Топилин по пенсионной реформе

Автор фото, Dmitry Feoktistov/TASS

Объявление о повышении пенсионного возраста вызвало резкий всплеск протестных настроений в России

В Госдуме идет обсуждение законопроекта о повышении пенсионного возраста - во вторник перед депутатами профильного комитета выступил министр труда Максим Топилин. Парламентарии и чиновники спорили три часа, старательно избегая употребления слова "реформа".

  • "Страшная участь". Как депутат не одобрил пенсионную реформу и к нему пришла полиция
  • Кто из "Единой России" выступил против пенсионной реформы и что с ними стало
  • Почему российские губернаторы молчат о пенсионной реформе

Президент Владимир Путин пока не сказал своего слова, и за него реформу перед профсоюзами и депутатами оппозиционных партий защищают представители правительства.

Министр труда Максим Топилин пришел на заседание думского комитета по труду и социальной политике даже раньше, чем многие депутаты. С собой он принес огромную папку с графиками, таблицами и диаграммами, которые должны были доказать приглашенным гостям безальтернативность и необходимость пенсионной реформы.

Впрочем, самого слова "реформа" присутствовавшие на обсуждении как будто стеснялись. Топилин говорил о неких "решениях правительства": "Я попытаюсь объяснить те мотивы, которые, как представляется правительству, требуют от всех принятия тех решений, который содержатся во внесенном законопроекте". Несколько раз он употреблял синонимы "изменение параметров пенсионной системы" или "повышение параметров".

Депутат-единоросс Сергей Вострецов предпочел эпитет "столь непопулярные меры". Его коллеги несколько раз употребляли выражение "пенсионный маневр".

После двух часов обсуждения Топилин, комментируя выступление депутатов, словно забывшись, сказал "реформа".

Столь разнообразный выбор синонимов выражению "пенсионная реформа" может быть не случаен. Накануне телеканал "Дождь" сообщил, что провластные политики и эксперты получили из Кремля указание не пользоваться термином "реформа", а повышение возраста выхода на пенсию трактовать как преобразования. Якобы слово "реформа" может напомнить гражданам о 1990-х годах.

Аналогичные рекомендации есть и в методических материалах для чиновников, с которыми ознакомилась Русская служба Би-би-си.

Председатель комитета Ярослав Нилов (ЛДПР), сказал Би-би-си, что какого-то особенного страха перед словом "реформа" у депутатов не заметил. "Я и сам называю ее реформой", - заключил он.

Кто подставляет президента?

Тем не менее, о 90-х на комитете все-таки вспомнили. Выступая перед депутатами, Топилин сказал, что правительство еще после распада СССР говорило о необходимости повышать пенсионный возраст. Министр предложил недовольным концентрироваться на том, что резонансный законопроект - это на самом деле мера по повышению пенсий.

Глава минтруда напомнил, что к 2024 году правительство хочет вывести средний уровень пенсий на 20 тысяч рублей - они должны будут расти примерно на тысячу в год. Еще одним аргументом в пользу реформы Топилин назвал демографический провал 90-х годов - по его словам, сейчас уровень вхождения на рынок молодых специалистов не такой высокий. "Другого оптимального момента, чтобы совместить это с пенсионными изменениями, не будет", - констатировал он.

Пенсионная реформа: о чем молчат единоросы?

Глава комитета Нилов назвал предложенный правительством проект "жестким" - эта формулировка сохранилась и в определении комитета. "В большинстве стран, принявших решение о повышении пенсионного возраста, его реализация происходила более плавными темпами", - заявили депутаты.

Наиболее эмоциональным получилось выступление Николая Коломейцева от КПРФ.

"Что касается повышения продолжительности жизни - я, к несчастью, недавно был на кладбище на похоронах. Там мужики не 65 лет и 60 лет - от 25 до 50, - сказал депутат. - Внесением таких законов, как повышение пенсионного возраста и увеличение НДС, вы подрываете все заложенные позитивы в указе президента! С моей точки зрения, Максим Анатольевич, вас кто-то подставляет, а вы подставляете президента".

Автор фото, Sergey Bobylev/TASS

Максим Топилин пытался доказать депутатам, что повышать пенсионный возраст придется в любом случае

Депутат Коломейцев, очевидно, имел в виду, что некоторых парламентариев от "Единой России" из-за "партийной" дисциплины вынуждаются принимать "неправомерные решения".

Топилин, мрачно слушая выступление коммуниста, о чем-то переговаривался со своим заместителем Андреем Пудовым.

- Правда ли, что проект реформы продиктовала глава МВФ Кристин Лагард по поручению вашингтонского обкома? - интересовался Коломейцев.

- Нет, - ответил министр.

"Этот процесс уже не остановить"

"Вы не до конца просчитываете уровень протестного настроения, который немного смягчил футбол, - тем временем не унимался Коломейцев. - Вы просто не понимаете, что дали футболом чувство локтя. Оно размагничивает человека. Люди, собравшиеся один раз 100-тысячной толпой, захотят собраться еще раз. И вопрос с пенсиями уже будет угрожать стабильности государства. Этот процесс уже не остановить!"

КПРФ ранее объявила о планах инициировать референдум по пенсионной реформе. Коммунисты также обращают внимание на протестные шествия против реформы в десятках российских городов.

17 июля истек срок, когда регионы должны были прислать официальные отзывы на проект пенсионной реформы. Из-за того, что осенью во многих регионах проходят выборы губернаторов и депутатов, а планы повышения пенсионного возраста вызывают недовольство граждан, многие чиновники предпочли официально не высказываться о своем отношении к проекту.

На заседании комитета было объявлено, что отзывы на законопроект пришли от 60 законодательных собраний и от 78 губернаторов. Какие именно регионы не стали писать свои отзывы, депутаты не уточнили.

Судя по информации на сайтах региональных парламентов, среди тех, кто решил не высказываться - Башкирия, Чечня, Амурская область, Кемеровская, Новосибирская область, Дагестан. Большинство из них просто ушли на каникулы, не став голосовать ни за, ни против.

На судьбу законопроекта это никак не повлияет. Как объяснил Би-би-си Нилов, сложности с законопроектом могли бы возникнуть, только если бы треть регионов высказались против.

"Фантомные боли"

В поддержку Топилина и реформы на заседании высказывались представители Совета Федерации и налоговики.

На встрече присутствовали и представители профсоюзов - они главным образом выражали опасения из-за возможной безработицы и большого количества россиян, работающих в "серой зоне" - за таких работников не идут страховые отчисления, из которых складываются пенсии.

"Хотелось бы услышать не просто беззубые доводы от минтруда, что у нас обязательный труд запрещен. Почему миллионы трудящихся платят все налоги, а 30 миллионов человек - нет. Если бы они платили, нам, возможно, не пришлось сегодня рассматривать столь непопулярные меры", - говорил Топилину Сергей Вострецов, депутат от "Единой России", председатель объединения профсоюзов России "Соцпроф".

Олег Шеин из "Справедливой России" подготовил презентацию, которой пытался доказать, что индексации пенсий не произойдет, а на рынке труда окажется еще больше безработных. После заседания Топилин претензии депутата отверг.

"Нам говорят, что все рухнет. Это все какие-то фантомные боли, боязнь, желание ничего не делать. Все это не подтверждается цифрами. Шеин говорит: на рынке труда окажутся 15 миллионов человек. Это просто неправильные цифры", - эмоционально объяснял министр Би-би-си.

На заседании, правда, нашлись и те, кто смотрел на реформу более оптимистично. Глава комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов заверил собравшихся, что на проблему нужно посмотреть "как докторам".

"Чего хочет человек? Человек хочет жить. Второе? Он хочет работать, хочет находиться в команде, в коллективе. Не хочет он просто так уходить отдыхать, - объяснял единоросс. - Третье - он хочет быть здоровым. Вот мы возьмем здорового счастливого человека в возрасте 75 лет - он, может, только летом хочет побольше на даче побыть, но осенью и зимой он хочет работать!"

Несмотря на возражения отдельных депутатов, комитет принял решение о поддержке законопроекта. Госдума рассмотрит вопрос о повышении пенсионного возраста в первом чтении на заседании 19 июля.


За минувший год количество новых пенсионеров в России сократилось на 30%: только 830 тысяч жителей страны стали получать пенсию по старости, тогда как без повышения возраста выхода на заслуженный отдых их было бы более миллиона. 355 тысяч российских граждан пожилого возраста оказались за бортом социальной справедливости, и это преподносится горе-реформаторами как эпохальное достижение, заметил ведущий "Сухого остатка" Юрий Пронько. По его словам, необходимо исправить ошибки позорной пенсионной реформы и вообще ликвидировать ПФР. Пронько выразил надежду, что Максим Топилин назначен главой Пенсионного фонда именно для этого.

В программе "Сухой остаток" на Царьграде Юрий Пронько предложил ликвидировать Пенсионный фонд России, как "прокладку, в которой нет никакой необходимости" в эпоху тотальной цифровизации. Взносы, которые сейчас идут в ПФР, ведущий предлагает зачислять на не облагаемые налогом личные счета граждан.

"Максим Топилин стал новым главой Пенсионного фонда России. Искренне надеюсь, что его отправили в ПФР, чтобы он ликвидировал эту контору. Пользы от неё никакой, а вот расходы на содержание - весьма серьёзные", - заметил Пронько.

По его словам, миллиарды, которые расходуются на содержание этой конторы, можно и нужно направить на иные цели, а понастроенные по всей стране "дворцы ПФР" следует продать или передать, например, под детские или культурные учреждения.

Кроме того, ведущий уверен, что государство обязано сформировать в России инвестиционную среду, в которой человек сможет создавать сам базу своих пенсионных накоплений.

"Деньги, которые идут в ПФР, а это ни много ни мало 6% от фонда оплаты труда, - зачислять напрямую на индивидуальный счёт конкретного гражданина. При этом данный капитал не должен облагаться никакими налогами. Таким образом мы, с одной стороны, мотивируем граждан получать свои доходы исключительно "в белую", а работодателей, если им предоставить фискальные льготы, платить достойные зарплаты, а не скрывать их от налоговой", - предложил ведущий.

В программе приводится мнение финансового эксперта Яна Арта, который заявил, что, платя зарплату, предприниматели выплачивают и соцстраховые начисления, которые в процентном соотношении огромные.

"Вы мне, как работодателю, дорогое государство, скажите, что вот эти начисления теперь плати не в обязательном порядке в ПФР и в соцстрах, а клади на индивидуальные пенсионные счета граждан. Но гражданин, с одной стороны, это же его индивидуальный счёт, с другой стороны, он не имеет права к нему притрагиваться", - считает Арт.

Пронько допустил, что найдутся те, кто сочтёт это слишком радикальным шагом, но он с таким мнением не согласен, поскольку те, кому сейчас от 25 до 40 лет, уже особо не надеются на государственную пенсию.

"Поэтому для них и должны быть созданы условия на государственном уровне, которые позволят сберегать им на будущую старость. Их ежемесячные отчисления должны быть полностью захеджированы от возможных стрессовых ситуаций - от девальвации до стагнации в экономике. Для этого государство и существует, для этого мы ему и перечисляем налоги, чтобы любые форс-мажоры были нивелированы", - говорит Пронько.

Он подчёркивает, что пора отказаться от самообмана - от пенсионных баллов, ГПП и других манёвров. Если правы эксперты Credit Suisse, в России к 2060 году доля людей старше 65 лет вырастет до 47%. Росстат в свою очередь прогнозирует, что к этому году доля пожилых составит чуть более 24%.

"При этом доля тех российских граждан, которые не уверены, что на пенсии у них будет достаточно денег для комфортного уровня жизни, достигает сейчас 45%", - напоминает данные опроса Пронько.

Обычно то, что хорошо для казны и чиновников, плохо для экономики и граждан, говорит ведущий. За "эффективную экономию" прошлого правительства, считает он, нам всем придётся заплатить снижением доходов, но и нынешние пенсионеры, вопреки обещаниям слуг народа, ничего не выиграют. "По расчётам ПФР, средний размер выплат к 2022 году вырастет до 18 290 рублей. Правда, это номинальная цифра, не учитывающая инфляцию. В реальном же выражении рост пенсий будет мало отличим от погрешности: 3% - в 2020-м, 2% - в 2021-м и 1,3% - в 2022-м. Это всего лишь добавочные 250-450 руб. в месяц в ценах 2018 года. Поэтому я и надеюсь, что на государственном уровне, медленно, но верно начнут осознавать те ошибки, которые были допущены в пенсионной реформе. Скажете, что я наивный оптимист? Вовсе нет, иногда наших чиновников посещают периоды просветления", - говорит Пронько.

В качестве примера он приводит проект закона о внесении поправок в Конституцию России, предложенный президентом Путиным, который предусматривает возобновление индексации пенсий для работающих пенсионеров.

"Пенсионная реформа в том виде, как она была реализована, на мой взгляд, - грубейшая ошибка, которая нуждается в срочном исправлении. Поэтому я и предлагаю начать с малого - коль Максим Топилин возглавил ПФР, пусть он и ликвидирует эту "прокладку", которая стала анахронизмом в нынешней динамичной ситуации технологического развития. А от малого постепенно перейдём к большему, когда пенсионная система наконец станет прозрачной и понятной для российских граждан, а самое главное - с высокой степенью доверия с их стороны", - резюмирует ведущий.

Сможет ли новый предправления ПФР сделать его работу прозрачной




Экс-министр труда Максим Топилин возглавил Пенсионный фонд. 23 января соответствующее распоряжение премьера Михаила Мишустина было опубликовано на сайте правительства. До Топилина председателем ПФР был Антон Дроздов — он стал замминистра финансов.

Топилин, напомним, возглавлял Министерство труда и социальной защиты с 2012 года. Его уход связывают с критикой президента Владимира Путина по поводу неудовлетворительных темпов реализации нацпроектов.

Но что характерно — экс-министр, отвечающий за рост благосостояния россиян, и фактически заваливший дело (по данным Росстата, только в октябре 2019 года впервые после пятилетнего снижения реальные располагаемые доходы россиян выросли — на 3% в годовом выражении), остался «в обойме».

Возможно, разгадка в том, что именно при Топилине в России была утверждена пенсионная реформа. И как раз экс-министр с пеной у рта доказывал, как жизненно необходимо повысить пенсионный возраст.

В августе 2018-го, на парламентских слушаниях в Госдуме, он убеждал, что в ближайшие годы будет сокращаться число выходящих на рынок труда граждан. Это якобы создает «окно возможностей» для повышения пенсионного возраста, и другой шанс для проведения пенсионной реформы может представиться только через 20 лет.

По его словам, с 2019 года пенсии неработающим пенсионерам должны были увеличиться на 1000 рублей в месяц, а к 2024 году достигнуть 20 000 рублей. Сэкономленные за счет повышения пенсионного возраста 3 трлн. рублей, говорил тогда Топилин, в следующие шесть лет пойдут на повышение пенсий неработающим пенсионерам.

Во что эти обещания вылились на практике — всем известно: в мизерные прибавки к пенсиям неработающим пенсионерам, 1 трлн. рублей профицита бюджета, и повальную безработицу среди предпенсионеров.

В свете сказанного назначение Топилина главой ПФР воспринимается как открытое издевательство. Да, в Пенсионном фонде бардак — 22 января Следственный комитет раскрыл подробности уголовного дела, расследуемого в отношении управляющего отделением ПФ Красноярского края Дениса Майбороды. Правоохранители заподозрили его в получении 10-процентного «отката» за обеспечение победы коммерческой фирмы в аукционе на право заключения госконтракта на покупку нового здания ПФР по максимальной стоимости 130 млн. рублей. Суд отправил Майбороду на месяц в СИЗО, а всем в очередной раз стало ясно: в ПФР нужно наводить порядок.

И остается только один вопрос: неужели не нашлось никого, кроме Топилина, кто мог бы этим заняться? Почему Топилина, раздражающего граждан своими высказываниями по поводу повышения пенсионного возраста, не убрали из пенсионной сферы?

— Топилин карьерный чиновник, а не политик — таких чиновников не убирают без веских оснований, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Топилин к тому же ведет «родословную» из аппарата правительства. В начале 2000-х он был помощником Валентины Матвиенко, которая занимала тогда пост вице-премьера. Добавлю, что Матвиенко считалась креатурой Евгения Примакова, а Примаков — это СВР, представитель силовиков, а не либералов.

Конечно, к Топилину можно относиться как угодно. Но он, в отличие от Антона Дроздова, является не финансистом, а социальщиком — и очень квалифицированным. Так что в Пенсионный фонд его перевели именно как профессионала, который четко и недвусмысленно выполнял то, на что его ориентировали.

«СП»: — То есть, воплощал в жизнь пенсионную реформу?

— Топилин был техническим министром, а теперь станет техническим председателем правления фонда. Но здесь самый любопытный момент.

Правление ПФР имеет сейчас на деятельность фонда минимальное воздействие. Скажем, в правлении Фонда социального страхования хорошо представлены и работодатели, и профсоюзы — в ПФР этого и близко нет. Поэтому я надеюсь, что приход туда Топилина — который все же и создал Общественный совет при Минтруда, и хорошо представляет себе принцип трехстороннего партнерства, — привнесет общественные начала в деятельность Пенсионного фонда.

Это было бы очень желательно. О делах внутри ПФР хотят самые разные слухи — например, об имуществе фонда. Замечу, Пенсионный фонд — очень большая и сложная организация, которая выполняет много функций. Достаточно сказать, что в нем работает около 300 тысяч человек.

Так вот, является ли имущество ПФР достаточным, позволяет ли оптимальным образом выполнять фонду функции, или же имущества в избытке — это все темные вопросы. Как раз их было бы хорошо обсудить именно на правлении, тремя сторонами — профсоюзами, работодателями и представителями государства.

«СП»: — Можно ли сказать, что Пенсионный фонд нуждается в кардинальных переменах?

— Это опять же вопрос для дискуссии между социальными партнерами и наукой. Я сам не раз вносил предложения на этот счет, и все они были положены под сукно.

Главное проблема — внутри Пенсионного фонда есть огромная система персонального учета. По логике, она должна превратиться в единый государственный банк социальной информации. В эту базу должна быть добавлена информация из других систем социального учета, ядро ее должно быть выстроено на основе отдельной государственной службы, и финансироваться такая служба должна государством, а не из средств пенсионеров.

Еще раз подчеркну: сбор, обработка и развитие системы социальной информации — это функция государства, а не социальных фондов. Фонды должны заниматься своими прямым обязанностями — страхованием. И если ПФР выполняет и другие функции по социальному обеспечению, порученные ему государством, они должны отдельно учитываться в бюджете РФ.

Потому что сейчас регулярно возникают подозрения, что все это делается за счет пенсионеров. А это недопустимо. Ну, не должен застрахованный по старости оплачивать труд работников, занимающихся проблемами, например, начисления и выплаты материнского капитала.

«СП»: — Топилин знает об этих проблемах?

— Прекрасно знает. Более того, не исключаю, ему дадут возможность навести порядок именно на этом направлении. Потому что вещи эти вроде бы технические, но давно назревшие и даже перезревшие. Решать их — это политика ближнего прицела, техническая политика. Но от этого она не становится менее важной.

Еще обращу внимание: поскольку Топилин 20 лет с лишним сидит в социальной тематике, он очень хорошо знает кадры — кто чего стоит. В отличие, кстати, от Дроздова, который финансист и знает совершенно другой круг людей.

Можно надеяться поэтому, что Топилин укрепит профессиональный состав Пенсионного фонда. Это очень важно, ведь ПФР по размерам — самая большая организация РФ: бюджет фонда, по самым скромным оценкам, превышает 3 трлн. рублей.

— Топилин не совершил каких-то тяжких прегрешений, и остается «в обойме», — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Да, он ушел на второстепенную позицию — но продолжает числиться в кадровом резерве Владимира Путина. С аппаратной точки зрения, смещение Топилина с министерского поста вполне оправдано, чтобы лишний раз не дразнить оппозицию, особенно в период транзита власти.

Что же касается политики Топилина на посту главы ПФР, думаю, каких-то серьезных изменений не будет. Пенсионный фонд — важная структура, но она полностью зависит от позиции руководства страны, и выполняет только технические функции.

Наша справка

Андрей Гудков — создатель Telegram-канала «Россия. Социальная несправедливость» (Social inadequacy)

В 1974 году окончил экономический факультет МГУ. Преподавал в Академии труда и социальных отношений. Последнее место работы — замруководителя департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

Правительству придется выбирать, кто ответит за материальное положение пожилых

В следующем году в Госдуму могут внести законопроект, который предлагает в корне изменить пенсионную систему и вернуться к выплатам напрямую из бюджета. Концепция сводится к тому, что пенсия – это бюджетное обязательство государства, а не страховка от потери работы, как настаивают в правительстве. О подготовке такого законопроекта рассказал «НГ» руководитель фракции партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. У этого предложения есть критики. Хотя эксперты при Минфине ранее и сами уверяли, что на Пенсионном фонде через 55 лет можно будет повесить амбарный замок. Правда, их доводы кардинально отличались от тех, которые приводят депутаты.

Сергей Миронов сообщил «НГ» о подготовке фракцией законопроекта, «который будет содержать базовые принципы солидарной системы пенсионного обеспечения». «Мы предлагаем коренным образом изменить существующую пенсионную систему и считаем необходимым вернуться к солидарной системе пенсионного обеспечения, когда пенсии выплачиваются из госбюджета на основе трех критериев: трудового стажа, заработной платы и особых условий труда», – пояснил он. «Как это происходило в советские годы», – добавил депутат. Концепция законопроекта сводится к тому, что пенсия – это не страховка от потери работы, а бюджетное обязательство государства.

По словам депутата, схема выплат предлагается приблизительно следующая: «Нынешние взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) переводятся напрямую в бюджет. Большая часть операций по контролю и начислению пенсий переводится в автоматический цифровой формат». Ссылаясь на обсуждения экспертов, депутат уточнил, что функции ПФР могла бы взять на себя Федеральная налоговая служба, расширив возможности личного кабинета налогоплательщика; другой вариант – цифровая платформа Госуслуги.

Критерии для назначения трудовых пенсий по старости предлагаются те же, что были до повышения пенсионного возраста: мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины – в 55. «Особые категории работников (военные, работники вредных производств и т.д.) выходят раньше», – добавил Миронов.

Возникает, однако, вопрос источников финансирования. Судя по комментарию Миронова, во-первых, «происходит прямая экономия на затратах на содержание… ПФР». Во-вторых, предлагается «отменить сегодняшние льготы по сокращению пенсионного налога для богатых»: «Льгота на пенсионные взносы с доходов выше 1,292 млн руб. в год отменяется». Пусть те, кто получает сверх этого дохода, «также платят 22%», призывает депутат.

«Говорить о конкретных сроках внесения законопроекта пока рано. Надеюсь, он будет готов к весне следующего года», – уточнил «НГ» Миронов.

Пенсия как страховка от утраченного заработка или пенсия как бюджетное обязательство государства – это по факту два разных подхода, даже если в Основном законе и прописано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, что в стране формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, что индексация пенсий осуществляется не реже одного раза в год. Как раз на примере отмененной индексации пенсий работающим пенсионерам и можно продемонстрировать ключевое отличие подходов.

Как ранее пояснял Максим Топилин, занимая еще должность министра труда (теперь – глава ПФР), правительство исходит из того, «что пенсия – это компенсация утраченного заработка». А раз человек продолжает работать и получать зарплату, то компенсировать ему нечего (см. «НГ» от 22.08.17). Аналогичный тезис снова и снова повторяли в Минфине. «Пенсия – это компенсация за утраченный заработок», – разъяснял министр финансов Антон Силуанов (см. «НГ» от 01.11.20).

Есть федеральный закон о пенсионном страховании, в котором указано, что страховым риском признается утрата гражданином заработка, а страховым случаем – достижение им пенсионного возраста.

И как показала практика, главное противоречие возникает тогда, когда пенсионный возраст гражданином достигнут, но заработок не утрачен, потому что пенсионер по той или иной причине продолжает работать.


Работающие пенсионеры на своем примере
ощутили противоречия страхового принципа.
Фото PhotoXPress.ru
Озвученные депутатами предложения вызывают споры. «Механизм государственного пенсионного страхования нельзя превратить в механизм социальной пенсии, которая и сейчас выплачивается из средств бюджета, – сказала «НГ» председатель Комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Починок. – Страховой механизм позволяет накопить в течение трудовой деятельности соразмерно взносам гражданина в пенсионную систему. Ведущие зарубежные страны не отказываются от государственного страхового компонента, дополнительно развивая индивидуальные негосударственные пенсионные программы».

При этом, как отметила эксперт, принцип солидарности присутствует и в действующей сейчас в России системе. «Интересно, что инициаторы предложения считают, что надо брать в расчет и стаж, и размер заработной платы, это характерно отчасти как раз для страхового принципа. Однако они считают, что государственная казна сможет обеспечить необходимую детализацию пенсионных накоплений и выплат», – отметила Починок и указала на свои сомнения в целесообразности предложенных преобразований.

«Из 53 стран мира, обзор пенсионных систем которых несколько лет назад осуществил Всемирный банк, только две страны не имели страховых систем: Ирландия и Новая Зеландия. Там пенсионные выплаты носят фиксированный характер», – сообщила «НГ» профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова. Отсутствие страховой системы там объясняется «довольно благоприятной демографической обстановкой, относительно малочисленным населением, отсутствием коррупции и наличием стабильно работающей экономики наряду с развитыми финансовыми рынками».

«Страховой принцип формирования пенсий в России работает, хотя и с учетом некоторых отечественных нюансов. Так, в нашей стране распространена нелегальная занятость, при которой деньги в пенсионную систему вовсе не поступают, не до конца проработаны вопросы с самозанятым населением», – пояснила эксперт.

«Пенсионная система – это производная от общего состояния экономики. Если уровень доходов российских граждан невелик, то невелики и пенсионные взносы и, как результат, пенсии», – продолжила она и предупредила о риске, что «отказ от страховой системы будет означать всеобщий переход к своеобразной уравниловке». При этом индексация тоже будет не гарантирована: например, ее может отложить нефтяной шок.

«Страховой принцип позволяет снизить нагрузку на бюджет, перекладывая ее на ПФР и организации. Прямые выплаты приведут к замене пенсий на пособия по старости, – полагает независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский. – К сожалению, нестраховой принцип приведет к банкротству бюджета по социальным обязательствам в течение следующих 10–15 лет».

По словам Финогеновой, некорректно поднимать вопрос об эффективности работы страховой системы как единственно возможной. «Вопрос должен подниматься относительно того, как обеспечить несколько источников пенсионного дохода», – считает она.

Резюмируя, вскоре государство, похоже, окажется перед выбором, на кого перекладывать ответственность за финансовое обеспечение пожилых. Первый вариант – полностью на бюджет, это то, что предлагается депутатами.

Второй вариант – переносить груз ответственности все больше на самого гражданина, который уже в молодости должен заботиться о своей старости, используя различные финансовые инструменты. Опрошенные «НГ» эксперты описали мягкий сценарий: совершенствование пенсионной накопительной системы при сохранении определенных обязательств государства. Но можно вспомнить, что пять лет назад эксперты при Минфине уже доводили эту логику до предела. «Пенсионная система будет постепенно сжиматься, а ее функции будут забирать на себя страхование от бедности, здравоохранение, образование, рынок труда, финансовые рынки и семья», – пояснял в 2015 году в своей статье директор Научно-исследовательского финансового института при Минфине Владимир Назаров (см. «НГ» от 07.09.15).

«Совсем молодым людям можно уже советовать забыть о пенсионной системе», – уточнял экономист. Их перспектива – самостоятельно копить на старость и работать всю жизнь, что для постиндустриального общества вполне нормально, следовало из статьи. «Сколько еще протянет эта (существующая. – «НГ») пенсионная система? Если государство будет проводить ответственную политику и не допустит коллапса, придется с этой системой жить примерно два поколения, то есть в районе 50 лет, – прогнозировал Назаров. – После этого, где-то в 2075 году, на Пенсионном фонде РФ можно повесить большой амбарный замок».


Москва, 06.12.2020, 15:57:12, редакция FTimes.ru, автор Зоя Жаркова.

Ранее Максим Топилин занимал должность министра труда и социальной защиты РФ. 21 января президент России Владимир Путин назначил на этот пост Антона Котякова, занимавшего должность замминистра финансов.

Почему сменили главу Пенсионного фонда


Бывший министр труда и соцзащиты не вошел в новое правительство, но без работы не остался – он возглавил Пенсионный фонд.

Топилин руководил Минтруда с 2012 года, а до этого с 2008 года работал заместителем Татьяны Голиковой. Дроздов возглавлял ПФР с 2008 года.

В новом назначении есть своя логика, поскольку именно Минтруд работает в непосредственной связке с Пенсионным фондом. Солидарная система пенсий, существующая в России, предполагает, что пособия по старости выплачиваются за счет работающих граждан. В частности, именно Министерство труда и соцзащиты де-юре было разработчиком пенсионных изменений 2018 года, в результате которых началось повышение возраста выхода на заслуженный отдых. Сам Топилин в свое время достаточно скептично высказывался о необходимости повышать пенсионный возраст, однако затем скорректировал свою позицию. В частности, он отмечал, что это решение позволит ежегодно повышать размеры пособий, которые выплачиваются пенсионерам.


Среди других коллег-министров Топилин, пожалуй, не выделялся прорывными инициативами или яркими высказываниями, однако у него сложилась репутация надежного исполнителя и чиновника высочайшей квалификации. Скандалов, связанных с личной жизнью или коррупцией, не было..

Бюджет Пенсионного фонда составляет 8 трлн руб. – почти половину федерального бюджета страны. По словам председателя социального комитета Совфеда Валерия Рязанского, доверить управление Фондом могли только «профессионалу, который будет продолжать работу по сохранности всего того, что было наработано в системе пенсионного законодательства».

В рамках реформы пенсионное законодательство было изменено таким образом, что возраст выхода на пенсию для женщин увеличится с 55 до 60 лет, а для мужчин – с 60 до 65-ти. По словам нового премьера Михаила Мишустина, правительство не будет отказываться от пенсионной реформы 2019 года. В связи с этим представитель Совфеда Рязанский прав – назначение Топилина в ПФР можно назвать «логичным». Бывшего министра труда он назвал человеком с «высокой государственной репутацией».

Со своей стороны в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) ждут, что новый глава Пенсионного фонда Максим Топилин возобновит индексацию пенсий работающих пенсионеров. О своих ожиданиях сообщил глава ФНПР Михаил Шмаков. По его словам, Топилин неплохо знает вопросы пенсионного обеспечения.

«Самое главное, чтобы не было никаких предложений, ухудшающих положение пенсионеров. Я бы ему рекомендовал, и что запомнится на этом посту, – вернуть индексацию работающим пенсионерам», – заявил Шмаков.

Что Топилин говорил о пенсиях


Экс-министр труда и социальной защиты Максим Топилин перешел на работу в Пенсионный фонд России, заменив Антона Дроздова, который стал замминистра финансов. Топилин возглавлял Минтруда восемь лет, при нем в нашей стране была принята пенсионная реформа.

В связи с новым назначением россияне также как и СМИ вспоминают, что новый глава ПФР говорил о пенсиях, пенсионерах и пенсионном возрасте:

В 2017 году, выступая на Петербургском экономическом форуме, Максим Топилин заявил, что способствовать росту пенсий может выход зарплат из тени:

«Если говорить о прогнозах, мы сможем совершенно спокойно достичь серьезного роста пенсий, если со всех сторон сможем реализовать тему легализации трудовых отношений. Если нам удастся решить эту задачу не силовыми, а экономическими способами, мы достаточно серьезного рывка в увеличении пенсии лет через 10–15 добьемся».

В 2018 году в России был повышен пенсионный возраст — до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Тогда Топилин говорил, что такой вариант является единственным возможным для обеспечения роста пенсий выше инфляции:

«Альтернативных способов просто не существует», — заявлял тогдашний министр труда.

Россияне хорошо помнят, что в 2013 году Топилин думал о пенсионном возрасте другое:

«Повышение пенсионного возраста не предполагается и не предусматривается. Все, что кто-то там говорит, не верьте. Хочешь — работай больше, отложишь назначение пенсии и получишь пенсию кратно выше».

В январе 2014 года Максим Топилин снова возвращался к вопросу повышения пенсионного возраста. Тогда он называл его неприемлемым из-за низкой продолжительности жизни.

«В России продолжительность жизни пока не такая высокая: в 2012 году этот показатель составлял 70,2 года, прогноз на 2018 год — 74 года. Таким образом, повышение пенсионного возраста в России неприемлемо».

«Мы этого делать не собираемся и предлагать это не собираемся», — так Топилин комментировал вопрос о повышении пенсионного возраста в феврале 2015 года.

А через несколько месяцев, в июле, заявил следующее:

«Нам через какое-то количество лет повышать пенсионный возраст придется».

В мае 2016 года Топилин признался, что повышение возраста выхода на пенсию в настоящее время неактуально — экономический эффект от такого маневра будет в разы меньше эффекта от заморозки накопительных пенсий.

«Конечно, когда-то будет актуально. Мы исходим из того, что тогда нам удастся ещё больше продвинуться в направлении увеличения продолжительности жизни, которая сейчас составляет чуть меньше 71,5 года, а это все-таки еще маловато», — пояснял он.

Кстати, о накопительных пенсиях. Начиная с 2014 года, их заморозка стабильно продлевается — последний раз до 2022 года. По данным Топилина, этот маневр позволил сэкономить около 2 триллионов рублей.

В 2014 году накопительный компонент пенсии он называл неэффективным:

«Неэффективная накопительная составляющая отнимает деньги у граждан, как при формировании средств пенсионных накоплений, так и при назначении соответствующих пенсионных выплат».

Рост пенсий не будет останавливаться, обещал Максим Топилин.

«Сокращения пенсий не будет, у нас будет только рост », — заявлял он в 2017 году.

«Нигде в мире, если это не Африка или не какие-то кризисные явления, пенсии не индексируются на 7%. Когда мы говорим о том, что инфляция стала низкой, мы начинаем думать, почему мы так низко индексируем пенсии. Мы не низко индексируем пенсии, мы индексируем их серьезно выше, чем инфляция», — говорил тогда экс-министр труда.

По его словам, за пять — шесть лет действия пенсионной реформы, выплаты могут увеличиться на 8–10%.

«Это серьезная прибавка, у нас такого роста реальных пенсий вообще не было никогда», — отмечал Топилин.


В 2013 году в России была принята новая пенсионная формула, разработанная Министерством труда и социальной защиты. Она предполагает, что будущая пенсия будет рассчитываться в т. н. баллах (или коэффициентах), зависящих от стажа, размера заработной платы и возраста выхода на пенсию.

«Предлагаемые изменения позволят сделать пенсионную систему более справедливой и сбалансированной. Законопроекты предусматривают отход от уравнительного принципа при установлении пенсий», — объяснял Топилин.

Несколько лет назад в правительстве обсуждался вопрос приостановки выплат пенсий россиянам, чей доход составляет 1 миллион рублей в год.

«Мы исходим из того, что это не коснется большинства граждан. Эта мера будет действительно касаться высокооплачиваемых категорий граждан, 1 миллион рублей — это 83 тысячи рублей в месяц. По нашим расчетам, это коснется порядка 220 тысяч человек», — делился Топилин.








Евгения Корельская, «АиФ»: Максим Анатольевич, правда ли, что дополнительные деньги, которые появятся в результате повышения пенсионного возраста, будут направлены на индексацию пенсий? Какую прибавку в таком случае стоит ждать пенсионерам в 2019 г. и дальше?

Максим Топилин: Правительство и предпринимает этот шаг - изменение пенсионного возраста, чтобы в пенсионную систему поступало больше средств. Все дополнительные средства, которые появятся в результате такой меры, пойдут на пенсии. Мы рассчитали, что средняя прибавка к средней ежемесячной пенсии неработающего пенсионера в 2019 г. составит 1 тыс. руб. То есть если сейчас пенсионер в среднем получает 14,4 тыс. руб. в месяц, то в 2019 г. размер его среднемесячной пенсии будет 15,4 тыс. руб. В итоге за 2019 г. пенсионер получит примерно на 12 тыс. руб. больше, чем в 2018-м. В последние годы, к сожалению, мы могли индексировать пенсии лишь на 300-500 руб. в год. Я говорю именно о средней прибавке, поскольку размер пенсии индивидуален.

Индексация пенсий будет не только в 2019 г., но и далее. Повысив пенсионный возраст, мы сможем ежегодно индексировать пенсии на уровень выше инфляции, а не по инфляции, как сейчас. Работающие пенсионеры тоже получат прибавку - но когда прекратят работать: им пересчитают пенсию с учётом всех прошедших индексаций.

- На ваш взгляд, каким должен быть достойный размер пенсий в нашей стране, чтобы старики чувствовали себя обеспеченными и не считали каждую копейку?

- Безусловно, пенсии должны быть выше. Но надо понимать, что пенсия - это производная от зарплаты. Нам - и правительству, и коммерческому сектору - необходимо решать задачу роста заработной платы. Будут зарплаты выше - значит, и пенсии будут выше. Кроме того, нужно развивать сектор добровольных пенсионных накоплений. И здесь надо работать над повышением доверия граждан к НПФ и совершенствованием гарантий для участников накопительных программ. Этими вопросами плотно занимаются Минфин и Центробанк. Дополнительный ресурс для повышения пенсий - это вывод из тени тех, кто работает нелегально, ведь за них не уплачиваются страховые взносы. Сейчас таких граждан, по нашей оценке, около 15 млн. Если бы они трудились официально, в пенсионную систему приходило бы больше взносов.


Что ждёт досрочников?

- В большинстве стран пенсионный возраст у мужчин и женщин одинаковый. Почему у нас предлагается мужчинам работать дольше, если живут они меньше?

- Многие страны идут по пути уравнивания возрастов выхода на пенсию мужчин и женщин. Мы же предлагаем сохранить разрыв, учитывая роль женщины в российской семье. Женщина рожает и воспитывает детей, в основном женщина занимается домашними делами - таков уклад нашей жизни, его нельзя списывать со счетов.

Что касается продолжительности жизни мужчин, то, дей­ствительно, они живут меньше женщин, но всё же сейчас мужчины живут дольше, чем в 90-х. С 2000 по 2017 г. рост продолжительности жизни мужчин составил 8,5 года, это значительный рывок. И, по прогнозам, этот показатель будет расти - в 2030 г. будет уже 75,8 года.

Конечно, здесь важны программы по ЗОЖ, против алкоголя и табакокурения, охрана труда в травмоопасных отраслях, повышение качества услуг в здравоохранении и так далее. Это комплексный вопрос, и правительство им занимается.


- Как будет увеличиваться возраст для большинства граждан страны, понятно. А что ждёт педагогов, медиков и творческих работников?

- Для них институт досрочной пенсии сохраняется. Не меняется и длительность профессионального стажа - 15-30 лет в зависимости от категории работников. По завершении переходного периода в 2034 г. пенсия им будет назначаться через 8 лет трудовой деятельности, и не имеет значения какой - продолжение это работы, допустим, учителем или другим специалистом. Для примера: если учитель начал работать в 21 год, выработал стаж в 46 лет, то пенсия будет назначена в 54 года. В течение переходного периода кто-то выйдет через 2 года после выработки стажа, кто-то - через 4 и т. д. Сейчас около 80% учителей и медиков продолжают работать после назначения пенсии.

- Северянам тоже предлагается поднять пенсионный возраст. Не начнёт ли население переезжать в более комфортные места и Крайний Север опустеет?

- Крупные работодатели на северных территориях создают такие условия для своих работников, что люди там закрепляются. И в целом сегодняшние условия жизни там, конечно, не сравнимы с теми, которые были в 50-е гг., когда северянам был установлен пониженный пенсионный возраст. Мы отмечаем, что на Севере продолжительность жизни в некоторых регионах выросла даже больше, чем по России: например, на Чукотке - на 6,9 года за 2010-2016 гг., тогда как в среднем по стране рост составил за тот же период 2,9 года.

Для северян также предусматривается переходный период. По его завершении мужчины будут выходить на пенсию в 60 лет, женщины - в 58 лет. То есть для этой категории работников возраст выхода на пенсию и после повышения будет ниже обще­установленного.


«Безработица выше среди молодёжи»

- Будут ли меняться другие параметры нынешней пенсионной системы: пенсионные коэффициенты, необходимый стаж и баллы и др.?

- Нет, здесь всё без изменений. Чтобы получить право на страховую пенсию, гражданам надо иметь не менее 15 лет стажа и 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов. Эта норма в полном объёме вступит в силу в 2025 г. Если человек не формировал достаточно прав для страховой пенсии, ему будет назначена социальная пенсия. Она ниже страховой и оформляется на 5 лет позже, чем страховая.

- Профсоюзы называют главные риски повышения пенсионного возраста - безработица среди пожилых людей и возможное увеличение количества бедных. Как Минтруд собирается решать эти проблемы?

- Безработица среди граждан старшего возраста - преувеличенная проблема. Да, на определённых рабочих местах действительно эффективнее молодые. Но ни один работодатель не отпустит квалифицированного специалиста, который работал на него продуктивно, просто из-за возраста. Я сам пытаюсь удержать нескольких сотрудников, которые достигли пенсионного возраста. Кроме того, численность граждан в трудоспособном возрасте сокращается из-за демографической ямы 90-х. Это, наоборот, даст возможность людям старших возрастов трудиться дольше.


Мы допускаем, что потребуется увеличить объём программ повышения квалификации или переобучения для работников старшего возраста. Региональные службы занятости занимаются обучением граждан предпенсионного и пенсионного возраста с 2014 г. и продолжат это делать. Кроме того, инспекция по труду, а также суды разбирают и будут разбирать все жалобы граждан по причине дискриминации. В целом я не ожидаю всплеска безработицы граждан старших возрастов. Сейчас безработица гораздо выше среди молодёжи, чем среди пожилых.

- Некоторые эксперты прогнозируют, что в случае повышения пенсионного возраста увеличится количество получателей пенсий по инвалидности и бюджет может проиграть. Как вы относитесь к такому мнению?

- Мы прорабатывали этот вопрос и не согласны с таким мнением. В предпенсионном и раннем пенсионном возрасте тенденция роста доли инвалидов только начинает проявляться и определяется исключительно состоянием здоровья, а не наличием или отсутствием работы. Более значительный рост числа инвалидов отмечается в старших возрастных группах - 70 лет и старше.


- Минтруд предложил обеспечить единый подход к определению величины прожиточного минимума пенсионера в регионах. Приводятся цифры: в 14 регионах он занижен, в 71 - завышен. Что это значит? Не будут ли в результате сокращены социальные доплаты к пенсии в 71 регионе?

- Единый подход обеспечит более корректный расчёт прожиточного минимума пенсионера. Пенсионерам не стоит беспокоиться: эти изменения не скажутся на размере дохода. В законодательстве закреплено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера с учётом социальной доплаты к пенсии не может быть меньше той суммы, которую он получал в предыдущем году.

Читайте также: