Ст 51 закона респ беларусь о пенсионном обеспечении

В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь согласно законодательству о государственном социальном страховании. При этом, если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов.

В стаж работы засчитываются также периоды:

а) военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках и органах пограничной службы Республики Беларусь, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также службы в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР;

б) получения пособия по временной нетрудоспособности лицами, подлежащими государственному социальному страхованию;

в) отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности;

г) ухода за ребенком в возрасте до 18 лет, зараженным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;

д) ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом. При этом под трудоспособным лицом понимается лицо, достигшее 16 лет, но не старше возраста, установленного статьей 11 настоящего Закона, неработающее, не занимающееся предпринимательской деятельностью, не обучающееся в учреждениях образования в дневной форме получения образования, не получающее пенсию, пособие по безработице, ежемесячную страховую выплату или ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством;

е) нахождения на инвалидности I и II группы, связанной с исполнением обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

ж) получения в дневной форме получения образования профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) по направлению районных (городских) управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите, комитета по труду, занятости и социальной защите

Минского городского исполнительного комитета, прохождения подготовки в клинической ординатуре;

з) получения пособия по безработице, но не более шести месяцев в общей сложности;

и) пребывания в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

к) содержания под стражей, отбывания наказания в виде ареста, лишения свободы и ссылки в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности и последующей реабилитации;

л) пребывания на спецпоселении граждан, достигших 12-летнего возраста, необоснованно высланных в период репрессий за пределы республики в административном порядке и впоследствии реабилитированных;

м) получения ежемесячного государственного пособия лицами в связи с временным отстранением их от должности по требованию органа, ведущего уголовный процесс, уголовное преследование против которых прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 8–10 части 1 статьи 29 и частью 2 статьи 250 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, либо которые оправданы судом.

Периоды, указанные в пунктах «в»–«д» части второй настоящей статьи, засчитываются в стаж работы одному из родителей или трудоспособных лиц, осуществлявших уход.

Периоды, указанные в настоящей статье, имевшие место после достижения пенсионером возраста, установленного статьей 11 настоящего Закона, а также после назначения пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет, засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал пенсию за эти периоды.


Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.



Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году

Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.


– Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.



Страховой стаж нужно «оплачивать»

В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.



Включается ли в страховой стаж советский стаж

– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.

Какие виды пенсий существуют

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.



– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Как определяется размер пенсии

Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.

В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.



– Среди последних изменений – нормы указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.

Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.



При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.



Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Если нет документов о зарплате

– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых

Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.

Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.



Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

Куда обращаться за назначением пенсии

Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании. При этом, если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов.

В стаж работы засчитываются также периоды:

а) военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках и органах пограничной службы Республики Беларусь, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также службы в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР;

б) получения пособия по временной нетрудоспособности лицами, подлежащими государственному социальному страхованию;

в) отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности;

г) ухода за ребенком в возрасте до 18 лет, зараженным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;

д) ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом. При этом под трудоспособным лицом понимается лицо, достигшее 16 лет, но не старше возраста, дающего право на социальную пенсию (мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет), неработающее, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не обучающееся в учреждениях образования в дневной форме получения образования, не получающее пенсию, в том числе из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, пособие по безработице, ежемесячную страховую выплату или ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством;

е) нахождения на инвалидности I и II группы, связанной с исполнением обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

ж) получения в дневной форме получения образования профессионально- технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) по направлению управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, комитета по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, прохождения подготовки в клинической ординатуре;

з) получения пособия по безработице, но не более шести месяцев в общей сложности;

и) пребывания в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

к) содержания под стражей, отбывания наказания в виде ареста, лишения свободы и ссылки в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности и последующей реабилитации;

л) пребывания на спецпоселении граждан, достигших 12-летнего возраста, необоснованно высланных в период репрессий за пределы республики в административном порядке и впоследствии реабилитированных;

м) получения ежемесячного государственного пособия лицами в связи с временным отстранением их от должности по требованию органа, ведущего уголовный процесс, уголовное преследование против которых прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 8–10 части 1 статьи 29 и частью 2 статьи 250 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, либо которые оправданы судом;

н) альтернативной службы.

Периоды, указанные в пунктах «в»–«д» части второй настоящей статьи, засчитываются в стаж работы одному из родителей или трудоспособных лиц, осуществлявших уход.

Периоды, указанные в настоящей статье, имевшие место после достижения пенсионером общеустановленного пенсионного возраста, а также после назначения пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет, засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал государственную пенсию за эти периоды.



Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего — председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части восьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей
в порядке реализации права на внесение Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложений о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений
с участием представителей:
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь — Королевой В.В., заместителя министра труда и социальной защиты Республики Беларусь, Яшковой Л.М., заместителя начальника главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
Министерства юстиции Республики Беларусь — Козыревой Е.И., заместителя начальника управления правового регулирования социальной деятельности государства главного управления нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства Министерства юстиции Республики Беларусь,
рассмотрел в судебном заседании обращение Министерства юстиции по вопросу о возможности зачета в стаж работы периода ухода за инвалидом I группы, престарелым, достигшим 80-летнего возраста, осуществляемого лицом, ограниченным в трудоспособности.
Проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция), Закона Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении” (далее — Закон о пенсионном обеспечении) и иных законодательных актов Республики Беларусь, а также изложенных письменно мнений заинтересованных государственных органов и других организаций, Конституционный Суд Республики Беларусь установил следующее.
1. В государственные органы обращаются граждане по вопросу зачета в стаж работы периода ухода за инвалидами I группы, престарелыми. Так, из обращения гражданки Левыкиной Л.И. в Министерство юстиции усматривается, что она длительное время (с 22 сентября 1999 г. по 8 ноября 2010 г.) осуществляла уход за своими престарелыми родителями, инвалидами I группы. Решением комиссии по назначению пенсий администрации Советского района г. Минска ей отказано в зачете периода такого ухода в трудовой стаж, поскольку в соответствии с пунктом “д” части второй статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении в стаж работы засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом, а гражданка Левыкина Л.И. сама является инвалидом II группы, ограниченным в трудоспособности.
Допустимость зачета периода ухода в стаж работы только в отношении трудоспособных лиц была установлена Законом Республики Беларусь от 19 июля 2006 года “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения”, вступившим в силу с 1 августа 2006 г.
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь считает, что поскольку в Законе о пенсионном обеспечении термин “трудоспособное лицо” не раскрывается, то при определении указанного термина для применения пункта “д” части второй статьи 51 этого Закона могут быть использованы иные нормы данного Закона. Это, в частности, нормы, содержащиеся в части третьей статьи 35 того же Закона, согласно которым нетрудоспособными членами семьи, имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца, считаются отец, мать (усыновители), супруги, если они достигли пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) либо являются инвалидами.
На этом основании Министерство труда и социальной защиты считает, что при применении пункта “д” части второй статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении к трудоспособным лицам следует относить лиц трудоспособного возраста (мужчин — от 16 до 60 лет, женщин — от 16 до 55 лет), не являющихся инвалидами.
Мнения государственных органов и иных организаций свидетельствуют об отсутствии единообразного понимания ими законодательных положений, что предопределяет и отсутствие единообразных подходов к их применению. Так, если Министерство юстиции, Министерство здравоохранения Республики Беларусь полагают, что ограниченно трудоспособные лица вместо осуществления трудовой деятельности в соответствии с заключением об условиях и характере труда могут выполнять функции по уходу за инвалидами, престарелыми и на основании пункта “д” части второй статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении им может быть произведен перерасчет трудового стажа, то Министерство труда и социальной защиты не находит оснований для зачета такого периода в стаж работы, в частности гражданки Левыкиной Л.И., признавая ее нетрудоспособной по причине инвалидности.
2. Оценивая достаточность и полноту законодательного механизма реализации пункта “д” части второй статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении, Конституционный Суд исходит из следующего.
Республика Беларусь является социальным правовым государством (часть первая статьи 1 Конституции), одна из целей которого —достижение социальной стабильности через осуществление прав и свобод каждого человека и гарантированности их обеспечения.
Согласно частям первой и второй статьи 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.
Основным Законом государства гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека; государство создает условия для полной занятости населения; лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (части первая и вторая статьи 41, часть первая статьи 42).
Гражданам Республики Беларусь гарантируется также право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов (статья 47 Конституции).
Реализация приведенных конституционных норм обеспечивает сбалансированный подход государства к решению вопроса об обеспечении достойного уровня жизни: государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, при том что первичны активность самого гражданина, его готовность и способность к самовыражению и самоутверждению, в том числе путем реализации права на труд во всех возможных формах и проявлениях. Задача государства в данном случае — обеспечить такие экономические, организационные, правовые условия, которые способствовали бы реализации гарантированных Конституцией прав, всемерному развитию личности, ее потенциала. В то же время отдельным категориям граждан социальное государство обязано оказывать помощь и поддержку исходя из своих финансово-экономических и материальных возможностей.
Указанное достигается не только посредством создания системы социального обеспечения, использования многообразных социальных регуляторов, включая систему занятости и трудоустройства населения, проведение реабилитационных мероприятий для инвалидов в целях максимально возможного вовлечения их в трудовую деятельность и др., но и путем обеспечения надлежащего правового регулирования отношений, позволяющих гражданину в полном объеме реализовать свои права, предусмотренные Конституцией.
3. Согласно пункту “д” части второй статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении в стаж работы, помимо других указанных в Законе периодов, засчитывается период ухода за инвалидом I группы или ребенком — инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом.
В соответствии с пенсионным законодательством право на получение пенсии по возрасту реализуется по достижении мужчинами 60 лет и женщинами — 55 лет. В данном случае законодатель обусловливает наличие права на пенсионное обеспечение возрастным критерием.
Вместе с тем законодатель не связывает возможность получения гражданами пенсии по возрасту по достижении ими общеустановленного пенсионного возраста с наличием или отсутствием у них трудоспособности. В статье 26 Закона о пенсионном обеспечении предусмотрено, что пенсия по возрасту назначается пожизненно независимо от состояния трудоспособности. Это подтверждается также другими актами законодательства, допускающими возможность осуществления трудовой функции работниками, уже достигшими пенсионного возраста, без ограничения его каким-либо предельным возрастом.
Реализация физическим лицом своей способности к труду зависит от различных факторов, в том числе возрастных, физических и иных. Одним из таких факторов, влияющих на возможность реализации физическим лицом своей способности к труду, является состояние здоровья во всех его проявлениях. Нарушение состояния здоровья может ограничить возможности лица в осуществлении им трудовой функции. В частности, согласно части третьей статьи 21 Закона Республики Беларусь “О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов” лицу, признанному инвалидом, в зависимости от степени выраженности расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности устанавливаются группа и причина инвалидности.
Однако установление инвалидности не всегда означает, что лицо утрачивает способность к труду, становится профессионально-непригодным.
В соответствии со статьей 5 Закона “О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов” государственная политика Республики Беларусь в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов выражается в создании правовых, экономических и социальных условий для охраны здоровья граждан, удовлетворения потребностей инвалидов в средствах реабилитации и реабилитационных мероприятиях и направлена в том числе на обеспечение гарантий прав инвалидов на медицинскую, профессиональную, трудовую и социальную реабилитацию.
Согласно статье 27 указанного Закона профессиональная реабилитация инвалидов направлена на обеспечение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и представляет собой полное или частичное возобновление сниженной или потерянной профессиональной трудоспособности посредством профессиональной ориентации, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации инвалидов.
Трудовая реабилитация инвалидов в силу положений статьи 31 названного Закона имеет целью создание условий труда инвалидов и осуществляется у нанимателей с обычными условиями труда, а также на специализированных рабочих местах, в специальных организациях, цехах и на участках.
Аналогичные приведенным законодательные подходы предусмотрены в Законе Республики Беларусь “О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь”, закрепляющем гарантии прав инвалидов в сфере трудовых отношений, а также Трудовом кодексе Республики Беларусь, в котором определяются особенности регулирования труда инвалидов (глава 21).
В статье 11 Закона Республики Беларусь “О занятости населения Республики Беларусь” предусмотрены дополнительные гарантии в области содействия занятости населения отдельным категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, в числе которых указаны инвалиды.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что достижение лицом общеустановленного пенсионного возраста или наличие инвалидности не может являться однозначным критерием отнесения граждан к нетрудоспособным лицам. Данный вывод подтверждается также нормой, содержащейся в части четвертой статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении, согласно которой периоды, указанные в данной статье, имевшие место после достижения пенсионером возраста, установленного статьей 11 этого Закона, а также после назначения пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет, засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал пенсию за такие периоды.
Избирательный подход при решении вопроса о зачете периода ухода в стаж работы в зависимости от трудоспособности (если лицо трудоспособное, то период ухода в стаж его работы засчитывается, а если оно достигло общеустановленного пенсионного возраста или является инвалидом, ограниченным в трудоспособности, — не засчитывается) противоречит фундаментальному принципу правового государства — принципу юридического равенства, закрепленному в статье 22 Конституции, в соответствии с которым все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов, а также принципу справедливости.
Кроме того, определяя порядок и условия реализации гарантированного Конституцией права граждан Республики Беларусь на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, законодатель в ряде случаев не связывает необходимость оказания социальной поддержки нуждающимся в социальной защите гражданам с наличием у них членов семьи, обязанных оказывать такую помощь. Конституционный Суд считает, в частности, что уход за инвалидами I группы, престарелыми является важнейшей социальной функцией, выполняемой в большинстве случаев членами семьи нуждающегося, другими его родственниками, но в осуществлении которой и государство принимает на себя определенную обязанность исходя из гуманной цели повышения качества жизни каждого своего гражданина.
4. Делая вывод о том, что при применении пункта “д” части второй статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении к трудоспособным лицам следует относить лиц трудоспособного возраста (мужчин — от 16 до 60 лет, женщин — от 16 до 55 лет), не являющихся инвалидами, Министерство труда и социальной защиты использует норму части третьей статьи 35 указанного Закона, регламентирующей вопросы пенсионного обеспечения в связи с потерей кормильца.
Тем самым, по мнению Министерства труда и социальной защиты, обеспечивается единообразный подход к решению вопросов пенсионного обеспечения, который в отношении инвалидов оправдан невозможностью четкого определения критериев оценки состояния их трудоспособности для целей осуществления надлежащего ухода (разграничение способных осуществлять уход и нуждающихся в уходе).
Конституционный Суд считает, что применение части третьей статьи 35 Закона о пенсионном обеспечении к отношениям, на которые распространяется действие пункта “д” части второй статьи 51 данного Закона, только на том основании, что эти отношения регулируются одним законом и что в том и в другом случае используется критерий трудоспособности при определении правомочного лица, является необоснованным. В первом случае под действие части третьей статьи 35 подпадают отношения, связанные с определением нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, состоявших на его иждивении, тогда как в части второй статьи 51 речь идет о периодах деятельности, засчитываемых в стаж работы трудоспособного лица, что позволяет сделать вывод об отсутствии сходности отношений.
Применение на практике к определению термина “трудоспособное лицо” в норме пункта “д” части второй статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении подходов, использованных в части третьей статьи 35 данного Закона, может приводить к фактическому нарушению прав лиц, достигших пенсионного возраста, а также инвалидов, осуществляющих уход за нуждающимися в этом, на том основании, что они не являются трудоспособными. Это свидетельствует о нарушении конституционных принципов юридического равенства, запрещения дискриминации по признаку возраста или инвалидности, лежащих в основе государственной социальной политики Республики Беларусь.
По мнению Конституционного Суда, устранение законодательного пробела в части определения термина “трудоспособное лицо” возможно путем определения указанного термина непосредственно в пункте “д” части второй статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении, что согласуется с принципом правовой определенности.
На основании изложенного, руководствуясь частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, статьями 22 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. В целях создания надлежащего правового механизма для реализации конституционных норм и принципов юридического равенства и недопущения дискриминации, социальной справедливости, гарантированности конституционных прав граждан на труд и социальное обеспечение, достижения правовой определенности признать необходимым устранить пробел в пункте “д” части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении” путем определения термина “трудоспособное лицо” для решения вопроса о зачете периода ухода за инвалидами I группы и другими указанными в данном пункте лицами в стаж работы.
2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь подготовить соответствующий проект закона и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

Председательствующий — председатель Конституционного Суда Республики Беларусь П.П.Миклашевич

27 сентября 2011 г., г. Минск
№ Р-626/2011

Читайте также: