Так приняли закон о повышении пенсионного возраста в казахстане или нет

Когда можно оформлять пенсию? Самый главный показатель, который дает право оформить пенсионное удостоверение, — пенсионный возраст в Казахстане, Особенно актуален этот вопрос для казахстанок. Расскажем подробнее, кто сможет изменить статус с работающего на пенсионера в 2020 году.


Фото: pixabay.com: UGC

Пенсионный возраст в Казахстане: последние новости

Социальную финансовую государственную поддержку, а проще говоря, пенсии в Казахстане получают все, кто достиг возрастной отметки, которую определяет Трудовой кодекс.

На протяжении десятилетий возраст выхода на пенсию в Казахстане оставался незыблемой нормой: мужчины знали, что станут пенсионерами в шестьдесят, а для женщин такая возможность наступала на пять лет раньше. Инициированная руководством страны пенсионная реформа в Казахстане предусмотрела пересмотр этих показателей и их корректировки.


Фото: pixabay.com: UGC

Проводимое правительством повышение пенсионного возраста в Казахстане — вынужденное решение. Оно обусловлено новыми экономическими условиями развития государства, новыми социальными стандартами. Шестьдесят три года — оптимальный, по мнению экономистов, возраст, когда человек может оставить службу и стать пенсионером.

Для казахстанок реформа стала неожиданностью, поскольку пенсионный возраст женщин в Казахстане прибавил восемь лет. Чтобы оптимизировать и сделать этот процесс менее травмирующим для казахстанок, решено проводить реформу поэтапно до 2027. Десять лет отведено для того, чтобы психологически и социально принять новые правила выхода на заслуженный отдых. На протяжении этого времени равномерно ежегодно к показателю 55 лет добавляется по полгода.

Такие изменения затронули возрастную категорию женщин, которые попали в возрастную вилку 56–60 лет. Они оказались в эпицентре реформы. Возрастные показатели, определяющие, когда можно оформить пенсию, ежегодно изменяются. Поэтому запрос «пенсия в Казахстане последние новости» остается в топе.


Фото: pxhere.com: UGC

Хотите знать, в каком возрасте уходят на пенсию женщины в Казахстане? Ответ подскажут такие данные:

  • в 2021 году уходят те, кто достиг 60-ти лет;
  • в 2023 году выдут те, кому исполнится 61 год;
  • 62-летние станут пенсионерками в 2025 году;

Есть и промежуточные возрасты, которые состоят из полных лет и дополнительного «хвостика» — шести месяцев. Обратите внимание, что в:

  • 60 лет и 6 месяцев уходят в 2022 году;
  • 61 год и 6 месяцев — в 2024 году;
  • 62 года и 6 месяцев — 2026 году.

Помимо этого, государство предлагает досрочный выход на пенсию в Казахстане для женщин. Чтобы воспользоваться этим правом, проверьте, не относитесь ли к льготным категориям. По закону раньше, чем наступит пенсионный возраст в РК, становятся пенсионерками:

  • в 51 год — те, кто приобрел пенсионный аннуитет (в 2019 году этот показатель составил $35 тыс. или 13,5 млн тенге);
  • в 53 года — женщины, у которых пять и более детей находились на воспитании до 8-ми лет.

До 2008 года в 45 лет могли оформить пенсию казахстанки, которые проживали в районе Семипалатинского полигона (этот период ограничен 29.08.1949–05.07.1963 гг.).

Эти данные помогут женщинам определить, когда для них наступит возраст, который позволяет оставить работу и стать пенсионеркой.

Пенсионный возраст женщин в Казахстане 2020

Часто пенсия воспринимается не только как социальные гарантии, а и как шанс по-иному обустроить жизнь, позаботиться о профилактике болезней, посвятить себя заботе о родных и близких, получить возможность отдохнуть.

Для казахстанок этот вопрос по-особенному актуален из-за культурных и ментальных приоритетов. Пенсия в Казахстане из-за реформы для многих отсрочивается. Не все, кто ранее рассчитывал в 2020 году оставить работу и насладиться статусом пенсионерки, воспользуются этим правом.


Фото: pxhere.com: UGC

Если волнует вопрос, будет ли повышение пенсионного возраста в Казахстане в текущем году, тогда изучите представленные ниже сведения.

Пенсионерками в 2019 году стали женщины, рожденные в 1960-м году. Им исполнилось 59 лет. В 2020 году пенсионный возраст поднимается в третий раз и в очередной раз прибавляет полгода. Таким образом, 59 лет и 6 месяцев — возраст, который дает право женщине в 2020 году получить пенсионное удостоверение.

Выход на пенсию в Казахстане для мужчин

Не менее волнующий вопрос, будет ли перенесен выход на пенсию в Казахстане для мужчин в 2020 году? Ни снижения возрастной планки, ни ее увеличения не планируется. Шестьдесят три года — предельная и неизменная отметка для мужчин-казахстанцев, которая дает право обрести статус пенсионера. Те мужчины, которые родились в 1957-м году, в 2020 году воспользуются этим правом.


Фото: pxhere.com: UGC

К льготной категории пенсионеров-мужчин относятся те, кто в период ядерных испытаний жили в районе Семипалатинского полигона в местности, которая подвергалась заражениям. Этой льготой воспользовались мужчины, оформившие пенсию по достижении пятидесяти лет до 2014 года.

Просчитываете время, когда подойдет время ухода на пенсию? Обратите внимание на динамику проводимой реформы, а также льготы, которые позволят раньше уйти на отдых. Эти и другие подсказки ищите в статье.

В последнее время в Казахстане все чаще говорят о снижении пенсионного возраста. И на это есть немало причин. Однако правительство не рассматривает этот вопрос. При этом пенсионная система в стране будет модернизирована.


В 60 лет на пенсию

Не так давно мажилисмены из фракции КНПК, озвучивая запрос на имя Премьер-Министра РК, подняли тему снижения пенсионного возраста для казахстанцев. Коммунисты считают, что в условиях надвигающейся второй волны COVID-19, роста рисков мутации коронавируса, появления других опасных штаммов вирусов важно уберечь пожилых людей, чей возраст и сопутствующие ему болезни выделяют их в особую группу риска. Для них необходимо создать условия для нормальной самоизоляции, а это возможно только в том случае, если отправить их на заслуженный отдых. Депутаты предложили определить для этого возраст в 60 лет. Причем для всех — и мужчин, и женщин.

Парламентарии считают, что эта мера будет способствовать не только обеспечению условий для сохранения жизни и здоровья старшего поколения, но в условиях экономического кризиса, неблагоприятных прогнозов по росту экономики и нарастающей безработицы положительно повлияет на рынок труда. В условиях пандемии именно предпенсионеры оказались самой незащищенной группой населения. Им и без того было трудно удержаться на рынке труда, а сейчас, когда безработица растет, это и вовсе станет нереально. Значительное число сокращений и увольнений придется именно на людей старше 50 лет, которым гораздо сложнее, чем молодежи, встроиться в меняющийся рынок труда. Снижение пенсионного возраста стало бы мерой социальной поддержки. Проще позволить людям выйти на заслуженный отдых, чем платить им пособия по безработице.

Напомним, что сейчас в Казахстане пенсионный возраст для мужчин наступает в 63 года, для женщин — в 59,5 года. В 2013 году приняли закон, предусматривающий поэтапное повышение возраста выхода на пенсию для женщин. В частности, ежегодно, вплоть до 2027 года, им добавляется по шесть месяцев. К тому времени все представительницы прекрасного пола будут выходить на заслуженный отдых в 63 года. Если доживут, конечно. Средняя продолжительность жизни в РК, согласно данным Министерства здравоохранения, составляет 72 года.

Правда, уйти на пенсию можно досрочно: мужчинам — в 55 лет, женщинам — в 51,5 года. Но для этого необходимо приобрести пенсионный аннуитет, то есть на своих счетах в ЕНПФ надо иметь 10,5 и 14 миллионов тенге соответственно. Как показывают расчеты Минтруда, не у всех работающих казахстанцев достаточный уровень накоплений, необходимый даже на приобретение жилья, не говоря уже о покупке пенсионного аннуитета.

В верхах, судя по всему, не собираются прислушиваться к депутатам. И на то есть свои аргументы. Так, по словам Министра труда и социальной защиты населения Биржана Нурымбетова, сегодня в Казахстане вопрос снижения пенсионного возраста не рассматривают. Да и такие решения не принимают в одночасье. Они должны базироваться на исследованиях, долгосрочных прогнозах с учетом экономических, демографических факторов, вопросов соотношения количества работающего населения и пенсионеров. Нужно учитывать и ситуацию на рынке труда, и динамику старения населения. К примеру, если 10 лет назад в стране соотношение пенсионеров к работающему населению составляло 20 процентов, то есть приходилось пять работающих на одного пенсионера, то сейчас этот показатель перевалил за 30 процентов. По статистике, доля граждан старше 65 лет сегодня составляет 7,7 процента от всего населения, тогда как пять лет назад этот показатель был 6,8 процента.

В стране увеличивается нагрузка на работающее население — трое работающих казахстанцев кормят себя и еще одного безработного. Казахстан — государство с самым высоким средним возрастом в Центральной Азии. Это около 30 лет. В дальнейшем, как заметил министр, в республике будет все больше пенсионеров. Чтобы их прокормить, нужно повышать эффективность труда и, возможно, повышать пенсионный возраст и налоги. К тому же во многих сферах продолжают работать специалисты, которые уже давно должны были выйти на заслуженный отдых, но их некем заменить. Поэтому высвобождение рабочих мест за счет снижения пенсионного возраста едва ли сможет кардинально изменить ситуацию на рынке труда.

Хотя, как отмечают специалисты, пенсионный возраст можно снизить, но для этого надо увеличить эффективность использования средств ЕНПФ. Почти половина средств фонда вложены в государственные ценные бумаги, что не является эффективным активом во время кризиса. Второй вариант, при котором предложения депутатов можно реализовать — если увеличить налоги, но облегчить их выплату и сделать понятнее систему налогообложения, а также сократить госаппарат.

От базовой к гарантированной

Отечественная пенсионная система пережила не одно реформирование. Казахстан первым среди стран СНГ начал модернизировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения и перешел с 1998 года на накопительную.

Сегодняшняя пенсия вышедших на заслуженный отдых казахстанцев состоит из трех частей. Выплата складывается из базовой пенсии (так называемой «президентской»), которая назначается всем без исключения. Ее размер не зависит от трудового стажа и заработной платы. Вторая часть пенсионных выплат — солидарная, зависит от трудового стажа, накопленного до 1 января 1998 года, и последняя составляющая — накопительная — 10-процентные отчисления от заработной платы работника.

В Казахстане утверждена Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы до 2030 года. В соответствии с этим документом предусматривается переход от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии с 2028 года. Предполагается, что переход позволит оптимизировать механизм предоставления государственной гарантии, повысит уровень пенсионного обеспечения лиц с небольшим стажем участия в пенсионной системе, коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами. В частности, предлагают установить минимальную гарантированную пенсию в размере 70 процентов от величины прожиточного минимума для лиц, имеющих стаж участия в пенсионной системе менее пяти лет. При пятилетнем стаже — 70 процентов от прожиточного минимума, а каждый год сверх пяти лет ее размер будет увеличиваться на два процента. Минимально гарантированную пенсию для состоявшихся получателей базовой пенсии рассчитывать планируют с учетом стажа участия в пенсионной системе, учтенного при исчислении размера базовой пенсии. При этом сохраняется право на пенсионные выплаты по возрасту при наличии не менее шести месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года.

Для поддержания размеров солидарных пенсий (начисляется работавшим до 1998 года с минимальным трудовым стажем более шести месяцев) на приемлемом уровне в условиях действующего пенсионного законодательства их размеры будут ежегодно индексировать с опережением уровня инфляции на два процента.

Также предлагают установить минимальный размер пенсионной выплаты из ЕНПФ по аналогии с размерами выплат из страховых организаций при заключении договора пенсионного аннуитета, то есть в размере не ниже минимального размера пенсии, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (в соответствии с изменениями, внесенными в Закон «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы», с 1 апреля минимальная пенсия установлена в размере 40 441 тенге).

Пересмотрят коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для всех категорий граждан. Размер ежемесячной суммы пенсионных выплат из ЕНПФ рассчитывается как одна двенадцатая произведения суммы пенсионных накоплений на коэффициент их текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя. При этом выплаты не дифференцируются для отдельных групп населения, к примеру, по инвалидности и по полу.

Кроме того, планируют ввести отдельные коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для работников, занятых на опасных производствах, а также инвалидов 1-й и 2-й групп (с разделением по полу), поскольку продолжительность жизни у них разная. В результате этого изменения срок пенсионных выплат для таких категорий населения будет относительно короче, чем для всех категорий граждан, соответственно сумма ежемесячных выплат будет выше.

С 2023 года предлагают ввести дополнительный условно-накопительный компонент за счет обязательных пенсионных взносов работодателей, поэтапно, по ставке, начиная с одного процента и доведя до пяти процентов к 2029 году. Работодатели будут перечислять обязательные пенсионные взносы, начисляемые от размера дохода работника, за счет собственных средств. При этом государственная гарантия по сохранности взносов с учетом уровня инфляции не распространяется на условно-накопительный компонент.

Правительство Казахстана подготовило проект указа Президента РК «О внесении изменений и дополнений в Концепцию дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года», где предусмотрены все вышеперечисленные новшества. Проект документа размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения, которое завершится 12 ноября 2020 года.

Чиновники считают, что, изменив базовую пенсию, решат проблему сразу трех поколений пенсионеров: тех, кто до 1998 года имел низкий доход; кто имел маленький стаж до 1 января 1998 года; тех, кто участвовал только в накопительной системе. Что касается солидарной части, то она будет функционировать до того времени, пока в Казахстане существует нынешнее поколение пенсионеров и тех, кто на 1 января 1998 год имел стаж не менее шести месяцев. После 2043 года, как подсчитали чиновники, солидарная пенсия не будет назначаться никому.

Будущая пенсия

Сумма, которую человек может получить за год из своих накоплений, строго фиксирована. К примеру, годовой фонд пенсионных выплат из ЕНПФ не должен превышать 30-кратный размер минимальной пенсии, установленной на соответствующий финансовый год. Есть методика расчета, согласно которой каждому возрасту пенсионера соответствует так называемый коэффициент текущей стоимости пенсионных накоплений. В 63 года — это 0,10467. Умножив сумму накоплений на это число, получаем сумму, которая будет выплачена в течение года.

Многие задаются вопросом: как долго я буду получать пенсию? В мировой практике есть такое понятие — «возраст дожития». Это срок, до которого растягиваются и выплачиваются накопленные пенсионные взносы человека. В Казахстане это 19 лет. Правда, как показывает статистика, фактический средний срок дожития у мужчин составляет шесть лет (хотя ряд социологов считает более достоверным три года), а у женщин — 11. Также подсчитано, что женщине, выходящей на пенсию с накоплениями четыре миллиона тенге, этих денег хватит ориентировочно на семь лет. Причем, если человек живет меньше, его деньги остаются родственникам, дольше — от государства он может получить лишь минимальную пенсию. И только инвалиды I и II групп имеют право получать выплаты бессрочно.

Лучшая система

Если брать лучшие пенсионные системы, то там налоговая нагрузка в 2-2,5 раза больше, чем в Казахстане. И только сингапурская модель позволяет сохранить налоговую нагрузку и даже ее немного снизить. Там есть только два вида отчислений — это индивидуальный подоходный налог и пенсионный взнос. Общая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда на 10-20 процентов ниже, чем в Казахстане. Система выстроена так, что человек может распоряжаться своими накоплениями — на жилье, образование, медицину. (Что, впрочем, и планируют со следующего года внедрить в Казахстане.) Ставки меняются в зависимости от возраста — чем человек старее, тем меньше ставка. Но если перенять сингапурскую модель пенсионной системы, то возникнет необходимость внести изменения и в налоговую систему.

В свое время в Казахстане предлагали «инновационный» вариант решения пенсионного вопроса, который, как уверяли, не имеет аналогов в мире. В частности, предлагалось детям взять на себя решение финансовых проблем пенсионеров-родителей путем закрепления в законодательстве обязательных пенсионных взносов и таким образом перейти от накопительной пенсионной системы к семейной. Нынешние 10 процентов отчислять не в пенсионные фонды, а на открытые банковские счета родителей. По задумке молодые люди до 35 лет обязаны перечислять часть своих пенсионных накоплений собственным родителям. Первый ребенок — 15 лет, второй — 12 и третий — девять.

Мировые эксперты сходятся во мнении, что идеальной пенсионной системы в мире не существует. А рецепт обеспеченной старости для тех, кто сегодня работает — не ограничиваться обязательными пенсионными накоплениями, а использовать дополнительные способы сохранить и преумножить.

Эксперты рассказали, как снижение пенсионного возраста может отразиться на экономике страны.


Фото: Liter.kz/Илья Астахов

Резонансный закон, предусматривающий поэтапное (в течение 10 лет) повышение возраста выхода на пенсию для женщин — с 58 до 63 лет, приняли еще в 2013 году, но последнее время в Казахстане снова начали говорить об этом. Депутат Мажилиса Парламента РК Айкын Конуров заявил, что необходимо снизить пенсионный возраст для мужчин и женщин до 60 лет. В первую очередь, для того, чтобы уберечь их от коронавируса, считает мажилисмен.

ЧИТАЙТЕТАКЖЕ

Коронавирус появится у всех россиян – врач

Стали известны продукты, блокирующие коронавирус

Как это может сказаться на экономике и почему Правительство никогда на это не пойдет, попытался разобраться Liter.kz.

Сейчас мужчины в Казахстане выходят на пенсию в 63 года, женщины – в 59,5 лет. Этот возраст не зафиксирован: каждый год, вплоть до 2027 года, он будет увеличиваться на полгода. К тому времени все мужчины будут выходить на заслуженный отдых в 66,5 лет, а женщины — в 63 года. Если доживут, конечно. Средняя продолжительность жизни в Казахстане, согласно данным Минздрава, составляет 72 года.

Сейчас у мужчин уже есть возможность выйти на пенсию в 55 лет, у женщин – в 51 с половиной год. Для этого каждый казахстанец может воспользоваться правом на пенсионный аннуитет: на своих счетах в ЕНПФ надо иметь 10,5 и 14 млн тенге, соответственно. Как показали расчеты Минтруда, не у всех работающих граждан достаточный уровень накоплений, необходимый даже на приобретение жилья, не говоря уже о покупке пенсионного аннуитета.

Кто кормит безработных

Экономист Расул Рысмамбетов считает, власти не «пойдут на попятную» и не отменят решение о поэтапном повышении пенсионного возраста, принятое совсем недавно. Плюс в Казахстане увеличивается нагрузка на работающее население.

Грубо говоря, трое работающих казахстанцев кормят себя и еще одного безработного.

«Казахстан – государство с самым высоким средним возрастом в Центральной Азии. Это около 30 лет. С дальнейшим старением населения у нас будет все больше пенсионеров. Чтобы их прокормить, нужно повышать эффективность труда и, может быть, повышать пенсионный возраст и налоги», — сказал эксперт.

Пенсионный возраст можно снизить, но для этого надо увеличить эффективность использования средств ЕНПФ. 46-47% средств фонда, по словам эксперта, вложены в государственные ценные бумаги, что не является эффективным активом во время кризиса.

«5-10% ЕНПФ вложены в коммерческие банки страны, которые не славятся лучшими показателями. Если Нацфонду присвоить название стратегического пенсионного фонда, а ЕНПФ – текущего пенсионного фонда, и управлять ими для сохранения и накопления, то есть высокая вероятность того, что мы сможем приумножить богатства лучше, чем сейчас», — считает он.

Кроме того, если слегка увеличить налоги, но облегчить их выплату, сделать понятной систему, а также сократить госаппарат (министерства, акиматы, нацкомпании), то Казахстан сможет стать богаче. Это позволит гражданам выходить на пенсию раньше предусмотренного сейчас возраста.

«Таким образом, у страны есть адекватные инструменты, используя которые хотя бы пять-семь лет, можно достичь того, чтобы разрешить людям выходить на заслуженный отдых в 55 лет и вести полноценную жизнь», — резюмировал Рысмамбетов.

Защита от коронавируса?

Экономический обозреватель Юрий Масанов говорит, что идея снижения пенсионного возраста часто звучит в казахстанском обществе, но пока, по его мнению, такое снижение невозможно по ряду причин, в том числе из-за низкой производительности труда в экономике.

Довод коммунистов о том, что ранняя пенсия поможет спасти пожилых людей от коронавируса, он назвал несостоятельным.

«Порог в 60 лет взят из анализа данных: люди старше этого возраста находятся в зоне риска по коронавирусной инфекции. Но это, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики. Если бы в группе риска были люди старше 40 лет, то нужно было бы снизить пенсионной возраст до 40? Кроме того, нужно понимать, что в числе основных мест заражения людей не только офисы и производства, но и, допустим, магазины, рынки или отделения банков.

Нередко люди в возрасте проживают вместе с детьми в рамках так называемой «расширенной семьи», потому, даже если они выйдут на пенсию и будут сидеть дома, тот же вирус могут занести работающие родственники. Другими словами, чтобы обезопасить людей старше 60 лет от COVID-19, нужно их изолировать полностью от всего и всех, но это невозможно», — считает Масанов.

Идея о том, что снизив возраст выхода на пенсию, можно решить проблемы молодежи, тоже разбивается о современные казахстанские реалии. В сферах здравоохранения и образования продолжают работать специалисты, которые уже давно должны быть на заслуженном отдыхе, но их некем заменить.

«Нужно понимать, что люди старшего возраста зачастую находятся уже на пике своей карьеры, занимая какие-либо руководящие должности на производстве или в бизнесе. Молодой специалист, даже если рабочее место освободится, просто не справится с такой работой. Поэтому высвобождение рабочих мест за счет снижения пенсионного возраста едва ли сможет кардинально изменить ситуацию на рынке труда», — резюмировал Масанов.

Увеличить не возраст, а доход

Проблема раннего выхода на пенсию заключается не в конкретном возрасте, а в резком падении предпенсионного дохода. Если человек хорошо зарабатывает и имеете сбережения, то он может вообще не зависеть от своей пенсии. Такую точку зрения выразил экономист Даурен Нурмухамбетов.

«Совсем низкие предпенсионные доходы или их отсутствие порождают в обществе идею о необходимости снижения пенсионного возраста. Теоретически возраст снизить можно, но это будет происходить вопреки демографическим трендам, экономической целесообразности и здравому смыслу», — сказал Нурмухамбетов.

Для примера он привел Грецию, где щедрость системы социального обеспечения привела к падению уровня жизни. Эксперт считает, что казахстанским властям необходимо сосредоточиться на увеличении благосостояния пенсионеров.

«Добиться этого можно путем глубокой реформы пенсионной системы, в той ее части, которая сейчас фондируется за счет бюджета — базовой и солидарной. Насколько я знаю, работа в данном направлении все еще ведется. Сейчас же необходимо уделять больше внимания вопросу вовлечения людей предпенсионного и пенсионного возраста в системы медицинского и социального страхования, повышения квалификации, обучения, профессиональной кадровой подготовки и переподготовки», — добавил Нурмухамбетов.

Министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов на брифинге в СЦК 9 октября сообщил, что на сегодня в Казахстане вопрос снижения пенсионного возраста не рассматривается.

В целом, по его словам, решение вопросов снижения или повышения возраста выхода на пенсию не решается в одночасье. Оно всегда должно базироваться на исследованиях, долгосрочных прогнозах, с учетом экономических, демографических факторов, вопросов соотношения работающего населения и пенсионеров. Учитывается также факт старения населения.

«Нужно учитывать и ситуацию на рынке труда, и динамику старения населения. К примеру, если 10 лет назад у нас соотношение пенсионеров к работающему населению составляло 20%, то есть приходилось пять работающих на одного пенсионера, то сейчас этот показатель перевалил за 30%. С другой стороны старение населения касается и нашей страны. По статистике, доля граждан старше 65 лет в настоящее время составила 7,7%, тогда как пять лет назад этот показатель составлял 6,8%», — пояснил министр.

В среду 7 октября на пленарном заседании Мажилиса Парламента депутат Айкын Конуров предложил снизить пенсионный возраст в Казахстане до 60 лет.

Эксперты Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Казахстане пришли к выводу, что народ Казахстана сильно стареет.

Растет в Казахстане и число бедных казахстанцев.

Как используются средства ЕНПФ можно прочитать здесь.


Всех граждан нашей республики в том или ином возрасте интересуют вопросы пенсионного обеспечения от государства: как выйти на пенсию, как подсчитать размер полагаемых пенсионных выплат и, в целом, какая государственная поддержка реализуется для граждан, уже вышедших на пенсию? Более подробную информацию по всем вопросам о пенсионном обеспечении в Республике Казахстан вы сможете найти, прочитав данную статью.

В соответствии со статьей 28 Конституции Республики Казахстан гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца и по иным законным основаниям.

Пенсионное обеспечение в республике осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон).

Пенсия – это совокупность государственной базовой пенсионной выплаты и (или) пенсионных выплат по возрасту и (или) пенсионных выплат за выслугу лет и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда.

Право на пенсионные выплаты имеют граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

Виды пенсии

В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.

первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);

второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;

третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.

Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.

В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.

Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:

Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).

За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.

При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:

- трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,

- накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;

- иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет) периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др.).

Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).

Второй уровень (обязательный) – это:

1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;

2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.

При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.

За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.

Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).

В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.

Пенсии из накопительной пенсионной системы

С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.

В соответствии со статьей 31 Закона право на пенсионные выплаты имеют лица, имеющие пенсионные накопления в ЕНПФ:

1) при достижении пенсионного возраста – 59 лет для женщин / 63 года для мужчин;

2) при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, мужчины по достижении 55 лет и женщины – 51 года путем заключения договора пенсионного аннуитета;

3) инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;

4) выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, подтверждающие факт выезда.

Пенсионные выплаты из ЕНПФ с 1 января 2018 года осуществляются по графику ежемесячно и определяется как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленной в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, а также установления минимального размера ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ не менее 54 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Право изъять «единовременно», то есть получить пенсионную выплату из ЕНПФ разово смогут только те лица, у которых общая сумма пенсионных накоплений не превышает 12-кратного размера минимальной пенсии (в 2020 г. – 463 632 тенге).

В случае, если остаток пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете после осуществления очередной ежемесячной выплаты составляет сумму менее 54 процентов от прожиточного минимума, данный остаток выплачивается вместе с суммой очередной выплаты.

Введенные с 1 января 2018 года в порядок осуществления пенсионных выплат из ЕНПФ изменения способствуют как увеличению размера совокупных ежемесячных пенсионных выплат за счет бюджетных средств и за счет накопительной пенсии из ЕНПФ, так и продолжительности ежемесячных выплат из ЕНПФ.

Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов наследуются и на них распространяется гарантия по сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции.

C октября 2018 года упрощен порядок оформления пенсионных выплат.

Назначение 3-х видов выплат (солидарная, базовая и накопительная пенсии) оказываются на основании одного заявления и одного пакета документов (так называемая композитная услуга), а выплата госгарантии производится в беззаявительном порядке (проактивном формате).

Третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

Добровольные пенсионные взносы – деньги, вносимые вкладчиками по своей инициативе в ЕНПФ и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд за себя или третьими лицами. Их ставка, период уплаты определяются договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.

Вкладчиками добровольных пенсионных взносов является физическое или юридическое лицо, осуществляющее за счет своих собственных средств добровольные пенсионные взносы.

В целом, добровольный уровень пенсионного обеспечения стимулирует личную ответственность граждан за пенсионное обеспечение.

Таким образом, действующая модель пенсионного обеспечения ориентирована на персональную ответственность каждого гражданина за свое будущее пенсионное обеспечение.

Многоуровневая модель социальной защиты в Республике Казахстан

В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:

первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.

Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматриваются в связи с изменением этой величины.

В рамках оптимизации социальных выплат с 1 января 2018 года два вида ежемесячных пособий, получаемых инвалидами, объединены в одно (размеры государственных социальных пособий по инвалидности повышены на размер упраздняемого специального государственного пособия). Кроме того, пересмотрена структура прожиточного минимума. С учетом пересмотра структуры прожиточного минимума с 1 января 2018 года размеры указанных пособий повышены до 16 процентов.

С начала 2020 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.

второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).

Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.

Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.

С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 30%.

третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.

Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.

Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года №414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».

Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.

С 1 января 2020 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 24 973 тенге и 22 216 тенге соответственно.

Пенсионный возраст в РК

Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 59 лет (в 2019 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:

  • с 1 января 2018 года - по достижении 58,5 лет;
  • с 1 января 2019 года - по достижении 59 лет;
  • с 1 января 2020 года - по достижении 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года - по достижении 60 лет;
  • с 1 января 2022 года - по достижении 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года - по достижении 61 года;
  • с 1 января 2024 года - по достижении 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года - по достижении 62 лет;
  • с 1 января 2026 года - по достижении 62,5 лет;
  • с 1 января 2027 года - по достижении 63 лет.

Таким образом, это касается женщин, родившиеся с 1960-1964 г.г.

В более раннем возрасте выход предусмотрен для:

1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах экологического риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;

  • мужчины – по достижении 50 лет;
  • женщины – по достижении 45 лет.

2) женщин, родивших либо усыновивших 5 и более детей и воспитавших их до 8 летнего возраста, при достижении 53 лет.

Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 51 год в случае приобретения пенсионного аннуитета.

Порядок налогообложения пенсионных выплат

В соответствии с положениями статьи 326 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый Кодекс), пенсионные выплаты, осуществляемые АО «ЕНПФ» (далее – ЕНПФ), относятся к доходу, облагаемому у источника выплаты индивидуальным подоходным налогом (далее – ИПН).

Согласно пункту 1 статьи 320 Налогового Кодекса доходы получателя в виде пенсионных выплат из ЕНПФ облагаются ИПН по ставке 10 (десять) процентов.

Удержание ИПН производится от суммы выплат совокупно по всем договорам вкладчика (получателя) за счет обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ), обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее – ОППВ), добровольных пенсионных взносов (далее – ДПВ).

Лицами, имеющими право на налоговый вычет из дохода в виде пенсионных выплат из ЕНПФ в соответствии со статьей 345 Налогового кодекса, являются:

1) получатели пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет ОПВ и ОППВ, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за счет ДПВ в соответствии с условиями договора о пенсионном обеспечении за счет ДПВ – в размере одного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, и действующего на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты, за каждый месяц, за который осуществляется пенсионная выплата;

2) получатели пенсионных выплат – физические лица-резиденты Республики Казахстан, достигшие пенсионного возраста и выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан – в размере двенадцатикратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, и действующего на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты.

Согласно пункту 1 статьи 343 Налогового кодекса налоговый вычет в размерах, определенных пунктом 1 статьи 345 Налогового кодекса, применяется на основании заявления физического лица о применении налогового вычета и копий подтверждающих документов.

Пенсионные выплаты, осуществляемые ЕНПФ физическим лицам, являющимся нерезидентами Республики Казахстан, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 655 Налогового кодекса облагаются ИПН путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 320 Налогового кодекса (10 (десять) процентов), без осуществления налоговых вычетов.

Доход физических лиц в виде пенсионных накоплений, унаследованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, облагается ИПН по ставке 10 (десять) процентов без осуществления налоговых вычетов.

Читайте также: