Срок давности привлечения к ответственности за нарушение пенсионного законодательства

#1 zaq12 zaq12 -->

Ситуация: пенсионный фонд хочет оштрафовать ИП за несвоевременно предоставленный расчет РСВ-1 за 2011г.(фактически представлен в октябре 2012г). Вопрос: пропущен или нет срок давности привлечения к ответственности?

Согласно статьи 45 212-ФЗ Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности)

Но в ч.3 ст.40 212-ФЗ говорится: привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

Нарушение сроков представления отчетности не является длящимся правонарушением. Поэтому согласно п.1 ст. 4.5 КОАП Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Налицо наличие двух различных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Какой срок давности должен в подобном случае применяться?

Увеличение срока давности до трех лет в 212-ФЗ не соответствует порядку привлечения к административной ответственности по КОАП. Суммы штрафов могут отличаться, а порядок привлечения должен быть одним. А все сомнения должны трактоваться в пользу кого?

Почему, на мой взгляд, должен применяться КОАП? Нарушение сроков представления РСВ-1 - это административное правонарушение. Согласно ст. 1.1 КОАП Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Если эту статью буквально трактовать, то привлечение административной ответственности за данное нарушение может быть осуществлено только на основании КОАП или законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. 212-ФЗ является федеральным законом, следовательно по этому закону привлечение к административной ответственности производиться не должно.

В теории права правонарушения по характеру делятся на уголовные, административные, гражданские и дисциплинарные. И ответственность на уголовную, административную и т.д.
Тут вопрос терминологии: если признать, что ответственность за нарушение 212-ФЗ (или НК) является административной, то, согласно ст.1.1 и п.1 ст.2.1 КОАП, порядок привлечения и размер ответственности регулируются КОАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 5 Федерального закона «О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» № 196-ФЗ от 30.12.2001 г. установлено: «Прекратить с 1 июля 2002 года находящиеся в производстве уполномоченных судей, органов, должностных лиц дела об административных правонарушениях, признанных административными правонарушениями в соответствии с законами РСФСР, законами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президиума Верховного Совета РСФСР, указами Президиума Верховного Совета Российской Федерации и не признающихся административными правонарушениями в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».
Исходя из содержания Главы 15 КоАП РФ, в частности статьи 15.4 КоАП РФ, ответственность предпринимателей в сфере отношений с государственными внебюджетными фондами, в том числе с Пенсионным фондом РФ по поводу взносов на обязательное пенсионное страхование, регулируется административным законодательством.
Соответственно, согласно статье 2.10 КоАП РФ, в настоящее время ответственность за непредоставление (несвоевременное предоставление) в органы Пенсионного фонда РФ сведений может быть установлено только Кодексом РФ об административной ответственности

Но если допустить, что эти правонарушения не являются административными, а, например, пенсионными или налоговыми, т.е. установленными федеральным законом, тогда ситуация меняется.

Отчетность Сзв-М за апрель,май,июнь,июль сдали 08.09.2016.Через сбис первый акт о штрафе пришел 07.11.16,второй 25.11.16,третий и четвертый 29.11.16.По первым двум вынесено решение о взыскани,списали со счета.

Есть ли какие то установленные сроки привлечения к ответственности.

Есть ли сроки давности

Ответы юристов ( 2 )


2.2. Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 — 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованно

КоАП РФ, Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, об организации и о проведении азартных игр, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг,страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, .

либо предоставления заведомо недостоверной информации) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения,

Но Вы можете обратиться в суд по месту нахождения ПФР с исковом заявлением о признании недействительным решения о привлечении к Ад.Ответственности и требовать снизить штраф, указывая смягчаюшие обстоятельства.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П

5. Таким образом, подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 — 3) и 55 (части 2 и 3).

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Срок давности привлечения к ответственности за нарушение пенсионного законодательства

    Ситуация: пенсионный фонд хочет оштрафовать ИП за несвоевременно предоставленный расчет РСВ-1 за 2011г.(фактически представлен в октябре 2012г). Вопрос: пропущен или нет срок давности привлечения к ответственности?

    Согласно статьи 45 212-ФЗ Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности)

    Но в ч.3 ст.40 212-ФЗ говорится: привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

    Нарушение сроков представления отчетности не является длящимся правонарушением. Поэтому согласно п.1 ст. 4.5 КОАП Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

    Налицо наличие двух различных сроков давности привлечения к административной ответственности.
    Какой срок давности должен в подобном случае применяться?

    Увеличение срока давности до трех лет в 212-ФЗ не соответствует порядку привлечения к административной ответственности по КОАП. Суммы штрафов могут отличаться, а порядок привлечения должен быть одним. А все сомнения должны трактоваться в пользу кого?

    Почему, на мой взгляд, должен применяться КОАП? Нарушение сроков представления РСВ-1 - это административное правонарушение. Согласно ст. 1.1 КОАП Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Если эту статью буквально трактовать, то привлечение административной ответственности за данное нарушение может быть осуществлено только на основании КОАП или законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. 212-ФЗ является федеральным законом, следовательно по этому закону привлечение к административной ответственности производиться не должно.

    zaq12, это просто штрафуют два раза - один раз за налоговое правонарушение (не сдали отчётность), второй раз - за административное. Т.к. административно уже всё - то вас и штрафуют только за налоговое!

    В теории права правонарушения по характеру делятся на уголовные, административные, гражданские и дисциплинарные. И ответственность на уголовную, административную и т.д.
    Тут вопрос терминологии: если признать, что ответственность за нарушение 212-ФЗ (или НК) является административной, то, согласно ст.1.1 и п.1 ст.2.1 КОАП, порядок привлечения и размер ответственности регулируются КОАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Статьей 5 Федерального закона «О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» № 196-ФЗ от 30.12.2001 г. установлено: «Прекратить с 1 июля 2002 года находящиеся в производстве уполномоченных судей, органов, должностных лиц дела об административных правонарушениях, признанных административными правонарушениями в соответствии с законами РСФСР, законами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президиума Верховного Совета РСФСР, указами Президиума Верховного Совета Российской Федерации и не признающихся административными правонарушениями в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».
    Исходя из содержания Главы 15 КоАП РФ, в частности статьи 15.4 КоАП РФ, ответственность предпринимателей в сфере отношений с государственными внебюджетными фондами, в том числе с Пенсионным фондом РФ по поводу взносов на обязательное пенсионное страхование, регулируется административным законодательством.
    Соответственно, согласно статье 2.10 КоАП РФ, в настоящее время ответственность за непредоставление (несвоевременное предоставление) в органы Пенсионного фонда РФ сведений может быть установлено только Кодексом РФ об административной ответственности

    Но если допустить, что эти правонарушения не являются административными, а, например, пенсионными или налоговыми, т.е. установленными федеральным законом, тогда ситуация меняется.

    ФЗ о страховых взносах, ст.45 давность 3 года, ст.46 ваша награда

    Автор: Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    С 1 апреля 2016 года страхователи обязаны ежемесячно представлять сведения о каждом работающем у них застрахованном лице по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п.

    Данная форма изначально подавалась в Пенсионный фонд, этот порядок не изменился и после передачи администрирования страховых взносов налоговым органам. Только начиная с 2017 года форма СЗВ-М представляется не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем.

    Хотя СЗВ-М достаточно простая – в ней нет никаких расчетов, не приводится никаких сумм, а заполняются лишь сведения о застрахованных лицах (Ф. И. О., СНИЛС и ИНН), – зачастую страхователи (юридические лица и индивидуальные предприниматели) по самым разным причинам не могут представить ее в установленные сроки в ПФР, что оборачивается для них штрафами на основании Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и КоАП РФ.

    Индивидуальные предприниматели посчитали, что они необоснованно привлекаются в данном случае к ответственности дважды, и обратились в Конституционный суд. На этот раз он поддержал индивидуальных предпринимателей и признал незаконной ответственность, накладываемую на них в соответствии с КоАП РФ. Подробности – в нашем материале.

    Нормы Федерального закона № 27-ФЗ и КоАП РФ

    Федеральный закон № 27-ФЗ закрепляет правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании.

    Федеральный закон № 27-ФЗ определяет в качестве страхователей в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием на работу по трудовому договору, а также заключающих договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.

    Для всех страхователей установлена обязанность представлять обозначенные в п. 2 – 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы ПФР, а сведения, предусмотренные п. 2.3 той же статьи (расчет по страховым взносам), – в налоговые органы (п. 1 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ).

    Пункт 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ помимо конкретного перечня сведений, подлежащих представлению страхователем в уполномоченный орган, закрепляет порядок исполнения названной обязанности: ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

    Предусмотрена ст. 17 Федеральным законом № 27-ФЗ и возможность привлечения страхователя к публичной ответственности за непредставление им в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений – в виде финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

    Кроме этого, ст. 15.33.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством РФ о таком учете срок либо отказ от представления в органы ПФР оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для такого учета, а равно их представление в неполном объеме или в искаженном виде. В этих случаях налагается административный штраф в размере от 300 до 500 руб.

    О привлечении к ответственности в рассматриваемых случаях в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ и КоАП РФ сказано и в п. 40, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н.

    О сроке давности

    Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению вопроса о привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя в случае несоблюдения сроков представления формы СЗВ-М, остановимся на сроке давности привлечения к данной ответственности.

    Что касается ответственности страхователя по ст. 17 Федеральным законом № 27-ФЗ, в этом случае срок давности установлен той же нормой: страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган ПФР узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности). Соответственно, индивидуальный предприниматель, в том числе бывший, может быть привлечен к ответственности в качестве страхователя в течение трех лет со дня истечения срока представления формы СЗВ-М.

    Вопрос срока давности привлечения к ответственности должностного лица по ст. 15.33.2 КоАП РФ был предметом судебных споров, и должностные лица пытались оспорить вынесенные в отношении них постановления о привлечении к административной ответственности на основании пропуска сроков давности. Они считали, что срок давности в данном случае равен трем месяцам. Отметим, что отдельные судьи также придерживались представленной позиции (Постановление Архангельского областного суда от 05.07.2017 по делу № 4а-275).Но этот вывод не соответствует действующему законодательству.

    В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушения страхового законодательства РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за нарушение установленного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ срока представления в ПФР сведений о зарегистрированных лицах по форме СЗВ-М составляет один год со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (постановления суда Еврейской автономной области от 10.10.2017 по делу № 4-А-78/2017, Пермского краевого суда от 21.09.2018 по делу № 44а-1305/2018).

    Например, при нарушении срока представления формы СЗВ-М за декабрь 2017 года срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности начинает исчисляться с 16 января 2018 года и истекает 15 января 2019 года, поскольку последним днем представления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период – декабрь 2017 года является 15 января 2018 года.

    Попытка № 1

    Из приведенных норм действующего законодательства следует, что индивидуальный предприниматель, нарушивший сроки представления формы СЗВ-М, привлекается к ответственности по двум основаниям:

    в качестве страхователя – на основании ст. 17 Федеральным законом № 27-ФЗ;

    в качестве должностного лица – на основании ст. 15.33.2 КоАП РФ.

    Индивидуальные предприниматели были не согласны с этим подходом: по их мнению, такое положение создает угрозу привлечения гражданина к ответственности дважды за одно и то же правонарушение. Индивидуальный предприниматель, которому было отказано в признании незаконным решения территориального управления ПФР о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, предпринял попытку оспорить конституционность положения ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ (Определение КС РФ от 17.07.2018 № 1712-О).

    Но эта попытка не увенчалась успехом, и Конституционный суд указал, что оспариваемое законоположение согласуется с конституционными принципами и требованиями публичной ответственности.

    Что же касается вопроса о наличии угрозы привлечения лица к ответственности дважды за одно и то же правонарушение, по мнению суда, представленные ИП судебные акты не подтверждают того, что соответствующее обстоятельство имело место в деле. В связи с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.

    Попытка № 2

    Не прошло и года, как индивидуальный предприниматель (другой гражданин) предпринял новую попытку устранить практику привлечения индивидуальных предпринимателей в рассматриваемом случае за одно и то же нарушение дважды. Только теперь проверке конституционности подверглась ст. 15.33.2 КоАП РФ и были учтены ошибки, сделанные в первый раз. И Конституционный суд услышал индивидуального предпринимателя и вынес решение в его пользу (Постановление от 04.02.2019 № 8-П).

    Обстоятельства дела.

    Гражданка – индивидуальный предприниматель представила сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года в полном объеме в ноябре 2017 года. Решением Управления ПФР она была привлечена к ответственности по ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ: ей было назначено предусмотренное этой нормой безальтернативное наказание в виде штрафа в размере 500 руб.

    Те же фактические обстоятельства нашли отражение в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, который составлен 21 февраля 2018 года должностным лицом Управления ПФР. Постановлением мирового судьи судебного участка, оставленным без изменения Решением судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.06.2018, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 руб. В ходе судебного разбирательства индивидуальный предприниматель ссылалась на недопустимость ее привлечения к административной ответственности, поскольку ранее она уже была подвергнута наказанию за несвоевременное представление тех же сведений за тот же период. Суды, однако, не согласились с этим доводом, указав, что она привлечена к ответственности по Федеральному закону № 27-ФЗ как страхователь, а по ст. 15.33.2 КоАП РФ подлежит наказанию как должностное лицо, ответственное за свое предприятие и наемных работников. В связи с этим, по мнению судов, нельзя говорить о наличии двойной ответственности за содеянное.

    Аргументы КС РФ.

    Конституционный суд рассматривал ст. 15.33.2 КоАП РФ, исходя из следующих обстоятельств: к административной ответственности привлекается индивидуальный предприниматель, который ранее уже был привлечен к ответственности по ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СВЗ-М в органы ПФР за тот же отчетный период.

    К сведению: Конституционный суд вспомнил один из общих принципов, которые имеют универсальное значение и по своей сути относятся к основам конституционного правопорядка, а именно правило non bis in idem (в переводе с латыни – «не дважды за одно и то же»).

    КС РФ также отметил, что оспариваемое законоположение применяется к индивидуальному предпринимателю, который выступает страхователем в отношении наемных работников и одновременно – по общему правилу, предусмотренному примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, – несет административную ответственность как должностное лицо, если НК РФ не установлено иное.

    Были отмечены следующие особенности ст. 15.33.2 КоАП РФ:

    данная норма предусматривает ответственность только для должностных лиц;

    указанная норма применяется вне зависимости от того, привлекалось ли к административной ответственности соответствующее юридическое лицо;

    каких-либо критериев, позволяющих разделить понятия «страхователь» и «должностное лицо» для целей привлечения к ответственности по данной статье, не установлено;

    КоАП РФ не определяет конкретно страхователя в качестве самостоятельного субъекта административной ответственности.

    На основании рассматриваемых норм Конституционный суд сделал вывод о том, что если публично-правовую обязанность представить сведения для индивидуального (персонифицированного) учета должным образом не выполнит юридическое лицо, имеется возможность привлечь к ответственности как само виновное юридическое лицо, являющееся в этом случае страхователем, по ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, так и виновное должностное лицо – по ст. 15.33.2 КоАП РФ.

    Однако, если такая обязанность не исполнена индивидуальным предпринимателем, становится возможным истолкование, предполагающее, что для целей привлечения к публичной ответственности «страхователь» (понятие, используемое для целей Федерального закона № 27-ФЗ) и «должностное лицо» (термин, применяемый для целей КоАП РФ) фактически совпадают в одном лице (субъекте правонарушения).

    Согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Вместе с тем каких-либо специальных исключений в том, что касается привлечения к ответственности за совершение индивидуальным предпринимателем правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, не сделано.

    Было отмечено: как свидетельствует правоприменительная практика, в том числе материалы рассматриваемого дела, не исключается привлечение к административной ответственности, установленной ст. 15.33.2 КоАП РФ, индивидуального предпринимателя, ранее уже привлеченного к ответственности по ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ за несвоевременное или неполное (недостоверное) представление сведений по форме СВЗ-М за тот же отчетный период, а равно и наоборот. И это несмотря на то, что объективную сторону обоих составов правонарушений составляет одно деяние, совершенное при одних и тех же фактических обстоятельствах.

    Решение КС РФ.

    Статья 15.33.2 КоАП РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет привлекать к административной ответственности как должностных лиц граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ранее привлеченных в связи с теми же обстоятельствами за то же правонарушающее деяние к ответственности, установленной ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

    Правоприменительные решения по делу этого индивидуального предпринимателя, принятые на основании ст. 15.33.2 КоАП РФ, подлежат пересмотру в установленном порядке.

    Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование привлечения к административной ответственности за нарушение установленных законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы ПФР, с тем чтобы обеспечивались соразмерность и пропорциональность такой ответственности конкретному правонарушению.

    Устранено еще одно несовершенство действующего законодательства: теперь индивидуальных предпринимателей не будут привлекать к ответственности в качестве должностных лиц, если они нарушат порядок представления сведений по форме СЗВ-М в ПФР. Отличительной чертой института индивидуального предпринимателя и является то, что он один во всех лицах: в рассматриваемом случае он и страхователь, и должностное лицо.

    В данном случае интересно другое: ст. 15.33.2 введена в КоАП РФ с 1 января 2017 года одновременно с передачей администрирования страховых взносов налоговым органам. Соответственно, разработчики данных новшеств должны были проанализировать последствия практического применения принимаемых новых норм в комплексе. Но этого сделано не было, так что ошибки приходится исправлять в данном случае самим индивидуальным предпринимателям. Теперь законодатель должен будет внести соответствующие поправки в КоАП РФ.

    В заключение напомним, что в отношении индивидуальных предпринимателей по-прежнему действует ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, и по ней за нарушение порядка представления в ПФР сведений по форме СЗВ-М они будут привлечены к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

    Как рассчитывается срок исковой давности по страховым взносам в ПФР и ФСС, правильно (без ошибок) начисленным, но не уплаченным компаний в связи с отсутствием денежных средств и имущества?

    Законом N 212-ФЗ не установлен общий срок давности выявления недоимки по страховым взносам.

    В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

    Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" ст. 196 ГК РФ с 01.09.2013 изложена в новой редакции. Пункт 1 данной статьи предусматривает, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ, п. 2 данной статьи закрепляет, что срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен.

    Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

    В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

    Пунктом 16 ст. 2 Закона N 212-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о страховых взносах - Закон N 212-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

    Законодательством не предусмотрена возможность применения ст. 196 ГК РФ при определении предельного срока взыскания органом контроля (за исчислением и уплатой страховых взносов) страховых взносов и пеней.

    Таким образом, трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ) при определении предельного срока взыскания с организации - плательщика страховых взносов органом контроля (за исчислением и уплатой страховых взносов) страховых взносов и пеней не применяется.

    Кроме этого, стоит учитывать следующее. В Письме от 14.01.2013 N 03-02-07/1-5 Минфин России сообщил, что Налоговым кодексом РФ не установлен общий срок давности выявления недоимки.

    По аналогии можно утверждать, что Законом N 212-ФЗ также не установлен общий срок давности выявления недоимки по страховым взносам. Статья 45 Закона N 212-ФЗ устанавливает только срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения, то есть недоимки по страховым взносам и пеней по ним не затрагивает.

    При этом ч. 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ установлено, что решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

    На основании ч. 3 ст. 20 Закона N 212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

    Частью 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 данной статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

    Как отмечено в ч. 3 ст. 22 Закона N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

    Какие-либо предельные сроки на выявление недоимки по страховым взносам ч. 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ, а равно иные положения данного Закона не устанавливают.

    При этом ч. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ установлено, что в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.


    В кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрены сроки давности, с наступлением которых привлечение к административной ответственности становиться невозможным. Установленные законодателем в КоАП сроки давности привлечения к административной ответственности зависят от вида и характера административного правонарушения, они поставлены в зависимость от вида административного наказания и налагаются как на физических, так и на юридических лиц.

    Что такое административное правонарушение?

    Кодекс об административных правонарушениях устанавливает правонарушение, как противоречащее закону действие, совершенное юридическим или физическим лицом. При этом правонарушением признается не только уже совершенное действие, но признающееся, как общественно опасное его отсутствие.

    Административное правонарушение является наказуемым и отличается от преступления степенью его общественной опасности. КоАП и законы субъектов РФ регламентируют административную ответственность за совершение противоправных действий, которыми принято считать:

      нарушения в сфере транспортных перевозок, посягательства на права и здоровье граждан, несоблюдение правил охраны окружающей среды и т.д.

    К административным наказаниям относятся:

      штрафы, административный арест, общественные работы и т.д.

    Кроме определенного судом наказания, виновный в совершении административного правонарушения обязан возместить причиненный ущерб или исполнить невыполненные обязательства, которые стали основанием для вынесения наказания.

    Что такое исковая давность?

    Гражданский кодекс определяет исковую давность, как срок, установленный судом для защиты законных прав и интересов лица, чьи права были нарушены. На практике исковая давность заставляет участников гражданско-правовых отношений своевременно предъявлять требования о защите своих законных прав и интересов в случаях их нарушений. Так как лицо, чьи права были нарушены, лишается судебной защиты по истечении срока давности.

    С какого момента исчисляется срок давности административного правонарушения?

    Срок привлечения административным органом к ответственности за нарушение считают в зависимости от конкретного состава:

      с момента незаконного действия или бездействия; с момента обнаружения административным органом факта незаконного действия или бездействия.

    Сроки исковой давности по административным нарушениям

    Законодательство определяет свои сроки давности для каждой законодательной отрасли и регламентирует их конкретным законодательным документом. Сроки исковой давности по гражданским делам определены статьями 195-208 ГК РФ, а сроки исковой давности по административным правонарушениям установлены в статьях 4.5-4.6 КоАП РФ.

    Следует отметить, что по отношению к административным нарушениям применимо понятие давности привлечения к административной ответственности. Законодательство определяет следующую давность привлечения виновного в правонарушении лица к административной ответственности:

      Постановления по делам об административном правонарушении могут быть вынесены только по истечении 2-х месяцев (по делам, рассматриваемым судом, определен срок - 3 месяца) с момента совершения правонарушения. Постановления по делам о нарушении законодательства РФ (о защите детей, авторском праве, об охране окружающей среды, пожарной безопасности и другие) выносятся по истечении срока давности – 1 год с момента совершения правонарушения. В случае совершения административного правонарушения, повлекшего наказание в виде дисквалификации, виновный может быть привлечен к ответственности не позднее 1 года с момента совершения противоправного деяния, при длящемся правонарушении – не позднее 1 года с момента его выявления. За нарушение Таможенного законодательства РФ и ряд других правонарушений виновное в совершении противоправного действия лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение 2-х лет, нарушение закона о противодействии коррупции и ряд других правонарушений предполагает срок исковой давности – 6 лет. При обнаружении нарушения закона об использовании запрещенных препаратов исковая давность дела начинается со дня подтверждения факта применения запрещенного препарата Общероссийской Антидопинговой Организацией. Отказ в возбуждении уголовного дела либо его прекращение при обнаружении признаков административного нарушения предполагает начало исчисления срока исковой давности с момента принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.

    При неисполнении этого обязательства дело об административном правонарушении передается в суд или судебным приставам, что влечет за собой увеличение суммы штрафа, исполнение обязательных работ на срок до 50 часов, административный арест на срок до 15 суток.

    До передачи в суд споры по административным правонарушениям имеют возможность досудебного урегулирования. Кроме того, в случае удовлетворения ходатайства виновного лица о рассмотрении дела по месту его жительства, исковая давность по этому административному делу может быть приостановлена.

    Приостановление дела начинается с момента удовлетворения представленного ходатайства, срок действия устанавливается до дня поступления материалов уполномоченному лицу или судье по месту жительства лица, совершившего правонарушение.

    Особые определения сроков давности по административным делам

    Для отдельных сфер законодательством предусмотрены особые сроки давности административных правонарушений:

    Срок давности административного нарушения 1 год:

    1. Законодательство:

      об экспортном контроле; внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе; исключительной экономической зоне РФ; геодезии и картографии; наименованиях географических объектов; энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; охране здоровья граждан; защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию; безопасности дорожного движения (в части правонарушений по ст. 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП); авторском праве и смежных правах; товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров; использовании атомной энергии; налогах и сборах; защите прав потребителей; потребительском кредите (займе); кредитных историях; государственном регулировании цен (тарифов); естественных монополиях; основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; рекламе; электроэнергетике; теплоснабжении; газоснабжении; лотереях; физической культуре и спорте (в части, которая касается нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях); государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, которая касается нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр); выборах и референдумах; участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; организации и проведении азартных игр; противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; акционерных обществах; обществах с ограниченной ответственностью; рынке ценных бумаг; клиринговой деятельности; организованных торгах; инвестиционных фондах; негосударственных пенсионных фондах; кредитной кооперации; сельскохозяйственной кооперации; микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях; ломбардах; противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; национальной платежной системе; открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов; заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части правонарушений по ст. 15.39 КоАП); контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части правонарушений по ст. 7.29–7.32, 7.32.5, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП); организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках; основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; пожарной безопасности; промышленной безопасности; безопасности гидротехнических сооружений; градостроительной деятельности; техническом регулировании; собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях; применении контрольно-кассовой техники; охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; исполнительном производстве; иностранных инвестициях на территории РФ; государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
    1. Патентное, антимонопольное, страховое законодательство
    2. Законодательство в области:
      охраны окружающей среды и природопользования; санитарно-эпидемиологического благополучия населения; организации и проведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; охраны собственности (в части правонарушений по ст. 7.3, 7.5 КоАП); водоснабжения и водоотведения; государственного оборонного заказа (в части правонарушений по ст. 7.32.1, ч. 1, 2 и 2.1 ст. 14.55, ст. 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, ч. 7.1 ст. 19.5, ч. 2 ст. 19.7.2 КоАП); закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части правонарушений по ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП).
    1. Трудовое законодательство, иммиграционные правила, правила пребывания (проживания) в России иностранных граждан и лиц без гражданства, правила привлечения к трудовой деятельности в России иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).
    2. Нарушения процедуры обязательных торгов (в части правонарушений по ст. 7.32.4 КоАП) или порядка деятельности некоммерческой организации, которая выполняет функции иностранного агента.
    3. Нарушения против порядка управления, если:
      не предоставить, исказить или несвоевременно предоставить в антимонопольный орган по требованию информацию для расчета штрафа; не представить, исказить или несвоевременно представить в таможенный орган статистические формы учета перемещения товаров; не предоставить, предоставить ложную или не полную информацию в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах. Субъект ответственности – демонстратор, который платно показывает фильмы в кинозале.

    Срок давности административного нарушения 2 года:

    1. Таможенное законодательство Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательство России о таможенном деле.
    2. Бюджетное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.
    3. Правонарушения по статьям 5.35.1 и 6.1.1 КоАП (побои и неуплата алиментов).
    4. Валютное законодательство и акты органов валютного регулирования.
    5. Законодательство о бухгалтерском учете.

    Срок давности административного нарушения 3 года:

    1. Законодательство:

      о политических партиях (в части правонарушений по ст. 5.64–5.68 КоАП); несостоятельности (банкротстве).

    Срок давности административного нарушения 6 лет:

    1. Законодательство:

      о противодействии терроризму (в части правонарушения по ст. 15.27.1 КоАП); противодействии коррупции.


    Юрист с опытом судебных разбирательств гражданского, трудового и уголовного права.

    ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ — ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

    ДАВАЙТЕ ПРОДОЛЖИМ ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    По любым возникшим вопросам, связанным с правовой стороной темы статьи, воспользуйтесь квалифицированной помощью дежурного юриста онлайн. Даже самые трудные вопросы не останутся без ответа.

    Здесь можно получить бесплатную юридическую консультацию никуда не выезжая и без записи на прием. Во время нее опытный и квалифицированный юрист в доступной форме разъяснит все тонкости и нюансы правовых вопросов российского законодательства. Вся информация конфиденциальна и сведения не подлежат разглашению. Если ваш вопрос очень срочный, позвоните по телефону горячей линии прямо сейчас.

      Опишите свою ситуацию, можно вкратце, и нажмите кнопку "Задать вопрос". На следующем шаге укажите Ваше Имя, Телефон и Регион, в котором вы находитесь. Нажмите "Готово", чтобы передать свой вопрос нашим специалистам. Опытный юрист бесплатно изучит Вашу ситуацию, подготовит решение и перезвонит вам через несколько минут.


    Основные сроки исковой давности по договорам


    Давность привлечения к административной ответственности: статья 4.5. КоАП РФ


    Срок давности взыскания недоимки


    Претензия по договору подряда: правила составления и образец


    Максимальный срок действия доверенности по ГК РФ


    Доверенность на право подписи документов: бланк и образец


    Виды доверенностей: генеральная, специальная, разовая

    4 комментария к “КоАП Сроки давности привлечения к административной ответственности”

    Доброго дня! Может кто-то подсказать: кто будет привлечен к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства?

    Добрый день! К административной ответственности может быть привлечено как должностное, так и юридическое лицо. При привлечении к административной ответственности должностного лица следует убедиться, что именно привлекаемое должностное лицо несет ответственность за совершенное правонарушение. С этой целью необходимо ознакомиться как с уставом учреждения, так и с должностными инструкциями привлекаемого лица, а также с положениями его трудового договора. Например, устанавливая лицо, виновное в не целевом использовании средств, нужно помнить, что у главного бухгалтера учреждения отсутствует единоличная возможность распоряжения бюджетными средствами, поэтому привлекать его к административной ответственности за не целевое использование средств неправомерно.

    Здравствуйте! Было рассмотрено дело об административном правонарушении. Вынесенное решение было обжаловано о по решению суда оно было направлено на повторное рассмотрение. Будет ли нарушен срок привлечения к административной ответственности?

    Добрый день! Согласно абзацу 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока. По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

    Читайте также: