Страховая часть трудовой пенсии по 212 фз и 167 фз в чем разница

По каким тарифам им платить взносы в Пенсионный фонд - 26% или 22% индивидуальным предпринимателям? Естественно, всем хочется платить по более низким ставкам.

Чтобы разобраться с этим вопросом, начнем издалека. В Законе N 212-ФЗ (о страховых взносах), как и в Законе N 167-ФЗ (о пенсионном страховании), указано, что, "если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей. исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию" (Подпункт 2 п. 1 ст. 6 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ); п. 3 ст. 5 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)). Поэтому предприниматель может быть плательщиком взносов по двум разным основаниям.

Страховые тарифы по выплатам работникам

Если у предпринимателя есть работники, то он, так же как и организации, должен платить взносы с выплат работникам. В данном случае он выступает как работодатель (в качестве "лица, производящего выплаты физическим лицам" (Пункт 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ; пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ)).

Для справки
Статья 5 Закона N 212-ФЗ
1. Плательщиками страховых взносов являются.
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Временные базовые (нельготные) тарифы, предусмотренные для работодателей, в 2012 г. при выплатах, не превышающих 512 000 руб. на каждого работника, составляют в общей сумме 30%: в ПФР - 22%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 5,1% (Статья 58.2 Закона N 212-ФЗ).
Работодатели-упрощенцы, ведущие льготные виды деятельности, на выплаты работникам начисляют только взносы в ПФР по тарифу 20% (Пункт 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Есть и другие пониженные тарифы, которые зависят от особенностей деятельности (определенного статуса). Их предприниматель может использовать, считая взносы с выплат своим работникам (Статьи 58, 58.1 Закона N 212-ФЗ).
Однако обратите внимание: и так называемые переходные (временные) тарифы, действующие в 2012 г., и пониженные тарифы, установленные ст. ст. 58 - 58.2 Закона N 212-ФЗ, могут применять только плательщики, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ. То есть такие тарифы касаются предпринимателей лишь тогда, когда они выступают в качестве работодателей.

Страховые тарифы для взносов "за себя"

Одновременно предприниматель - еще и лицо самозанятое. Ведь он сам организует свой бизнес. И получает за это не зарплату, а прибыль (оставшуюся после оплаты всех расходов и уплаты налогов). С целью упрощения для него (как и для других самозанятых лиц, к примеру нотариусов, адвокатов и частных детективов) придуманы фиксированные страховые взносы. Размер этих взносов равен стоимости страхового года, которая определяется по такой формуле (Часть 2 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ):

Стоимость страхового года = МРОТ на 1 января x Тариф страхового взноса в соответствующий внебюджетный фонд x 12

Вот мы и подошли к самому интересному: одинаковы ли тарифы взносов, которые предприниматель платит в качестве работодателя, и фиксированных взносов, которые предприниматель платит "за себя"? Оказывается, что нет: они разные. Пониженные тарифы страховых взносов, а также "переходные" тарифы предприниматель может применять только в качестве работодателя (Статьи 58, 58.2 Закона N 212-ФЗ; ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ). А при расчете стоимости страхового года Закон N 212-ФЗ и Закон N 167-ФЗ четко отсылают нас к постоянным базовым тарифам страховых взносов: в ПФР - 26%, в ФФОМС - 5,1% (напомним, что обязательные взносы в ФСС "за себя" предприниматели не платят) (Пункт 2.1 ст. 22 Закона N 167-ФЗ; ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ).

Внимание! Предприниматель не может применять пониженные тарифы при расчете фиксированных взносов "за себя".

И на эти тарифы никак не влияет ни вид деятельности, которым занимается предприниматель, ни его доходы, ни то, по каким тарифам он должен облагать выплаты своим наемным работникам.
Поэтому суммарный тариф страховых взносов, предусмотренных для предпринимателей при расчете взносов "за себя", остался в 2012 г. таким же, каким был и в 2011 г.: 31,1% (Статья 12 Закона N 212-ФЗ). Разница лишь в том, что в 2011 г. взносы на обязательное медицинское страхование надо было платить в два разных фонда (в Федеральный ФОМС - 3,1%, в территориальный ФОМС - 2%), а в 2012 г. все 5,1% взносов на медицинское страхование надо перечислять в Федеральный ФОМС.
С учетом того что МРОТ на 01.01.2012 равен 4611 руб. (а МРОТ на 01.01.2011 был 4330 руб.), сумма фиксированных страховых взносов предпринимателей "за себя" выросла в 2012 г. на 1048,69 руб. ((4611 руб. - 4330 руб.) x 12 мес. x 31,1%). Напомним, что заплатить фиксированные страховые взносы за этот год надо не позднее 31.12.2012 (Часть 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

Итак, предприниматели могут начислять по "переходным" и пониженным тарифам лишь взносы с выплат своим работникам или исполнителям по гражданско-правовым договорам. То есть когда они выступают в качестве работодателей.
Получается, что уменьшение общего тарифа страховых взносов в 2012 г. в ПФР до 22% не касается расчета фиксированных взносов предпринимателей "за себя". Однако цена вопроса не такая уж и большая. Разница между суммой фиксированных взносов в ПФР, рассчитанных по ставкам 26% и 22%, равна 2213,28 руб. за целый год (4611 руб. x 12 мес. x 26% - 4611 руб. x 12 мес. x 22%). Что в пересчете на месяц составляет всего 184,44 руб.

Перманентная «пенсионная реформа», проводимая в Российской Федерации с самого начала века и регулярно меняющееся законодательство в этой сфере усложняют понимание гражданами не только размер своей будущей пенсии, но также порядок и способы ее формирования.

Чтобы грамотно распорядиться своими страховыми взносами и накопить достаточно средств на жизнь после прекращения трудовой деятельности и выхода на заслуженный отдых, необходимо знать, из каких частей состоит пенсия по старости, о чем мы и расскажем в этой статье ниже. Разберем в статье подробно, что такое накопительная и страховая часть пенсии, их особенности и в чем разница между ними.

Бесплатно по России

Из чего состоит пенсия в России в настоящее время

Совокупное обеспечение пожилых лиц, которые достигли установленного законом пенсионного возраста (или при наличии определенных обстоятельств приобрели это право досрочно), формируется из следующих составляющих:

  1. Фиксированная часть, которая устанавливается единой для всех пенсионеров страны и варьируется в большую сторону лишь при наличии определенной категории или статуса (престарелый возраст – 80 и более лет, инвалидность, наличие иждивенцев).
  2. Страховая пенсия. Ее размер определяется индивидуально и зависит от того, сколько в совокупности страховых отчислений произвел сам гражданин или его работодатель в рамках обязательного страхования. По действующему в 2019 году законодательству ее исчисляются по количеству так называемых пенсионных баллов (по закону – величина индивидуального пенсионного коэффициента).
  3. Накопительная часть, которая формируется лишь у граждан лишь 1967 года рождения (и позднее) и только в том случае, если до 2015 года они выбрали способ формирования накоплений, подразумевающий дробление взносов на страховую и пенсионную часть.

На отчисление страховых взносов на накопительную часть с 2014 года до пока 2021 года действует так называемый мораторий, т.е. государство их заморозило, а все 22% отчислений в ПФР с заработной платы идут на страховые пенсии (фактически – на выплату пособий действующим пенсионерам).

При этом уже накопленные ранее средства никуда не исчезли и продолжают принадлежать гражданам, которые смогут воспользоваться ими при достижении ранее установленного пенсионного возраста в 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно (при наличии минимально необходимого стажа и ИПК).

Как формируется накопительная часть

По действующему закону лицо имеет возможность само определить, в каком виде он получит свои накопления при наступлении соответствующего права:

  1. В виде единовременной выплаты. Такой вариант возможен лишь в тех случаях, когда процентное отношение накопительной части в общей пенсии по старости (вместе со страховой частью) составляет менее 5%.
  2. Срочная выплата, которая выплачивается из накопленных средств ежемесячно в течение того периода времени, который определило само застрахованное лицо, законодатель лишь установил минимальный порог – 120 месяцев.
  3. Накопительная пенсия, которая схожа с предыдущей выплатой, но предоставляется пожизненно, а ее размер зависит от скопленных сумм и установленного на законодательном уровне периодом дожития граждан соответствующего пола.

Ниже рассмотрим некоторые особенности данного вида обеспечения.

С какого времени введена

Первоначально на законодательном уровне возможность накопления гражданами собственных будущих пенсий была установлена еще в 2002 году. Тогда на эти цели перечисляли от 2 до 6 % (цифра менялась в разные годы) от дохода гражданина (заработной платы работника или доходов индивидуального предпринимателя). Нововведения касались всех мужчин не старше 1953 года рождения и женщин с 1957 года рождения и моложе.

Уже в 2005 году, когда стало очевидным, что уже немолодые российские граждане не смогут накопить сколько-нибудь весомой суммы на свою будущую пенсию, возрастная планка была снижена. С этого времени взносы на этот вид обеспечения перечислялись только за мужчин и женщин не старше 1967 года рождения.

В последние годы все активнее обсуждается новый этап «пенсионной реформы», которая, в числе прочего, может вовсе отменить накопительные пенсии в действующем виде и заменить их так называемым индивидуальным пенсионным планом. По состоянию на конец 2019 года, несмотря на «заморозку» отчислений на накопительную часть, этот вид обеспечения действует и предполагает возможность дальнейших накоплений после отмены моратория.

Условия назначения

Для получения такого вида обеспечения российскому гражданину необходимо соблюсти ряд условий:

  1. Выбор в качестве способа формирования дохода после выхода на заслуженный отдых накопительную пенсию наряду со страховой частью. До 2015 года гражданам в течение определенного периода времени было разрешено полностью отказаться от формирования накоплений и перейти полностью на страховые пенсии.
  2. Достижение возраста, предоставляющего право на данные выплаты. Ранее он полностью совпадал с возрастом выхода на пенсию по старости, но после повышения пенсионного возраста эти показатели разминулись. В качестве своеобразной льготы законодатель наделил граждан правом получать этот вид пособия по достижении 60 и 55 лет мужчинами и женщинами соответственно.
  3. Наличие минимально необходимого страхового стажа, который законом установлен на уровне 15 лет. Но данное требование в полном объеме вступит в силу лишь в 2024 году, до тех пор эта цифра будет повышаться на 1 в течение каждого календарного года (при выходе на пенсию в 2019 году необходимо иметь 10 лет стажа).
  4. Достижение установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента, который в 2025 году будет равен 30, а до это времени будет постепенно повышаться с 16,2 в 2019 году.

Соблюдение данных требований в совокупности предоставляет лицу право обратиться за назначением накопительной пенсии.

Куда отчислять: в НПФ или ПФР?

Невозможно дать однозначный ответ на этот вопрос, ибо любой и них судеб субъективен. Нельзя сказать, какой вариант приносит больше инвестиций, поскольку в разные периоды времени доходность различных фондов и управляющих организаций может быть разной. Невозможно и сказать, что какой-то из способов более надежный, поскольку все пенсионные накопления застрахованы государством (Агентство по страхования вкладов).

В связи с этим только сам гражданин в силах решить, какой вариант представляется наиболее приемлемым для него в какой НПФ направить средства, либо оставить их в ПФР. Но для этого необходимо изучить множество информации об истории конкретного фонда, его доходности и надежности, статистические данные и т.д.

Что представляет из себя страховая пенсия

Страховая пенсия есть денежное обеспечение пожилых граждан, которое, как предполагается, они заработали в течение своей трудовой деятельности. Она складывается из страховых отчислений из заработной платы работы, вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, дохода от предпринимательской деятельности.

Все уплаченные взносы по утвержденной правительством методике пересчитываются в так называемые баллы или коэффициент. От размера индивидуального пенсионного коэффициента и будет зависеть размер страховой пенсии. На каждый год законодательством устанавливается стоимость одного ИПК, которая увеличивается с учетом уровня роста потребительских цен (инфляции). В 2019 году его стоимость равна 87,24 руб.

Кроме того, в страховую пенсию входит фиксированная выплата, размер которой в 2019 году составляет 5334,19 руб., при наличии инвалидности или некоторых иных особых условий данная выплата установлена в большем размере.

Отличия страховой и накопительной пенсии

Различия двух указанных видов, главным образом, заключаются в том, что накопительная формируется добровольно (если гражданин сам выбрал такой способ), а отчисления на страховую часть идут в обязательном порядке.

Общий размер взносов от выбора способа не изменяется, он составляет 22% от заработной платы (или некоторых иных видов дохода) физического лица.

Кроме того, отличиями является различный возраст, по достижении которого гражданин может претендовать на пенсию, источники выплаты (если взносы направлялись в НПФ), возможность управления накоплениями и др. Взносы на накопительную часть фактически являются собственностью гражданина, а на страховую – практически эфемерны, т.е. имеются лишь в форме определенного количества баллов. В реальности все перечисленные страховые взносы направляются на выплаты содержания действующим пенсионерам.

Итак, страховая и накопительная часть – составные элементы действующего пенсионного обеспечения. При этом страховая формируется у всех граждан, а накопительная лишь лиц установленного возраста и при выборе ими соответствующего способа формирования будущего обеспечения.


Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме:

Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию призвано гарантировать защиту интересов граждан страны. Однако, в связи с неоднократным проведением реформ, система ОПС и механизм ее функционирования для многих кроют множество вопросов. Попробуем разобраться и ответить на них.

Обязательное страховое обеспечение — что это

Обязательное страховое обеспечение по ОПС представляет собой непосредственно осуществление выплат, полагаемых гражданам в рамках страховой пенсионной системы. В свою очередь, страховая пенсионная система – это система мер, создаваемых государством, для финансовой поддержки людей после прекращения получения ими заработка и при наличии оснований для получения страхового обеспечения.

Подробнее об особенностях обязательного пенсионного страхования можно узнать здесь .

Таким образом, понятия страховой пенсионной системы и обязательного страхового обеспечения различны. Их разница заключается в том, что:

  • Страховая пенсионная система является более широким понятием, которое охватывает весь процесс формирования и распределения средств, предназначенных для поддержки населения.
  • Обязательное страховое обеспечение касается только этапа выплат в рамках всей системы.

К обеспечению по бюджетной пенсионной системе относятся следующие выплаты:

  • пенсии по возрасту, инвалидности , потери кормильца ;
  • накопительная часть;
  • выплаты к пенсии (срочная и фиксированная);
  • социальное погребение отдельных категорий умерших пенсионеров.

Как работает эта система

Система пенсионного страхования представляет собой вид долгосрочного страхования, при котором страхователем (гражданином) производятся отчисления в специальный фонд, а из него страховщик (ПФ) выплачивает полагающиеся пенсии.

Основными участниками такой системы являются:

  • Страховщики – государственные и негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные представляют собой частные организации, деятельность которых регулируется правовыми стандартами.
  • Страхователи – являются физическими лицами, ИП и организациями, которые осуществляют платежи страховщикам.
  • Застрахованные – лица, которым полагается обеспечение в рамках данной системы.

Для того, чтобы получать выплаты при возникновении таких оснований, с заработка застрахованных работающих граждан в ПФ каждый месяц перечисляют 22% налога. Он оплачивается с любого дохода (премий, поощрений и т.д.), кроме социальных доплат.

Данная ставка состоит из 2 частей. Одна из них – солидарная, идет на выплату фиксированного объема пенсии. Вторая – индивидуальная, накапливается на личном счете ( СНИЛС ).

ВАЖНО! По номеру СНИЛС человек может получить информацию о своих индивидуальных накоплениях.

Таким образом, алгоритм функционирования данной системы можно представить следующим образом:

  • Все компании, после своей регистрации, в обязательном порядке регистрируются в органе ПФ.
  • При устройстве на работу и подписании соответствующих бумаг, человек получает статус застрахованного и может в будущем претендовать на получение компенсации ОПС.
  • Организации ежемесячно оплачивают обязательные взносы за всех сотрудников.
  • Перечисленные деньги учитываются на лицевых счетах работников и затем информация по этим данным используется для расчета пенсии.
  • При наступлении оснований для получения выплаты, граждане обращаются в ПФ с пакетом необходимых документов.

При этом ОПС выполняет следующие функции:

  • Инвестиционную. Имеющиеся в фондах средства используются для получения дополнительного дохода.
  • Аккумулирующую. Все деньги, оплачиваемые из разных источников, собираются в бюджете ПФ.
  • Регулирующую. С помощью ПФ происходит четкое распределение полученных средств.
  • Гарантийную. При выполнении всех условий, гражданам гарантируется финансовая поддержка при наступлении определенных ситуаций.

Структура пенсионного страхования в Российской Федерации

Всего в нашей стране существует три разновидности обеспечения граждан пенсиями:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Не относится к страховому обеспечению и выплачивается госслужащим, военным, участникам ВОВ, и другим категориям граждан, включая нетрудоспособных и обеспечивается за счет федерального бюджета.
  • Обязательное страхование. Финансируется благодаря осуществлению взносов работающих граждан. Выплачивается также и иностранцам, проживающим в нашей стране и ведущим здесь трудовую деятельность.
  • Дополнительное (негосударственное). Обеспечивается частными организациями, за счет получения взносов на основании заключенных с клиентами договоров и инвестиционного дохода.

Таким образом, структура пенсионного страхования включает в себя обязательное и дополнительное страхование. Обязательное страхование обеспечивает гражданам получение следующих выплат:

  • Фиксированной. Она положена всем, у кого есть минимальный трудовой стаж, который в 2020 году составляет 11 лет. Ежегодно он будет увеличиваться до достижения 15 лет.
  • Страховой. Зависит от объема выплаченных работников налогов в ПФ.
  • Накопительной. Накопления могут осуществляться только у лиц, старше 1967 года рождения.

При этом, люди, рожденные после 1967 года могут самостоятельно выбирать: либо им рассчитывать только на страховое пособие, либо формировать страховую и накопительную часть пенсии в НПФ.

Накопительную часть можно разместить в понравившемся не пенсионном фонде. Это позволит получить дополнительный инвестиционный доход. Однако, перед подписанием договора следует взвесить все плюсы и минусы и изучить репутацию организации.

Правовое регулирование

Основным законом, регулирующим систему обязательного пенсионного страхования в области права в РФ, является ФЗ №167-ФЗ. В нем даны основные понятия и прописаны права и обязанности главных действующих сторон, определены основания для получения обеспечения.

За правовое регулирование обязательного пенсионного страхования также отвечают:

  • Конституция страны;
  • ФЗ № 165-ФЗ;
  • ФЗ № 212-ФЗ;
  • ФЗ № 173-ФЗ;
  • ФЗ № 27-ФЗ.

Виды страхового обеспечения по ОПС

Основным видом обеспечения по ОПС является страховая пенсия , представляющая собой ежемесячную финансовую поддержку – компенсацию дохода после прекращения работы и выхода на пенсию. Получать ее могут после смерти застрахованного его нетрудоспособные родственники.

ВАЖНО! Некоторые категории граждан имеют право получить данную поддержку досрочно. Для этого необходим специальный опыт работы (в сложных условиях) и его определенная продолжительность.

Данная выплата бывает трех видов: по возрасту, при получении инвалидности и смерти кормильца. Разберемся, в чем разница между ними.

По старости (трудовая)

Данная компенсация положена при достижении конкретного возраста. В 2020 году продолжается постепенное увеличение возраста выхода на пенсию. Однако, благодаря действующей льготе, как и в прошлом году, женщины получат обеспечение при достижении 55,5 лет, а мужчины – при 60,5.

У граждан, имеющих право на преждевременное получение поддержки, возраст остался прежним. Это касается, например, спасателей, шахтеров и других работников, ведущих деятельность в трудных условиях.

ВАЖНО! Не коснулись изменения и учителей, врачей и других сотрудников, которые выходят на пенсию в зависимости от продолжительности стажа.

Для того, чтобы получать компенсацию, необходимо соответствовать следующим условиям: иметь стаж не меньше 11 лет и накопить хотя бы 18,6 пенсионных баллов.

По инвалидности

Данный вид пенсии выплачивается при выполнении двух условий:

  • наличие любой группы инвалидности;
  • наличие любого стажа.

Размер данной выплаты различен и зависит от следующих факторов:

  • группы;
  • времени работы;
  • суммы перечисленных налогов;
  • количества людей, находящихся на попечении;
  • места проживания.

По потере кормильца

Данный вид поддержки предназначен семьям, потерявшим близкого, который содержал семью и имел хотя бы минимальный стаж работы.

ВАЖНО! Расчет данного вида выплаты основывается на основании суммы произведенных отчислений и накопленных баллов.

В некоторых ситуациях, при наличии очень маленького стажа, семьям погибшего возможно будет выгоднее получать социальную пенсию, нежели страховую. При наличии большого опыта работы, наоборот страховые выплаты будут ощутимо больше.

Однако, право на такую компенсацию имеют далеко не все родственники, а именно:

  • родные и приемные дети до 18 лет;
  • внуки, сестры и братья до того же возраста, но только при возможности доказать финансовую зависимость от усопшего;
  • оставшийся супруг при наличии пенсионного возраста или невозможности работать;
  • родители-пенсионеры;
  • дедушка и бабушка, если их дети умерли.

Как учитываются взносы на ОПС

Учет взносов на ОПС в России осуществляется с использованием специального номера – СНИЛС. Он присваивается каждому гражданину и через него происходит учет всех оплаченных взносов. По информации данного счета и происходит расчет причитающейся выплаты.

Правила оплаты взносов имеют отличия для работодателей и работающих на себя (ИП). В первом случае имеется обязанность оплатить налог за своих работников до 15 числа месяца, следующего за расчетным. ИП производят взносы по итогам целого года и производят до 30 июня следующего года.

Таким образом, пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию представляет собой финансовую поддержку граждан при наступлении определенных событий и выполнении ими установленных требований. Выплаты осуществляются за счет средств, аккумулирующихся ПФ за счет платежей всех застрахованных.

Видео по теме статьи


Размер тарифов для начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование зависит:

– от категории плательщика;

– от категории сотрудника, в пользу которого производятся выплаты;

– от возраста сотрудника, получающего доход (для взносов на пенсионное страхование).

Тарифы страховых взносов установлены статьями 12, 58 и 58.1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, статьями 22 и 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (по взносам на обязательное пенсионное страхование в части распределения на накопительную и страховую часть трудовой пенсии). Действующие тарифы страховых взносов приведены в таблице.

Установленные тарифы страховых взносов применяйте до тех пор, пока сумма выплат по каждому сотруднику (нарастающим итогом с начала года) не превысит сумму 463 000 руб. (ч. 4–5 ст. 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933).

На 2011 год законодательством предусмотрены как общие, так и пониженные тарифы страховых взносов (ст. 12, 58 и 58.1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ст. 22 и 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). При этом пониженные тарифы условно можно разделить на три группы:

– тарифы для малорентабельных и социально ориентированных организаций;

– тарифы для организаций, чья деятельность связана с разработкой и внедрением инновационных технологий;

– тарифы для организаций, которые занимаются определенными видами деятельности и применяют упрощенку.

В первую группу входят следующие категории организаций:

– организации народных художественных промыслов и родовых общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

– организации, применяющие ЕСХН;

– общественные организации инвалидов;

– организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;

– учреждения, созданные для достижения социальных целей и помощи инвалидам;

– организации, осуществляющие производство, выпуск и (или) издание печатных и электронных средств массовой информации (кроме рекламных и эротических).

Такие организации начисляют страховые взносы по тарифам, которые установлены частями 2 и 3.1 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, а также пунктами 5 и 9 статьи 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Во вторую группу входят:

– организации, созданные после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями и высшими образовательными учреждениями;

– организации, имеющие статус резидентов технико-внедренческих особых экономических зон;

– организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий;

– организации – участники проекта «Сколково».

Такие организации начисляют страховые взносы по тарифам, которые установлены частью 3 статьи 58 и статьей 58.1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пунктами 6 и 7 статьи 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

В третью группу входят организации, основными видами деятельности которых по ОКВЭД являются:

– производство пищевых продуктов;

– производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;

– текстильное и швейное производство;

– производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;

– обработка древесины и производство изделий из дерева;

– производство резиновых и пластмассовых изделий;

– производство прочих неметаллических минеральных продуктов;

– производство готовых металлических изделий;

– производство машин и оборудования;

– производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

– производство транспортных средств и оборудования;

– производство спортивных товаров;

– производство игр и игрушек;

– научные исследования и разработки;

– здравоохранение и предоставление социальных услуг;

– деятельность спортивных объектов;

– прочая деятельность в области спорта;

– обработка вторичного сырья;

– техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

– удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;

– вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;

– предоставление персональных услуг;

– производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;

– производство музыкальных инструментов;

– производство различной продукции, не включенной в другие группировки;

– ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;

– управление недвижимым имуществом;

– деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;

– деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);

– деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;

– деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;

– деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (кроме организаций, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Такие организации начисляют страховые взносы по тарифам, которые установлены частью 3.2 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пунктом 10 статьи 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Соответствующий вид экономической деятельности признается основным, если доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности должен быть установлен Минздравсоцразвития России.

Об этом сказано в пункте 8 части 1, части 1.4 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подпункте 8 пункта 4 статьи 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Отдельные пониженные тарифы установлены для начисления страховых взносов с выплат инвалидам I, II и III групп. Применять эти тарифы могут любые организации, в которых работают инвалиды (п. 3 ч. 1 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 5 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

При начислении взносов на обязательное пенсионное страхование учитывайте возраст сотрудников. Рассчитывайте сумму пенсионных взносов:

– с выплат сотрудникам 1966 г. р. и старше – по единому тарифу, установленному для финансирования страховой части трудовой пенсии;

– с выплат сотрудникам 1967 г. р. и моложе – по разным тарифам, установленным для финансирования страховой и накопительной части трудовой пенсии.

Такой порядок следует из положений пункта 2.1 статьи 22 и пунктов 5, 6 и 7 статьи 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

ФЗ 167 об обязательном пенсионном страховании последняя версия гласит, что обязательное пенсионное страхование (ОПС) является системой при помощи, которой в России формируют финансовый источник обеспечения россиян пенсиями. Устанавливать порядок в данной сфере призван государственный правовой акт — федеральный закон (ФЗ) об обязательном пенсионном страховании (таким же образом ФЗ275 регулирует порядок «работы» с государственным оборонным заказом: детали можно найти здесь).

ФЗ 167 об обязательном пенсионном страховании

Настоящий основной документ в сфере действует с декабря 2001 г., дата, когда Дума приняла документ — ноябрь того же года. Последняя версия закона (изменение к нему) принята в конце 2015 г. (декабрь). Этот российский акт правовая основа для организационных, финансовых действий в сфере, также данный правовой документ определил каждый субъект правоотношений, наделил их правами, обязанностями.

Отдельная статья указывает тарифы предусмотренных страховых взносов, для лиц, родившихся в 1967 году или позже указанной даты установлены отличающиеся ставки. Этот Федеральный закон указал расчетный период, который равен году, также указан порядок, сроки уплаты всех страховых взносов, как они исчисляются (подобным образом рассчитываются, например, выплаты за обучение, позволяющие избежать финансового отчисления).

Отдельное положение закона определило общие понятия в сфере, например, кто такие страховщик, страхователь, застрахованные лица. Согласно документа главный страховщик Пенсионный фонд РФ, но ключевыми лицами являются работодатели людей — застрахованных лиц.

После принятия этого документа началась реформа отрасли, за годы его действия система существенно изменилась.

Федеральный Закон 167 об обязательном пенсионном страховании изменения 2018 — краткое содержание

В средине декабря 2015 г. Президент Путин подписал Федеральный Закон о внесении изменений в данный документ, они касаются именно этого года, он поменял текст ст. 33. В новой ее редакции говориться о том, что в 2017 г. продлится зачисление взносов для накопительной пенсии на финансирование страховой пенсии. Каждый такой взнос должен отражаться на лицевом счете, также он учитывается для определения пенсионного коэффициента. Последние изменения были внесены в июле 2017 года. Также в это время вносились коррективы в новый закон про АО. Подробности тут:

Страховая часть трудовой пенсии по 167 ФЗ

Согласно данного ФЗ размер взносов по обязательному страхованию составляет 22%, из них 6% являются солидарным тарифом, служит для обеспечения фиксированных выплат, остальные 16% являются индивидуальным тарифом из них не меньше 10% должны идти на формирование страховой части.

Такие деньги перечисляются в пенсионные балы, фиксируются на индивидуальном счете, суть их в том, что человек имеет право получать на них выплаты по достижению пенсионного возраста, который на сегодня законодательство определило в виде 60 лет для мужчин, 55 для женщин. также должен иметься страховой стаж.

Федеральный Закон 167 накопительная часть

Если говорить об об обязательном пенсионном страховании, пенсионные накопления являются совокупностью учтенных на индивидуальном лицевом счету средств (в специальной ее части), формируется только за счет внесенных взносов на накопительное финансирование, которые после поступления инвестируются в экономику допущенными до этого организациями. Важно знать, что для людей родившихся раньше 1967 г. такая пенсия не положена.

Условия получения этой части выплат, это достижение предусмотренного пенсионного возраста, с последующим обращением человека к страховщику для назначения такой выплаты. Эти деньги можно забрать полностью, причем сразу, установить срок, в течении которого средства будут выплачены, если человека постигнет преждевременная смерть, то вся эта часть трудовой пенсии достанется наследникам.

212 ФЗ или 167 ФЗ рассматривать

Указанные законы не взаимозаменяемые, каждый из них отвечает за разные вопросы, так ФЗ 167 определяет основы государственного пенсионного страхования, регулирует всевозможные правоотношения в сфере, устанавливает право каждого человека на пенсию. В то же время ФЗ №212 призван регулировать организационные отношения в РФ по исчислению, уплате различных взносов, причем не только в Пенсионный фонд, а и в ряд других страховых фондов, к трудовой пенсии не относящихся.

Можно сказать, что законодательство нуждается в данных документах для регулирования разных сфер права. Тем более законы друг другу не противоречат, ФЗ номер 167 действует вообще в полной гармонии с остальными законами, с которыми соприкасается, например, с законом о негосударственных фондах, о банкротстве, различным документам о тарифах. Совместим Федеральный Закон даже с «далеким» по смыслу документом, примером может служить Водный кодекс или закон об оценочной деятельности.

Если у вас еще есть вопросы на тему «167 ФЗ об обязательном пенсионном страховании» и вы хотите углубиться в детали и нюансы, вам стоит полистать «федеральный закон» в новом издании.

Обязан ли ИП, применяющий общий режим налогообложения и являющийся работодателем, уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период?


В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся:

- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ);

- индивидуальные предприниматели, которые в Законе N 212-ФЗ именуются в качестве плательщиков страховых взносов и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию (ч. 3 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).

В свою очередь, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) предусмотрено, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию, в частности, являются:

- лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ);

- индивидуальные предприниматели (пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ).

При этом п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ также определяет, что если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Таким образом, законодательство разделяет индивидуальных предпринимателей на две отдельные категории страхователей (смотрите также п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79, постановления ФАС Уральского округа от 27.07.2012 N Ф09-6662/12 по делу N А60-55184/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 05.07.2006 N Ф08-2847/06-1206А):

- индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам (являются страхователями по отношению к физическим лицам);

- индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы (являются страхователями по отношению к себе самим).


Так, из постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.05.2014 N Ф02-1810/14 по делу N А33-7709/2013 следует, что индивидуальный предприниматель, имеющий наемных работников, должен уплачивать страховые взносы по двум основаниям: как индивидуальный предприниматель, получающий доходы от предпринимательской деятельности ("за себя"), и как индивидуальный предприниматель, производящий выплаты физическим лицам ("за работников").

При этом исходя из терминологии Закона N 212-ФЗ факт произведения индивидуальным предпринимателем выплат и иных вознаграждений физическим лицом не выводит его из категории плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 14, п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.ч. 1.1 и 1.2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.

Так, согласно ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено ст. 14 Закона N 212-ФЗ:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Из ряда разъяснений Минфина России, представленных в письмах от 17.07.2015 N 03-11-11/41342, от 25.06.2015 N 03-11-11/36857, от 17.02.2015 N 03-11-11/7071, следует, что порядок расчета суммы страховых взносов в части уплаты 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, установленный ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, относится только к индивидуальным предпринимателям, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, и не распространяется на деятельность индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Отметим, что указанные письма Минфина России не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами.

Кроме того, следует иметь в виду, что органом, уполномоченным предоставлять разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, является Минтруд России, а не Минфин России (ч. 5 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 14.09.2009 N 731, Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610, смотрите также письма Минфина России от 02.03.2015 N 03-11-11/10791, от 29.12.2014 N 03-11-09/68180).

Так, Минтруд России в письме от 10.10.2014 N 17-4/ООГ-867 разъяснил, что исходя из положений Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы с сумм выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу своих работников (ст. 7 Закона N 212-ФЗ), а также обязаны уплачивать страховые взносы за себя в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном ст. 14 Закона N 212-ФЗ.

Отметим, что каких-либо исключений для индивидуальных предпринимателей, относящихся одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, в части уплаты страховых взносов в размере 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, в ст. 14 Закона N 212-ФЗ не предусмотрено.

В этой связи мы полагаем, что индивидуальный предприниматель, являющийся работодателем, в части страховых взносов, уплачиваемых "за себя" в Пенсионный фонд РФ, обязан уплачивать страховые взносы в размере 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Отметим также, что система налогообложения, применяемая индивидуальным предпринимателем, влияет лишь на порядок определения суммы дохода, указанного в ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ (ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ), но не на возникновение самой обязанности по уплате страховых взносов в размере 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Ознакомиться с текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, не затратив много времени на самостоятельный анализ, Вам поможет система ГАРАНТ.

Читайте также: