионные отношения – по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету, корректировке пенсий;

- тесно связанные с материальными и процедурными отношения по формированию фондов пенсионного обеспечения и их управлению средствами этих фондов.

Пенсионное право с точки зрения системно-структурного построения отрасли права социального обеспечения, может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и качественной (содержательной) характеристике

Пенсионное право – это система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения (по установлению и выплате пенсий), а также иные, тесно связанные с материальными и процедурными отношения по аккумулированию средств и управлению фондами пенсионного обеспечения.

Подотрасль права – это такое его структурное образование, которое по объему нормативного материала расположено между отраслью и правовыми институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других структурных элементов права социального обеспечения, с другой, – удерживающие его в рамках этой отрасли, не позволяющие пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Пенсионное законодательство – внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов системы социально-обеспечительного законодательства.

В свою очередь структура подотрасли пенсионного права состоит из следующих генеральных институтов:

пенсий по возрасту;

пенсий по инвалидности;

пенсий по случаю потери кормильца;

пенсий за выслугу лет;

установления (назначения) пенсий.

Пенсионное право как элемент структуры права социального обеспечения не следует отождествлять с пенсионным законодательством – объемной, дифференцированной и обособленной частью нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.

Понятие пенсии, виды пенсий

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство различает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам:

1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; 3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий: -

- пенсии за выслугу лет;

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий: -

- трудовая пенсия по возрасту;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

Пенсия за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в течение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определенного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные возрастные «планки» пребывания на службе — от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет необходимого срока выслуги, то ему также предоставляется право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополнительными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении государственных задач.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанавливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

Пенсия по случаю потери кормильца

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является установленный (зарегистрированный) факт смерти кормильца либо объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в судебном порядке. Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждивенец, и некоторых других обстоятельств.

Пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет. Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этот стаж, кроме непосредственно периодов работы, включаются периоды и некоторых иных видов общественно полезной деятельности:

- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

- период получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

- период получения пособия по безработице;

- период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- некоторые другие периоды.

Если страховой стаж у гражданина отсутствует, то у него нет права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию.

Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.

Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются:

особый характер труда (такие пенсии, например, назначаются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);

особые условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда);

физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды по зрению);

географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пять и более детей).

Понятие пенсионного права

Говоря о пенсионном праве, мы подразумеваем пенсионную систему России, которая является совокупностью экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам РФ материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.

По новому пенсионному законодательству, вступившему в действие с 1 января 2002 г., трудовая пенсия российского гражданина может состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной.[2]

Базовая пенсия, по сути, представляет собой государственное пособие по старости, назначаемое всем гражданам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования по достижении ими пенсионного возраста (60 лет - мужчины и 55 лет - женщины) и при наличии страхового стажа работы не менее 5 лет. Устанавливается она в твердой сумме, одинаковой для всех (исключение составляют: лица, достигшие 80 лет; граждане, имеющие нетрудоспособных иждивенцев; инвалиды I группы).

Накопительная часть пенсии равна сумме пенсионных накоплений, учтенных в специальной части лицевого счета застрахованного лица, поделенной на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии. Причем следует отметить, что право на указанную часть пенсии приобретают, только более молодые возрастные группы - мужчины, начиная с 1953 года рождения, женщины - с 1957 года рождения и моложе.

Страховая часть пенсии определяется расчетным путем и зависит от величины пенсионного капитала конкретного застрахованного лица. Последний включает в себя пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года, и страховые взносы, уплаченные после указанной даты.

У пенсионеров, которые прекратили трудовую деятельность до 1.01.2002 г., расчетный пенсионный капитал состоит только из одной части - из пенсионных прав, приобретенных до 1.01.2002 г. А у граждан, начавших трудовую деятельность после указанной даты, - из страховых взносов, уплаченных после 1.01.2002 г. У всех прочих граждан, имеющих трудовой стаж как до, так и после 1.01.2002 г., пенсионный капитал будет состоять из двух частей.

Оценка пенсионных прав, приобретенных гражданами за период до 1 января 2002 года, на основании статьи 30 федерального закона от 17.12.2001 г. 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, осуществляется путем конвертации.[3]

Конвертация - это преобразование (оценка) пенсионных прав (стажа и заработка), приобретенных гражданами по состоянию на 1.01.2002 г., то есть на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетного пенсионного капитала. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии, так как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Расчетный размер пенсии всем застрахованным лицам определяется по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП).

В целях оценки пенсионных прав учитываются:

- среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

- общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке (трудовая и творческая деятельность, служба в армии).

Конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, имеющих стаж работы в особых условиях труда (списки №№ 1, 2, плавсостав, водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных пассажирских маршрутах и т.п.), может осуществляться по их выбору с применением не общего, а специального (льготного) стажа.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. Всем гражданам, которым пенсии назначены, величина пенсионного капитала уже определена (конвертация проведена).

С 1 июля 2003 года территориальные органы Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае в целях конвертации начинают сбор и обработку сведений о трудовом стаже и заработке застрахованных лиц, которые еще не являются пенсионерами, за период их работы до 1 января 2002 года.[4]

Согласно федеральному закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” данная работа должна быть проведена до 1 января 2013 года. Однако Пенсионный фонд РФ считает необходимым провести конвертацию в кратчайшие сроки, в период с 1.07.2003 г. по 31.12.2004 г., по следующим причинам:

- защитить права застрахованных лиц;

- собрать наиболее полную информацию о стаже и заработке, необходимую для конвертации, что зачастую бывает, затруднено несохранностью кадровых и финансовых архивов при ликвидации организаций или смене собственника. В таких случаях граждане не могут подтвердить документами периоды трудовой деятельности и среднемесячный заработок, что отражается на расчетном размере пенсии и, как следствие, на величине расчетного пенсионного капитала;

- облегчить процедуру назначения пенсии застрахованным лицам по сведениям, имеющимся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

- создать базу данных и оценить пенсионный капитал, что позволит спрогнозировать размеры индексации при распределительной системе пенсионного обеспечения;[5]

- зафиксировать в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица величину начального пенсионного капитала, определенную по состоянию на 1 января 2002 года, и информировать о ней застрахованных лиц. Для того чтобы сведения о начальном пенсионном капитале появились на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, страхователи, осуществляющие выплаты физическим лицам, должны предоставить в территориальные органы ПФР сведения о трудовом стаже по форме индивидуального персонифицированного учета (форма СЗВ-К) всех застрахованных лиц (за исключением пенсионеров), работающих у них по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, авторским и лицензионным договорам.[6]

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, а также неработающие граждане представляют указанные сведения на себя лично и предъявляют первичные документы, на основании которых заполнены сведения.

Конкретные сроки сдачи документов персонифицированного учета страхователям и застрахованным лицам будут сообщены дополнительно.

Россия – страна, каждый четвертый житель которой является пенсионером. Даже по этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач. Учитывая значительное число нуждающихся, основным средством существования которых является пенсия, становится очевидным тот факт, что нормы о пенсионном обеспечении занимают особое место в праве социального обеспечения, а достаточно большая по объему и обособившаяся общность юридических предписаний, предназначенных исключительно для регламентации общественных отношений по пенсионному обеспечению, образует специфический структурный элемент данной правовой отрасли.

В 1971 г. В.С. Андреев обратил внимание на то, что пенсионное право – это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента системы права, как подотрасль.

Эта идея, хотя и нашла поддержку среди ученых, не была ими развита в дальнейших исследованиях, а фактически лишь воспроизведена в работах его последователей: М.Л. Захарова, И.В. Гущина, В.Ш. Шайхатдинова и других.

Данная позиция разделяется далеко не всеми учеными, но, как ни странно, никем не опровергается, в связи с чем многие авторы придерживаются традиционного подхода к характеристике внутриструктурного построения системы права социального обеспечения, выделяя в ней отдельные юридические нормы, субинституты, институты, и относят пенсионное право к числу его институтов или общности институтов.

Отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы в следующем порядке:

материальные и процедурные пенсионные отношения– по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету, корректировке пенсий;

 тесно связанные с материальными и процедурными отношения по формированию фондов пенсионного обеспечения и их управлениюсредствами этих фондов.

Пенсионное право с точки зрения системно-структурного построения отрасли права социального обеспечения может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и качественной (содержательной) характеристике.

Пенсионное право – это система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения (по установлению и выплате пенсий), а также иные, тесно связанные с материальными и процедурными отношения по аккумулированию средств и управлению фондами пенсионного обеспечения.

Подотрасль права – это такое его структурное образование, которое по объему нормативного материала расположено между отраслью и правовыми институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других структурных элементов права социального обеспечения, с другой, – удерживающие его в рамках этой отрасли, не позволяющие пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Пенсионное законодательство – внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов системы социально-обеспечительного законодательства.

В свою очередь структура подотрасли пенсионного права состоит из следующих генеральных институтов:

 пенсий по возрасту;

 пенсий по инвалидности;

 пенсий по случаю потери кормильца;

 пенсий за выслугу лет;

 установления (назначения) пенсий.

Пенсионное право как элемент структуры права социального обеспечения не следует отождествлять с пенсионным законодательством – объемной, дифференцированной и обособленной частью нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.

Пенсионное право является подотраслю права социального обеспечения, но не его обеспечения. Это можно понять, составив схему существования отраслей права (звенья – 1 – отрасли российского права; 2 – ПСО; 3- если тут идет институт Пенсионного права, то; 4 – подинституты – социальные пенсии, пенсии по возрасту и 2 других вида; 5 – должны быть нормы права, а тут еще социальные пенсии делятся на 3 вида --- таким образом, Пенсионное право не институт, видимо это подотрасль). Но это не отрасль, так как отсутствует собственный метод регулирования.

Институты – изолированные правовые образования, а подотрасль имеет меньшую изолированность, так как она оказывает влияние на другие отрасли права.

В любом правовом образовании, наиболее важное значения имеют нормы-дефиниции или иначе – понятийный аппарат.

Наиболее важное понятие – пенсия. Слово «пенсия» латинского происхождения («pension») и означает платеж. В современном обществе отношения практически все строятся на возмездных отношениях, поэтому платежи практически везде присутствуют. Платеж – возврат долга управомоченного субъекта.

Выделяли так, что з\п – оплата живого труда, а пенсия – оплата за прошлый труд.

Пенсия – это всегда обязательный платеж, который осуществляют органы и организации от имени государства

Данный платеж нужно отличать от платежей в гражданском праве. Субъектный состав в ГП – самый разнообразный, а в пенсии – всегда один и тот же – орган государственной власти и физическое лицо. Пенсию не могут получать юридические лица и выдавать их также не могут организации.

Существует идея о том, что коммерческие организации также выплачивают пенсии. Есть такая позиция, это хорошее направление, но это не должно закрывать основу, ведь пенсия – это всегда должен быть государственный платеж.

Важным признаком, отличающим пенсию от иных платежей – периодичность (ежемесячно) (отличия от з\п – там периодично, но 2 раза в месяц, а лишь в качестве исключения – 1 раз в месяц)

Пенсия выплачивается исключительно в денежной форме, а з\п может выплачиваться и в натуральной тоже. Гражданско-правовые платежи тоже могут выплачиваться в натуральной форме.

В отличие от других видов социального обеспечения пенсия выполняет функцию содержания человека. Пенсия – денежное содержание человека, которое предоставляется государством.

З\п обеспечивает жизнедеятельность человека и семьи работника, а пенсия обеспечивает лишь жизнесуществование человека.

В законодательстве дается иное определение понятие пенсии (их даже 2 – о государственных пенсия и о трудовых пенсиях). Эти 2 определения впервые были сформулированы в российском законодательстве. В этих определениях указывают цель не содержание человека, а компенсации заработка или дохода гражданина, которые он имел до выхода на пенсию. Но компенсация по сути не происходит, так как иногда человеку не успевают компенсировать за время его жизни; либо наоборот, если пенсия уже выплатилась в таком количестве, что заработок компенсировался, далее пенсия какую функцию выполняет?

2 определения пенсии не должно быть! А если уж и поддерживать данную позицию, то придется тогда давать определение каждому виду пенсии. Всегда был 1 закон, чьи положения распространялись далее в иных положениях, а не так как в пенсионном праве – 2 закона + в 2015 собираются принять закон о профессиональных пенсиях.

Пенсия – государственный ежемесячный платеж, преследующий цель содержания гражданина.

В законе о государственном пенсионном обеспечении стоит дополнение: пенсия – средство существование нетрудоспособных граждан (но почему только нетрудоспособные? Ведь это лица, которые не принимают участие в общественно полезной деятельности, таким образом, все пенсионеры – нетрудоспособные граждане)

Все пенсии делятся на 2 большие группы:

Но данная терминология не соответствует положению вещей. Трудовые следовало бы именовать страховыми пенсиями, так как они выплачиваются за счет страховых взносов + обеспечение этим видом пенсий осуществляется только по отношению к застрахованным лицам. Хотя есть исключения– гражданские служащие.

Государственные пенсии по общему правилу выплачиваются за прошлый труд (службу, участие в боевых действиях, ликвидацию катастроф и прочие) – тогда почему они не именуются трудовыми? Они же тоже за труд! А трудовые пенсии также являются государственными. Поэтому что-то странное происходит с терминами данными.

Социальные пенсии – что это за термин? Он тоже не верен. Так как любая пенсия – алиментарный социальный платеж. Поэтому опять же проблемы.

Основания и условия пенсионного обеспечения

Законодатель путает или соотносит данные понятия, не проводя никаких различий между ними. В прежнем законодательстве перечислялись все основания (был перечень из 4 оснований). В российском законе (прошлом) также были основания возникновения пенсий. Действующее законодательство использует понятие «основание» только в преамбуле закона, а в самом законе – условия.

Основания – такой юридический факт, с которым закон связывает возникновение субъективного права на пенсии.

К основаниям относятся:

1) достижение возраста пенсионного

2) признание лица инвалидом (но не сама инвалидность)

3) потеря кормильца

4) продолжительность службы (раньше основание именовалось, как особые виды профессиональной деятельности)

Условия – тоже юридические факты, но в отличии от основания непосредственно они не порождают право на пенсию, они лишь дифференцируют закрепленные основания на отдельные разновидности пенсий, причем условия взяты не во всех случаях.

3-е основание (по потере кормильца) предусматривает 4 условия, которые в своей совокупности образуют данное основание. В своей совокупности они образуют основание.

Классификация пенсий:

1. Основание пенсий

Выше есть эта классификация

2. Организационно правовые формы пенсионного обеспечения

a. Пенсионное страхование (страховые пенсии)

b. Государственное обеспечение

c. Негосударственное пенсионное обеспечение – добровольные пожизненные взносы, основанных на договоре (не получило распространение, так как в России люди не доверяют негосударственным)

Функция по использованию накопительной части пенсий передана негосударственным учреждениям.

3. Факт участия в общественно полезной деятельности

Статья 2 ФЗ «О трудовых пенсиях» - основные понятия.

Пенсионное право не имеет собственных принципов, собственного метода правового регулирования.

Пенсионные правоотношения

При рассмотрении вопроса о правоотношениях, нужно обращать внимание:

4) Основание возникновения, прекращения

Пенсионные правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами пенсионного права.

Субъекты – государственные органы и пенсионер

Содержание правоотношения – права и обязанности. Процессуальные и материальные и процедурные – выше было где-то сказано.

Это был ответ на 3

Пенсия по возрасту

Нормы, регулирующие данный вид обеспечения, образуют генеральный институт, состоящий из института трудовых пенсий по возрасту и института государственных пенсий по возрасту.

Пенсия по возрасту – государственная ежемесячная денежная выплата, предоставляемая гражданам, достигших установленного возраста на основании условий в порядке и размерах, закрепленных в действующем законодательстве.

В отличие от других видов пенсий данный вид платежа осуществляется бессрочно (на всю оставшуюся жизнь). А пенсия по выслуге лет – пожизненно.

Все другие виды пенсий – устанавливаются на определенный срок. Пенсия по инвалидности – на время инвалидности (исключения – в случае определенных анатомических заболеваний)

Все пенсии по возрасту делятся на 4 вида:

1) Пенсия на общих основаниях

Мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет

2) Досрочные пенсии по возрасту

Требования к возрасту снижаются. Общее правило – 5, 10 лет

3) Льготные пенсии по возрасту

Снижение возрастной планки выхода на пенсию

4) Пенсии с повышением требований к возрасту

Социальные пенсии – мужчины 65 лет, женщины 60 лет

5) (Данная разновидность нигде не фигурирует) Пенсия при неполном стаже

Каждый год стажа увеличивает размер пенсии на 1%, т.е. право возникало, но в уменьшенном виде – столько процентов, сколько работал

Длительное время в законе использовался термин «льготная». Теперь используется термин «досрочная пенсия». Но даже и этот термин не совсем верен. В законе понятия «льготных» пенсий нет.

Несмотря на то, что нормы действующего института пенсий по возрасту является ведущим институтом пенсионного права, факт обособления этого института из норм других институтов прошел сравнительно недавно.

В большинстве источников ПСО пенсии по возрасту рассматриваются, как пенсии, выделяющиеся из института пенсий по инвалидности.

В литературе до сих пор продолжается дискуссия по наименованию этого вида пенсии. Сохранение названий пенсий по старости – дань традиции. Данная позиция не выдерживает критике. Согласно данным геронтологии, старческий возраст наступает 75-90 лет.

На этом фоне и в законодательстве и в правовой литературе стоит вопрос о повышении пенсионного возраста.

Обсуждается также вопрос о необходимости выравнивания правового положения субъектов пенсий по полу (уравнять мужчин и женщин в пенсионном возрасте). Это вопрос сейчас ставится по тем причинам, что раньше принцип был «кто не работает – тот не ест» - поэтому женщины и работали и сразу же за семьей ухаживали (забрать ребенка, всех накормить и прочее); а ныне – принцип свободы труда и многие женщины уже не работают, а занимаются исключительно домашним хозяйством – поэтому есть смысл уравнять в возрасте.

Статья 27 ФЗ – снижение пенсионного возраста в связи с вредным воздействием производственного фактора. Снижается возраст, но сохраняется требования к продолжительности стажа (нужно проработать в этих условиях (специальных страховой стаж) + нужно иметь общий страховой стаж).

Право на досрочную пенсию в законодательстве все же имеется:

1) Безработные, которым центр занятости населения не может предоставить работу, но не ранее, чем за 2 года до достижения общего пенсионного возраста (т.е. 58 и 53 лет)

2) Депутаты ГД, если их полномочия были прекращены досрочно (необходимо иметь стаж депутатской деятельности не менее 1 года –Аракчеев намекал на то, что это наглость уже)

Пенсии, связанные с физиологическим состоянием человека – «льготные пенсии» - статья 28 ФЗ.

Читайте также: