Трудовое и пенсионное законодательство 1953 1964 гг







Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года с 1 июля 1945 года восстанавливались «очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные на период военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»1. Отменялись ежедневные обязательные сверхурочные работы и восстанавливался 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации граждан на роботу в различные отрасли народного хозяйства. Восстанавливалось действие норм трудового права, которые в военное время не применялись, в том числе система коллективных договоров на предприятиях между администрацией и фабрично-заводскими комитетами профсоюзов. В соответствии с четвертым пятилетним планом Советское государство вновь вернулось к решению вопроса о привлечении кадров для промышленности, строительства и других отраслей народного хозяйства через систему организованного набора рабочей силы на основе договоров хозяйственных организаций с колхозами и колхозниками. Сокращение трудовой недели и прекращение сверхурочных работ повлияли на снижение заработной платы. На отдельных предприятиях сокращение оплаты труда увеличилось в 2 раза. Практиковалась задержка выплат заработной платы: за июль 1946 г. полностью получили зарплату лишь 24 млн. рабочих и служащих (из 30,6 млн.)2.После проведения денежной реформы 1947 г. и промышленного подъема 1948-1949 гг. заработная плата трудящихся начинает увеличиваться: за годы четвертой пятилетки среднемесячная заработная плата рабочего в промышленности увеличилась на 52,7%3.Повышалась роль профсоюзных организаций. Постановление Секретариата ВЦСПС от 21 июля 1947 года обязывало ФЗМК не допускать сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, больных открытой формой туберкулеза легких. ФЗМК должны были строго следить за соблюдением трудового законодательства администрацией, особенно в отношении рабочего времени, времени отдыха, труда женщин и подростков. Значительное внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. В соответствии с инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС от 21 июня 1949 года был установлен обязательный медицинский осмотр всех работавших на предприятиях с вредными условиями трудаПо Указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949 года для женщин, имевших детей до одного года, сохранялся непрерывный стаж во всех случаях перехода на другую работу.

Государство уделяло внимание и моральному стимулированию добросовестного труда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1947 года рабочих и горных мастеров за безупречную работу в лавах и забоях продолжительностью от 5 до 20 лет награждали медалями и орденами.

100.Изменения в брачно-семейном праве в 1945-1953 гг.Семейное право претерпевает небольшое, но знаменательное изменение: в 1948 году были запрещены браки с иностранцами. В указе по этому поводу давалось обоснование: наши женщины, вышедшие замуж за иностранцев и оказавшиеся за границей, в непривычных условиях чувствуют себя плохо и подвергаются дискриминации.

Правда, у людей, намеренных вступить в брак с иностранцами, и после запрета оставалась возможность: один из брачующихся мог сменить свое гражданство. Однако отказ от советского гражданства мог рассматриваться как измена Родине.

103. Положение о прокурорском надзоре в СССР 1955 г.: общая характеристика.

ответ-Важным этапом в дальнейшем развитии законодательства о прокурорском надзоре явилось утверждение Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР. Изданное на основе Конституции СССР 1936 г. Положение конкретизировало функцию высшего надзора применительно к основным его отраслям, определило правовые средства осуществления прокурорского надзора. Положением в соответствии со ст. 113 Конституции утверждалось, что высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как и отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Генерального прокурора СССР. Предусмотрено, что высший надзор заточным исполнением законов имеет своей задачей укрепление в СССР социалистической законности и охрану от всяких посягательств:

1) закрепленного Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик общественного и государственного строя СССР, социалистической системы хозяйства и социалистической собственности;

2) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан СССР, гарантированных Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик;

3) прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.

Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры обязаны следить за правильным и единообразным применением законов СССР, союзных и автономных республик, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям.

Были восстановлены принципы организации и деятельности органов прокуратуры, Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры были наделены дополнительными властно-распорядительными полномочиями по установлению и устранению нарушений закона, в особенности в сфере общего надзора, в стадии производства дознания и предварительного следствия, а также надзора за законностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.

104. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.

ответ- Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. состоял из 4 разделов:Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ,

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ,

Раздел III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО,

Раздел IV. АВТОРСКОЕ ПРАВО.

Гражданское законодательство 1964 г: в 1964 г. в РСФСР был принят Гражданский кодекс на основе Единых общесоюзных основ гражданского законодательства СССР и союзных республик, принятых в 1961 г.

Гражданский кодекс 1964 г. устанавливал основную цель законодательства: укрепление экономической системы СССР, рост социалистической собственности, поддержание и укрепление законности в области имущественных отношений и охраны прав юридических и физических лиц.

Гражданский кодекс 1961 г. регулировал следующие гражданские правоотношения:

имущественные отношения: связанные с товарно-денежными формами производства в коммунистическом строительстве; хозрасчетные системы экономики, использование денежных средств, регулирование цен, расчет себестоимости и прибыли, торговля; кредитные и банковские;

личные неимущественные отношения: право на авторство; право на защиту чести и достоинства субъектов гражданских правоотношений (гражданин и организация);

Гражданские права и обязанности возникали на основании установленных законодательством СССР и союзных республик условий (юридических фактов – событий), также в результате действий граждан и организаций (юридических фактов – действий), которые сами по себе порождают гражданские права и обязанности либо установлены законодательством.

Устанавливалась очередность наследников по закону. В первую очередь наследовали:

ближайшие родственники по нисходящей линии;

ближайшие – по восходящей линии;

супруг умершего лица.

Гражданский кодекс 1961г.

устанавливал свободу завещания при соблюдении обязательной доли для несовершеннолетних, нетрудоспособных детей или супруга, родителей и иждивенцев умершего.

105. Трудовое и пенсионное законодательство 1953-1964 гг.

ответ-в июле 1945 года на основе закона о демобилизации местным органам власти вменялось в обязанность срочное предоставление работы демобилизованным военослужащим.

С февраля 1947г.было возабнавлено заключение колективных договоров между хозорганами и прфсоюзами.В апреле 1956 г. издан указ президиума верховного совета ссср,отменявший уголовную ответственностьза прогулы,она заменялось дисциплинарной ответственностью.

с 1956г. сокращена продолжительность рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни,а так же для работающих подростков в течении всей недели,

Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день,родолжительность рабочей недели была сокращена с 48 до 46 часов

увеличилось продолжительность отпусков по беременности и родам.

В июле 1956 г. был принят Закон о госу дарственных пенсиях. Пенсионный возраст для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и бо лее. Колхозники же и в этой области оказались обделенными: лишь с 1 июля 1964 г. они получили право на пенсию, а пенсионный возраст наступал для них на пять лет позже.

106. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство 1953-1964 гг

ответ- В период «оттепели» была проведена существенная трансформация института уголовной ответственности за государственные преступления.

При сохранении основного перечня составов преступлений против советского государства (шпионаж, измена Родине, антисоветская пропаганда, диверсия и др.) заметно изменилась общая направленность их законодательной трактовки. Так, практически был исключен классовый признак, то есть одна из главенствующих идей сталинизма об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма и необходимости соответственно ужесточения наказания в отношении «классовых врагов». В этой связи исчезли такие термины, как «контрреволюционное преступление», «мировая буржуазия», «активная борьба против рабочего класса и революционного движения» и др. Составы преступлений стали более конкретны, их формулировки были избавлены от революционной и контрреволюционной риторики. Изменился и подход к ответственности за совершение преступлений против государства (государственных преступлений). Если ранее имели место, по сути, безальтернативные наказания (расстрел) по многим составам, то по закону 1958 г. все без исключения составы государственных преступлений предусматривали альтернативу, в том числе наиболее тяжкие составы - как правило, это было лишение свободы на срок до 15 лет (против 25 лет по прежнему закону) с конфискацией имущества или смертная казнь с конфискацией имущества. Ушли в прошлое такие навеянные революционным временем первых лет советской власти виды наказания (мер социальной защиты), как «объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и обязательным изгнанием из его пределов», «удаление из пределов Союза ССР на срок», поражение в политических правах как дополнительное наказание.

В новом уголовно-процессуальном законодательстве, принятом в период «оттепели» (Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 25 декабря 1958 г.) по сравнению с предшествующим законодательством закреплены более весомые гарантии прав подозреваемых, обвиняемых и подсудимых. При этом Основы содержали ряд норм, которые косвенно отражали имевшиеся ранее нарушения законности при производстве следствия и суда, в частности, в ст. 13 указывалось, что «Суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого. Запрещается домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер».

107. Конституция СССР 1977 г.: высшие органы власти.

ответ- В новой Конституции СССР было зафиксировано, что диктатура пролетариата

выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет.

Довольно обстоятельно в новой Конституции отражена возрастающая роль представительных органов государственной власти. Отражая факт изменения (упрочения) социальной базы государства, Конституция дает им теперь новое наименование - Советы народных депутатов. Кроме того, ст.2 формулируется так, что из нее сразу видна роль Советов как главной формы осуществления власти народа; в ней зафиксировано также, что все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам.

108. Конституция СССР 1977 г.: общая характеристика.

ответ- Конституция СССР 1977 г. готовилась на началах, с одной стороны, преемственности по отношению к предшествующим основным законам, с другой стороны - новизны по сравнению с ними. Такова была официальная ее оценка, в частности, майским (1977 г) пленумом ЦК КПСС, рассмотревшим проект Конституции и давшим решающий толчок ее обсуждению и принятию. Возможно, официальное руководство страны и не могло иначе говорить о Конституции.

Конституция СССР 1977 г. опирается на предшествовавшее ей обновление и совершенствование законодательства, учитывает принятые законодательные акты, которые, как отмечалось на майском пленуме ЦК 1977 г., "стали как бы кирпичиками, из которых складываются многие статьи новой Конституции".

Основной Закон СССР 1977 г. имеет следующую структуру: Преамбула; I. Основы общественного строя и политики СССР (гл.1-5: Политическая система; Экономическая система; Социальное развитие и культура; Внешняя политика; Защита социалистического Отечества); II. Государство и личность (гл.6-7: Гражданство СССР. Равноправие граждан; Основные права, свободы и обязанности граждан СССР); III. Национально-государственное устройство СССР (гл.8-11: СССР - союзное государство; Союзная Советская Социалистическая Республика; Автономная Советская Социалистическая Республика; Автономная область и автономный округ); IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания (гл.12-14: Система и принципы деятельности Советов народных депутатов; Избирательная система; Народный депутат); V. Высшие органы государственной власти и управления СССР (гл.15-16: Верховный Совет СССР; Совет Министров СССР); VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках (гл.17-19: Высшие органы государственной власти и управления союзной республики; Высшие органы государственной власти и управления автономной республики; Местные органы государственной власти и управления); VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (гл. 20-21: Суд и арбитраж; Прокуратура); VIII. Герб, флаг, гимн и столица СССР; IX. Действие Конституции СССР и порядок ее изменения.

109. Права и обязанности советских граждан по Конституции СССР 1977

ответ-По сравнению с конституцией 1936 г. появились, в частности, такие статьи:

Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья. .

Статья 44. Граждане СССР имеют право на жилище. .

Статья 46. Граждане СССР имеют право на пользование достижениями культуры. .

Статья 47. Гражданам СССР . гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. . Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.

Статья 66. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей . Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Статья 67. Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять её богатства.

Статья 68. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан СССР.

Статья 69. Интернациональный долг гражданина СССР — содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира[14].

Основные направления кодификации советского законодательства в период либерализации общественных отношений (1953 - октябрь 1964 г.).

Изменения государственного строительства требовали и перестройки правовой системы. Действовавшие нормы устарели, не соответствовали новой экономической и политической обстановке и отставали от развития государства и общества.

Ключевые моменты кодификации:

- перестраивалась, обновлялась и кодифицировалась вся правовая доктрина и все отрасли права, а не отдельные правовые нормы;

- своеобразность советского государства исключала возможность использования зарубежной правовой теории и практики, что обусловило необходимость проведения собственных правовых разработок, основой которого было марксистско-ленинское учение о государстве и праве;

- длительная подготовка кодификации положительно отразилась на качестве вновь создаваемых правовых норм, которых отличала высокая юридическая техника, логичность построения, при их создании учитывались общественно-политические, социальные и другие условия;

- демократизация государственного управления положительно повлияла на условия кодификации - к обсуждению правовых проблем привлекались советские юристы, обществоведы и другие специалисты и практики, складывалась профессиональная юридическая школа, развивалась юридическая наука.

Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 г. и Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.

Гражданское право закрепляло принцип социализма в развитии имущественных отношений.

8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР принял Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, которые были призваны обслуживать социалистическую систему ведения народного хозяйства и провозглашали отсутствие частной собственности на средства производства.

На уровне союзного государства такого рода акт принимался впервые.

Основы закрепляли нормы, определяющие единые для Советского государства принципы регулирования гражданско-правовых отношений, суть которых сводилась к следующему.

Основы закрепляли следующие формы собственности:

- личную собственность граждан.

Собственником всего государственного имущества являлось Советское государство, оно могло передавать предприятиям часть своего имущества в оперативное управление.

В обязательственном праве основное внимание уделялось договорному регулированию как основному способу реализации хозяйственных планов; устанавливалась государственная защита личной собственности граждан, однако оговаривалось ее обязательное трудовое происхождение и единственное назначение - для удовлетворения материальных и культурных личных потребностей граждан.

Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и Уголовный кодекс РСФСР 1964 г.

Кодификация в уголовном праве завершилась принятием в 1958 г. Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик. Основы отражали политику государства, направленную на либерализацию и демократизацию общественных отношений, что выразилось в отмене уголовной наказуемости за административные, дисциплинарные проступки и малозначительные правонарушения. Так, в частности, отменялась уголовная ответственность за прогул без уважительной причины, за самовольный уход с работы, за малозначительные кражи.

Как антигуманный пережиток сталинизма отменялся институт аналогии.

Преступление определяется как общественно опасное деяние, прямо предусмотренное уголовным законом, действовавшим в момент его совершения.

Повышается минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности с 12 до 16 лет, а по некоторым тяжким преступлениям - с 14 лет.

Основы определяли перечень видов наказаний, начиная от самых мягких (общественное порицание) и заканчивая лишением свободы и ссылкой. Высшей исключительной мерой наказания остается смертная казнь в виде расстрела, которая применяется за самые тяжкие государственные преступления и умышленное убийство с отягчающими обстоятельствами. Был снижен до 10 лет максимальный срок лишения свободы. Однако до 15 лет усиливалось наказание для рецидивистов и за особо тяжкие преступления.

Основы провозглашали принципы индивидуализации наказания и ответственности за совершенное деяние в зависимости от степени вины лица, совершившего преступление.

Основы и принятые тогда же общесоюзные законы об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления стали базой для развития республиканского уголовного законодательства.

В октябре 1960 г. был принят УК РСФСР. УК состоял из Общей и Особенной частей и содержал 18 глав и 259 статей.

Характерным являлось изъятие из Кодекса уголовно-правовых норм, действовавших в период культа личности Сталина (аналогия, ответственность за других лиц, за мысли, по мотивам социальной опасности лица). Дается понятие малозначительного правонарушения, исключающего применение уголовной ответственности. Гуманизируется уголовное наказание: исключается применение таких наказаний, как объявление врагом народа, изгнание из СССР, лишение избирательных прав, не применяется расстрел к беременным женщинам и несовершеннолетним.

Кодификация уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства (1953 – 1964 гг)

В 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы определяли задачи уголовного судопроизводства (быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и наказание виновных) и принципы уголовного судопроизводства (законность, гласность, равенство граждан перед законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей).

27 октября 1960 г. РСФСР принял Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.

УПК исключал применение старых реакционных норм и закреплял новые гарантии неприкосновенности личности в уголовном процессе и механизм их реализации:

- принцип осуществления правосудия только судом;

- принцип всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела;

- совершенствовал применение права обвиняемого на защиту;

- ограничил пределы судебного разбирательства;

- процессуально упорядочил положение подозреваемого.

В 1961 г. были приняты Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы устанавливали общие положения и принципы гражданского процесса, что способствовало формированию единой правоприменительной практики, формулировали задачи гражданского судопроизводства, регламентировали порядок судебного рассмотрения гражданских дел.

11 июня 1964 г. Верховный Совет РСФСР принял Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР.

ГПК регламентировал следующие виды гражданского судопроизводства: искового производства, дел, возникающих из административно-правовых отношений, и дел особого производства.

ГПК расширял права участников судебного процесса, права суда при рассмотрении дел в порядке надзора.

Развитие советского права в 60-е гг.

8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР принял Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

В сфере обязательственного права в Основах ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями. Договорная форма использовалась как инструмент выполнения планов и обеспечения ответственности организаций за ассортимент, качество, комплектность и своевременной поставки продукции.

Трудовое право развивалось в направлении повышения материального положения граждан и обеспечения их социальных прав.

В 1955—1958 гг. повышается заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. была повышена заработная плата работникам, занятым в сфере просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и некоторых других отраслях народного хозяйства.

В соответствии с принятыми решениями XX съезда КПСС проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В предпраздничные и предвыходные дни продолжительность рабочего дня сокращалась на два часа. С 77 до 112 календарных дней увеличивалась продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам.

Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предварительным предупреждением администрации предприятия или учреждения за две недели.

Новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров было утверждено в 1957 г. Президиумом Верховного Совета СССР. В соответствии с Положением на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Комиссии рассматривали трудовые споры, возникавшие между рабочими (служащими) и администрацией. Обжалование решения комиссии осуществлялось в 7-дневный срок в комитете профсоюза. В случае несогласия с решением комитета профсоюза оно в 10-дневный срок могло быть обжаловано в народном суде.

Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый период, представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и Советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях были расширены права колхозов. Колхозникам предоставлено право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных условий. Колхозы могли сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве.

Изменения произошли в принципах и форме оплаты труда в колхозах. Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежавшая распределению по трудодням, выдавалась колхозникам по окончании сельскохозяйственного года, не отвечала принципу материальной заинтересованности колхозников и не способствовала росту производства. Поэтому в марте 1956 г. в колхозах было введено ежемесячное авансирование колхозников.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Кодификация советского права в 1953-начале 60-х гг.: основные направления и изменения.

Кодификация советского права в 1953-начале 60-х гг.: основные направления и изменения.

Кодификация советского права в 1953-начале 60-х гг.: основные направления и изменения.

Начиная с середины 1950-х гг. было принято около 10 законов, направленных на гуманизацию советского трудового права и защиту прав работников: уменьшена продолжительность рабочего дня, расширены права профсоюзов и участие рабочих в управлении производством, возрождена система разрешения индивидуальных трудовых споров. В частности, работа в предвыходные и предпраздничные дни сокращалась на 2 часа. Принципиальную важность имели Указы Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля и 26 мая 1956 г. [1] Согласно первому из них, отменялась уголовная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и учреждений без уважительной причины. Работники получили право расторгать трудовой договор в любое время, предупредив администрацию за 2 недели (т. е. были реанимированы и так не отмененные нормы КЗоТ 1922 г.). Тем самым было восстановлено значение трудового договора, как основания существования трудового правоотношения во времени. До этого он выступал только в качестве юридического факта, при наступлении которого возникали права и обязанности сторон, уже определенные законодательством. При этом расторжение трудового договора, а в отдельных случаях и его заключение не зависели от воли работника. Были отменены принудительные постоянные переводы без согласия работника. Согласно Указу от 26 мая 1956 г. для рабочих и служащих в возрасте с 16 до 18 лет был установлен 6-часовой рабочий день. Усилились правовые гарантии трудовых прав несовершеннолетних, для которых был восстановлен месячный оплачиваемый отпуск. Возраст принятия на работу был повышен, по общему правилу, до 16 лет. С 1959 г. предоставляются дополнительные льготы лицам, совмещающим работу с обучением (оплачиваемые учебные отпуска, дополнительные дни для подготовки к занятиям и др.).

Со второй половины 50-х гг. начали вводиться законодательные новеллы, направленные на улучшение условий труда женщин. Во-первых, начала проводиться замена женского труда на подземных работах, а также на ряде других тяжелых работ (Постановления Совета министров СССР от 13 июля 1957 г. и 29 июня 1960 г.) 1 .

Во-вторых, в 1956 г. был увеличен отпуск по беременности и родам до 112 дней (как по первой редакции КЗоТ), введен неоплачиваемый отпуск до трех месяцев после отпуска по беременности и родам. Этот отпуск включался как в общий, так и непрерывный трудовой стаж. С 1957 г. отменяется требование трехмесячного стажа для получения пособия по беременности и родам. Это право возникало с первого дня работы, но размер пособия зависел от трудового стажа. Для не членов профсоюзов его размер был повышен с 1/2 до 2/3 заработка.

В-третьих, был установлен ряд льгот для женщин по Закону о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г. Пенсионный возраст и трудовой стаж для выхода на пенсию по старости для женщин был установлен на 5 лет меньше, чем для мужчин. Многодетным матерям устанавливались дополнительные льготы по возрасту и по трудовому стажу. Законом СССР от 15 июля 1964 г. для колхозниц впервые были установлены оплачиваемый отпуск по беременности и родам, для всех колхозников — пенсии по старости и по инвалидности, а для членов их семей — пенсии по случаю потери кормильца [2] [3] .

Отметим, что позитивную роль сыграло повторное вступление СССР в члены МОТ в 1954 г., хотя отношения с этой организацией не всегда были бесконфликтными. Кроме того, наша страна по стандартам труда постепенно начала отставать от стран Запада, а в некоторой части наше законодательство (прежде всего, о профсоюзах) отставало и от стандартов МОТ.

При этом вносимые в трудовое законодательство изменения в 60-х гг. XX в. носили преимущественно прогрессивный характер, что в некоторой степени предопределило содержание нового кодекса 1971 г., о котором будет сказано ниже. Например, с 1960 г. начался переход на 7- и 6-часовой рабочий день. Попытка проведения хозяйственной реформы в середине 60-х годов нашла отражение и в трудовом законодательстве. В частности, в 1967 г. была повышена минимальная заработная плата, расширены льготы лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, введена 5-дневная рабочая неделя, а продолжительность оплачиваемого ежегодного отпуска рабочих и служащих увеличена с 12 до 15 рабочих дней.

Законом Союза ССР от 15 июля 1970 г. принимаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (вступили в силу с 1 января 1971 г.) 1 , которые стали первым общесоюзным кодифицированным актом о труде. Они сформировали фундамент всей системы советского трудового законодательства, обеспечили его единство в масштабах СССР. Основы стали итогом большой работы, проделанной советскими учеными и практическими работниками. Большинство их норм улучшали положение работников и ограничивали права администрации (увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, запрет необоснованного отказа в приеме на работу, ограничение на перевод работника в случае производственной необходимости или простоя, уменьшение оснований увольнения по инициативе администрации и др.). Это был своеобразный эталон для последующих кодификаций республиканского трудового законодательства. В целом Основы носили прогрессивный характер, а их юридическая техника была на достаточно высоком уровне. Они отличались известной компактностью и лаконичностью и содержали всего 15 глав и 107 статей.

Наконец, в 1971 г. был принят КЗоТ РСФСР [4] [5] , вступивший в силу с 1 апреля 1972 г. Отметим, что в 1971—1973 гг. принимаются КЗоТы и других союзных республик. При этом КЗоТ РСФСР по объему почти в 2 раза превышал Основы. КЗоТ РСФСР воспроизвел основные положения Основ, дополнив и конкретизировав многие их положения.

Соответственно, структура КЗоТ, с одной стороны, воспроизводила структуру Основ, с другой — он, естественно, был гораздо больше по объему. Число глав в Кодексе было увеличено по сравнению с Основами с 15 до 18, а количество статей — со 107 до 256. В кодексе была относительно развернутая общая часть (гл. I «Общие положения»), а затем по главам регламентировались основные институты трудового права, начиная с коллективных договоров (гл. II), трудового договора (гл. III) и др.

В Кодекс не были включены главы, регулировавшие в КЗоТе 1922 г. вопросы трудовой повинности и положения, другие аспекты привлечения к труду граждан, которые существовали ранее.

Дополнения, конкретизация и детализация положений Основ законодательства о труде осуществлялись в КЗоТе по-разному. Отдельные аспекты трудового правоотношения регламентировались более подробно, путем увеличения числа статей, посвященных тому или иному вопросу. Некоторые статьи Основ, носящие общий характер либо содержащие определения понятий, расшифровывались в нескольких дополнительных статьях и, наконец, некоторые краткие и весьма общие по содержанию статьи расширялись путем включения в них конкретизирующих и детализирующих норм.

КЗоТ 1971 г. включал специальную гл. XI «Труд женщин», где устанавливались гарантии работающим женщинам, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей. Субъектная дифференциация в кодексе проводится достаточно четко, что, в частности, выразилось в наличие гл. XII «Труд молодежи». Обособилось и гл. XIII «Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением».

Поскольку районы Крайнего Севера географически находились только на территории РСФСР, то в кодексах других союзных республик соответствующих положений не было. В КЗоТе они нашли отражение в основном в гл. XVIII «Заключительные положения», регулирующей особенности труда и других категорий работников (сезонные, временные работники и др.).

Определенные изменения были внесены в КЗоТ после принятия Конституции СССР 1977 г. (в том числе и в его Общую часть).

КЗоТ РСФСР (а затем — РФ) 1971 г. действовал около 30 лет и сыграл свою положительную роль в регулировании трудовых отношений. В период его действия в него неоднократно вносились изменения. Не все они были принципиальными, ни одно из них не влияло коренным образом на структуру Кодекса. В качестве исключения следует признать включение в КЗоТ двух новых глав, регулирующих вопросы обеспечения занятости и правового положения трудового коллектива (5 февраля 1988 г.), о чем будет сказано ниже.

Как правило, эти изменения были обусловлены необходимостью совершенствования механизма правового регулирования трудовых отношений как с учетом социально-экономического развития России, так и под влиянием международно-правового регулирования отношений в сфере труда.

КЗоТ 1971 г. (как, впрочем, и последовавший за ним ТК РФ) не отличался стабильностью. Так, с 1971 по 1986 г. в КЗоТ было внесено 17 изменений, а с 1987 по 2001 г. — 22. При этом постоянно вносимые в КЗоТ изменения снимали ряд проблем, но порождали едва ли не столько же новых.

Достаточно часто эти изменения касались правового положения в сфере труда отдельных категорий работников (лиц с семейными обязанностями; женщин, имеющих детей; несовершеннолетних, инвалидов), и даже совершенствования отдельных институтов (материальная ответственность работников, дисциплина труда, рабочее время, время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, надзор и контроль).

Нередко изменения носили в значительной степени редакционный характер (изменение названий работодателя, связанные с изменениями организационно-правовых форм, изменение наименования выборных органов профсоюзов).

Краткое содержание:

Советская эпоха осталась в прошлом. Но почти все, кто сейчас получают пенсию или вскоре собираются на нее выйти, жили и работали в СССР. А потому они могут и сейчас использовать возможности советского пенсионного законодательства.


Приведу ряд законов СССР, которые в наши дни помогают повысить пенсию за счет включения дополнительного стажа.

1. Закон СССР от 14 июля 1956 г. и Закон от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях»

Сейчас нередко встречаются отказы ПФР включить периоды работы в стаж из-за того, что не было отчислений страховых взносов. Но такое требование ввел Закон «О трудовых пенсиях» только с 2002 года.

До этого поочередно действовали названные законы, где не содержалось условий о взносах в ПФР. Применяя правило п. 8 ст. 13 Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, стаж можно учитывать по нормам, действовавшим в то время, когда он вырабатывался.

Поэтому в судах удается отменить отказы ПФР, связанные с исключением из стажа периодов до 2002 года, если по ним нет сведений о страховых взносах.

Например, гражданину не зачли в стаж периоды работы с 1992 г. по 1998 г. в качестве директора коммерческой фирмы.

Он обратился в суд — и там с ПФР не согласились, указав, что в период работы (с 1992 по 1998 гг.) пенсионное законодательство не предусматривало отчисление взносов в качестве обязательного условия для зачета работы в стаж (определение Краснодарского краевого суда, дело № 33-22355/17).

2. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590

Этот документ действовал до 1992 г. — значит, он применим к периодам стажа за то же время. Положение позволяет зачесть:

-службу в армии и приравненную к ней службу в органах внутренних дел в льготный стаж для досрочной пенсии по Списку № 1 или № 2 (если вслед за службой шла соответствующая работа, которая входит в льготный стаж);

-также в льготный стаж по Спискам №1 или №2 засчитывается период обучения в училищах и других заведениях системы профессионально-технического образования — если сразу после учебы следовала работа с вредностью по Списку;

-время обучения в средне-специальных и высших учебных заведениях Положение позволяло включать в стаж для назначения пенсии (если до учебы человек работал или служил в армии).

Эти правила могут помочь увеличить стаж для назначения страховой пенсии (а его все чаще не хватает, из-за чего ПФР отказывает в пенсии даже по достижении пенсионного возраста).
А также — добавить несколько лет к льготному стажу по Спискам №1 или №2, что позволяет получить пенсию досрочно, а при большом льготном стаже — повысить ее размер за счет перерасчета стажевого коэффициента по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.

Однако следует отметить, что нормы Положения 1972 г. не позволяют увеличить стаж, который берется для расчета пенсии (это общий трудовой стаж до 2002 г.).

Если сохранять для него те же правила, то и считать пенсию будут по советским формулам. А это приводит к снижению пенсии по сравнению с размером, рассчитанным по современным формулам.

Это уже не раз было доказано на примерах из судебной практики (п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от от 11 декабря 2012 г. № 30, Няганский р-й суд ХМАО-Югра, дело № М-343/2014).

3. Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 «О зачете … времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам КС, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях»

Это постановление позволяет включить в северный стаж службу до 1992 года в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины и военного строителя — если в течение 3-х месяцев после увольнения со службы эти граждане поступили на работу в северном районе.

Иными словами, это правило позволяет увеличить северный стаж на 2-3 года, проведенные в армии.

А северный стаж не только позволяет выйти на пенсию раньше, но и получать надбавку к ней в виде районного коэффициента или повышенной фиксированной выплаты (50% за 15 лет работы в РКС или 30% за 20 лет работы в местностях, приравненных к РКС — ст. 17 Закона №400-ФЗ).

Если статья была вам интересна, то предлагаю принять участие в обсуждении, поделиться в социальных сетях и оценить на свое усмотрение.

Читайте также: