Система формирования пенсионных прав


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2018 г. “Порядок формирования пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации”

Сформированная в Российской Федерации система обязательного пенсионного страхования, основываясь на страховых принципах, обеспечивает эквивалентность доходов и расходов, гарантирует ее участникам возможность реализации пенсионных прав приобретенных в рамках данной системы.

С 1 января 2015 года введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (новая пенсионная формула), трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформировалась в страховую пенсию и накопительную пенсию.

По новой пенсионной формуле на размер пенсии влияет:

- размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;

- длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;

- возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.

По новой пенсионной формуле выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия - на 45%; если - 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раза, страховая пенсия - в 2,32 раза.

Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий позволяет обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа и «белой» заработной платы при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.

В настоящее время величина коэффициента замещения близка к 40 процентам утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате (по методике расчета, сложившейся в Российской Федерации) и значительно превышает 40 процентов по методике расчета по стандартам Международной организации труда.

Необходимо отметить, что в условиях новых социально-экономических вызовов российская пенсионная система сохранила весь накопленный отечественный опыт в сфере пенсионного обеспечения:

- в России возраст выхода на пенсию - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, остается самым низким среди близких нам по условиям жизни стран евразийского пространства, а также Восточной Европы, включая страны бывшего СССР, несмотря на то, что с начала 20 века во всех странах мира, в том числе и в Российской Федерации, наблюдалось снижение удельного веса занятых в промышленности, условия труда изменились, и произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу, обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники сферы услуг;

- ежегодно в пенсионную систему приходит порядка 300-400 тыс. «новых» пенсионеров, в этом случае можно говорить о стабильном расширении охвата населения пенсионным обеспечением. Это сотни тысяч новых получателей пенсий ежегодно, а значит ежегодное значительное увеличение социальных расходов государства;

- сохранены досрочные пенсии для граждан, занятых на работах с вредными либо тяжелыми условиями труда и в горячих цехах, а также для педагогических, медицинских и творческих работников;

- сохранены досрочные пенсии для многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей-инвалидов;

- сохранены так называемые «северные» коэффициенты, увеличивающие фиксированную выплату к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, который устанавливает Правительство Российской Федерации в зависимости от района проживания на период проживания «пенсионеров-северян» в этих районах;

- сохранен порядок, в соответствии с которым не производятся прямые отчисления из заработной платы работников посредством взносов в систему обязательного пенсионного страхования,при этом страховые взносы за работников уплачиваются работодателями;

- сохранены льготы по выплате пенсий работающим пенсионерам, необходимо отметить, что по своей правовой природе выплата страховых пенсий в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из того, что пенсия - это компенсация утраченного заработка, должна быть связана с получением заработка. Целевое предназначение страховых пенсий - предоставление гражданину средств к существованию, который в силу нетрудоспособности, связанной, в том числе с пожилым возрастом, не имеет возможности трудиться и утратил заработок. Вместе с тем, понимая интересы наших граждан, решено сохранить выплату пенсий при наличии заработка, при этом лишь несколько ограничив размер пенсий работающим пенсионерам на сумму индексации;

- предусмотрены нормы, направленные на стимулирование деятельности субъектов экономической деятельности, путем установления пониженных тарифов на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, ежегодно в рамках федерального бюджета бюджету ПФР выделяется межбюджетный трансферт на финансирование государственных обязательств по обязательному пенсионному страхованию.

Повышение уровня пенсионного обеспечения, несмотря на проводимые мероприятия по увеличению пенсий, является актуальным для всех категорий пенсионеров. Государство в рамках законодательства Российской Федерации принимает соответствующие меры по улучшению материального положения пенсионеров.

Что касается накопительной пенсии, сообщается - накопительная часть трудовой пенсии выведена из состава трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера по своей сути, и преобразована с 1 января 2015 года в самостоятельный вид пенсии - накопительную пенсию.

Накопительная пенсия устанавливается лицам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (т.е. находящихся в ПФР) или на пенсионном счете накопительной пенсии (т.е. находящихся в негосударственных пенсионных фондах).

Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который, начиная с 2016 года ежегодно определяется федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.

На 2018 год в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 419-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2018 год» установлен ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - 20 лет 6 месяцев (246 месяцев).

Размер накопительной пенсии подлежит увеличению по результатам инвестирования пенсионных средств, а также с учетом сформированных после назначения накопительной пенсии средств пенсионных накоплений.

Обзор документа

С 1 января 2015 г. действует новый порядок начисления пенсии в системе ОПС. На смену трудовой пенсии по старости пришли страховая и накопительная пенсии.

Теперь размер пенсии зависит от трех факторов.

Во-первых, это размер заработной платы. Чем выше зарплата, тем выше пенсия.

Во-вторых, длительность страхового стажа. За каждый год трудовой деятельности начисляется определенное количество пенсионных коэффициентов.

И, наконец, имеет значение возраст обращения за назначением трудовой пенсии. Выходить на пенсию позже будет выгодно. Например, если обратиться за ее назначением через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия - на 45%; если - 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раза, страховая пенсия - в 2,32 раза.

Накопительная пенсия устанавливается лицам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (т.е. находящихся в ПФР) или на пенсионном счете накопительной пенсии (т.е. находящихся в негосударственных пенсионных фондах).

Размер накопительной пенсии определяется исходя из размера средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода ее выплаты, который ежегодно определяется федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.

Так, на 2018 г. ожидаемый период выплаты накопительной пенсии составляет 20 лет 6 месяцев.

Размер накопительной пенсии увеличивается по результатам инвестирования пенсионных средств, а также с учетом сформированных после ее назначения пенсионных накоплений.

Россияне могут сами выбрать вариант пенсионного обеспечения, который повлияет на размер пенсии. Об этих вариантах – их немного, но они есть – в статье сайта «Мои года» ( moi-goda.ru ).

Существует два вида пенсий: страховая и накопительная. Обе формируются на основе страховых взносов, которые работодатель ежемесячно платит за каждого своего сотрудника в Пенсионный фонд России (ПФР). Размер этих взносов составляет 22% от заработной платы.

Если вы решили ограничиться лишь страховой пенсией, то все эти деньги направляются в ПФР, где они «превращаются» в специальные баллы. Их стоимость устанавливается государством и каждый год увеличивается на определённую сумму.

Обращаем внимание читателей сайта «Мои года» на исключительную роль пенсионных баллов в формировании пенсии. Даже если вы достигли пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 для женщин) и у вас есть необходимый пенсионных стаж (хоть 50 лет!), но не хватает пенсионных баллов – в назначении страховой (трудовой) пенсии вам будет отказано. Почему? Узнайте в статье «Достижение пенсионного возраста в России больше не гарантирует назначение пенсии» .

Пенсионный фонд России прокручивает средства своих подопечных на финансовых рынках – как правило, непосредственно этой деятельностью занимается государственная управляющая компания, которой сегодня является Внешэкономбанк.

Те же, кто не очень доверял умению государственных управленцев обеспечить достойную прибыль, выбрали смешанную схему: страховая пенсия плюс накопительная. При этом отчисления в размере 22% от зарплаты делятся на две части: на страховую пенсию и накопительную – в тот негосударственный фонд, который выбрал будущий пенсионер.

Если же он оказался «молчуном» (так на профессиональном жаргоне называются те, кто так и не сделал своего выбора), то все его отчисления в ПФР направляются на формирование страховой пенсии. Кстати, эти люди могут дальше не читать: изменить что-либо в данной ситуации они уже не смогут.

Исключение здесь составляют только граждане, родившиеся в 1967-м и позже, страховые взносы за которых начали уплачивать лишь с начала 2014 года. Они по-прежнему могут выбирать свою пенсионную схему, и это право у них сохраняется в течение пяти лет с момента начисления первого взноса в ПФР. Если же по истечении этой пятилетки человеку ещё нет 23 лет – он может продолжать свои размышления до конца того календарного года, когда достигнет данной возрастной планки.

Аргументом в пользу страховой пенсии является её ежегодная индексация – в отличие от неё средства накопительной пенсии не индексируются. Впрочем, доходность накопительной пенсии может оказаться заметно выше, ведь эти деньги тоже «крутятся» на финансовых рынках и приносят прибыль, причём немалую – подробнее об этом читайте в статье «Негосударственные пенсионные фонды скопили триллионы» .

Ещё один важный момент касается пенсионных баллов, о которых мы писали выше. Если вы выбрали вариант «только страховая пенсия», ежегодное количество баллов может достигать максимального значения – 10. При выборе же смешанного варианта максимумом будет 6,25 баллов.

Варианты пенсионного обеспечения: выбрали? Можно передумать

Впрочем, смешанный вариант – это не пожизненно. Вы в любой момент можете отказаться от формирования накопительной пенсии (кстати, и это решение тоже не является окончательным – до конца данного года вы вправе передумать и снова вернуться к смешанному варианту).

Заявление об этом можно подать в любую клиентскую службу территориального органа ПФР как лично или через своего представителя, так и по почте. Кроме того, заявление можно подать прямо из дома, воспользовавшись услугами личного кабинета на сайте Пенсионного фонда России – о том, как в нём зарегистрироваться, и чем он полезен, читайте в материале «Рекорды Личного кабинета Пенсионного фонда достойны Книги рекордов Гиннеса» .

Если вы решите отказаться от смешанного варианта, то деньги, накопленные к этому моменту в негосударственном пенсионном фонде, никуда не потеряются. Они продолжат «крутиться» на финансовых рынках и приносить прибыль, а когда вы выйдете на заслуженный отдых – обязательно получите всю накопленную сумму. Вы в любой момент можете сменить своего страховщика, передав эти средства в другой негосударственный фонд.

Для такой смены также необходимо подать соответствующее заявление в ПФР. После этого следует переход вашей накопительной пенсии в управление другого страховщика. Это произойдет либо через год (досрочный переход), либо через пять лет (обычный переход).

При этом нужно иметь в виду, что более оперативный вариант с досрочным переходом может оказаться менее выгодным, поскольку в этом случае убытки – если они, конечно же имеются! – не подлежат гарантированному восполнению. Также спешка вполне может привести к потере инвестиционного дохода.

Ещё необходимо добавить, что накопления, созданные при помощи программы государственного софинансирования пенсий , входят в «общий зачёт» в системе обязательного пенсионного страхования. То же самое относится и к материнскому капиталу, если вы решили направить его на формирование накопительной пенсии. Даже при отказе от смешанного варианта вы сможете и впредь участвовать в этой программе: делать добровольные взносы, получать софинансирование от государства и инвестиционный доход.

Обладатели сертификатов на материнский капитал тоже могут выбрать «чисто страховой» вариант без формирования накопительной пенсии – но при этом они также имеют право направить все средства маткапитала или какую-то их часть на формирование пенсионных накоплений.

Контроль за формированием пенсии вы можете осуществлять на интернет-портале государственных услуг www.gosuslugi.ru или в вашем личном кабинете на сайте ПФР. Здесь посмотреть варианты пенсионного обеспечения, проверить, каких результатов на данный момент добился страховщик, который распоряжается вашими пенсионными накоплениями.

  • актуальные пенсионные новости
  • сообщения Пенсионного фонда России
  • информацию для работающих пенсионеров
  • статьи о пенсионном обеспечении военных пенсионеров

Публикация была полезной?

Если да, то поставьте ей отметку "понравилось" - нажмите на большой палец вверх и тогда благодаря вам ещё больше читателей Яндекс Дзен её увидят!


Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Пенсионное право

Вместо трудовых пенсий устанавливаются три вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также отдельно накопительные пенсии.

Права на страховую пенсию будут формироваться и учитываться в пенсионных коэффициентах (баллах), исходя из уровня заработной платы (уплаченных с нее страховых взносов), стажа и возраста выхода на пенсию.

Условия назначения страховой пенсии по старости корректируются. При сохранении возраста выхода пенсию 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин усиливаются требования к наличию страхового стажа с 5 до 15 лет, и вводится новое условие - наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) не менее 30.

Необходимый стаж составит 6 лет, а затем в течение 10 лет поэтапно будет увеличиваться – по 1 году в год. Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого, сохраняется социальная доплата к пенсии неработающего пенсионера до прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

Минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента, при котором возникает право на назначение страховой пенсии, установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 баллов в 2025 году.

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент – это параметр, который оценивает участие застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

Он определяется исходя из отношения суммы начисленных и уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой пенсии по выбранному тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженному на 10.

Сегодня максимальная взносооблагаемая база – 624 тыс. рублей. Т.е. при зарплате 624 т.р. в год вы получите максимальное количество баллов. При зарплате в 1 МРОТ, вы получите 1 балл. Т.е. чтобы заработать страховую пенсию имея зарплату 1 МРОТ надо работать 30 лет, для того, чтобы достичь необходимых 30 баллов.

Новые правила расчета пенсии предусматривают новые подходы к оценке нестраховых периодов деятельности, за которые не начислялись и не уплачивались страховые взносы. Такие как военная служба по призыву, уход за ребенком до 1,5 лет (за первым, вторым, третьим, четвертым), но не более 6 лет в общей сложности, за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет, периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства (не более пяти лет в общей сложности); а также периоды проживания за границей супругов работников, направленных в консульские учреждения, дипломатические, торговые представительства Российской Федерации и представительства государственных органов РФ.

Так, за период военной службы по призыву установлен пенсионный коэффициент 1,8 – за каждый год военной службы по призыву.

Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:

— 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка,
— 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка,
— 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего ребенка и четвертого ребенка.

Новые правила предусматривают стимулирование более позднего выхода на пенсию за счет принятых премиальных коэффициентов к страховой пенсии и к фиксированной выплате.

За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обращение за назначением пенсии было отложено на 5 лет после достижения пенсионного возраста, страховая пенсия вырастет на 45%, а фиксированная выплата – на 36%, если обращение за пенсией предельно отложено на 10 лет, то страховая часть увеличится в 2,32 раза, а фиксированная выплата – в 2,11 раз.

Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно утверждается федеральным законом о бюджете ПФР.

Велась новая формула исчисления страховой пенсии:

Пенсия = А х В + С

Где А – сумма пенсионных коэффициентов, В – стоимость пенсионного коэффициента, С – фиксированная выплата.

При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе коэффициенты за не страховые периоды. Далее полученная сумма годовых пенсионных коэффициентов умножается на премиальный коэффициент за отложенную пенсию. Сумма всех коэффициентов умножается на стоимость годового пенсионного коэффициента.

К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, установленная законом.

Ее размер может увеличиваться:

1) за счет премиального коэффициента за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста или возникновения права на пенсию (досрочно);
2) за счет статуса получателя пенсии (инвалид 1 группы, гражданин старше 80 лет, наличие нетрудоспособного иждивенца);
3) с 1 января 2016 года для граждан проработавших в сельском хозяйстве не менее 30 лет и проживающих в селе, размер фиксированной выплаты в составе страховой пенсии будет увеличен на 25%.

Таким образом, по новой формуле, размер пенсии будет зависеть от продолжительности общего страхового (трудового и стажа за нестраховые периоды) стажа, размера заработной платы за каждый год, с которой работодатели начисляли и уплачивали страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и возраста, в котором вы обратились за назначением пенсии.

Пенсионные права граждан сохраняются.

При конвертации пенсионных прав гражданам, которым пенсии не допускается снижение размера установленной пенсии. Если в результате конвертации пенсионных прав по нормам нового пенсионного законодательства размер пенсии сложится меньше, чем по ранее действовавшим законам, гражданину сохраняется размер установленной пенсии. Конвертация пенсионных прав по пенсионным делам проводится Пенсионным фондом России в без заявительном порядке по документам пенсионных дел.

Законом «О страховых пенсиях» сохранено право на без заявительный перерасчет пенсий работающим пенсионерам. Предельный годовой коэффициент для корректировки определен на уровне 3 балла.

Новый порядок исчисления пенсий не распространяется на пенсии, установленные в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Условия назначения досрочных пенсий сохраняются в полном объеме.

Законом предусмотрено увеличение страховой пенсии два раза в год - по росту потребительских цен за прошедший год (не ниже инфляции), а также за счет новой величины стоимости годового коэффициента.

Гражданам 1967 года рождения и моложе предоставлено право выбора варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования: продолжить формирование пенсионных накоплений (тариф 6%) или отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.

Сегодня общий тариф страховых взносов составляет 22%. Из них 6% - это солидарная часть, которая направляется на финансирование фиксированной выплаты.

Индивидуальный тариф составляет 16%. Этими 16% можно распорядиться следующим образом:

- вариант 1 - направить 10% для формирования страховой пенсии и 6% для формирования накопительной пенсии;
- вариант 2 - направить все 16% тарифа на формирование только страховой пенсии.

Страховая пенсия ежегодно увеличивается государством на уровень не ниже инфляции. Накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, т.е. от эффективности работы управляющей компании на инвестиционном рынке. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию.

Введение новых подходов к формированию пенсионных прав и новой пенсионной формулы усиливает ответственность за будущую пенсию, как со стороны государства, так и со стороны застрахованного лица.



Авторское право

Административное право

Гражданское право

Наследственное право

Обязательственное право

Публичное право

Сформированная в Российской Федерации система обязательного пенсионного страхования, основываясь на страховых принципах, обеспечивает эквивалентность доходов и расходов, гарантирует ее участникам возможность реализации пенсионных прав приобретенных в рамках данной системы.

С 1 января 2015 года введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (новая пенсионная формула), трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформировалась в страховую пенсию и накопительную пенсию.

По новой пенсионной формуле на размер пенсии влияет:

  • размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;
  • длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;
  • возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.

По новой пенсионной формуле выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия - на 45%; если - 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раза, страховая пенсия - в 2,32 раза.

Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий позволяет обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа и «белой» заработной платы при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.

В настоящее время величина коэффициента замещения близка к 40 процентам утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате (по методике расчета, сложившейся в Российской Федерации) и значительно превышает 40 процентов по методике расчета по стандартам Международной организации труда.

Необходимо отметить, что в условиях новых социально-экономических вызовов российская пенсионная система сохранила весь накопленный отечественный опыт в сфере пенсионного обеспечения:

  • в России возраст выхода на пенсию - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, остается самым низким среди близких нам по условиям жизни стран евразийского пространства, а также Восточной Европы, включая страны бывшего СССР, несмотря на то, что с начала 20 века во всех странах мира, в том числе и в Российской Федерации, наблюдалось снижение удельного веса занятых в промышленности, условия труда изменились, и произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу, обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники сферы услуг;
  • ежегодно в пенсионную систему приходит порядка 300-400 тыс. «новых» пенсионеров, в этом случае можноговорить о стабильном расширении охвата населения пенсионным обеспечением. Это сотни тысяч новых получателей пенсий ежегодно, а значит ежегодное значительное увеличение социальных расходов государства;
  • сохранены досрочныепенсии для граждан, занятых на работах с вредными либо тяжелыми условиями труда и в горячих цехах, а также для педагогических, медицинских и творческих работников;
  • сохранены досрочныепенсии для многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей-инвалидов;
  • сохранены так называемые «северные» коэффициенты, увеличивающие фиксированную выплату к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, который устанавливает Правительство Российской Федерациив зависимости от района проживания на период проживания «пенсионеров-северян» в этих районах;
  • сохранен порядок, в соответствии с которым не производятся прямые отчисления из заработной платы работников посредством взносов в систему обязательного пенсионного страхования,при этомстраховые взносы за работников уплачиваются работодателями;
  • сохранены льготы по выплате пенсий работающим пенсионерам, необходимо отметить, что по своей правовой природе выплата страховых пенсий в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из того, что пенсия - это компенсация утраченного заработка, должна быть связана с получением заработка. Целевое предназначение страховых пенсий – предоставление гражданину средств к существованию, который в силу нетрудоспособности, связанной, в том числе с пожилым возрастом, не имеет возможности трудиться и утратил заработок. Вместе с тем, понимая интересы наших граждан, решено сохранить выплату пенсий при наличии заработка, при этом лишь несколько ограничив размер пенсий работающим пенсионерам на сумму индексации;
  • предусмотрены нормы, направленные на стимулирование деятельности субъектов экономической деятельности, путем установления пониженных тарифов на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, ежегодно в рамках федерального бюджета бюджету ПФР выделяется межбюджетный трансферт на финансирование государственных обязательств по обязательному пенсионному страхованию.

Повышение уровня пенсионного обеспечения, несмотря на проводимые мероприятия по увеличению пенсий, является актуальным для всех категорий пенсионеров. Государство в рамках законодательства Российской Федерации принимает соответствующие меры по улучшению материального положения пенсионеров.

Что касается накопительной пенсии, сообщается - накопительная часть трудовой пенсии выведена из состава трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера по своей сути, и преобразована с 1 января 2015 года в самостоятельный вид пенсии - накопительную пенсию.

Накопительная пенсия устанавливается лицам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (т.е. находящихся в ПФР) или на пенсионном счете накопительной пенсии (т.е. находящихся в негосударственных пенсионных фондах).

Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который, начиная с 2016 года ежегодно определяется федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.

На 2018 год в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 419-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2018 год» установлен ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - 20 лет 6 месяцев (246 месяцев).

Размер накопительной пенсии подлежит увеличению по результатам инвестирования пенсионных средств, а также с учетом сформированных после назначения накопительной пенсии средств пенсионных накоплений.

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Читайте также: