Социальное и пенсионное право n

У пенсионеров в России имеется различная поддержка. Она заключается не только в гарантированной пенсии, но других мерах, закреплённых в законодательстве. К сожалению, не все граждане осведомлены о своих правах.

В данной статья я постарался собрать наиболее распространённые меры поддержки пенсионеров и лиц, предпенсионного возраста.

Права пенсионеров и лиц предпенсионного возраста в России.

1. Право на пенсию.

Самая распространённая мера поддержки со стороны государства - выплата пенсии, лицам достигшим определённого возраста.

Выплачиваемых государством денег не хватает для полноценного проживания, существуют также иные меры поддержки. Размер пенсии у граждан различается, зависит от трудового стажа, накопленных балов и возраста выхода на пенсию.

2. Право работать и получать пенсию.

Уволить гражданина достигшего определённого возраста никто не имеет права. Право на труд одно из основополагающих прав человека и гражданина.

Пенсионер вправе решить, продолжать ли ему трудиться или нет.

В данном случае, гражданин может выбрать: продолжить работать и получать пенсию; уволиться и получать пенсию; продолжить работать и отложить выход на пенсию.

Пенсия за работником сохраняется. Единственное, что теряет пенсионер, право на индексацию пенсии. С января 2020 года индексация - 6,6%.

Многие граждане, чтобы получить индексацию, уволились в 2019 году, затем в 2020 году снова выйдут на работу.

Но нужно помнить, что некоторые льготы положены только не работающим пенсионерам. Следует поставить в известность ПФР, что вы работаете, иначе может наступить ответственность.

3. Право на алименты.

Трудоспособные дети обязаны содержать и заботиться о своих родителях. Данная норма предусмотрена Семейным Кодексом РФ, статьёй 87.

Это касается также лиц достигших предпенсионного возраста, 60 лет мужчины, 55 лет женщины.

Алименты можно получить в твёрдой денежной форме, в виде ежемесячной выплаты. Если дети отказываются поддерживать родителей, то родители вправе обратиться в суд, для присуждения алиментов в судебном порядке.

Помимо детей, поддерживать пенсионеров обязаны также: супруги, в том числе бывшие; братья и сёстры, если нет детей и супругов; внуки, если нет детей и супругов; пасынки и падчерицы.

4. Право брать выходной для ежегодной диспансеризации.

Пенсионер может ежегодно брать за счёт работодателя два дня для прохождения диспансеризации.

Работодатель не может отказать пенсионеру в данном праве.

Следует взять соответсвующие справки в поликлиники и предупредить работодателя заранее, чтобы не было прогула.

5. Право уволиться без отработки.

Работник может прекратить трудовые отношения с работодателем, уведомив его за четырнадцать дней. Но пенсионеры вправе прекратить работу сразу при направлении уведомления, без отработки положенного времени.

Важный момент, пенсионер может неоднократно пользоваться данным правом, если он снова начинает свою трудовую деятельность. Увольнение всегда будет без отработки.

6. Право на надбавки к пенсии.

Дополнительная денежная поддержка со стороны государства выражается в предоставлении надбавки к пенсии отдельным категориям граждан. У данных лиц пенсия будет выше.

Право на надбавку имеют: лица старше 80 лет; сельские жители; инвалиды; лица с определённым непрерывным трудовым стажем; жители Крайнего Севера; пенсионеры с иждивенцем.

В некоторых случаях страховая часть пенсии увеличивается в два раза.

7. Право докупить пенсионный стаж и баллы.

Неприятность может случиться тогда, когда работодатель не платил пенсионных отчислений в бюджет. Также это касается тех, кто работал не официально или кому не хватает пенсионного стажа и баллов.

В этом случае можно сделать взнос для покупки стажа и баллов. В 2020 году платёж составит порядка 32 тыс. рублей. Необходимо заключить договор по добровольному пенсионному страхованию. Приобретается не более половины требуемого стажа и баллов.

8. Право на социальную пенсию.

Если трудового стажа и баллов не хватает, то можно рассчитывать на социальную пенсию. Она положена всем гражданам, достигшим пенсионного возраста. Её выплачивают на 5 лет позже, чем страховую пенсию. Размер такой пенсии составляет не более 10 тыс. рублей.

9. Право на обязательную долю в наследстве.

Данным правом обладают также лица достигшие предпенсионного возраста. Гражданским Кодексом РФ, статьёй 1149, предусмотрена обязательная доля в наследстве, это не менее половины доли, которая причиталась бы при наследовании по закону. Право сохраняется, даже если есть завещание.

10. Право платить меньше налогов.

Законодатель освободил пенсионеров от уплаты налога на доход в виде получения пенсии (социальной, страховой, накопительной).

Также пенсионеры имеют льготы по уплате земельного налога и транспортного.

Освобождаются от уплаты налога на имущество, в отношении одного объекта каждого вида: участок меньше 6 соток, квартиры, гаража, дома и его части, комнаты, творческой мастерской, хозяйственной постройки.

11. Право выхода в отпуск, без права на отказ работодателем.

Брать отпуск на четырнадцать дней можно в любое время, достаточно просто уведомить работодателя об этом. Всем остальным требуется согласие, а пенсионеру отказать не вправе. Для получения отпуска необходимо написать заявление.

12. Получать пенсию находясь за границей.

Получать выплату можно не только на карту "Мир" в данном случае. Однако необходимо ежегодно подтверждать Пенсионному Фонду России, что вы живы. Сделать это можно лично обратившись в ПФР, или направив в ПФР удостоверенное нотариусом уведомление.

13. Право на налоговый вычет при покупке жилья.

Пенсионерам предоставляется три года, за которые они могут получить налоговый вычет. При покупке квартиры, жилого дома или земельного участка, можно вернуть выплаченный государству НДФЛ за три года (у всех остальных граждан срок меньше). Но не более 13 % от 2 млн. рублей (стоимости приобретённой недвижимости).

14. Льготы по оплате проезда и услуг ЖКХ.

Пенсионеры имеют право на получение субсидий на оплату коммунальных услуг, льготы по оплате взносов на капитальный ремонт, компенсацию жителям Крайнего Севера по проезду в места отдыха.

Также многие регионы предоставляют пенсионерам право бесплатного проезда в транспорте. Для некоторых проездов предоставляется скидка.

В органах социальной защиты в месте вашего проживания можно узнать о всех предоставляемых льготах и правах.

Многие пенсионеры имеют право на бесплатную путёвку в санаторий или гостиницу, для осуществления ежегодного отдыха и лечения.

Лескова Ю.Г., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права СамГУ, кандидат юридических наук.

Конституция РФ провозглашает РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека (ст. 7). Одним из приоритетных направлений любого государства, безусловно, является создание достойной жизни лицам пенсионного возраста. По мнению Ю.В. Беляниновой, "пенсионная реформа полностью соответствует требованиям Конституции, что показывает практическое исполнение ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" на протяжении уже значительного времени" . Не все ученые, специалисты в сфере пенсионного права, а также сами пенсионеры соглашаются с такой позицией. Большинство наших сограждан считают, что современное пенсионное законодательство не позволяет решить задачу сохранения после выхода на пенсию уровня жизни, соизмеримого с доходом в период трудовой деятельности . На практике такая позиция четко прослеживается в банковской деятельности. Например, одним из распространенных требований, предъявляемых банками (например, в Первом объединенном банке, Райффайзен-банке, Акбарс-банке и др.), является определенный возраст заемщика - кредит выдается гражданам, максимальный возраст которых определяется условием, что к моменту погашения последнего платежа по кредиту возраст не будет превышать пенсионного возраста, установленного законодательством РФ . Такое требование связано не только с тем, что средняя продолжительность жизни в России 70 - 75 лет (поскольку кредиты могут быть краткосрочными (потребительскими) и заемщик может спокойно расплатиться до момента достижения им 70 - 75 лет), но и с тем, что лицо, достигшее пенсионного возраста, получающее только пенсию, гарантированную государством, вряд ли рассматривается как платежеспособный заемщик. И в этой связи справедливым оказываются слова Президента РФ Д.А. Медведева: "Нам необходимо грамотно выстроить пенсионную систему, которая бы действительно обеспечила нашим людям достойную старость, чтобы выход на пенсию перестал ассоциироваться с концом жизни, с бедностью и социальной неустойчивостью" . В своем Послании Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. Президент РФ подчеркнул: "Пенсионная система должна обеспечивать достойный уровень жизни граждан пожилого возраста. Должна быть ликвидирована бедность среди пенсионеров. " . Что же предпринято в настоящее время законодателем, чтобы действительно разрешить проблему бедности пенсионеров в нашей стране?

Белянинова Ю.В. Комментарий к ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (постатейный) // КонсультантПлюс.
См.: Выговская И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в РФ // Социальное и пенсионное право. 2009. N 1.
См.: Фальковская Я.М. Механизм проведения кредитных операций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 10.
Январские тезисы Дмитрия Медведева // Российская газета. 2008. 24 января.
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах" // Парламентская газета. 29.05.2009. N 28.

С 1 января 2010 г. многие нормы пенсионного законодательства действуют в новой редакции. И одним из направлений повышения уровня жизни пенсионеров становится норма, введенная в ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О государственной социальной помощи" , согласно которой пенсионерам, доход которых ниже прожиточного минимума, гарантируется государственная социальная помощь в виде доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума в целом по РФ (из федерального бюджета) и до уровня прожиточного минимума в субъекте РФ (из бюджета субъекта РФ). Таким образом, государство гарантирует пенсионеру соответствующий уровень материального (социального) обеспечения, которым должен стать прожиточный минимум. Ряд ученых в настоящее время стоят на позиции установления государственных стандартов в области социального обеспечения и связывают реализацию принципа установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, с установлением законодателем пенсий, пособий и иных видов социального обеспечения не ниже прожиточного уровня . Казалось бы, законодателем введены нормы, вступающие в силу с 1 января 2010 г., повышающие уровень жизни отдельных пенсионеров, и можно говорить о реализации названного принципа социального обеспечения. Однако, как нам представляется, такой вывод является поспешным. Во-первых, как справедливо отмечает Н.П. Слугина, прожиточный минимум не отражает реальные потребности человека, необходимые для нормальной жизнедеятельности его и его жизни ; во-вторых, получение доходов в размере прожиточного минимума позволяет говорить о состоянии "умеренной бедности" - об уровне жизни, при котором удовлетворяются элементарные потребности (физиологические, социальные), но нет возможности удовлетворить потребности более сложные и высокие . Отсюда ориентироваться на прожиточный минимум в праве социального обеспечения не всегда представляется верным, по крайней мере применительно к размерам пенсий и определению достойной жизни пенсионера, проработавшего длительное время. Подтверждению сказанному служат и нормы международных актов. Так, Конвенция Международной организации труда 1952 г. N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" устанавливает, что пенсия по старости должна составлять при 30-летнем стаже не менее 40% заработной платы по стране, а при большем стаже - не менее 40 - 50% . Европейская социальная хартия предусматривает, что минимальная пенсия должна быть не менее 55% средней заработной платы по стране (к сожалению, эти международные документы РФ не ратифицированы, а следовательно, не обязательны для применения). В этой связи представляет интерес мнение председателя правления Пенсионного фонда РФ А.В. Дроздова по вопросу о достойной пенсии россиянам: "Мы ориентируемся на международные нормы - 40% от заработка человека, с которого уплачивались взносы на пенсионное страхование, при общем стаже 30 лет. На такой уровень пенсионного обеспечения могут рассчитывать те, кто начал трудовую деятельность после 2002 года" . Возникает вопрос: почему же уровень пенсионного обеспечения в размере 40% от среднего заработка лица не гарантируется гражданам, у которых стаж 30 лет, но трудовая деятельность началась до 2002 г.? На наш взгляд, указанным пенсионерам, к сожалению, не может быть установлен достаточный уровень пенсионного обеспечения в связи с тем, что до 2002 г. не придавалось значения страховым взносам и страховому стажу, и, соответственно, у данных лиц может оказаться незначительным пенсионный капитал, а пенсионных накоплений может и не быть (поскольку родились до 1967 г.)? Как справедливо отмечает М.Л. Захаров, пенсионный капитал, исчисляемый по установленным правилам до 1 января 2002 г., значительно занижен (почти вдвое) у всех граждан, которые имели заработок несколько выше среднего (и вряд ли мы увидим резкое повышение пенсий за счет валоризации). Считаем, что достойная пенсия должна гарантироваться государством вне зависимости от того, когда началась трудовая деятельность пенсионера; важной задачей любого социального государства является уровень благосостояния его граждан, и прежде всего граждан пожилого возраста, проработавших большую часть своей жизни. Основное предназначение пенсий (исходя из законодательного закрепления ) - компенсация прежнего заработка. Значит, государство должно гарантировать пенсионерам нормы пенсионного обеспечения исходя из их прежнего заработка. Можно согласиться с Е.В. Чупровой в том, что "под правом граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики следует понимать гарантированную государством возможность в случае наступления страховых рисков, закрепленных в законе, ежемесячно получать денежный платеж (пенсию) в размере, соизмеримом, как правило, с прошлым заработком, обеспечивающим достойную жизнь пенсионера, а в случаях назначения пенсий без учета трудовой деятельности - в размерах, соизмеримых с соответствующим социальным стандартом" , которым, по нашему мнению, может служить прожиточный минимум. Многие ученые сегодня подчеркивают необходимость реформирования пенсионной системы и установления института пенсионного страхования, который обеспечивал бы для наемных работников возможность зарабатывания пенсий не менее 50 - 60% от их заработной платы . В то же время при определении пенсионных стандартов, как справедливо отмечается в юридической литературе, нельзя не учитывать продолжительность трудовой деятельности, в течение которой производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (продолжительность страхового стажа).

В настоящее время для определения размера трудовой пенсии по старости не имеет значения продолжительность страхового стажа, законодателем определяются лишь условия для получения трудовой пенсии по старости: пять лет страхового стажа и достижение пенсионного возраста (общие условия, предусмотренные ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). С 1 января 2010 г. изменен порядок определения размеров трудовых пенсий. Так, трудовая пенсия по старости для лиц, родившихся до 1967 г., будет состоять только из страховой части, которая будет включать в себя фиксированный размер страховой части. Для лиц, родившихся после 1967 г., трудовая пенсия по старости будет включать в себя страховую часть и накопительную (ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). Трудовая пенсия по инвалидности, так же как и трудовая пенсия по случаю потери кормильца, будет состоять только из страховой части, включающей фиксированный размер страховой части соответствующей пенсии (ст. ст. 15, 16 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). Фиксированный размер страховой части пенсии по старости будет зависеть от возраста (достижения 80 лет), наличия иждивенцев, места проживания, специального стажа (стажа работы на Крайнем Севере или в приравненных к районам Крайнего Севера местностях). Фиксированный размер трудовой пенсии будет зависеть от группы инвалидности, наличия иждивенцев, места проживания, специального стажа. Фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца будет зависеть от того, является ли получателем данной пенсии ребенок, потерявший обоих родителей, или нет. С 2015 г. законодателем изменены правила определения размера трудовой пенсии по старости в части условий, влияющих на размер фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости. Только при наличии стажа у мужчин 30 лет, а у женщин 25 лет фиксированный размер будет определяться в твердой денежной сумме, установленной ФЗ "О трудовых пенсиях" (с 1 января 2010 г. размер составляет 2562 руб.). Если требуемого стажа нет - фиксированный размер будет понижаться на 3% за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, и ежегодно будет увеличиваться до достижения продолжительности требуемого стажа (причем из смысла ФЗ "О трудовых пенсиях" важен не факт работы, а период после достижения лицом пенсионного возраста) (п. 18 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). Правила о повышении фиксированного размера страховой части трудовой пенсии в случае недостаточности стажа применяются к лицам, впервые обратившимся за трудовой пенсией начиная с 1 января 2015 г. (т.е., например, женщина, достигшая 56 лет и впервые обратившаяся за пенсией, будет иметь право на повышение страхового стажа на 1 год). Здесь, соответственно, встает вопрос: лицо, продолжающее работать (что ведет к увеличению страхового стажа), и лицо, прекратившее трудовую деятельность (стаж также увеличивается), приравнены в правах получать фиксированный размер страховой части, увеличивающийся каждый год на три процента. Думается, здесь законодателем не до конца проработан вопрос о пенсионном обеспечении указанных лиц.

С 1 января 2015 г. будут действовать и правила о повышении фиксированного размера страховой части трудовой пенсии, согласно которым фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, увеличивается на 6% (п. 17 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). Причем в страховой стаж, влияющий на увеличение фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости, включаются не все периоды, учитываемые при определении права на трудовую пенсию по старости, предусмотренные ст. 10 и ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях"; не будут включаться период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства, период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке (п. 19 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). На наш взгляд, исключение данных периодов из страхового стажа, влияющего на увеличение фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости, вряд ли можно назвать логичным. Мы согласны с тем, что страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости должен состоять главным образом из периодов работы и (или) иной деятельности застрахованного лица, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Именно эти периоды определяют страховую сущность стажа. Вместе с тем нельзя не учитывать периоды, когда человек по объективным причинам лишен возможности работать. Любое правовое государство принимает решение о зачете наиболее значимых из них (с социальной точки зрения) в страховой стаж наравне с работой. И такие периоды определяются в норме ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", однако применительно к вопросу о повышении уровня пенсионного обеспечения законодателем включаются не все указанные в норме ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" нестраховые периоды. Здесь встают вопросы: почему женщина, решившая родить и воспитать ребенка, не имеет права на включение в страховой стаж, влияющий на размер трудовой пенсии по старости, период получения пособия по беременности и родам; почему лица, пострадавшие на производстве в связи с несчастным случаем на производстве, также не будут приобретать право на включение в страховой стаж, влияющий на размер трудовой пенсии, период получения пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве? И так далее. К сожалению, ответы на данные вопросы законодателем не определены. Вместе с тем в юридической литературе многие ученые сегодня подчеркивают значительную роль в обществе женщины-матери. Так, М.Л. Захаров считает необходимым включить в стаж те периоды, когда женщина готовиться стать матерью, становится ею и ухаживает за ребенком в первые годы жизни . В настоящее время в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости включаются периоды временной нетрудоспособности, в течение которых уплачивались пособия по обязательному социальному страхованию (по беременности и родам), период ухода за ребенком до 1,5 лет (в общей сложности 3 года). На наш взгляд, включение периода ухода за ребенком до 1,5 лет - недостаточный период, поскольку женщина в ряде случаев в настоящее время вынуждена посвятить уходу за ребенком значительно большее время (прежде всего это связано с отсутствием необходимого количества детских садов). В тех случаях, когда женщина решила посвятить себя уходу за несколькими детьми в первые годы их жизни, в страховой стаж будет включен только период 3 года. Если же говорить о законодательстве, вступающем в силу с 1 января 2015 г., то женщины вообще не смогут повысить фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости за счет периодов получения пособия по беременности и родам, что вряд ли является правомерным с точки зрения гарантированности государством принципа всеобщности права на социальное обеспечение. Конечно, можно опровергнуть данную позицию по причине того, что стаж, необходимый женщине для установления предусмотренного законодателем фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости, на пять лет меньше, однако считаем в этом вопросе необходимым согласиться с М.Л. Захаровым, предлагающим установить стаж 30 лет как для мужчины, так и для женщины, а в страховой стаж женщины включать все периоды, когда женщина не только ухаживает за ребенком в первые годы жизни (до достижения ребенком трех лет), но и готовится стать матерью .

См.: Захаров М.Л. Указ. соч.
См.: Там же.

Итак, законодателем вводится правило о возможности как повышения, так и понижения размера трудовой пенсии по старости в части фиксированного размера страховой части трудовой пенсии, который определяется в твердой денежной сумме и не соответствует не только среднему заработку лица, но и прожиточному минимуму в целом по стране. Таким образом, может сложиться ситуация, когда лицо, проработавшее 5 лет или больше и имеющее незначительный размер пенсионного капитала, будет получать пенсию меньше прожиточного минимума, как и лицо, не имеющее стажа 5 лет и получающее социальную пенсию. И тот и другой пенсионер будет получать социальную доплату за счет средств бюджетов до уровня прожиточного минимума, а значит, будет приравнен в правах на достойную пенсию. Вряд ли такое положение является верным. Можно согласиться с отрицательной оценкой И.Г. Выговской отказа законодателя от норм, устанавливающих размер пенсии в определенной пропорции к заработку, получаемому перед ее назначением, и исчислением пенсий из страховых взносов работников .

См.: Выговская И.Г. Указ. соч.

Исходя из сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. новое пенсионное законодательство, оформившее вновь пенсионную реформу, не гарантирует самого главного - такого уровня пенсий, который бы обеспечил достойную жизнь пенсионеру в настоящее время и в обозримом будущем;
  2. разработка концепции реформы пенсионного обеспечения в РФ настоятельно требует изучения и использования международного опыта в совершенствовании и развитии пенсионной системы;
  3. считаем необходимым пересмотреть нормы пенсионного законодательства и определить, что фиксированный размер страховой части, как и социальная пенсия, должен соответствовать прожиточному минимуму в РФ (такие стандарты были предусмотрены еще в 1995 г. в Постановлении Правительства РФ от 07.08.1995 N 780 "О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ" ), а сам размер трудовой пенсии по старости для лиц, имеющих страховой стаж 30 лет, не должен быть меньше 40% от их средней заработной платы.
Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3388.

Пенсионное обеспечение

Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.

Существуют два самых распространенных принципа формирования пенсии - распределительный и накопительный.


Первый исторически сложился раньше, он заключается в том, что пенсионеры получают выплаты из тех средств, который отчисляют работающие граждане. Такую схему иногда называют также «принципом солидарности поколений». Она достаточно удобна при стабильной демографической ситуации, когда соотношение сегодняшних пенсионеров и работающих граждан изменяется мало. Если же это соотношение склонно к существенным колебаниям, то распределительная система может быть не эффективной. Кроме того, довольно важным недостатком данного принципа является невозможность для будущего получателя пенсии существенно влиять на размер выплат.

Накопительная система предусматривает прямую зависимость будущей пенсии от отчислений работающего человека. В этом случае, все страховые выплаты направляются на индивидуальный счет, исходя из данных которого и формируется пенсия, когда застрахованное лицо получает на нее право.

Ранее в России пенсии выплачивались по солидарному (распределительному) принципу, однако затем было принято решение внести в пенсионное обеспечение элементы накопительной системы. Пенсия была разделена на страховую, базовую (позже была включена в страховую) и накопительную части. Средствами накопительной составляющей пенсии каждый человек может распоряжаться самостоятельно.

Родившиеся после 1966 года, имеют право на перераспределение части взносов в накопления. Это делается путем заключения договора с Негосударственным пенсионным фондом. Накопительная часть пенсии инвестируется, а значит, может приносить доход. Как именно осуществлять инвестирование решает сам застрахованный человек.

Государственное пенсионное обеспечение - это составная часть пенсионной системы России, которая обеспечивает за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ предоставление гражданам пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Право на получение пенсии имеют определенные категории граждан. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к таким категориям, например, относятся госслужащие, военнослужащие, космонавты.

Итак, существует несколько видов государственных пенсий:

Принципиальным отличием государственной пенсии от пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования - страховой и накопительной - и негосударственной (негосударственное пенсионное обеспечение) является следующее:

Государственная социальная пенсия по инвалидности устанавливается:

Государственная социальная пенсия по случаю потери кормильца

Государственная социальная пенсия по старости устанавливается:

Пенсионное обеспечение для жителей Санкт-Петербурга
и Ленинградской области


Обеспечение нетрудоспособных граждан в РФ осуществляется по федеральному законодательству. Регионам дано право разрабатывать и внедрять собственные меры поддержки жителей. Так, пенсия в Санкт-Петербурге и Ленинградской области увеличивается за счет доплат разного рода. Также получателям определенных категорий предоставляются льготы и преференции.

Размеры начислений пенсионерам зависят от вида помощи, а также участия претендента в трудовой деятельности. Кроме того, на сумму влияют льготные основания, на которых предоставляется дополнительная поддержка. В федеральном законодательстве установлены такие виды пенсий:

От чего зависит размер пенсии

Уровень жизни населения в регионах Российской Федерации различен. Его принято характеризовать показателем прожиточного минимума. Он показывает количество денег, необходимых определенной группе граждан для нормальной жизнедеятельности. На величину социальных пособий по старости и нетрудоспособности также оказывает влияние еще один показатель - МРОТ.

Данный параметр используется следующим образом:

Для некоторых групп льготников предусмотрены преференции, оплачиваемые из местной казны:

Некоторым группам трудоустроенных получателей пенсий предусмотрено дополнительное пособие. Оно предоставляется по следующим правилам:

Бюджетные средства предоставляются гражданам по критериям, заложенным в законодательстве. Они таковы:

На страховое содержание могут рассчитывать лица:

Социальное содержание предусмотрено для людей, не подпадающих под критерии стажа:

Источник: lgoty-vsem.ru

Система социального обеспечения

В 2018 году в России запущена Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Сейчас социальные услуги предоставляются по заявительному принципу: человек должен сам обратиться в государственные (муниципальные) органы и потребовать положенные ему льготы и пособия. Многие граждане не обращаются, просто потому, что не знают, на какие меры социальной защиты имеют право.

ЕГИССО позволит заинтересованным организациям получать информацию обо всех видах государственной (муниципальной) поддержки населения в одном месте и в разрезе каждого гражданина. А граждане смогут получать информацию обо всех полагающихся им мерах поддержки в режиме «одного окна», даже в том случае, если они изменили место жительства или место работы, если у них изменились обстоятельства, статус, категория льгот. Чтобы получить информацию о положенных мерах, гражданину достаточно зайти в личный кабинет на портале системы, введя свой СНИЛС.

ЕГИССО будет основана на системе СНИЛС, которая есть у Пенсионного фонда, а оператором ЕГИССО определен Пенсионный фонд России. Наполнением же ЕГИССО информацией о мерах защиты и поддержки занимаются органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды, организации, предоставляющие меры соцзащиты за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов страны, местных бюджетов.

Используя возможности Личного кабинета любой гражданин РФ сможет получить персонифицированную, собранную в одном месте информацию о предоставляемых или уже представленных ему мерах социальной защиты, узнать о возможностях социальной поддержки, на которые он имеет право и, в случае необходимости, составить и подать заявление о необходимости оказания ему адресной помощи.

На портале ЕГИССО будут также располагаться кабинеты поставщиков и потребителей информации, где органы власти и организации, предоставляющие меры соцзащиты смогут внести дополнительные данные о своих участках работы и получить сведения о необходимости и возможности оказания адресной социальной поддержки.

ЕГИССО создается в соответствии с Федеральным законом N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Нужно отметить, что первое время после внедрения система работает с перебоями, основной причиной которых являются недоработки в законодательстве, программные ошибки самой платформы, отсутствие программного обеспечения у региональных ведомств.


Виды социального обеспечения


Государственные социальные пособия -это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и служат дополнением к основному источнику средств к существованию.

Многочисленные виды пособий в системе социального обеспечения классифицируются по различным основаниям:

По целевому назначению пособия:

По продолжительности выплаты пособия:


Россия – страна, каждый четвертый житель которой является пенсионером. Даже по этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач.

Учитывая значительное число нуждающихся, основным средством существования которых является пенсия, становится очевидным тот факт, что нормы о пенсионном обеспечении занимают особое место в праве социального обеспечения, а достаточно большая по объему и обособившаяся общность юридических предписаний, предназначенных исключительно для регламентации общественных отношений по пенсионному обеспечению, образует специфический структурный элемент данной правовой отрасли.

Пенсионное право – это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента системы права, как подотрасль.

Данная позиция разделяется далеко не всеми учеными, но, как ни странно, никем не опровергается, в связи с чем многие придерживаются традиционного подхода к характеристике внутриструктурного построения системы права социального обеспечения, выделяя в ней отдельные юридические нормы, субинституты, институты, и относят пенсионное право к числу его институтов или общности институтов.

Отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы в следующем порядке:

- материальные и процедурные пенсионные отношения – по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету, корректировке пенсий;

- тесно связанные с материальными и процедурными отношения по формированию фондов пенсионного обеспечения и их управлению средствами этих фондов.

Пенсионное право с точки зрения системно-структурного построения отрасли права социального обеспечения, может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и качественной (содержательной) характеристике

Пенсионное право – это система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения (по установлению и выплате пенсий), а также иные, тесно связанные с материальными и процедурными отношения по аккумулированию средств и управлению фондами пенсионного обеспечения.

Подотрасль права – это такое его структурное образование, которое по объему нормативного материала расположено между отраслью и правовыми институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других структурных элементов права социального обеспечения, с другой, – удерживающие его в рамках этой отрасли, не позволяющие пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Пенсионное законодательство – внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов системы социально-обеспечительного законодательства.

В свою очередь структура подотрасли пенсионного права состоит из следующих генеральных институтов:

пенсий по возрасту;

пенсий по инвалидности;

пенсий по случаю потери кормильца;

пенсий за выслугу лет;

установления (назначения) пенсий.

Пенсионное право как элемент структуры права социального обеспечения не следует отождествлять с пенсионным законодательством – объемной, дифференцированной и обособленной частью нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.

Понятие пенсии, виды пенсий

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство различает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам:

1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; 3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий: -

- пенсии за выслугу лет;

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий: -

- трудовая пенсия по возрасту;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

Пенсия за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в течение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определенного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные возрастные «планки» пребывания на службе — от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет необходимого срока выслуги, то ему также предоставляется право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополнительными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении государственных задач.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанавливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

Пенсия по случаю потери кормильца

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является установленный (зарегистрированный) факт смерти кормильца либо объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в судебном порядке. Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждивенец, и некоторых других обстоятельств.

Пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет. Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этот стаж, кроме непосредственно периодов работы, включаются периоды и некоторых иных видов общественно полезной деятельности:

- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

- период получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

- период получения пособия по безработице;

- период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- некоторые другие периоды.

Если страховой стаж у гражданина отсутствует, то у него нет права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию.

Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.

Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются:

особый характер труда (такие пенсии, например, назначаются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);

особые условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда);

физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды по зрению);

географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пять и более детей).

Читайте также: