Статья 13 конституции рф условия определяющие право на пенсию по службе

В сегодняшней статье поговорим о том, кто имеет право на военную пенсию за выслугу лет, какой ее размер, а также какие условия предусмотрены законом для ее назначения. Коснемся и других интересных моментов, связанных с этой темой.

Кто имеет право на военную пенсию за выслугу лет?

По закону правом на военную пенсию за выслугу лет обладают лица, которые имеют определенный срок выслуги на определенной службе (статьи 1,3,4,5 Закона от 12.02.1993 № 4468-1):

  • военной службе в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов или службе по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных силах России, органах погранслужбы, ФСБ, военной прокуратуре и других воинских формированиях России;
  • службе в органах внутренних дед России, бывшего СССР, государственной пожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках нацгвардии России.

Какие условия для назначения военной пенсии за выслугу лет?

Данные условия предусмотрены статьей 13 Закона от 12.02.1993
№ 4468-1. Для назначения военной пенсии необходимо соблюдение хотя бы одно из них:

1) на день увольнения со службы гражданин имеет не менее 20 лет выслуги на службе;

2) гражданин достиг 45-летнего возраста, имеет общий трудовой стаж не менее 25 лет, из которых не менее 12,5 лет составляет служба, и увольняется по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи со штатными мероприятиями.

В общий трудовой стаж включаются:

1) трудовой стаж, который исчисляется и подтверждается в порядке, установленном для назначения и перерасчета государственных пенсий до 01.01.2002;

2) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий с 01.01.2002 до 01.01.2015;

3) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий с 01.01.2015.

Те граждане, которые зачислены в военные профессиональные образовательные организации назначаются на воинские должности курсантов, слушателей, другие воинские должности и получают статус военнослужащих. При этом для назначения им пенсии за выслугу лет в срок военной службы засчитывается время обучения ( статья 35 Закона от 12.02.1993 № 4468-1).

Запомните, что учитывается служба в других странах граждан, которые на момент назначения пенсии проживают в России ( статья 4 Закона от 12.02.1993 № 4468-1).

Какие условия льготного исчисления периодов службы?

Определенные периоды службы засчитываются в выслугу лет в льготном порядке. К примеру, месяц службы засчитывается как за три (п.3 Порядка, утв. Постановлением Правительства России от 22.09.1993 № 941):

  • при службе в воинских частях, учреждениях, штабах, входящих в состав действующей армии, в советских партизанских отрядах в период боевых действий;
  • на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС - в период с 26 апреля 1986 по 31 декабря 1987 года.

Какой размер военной пенсии за выслугу лет?

Размер военной пенсии за выслугу лет зависит от срока выслуги. Для исчисления пенсии учитывается 73,68% (до 01.10.2019 - 72,23%) величины денежного довольствия лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет.

К примеру, лицам, имеющим выслугу 20 лет, размер пенсии составит 50% от указанной выше величины ( ст. ст. 14, 43 Закона N 4468-1; ч. 2 ст. 1 Закона от 11.12.2018 N 460-ФЗ; ч. 2 ст. 1 Закона от 05.12.2017 N 365-ФЗ;
ч. 2 ст. 1 Закона от 19.12.2016 N 430-ФЗ ).

Однако, пенсия за выслугу лет не может быть ниже расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии по старости (с 01.04.2019 - 5 283,84 руб. без учета районных коэффициентов) ( ст. 15, ч. 1 ст. 46 Закона N 4468-1; пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 18 Закона N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 15.03.2019 N 271; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 20.03.2018 N 302 ).

Знайте свои права и пользуйтесь ими! Всем счастья и здоровья!

Ставьте лайк, если статья оказалась полезной, и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!




Что такое пенсия

Условия назначения пенсии за выслугу лет

Этот вид пенсии, согласно федеральному законодательству, доступен следующим категориям:

  • федеральные государственные гражданские служащие;
  • военнослужащие;
  • граждане из числа космонавтов;
  • граждане из числа работников летно-испытательного состава.

- Этот вид пенсий каждой из указанной категорий может быть назначен при соблюдении определенных условий. О каждом из них следует говорить отдельно, - делится Ирина Рыжук.

Также соответствующие надбавки могут получить медики и педагоги.

Так, пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим назначается при соблюдении трех условий:

1. Наличие стажа государственной гражданской службы. Его продолжительность для назначения пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению к ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ":

  • в 2020 году - стаж для назначения пенсии за выслугу лет 17 лет;
  • в 2021 - 17 лет 6 месяцев;
  • 2022 - 18 лет;
  • 2023 - 18 лет 6 месяцев;
  • 2024 - 19 лет;
  • 2025 - 19 лет 6 месяцев;
  • 2026 и последующие годы - 20 лет.

2. Замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев;

3. Увольнение с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 ч. 1 ст. 33, п. п. 1, 8.2 и 8.3 ч. 1 ст. 37, п. п. 2 - 4 ч. 1 и п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

- Пенсия за выслугу лет федеральным гражданским служащим, как правило, устанавливается к страховой пенсии по старости и инвалидности и выплачивается одновременно с ней, - объясняет Рыжук. - Также граждане этой категории, расторгнувшие служебный контракт по своей инициативе, имеют право на подобную пенсию до приобретения права на страховую пенсию по старости или инвалидности при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия за выслугу лет военнослужащим полагается:

    людям, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, либо по контракту в качестве солдат, матросов сержантов и старшин ВС РФ, Объединенных ВС Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы РФ, во внутренних и в железнодорожных войсках, в Росгвардии РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах ФСБ и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах СК РФ, органах государственной охраны, других воинских формированиях РФ;

офицерам, прапорщикам и мичманам, проходившим военную службу в ВС, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и в железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР;

лицам, проходившим службу в органах внутренних дел РФ, бывшего СССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Росгвардии.

Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет:

  • увольнение с военной или иной указанной службы;
  • наличие ко дню увольнения выслуги 20 и более лет.

- Если требуемая полная выслуга на пенсию у военнослужащих отсутствует, то право на ее получение возникает только при увольнении со службы по достижении 45-летнего возраста и наличии общего трудового стажа в 25 лет и более, из которых не менее 12 с половиной лет составляет военная и иная, засчитываемая в специальный стаж, служба, - говорит юрист.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения определены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», далее Закон.

Указанным Законом предусмотрены три вида пенсии:

1, пенсия «за выслугу лет» (раздел 2 Закона);

2. пенсия «по инвалидности» (раздел 3 Закона);

3.пенсия «по случаю потери кормильца» (раздел 4 Закона).

Раздел 5 Закона «Исчисление пенсий».

Статьей 43 определено денежное довольствие для исчисления пенсий

Пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации:

оклад по воинской должности или должностной оклад (оклад по последней штатной должности – на момент увольнения),

оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию

(без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях)

и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

С 1 января 2014 года этот процент составляет 60,05,

1 октября 2014 года составит - 62,12.

Статья 44. Исчисление пенсий семьям пенсионеров

Семьям пенсионеров, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.

Статья 49. Пересмотр пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий

Пенсии подлежат пересмотру:

а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;

б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 Закона.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом, при увеличении социальной пенсии, подлежат пересмотру.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Раздел 2 Закона пенсия «за выслугу лет».

Статья 13. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с пунктом «а» статьи 13 право на пенсию за выслугу лет имеют сотрудники, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет определен Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом «б» статьи 13 право на пенсию за выслугу лет имеют сотрудники, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе; состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, служба в органах внутренних дел и других силовых структурах. Следует отметить, что в 12 лет шесть месяцев стажерский срок не входит, исчисление начинается с момента присвоения звания!

Статья 14. Размеры пенсии.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) сотрудникам, уволенным с выслугой 20 лет и более (п. «а» ст.13):

- за выслугу 20 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 указанного Закона; за каждый последующий «полный» год выслуги свыше 20 лет – 3 процента указанных сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) сотрудникам, уволенным по «общему трудовому стажу» (п. «б» ст.13):

- за общий трудовой стаж 25 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 указанного Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет – 1 процент указанных сумм денежного довольствия для исчисления пенсии.

Согласно статье 15 закона минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 100 процентов социальной пенсии (расчетный размер пенсии).

С 01 апреля 2014 года размер социальной пенсии составляет 4323,74 руб.

Раздел 3 Закона пенсия «по инвалидности».

Согласно статье 19 Закона право на пенсию по инвалидности имеют, сотрудники, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Статьей 22 установлены размеры пенсии по инвалидности:

а) инвалидам вследствие военной травмы 1 и 2 групп – 85 процентов, 3 группы – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 Закона;

б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, 1 и 2 групп – 75 процентов, 3 группы – 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 Закона.

Статьей 23 установлены минимальные размеры пенсии по инвалидности:

а) для инвалидов вследствие военной травмы

1 группы – 300 процентов (с 01.04.14 – 12971,22 руб),

2 группы – 250 процентов (с 01.04.14 – 10809,35 руб) ,

3 группы – 175 процентов (с 01.04.14 – 7566,55 руб) социальной пенсии;

б) для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы)

1 группы – 250 процентов (с 01.04.14 – 10809,35 руб),

2 группы – 200 процентов (с 01.04.14 – 8647,48 руб),

3 группы – 150 процентов (с 01.04.14 – 6485,61 руб) социальной пенсии.

С 1 апреля 2014 года размер социальной пенсии (расчетный размер пенсии) составляет 4323,74 руб.

Раздел 4 Закона пенсия «по случаю потери кормильца».

Согласно статье 28 Закона пенсия по случаю потери кормильца назначается семьям, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров МВД – если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Статьей 29 Закона определены члены семьи, имеющие право на пенсию.

Статья 30 определяет право на пенсию супругов, родителей погибших (умерших) сотрудников (пенсионеров) на льготных условиях.

Статьей 36 установлены размеры пенсии по случаю потери кормильца:

а) семьям, сотрудников погибших (умерших) вследствие военной травмы (при исполнении служебных обязанностей) – 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи кормильца. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причин смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;

б) семьям сотрудников (пенсионеров МВД) умерших (погибших) от других причин пенсия устанавливается в размере 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Статьей 37 установлены следующие минимальные размеры пенсии по случаю потери кормильца:

а) при исчислении пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 36 Закона – 200 процентов социальной пенсии, с 1 апреля 2014 года этот размер составляет 8647,48 руб.;

б) при исчислении пенсии в соответствии с пунктом «б» статьи 36 Закона – 150 процентов социальной пенсии, с 1 апреля 2014 года этот размер составляет 6485,61 руб.

Законом определены надбавки и повышения пенсий некоторым категориям пенсионеров, такие как : инвалиды 1 группы, независимо от причины инвалидности; ветеранам боевых действий; инвалидам вследствие военной травмы; участникам ВОВ; инвалидам ВОВ; несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей; лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и в последствии реабилитированным; тыловикам в годы ВОВ; Героям.. и др.

Необходимо отметить, что при рассмотрении вопроса о назначении пенсии помимо вышеуказанного Закона следует руководствоваться:

- Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации»;

- Приказом МВД России от 27 мая 2005 года № 418 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет

Конституционно-правовой смысл понятий «пенсия за выслугу лет» и «выслуга лет» раскрыт в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. № 6-П.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном постановлении сформулировал правовую позицию, согласно которой выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». - Система ГАРАНТ, 2012.. Как указывается в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. № 7-П, увольнение в связи с наличием выслуги, дающей право на пенсию, является дополнительной льготой, установленной с учетом специфики службы и отражающей социально оправданную правовую дифференциацию.

Хотя данный вывод Конституционного Суда Российской Федерации представляется не совсем верным. Если на момент достижения 20-летней выслуги у военнослужащего не закончился контракт о прохождении военной службы, то достижение указанной выслуги отнюдь не освобождает военнослужащего от необходимости продолжения службы: он обязан служить до окончания контракта.

Статьей 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон) установлены два основания назначения пенсии за выслугу лет.

В первом случае (п. «а» ст. 13) необходимо наличие одновременно двух условий:

1) факт увольнения с военной или правоохранительной службы;

2) наличие на день увольнения со службы выслуги лет (в льготном исчислении) 20 лет и более.

При применении данных условий назначения пенсии может возникнуть вопрос: а любое ли основание увольнения со службы дает право на назначение пенсии за выслугу лет?

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ предусмотрены 20 различных оснований увольнения военнослужащих с военной службы. Из указанных оснований спорными с точки зрения права на пенсионное обеспечение являются два: увольнение в связи с лишением военнослужащего воинского звания и в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подп. «д» и «е» п. 1 ст. 51 указанного Федерального закона) Закиров Р.А. Некоторые вопросы приобретения права на пенсию за выслугу лет и исчисления общего трудового стажа при назначении пенсии за выслугу лет // Право в Вооруженных Силах. - 2014. - № 11. - С. 62..

Ответ на данный вопрос дает Конституционный Суд Российской Федерации.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 г. № 379-О разъяснено, что лицо, проходившее военную или правоохранительную службу, лишенное воинского или специального звания, теряет право на назначение и получение пенсии только в том случае, если приговор суда о лишении звания вступил в законную силу до назначения ему пенсии.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. № 11-П выражена правовая позиция, согласно которой права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности; пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей, что предопределяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. Из этого следует, что государство обязано выплачивать им пенсии независимо от того, отбывают ли они по приговору суда наказание в виде лишения свободы или нет: право гражданина на получение полагающейся ему пенсии в силу правовой природы пенсий, носящих характер трудовых, не может связываться с такими условиями. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, лишение граждан пенсии в период нахождения в местах лишения свободы, в том числе путем приостановления выплаты пенсии в период отбывания этого наказания, представляет собой ограничение их права на социальное обеспечение, гарантированное ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Такие ограничения в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации могут быть установлены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства Комментарий к пенсионному законодательству РФ / Под ред. М.Ю. Зурабова. - М.: «Норма», 2011. - С. 114..

Таким образом, можно сделать вывод, что гражданам, проходившим военную службу, имеющим на день увольнения выслугу 20 лет и более, пенсия за выслугу лет подлежит назначению независимо от основания увольнения со службы, за исключением увольнения в связи с лишением воинского (специального) звания по приговору суда (при условии, если приговор вступил в законную силу до назначения данному лицу пенсии).

Во втором случае (п. «б» ст. 13) законодатель установил более строгие условия назначения пенсии. Для приобретения права на пенсию за выслугу лет гражданин должен отвечать одновременно трем условиям:

1) увольнение с военной службы по одному из трех оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе; по болезни; в связи с организационно-штатными мероприятиями;

2) достижение на день увольнения возраста 45 лет;

3) наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная и правоохранительная служба.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий лишает лицо, уволенное с военной службы, права на пенсию за выслугу лет Комментарий к пенсионному законодательству РФ / Под ред. М.Ю. Зурабова. - М.: «Норма», 2011. - С. 115..

В практике пенсионного обеспечения бывших военнослужащих часто возникают вопросы о праве на пенсию за выслугу лет граждан, у которых соответствие всем трем указанным выше условиям назначения пенсии наступает после их увольнения со службы (например, на момент увольнения по организационно-штатным мероприятиям военнослужащий, имеющий общий трудовой стаж 25 лет, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, не достиг 45-летнего возраста). Нередко указанные граждане при достижении указанного возраста обращаются в пенсионные органы за назначением им пенсии по основанию, предусмотренному п. «б» ст. 13 Закона.

Однако законных оснований для назначения таким гражданам пенсии за выслугу лет не имеется, поскольку в п. «б» ст. 13 Закона однозначно сказано, что 45-летний возраст должен быть у лица, претендующего на назначение ему пенсии, именно на день увольнения со службы. Аналогичным образом решается вопрос о праве на пенсию лиц, которые приобретают необходимый 25-летний общий трудовой стаж, из которого не менее 12,5 лет составляет военная (правоохранительная) служба, не ко дню их увольнения, а позже, после увольнения со службы.

Вопрос о соотношении двух различных оснований назначения пенсии за выслугу лет был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 22 мая 1996 г. № 72-О, от 4 июня 1998 г. № 80-О, от 26 октября 1999 г. № 139-О и от 14 декабря 1999 г. № 206-О.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанных решениях отметил, что Закон является специальным законом, регулирующим пенсионные отношения военнослужащих и работников органов внутренних дел. Один из видов пенсий, устанавливаемых этим Законом, - пенсия за выслугу лет, которая назначается на общих основаниях независимо от возраста лицам, имеющим выслугу 20 лет и более на военной службе (п. «а» ст. 13). В изъятие из этого общего правила пенсия за выслугу лет согласно п. «б» ст. 13 данного Закона может быть назначена и лицам, не имеющим на день увольнения полной выслуги лет на военной службе, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять военная служба. При этом законодатель установил дополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения с военной службы 45-летнего возраста и конкретный перечень оснований увольнения, который носит исчерпывающий характер (достижение предельного возраста пребывания на службе, состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия).

Таким образом, если в первом случае пенсия за выслугу лет назначается лишь за специфическую деятельность, каковой является служба, предопределяющая специальный правовой статус военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, то во втором случае она назначается на льготных условиях, поскольку в выслугу лет военной службы допускается включение периодов любой иной работы. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, введение законодателем дополнительных требований для назначения пенсии за выслугу лет на более льготных условиях (с учетом общего трудового стажа) не может рассматриваться как ограничение, влекущее нарушение равенства прав граждан перед законом и умаление права на получение пенсии за выслугу лет.

Установленная законодателем норма, согласно которой право на получение пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа имеют только лица, уволенные с военной и правоохранительной службы по одному из трех оснований (достижение предельного возраста пребывания на службе, состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия), также не может расцениваться как ограничение пенсионных прав граждан Кудашкин А.В. Военная служба Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. - Система ГАРАНТ, 2012..

К данному случаю может быть в порядке аналогии применена правовая позиция, сформулированная применительно к праву военнослужащих на жилище в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2001 г. № 259-О и от 16 декабря 2004 г. № 449-О: введение соответствующей дифференциации в зависимости от оснований увольнения с военной службы не может рассматриваться как дискриминация военнослужащих, увольняемых по другим основаниям, по отношению к военнослужащим, уволенным по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья. Тем самым законодатель предоставил преимущественное право военнослужащим, которые увольняются по обстоятельствам, не зависящим от их воли.

законодательство выслуга пенсия военнослужащий

(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 9)

ГРАЖДАНЕ, УВОЛЕННЫЕ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, НЕ ПРИОБРЕТШИЕ ПРАВА НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ, ПОЛУЧАТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ (КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 4 ИЮНЯ 2011 ГОДА N 126-ФЗ)

Корякин В. М., доктор юридических наук.

Дан комментарий Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», гарантирующего социальные выплаты гражданам, уволенным с военной службы после 1 января 2002 г. и не имеющим выслугу для назначения пенсии за выслугу лет.

Ключевые слова: увольнение с военной службы, социальные выплаты.

Citizens dismissed from military service, have not acquired the right to pension for length of service, receive state support V. M. Koryakin

Commentary of the Federal Law «On guarantees of pensions for certain categories of citizens» from June 4, 2011 N 126-FZ, guaranteeing social benefits to citizens discharged from military service after January 1, 2002 and have no seniority for a pension for long service.

Key words: discharge from military service, social payments.

С 17 июня 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан». Данный Закон восстанавливает справедливость в отношении значительного числа граждан, которые по различным причинам были уволены с военной службы после 1 января 2002 г. и на момент увольнения не имели необходимой выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» . ——————————— Статья 13 указанного Закона устанавливает два условия приобретения права на пенсию за выслугу лет: а) либо наличие на день увольнения выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более (в льготном исчислении); б) либо наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная и (или) правоохранительная служба (при условии увольнения со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достижением на день увольнения 45-летнего возраста).

Необходимость принятия данного Федерального закона обусловлена тем, что с введением с 1 января 2002 г. обязательного пенсионного страхования на всех граждан, осуществляющих трудовую деятельность, в Пенсионном фонде Российской Федерации открыты индивидуальные лицевые счета, на которые работодатели ежемесячно перечисляют страховые взносы, размер которых зависит от заработной платы работника. Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов не включены в систему обязательного пенсионного страхования, поскольку их пенсионное обеспечение после увольнения со службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а не Пенсионного фонда Российской Федерации, как иных граждан. В связи с этим в период прохождения военной службы каких-либо отчислений за военнослужащих в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится. Вследствие такого порядка военнослужащие, которые по каким-либо причинам увольнялись с военной службы и при этом не имели выслуги, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, оказывались в заведомо ущемленном положении в сравнении с другими категориями граждан. Накопления на лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации указанных лиц, начинающих трудовую деятельность в зрелом возрасте после увольнения с военной службы, начинаются, что называется, с нуля, в то время как у их сверстников, чья трудовая деятельность не связана с военной и правоохранительной службой, к этому времени на лицевых счетах уже имеются определенные накопления. В итоге при достижении общего пенсионного возраста (55 лет — женщины, 60 лет — мужчины) при прочих равных условиях размеры трудовых пенсий по старости, назначаемых указанным гражданам, различались весьма существенно. Получалось, что годы, отданные военной службе, оказывались вычеркнутыми из жизни в прямом и переносном смысле и негативно сказывались на размере трудовых пенсий. Таких граждан немало: по данным «Российской газеты», в начале 2010 г. в стране насчитывалось около 60 тыс. граждан, уволенных с военной службы без приобретения права на пенсию за выслугу лет . ——————————— Гаврилов Ю. Заслужили: трудовую пенсию отставников повысят // Рос. газ. 2011. 31 мая.

С принятием и вступлением в силу комментируемого Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ данная явная социальная несправедливость устранена. Установленный указанным Федеральным законом механизм, обеспечивающий право на трудовую пенсию граждан, проходивших военную службу и не имеющих права на пенсию за выслугу лет, выглядит следующим образом. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости) устанавливается с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, одна из частей которого за период с 1 января 2002 г. формируется из суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Как указывалось выше, граждане, проходившие военную и иную, приравненную к ней, службу, не подлежат в период этой службы обязательному пенсионному страхованию. Поэтому комментируемым Федеральным законом предусматривается преобразование пенсионных прав указанных граждан, приобретенных за периоды службы, в расчетный пенсионный капитал. ——————————— Расчетный пенсионный капитал — это общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Определение размера страховой части трудовой пенсии по старости указанным лицам будет производиться с учетом суммы выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета за периоды службы, имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 г., подлежащей включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета. Сумма выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета, подлежащая включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета, рассчитывается путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии по старости стоимости страхового года на продолжительность периодов службы. При этом период службы (работы) продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период службы (работы) продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца. ——————————— Стоимость страхового года — сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного финансового года. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз (ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

Стоимость страхового года на 2011 г. составляет 13509,6 руб. (4330 руб. x 26% x 12 мес.) . ——————————— 4330 руб. — минимальный размер оплаты труда, действовавший на 1 января 2011 г.; 26% — тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленный ст. 12 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.

Поясним это на следующем примере. Прапорщик А. А. Лихачева уволена с военной службы с 23 июня 2003 г. в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой на момент увольнения 10 лет. После увольнения работала телефонисткой на районном узле связи. 1 сентября 2011 г. ей исполнилось 55 лет, и она обратилась в отделение Пенсионного фонда по месту жительства о назначении ей трудовой пенсии по старости. Для определения размера средств федерального бюджета, которые должны быть перечислены в Пенсионный фонд и включены в расчетный пенсионный капитал А. А. Лихачевой, необходимо стоимость страхового года (13509,6 руб.) умножить на продолжительность ее военной службы. В итоге получаем:

13509,6 руб. x 10 лет = 135096 руб.

Таким образом, на индивидуальном лицевом счете А. А. Лихачевой в дополнение к имеющимся накоплениям будет отражено 135096 руб., которые будут учтены при определении размера ее трудовой пенсии по старости. Количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого в 2011 г. для расчета трудовой пенсии, составляет 204 месяца. Для нашего случая размер ежемесячной прибавки к пенсии А. А. Лихачевой составит:

135096 руб. / 204 мес. = 662,2 руб.

Согласно расчетам, проведенным разработчиками законопроекта при подготовке его финансово-экономического обоснования, в среднем прибавка к трудовой пенсии по инвалидности, исчисленная в соответствии с комментируемым Федеральным законом с момента его введения в действие в 2011 г., будет составлять 596 руб. в месяц, а прибавка к страховой части трудовой пенсии по старости — в среднем 199 руб. в месяц. По оценкам разработчиков на момент исполнения обязательств по основной массе пенсионеров в 2030 г. с учетом стоимости страхового года за соответствующий период (65181 руб.) размер прибавки к трудовой пенсии по инвалидности будет составлять в среднем 2573 руб. в месяц, размер прибавки к страховой части трудовой пенсии по старости — 858 руб. в месяц. Безусловно, указанные размеры прибавок к трудовым пенсиям бывших военнослужащих, не имеющих права на получение пенсии за выслугу лет, выглядят более чем скромными. Однако следует иметь в виду, что при производстве расчетов за основу бралась средняя выслуга на военной службе в три года. Если же продолжительность службы составляет 10 и более лет, то указанные средние значения следует увеличивать в 3 — 5 раз. В любом случае Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» имеет позитивную направленность и призван хотя бы в небольшой степени морально и материально на склоне лет поддержать тех, кто определенное число лет своей жизни отдал делу защиты Отечества.

Читайте также: