Страховой стаж учитывается при оценки пенсионных прав

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

08 августа 2014 15:12

В целях оценки пенсионных прав пенсионное законодательство предусматривает такие самостоятельные разновидности трудового стажа как страховой стаж и общий трудовой стаж. Указанные виды трудового стажа имеют различное предназначение. Так, страховой стаж необходим при определении права на трудовую пенсию.

Ведущий специалист-эксперт отдела организации назначения и перерасчета пенсий Азамат Яндиев в интервью корреспонденту Радио «Ангушт» Ибрагиму Мержоеву подробно рассказал, что такое страховой стаж.

Страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Страховой и трудовой стаж это разные понятия
Трудовой стаж — это продолжительность исключительно трудовой деятельности в течение жизни гражданина, которая осуществляется на основании трудового договора. При этом вид трудового договора (на постоянную, временную, сезонную, надомную работу) не оказывает влияния на включение данной работы в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Под иной деятельностью понимается выполнение работ или оказание услуг на основании заключения договора гражданско-правового характера. Данная деятельность также включается в страховой стаж при условии уплаты за указанный период страховых взносов.

Что включается в страховой стаж

В страховой стаж включаются (засчитываются): Периоды работы (иной деятельности), выполняющихся на территории РФ лицами, застрахованными соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании (далее — застрахованные лица) Периоды работы (иной деятельности), выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Иные периоды.
К иным периодам, включаемым в страховой стаж, относятся: период прохождения военной службы (другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих»);

- период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 3 лет в общей сложности;

- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессирован и впоследствии реабилитированных, и период отбывания этими лицами наказания в местах лишения свободы и в ссылке;

- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком инвалидом или за лицом, достигшим возраст 80 лет;

- период проживания супругов военнослужащих проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;

- период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические и иные представительства, а также консульские учреждения РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждаете» Правительством РФ, но не более 5 лет в общей сложности.

Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от и продолжительности), указанные выше.

Условия исчисления страхового стажа

Условие 1 Исчисление периодов работы (иной деятельности), а также иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Условие 2 В случае совпадения по времени периодов работы (иной деятельности), а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения (зачета) в страховой стаж период.

Условие 3 Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составила полный год.

Условие 4 Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности включается в страховой стаж независимо от уплаты за этот период обязательных платежей.

Условие 5 Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы (иной деятельности) и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, професссию (должность), основания их выдачи (приказы лицевые счета и другие документы).

Условие 6 Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в тон, случае, если не содержат основания для их выдачи

Условие 7 Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку

Условие 8 Запись о работе, внесенная в трудовую книжку (дубликат трудовой книжки) на основании решения комиссии по установлению стажа, рассматриваете наравне с записью, подтвержденной документам»

Условие 9 Суммарная запись о периодах работы, внесенная в трудовую книжку на основании документов, является подтверждением в отношении периода работы: после 14 декабря 1962г-если в трудовую книжку внесены конкретные записи о том, в какой организации, в какое время и на каких должностях работало застрахованное лицо до поступления в организацию, выдавшую трудовую книжку; до 14 декабря 1962 г. — независимо от того, содержатся ли в трудовой книжке указанные сведения.

Условие 10 Если помимо трудовой книжки представляются отдельные документы о работе за период до заполнения трудовой книжки, к которому относится суммарная запись, то весь страховой стаж, записанный общим итогом, должен быть подтвержден документами или в установленных случаях свидетельскими показаниями. Если в трудовой книжке не содержатся сведения о видах трудовой деятельности, которые должны были вноситься отдельной строкой, то периоды такой деятельности, подтвержденные дополнительным документом, принимаются наряду с суммарной записью.

Условие 11 Если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке.

Условие 12 В случае если в представленном документе о периодах работы (иной деятельности) и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующе го года, а если не указано число месяца, то таковы считается 15 число соответствующего месяца.

Условие 13 Годы, в течение которых гражданин являлся членов колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.

Одной из основных отмазок ПФ при отказе включать те или иные периоды иной общественно полезной деятельности зачастую являются пункт 3 и пункт 4 статьи 30 №173-ФЗ и по правде сказать я сам еще не до конца могу разложить по полочкам эти два пункта: 3 и 4 №173-ФЗ .

Но я печенкой чую что в этих пунктах скрыт какой то подвох, попробуем разобраться.

С одной стороны все доводы которые в защиту этих пунктов (якобы все надо рассчитывать в соответствии с этими пунктами) пытаются привести работники ПФ, выглядят убедительно но с другой стороны они достаточно запутанно выглядят и легко опровергаются.

ПФ и их союзники утверждают что по пункту 3 все периоды считаются в календарном порядке и только по пункту 4 в льготном.

  • Но во первых в пункт 3 ст. 30 №173-ФЗ не единого слова неговорится о службе в армии по призыву , в данном пункте в абзаце 22 лишь идет речь о:

"службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, . " .

Другими словами о той службе которая является профессией, службе в иных воинских формированиях и за которую выплачивалось полноценное денежное вознаграждение.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, .

  • Но также и абзац 26 пункт 4 ст. 30 №173-ФЗ гласит:

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, .

  • Но самое интересное что абзац 1 пункт 1 ст. 12 №173-ФЗ гласит:

Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа

1. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке .

  • Из всего выше изложенного следует что исчисление продолжительности любых периодов трудовой и/или иной общественно полезной деятельности производится вкалендарном порядке.
  • "Календарный порядок"исчисления это самостоятельнаяправовая норма применяемая только непосредственно к расчету размера трудового - страхового стажа .
  • А исчисление непосредственно размера пенсии осуществляется в соответствии с собственными правовыми нормами прописанными в законах отдельно.

И да, расчет - исчисление размера пенсии , в денежном выражении:

"оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал "

могут производиться по №173-ФЗ (об этом говорится в пункте 3 статьи 36 №400-ФЗ ). Но вот расчет самого размера страхового стажа в этом пункте (3 статьи 36 №400-ФЗ) не предусмотрен так как размер страхового стажа является иной правовой нормой.

  • Вместе с тем в пункте 4 ст. 36 №400-ФЗ говорится что:

"4. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону."

Другими словами условия и нормы старых законов (не противоречащих №400-ФЗ) необходимые для пенсионного обеспечения можно применять.
Однако, что касается Закона №173-ФЗ, то из содержания Закона №400-ФЗ, следует что можно применять лишь те нормы которые необходимы для вычисления размера, непосредственно, пенсии (ее конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал) .

То есть применять можно лишь формулы с помощью которых производятся математические действия при вычислении пенсионного капитала, валоризации, индексации и различные коэффициенты.

А правила исчисления размера трудового - страхового стажа это иная числовая производная. Так как "размер пенсии" и "размер страхового стажа" это две различные и каждая самостоятельные по себе правовые нормы .

Кроме этого в Законе №400-ФЗ отсутствует статья которая запрещала бы включение Службы в Армии по призыву в двойном размере при расчете размера страхового стажа . Ровно как и отсутствует статья которая обязывает Службу в Армии по призыву включать в страховой стаж в одинарном размере .

В силу выше изложенного можно с уверенностью утверждать:

что использование абзаца 8 статьи 94 Закона от 20.11.1990г. N 340-1 (который дает право считать армию по призыву в двойном размере), является правомерным при расчете страхового стажа .

К тому же данный абзац введен в действие Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ (на данный момент действующим законом )

  • Вместе с этим в Законе №400-ФЗ нет ни одного слова запрещающего, при оценка пенсионных прав застрахованных лиц, применять положения нескольких, различных законодательных актов одновременно (так, на пример, №173-ФЗ и Закона №340-1 а так же Закона №400-ФЗ).
  • Важно лишь что бы правовые нормы которые применяются в целях установление страховой пенсии не противоречили правовым нормам №400-ФЗ.

Мне кажется все выше изложенные доводы вполне могут сослужить добрую службу при защите в вопросе о включении в стаж армии в двойном размере.

Рассчитывая размер пенсии по ответам, которые ПФР предоставляет гражданам по их заявлениям, я иногда просто ужасаюсь.

С одной стороны, обычно всё написано так красиво и грамотно с их точки зрения, просто супер. С другой стороны так хитро завуалировано неправильное применения закона, что берет оторопь. Правильно, на то они и держат штат юристов, чтобы прикрывать то тут, то там, несоблюдение закона в том виде, как он написан. Очень уж любят они трактовать законы по своему усмотрению!

Вопросов задают люди огромное количество, но сегодня хочу отдельно остановиться на таком утверждении работников Пенсионного фонда о том, что они не учитывают стаж после 2002 года.

Думаю, Вы понимаете, что это профанация пенсионного законодательства, которая на мой взгляд заключается в следующем:

КОМУ НУЖЕН СТАЖ 2002-2014 ГОДОВ?

В первую очередь, конечно, тем, кто вышел на пенсию именно в эти годы, то есть полностью подпадает под действие 173ФЗ.

Понятно, что стаж до 2002 года года необходим всем для расчета пенсионного капитала, заработанного гражданином в течение действия 340-1-ФЗ, потому что тогда такого понятия, как пенсионный капитал просто не существовало.

А зачем же учитывать стаж 2002-2014 года, если в течение этого периода для определения размера страховой части пенсии учитываются только уплаченные страховые взносы, сведения о которых поступают в базу данных ПФР и там уже учитываются на лицевых счетах?

Постараюсь объяснить "на пальцах". Во-первых, одним из условий возникновения права на трудовую пенсию по старости по 173 ФЗ является наличие на дату достижения общеустановленного пенсионного возраста не менее 5 лет страхового стажа. Причем для тех, кто выходил в этом общеустановленном тогда возрасте 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин именно на пенсию по старости, именуемую нынче социальной, требовалось наличие только этого стажа. И, согласитесь, совершенно неважно, в какой период этот стаж был приобретен, до 2002 года или после. Совершенно понятно, что наличие пяти лет неважно в какой период приобретенного стажа, даст право (но все-таки даст) на назначение пенсии пусть и в минимальном размере.

Если человек обращался за назначением страховой (заработанной потом и кровью) пенсии по достижении возраста, установленного законом, стаж как до 2002 года, так и после все-таки давал право на различные преференции. Например, до 2002 года его стаж составил более 20 лет, если это женщина, или более 25 лет, если это мужчина. Тогда его Стажевый коэффициент СК должен быть повышен на 1 % за каждый год свыше этого стажа. Хочу обратить Ваше внимание на то, что это касается в первую очередь на тех, кто не имеет никаких льгот, то есть выходит на пенсию в общеустановленном возрасте.

173ФЗ как бы отменил значимость трудового стажа, обозвав его страховым, так как на величину страховой части назначаемой пенсии влияет только сумма уплаченных страховых взносов, которые индексируются, так же , как и пенсии. Пока действовал 173ФЗ, расчеты ПФР не содержали расчета количества пенсионных баллов вплоть до 2014 года, рассчитывалась страховая часть пенсии, к которой добавлялась фиксированная выплата, гарантированная государством, в результате чего высчитывался размер страховой пенсии конкретного гражданина. Размер социальной пенсии, думаю Вы знаете, устанавливается государством.

И вроде бы, причем тут стаж, если в этот период имеют значение только взносы.

А стаж, причем общий страховой стаж, приобретенный гражданином на дату обращения за пенсионным обеспечением по 173ФЗ напрямую влияет на увеличение или уменьшение той самой фиксированной выплаты.

Приведу полностью три пункта 14 статьи, и расскажу, как же это должно работать.

17. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона , увеличивается на 6 процентов. (подчеркнуто для досрочников)

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

19. В страховой стаж, указанный в пункте 17 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, предусмотренные подпунктами 1 (в части периода прохождения военной службы по призыву), 3 и 6 - 8 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В страховой стаж, указанный в пункте 18 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

На чем же нужно заострить внимание?

Эта норма была введена в 173 ФЗ федеральным законом от 2009 года № 213-ФЗ. Но применяться она начинает с 1 января 2015 года. Это установлено в ст. 37 ч.3 этого , 213-ФЗ,закона. С одной стороны с этой же даты - 1 января 2015 года - вступил в силу нынешний 400ФЗ, который отменил действие предыдущего пенсионного законодательства. Да, отменил, но только не в части применения норм расчета трудовых пенсий. А статья 14 - это как раз и есть та статья, которая имеет именно такое название "Размеры трудовых пенсий по старости". То есть во взаимодействии нового законодательства с предыдущим, нормы 173ФЗ, регулирующие исчисление пенсий действуют в части, не противоречащей 400ФЗ. Именно это и зафиксировано в 36 статье действующего законодательства, определяющий его вступление в силу, а именно:

ч. 3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

И, обратите внимание, исчисление не страховой части пенсии, а именно ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ. А трудовая пенсия по предыдущему закону как раз и состоит из страховой части и фиксированной выплаты, что зафиксировано в одной действующей на сегодняшний день статье 14 173го закона..

Получается, что на сегодняшний день из всех норм 173-ФЗ однозначно в соответствии с 400-ФЗ должны применяться и применяются, но в усеченном ПФР виде, нормы статей:

14. Размеры трудовых пенсий по старости

29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)

30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав

30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации

ВЫВОД - моё личное мнение:

Те, кто вышел на пенсию в период действия 173 ФЗ, имея большой страховой стаж (больше 25 лет для женщин, и больше 30 лет для мужчин) имеют полное право на применение с 1 января 2015 года нормы статьи 14, зафиксированной в п. 17 на увеличение фиксированной выплаты на 6% за каждый год сверх указанного ( 25 и 30 лет )общего страхового стажа.

Остаётся висеть в воздухе такой вопрос: а те, кто вышел на пенсию до введения в действие 173-ФЗ, имеют право на такое же увеличение фиксированной выплаты. А это мы попробуем разобрать, получив ответ из ПФ о том, как рассчитаны пенсии моих родителей. Думаю, это будет нескоро.

В следующей статье я расскажу о жизненной ситуации одной из моих подписчиц, которой ПФР ухитрился применить понижающий коэффициент при расчете пенсионного капитала аж два раза.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу.А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в этой и предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.

Люди, работающие неофициально, часто слышат от своих знакомых, что лучше быть официально работающим. Подобное мнение обуславливается накоплением страхового стажа, напрямую влияющего на величину пенсионных выплат. Проверить его можно как по СНИЛС, так и через ПФР.

Страховой стаж – что это такое

Бесплатно по России


Данный показатель представляет собой сумму периодов работы гражданина на протяжении жизни, за которые делались отчисления.

Он накапливается лишь тогда, когда работодатель уплачивает взносы. Для этого нужно быть официально трудоустроенным.

Если гражданин не работает, так как является безработным, болеет, ухаживает за малышом, данные периоды не засчитываются.

С 01.01.2015 г. величина страхового пенсионного обеспечения зависима от индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). ИПК – суммарные баллы, которые были начислены россиянину за весь период его трудовой деятельности. Начисление ИПК производится каждый год. Если россиянин не был трудоустроен, то и начисления ИПК не происходит.

Тут можно заметить, как выработка влияет на пенсионные выплаты. Чем больше выработка россиянина, тем большее количество ИПК он получит. Если до 2015 г. величина пенсионных выплат сильнее зависела от размера страховых отчислений, которые наниматели уплачивали в Пенсионный фонд за сотрудника, то сегодня пенсия больше зависит от количества ИПК. Чем выше была зарплата россиянина и чем больше лет от проработал, тем больше ИПК накопится.

Какой нужен для выхода на пенсию

После проведения пенсионной реформы 2015 г., условия оформления страхового пенсионного обеспечения по возрасту ужесточились. Если до 2002 г. оформление пенсионных выплат не имело зависимости от выработки, то, когда начал действовать законопроект «О трудовых пенсиях», страховые пенсионные выплаты стали оформлять лишь при наличии хотя бы пятилетней выработки.

Чтобы уйти на пенсию в 2019 г., требуется накопить минимум десятилетнюю выработку. Раз в 12 месяцев данный показатель станет повышаться на единицу, вплоть до 2025 г.

От того, насколько активно гражданин занимался трудовой деятельностью до выхода на пенсию, зависит, будет ли ему назначена страховая пенсия, каков будет размер выплат. При этом выработка необходима для подсчета как пенсионного обеспечения, так и пособий по неработоспособности.

В зависимости от его длительности, величина пособия по нетрудоспособности может равняться:

  • 60 процентам от средней зарплаты;
  • 80 процентам;
  • 100 процентам.

Порядок расчета периодов трудовой деятельности для обоих случаев разнится, зависит от рассматриваемых периодов. Для оформления и расчета пенсионного обеспечения выделяют общий и специальный страховой стаж.


Различия страхового стажа и трудового

Общий страховой стаж также называется трудовым. Он равняется длительности периодов трудовой деятельности россиян, во время которых работодатель делал отчисления в ПФР. При этом трудовая деятельность гражданина должна быть зафиксирована в трудовой книжке, оформляемой на каждого трудоустроенного сотрудника. По ней возможно посчитать длительность трудового стажа для подсчета оформляемой пенсии по старости.

Трудовой стаж отличается от страхового тем, что включает в себя исключительно те периоды, которые человек был официально трудоустроен. В страховой стаж еще входят периоды, отличающиеся от официального трудоустройства.

Какие периоды входят

Итак, было установлено, что в страховой стаж обязательно входят периоды официального трудоустройства гражданина. Также в него засчитываются периоды, когда россиянин:

  • служил в армии;
  • получал пособие, так как был временно нетрудоспособен;
  • ухаживал за сыном/дочерью, при этом ребенок не достиг полутора лет;
  • получал пособие безработным, выполнял оплачиваемые общественные работы, переезжал в другой населенный пункт, чтобы трудоустроиться по направлению от центра занятости;
  • сидел в тюрьме, но при этом сумел доказать собственную невиновность и то, что его необоснованно заключили под стражу;
  • ухаживал за лицом с инвалидностью 1-й категории, несовершеннолетним с инвалидностью, лицом престарелого возраста (более 80 лет);
  • жил в населенном пункте, где не мог трудоустроиться максимум 5 лет (для супруг военных);
  • проживал в иностранном государстве максимум 5 лет (для мужей/жен россиян, которые работают в диппредставительствах и посольствах России).
  • учеба в высших учебных заведениях, но есть ограничения.

Перечисленные периоды засчитываются в выработку, если до и после них гражданин хотя бы 1 день был официально трудоустроен.


Как узнать по СНИЛС и в ПФР свой период

Людям, желающим проверить свой страховой стаж, самоличное посещение учреждения Пенсионного фонда кажется наиболее сложным методом. Однако если онлайновые сервисы почему-либо недоступны, то придется идти в ПФР. Необходимо захватить с собой паспорт, СНИЛС. После того, как ваша личность будет подтверждена, работник ПФР поможет составить ходатайство на запрос информации. Ответа придется ждать примерно 10 суток.

Люди, предпочитающие использовать интернет, а не ходить по государственным учреждениям, могут проверить свою выработку посредством сайта государственных услуг либо веб-сайта Пенсионного фонда РФ.

Для того чтобы получить сведения, требуется зарегистрироваться на портале госуслуг, осуществить заполнение анкеты. Понадобится написать:

  • данные паспорта;
  • дату рождения;
  • телефонный номер;
  • СНИЛС.

Кроме заполнения анкеты, нужно выполнить верификацию. Сделать это можно в подразделении Пенсионного фонда, через почтовое отделение, посредством универсальной электронной карты. Сделать это нужно один раз, чтобы в дальнейшем иметь беспрепятственный доступ ко всем государственным услугам.

Выберите соответствующую услугу, заполните специальную форму. Сведения, которые вы запрашиваете, размещены на серверном оборудовании Пенсионного фонда, поступят к вам после проверки.

Страховой стаж по СНИЛС также можно проверить через сайт ПФР:

  1. Войдите в свой профиль, используя данные с сайта госуслуг.
  2. Выберите услугу, после этого вам будут показаны сведения о накопленном стаже.

Кроме того, вы увидите количество ИПК.

Также сведения по личному страховому стажу каждый гражданин может получить по месту работы. Отдел кадров или иное подразделение выдает документ на основании данных из трудовой книжки.

Образец справки о трудовом стаже:


Как рассчитать

Порядок расчета страхового стажа регламентируется ст. 13 ФЗ номер 400. В нем предусматривается следующее:

  • расчет производится по календарному принципу;
  • самозанятые либо работающие по контракту с физлицом граждане накапливают стаж, если уплачивали отчисления в Пенсионный фонд;
  • если гражданин оформил пенсионное обеспечение в другой стране, использовав определенные периоды трудовой деятельности, то в России эти периоды больше нельзя применять;
  • люди, которые имеют стаж, полученный до изменений 2015 г., вправе решить, как рассчитывать его – по новым законам либо по старым.

Периоды трудовой деятельности после внедрения индивидуального учета и СНИЛС подлежат автоматическому подтверждению на основе информации, которая зафиксирована на лицевом счете россиянина.

Формула подсчета элементарная. Все периоды, которые можно засчитать в выработку, складываются. Полученный результат и будет страховым стажем.

Пример расчета

Анна была официально трудоустроена 20 лет. За период трудовой деятельности она родила 2 детей, с каждым из которых была в декрете 36 месяцев.

После этого Анна стала индивидуальным предпринимателем и проработала в качестве ИП 7 лет. При этом из этих 7 лет она 2 года работала по совместительству.

Ее выработка будет рассчитываться так:

  1. Выработка при уходе за ребенком засчитывается лишь 1-е полтора года. За 2 декретных отпуска Анна накопила 3 года стажа.
  2. Если человек трудится по совместительству, являясь индивидуальным предпринимателем, выработка не засчитывается, так как нет перечислений в ПФР.
  3. Суммируем разность 20 и 3 с разностью 7 и 2. В результате получается, что Анна накопила 22 года выработки.

Главным документом, который подтверждает периоды труда, до сих пор считается трудовая книжка. Информация, отраженная в документе, проверяется сотрудниками Пенсионного фонда РФ и учитывается при расчете стажа (если работодатель делал отчисления в ПФР). Если гражданин удовлетворяет требованиям к минимальному стажу, то ему назначается страховое пенсионное обеспечение, размер которого зависит от продолжительности трудовой деятельности и заработка.

Полезное видео

В видео — небольшая наглядная инструкция о том, как узнать свой страховой стаж посредством интернет-ресурсов:

Одним из оснований ПФ при отказе включать те или иные периоды иной общественно полезной деятельности зачастую являются пункт 3 и пункт 4 статьи 30 №173-ФЗ, давайте разложим по полочкам эти два пункта: 3 и 4 №173-ФЗ.


С одной стороны все доводы которые в защиту этих пунктов (якобы все надо рассчитывать в соответствии с этими пунктами) пытаются привести работники ПФ, выглядят убедительно но с другой стороны они достаточно запутанно выглядят и легко опровергаются.

ПФ и их союзники утверждают что по пункту 3 все периоды считаются в календарном порядке и только по пункту 4 в льготном.

• Но во первых в пункт 3 ст. 30 №173-ФЗ не единого слова не говорится о службе в армии по призыву, в данном пункте в абзаце 22 лишь идет речь о:

"службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, . " .

Другими словами о той службе которая является профессией, службе в иных воинских формированиях и за которую выплачивалось полноценное денежное вознаграждение.

• И хотя в абзаце 26 пункта 3 ст. 30 №173-ФЗ говорится:

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, .

• Но также и абзац 26 пункт 4 ст. 30 №173-ФЗ гласит:

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, .

• Но самое интересное что абзац 1 пункт 1 ст. 12 №173-ФЗ гласит:

Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа

1. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

• Из всего выше изложенного следует что исчисление продолжительности любых периодов трудовой и/или иной общественно полезной деятельности производится в календарном порядке.

• "Календарный порядок" исчисления это самостоятельная правовая норма применяемая только непосредственно к расчету размера трудового - страхового стажа.

• А исчисление непосредственно размера пенсии осуществляется в соответствии с собственными правовыми нормами прописанными в законах отдельно.

И да, расчет - исчисление размера пенсии, в денежном выражении:

"оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал"

могут производиться по №173-ФЗ (об этом говорится в пункте 3 статьи 36 №400-ФЗ). Но вот расчет самого размера страхового стажа в этом пункте (3 статьи 36 №400-ФЗ) не предусмотрен так как размер страхового стажаявляется иной правовой нормой.

• Вместе с тем в пункте 4 ст. 36 №400-ФЗ говорится что:

"4. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону."

Другими словами условия и нормы старых законов (не противоречащих №400-ФЗ) необходимые для пенсионного обеспечения можно применять.

Однако, что касается Закона №173-ФЗ, то из содержания Закона №400-ФЗ, следует что можно применять лишь те нормы которые необходимы для вычисления размера, непосредственно, пенсии (ее конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал) .

То есть применять можно лишь формулы с помощью которых производятся математические действия при вычислении пенсионного капитала, валоризации, индексации и различные коэффициенты.

А правила исчисления размера трудового - страхового стажа это иная числовая производная. Так как "размер пенсии" и "размер страхового стажа" это две различные и каждая самостоятельные по себе правовые нормы.

Кроме этого в Законе №400-ФЗ отсутствует статья которая запрещала бы включение Службы в Армии по призыву в двойном размере при расчете размера страхового стажа. Ровно как и отсутствует статья которая обязывает Службу в Армии по призыву включать в страховой стаж в одинарном размере.

В силу выше изложенного можно с уверенностью утверждать:

что использование абзаца 8 статьи 94 Закона от 20.11.1990 г. N 340-1 (который дает право считать армию по призыву в двойном размере), является правомерным при расчете страхового стажа.

К тому же данный абзац введен в действие Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ (на данный момент действующим законом)

• Вместе с этим в Законе №400-ФЗ нет ни одного слова запрещающего, приоценка пенсионных прав застрахованных лиц, применять положениянескольких, различных законодательных актов одновременно (так, на пример, №173-ФЗ и Закона №340-1 а так же Закона №400-ФЗ).

• Важно лишь что бы правовые нормы которые применяются в целях установление страховой пенсии не противоречили правовым нормам №400-ФЗ.

1. Может ли быть произведено удержание из пенсии излишне выплаченных сумм пенсии при отсутствии вины пенсионера?

2. Иностранцы, постоянно проживающие в РФ, являются субъектами общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения.

3. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет может быть включен в общий трудовой стаж.

4. Страховой стаж учитывается при оценке пенсионных прав.

5. При отсутствии трудовой книжки, в подтверждение трудового стажа можно принять письменные трудовые договоры.

6. Стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица, подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

7. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

8. При определении расчетного размера пенсии учитывается общий трудовой стаж.

9. Одним из условий назначения трудовой пенсии по инвалидности является наличие 1 года страхового стажа.

10. Наиболее тяжелой степенью инвалидности является инвалидность I группы (III степени).

11. Отец умершего кормильца, достигший возраста 55 лет, имеет право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

12. Бабушка умершего кормильца, осуществляющая уход за 12-летним ребенком умершего кормильца и не работающая, имеет право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

13. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца (достаточно 1 дня).

14. Для перерасчета размера пенсии не требуется получения согласия пенсионера.

15. Работающим пенсионерам трудовая пенсия не выплачивается.

16. Выплата трудовой пенсии может быть приостановлена при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в орган Государственной службы медико-социальной экспертизы.

17. Пенсионер не обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии.

18. Удержания из трудовой пенсии могут быть произведены только на основании решения суда.

19. Одним из условий назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим является наличие не менее 25 лет стажа государственной службы.

20. Среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных служащих, ничем не ограничивается.

21. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, пенсионное обеспечение производится на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении».

22. Участники Великой Отечественной войны имеют право на одновременное получение двух пенсий.

23. Дети-инвалиды имеют право на одновременное получение социальной пенсии и трудовой пенсии по инвалидности.

24. Пенсия за выслугу лет и по старости назначаются пожизненно.

25. Женщина, обучающаяся на очном отделении института, имеет право на пособие по беременности и родам.

26. В случае рождения одновременно двух детей выплачивается только одно единовременное пособие при рождении ребенка.

27. Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается с момента достижения ребенком возраста полутора лет.

28. Граждане, не достигшие 16-летнего возраста, могут быть признаны безработными.

29. Получателями пособия на погребение являются граждане, не воспользовавшиеся услугами по погребению.

Ответы на тесты:

с ответами по выбору:

Тесты с ответом «Да» или «Нет»:

Рекомендуемые нормативно-правовые акты:

1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный СССР18 сентября 1973 года. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 год, №17).

2. Рекомендация МОТ №165 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями, 1981 год. («Международная Организация Труда. Конвенции и резолюции» Издательство Международного Бюро Труда. Женева. 1991 год, том 2. - Стр. 1963-1969;).

3. Конвенция МОТ №128" 0 пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца", 1968 год. (Международная Организация Труда. Конвенции и резолюции» Издательство Международного Бюро Труда. Женева. 1991 год, том 2, стр. 1531- 1551).

4. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года. (Собрание законодательства РФ, 1995 год, №48, ст. 4555), п. 39, №40, С.14

6. Конвенция о правах ребенка, 1989 год. (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 год).

7. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. Ст. 7, 33, 37, 38, 39, 41,45,46,53.

11. Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

12. Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

13. Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

14. Федеральный Закон от 06 марта 2001г. N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ»;

15. Федеральный Закон от 04 марта 2002г. N 21-ФЗ “О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией”;

16. Федеральный Закон от 24 июля 2002г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»

17. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июня 1992 года;

18. Закон РФ от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции Федерального закона от 01.06.99г. N 110-ФЗ;

19. Закон РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», раздел У1, ст. 28, 29;

20. Закон РФ от 20 мая 1993 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

21. Закон РФ от 22 июля 1993 г. «Об охране здоровья граждан». (Ведомости РФ. 1993г. №33. Ст. 1318).

22. Федеральный Закон «О ветеранах» от 02.01.2000г. N 40-ФЗ.

23. Федеральный Закон от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

24. Федеральный Закон от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы РФ», ст. 20;

25. Федеральный Закон от 19 августа 1995 года «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

26. Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

27. Федеральный Закон от 10 декабря 1995г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;

28. Федеральный Закон от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», в редакции Федерального Закона от 25.10.2001г. N 138-ФЗ;

29. Закон РФ «О занятости населения в РФ». в редакции Федерального закона РФ. от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ;

30. Федеральный Закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996г.;

31. Федеральный Закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27.11.2001г N.155.

32. Постановление Правительства РФ от 14 марта 2002г. N 141 “О некоторых вопросах реализации Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в РФ”;

33. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. №498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год»;

34. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ»;

35. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ»;

36. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. №555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»;

37. Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»;

38. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации»;

39. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 1995 года «0б утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда, пребывающим в отставке»;

40. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 года «0 порядке признания граждан инвалидами»;

41. Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными Законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденный постановлением Минтруда и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 16/19 па;

42. Правила обращения за пенсией, назначения и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденные постановлением Минтруда и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб.

Читайте также: