Суть выплатного закона о пенсиях

Извлечения из правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии

(утверждены приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 885н)

Настоящие Правила определяют порядок выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), доли страховой пенсии по старости в соответствии, а также накопительной пенсий и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, организации их выплаты, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, определения излишне выплаченных сумм пенсии.

Действие настоящих Правил распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым установлены пенсии (далее - пенсионер).

Порядок обращения за выплатой и доставкой пенсии

Заявления пенсионеров, а также другие документы (сведения), необходимые для выплаты и доставки пенсий, могут быть представлены пенсионером лично, через представителя, в том числе путем направления их по почте, либо при наличии письменного согласия пенсионера через его работодателя.

Заявления пенсионеров (их законных представителей) могут быть поданы непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства при наличии соглашения о взаимодействии между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и МФЦ и при условии, что подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ, установленным соглашением.

Обращение за выплатой и доставкой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационную систему ПФР "Личный кабинет застрахованного лица".

Порядок выплаты пенсии

Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц.

Выплата пенсии производится территориальным органом ПФР по месту нахождения выплатного дела.

В случае проживания пенсионера в организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации, стационарной организации социального обслуживания или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом нахождения его выплатного дела является территориальный орган ПФР по месту нахождения этой организации.

Для пенсионера, осужденного к лишению свободы, местом нахождения его выплатного дела является территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения.

Изменение персональных данных пенсионера в лицевом счете производится на основании заявления пенсионера об изменении его персональных данных и документов, подтверждающих изменение этих данных.

Добровольное согласие на возмещение излишне полученных сумм пенсии оформляется соответствующим заявлением пенсионера, которое приобщается к его выплатному делу. При этом удержание из установленной пенсии производится в размере, определенном пенсионером, в том числе превышающем 20 процентов пенсии.

Доставка пенсии производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий (далее - организация, осуществляющая доставку), с которыми территориальным органом ПФР заключены договоры, типовые формы которых утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - договор).

Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и уведомить об этом территориальный орган ПФР путем подачи заявления о доставке пенсии в территориальный орган ПФР, который организует доставку пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом территориальный орган ПФР дает пенсионеру разъяснения об организациях, осуществляющих доставку, с которыми этим территориальным органом ПФР заключены договоры.

В случае выбора пенсионером организации, осуществляющей доставку, с которой у территориального органа ПФР договор не заключен, рассмотрение заявления пенсионера о доставке пенсии приостанавливается до заключения договора между территориальным органом ПФР и выбранной пенсионером организацией, осуществляющей доставку, но не более чем на три месяца. При этом в заявлении о доставке пенсии пенсионером указывается организация, осуществляющая доставку, которая будет доставлять ему пенсию на период заключения договора. При отказе организации, осуществляющей доставку, выбранной пенсионером, от заключения договора с территориальным органом ПФР территориальный орган ПФР информирует об этом пенсионера, а также сообщает о необходимости выбора организации, осуществляющей доставку, с которой территориальным органом ПФР заключен договор.

Доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В том случае, если законным представителем пенсионера является организация или учреждение, в которой он проживает, то доставка пенсии может осуществляться путем ее перечисления на счет этой организации или учреждения либо через кредитную организацию.

Доставка пенсии осужденному к лишению свободы производится исправительным учреждением в порядке, определенном статьей 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации с соблюдением условий статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

По желанию пенсионера доставка пенсии может производиться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Начисленные суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце, в том числе и за прошедшее время, и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, выплачиваются в порядке, определенном частью 3 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях". При этом круг лиц, имеющих право на получение указанных сумм, определяется в соответствии с перечнем лиц, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", без учета условия, определяющего право на пенсию по случаю потери кормильца.

Выплатное дело, сформированное на каждого пенсионера, хранится в территориальном органе ПФР по месту получения пенсии.

При смене пенсионером места жительства в пределах Российской Федерации выплата пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по новому месту жительства или месту пребывания либо по месту фактического проживания, подтвержденному заявлением пенсионера и документами, предусмотренными частью 5 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В случае утраты выплатного дела территориальный орган ПФР принимает меры к его восстановлению в соответствии с порядком ведения пенсионной документации.

Контроль за организацией выплаты пенсии

Выплата пенсии производится в течение срока, на который она назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган ПФР приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Приостановление выплаты пенсии по случаю потери кормильца вследствие достижения лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет, либо истечения после достижения им возраста 18 лет срока обучения, указанного в документе организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, производится после достижения указанным лицом возраста 18 лет при отсутствии в распоряжении территориального органа ПФР документов, подтверждающих обучение по очной форме в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения.

Приостановление выплаты пенсии вследствие истечения срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство) производится по истечении срока действия указанного документа.

Приостановление выплаты пенсии вследствие выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, производится при поступлении в распоряжение территориального органа ПФР документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и при отсутствии документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства.

Приостановление выплаты пенсии вследствие выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор о социальном (пенсионном) обеспечении (страховании), производится при поступлении в распоряжение территориального органа ПФР документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и при отсутствии заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации.

Возобновление выплаты пенсии производится на основании заявления пенсионера, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 24 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Выплата пенсии прекращается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Прекращение выплаты пенсии, произведенное на основании заявления пенсионера об отказе от получения назначенной пенсии либо заявления пенсионера о прекращении выплаты пенсии по другим основаниям, предусмотренным статьей 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также документов об обстоятельствах, свидетельствующих об утрате пенсионером права на пенсию, или документов о смерти пенсионера, поступивших в распоряжение территориального органа ПФР, оформляется решением территориального органа ПФР.

Выплата пенсии восстанавливается в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих обстоятельства, дающие право на восстановление выплаты пенсии.

Доставка пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при соблюдении условия, предусмотренного частью 19 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", если в течение соответствующего года пенсионер не получал пенсию лично. В том случае, если пенсия выплачивается по месту фактического проживания, данный факт подтверждается письменным заявлением пенсионера о проживании по конкретному адресу.

Порядок определения излишне выплаченной суммы пенсии

Суммы пенсии, излишне выплаченные либо своевременно не выплаченные пенсионеру за прошедшее время в связи с ошибкой, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, определяются за весь период, в течение которого выплата пенсии пенсионеру производилась неправомерно.

Излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях", определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.

В случае если обстоятельство, являющееся основанием для прекращения (приостановления) выплаты пенсии, о наступлении которого пенсионером не было своевременно сообщено в территориальный орган ПФР, было устранено в месяце, в котором указанное обстоятельство возникло, пенсия за период с даты возникновения указанного обстоятельства по дату его устранения является излишне выплаченной.

Факт обнаружения излишне выплаченной суммы пенсии и ее размер оформляется территориальным органом ПФР по форме, предусмотренной порядком ведения пенсионной документации.

Порядок доставки пенсии через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсии

Территориальный орган ПФР организует доставку пенсии через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсии, на основании заявления пенсионера.

В пределах периода доставки пенсии каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки пенсии (далее - график).

Доставка пенсии за выходные или праздничные дни может быть произведена досрочно в пределах текущего месяца и не ранее чем за три дня до наступления даты получения пенсии, установленной по графику.

В том случае, если пенсионер не получил пенсию согласно графику, ее доставка может быть произведена после этой даты в течение периода доставки пенсии либо в другое время .

Доставка пенсии по доставочному документу, представленному территориальным органом ПФР для доставки пенсии вне графика, производится не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления этого доставочного документа в организацию почтовой связи (иную организацию, занимающуюся доставкой пенсии).

Факт получения пенсии пенсионером удостоверяется в доставочном документе подписями пенсионера (представителя) и работника, производившего доставку пенсии, и подтверждается отчетными данными организации почтовой связи (иной организацией, занимающейся доставкой пенсии).

Если пенсионер вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться в получении суммы пенсии, по его просьбе и в его присутствии за получение сумм пенсии может собственноручно подписаться родственник или другое лицо, предъявив документ, удостоверяющий личность. Соответствующая запись с указанием причин, в силу которых пенсионер не мог подписаться собственноручно, вносится в доставочный документ.

Порядок доставки пенсии через кредитные организации

Территориальный орган ПФР организует доставку пенсии через кредитную организацию на основании письменного заявления пенсионера.

Кредитная организация доставляет пенсию на счет по вкладу, счет банковской карты, номинальный счет (далее - счет) на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится кредитной организацией в день поступления в кредитную организацию средств от территориального органа ПФР, но не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. Сроки перечисления денежных средств для выплаты пенсий определяются территориальным органом ПФР по согласованию с кредитной организацией.

Зачисление сумм пенсий на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии

Территориальный орган ПФР вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В процессе проверки документов (сведений), представленных для выплаты пенсии, территориальный орган ПФР проводит визуальную проверку этих документов (сведений) на наличие в них всех необходимых реквизитов, а также проверку соблюдения правил их оформления, установленных законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган ПФР по факту необоснованной выдачи документов (представления сведений), а также представления документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, содержащих недостоверные сведения, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

Каждый гражданин Российской Федерации, который на протяжении определенного времени осуществлял трудовую деятельность на территории страны, имеет право на получение материального обеспечения в старости в форме пенсии.

При этом следует отметить, что понятие «пенсия» необходимо толковать значительно более расширительно, поскольку к ней относятся не только выплаты денежных средств по факту достижения преклонного возраста, но и по некоторым иным основаниям. В их число входят инвалидность и потеря кормильца.

Бесплатно по России

Вопросы, связанные с особенностями назначения и выплатами средств пенсионного обеспечения, имеют нормативно-правовое регулирование. Так, на протяжении почти 14 лет пенсии в России выплачивались по правилам, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ. В 2015 году на смену ему пришел новый нормативный акт – Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, положения которого в большей степени отражают современные реалии.

Несмотря на это, правовая конструкция ФЗ № 400 во многом построена на положениях предшествующего закона, в этой связи анализ последнего имеет важное значение для понимания эволюции пенсионной системы страны в целом.

Основные понятия и общие положения 173 ФЗ

Сфера применения рассматриваемого федерального закона была ограничена отношениями, возникающими по поводу трудовых пенсий, под которой, согласно ст. 2 данного документа, следует понимать ежемесячную денежную выплату компенсаторного характера, выплачиваемую гражданам при достижении определенного возраста.

Тут же следует отметить, что трудовая пенсия непосредственно связана с особенностями профессиональной деятельности гражданина. Иными словами, размер пенсии и основания для ее назначения зависят от того, имел ли гражданин стаж трудовой детальности.

Ст. 1 ФЗ о трудовых пенсиях указывает на то, что выплаты государственных и военных пенсий не входят в сферу регулирования данного нормативного акта.

Статья 2 данного закона вносит понятие «страховой стаж», под которым следует понимать те периоды, когда за работника производились отчисления страховых взносов в систему ОПС. Страховой стаж станет основополагающим параметром, используемым при начислении пенсии по 400-ФЗ в последующем.

Кроме этого, отдельно следует выделить понятие «пенсионные накопления», которое выражало объем пенсионных прав граждан в целом. В новом законе пенсионные накопления, которые формируют страховую часть пенсии, выражены в баллах.

Кто имеет право на трудовые пенсии

В соответствии с рассматриваемым законом правом на получение трудовых выплат могут воспользоваться граждане РФ, которые имеют на то основания. Под последними следует понимать, в первую очередь, утрату трудоспособности по различным причинам, как то: достижение возраста выхода на отдых, заболевание или травма, не позволяющая осуществлять трудовую деятельность.

Кроме этого, отдельно следует выделить лиц, находившихся на иждивении умерших, но ранее трудившихся граждан. Они могли рассчитывать на выплаты им трудовой пенсии по утрате кормильца.

Закон предусматривал, что право на получение данного вида материального обеспечения может возникнуть не только у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, но и у иностранцев, а также апатридов, но при соблюдении ряда условий.

Категории лиц, имеющих право на трудовые пенсионные выплаты, установлены статьей 3 данного ФЗ.

В общем, схожие положения действуют и в современном законе «О страховых пенсиях».

Право на выбор пенсии по закону

На практике часто возникают случаи, когда у гражданина возникает право на получение выплат сразу по нескольким основаниям. Здесь следует отметить, что статья 4 рассматриваемого ФЗ предусматривала возможность выбора того или иного вида обеспечения.

Дело в том, что пенсии по различным основаниям могут иметь разный размер, в этой связи граждане, как правило, выбирали тот вид выплат, который по факту был наибольшим в материальном выражении.

Какие виды трудовых пенсий прописаны в ФЗ № 173

Статья 5 рассматриваемого федерального закона содержала в себе перечень видов выплат. Их три:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Ст.ст. 7-9 устанавливали основания, по которым производятся данные выплаты. Разберем их подробнее.


По старости

В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.

Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу. Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.

В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.

По инвалидности

Согласно статье 8 ФЗ № 173 выплаты по инвалидности могут получать лица, которые в установленном порядке (по итогам экспертизы) признаны инвалидами той или иной группы. При этом важным обстоятельством при назначении материального обеспечения данного типа выступает то, что нетрудоспособное лицо должно иметь хотя бы минимальный трудовой стаж.

По потере кормильца

Статья 9 рассматриваемого ФЗ гласит, что правом на ее получение могут воспользоваться лица, которые находились на иждивении умершего, ранее работавшего гражданина. При этом они не должны быть трудоспособными. Как правило, к их числу относят: детей, супругов, родителей, иных родственников погибшего кормильца.

Выбор выплаты

Гражданин, у которого возникло право сразу на несколько видов выплат в рамках действующего на тот момент закона, вправе выбрать любую из них, исходя из собственных интересов.

Финансирование

Вопросы, связанные с источником средств для выплат, рассматривались в статье 6 данного федерального закона. Так, п. 1 ст. 6 гласил, что порядок финансирования частей трудовой пенсии прописывается в нормах Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме этого, отдельно был вынесен порядок установления накопительной части. Законом была установлена специальная часть индивидуального лицевого счета, на которой аккумулировались денежные средства в счет формирования накопительной части. Выплата же данной части пенсии могла быть произведена только при наличии на счете денежных средств (п. 3, ст. 6).

Система финансирования не была в достаточной мере эффективной, что, в конечном итоге, и привело к принятию нового закона, где эти вопросы решены в несколько ином ключе.

Что говорится в статье 7 ФЗ 173

Статья 7 рассматриваемого федерального закона устанавливала показатель пенсионного возраста в стране. Согласно этой норме правом на пенсию могли воспользоваться граждане, достигшие возраста 55 (жен.) и 60 (муж.) лет.

Кроме этого, существовало обязательное требование о наличии страхового стажа, составляющего не менее 5 лет.

Стаж и периоды, которые засчитываются

Как было указано выше, для того, чтобы рассчитывать на трудовую пенсию по старости, необходимо было иметь не менее 5 лет страхового стажа. В то же время минимальный стаж нужен был для назначения обеспечения инвалидам и лицам, находившимся на иждивении у умершего кормильца.

В соответствии со статьей 10 данного нормативного акта в страховой стаж входят периоды, когда трудящийся был занят непосредственно исполнением своих трудовых обязанностей, в рамках установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени и графика работы. При этом важным условием являлось то, что работодатель осуществлял взносы в пенсионный фонд на цели ОПС.

В целом, данное положение актуально и на сегодняшний момент.

В статье 11 содержится перечень периодов, которые также входят в стаж при условии, что работник не был непосредственно занят исполнением своих прямых обязанностей.

К ним, кроме прочего относится:

  • военная и приравненная к ней служба;
  • отпуск по БиР и по уходу за ребенком;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • отпуска основные и дополнительные.

Следует отметить, что перечень нестраховых периодов в современном законе № 400-ФЗ значительно сокращен и урезан. К примеру, это касается военной службы по призыву.


Досрочная трудовая пенсия

Нормы рассматриваемого федерального закона устанавливали, что некоторые работники вправе выйти на отдых значительно раньше установленного возраста. Перечень льготников, содержащийся в статье 27 данного федерального закона, довольно обширен.

Здесь же приведем часть льготных категорий:

  • работники вредных производств;
  • лица, трудившиеся в тяжелых северных климатических условиях;
  • педагоги;
  • медработники;
  • представители творческих профессий.

Новый закон также предусматривает подобного рода льготы, однако, в большинстве случаев, по факту работники будут все же выходить на отдых на 5 лет позже, чем раньше.

Важные моменты 30 статьи

Статья 30 рассматриваемого правового документа устанавливала методику конвертации пенсионных прав граждан, которые осуществляли трудовую деятельность до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, параметр которого можно использовать в целях данного закона.

Последний же подлежал процедуре валоризации, то есть некоторой переоценке с учетом новых реалий, в которых оказалась экономика и социальная сфера страны. Подробно о валоризации и соответствующих методиках расчета прописано в ст. ст. 30.1 – 30.3 данного закона.

Расчет трудовых пенсий по закону

Формулы и методики расчета трудовых выплат разных типов приводились в ст. ст. 14-17.2.

Так, статья 14 устанавливала порядок расчета трудовой пенсии по старости при помощи формулы:

СЧтп = ПК/Т+Б, где:

ПК – расчетный пенсионный капитал (некий аналог современного ИПК).

Т – примерный срок выплаты пенсии (срок дожития), составляющий, по общему правилу, 228 месяцев.

Б – базовый размер пенсии, устанавливаемый государством.

Важно! Расчет иных видов пенсии производится по аналогичной методике, однако с другими переменными.

Что положено лицам, выезжающим на ПМЖ в другое государство

Статья 24 устанавливает формы реализации пенсионных прав граждан, которые убывают на ПМЖ заграницу. Так, они могут получать свою пенсию и там.

При этом существует несколько возможностей для этого:

  • получение третьим лицом по доверенности в РФ;
  • перевод денег на счет банка в РФ;
  • перевод денег на счет иностранного банка с конвертацией в валюту зарубежного государства по соответствующему курсу.

Какие изменения произошли в 2015 году

В 2015 году произошла очередная реформа системы пенсионного обеспечения, в рамках которой произведена масса изменений, связанных с порядком назначения, расчета и выплат пенсий. Понятие «трудовая пенсия» было заменено на «страховая пенсия». Общий трудовой стаж практически перестал учитываться при назначении того или иного вида материального обеспечения.

С 1 января 2015 года Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ прекратил свое действие. Вместо него были приняты положения Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.

Нормы рассматриваемого законопроекта прекратили свое действие за исключением тех, которые регулируют порядок исчисления размера трудовой пенсии, что может быть необходимо для расчета пенсии страховой. К таким нормам следует отнести отдельные пункты и подпункты ст.ст. 14-17.2.

Федеральный закон о трудовых пенсиях действовал в нашей стране порядка 14 лет. За это время сформировались основные положения и конструкция пенсионной системы. Однако в целях укрепления стабильности последней с 2015 года порядок формирования, начисления и выплат пенсий был изменен, в связи с чем данный нормативный акт был признан утратившим силу.

Судебная практика и законодательство — 400-ФЗ О страховых пенсиях

1. Настоящие Правила определяют порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, пенсионное обеспечение которых не урегулировано соответствующими федеральными законами (законами Российской Федерации), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и которые получали денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2014, N 2 (поправка); 2015, N 27, ст. 3964; N 2016, N 1, ст. 5; N 22, ст. 3091; N 27, ст. 4183; N 52, ст. 7477, 7486) (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989; 2016, N 22, ст. 3091), в случае отказа гражданина от получения указанных пенсий;

Вместе с тем, Федеральные законы от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и другие законодательные акты в сфере пенсионного обеспечения не используют термин "пенсионное законодательство".

Пункт 19 части 1 статьи Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"

Застрахованные лица, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов, представляют в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о периодах, включаемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" .

размеры страховых пенсий, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", подлежат корректировке в связи с установлением указанной стоимости одного пенсионного коэффициента.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2017 г.

2. Пенсионному фонду Российской Федерации проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента, утвержденного настоящим постановлением, для индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленного Федеральным законом "О страховых пенсиях".

1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:

"1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:";

Одной из особенностей демократической страны является гарантированная социальная защита после наступления старости. На территории РФ эта норма регулируется законом о пенсионном обеспечении. В рамках реформы этот законодательный акт претерпевал значительные изменения на протяжении последних десятилетий. Далее рассматриваются основные положения и нововведения по состоянию на 2019 г.


Закон о пенсионном обеспечении

Институт пенсионного обеспечения

Этот государственный механизм включает в себя 3 основополагающих элемента, построенные на базовых потребностях общества.

Таблица 1. Элементы государственного механизма

КатегорияХарактеристика
Социальное обеспечениеГарантированное предоставление помощи этой прослойке населения.
Социальное страхованиеУдовлетворение потребности в обладании должным уровнем пенсионного вознаграждения, не намного меньше предыдущего заработка.
Дополнительное добровольное страхованиеПрофессиональное или персональное обеспечение дополнительных средств к существованию или материальная компенсация утраченного раньше срока заработка.

Главный момент социальной деятельности в сфере пенсионных гарантий — активное и обоснованное целеполагание. Основные постулаты:

  • цель — лицо самостоятельно принимает решение о виде обеспечения;
  • средства — возможность выбора пенсионной системы;
  • результат — достойный размер материального вознаграждения;

Система пенсионного обеспечения нуждается в институционализации. Под этим термином подразумевается уровень развития в обществе социальной помощи в форме страховых институтов.

Решение вопросов моделирования финансовой стабильности столь значимой системы невозможно без актуарного сопровождения. Оно позволяет перенести абстрактную формулу в практическую плоскость.


Внедрение пенсионной реформы — одна из главнейших задач, стоящих перед государством

Структура закона

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» принят 30.11.2001 г. Государственной Думой и 05.12.2001 г. одобрен Советом Федерации. В законодательном акте описаны возникновение права и порядок назначения пенсии.

Таблица 2. Внутренняя организация закона


Модернизация пенсионного института предполагает пересмотр всех правовых и экономических аспектов жизнедеятельности общества

Иногда гражданам требуется помощь в оформлении пенсии. Существуют специализированные организации, которые готовы оказать полную информационную и юридическую поддержку на любом этапе сотрудничества. Их помощь заключается в том, чтобы подсказать, какие документы требуются в конкретно взятом случае, где их взять и куда предоставить. Более подробно на данную тему поговорим в специальной статье.

Предпосылки для реформы

На протяжении многих десятилетий превалировала распределительная система. Она подразумевает перераспределение валового внутреннего продукта между поколениями. Этот механизм был популярен как в государствах с переходной, так и рыночной экономикой.

  1. Распределительные принципы до сих пор оказывают влияние на отечественную пенсионную систему. Она распространена в Люксембурге, Бельгии, Португалии, Италии, Испании.
  2. Постепенно эта схема уступает место накопительной. Основной тезис — взносы работающего поколения не расходуются на выплаты пенсионерам. Они консолидируются и в дальнейшем используются для финансовой поддержки граждан, которые сделали эти накопления. Система популярна в Германии, США, Ирландии, Великобритании.
  3. Механизм накопления имеет ряд преимуществ. Он не зависит от демографических показателей. Аккумулируемые средства не только направляются на экономическое развитие, но и поддерживают гражданина на пенсии. Помимо этого пенсионные накопления зависят от того, сколько человек смог накопить и как удачно он инвестировал свои активы.

Министерством финансов и экономического развития готовится платформа для расширения накопительных ресурсов и формирования гарантийного резерва.


Ведущая тенденция последнего десятилетия — воплощение страховых принципов в сфере пенсионного обеспечения

Пошаговый анализ законодательных нововведений по состоянию на 2019 г.

Согласно ФЗ №350 от 03.10.2018 г. в государстве инициируется плавное увеличение пенсионного возраста. Планка повышается как для отчислений в рамках государственной поддержки, так и для начисления страховых отчислений.

Трансформации будут проходить в несколько этапов, на протяжении 10 лет до 2028 г. В итоге пенсионный возраст повысят на 5 лет — 65 для мужчин и 60 для женщин. До реформы он составлял 60 и 55 соответственно.


Пенсионный возраст повысят на 5 лет — 65 для мужчин и 60 для женщин

Повышенная индексация

Это мероприятие прописано на законодательном уровне. Скорость увеличения должна опережать темп инфляции.

  1. Страховые выплаты неработающих пенсионеров предположительно увеличатся на 1 000 руб. в месяц, или 12 000 руб. в год.
  2. Процент индексации равняется 7,05. Этот показатель больше значения прогнозируемой инфляции по состоянию на 2018 г.
  3. Сумма фиксированной выплаты по окончанию индексации повысится до 5334,2 руб. ежемесячно. Размер пенсионного балла — 87,24 руб.
  4. Среднегодовая сумма индексации будет равняться 15 400 руб.

Надбавка к пенсионным выплатам подвязана к размеру пенсии.

Для калькуляции величины повышения, следует умножить сумму выплаты на 0,0705.


Индексация страховой пенсии неработающих пенсионеров с 1 января 2019 года

Преференции для лиц предпенсионного возраста

Для этой категории оставляют бонусы, которые предоставлялись ранее, а именно:

  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • предоставление медикаментов;
  • послабление от земельного и имущественного сборов;
  • скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Помимо перечисленных с 2019 г. предпенсионерам предоставляются новые преференции в виде гарантированной занятости и диспансеризации.

  1. Право на преференции появляется за 5 лет до вступления в пенсионный возраст, т.е. с 56 лет (1963 г. рождения) для мужчин и с 51 года (1968 г.) для женщин.
  2. На законодательном уровне для работодателей предусмотрена уголовная и административная ответственность. Наказательные меры возможны в случае лишения сотрудников предпенсионного возраста работы или нежелании их трудоустраивать.
  3. Наниматель должен каждый год предоставлять таким сотрудникам 2 оплачиваемых дня для бесплатной диспансеризации.
  4. Правило 5 лет не касается налоговых льгот.

Для жителей Крайнего Севера предпенсионный порог составляет 55 лет для мужчин и 50 для женщин.


При наличии социальной доплаты, размер послеиндексационных выплат может стать меньше индексационного уровня

Верификация предпенсионного статуса

ПФ РФ учредил специальный сервис информирования, с помощью которого можно получить данные о вступивших в предпенсионный возраст лицах.

  1. Сведения передаются из ПФ в электронной форме через ЕГИССО.
  2. С 2019 г. центры занятости начисляют повышенное пособие по безработице и дают возможность пройти курсы повышения квалификации безвозмездно.


Подтверждение статуса можно получить на сайте ПФР, авторизировавшись через кабинет

Переходный этап

Пролонгирование пенсионного возраста вводится пошагово, на протяжении 10 лет. Заключительная фаза запланирована на 2028 г. В адаптационных целях несколько лет пенсия будет начисляться на полгода раньше измененного пенсионного порога.

  1. Этап касается лиц, планирующих уйти на пенсию в 2019 и 2020 гг. по старым нормативным актам. Это касается мужчин, родившихся в 1959 и 1960 гг. и женщин 1964–1965 г.р.
  2. На протяжении всего периода актуальны определенные показатели пенсионного бала и стажа. Например, в 2019 г. базой для начисления помощи является 16,2 пенсионного бала и 10 лет стажа.

Ввиду законодательных новшеств преференции по новым законам будут начисляться уже в 2019 г. Это касается мужчин, достигших 60,5 и женщин в возрасте 55,5 лет.


Переходный период по повышению пенсионного возраста

Лица, чей пенсионный возраст останется неизменным

Пролонгирование возраста не касается назначенной по инвалидности пенсионной поддержки. Этот вид государственной помощи остается в полной мере.

Помимо этого, нововведения не касаются следующих категорий:

  1. Граждане, чей труд проходил в опасных для здоровья условиях:
    • горячие цеха;
    • поисковые, геофизические, изыскательные, геологоразведочные экспедиции;
    • плавсоставы на рыбодобывающих и военных кораблях;
    • деятельность по добыче морских продуктов и их обработке;
    • постройка шахт;
    • поиск полезных ископаемых;
    • гражданская авиация;
    • обслуживание воздушных кораблей;
    • лесозаготовочные предприятия;
    • спасательные службы;
    • тюрьмы;
    • общественные транспортные средства;
    • локомотивные бригады;
    • метрополитен и железнодорожный транспорт.
    • мастера по интенсивному производству текстиля;
    • трактористки-машинистки и водители погрузочно-разгрузочных транспортных средств.
  2. Граждане, которым пенсионное обеспечение начисляется до наступления общепринятого порога ввиду неудовлетворительного состояния здоровья и особых обстоятельств:
    • многодетные матери, которые ухаживали до 8 лет за 5 и более детьми;
    • представительницы слабого пола, работавшие на Крайнем Севере с требуемым страховым стажем, имеющая от 2 и более детей;
    • диспропорциональные карлики;
    • попечители инвалидов, помогавшие им до 8 лет;
    • люди с ограниченными физическими возможностями, получившие инвалидность во время боевых действий;
    • инвалиды I группы с плохим зрением;
    • охотники Крайнего Севера.
  3. Лица, которым социальное обеспечение полагается до установленного срока ввиду техногенных катастроф.

Также в этот список входят люди, принимавшие участие в исследованиях аэрокосмической техники.


У лиц, чей труд проходил в опасных для здоровья условиях пенсионный возраст останется неизменным

Нововведения для действующих пенсионеров

Любой гражданин, которому до 2019 г. начислили пенсию, будет продолжать ее получать на основании приобретенных за время трудового стажа льгот.

Начиная с 2019 г. увеличение возраста для начисления материальной поддержки даст возможность увеличить размер пособий неработающих пенсионеров. Это возможно вследствие индексации, которая превысит показатели инфляции.


Увеличение возрастной планки не относится к нынешним пенсионерам

Увеличение выплат проживающим в селе пенсионерам

С 2019 г. жителям сельской местности повысили неизменяемое начисление к страховой пенсии. Новшество относится к социальной помощи по инвалидности или по старости. Чтобы получить 25% надбавку следует соблюсти 3 условия:

  • проживать в сельской местности;
  • обладать 30 годами стажа в аграрном секторе;
  • не иметь оплачиваемую трудовую деятельность.

Пенсионная надбавка этой категории граждан с 01.01.2019 г. составляет 1 300 руб. ежемесячно. Для инвалидов III группы — 667 руб. в месяц.

Для получения прибавки нет необходимости посещать ПФ РФ. Перерасчет происходит на основании информации из выплатного дела.

Пенсионная поддержка артистов

Для лиц, пенсионное пособие которых начисляется по выслуге лет, возможность досрочного выхода остается неизменной. К этой категории относятся следующие:

  • оперные певцы;
  • педагоги;
  • гимнасты, работающие в цирке;
  • артисты балета.

Показатели минимального стажа при этом не меняются. В зависимости от специализации они варьируются от 25 до 30 лет.


Назначение пенсии врачам, учителям, артистам

Нововведения для государственных служащих

  1. До 2021 г. шаг увеличения — 6 месяцев ежегодно. Затем он возрастает в 2 раза.
  2. В 2028 г. мужчины пойдут на пенсию в 65 лет, а женщины в 2034 г. в 63 года.
  3. Требуемый стаж, который в 2016 г. равнялся 15 годам, увеличится до 20 лет в 2026 г.

В 2019 г. пенсия женщинам начисляется в 56 лет и мужчинам в 61 год при наличии 16,5 лет стажа.

Социальная пенсия

Новшества реформы не касаются обеспечения по потере кормильца или инвалидности. Эти категории лиц вправе получать государственную поддержку без привязки к возрасту.

Для других групп пенсионный порог пролонгируется на 5 лет. В 2028 г. он будет составлять 65 для женщин и 70 лет для мужчин.

Условия для досрочного выхода

Таблица 3. Последние нововведения о досрочном выходе на пенсию

ПоводУсловия
За длительный стажСтаж для женщин — от 37, мужчин — от 42 лет, но не раньше 55 и 60 лет соответственно.
Безработные гражданеЕсли отсутствует возможность трудоустройства, лица предпенсионного возраста уходят на пенсию раньше на 2 года. Предельная сумма пособия повышается в 2019 г. до 11 280 руб.
Многодетные матери с 3 и 4 детьмиЕсли в семье 3 детей, пенсионный возраст наступает на 3 года раньше установленного. Если у женщины 4 детей — на 4 года. Страховой стаж равняется 15 годам.


В рамках реформы изменились требования ускоренного выхода на пенсию

Порядок начисления и выплаты пенсии после реформы не меняется. Требуемый пенсионный бал и стаж в 2019 г. — 16,2 балла и 10 лет.

Видео — Пенсионная реформа. Изменения в подсчете страхового стажа

Читайте также: