Статья 30 фз о страховых пенсиях 400 фз с 1 января

Судебная практика и законодательство — 400-ФЗ О страховых пенсиях

1. Настоящие Правила определяют порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, пенсионное обеспечение которых не урегулировано соответствующими федеральными законами (законами Российской Федерации), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и которые получали денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2014, N 2 (поправка); 2015, N 27, ст. 3964; N 2016, N 1, ст. 5; N 22, ст. 3091; N 27, ст. 4183; N 52, ст. 7477, 7486) (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989; 2016, N 22, ст. 3091), в случае отказа гражданина от получения указанных пенсий;

Вместе с тем, Федеральные законы от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и другие законодательные акты в сфере пенсионного обеспечения не используют термин "пенсионное законодательство".

Пункт 19 части 1 статьи Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"

Застрахованные лица, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов, представляют в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о периодах, включаемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" .

размеры страховых пенсий, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", подлежат корректировке в связи с установлением указанной стоимости одного пенсионного коэффициента.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2017 г.

2. Пенсионному фонду Российской Федерации проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента, утвержденного настоящим постановлением, для индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленного Федеральным законом "О страховых пенсиях".

1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:

"1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:";

С 01.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 03 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»[1], который предусматривает, в частности, внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости, пенсию по случаю потери кормильца для отдельных категорий граждан.

Так, согласно изменениям, вносимым в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[2] меняются условия и порядок установления страховых пенсий, в том числе в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за границей, которые будут приобретать право на страховые пенсии после вступления в силу данного Закона.

Изменения не затронут пенсионеров, которые по состоянию на 01.01.2019 уже являются получателями российских пенсий (их выплата продолжится).

С 01.01.2019 право на страховую пенсию по старости в соответствии с Законом № 400-ФЗ предоставляется при соблюдении следующих трех условий (часть 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ в редакции Закона № 350-ФЗ):

  1. наличие не менее 15 лет страхового стажа[3];
  2. наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 30[4];
  3. достижение общеустановленного пенсионного возраста, который повышается до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин[5].

При этом возраст выхода на пенсию с указанной даты для мужчин и женщин будет повышаться поэтапно в течение 5 лет с шагом в один год в зависимости от года рождения и к 2023 году достигнет показателей - 65 и 60 лет соответственно (Таблица 1).

Год выхода на пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ в редакции, действовавшей до 31.12.2018

Женщины

Мужчины

Время выхода на пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ в редакции, действую-щей с 01.01.2019

Год рождения

Новый пенсионный возраст с учетом переходного периода

(в месяцах)

Год рождения

Новый пенсионный возраст с учетом переходного периода

(в месяцах)

Пример 1. Мужчина, 15.08.1960 г.р., возраста 60 лет достигнет в 2020 г. Право на страховую пенсию по старости при наличии необходимой продолжительности страхового стажа и величины ИПК он приобретет в 2022 г. (т.е. 15.08.2020 + 24 = 15.08.2022, где 15.08.2020 г. - дата достижения возраста, при котором возникало право на страховую пенсию по старости по состоянию на 31.12.2018, 24 месяца - количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

Вместе с тем, за гражданами, которые по состоянию на 01.01.2019 достигли общеустановленного возраста по «старым нормам» Закона 400-ФЗ (т.е. 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины) и имели на эту дату право на пенсию, но не обратились за ее назначением либо не реализовали право на назначение пенсии в связи с несоблюдением других двух условий (отсутствием требуемых продолжительности страхового стажа и (или) величины ИПК), сохраняется право на страховую пенсию по старости без учета изменений о повышении пенсионного возраста, внесенных в Закон 400-ФЗ и вступающих в силу с 01.01.2019 (часть 2 статьи 10 Закона № 350-ФЗ).

  1. С 01.01.2019 повышается возраст (меняются сроки назначения), с которого может быть досрочно назначена страховая пенсия по старости (статьи 30-32 Закона № 400-ФЗ), в отношении следующих категорий граждан:

- «северян» (лиц, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях);

- «медработников» (лиц, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городе);

- «педагогов» (лиц, которые осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет);

- работников «творческих профессий» (лиц, которые осуществляли творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях не менее 15-30 лет в зависимости от характера деятельности).

Для всех перечисленных категорий работников требование по стажу на соответствующих видах работ, дающему право на досрочную пенсию, страховому стажу и величине ИПК остается неизменным.

При этом для «северян» и работников «творческих профессий», право досрочного выхода на страховую пенсию которых зависит от достижения определенного возраста, Закон № 350-ФЗ устанавливает поэтапное, в течение 5 лет с шагом в один год, увеличение пенсионного возраста. Для медицинских, педагогических и творческих работников, у которых право на досрочное назначение страховой пенсии предоставляется независимо от возраста при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, предусматривается поэтапное, в течение 5 лет с шагом в один год, увеличение срока выхода на эту пенсию в зависимости от года возникновения права на такую пенсию, т.е. года выработки требуемой продолжительности специального стажа (Таблица 2).

Год возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости

Сроки досрочного назначения страховой пенсии по старости

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 12 месяцев (не менее)

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии и Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 24 месяцев (не менее)

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 36 месяцев (не менее)

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 48 месяцев (не менее)

2023 и последующие годы

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 60 месяцев (не менее)

Пример 2. Гражданин Российской Федерации, 11.01.1966 г.р., проживает за границей с 2018 года. Стаж в районах Крайнего Севера 15 лет. Общая продолжительность страхового стажа - 26 лет, величина ИПК – 50. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости он может реализовать в 2024 г., т.е. по достижении 58 лет (11.01.2021 + 36 = 11.01.2024, где 11.01.2021 - дата достижения им возраста 55 лет, а 36 месяцев - количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

Пример 3. Гражданка Российской Федерации к 25.09.2019 выработала специальный стаж в городских учреждениях здравоохранения продолжительностью 30 лет в должности врача и в январе 2020 выезжает на постоянное место жительства за границу. Имеет величину ИПК, равную 60. Право на досрочное назначение страховой пенсии может быть реализовано ею, не зависимо от возраста, но не ранее 26.09.2020 (26.09.2019 + 12=26.09.2020, где 26.09.2019 - дата, на которую гражданка отработала 30 лет в качестве врача, 12 месяцев - количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

  1. Всем вышеперечисленным категориям граждан, для которых предусмотрено повышение пенсионного возраста, и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных новым правовым регулированием, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (часть 3 статьи 10 Закона № 350-ФЗ).
  2. Право на страховую пенсию по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (65 и 60 лет соответственно мужчины и женщины с учетом переходных положений, приведенных в Таблице 1) также предоставлено:

женщинам, выработавшим стаж на территории Российской Федерации не менее 37 лет, за который производилась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и мужчинам, выработавшие такой стаж не менее 42 лет - на 2 года ранее нового пенсионного возраста (часть 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2019);

женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, - по достижении возраста 56 лет, при наличии страхового стража не менее 15 лет (пункт 1.1 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2019);

женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, - по достижении возраста 57 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет (пункт 1.2 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2019).

При этом для оценки права на досрочное назначение пенсии учитываются дети, которые были рождены и воспитаны на территории Российской Федерации.

  1. Для отдельных категорий нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца также увеличен возраст, по достижении которого они имеют право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца. В частности это: родители, супруг (супруга), а также дедушка и бабушка умершего кормильца при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать[6].

Указанным лицам данная пенсия может быть назначена, если они являются инвалидами, либо достигли 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом положений по поэтапному повышению пенсионного возраста в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости (Таблица 1).

Пример 4. Женщине, 15.02.1966 г.р., являющейся матерью умершего кормильца, страховая пенсия по случаю потери кормильца с учетом переходных положений может быть назначена в 2024 г., т.е. не ранее достижения ею возраста 58 лет (15.01.2021+36 мес. =2024, где 15.02.2021- дата достижения ею возраста 55 лет, 36 месяцев - количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

  1. Корректировка (индексация) размера страховой пенсии (части 6 и 7 статьи 10 Закона № 350-ФЗ).

В период с 2019 года по 2024 год корректировка размера страховой пенсии (т.е. перерасчет ее размера в связи с изменением стоимости одного ИПК) будет производиться один раз в год с 1 января.

При этом стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается в размере:

в 2019 - 87 руб. 24 коп.;

в 2020 году - 93 руб. 00 коп.;

в 2021 году - 98 руб. 86 коп. ;

в 2022 году - 104 руб. 69 коп. ;

в 2023 году - 110 руб. 55 коп. ;

в 2024 году - 116 руб. 63 коп.

Размер страховой пенсии, начиная с 2025 года, ежегодно будет индексироваться с 1 февраля и 1 апреля (часть 7 статьи 7 и часть 13 статьи 10 Закона № 350-ФЗ).

  1. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме (часть 8 статьи 10 Закона № 350-ФЗ):

с 01.01.2019 - 5334 руб. 19 коп.;

с 01.01.2020 - 5686 руб. 25 коп.;

с 01.01.2021 - 6044 руб. 48 коп.;

с 01.01.2022 - 6401 руб. 10 коп.;

с 01.01.2023 - 6759 руб. 56 коп.;

с 01.01. 2024 - 7131 руб. 34 коп.

  1. Выплаты за счет средств пенсионных накоплений (статьи 6, 8 Закона № 350-ФЗ).

В связи с повышением пенсионного возраста внесены изменения в федеральные законы от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»[7] регулирующие установление выплат за счет средств пенсионных накоплений. Данные изменения направлены на сохранение существующих условий получения средств пенсионных накоплений.

Накопительная пенсия и срочная пенсионная выплата по прежнему могут быть установлены по достижении возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно) при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости, установленных Законом № 400-ФЗ, а лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Согласно внесенным Законом № 350-ФЗ изменениям единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Закона № 424-ФЗ, может быть осуществлена по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Законом № 400-ФЗ, и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Законом № 424-ФЗ, рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Законом № 424-ФЗ, единовременная выплата может быть осуществлена по достижении возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно), а лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении возраста или наступления срока, определяемых в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины ИПК).

[1] Далее – Закон № 350-ФЗ.

[2] Далее – Закон № 400-ФЗ.

[3] С учетом переходных положений, установленных частью 2 статьи 35 Закона № 400-ФЗ: в 2015 году требуемая продолжительность страхового стажа (определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ) составляет 6 лет и затем ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет (в 2016 году – 7 лет, в 2017 – 8, в 2018 – 9, в 2019 - 10 и т.д.).

[4] С учетом переходных положений, установленных частью 3 статьи 35 Закона № 400-ФЗ: в 2015 году требуемая величина ИПК (определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ – на день установления этой пенсии) составляет 6,6 и затем ежегодно увеличивается на 2,4 до достижения 30 коэффициентов (в 2016 году – 9 коэффициентов, в 2017 – 11,4, в 2018 – 13,8, в 2019 – 16,2 и т.д.).

[5]По состоянию 31.12.2018 возраст выхода на страховую пенсию по старости составлял 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин (часть 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ).

[6] Пункты 3, 4 части 2 статьи 10 Закона № 400-ФЗ.

Трудовым и пенсионным законодательством РФ предусмотрена система льгот и поощрений для граждан, трудящихся в особых условиях труда. Под особыми понимаются как климатические (работа на Крайнем Севере или в приравненных к нему районах), так и вредные, опасные или тяжелые в соответствии с наличием установленных в законе факторов – это может быть деятельность по определенной профессии, в определенной отрасли и т.д.

В числе льгот, являющихся своеобразной компенсацией за особые условия труда, помимо повышенной оплаты труда, дополнительного отпуска и т.д., есть и право на досрочный выход на пенсию. Эта льгота в отношении граждан, занятых на работах в тяжелых условиях, установлена в п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 с изменениями на 2019-2020 год. Причем последняя пенсионная реформа данной нормы напрямую не коснулась, но определенные уточнения в правила ее применения внесла.


Общий обзор нормы

Пункт 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является одной из важнейших норм закона, регулирующего назначение пенсионного обеспечения от государства. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30, досрочная пенсия положен следующим лицам при соблюдении установленных условий:

  • мужчинам по достижении 55 лет и наличии стажа деятельности в тяжелых условиях не менее 12 с половиной лет и общем страховом стаже не менее 25 лет;
  • для женщин показатели снижены: возраст – 50 лет, стаж работы в тяжелых условиях – не менее 10 лет, общий страховой стаж – не менее 20 лет.

Назначается пенсия согласно начала статьи только при достижении индивидуального пенсионного коэффициента – 30.

Данной нормой предусмотрено сокращение пенсионного возраста за каждые 2 с половиной года (для женщин — 2 года) работы в таких условиях на один год. При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 в редакции 2019-2020 годов в данном случае учитывается «старый», дореформенный пенсионный возраст.

Какие условия считаются тяжелыми

П. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» данного определения не содержит. Перечень введен Постановлением Кабмина СССР №10, приятным еще в 1991 году. Приложения №1 и №2 к данному нормативному документу, именуемые в данном случае Списки перечень производств, работ и профессий, которые признаются в Российской Федерации «тяжелыми условиями». И если в списке 1 речь идет только о подземных работах, то список 2 более разносторонний и включает в себя профессии и работы в следующих отраслях:

  • химическое производство;
  • добыча торфа;
  • пищевая и легкая промышленность;
  • полиграфическое производство;
  • металлургическое производство;
  • строительство;
  • транспорт;
  • связь и т.д.

Надо отменить, что в данное Постановление и утвержденные им списки изменения вносились крайне редко и еще во времена существования СССР.


Влияние пенсионной реформы

Федеральным законом №350 от 03.10.2018г. пенсионный возраст в России повышен как для мужчин, так и для женщин. Закон вступил в силу с первого дня 2019 года. В ст. 7 указанного закона утверждено, что вносятся изменения в ст. 8 ФЗ-400, и право на получение страхового возмещения в связи с наступлением определенного возраста (старости по терминологии закона) имеют граждане достигшие 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет.

Однако в обсуждаемый пункт внесены только изменения, уже ранее отмеченные, касающиеся процесса уменьшения пенсионного возраста для граждан, работающих в тяжелых условиях. Установлено, что уменьшается на год (при соблюдении определенных условий) пенсионный возраст, существовавший на 31.12.2018г., то есть, до момента вступления в силу ФЗ-350, то есть, 55 для женщин и 60 для мужчин.

Таким образом, на данную категорию граждан новый пенсионный возраст реформой 2018 года не был распространен.

Пояснения государственных органов

Пенсионный фонд в связи с поступлением многочисленных вопросов от граждан даже отдельно пояснил на официальном сайте //www.pfrf.ru/zakon/, что для большинства граждан, трудящихся в тяжелых условиях право на досрочный выход на пенсию сохранено в рамках закона о пенсионной реформе. К ним относятся, согласно пояснению ПФР РФ, лица при соблюдении следующих условий:

  • страховые отчисления работодателем производились по повышенному тарифу;
  • деятельность производилась в тяжелых условиях, в экспедициях, в локомотивных бригадах и т.д., полный список можно посмотреть на сайте ПФР.

Также Пенсионный фонд дал пояснения по поводу наступления предпенсионного возраста у трудящихся в тяжелых условиях. Пятилетний срок для них также актуален, но он отсчитывается с момента входа на пенсию на льготных условиях. При этом Пенсионный фонд уточняет, что периоды работы в тяжелых условиях засчитываются в соответствующий стаж при отчислении страховых взносов по повышенным тарифам после проведения специальной оценки условий труда по правилам ФЗ-42 о СОУТ. При намерении оформить вход не пенсию в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 ФЗ-400 рекомендуется заранее (не менее, чем за год) проконсультироваться со специалистами Пенсионного фонда РФ по поводу расчета необходимого стажа и его подтверждения.

Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии — скачать текст с изменениями на 6 марта 2019 года.

При определении даты назначения досрочной страховой пенсии по старости для граждан, которые в период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), судам необходимо учитывать переходные положения, установленные Федеральным законом от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

(БЮЛЛЕТЕНЬ судебной практики Московского областного суда за первое полугодие 2020 года)

Требование истца

Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 25 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения от 07.06.2019г. об отказе в назначении досрочной страховой пении по старости, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 04.02.2019г.

В обоснование заявленных требований указал, что ответчиком отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия необходимого специального стажа на момент обращения с заявлением, при этом в специальный стаж необоснованно не зачтены периоды работы.

Выводы суда по делу

Решением Ступинского городского суда Московской области исковые требования удовлетворены.

Суд первой инстанции указал, что по состоянию на 01.01.2019г. истец выработал необходимый специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, однако в установленном порядке не реализовал свое право на её назначение до установления нового правового регулирования (до 31.12.2018г.), и, сославшись на ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», исходил из того, что за истцом сохраняется право на досрочный выход на пенсию по старости со дня обращения за ней, независимо от требований приложений №№ 6 и 7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области просило решение суда отменить, в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 04.02.2019г.

Судебная коллегия с решением суда первой инстанции в обжалованной части не согласилась, поскольку содержащийся в нем вывод основан на неправильном толковании положений Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающих сроки назначения страховых пенсий, а также переходных положений, принятых в связи с реализованной в 2019 году реформой пенсионного законодательства.

  • Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
  • Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
  • В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

  • 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которым в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» введена часть 1.1.
  • Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
  • В соответствии с приложением № 7 при возникновении права выхода на досрочную страховую пенсию по старости по п. 20 . 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в 2019 году, досрочная страховая пенсия подлежит назначению через 12 месяцев после возникновения на нее права.

Судом первой инстанции установлено, что Л. обратился за назначением досрочной страховой пенсии 04.02.2019г., то есть после вступления в силу изменений, внесенных ст. 10 Федеральным законом от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Таким образом, в соответствии с приведенным выше приложением № 7, датой назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости будет являться 04.02.2020г.

Однако, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

✔ Поскольку по состоянию на 04.02.2019г. истец имел необходимый медицинский стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом приведенного выше правового регулирования пенсия должна быть назначена ему на 6 месяцев раньше даты, указанной в приложении № 7 , то есть с 04.08.2019г.

Ссылка суда первой инстанции в решении на ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», предусматривающей сохранение за гражданами права на назначение страховых пенсий непосредственно с даты подачи заявления, является необоснованной.

Приведенное в данной части правило подлежит применению при соблюдении двух условий:

1) если граждане достигли возраста выхода на пенсию до введения нового правового регулирования в пенсионном законодательстве и не сразу реализовали свое право на получение пенсионного обеспечения;

2) для вида пенсии, на которую претендует гражданин в качестве условия предусмотрен определенный возраст для её назначения.

Досрочная страховая пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается медицинским работникам независимо от возраста, при условии выработки необходимого минимального специального медицинского стажа в конкретной должности, предусмотренной списками.

Таким образом, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в данном случае применению не подлежит.

Начиная с 2015 года, в России проходит пенсионная реформа, направленная на улучшение качества жизни нетрудоспособного населения и населения пенсионного возраста путем увеличения выплат пособий данным категориям граждан. Пенсионная реформа регламентирована законом федерального уровня «о страховых пенсиях» №400-фз, вступившим в силу с 2015 года, а некоторые пункты – с 2016 года.



Федеральный закон о страховых пенсиях - содержание

Федеральный закон о страховых пенсиях регламентирует следующие основные моменты в части:

  • определения круга лиц и понятий, применяемых в законе;
  • подробное описание видов страховой пенсии;
  • требования, при соответствии которым назначается страховая пенсия;
  • что считается общим стажем работы;
  • начисление пенсии, повышающие и понижающие коэффициенты при начислении пенсии;
  • досрочный выход на пенсию отдельных категорий граждан.

Как известно, пенсия в России на данный момент состоит из двух частей: обязательной части, складывающейся из ежемесячных отчислений в пенсионный фонд (эту часть еще называют страховой), и дополнительной пенсии. Дополнительная часть пенсии складывается из добровольных отчислений, и суть ее в том, что в молодом возрасте лучше позаботиться о наступлении старости и начать накапливать, и затем не нуждаться в преклонном возрасте.


Положения и изменения в законе о страховых пенсиях

Остановимся более подробно на некоторых положениях и изменениях к федеральному закону о страховых пенсиях.

Позиция президента о том, что пенсионный возраст для всех категорий граждан повышать не стоит, была озвучена на встрече 17.12.2015 года. Однако повышение данного возраста коснется отдельных категорий работников – государственных служащих и работников муниципалитетов. Мера эта скорее вынужденная, и в связи с нехваткой средств пенсионного фонда, в долгосрочной перспективе все же будет произведено повышение пенсионного возраста. Ну а на данный момент повышение будет производиться с разбивкой по полгода для – государственных служащих и работников муниципалитетов: м – 65 лет, ж – 63 года. Нововведение вступит в силу с 01.01.2017 года на всех уровнях: федеральном и региональном.

Из данного правила всегда были исключения в части работников опасных производств с вредом для здоровья, холодных регионов и т.п.

В обсуждении также находятся различные варианты работы с пенсионным возрастом, которые прорабатываются экономистами:

  • равный возраст выхода на пенсию у мужчин и женщин.
  • повышение до 65 и 60 лет с разбивкой по полгода.
  • повышение пенсионного возраста 1 раз в год.

На текущий момент возраст выхода на заслуженный отдых составляет: мужчины – 60 лет, женщины– 55 лет.

В настоящий момент пенсионный фонд не может по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами пенсионеров, и процент прибыли от хранения средств составляет 2%, что не является рентабельным и это просто очень мало, особенно по сравнению с темпом инфляции.

На высшем должностном уровне также стоит вопрос об отмене пенсий для трудоустроенных пенсионеров. Пока только принято решение об отмене выплаты пенсии при наличии основного источника дохода более 83 000 рублей в месяц. Также что касается трудоустроенных пенсионеров, из пенсии не подлежат пересчета на индекс цен (индексация). Тогда как пенсии социальным слоям населения и страховые части пенсии были уже проиндексированы на 4%.


В планах пенсионной реформы вместо второй индексации пенсий в 2016 году предусмотрена разовая доплата в сумме 5 000 рублей, средства на которую будут выделены в начале 2017 года. Данная доплата разового характера также не касается трудоустроенных пенсионеров.

Понятие стажа работы (общий стаж, страховой стаж с 2015 года) также претерпело некоторые изменения. Ранее в стаж включали лишь только годы работы либо занятия определённым видом деятельности, подразумевающим отчисления в обязательный фонд.

Начиная с 2015 года, в страховой стаж включается также социально важная деятельность гражданина – уход за тяжелобольным, инвалидом, за маленьким ребенком, служба по контракту в органах и иное. Стаж должен составить от 15 лет, иначе пенсионный возраст отодвигается на некоторое время. Наблюдается тенденция постоянного увеличения требуемого из года в год минимального стажа.

Читайте также: